спублики Алтай» : постановление Государственного Собрания - Эл Курултай республики Алтай от 31 мая 2006 г. № 3-3: [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. О положении о комитетах и постоянных комиссиях Законодательного Собрания Забайкальского края» : постановление Законодательного Собрания Забайкальского края от 25 февраля 2011 г. № 42 : [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «КонсультантПлюс» .
7. Отчет комитета Законодательной Думы Томской области по законода-
тельству, государственному устройству и безопасности об итогах работы за 2012 год: приложение к постановлению Законодательной Думы Томской области от 31 января 2013 № 913: [Электронный ресурс]: Ы±р:/^ита.
tomsk. ru/page/23979 (дата обращения 01. 08. 2013).
8 «Об утверждении положения о комитете Законодательной Думы Томской области» : постановление Законодательной Думы Томской области от 22 ноября 2001 г. № 1085 : [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
УДК 342. 7
Минина А.А.*
ПРАВОВОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Минина А.А. Правовое информирование населения как условие повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. - Статья .
В статье анализируется складывающая в настоящее время нормативная база, направленная на регулирование отношений по правовому информированию населения . Автором делает вывод о том, что правовое информирование - это не только обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправление, но и условие повышения эффективности их деятельности .
Ключевые слова: правовое информирование, правовая информация, обращения граждан, обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления
Minina A.A. Legal informing of people as a condition for improvement of government and local government effective functioning. - Article .
The article analyzes the current regulations that control relations on legal informing of people . The author concludes that the legal information is not only the obligation of government and local self-government bodies, but also a condition for improving their effective functioning.
* Минина Анна Александровна - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Ставропольского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», кандидат психологических наук, доцент.
Keywords: legal informing, legal information, appeals of citizens, access to information about the activities of government and local self-government authorities
МінінаГ.О. Правове інформування населення як умова підвищення ефективності діяльності органів державної влади й місцевого самоврядування. - Стаття .
У статті аналізується нормативна база, що склалась на цей час, яка спрямована на регулювання відносин з правового інформування населення . Автор робить висновок про те, що правове інформування - це не тільки обов’язок органів державної влади й органів місцевого самоврядування, але й умова підвищення ефективності їх діяльності .
Ключові слова: правове інформування, правова інформація, звернення громадян, забезпечення доступу до інформації щодо діяльності органів державної влади і місцевого самоврядування
Более двух лет назад - 4 мая 2011 года Президент РФ Дмитрий Медведев официально утвердил «Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (далее - Основы) С принятие Основ государство взяло на себя функции по формированию высокого уровня правовой культуры населения, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности, преодолению правового нигилизма в обществе
Особое место в Основах отведено правовому информированию граждан, как мере государственной политики в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения. Хотя и до принятия Основ органы государственной власти и местного самоуправления были обязаны участвовать в правовом информировании населения
Важнейшими конституционными гарантиями правового информирования населения являются положения ст 15 и 24 Конституции Российской Федерации Так, ст 15 Конституции указывает на необходимость обязательного опубликования всех норма-
тивных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина; а ст. 24 Конституции устанавливает обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечить каждому возможность непосредственного ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы Кроме того, в силу непосредственного действия ч 2 ст 24 Конституции гражданину должна быть предоставлена любая информация, затрагивающая его права и свободы, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью.
Система правового информирования населения определена Федеральным законом от 21.11. 2011 г. № 324-ФЭ «О бесплатной юридической помощи» (далее - Закон № 324-ФЗ) [1]. Закон № 324-ФЗ стал первым федеральным законом, принятым во исполнение Основ
В статье 28 Закона № 324-ФЗ определены уполномоченные на правовое
информирование субъекты: те, кто обязан, и те, кто вправе осуществлять указанную деятельность. Обязаны участвовать в правовом информировании населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и должностные лица Обязанность по правовому информированию населения может быть возложена и государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов
Юридические клиники образовательных организаций высшего образования и негосударственные центры бесплатной юридической помощи вправе участвовать в правовом информировании населения на добровольных началах
В ст. 28 Закона № 324-ФЗ определён и перечень информации, которую указанные субъекты обязаны доводить до граждан Таким образом, правовое информирование, исходя из смысла ст. 28 Закона № 324-ФЗ, - это доведение до граждан указанной информации различными способами, перечень которых является открытым Так, уполномоченные субъекты обязаны доводить до сведения граждан посредством размещения в местах, доступных для них, в средствах массовой информации, в сети «Интернет» либо иным способом следующую информацию:
1) порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи;
2) содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты
гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей;
3) компетенция и порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц;
4) правила оказания государственных и муниципальных услуг;
5) основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц;
6) порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий
В последнее время доступ граждан РФ к правовой информации стал более доступным Сегодня детально регламентируют процедуру получения доступа к правовой информации нормы ряда Федеральных закон: от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ) [2], от 22.12. 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» (далее Закон № 262-ФЗ) [3], от 09 02 2009 г № 8-ФЗ «Об обе-
спечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон № 8-ФЗ) [4]
Федеральный закон от 02 05 2006г № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные со всеми обращениями граждан в органы государственной власти и местного самоуправления, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в ином порядке в соответствии с конституционными законами и иными федеральными законами Федеральным законом от 07 05 2013 г № 80-ФЗ [5] действие Закона № 59-ФЗ распространено и на правоотношения, связанные с рассмотрение обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами
Обращения граждан являются инструментом повышения правосознания граждан, обеспечивают поддержание информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления
В последнее время в законодательство, регулирующие порядок рассмотрения обращений граждан, вносилось немало изменений, что, безусловно, повлияло на эффективность института обращения граждан Однако следует заметить, что данное законодательство нуждается и в дальнейшем совершенствовании Прежде всего,
по-прежнему вызывает нарекание 30-дневный срок рассмотрения обращений граждан А кроме того, часть 2 ст 12 Закона об обращениях содержит норму, которая позволяет в исключительных случаях руководителю государственного органа или органа местного самоуправления, должностному лицу продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив гражданина, направившего обращение При этом, как справедливо отмечено Н И Гритчиной, нормативно не определены те случаи, которые могут быть отнесены к числу исключительных, что на практике может привести к необоснованному затягиванию времени рассмотрения поступающих обращений [6]
Современный этап развития российской государственности характеризуется расширением правового регулирования правоотношений, связанных с обращениями граждан. В частности, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относит (ст 7) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц, создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с гражданами и институтами гражданского общества, обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов
Федеральный закон от 22 12 2008г № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» регулирует правоотношения, свя-
занные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов. Закона № 262-ФЗ в статье 6 определил исчерпывающий перечень способов такого доступа Между тем законодательной новеллой с принятием Закона № 262-ФЗ стала обязанность размещать информацию о деятельности судов в сети Интернет В литературе отмечается, что в настоящее время конкретные механизмы контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности судов ни в федеральном законодательстве, ни во внутриведомственных актах не урегулированы, что по вполне объяснимым причинам создает определенные трудности в правоприменительной практике В этой связи правоприменительным субъектам приходится использовать так называемые нормы общего регулирования [7]
Федеральный закон от 09 02 2009г № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» регулирует правоотношения, связанные с обеспечением доступа пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 2). Положения Закона № 8-ФЗ не распространяются или распространяются не в полном объеме на отношения, связанные со спецификой предоставления отдельных видов информации (информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную, профессиональную тайну, а также информация о частной жизни, персональные данные и иные)
В отличие от Закона № 262-ФЗ Закон № 8-ФЗ в ст 6 закрепляет от-
крытый перечень способов доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
До принятия Закона № 8-ФЗ правовое регулирование вопросов доступа к информации о деятельности органов власти носило общий характер: основу правового регулирования доступа к информации о деятельности органов власти составляли ст. 24 и 29 Конституции Российской Федерации и отдельные нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», закрепляющие лишь общие аспекты права на доступ к информации. Такое положение вещей негативным образом отражалось на практике реализации гражданами указанного права [8]
Статья 10 Закона № 8-ФЗ обязывает государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности создавать официальные сайты в сети Интернет с указанием адресов электронной почты, а ст. 13 содержит перечень информации, которая может быть размещена на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления Она размещается соответствующим органом в зависимости от сферы его деятельности Не совсем корректна формулировка статьи, получается, что «информация содержит общую информацию» Перечень достаточно обширный, поэтому неслучайно Общественная палата РФ в своем заключении на проект Закона указывала, что подобный перечень очень трудно сделать полным и непротиворечивым [9].
Между тем в п 1 ст 10 Закона № 8-ФЗ установлено, что в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование Указанная норма может создать проблемы в правоприменении, так как Законом не определены конкретные случаи, когда муниципальное образование «не имеет возможности» размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет. Указанный пробел в настоящее время восполняется за счёт судебной практики Так, в своём апелляционном определении Магаданский областной суд от 10 октября 2012 г. № 33-957/2012 [10] согласился с доводами суда первой инстанции, что только в случае отсутствия технической возможности по созданию официального сайта органы местного самоуправления вправе размещать информацию о своей деятельности на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации либо на официальном сайте муниципального района Иные причины, в том числе высокодотационный бюджет, отсутствие финансовой или иной возможностей, не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по созданию официального сайта в сети «Интернет» и обеспечению доступа граждан к информации о деятельности муниципального образования
Таким образом, правовое информирование - это деятельность уполномоченных субъектов по доведению до граждан правовой информации,
затрагивающей права, свободы и обязанности человека и гражданина посредством размещения в местах, доступных для них, в средствах массовой информации, в сети Интернет либо иным способом При этом правовое информирование - это не только обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправление, но и условие повышения эффективности их деятельности
В настоящее время создана необходимая нормативная база, направленная на регулирование деятельности уполномоченных субъектов по правовому информированию населения Между тем она требует определённой консолидации, а отдельные законодательные нормы - совершенствования
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 21. 11. 2011 № 324-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48 . - Ст. 6725.
2. Федеральных закон: от 2 мая 2006 г № 59-ФЗ (ред от 02 07 2013) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ,- 2006,- № 19,- Ст. 2060.
3 Федеральный закон от 22 12 2008 № 262-ФЗ (ред от 02 07 2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» // Собрание законодательства РФ - 2008 - № 52 (ч. 1). - Ст. 6217.
4 Федеральный закон 09 02 2009 № 8-ФЗ (ред от 07 06 2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и
А. Е. ГУЗИЙ
органов местного самоуправления» //
Собрание законодательства РФ. - 2009. -№ 7. - Ст. 776.
5. Федеральный закон от 07. 05. 2013 № 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 5. 59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2013,- № 19,- Ст. 2307.
6 . Гритчина Н. И. Проблемы реализации законодательства об обращениях граждан в органы местного самоуправления // Современное право. - 2012. -№ 6 - С 21-25
7 Коновалов А О Некоторые проблемы реализации внесудебных механизмов защиты конституционного
УДК: 342. 574
Гузий А.Е.*
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ГОРОДЕ ОМСКЕ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
ГузийА.Е. Территориальное общественное самоуправление в городе Омске: правовое регулирование и практическая реализация. - Статья .
В статье анализируются правовые и организационные основы деятельности территориального общественного самоуправления, практические вопросы их реализации .
Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление (ТОС), форма непосредственной демократии, положение о ТОС, комитеты территориального общественного самоуправления, старший по дому, председатель совета многоквартирного дома
Guziy A.E. Territorial self-government in the city of Omsk: legal regulation and practical implementation. - Article
This article examines the legal and organizational basis for the activities of the territorial self-government, the practical questions of their implementation .
* Гузий Артемий Евгеньевич - преподаватель кафедры конституционного и международного права ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия» .
права на доступ к информации о деятельности судов в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права - 2013 - № 6 - С 673-678 8 Павлов И Ю , Сухих Д Н Доступ к информации о деятельности органов власти: новое законодательство и первые проблемы правоприменения // Государственная власть и местное самоуправление . - 2011. - № 8. - С. 20-23.
9. Червяковский А. В . Проблемы законодательного обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти // Информационное право - 2011 - № 1 - С 6-9 10 Апелляционное определение Магаданского областного суда от 10. 10 . 2012 № 33-957/2012 по делу № 2-111/2012 // СПС КонсультантПлюс.