УДК 34
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
© 2014 г. А.П. Тресков
Тресков Алексей Павлович -аспирант,
юридический факультет,
Южный федеральный университет,
ул. М. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344007.
E-mail: [email protected].
Treskov Aleksey Pavlovich -
Post-Graduate,
Faculty of Law,
Southern Federal University,
M. Gorkogo St., 88, Rostov-on-Don, 344007.
E-mail: [email protected].
Рассматриваются проблемы взаимодействия и функционирования гражданского общества в его взаимосвязи с правовым государством в России, проводится историко-правовой анализ данных взаимоотношений. Анализируются работы различных правоведов по данной проблематике: Г. Ел-линека, Г. Ф. Шершеневича, Д. Юма, М. Фридмана, И.А. Иванникова. Сформулировано определение понятия «гражданское общество». Делается вывод о том, что без государства гражданское общество не может существовать, а государство без развитого гражданского общества не является демократическим.
Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, демократия, гражданская активность, право, теория и история государства и права, политология.
The article considers the problems of cooperation and functioning of the legal state and civil society. The historic and law analysis of this interaction is also made. The author analyses a lot of research works of different lawyers on this subject: G. Jellinek, G.F. Shershenevich, D. Hume, M. Friedman, I.A. Ivannikov. The definition of the term «civil society» is formed. The author gives the conclusion that without the state, civil society cannot exist, and the state without a developed civil society is not democratic.
Keywords: civil society, rule-of-law state, democracy, civil activity, law, theory and history of state and law, political science.
Гражданское общество и правовое государство как явления государственно-правового масштаба непосредственно взаимосвязаны между собой, а проблемы соотношения, анализ процесса их взаимодействия, становления и развития, сущность, особенности функционирования в различной плоскости прямо зависят от положения каждого из них. Правовое - это такое государство, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая его деятельность
осуществляется в строгом соответствии с правом и законом [1, с. 32].
Если обратиться к юридической и политологической литературе, то можно обнаружить, что проблемы соотношения и построения гражданского общества и правового государства всегда занимали видное место.
Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Для построения правового государства большое значение имеют общие (экономические, полити-
ческие, идеологические, социальные) и специальные (правовые, профессионализм государственных служащих) предпосылки. По словам И.А. Иванникова, «Что касается родины теории правового государства - Германии, то там еще в начале 1970-х гг. ее подвергли критике. В 1983 г. бывший президент Федерального конституционного суда Э. Венде отмечал кризис правового государства. В 1985 г. Р. Вассерман издал книгу "Можно ли спасти правовое государство", в которой также подверг эту теорию критике. Эти и другие авторы отмечали, что в правовом государстве ощущается дефицит народного волеизъявления, упадок гражданского правосознания, отсутствие правовых законов и т.д. Что касается России, то в наши дни здесь невозможно построение правового государства в силу отсутствия необходимых предпосылок (экономических, политических, идеологических, правовых и других» [2, с. 332].
Г. Еллинек писал, что государство тождественно с составляющими его людьми [3]. Данный постулат актуален и в наши дни. Возможно, и сегодня допустимо сделать вывод, что государство является настолько правовым, насколько заслуживает общество, вокруг которого оно сформировано.
Правовое государство вторично по отношению к гражданскому обществу, так же, как и общество во времена, когда было лишено государственных черт - вначале возникает общество, а только затем государство.
Если говорить о строго либеральной модели взаимного функционирования и соотношения государства, его органов власти и гражданского общества, то на первый план выступают права и свободы человека и гражданина, в то время как государственные органы власти наделяются лишь правом регулирования и управления. Данная либеральная модель описана в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Франклина, в основу ее положены принципы свободы и равенства человека, неотъемлемости, безусловности его естественных прав, направленности государственных механизмов на достижение всеобщего блага.
Таким образом, источник возникновения и правового государства, и гражданского общества находится в самом «классическом» обществе, а не в руках государственно-правовых институтов. Но отнюдь не значит, что государство занимает пассивную позицию в этом процессе.
Так, с самого своего возникновения государство находится в тесном взаимодействии с обществом и правом. Без государства гражданское общество не может существовать, а государство без развитого гражданского общества не является демократическим.
Русский юрист и цивилист Г.Ф. Шершене-вич отмечал, что «общество по своему развитию, по своим нравам может стоять значительно выше того государственного строя, в рамках которого его укладывает или в которых его держит власть. И обратно, можно допустить, что прогрессивная власть введет общество в государственные формы, к которым оно пока еще не подготовлено... Между государством и обществом нет соответствия. Это возможно только потому, что государство располагает силами, хотя и организованными из общественного материала, но действующими вне общественного контроля» [4, с. 198]. Дело не в том, чтобы связать государство нормами права. Вопрос в том, как организовать власть так, чтобы невозможен был или был доведен до минимума конфликт между правом, исходящим от властвующих, и нравственными убеждениями подвластных [5]. Отметим, что данное утверждение злободневно и на современном этапе развития гражданского общества и правового государства.
Сложный характер взаимосвязи и взаимозависимости государства и гражданского общества точно подметил М. Фридман, который утверждал, что общество таково, каким его делаем мы сами. только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина [6].
В реальных условиях гражданского общества, государство приводит различные силы в обществе к общему знаменателю. Право на частную собственность с экономической точки зрения является базисом гражданского общества. В противоположном случае граждане принуждаются к таким условиям, которые им указывает государственная власть, а не те, которые они выбирают себе сами.
В действительности интересы меньшинств в гражданском обществе выражаются через всевозможные политические, общественные, культурные и прочие группы, союзы, партии.
Эти объединения, группы могут быть и независимыми, и государственными. Через участие в таких объединениях можно влиять на ход принятия политических решений и, может быть, менять их. Гражданское общество действует в двойственной целостности с государством, т.е. при тоталитаризме - находится в оппозиции к государству, а при демократии -взаимодействует с ним.
Говоря о процессе взаимного функционирования государства и гражданского общества М.Т. Баймаханов отмечает, что «процессы формирования гражданского общества и построения правового государства как бы подталкивают друг друга, взаимно создают один для другого благоприятные условия и предпосылки. Оба этих процесса проходят в общем и целом параллельно, хотя в реальной жизни один из них может на какой-то отрезок времени опережать другой или отставать от него» [7, с. 332].
Правовые, экономические, политические, и иные факторы составляют фундамент взаимного функционирования государства и гражданского общества. Эти факторы детерминируют их общую жизнедеятельность и принадлежность к единому в пределах той или иной страны общественному и государственному строю.
В современной юридической литературе проблемы достижения целей и решения задач правового государства и гражданского общества освещены по-разному. Помимо совместных целей и задач, есть и отдельные, характерные для каждого из них.
По утверждению М.Т. Баймаханова, «гражданское общество и правовое государство непосредственно решают разные, хотя и близкие друг к другу задачи. Если государство закрепляет в своих конституционных и законодательных актах правовой статус личности, то гражданское общество обеспечивает ей высокий социальный статус» [7, с. 332].
Необходимо отметить, что государство может и отрицательно воздействовать на гражданское общество. В связи с этим Г.Ф. Шершене-вич указывал, что обособление государственной силы дает возможность государственной власти оказывать дурное влияние на общество... органы власти могут сознательно усиливать классовую, национальную и вероисповедную вражду, чтобы в борьбе одной части общества против другой истощались те силы,
которые иначе могли бы в полном единстве направиться против них. Органы государственной власти в состоянии ставить препятствия народному образованию, развитию общественности, подавлять личную инициативу, отбрасывать мужественные, стойкие единицы и вызывать самых злых духов на служение себе против общественных сил [5].
Шотландский философ Д. Юм писал, что государство «должно поддерживать» порядок в обществе; издавать «суровые законы против захватнических войн», ибо «обширные завоевания» могут явиться «причиной гибели любой свободной системы правления»; принимать меры против «религиозных исступлений или каких-либо других из ряда вон выходящих движений человеческого духа», которые могут довести людей до «пренебрежения всяким порядком и общественным благом» [8, с. 170 - 171].
В свою очередь государство также подвержено влиянию со стороны гражданского общества.
По словам Г.Ф. Шершеневича, «общество оказывает сильнейшее влияние на государство» и что силой, «которой оно действует», является общественное мнение. «Государственная власть должна быть сильнее всякой другой в обществе. Но когда она становится сильнее самого общества - это опасная гипертрофия» [4, с. 198].
Среди способов выражения мнения большинства и воздействия общества на государство можно выделить: референдум, выборы, собраниях, сходы, митинги, а среди инструментов выражения могут быть использованы средства массовой информации (телевидение, радио, печатные СМИ), различные электронные средства, интернет-ресурсы.
Сложилось мнение, что традиционное общество все же отличается от гражданского и на последнее возлагаются большие обязанности, оно должно иметь более весомое влияние на государственные органы власти.
Как известно, государство и гражданское общество не могут существовать автономно друг от друга. Правовое государство находится в тесной взаимосвязи с открытым и развитым гражданским обществом. В правовом государстве надлежащим образом соблюдаются и обеспечиваются права и свободы граждан, при этом государство действует исключительно в рамках закона. В тесной взаимосвязи находятся и осно-
вополагающие принципы правового государства с открытым и развитым гражданским обществом, это: принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; гарантия обеспечения прав и свобод граждан, верховенство закона, кроме того, не случайно выше указано, что гражданское общество должно обладать обязательными принципами открытости и развитости, так как только в данной форме оно может быть основой правового государства, само гражданское общество в этом случае обеспечивает надзор за всеми ветвями государственной власти [9, с. 249].
Таким образом, можно сформулировать, что гражданское общество - это естественно сложившаяся совокупность систем общественных отношений отдельных индивидов, их ассоциаций и организаций, основанных на принципах свободы, равенства, самореализации и самостоятельности членов общества, потребности и деятельность которых реализуются без прямого вмешательства государства либо его регламентации.
Поступила в редакцию
Литература
1. Соколов А.Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство // Журн. российского права. 2008. № 8.
2. Иванников И.А. Общая теория государства и права: учеб. пособие. Москва; Ростов н/Д, 2007.
3. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. 618 с.
4. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. I. Вып. 1 (по изданию 1910 - 1912 гг.) / вступ. ст. М.Н. Марченко. М., 1995.
5. Шершеневич Г.Ф. Социология: лекции: 2-е изд. М., 2011. 200 с.
6. Фридман М. Капитализм и свобода. М., 2006. 240 с.
7. Баймаханов М.Т. Избранные труды по теории государства и права. Алматы, 2003.
8. Юм Д. Малые произведения. Эссе. Естественная история религии. Диалоги о естественной религии. М., 1996.
9. Баранов П.П., Соколов А.Н. Теория государства и права: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2007.
25 июня 2014 г.