Бессарабов Р.А. Правовая социализация и юридическое образование
В Конституции Российской Федерации закреплено право на образование как одно из основных и неотъемлемых социальных прав граждан (ч. 1 ст. 43). Каждый гражданин согласно Конституции Российской Федерации имеет право получить бесплатно дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование и на конкурсной основе высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Исходя из этого право на образование является естественным правом, принадлежит к категории основных прав человека. В пользу составляющей основы права на образование говорит тот факт, что уровень образования во многом характеризует правовой статус личности и степень правовой социализации человека, а законодательно закрепленный и обеспеченный уровень обязательного образования - достижение социально-экономического развития общества. С одной стороны, обеспечение граждан базовым уровнем образования - обязанность государства, провозглашающего себя правовым и социальным, а с другой - существует так называемый государственный и социальный заказ на образование, или потребность общества в соответствующих специалистах в определенной области и уровне их образования [1].
И в данной ситуации на первый план, на наш взгляд, выдвигается проблема системы юридического образования и правовой социализации молодежи.
Правовая социализация личности - это процесс непрерывный, идет на протяжении практически всей жизни человека. В правовой социализации молодежи особо существенна роль образовательных учреждений. Формирование у обучаемых способности выбирать правильную линию поведения в разнообразных жизненных ситуациях немыслимо без правовой социализации, т.е. без разъяснения им смысла и назначения российских законов, сообщения необходимых правовых знаний, без выработки у них привычки соблюдать закон, без воспитания убежденности в необходимости и целесообразности следовать велениям права. Как отмечает А.В. Симоненко [2, с. 33], формирование и развитие правосознания личности и социальных групп осуществляется в результате сложного взаимодействия определенных факторов (социально-экономических и политических условий, культурной и идейной жизни, нравственной атмосферы и состояния законодательства) и целенаправленной идеологической, воспитательной деятельности общества [3].
Далеко не случайно юридическое образование как широкая практика и самостоятельная отрасль обучения появилось значительно позже самой юридической профессии, совпав с процессом восстановления смысла утраченного римского правового наследия в средневековых университетах Италии и Германии. Также не случен и тот факт, что до сих пор значительная часть юристов в мире готовится методом индивидуального обучения юридическим действиям в конкретной сфере практики. Такая модель подготовки признается весьма эффективной, т.к. концентрирует внимание на строгой специфике юридического метода. Однако именно подобный тип подготовки юристов наиболее отчетливо демонстрирует реальный механизм социализации права: содержательные и технико-догматические элементы хотя и занимают в нем важное положение, но, по сути, являются вспомогательными, инструментальными и надстраиваются в основном на более широком образовательном фундаменте [4].
При этом наиболее активным и успешным субъектом правовой социализации и юридического образования является вуз, поскольку в нем не только реализуются задачи теоретического образования, но и существует ориентация на повышение правовой культуры, особенно молодежи, на развитие правосознания граждан, правового воспитания гражданственности, юридической ответственности, формирование правовых установок на правомерное поведение и правовую активность. Поскольку правовая культура как
феномен представляет собой целостность, объединяющую когнитивный, эмоционально-оценочный и деятельностный компоненты, то юридический вуз является наиболее оптимальным агентом правовой социализации. Его образовательные профессиональные программы нацелены как на формирование правовых знаний, так и правовых оценок, стереотипов, правовых установок правомерного поведения как осознанных принципов правового поведения, так и бессознательной готовности поступать в соответствии с нормами права, принятыми в государстве [5].
Джон Дьюи в свое время внес неоценимый вклад в развитие юридического образования и правовой культуры США. Он вообще рассматривал юридическое образование как предназначенное преимущественно для правовой социализации личности. Ученый считал, что несовершеннолетний - больше, чем потенциальный субъект права и избиратель. Он еще и будущий представитель власти, правотворец и правоохранитель. Поэтому и юридическое образование должно быть полезно в созидании лучшего судьи, прокурора, адвоката, государственного служащего, а достигая этой цели, оно будет формировать лучшего гражданина. Более того, Джон Дьюи пытался внедрять научный подход в правовое образование. Поскольку ученый считал, что «гражданское = демократическое образование» означает приверженность к определенным методам наблюдения, гипотетического правового мышления, рассуждения, которые разделяют люди, поэтому оно должно учить не тому, что думать, но тому, как думать. Такой подход, в свою очередь, должен приветствовать разнообразие мнений и способствовать углублению приверженности человека к демократии и реализующим ее американским институтам [6].
Юридическое образование как средство правовой социализации личности связано с реализацией ее основополагающих потребностей, комплексным показателем которых является качество правовой жизни. В структуре взаимосвязи элементов, выражающих системно-целостную природу правовой жизни, признается и качество юридического образования, которое имеет особое значение в обеспечении жизнедеятельности и жизнеспособности общества, отдельных социальных групп и личности, в частности. В многочисленных спорах о юридическом образовании проблема его качества занимает центральное место на уровне теории права, государственных решений и на обыденном уровне как проблема правовой жизни граждан. В последнем случае речь обычно идет о том, какое образование дает то или иное учебное заведение - хорошее или не очень, т.е. качественное или нет, пригодно ли оно, надежно ли как средство правовой социализации молодого человека в правовую жизнь, как средство жизнеустроения. Ученые и организаторы систем юридического образования ведут полемику о том, что такое качество юридического образования, как его оценивать, как им управлять, изменять к лучшему, совершенствовать [7].
На наш взгляд, качество юридического образования можно охарактеризовать двумя основными факторами:
- успешная правовая социализация молодого специалиста;
- обретение в процессе правовой социализации высокого социально-правового статуса.
С позиции социологии, качество образования - это нормативные требования общества к образованию как одной из его важнейших подсистем, заключающиеся в необходимости соответствовать критериям эффективности деятельности, т.е. оптимальному выполнению своих социальных функций. В этом смысле качество есть уровневая характеристика функционирования системы образования. Как механизм социальной регуляции образовательной сферы оно реализуется через нормативные характеристики - правовые, институциональные и др.
В повседневной жизни нормативы качества подвижны и формируются через систему потребностей индивидуальных и групповых субъектов образовательного процесса: участников и потребителей образовательных услуг (студентов, преподавателей,
администрации и др.), а также потребителей результата образования - работодателей. Интегрированная оценка качества образования складывается из оценок последнего академическим сообществом, работодателями и выпускниками. Важным показателем качества образования является успешная социализация молодого специалиста. Не случайно именно этому показателю уделяется особое внимание в рейтинговых оценках университетов мира. Так, в Великобритании в рейтинге университетов The Guardian делается акцент на качество преподавания и перспективы профессиональной деятельности, в рейтинге The Financial Times - на зарплату выпускников через три года после окончания университета, их международную мобильность, знания иностранных языков и зарубежный опыт во время учебы [8].
Успешная правовая социализация, на наш взгляд, недостижима средствами лишь профессиональной подготовки. Правовая социализация должна предполагать необходимость освоения таких видов правовых знаний и форм юридической деятельности, развития таких способностей и навыков, которые могли быть востребованы в контексте различных ситуаций личностного бытия в мире социума.
Тогда как правовая компетентность и правовая культура личности, расширяющие возможности восприятия разнообразия правовой жизни, гибкого и безболезненного включения в новую ситуацию в условиях современных изменений законодательства, возрастания темпов правовой жизни и правовой активности личности, ее «уплотнение» в информационном, событийном, социально-ролевом отношениях способствуют успешной правовой адаптации и правовой социализации. Поэтому формирование способности к рефлексии, освоение правовой культуры, обретение юридической ответственности являются важными структурными элементами качественного юридического образования, позволяющими видеть широкий социокультурный контекст профессиональной юридической деятельности, верно оценивать ее перспективы и последствия. Именно единство профессиональной юридической подготовки является важным фактором успешной правовой социализации молодого специалиста, расширяющим возможности его активного участия и самореализации во всем многообразии форм современной общественной жизни.
Учитывая вышесказанное, можно предположить, что правовая социализация в процессе юридического образования предполагает предоставление равных стартовых возможностей неравным людям.
При этом нельзя забывать, что о необходимости введения правовой социализации в образовательных учреждениях, его содержании, формах и методах осуществления уже много сказано в отечественной литературе [9, с. 79-90; 10, с. 45-53; 11, с. 46-47].
Известно, что сегодня семья и сфера образования не всегда справляются с задачей правовой социализации и инкультурации молодежи. В этих условиях необходимо развивать сферу просвещения, восполняющую дефицит социально необходимой культурной информации. Причем в отличие от советского культпросвета, сочетавшего государственную идеологию с развлечением, просветительские программы сегодня должны быть не только идеологическими и развлекательными, но также прагматичными и ориентированными в первую очередь на интересы подрастающих поколений [12].
В связи с этим юридическое образование должно быть направлено и на правовую социализацию личности, и на морально-нравственную, чтобы выпускники могли стать не только законопослушными гражданами, обладающими правовыми знаниями, навыками и умениями, необходимыми для полноценной жизни в современном обществе, но и нравственно устойчивыми. Одна из наиболее важных задач в данном случае - помочь осознать свои положительные возможности и научиться использовать их для личного и правового развития.
Для этого потребуется реформирование системы образования. Возможности успешного реформирования во все времена определялись эффективным образованием и социализацией молодого поколения, способного не только адаптироваться к быстро
изменяющимся условиям, но и быть готовым поддержать и развивать позитивные начала в экономической, социально-культурной и политической жизни общества. Прогрессивность и эффективность преобразовательной деятельности молодого поколения определяются теми свойствами, которые целенаправленно формируются в процессе его социального, духовного и биологического взросления и развития.
За основу мы берем современную образовательную политику стран, принадлежащих к англо-американской и австралийской правовым системам, реформирование которых производится не только в русле транспарентности, глобализма и диверсификации, но и в русле социализации образования, предоставления возможности обучения всем категориям граждан [13].
Источник этого убеждения - в этнолингвистических познаниях, приобретенных в процессе профессионального юридического образования или в рамках правовой социализации в соответствующей этим познаниям национально-языковой среде.
В этом процессе вуз предстает как профессионально-образовательная организация, действующая в сфере гражданского общества на основе правовой социализации через трансформацию управленческих связей для решения установленных задач системы высшего образования при соблюдении частных и публичных интересов [14].
Традиционное обучение в больших группах (лекция-семинар) превращает студента в пассивного субъекта. Необходимо формировать способность аналитически мыслить, выстраивать правовую позицию. Методики индивидуального обучения по разным специальностям при этом объективно различаются, что разумно предусмотреть при выработке концептуальных положений, образовательных стандартов и учебных планов.
Требуется институализация в системе юридического образования дистанционного обучения, которое должно рассматриваться как часть общего учебного процесса. Приобретение знаний «лицом к лицу» останется жизненно важным для правовой социализации личности, особенно для молодого поколения, при получении начального и среднего образования. Дистанционное - прерогатива высшего профессионального и послевузовского образования, особенно в целях обеспечения непрерывности процесса в течение всей жизни [15].
Подводя итог, можно сделать вывод, что на сегодняшний день динамика правового регулирования свидетельствует о формировании обширного массива законодательных актов Российской Федерации в социальной сфере. Идет постепенный процесс «правовой социализации» законодательства. Он характеризуется не просто принятием «социальных» законов (законов в сфере образования населения), правовая социализация законодательства означает инкорпорирование в российское законодательство принципов социального государства [16, с. 47-51].
Литература
1. Смирнова М.В. Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственном общеобразовательном учреждении // Публично-правовые исследования. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. АНО «Центр публично-правовых исследований», 2006. Т. 1.
2. Симоненко А.В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
3. Магомедов Д.Б. К вопросу о социально-педагогических аспектах профилактики преступлений среди молодежи // Российский следователь. 2008. № 10.
4. Синюков В.Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. № 7.
5. Сморгунова В.Ю. Обзор международного научно-практического семинара для переводчиков международных организаций «Законодательный процесс в Российской Федерации» (Санкт-Петербург, 26-28 февраля 2009 г.) // История государства и права. 2009. № 18.
6. Сморгунова В.Ю. К истории формирования американской правовой культуры и гражданской идентичности // История государства и права. 2006. № 2.
7. Довженко Г.А. Качественное образование как важнейший фактор социализации современной молодежи // Общество и право. 2008. № 1.
8. http://www.tim.timesonline.co.uk; http:// www.guardian.co.uk
9. Долгова А.И. Правосознание в механизме преступного поведения и его дефекты у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Сб. статей. М., 1970.
10. Ефремова Г.Х. Некоторые вопросы правового воспитания школьников // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Сб. статей. М., 1970.
11. Сибиряков С.Л., Шеховцова Н.А. Из опыта организации системы этико-правового воспитания и профилактики девиантного поведения учащихся в общеобразовательной школе // Преступность и культура общества. М., 1998.
12. Есаков В.А. Характер, цели, задачи и методы управления отраслью культуры в современных условиях // Культура: управление, экономика, право. 2007. № 3.
13. Кананыкина Е.С. Источники права о специальном образовании в англоамериканской правовой семье // Юридическое образование и наука. 2006. № 4.
14. Кирилловых А.А. Развитие механизмов автономии в современном административно-правовом регулировании учреждений высшей школы // Административное и муниципальное право. 2009. № 5.
15. Пуляева Е.В. Обеспечение качества юридического образования: правовые аспекты // Журнал российского права. 2009. № 11.
16. Калашников С.В. Социальное государство: эволюция и этапы становления // Человек и труд. 2002. № 10.