Р.А. Бессарабов
ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
татья посвящена анализу социализации права и правовому воспитанию с использованием (привлечением) современных методологических концепций познания права. Автор предлагает разграничить классическую и неклассическую теории правового воспитания и показывает их различия. Его выводы позволяют критически переосмыслить концепцию социализации права и правового воспитания.
Ключевые слова: социализация права, правовое воспитание, правовая культура, право, правотворчество, правореализация, юридические средства.
Современное российское законодательство устанавливает основные принципы формирования и развития правового воспитания правосознания и правовой культуры личности как основы гражданского общества. Это в свою очередь требует превращения проблем правовой социализации в основную задачу теории права, т.к. никакой другой социально-правовой институт в настоящее время не имеет возможностей и ресурсов для исполнения этой важнейшей функции социализации права.
На первый план в данной ситуации выступает необходимость сориентировать как реформу правового воспитания, так и всю правовую политику государства, на создание эффективного механизма правовой социализации, адекватного состоянию правовой жизни граждан и современного российского общества в целом, на воспитание правомерного поведения и законопослушных граждан, на повышение уровня их правовой культуры и правосознания, на преодоление правового нигилизма и дилетантизма. Эта модель правового воспитания личности должна способствовать формированию новой системы правовой социализации граждан, а также должна разрабатываться комплексно, с участием специалистов различных научных отраслей. Правовое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста. Прав был К.Д. Ушинский, неоднократно высказывавший убеждение в том, что первое знакомство с отечеством должно войти в систему начального обучения и элементарные сведения о родной стране должны быть усвоены так же твердо, как и азбука. Правовой ликбез столь же важен для граждан, сколь и высокие информационные и производственные технологии [1].
Исходя из этого, правовая социализация подрастающего поколения представляет собой формирование и постоянное расширение системы социально-правовых связей, раскрытие перед личностью новых возможностей для вхождения в адекватную и позитивную жизнедеятельность общества в процессе правового воспитания. Применение к подростку мер правового воздействия для формирования необходимого, требуемого со стороны общества правомерного поведения не должно прерывать правовую социализацию личности несовершеннолетнего, которую необходимо продолжать и в условиях правового воздействия, предоставив для этого соответствующие правовые, социальные, материальные и другие условия [2, с. 49].
Особое внимание в правовой социализации следует уделить формированию толерантности в процессе правового воспитания молодежи. «Под толерантностью понимается разумная готовность молодых людей к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющих различное мировоззрение, разные правовые ценности, поведение. Реалии сегодняшнего дня требуют правового воспитания современного культурного человека, не только образованного, но и обладающего чувством самоуважения и уважаемого окружающими» [3, с. 100].
При этом основным, наиболее эффективным методом правового воспитания являются групповые и индивидуальные беседы, которые должны иллюстрироваться новыми конкретными примерами правонарушений и проступков несовершеннолетних и негативными последствиями их совершения, подтверждающими принцип неотвратимости наказания для каждого, кто нарушает законы. «... Правовое воспитание несовершеннолетних должно быть направлено на формирование системы правовых знаний, представлений и правовых убеждений в необходимости, справедливости правовых предписаний, на создание в правосознании каждого подростка внутренней устойчивой основы, с помощью которой он мог бы в будущем правильно ориентироваться в сфере правовых отношений» [4, с. 6]. При решении задач правовой социализации молодежи необходимо ориентировать их правосознание на адекватную оценку происходящих в обществе процессов, научить правильно понимать законы, воспринимать их как защиту своих законных интересов и умело ориентироваться в острых (проблемных, конфликтных) жизненных ситуациях, вовремя чувствовать опасность преступить грань закона. В связи с этим одним из направлений правовой социализации является виктимологическая социализация - оказание консультативной помощи молодым людям по вопросам защиты и самозащиты от преступных посягательств.
Между тем, будучи социально-правовой категорией, правовое воспитание присутствует в повседневной правовой жизни общества и направлено не только на правовую социализацию молодежи, а также на уже сформировавшуюся личность. Правовая социализация личности -многогранное и разностороннее понятие, которое включает в себя целенаправленный процесс правового воспитания «правовых чувств», формирования правовых идеалов поведения, освоения правовых ценностей. В конечном счете - на формирование жизненной позиции путем предоставления возможности и запрета определенных действий, установления прав, свобод и обязанностей. Важное значение для правовой социализации личности имеет институт негативной юридической (классической) ответственности, четко определяющий, что такое зло, каковы пределы вмешательства государства в личную жизнь каждого человека
[5].
При этом расширяется также область применения данной юридической ответственности, что приводит к постепенному процессу «социализации ответственности», разложению меры и пределов ответственности на множество лиц, а такой характер общественных отношений неизбежно диктует необходимость повышения уровня правовой культуры как отдельных лиц и их групп, так и общества в целом. В связи с этим повышается роль правового воспитания, представляющего собой воздействие на людей с целью формирования у них определенного уровня правосознания, правомерного, социально активного поведения и, безусловно, ответственного. Согласимся с мнением авторов, в частности с позицией А.С. Михайлова, который утверждает, что правовое воспитание в Российской Федерации имеет меньшее распространение не из-за отмечаемого многими низкого уровня «правовой культуры, а в первую очередь из-за иных - объективных причин, в том числе и экономического, и политического характера» [6].
Психологические исследования подтверждают, что основу правового воспитания личности составляют два взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимозависимых элемента: представление общества о том, каким должно быть поведение личности на конкретном этапе развития, и своевременное изменение отрицательной направленности поведения личности. При этом в данном случае общение, наблюдение, контроль и поощрение являются основными методами правовой социализации личности.
Взяв за основу выделенные С. А. Беличевой признаки, можно назвать следующие элементы правовой социализации:
1) наличие правовых ориентиров, правовых установок, жизненных планов и профессиональных намерений;
2) степень правовой сознательности и дисциплинированности по отношению к правовому воспитанию и правовой социализации в целом;
3) уровень развитости правовых знаний, юридических навыков, умений, разнообразие и глубина законных интересов;
4) адекватное отношение к воздействиям правового воспитания;
5) способность уважать нормы права и закон;
6) способность критически, в соответствии с нормами морали и права, оценивать поступки окружающих - друзей, сверстников, одноклассников и других членов общества - вне зависимости от правового статуса;
7) самокритичность, наличие навыков правового анализа той или иной жизненной ситуации;
8) внимательность, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию;
9) волевые качества - умение самостоятельно принимать решения и преодолевать при этом возникающие трудности;
10) усвоенная правовая культура поведения [7, с. 45].
Как справедливо утверждает Е.Б. Кургузкина, достигнуть правовой социализации можно с помощью силы права или закона, а также общественного мнения, которыми должны поощряться законопослушные, достойные граждане своего общества и привлекаться к юридической ответственности личности, допускающие противоправные действия проступки и преступления [8, с. 119].
Вместе с тем не надо забывать о том, что каждый человек имеет собственное представление об идеалах добра и справедливости, которое формируется прежде всего в семье, в процессе правового воспитания и образования. Как справедливо отмечает Э. Геллнер, «... глубочайшая идентичность человека определяется отнюдь не его банковским счетом, родством или статусом, а культурой его воспитания» [9, с. 121]. На эти представления не может не оказывать влияние правовая среда, в которой живет индивид, происходит его правовая социализация, включая социально-правовую идентификацию, в том числе обусловленную этническим происхождением, конфессиональной принадлежностью и т.д. [10].
В данном случае механизмом правового воспитания справедливости выступает «очищение» в правовом сознании личности представления о свободе не как о возможности выбора, а как изначальной экзистенции: человек рожден свободным, а вовсе не становится таковым в процессе правовой социализации через правовое воспитание и образование. Именно таким образом в итоге формируется правовая культура личности, такая форма правового сознания, при которой в принципе отсутствует раздвоенность между интуицией правды и потребностью в праве, потребностью в законопослушном, правомерном поведении. Человек справедливый - это человек порядочный, свободный, культурный [11].
Социализация включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.
Правовое воспитание, как и образование, - сила, способная сформулировать и дать обществу полноценную, законопослушную личность, правовые позиции и правовые установки которой будут направлены только на правомерное поведение. «Эффективность воспитательного воздействия достигается целенаправленным, систематическим и квалифицированным руководством этим процессом. Такой подход резко повышает эффективность процесса воспитания» [12, с. 12]. Помимо морально-нравственных качеств, на изменение которых рассчитано правовое воспитание, личность должна приобрести правовые качества человека: правовые знания, профессиональные умения, правовые навыки, привычки
правомерного поведения и потребности в правовой культуре и высоком уровне правосознания, правовым опытом нормального социально-правового общения. В теории права этот процесс называется правовой социализацией личности. При этом правовое воспитание рассматривается как одно из главных средств правовой социализации.
Правовая социализация личности является частью социализации в целом. Поскольку одной из целей правовой социализации выступает формирование у людей правосознания и высокого уровня правовой культуры, адекватного правомерного поведения и привитие морально-нравственных и правовых ценностей человеческого общества. По мнению Э.И. Петрова, в ходе правовой социализации личности созревает ее правосознание, отражая и переводя во внутренний мир характерные признаки объективной реальности [13, с. 79-90; 14, с. 45-53; 15, с. 46-47]. При этом формируется система устойчивых внутренних связей, в которой моделируется определенный и стойкий стиль правомерного поведения, формируются правовая убежденность, уверенность в правоте позитивных воззрений. О необходимости введения правовой социализации в образовательных учреждениях, его содержании, формах и методах осуществления уже много сказано в отечественной литературе.
Правовая социализация - процесс непрерывный, он практически идет на протяжении всей жизни человека. В правовой социализации личности особо существенна роль образовательных учреждений. Формирование у обучаемых способности выбирать правильную линию поведения в разнообразных жизненных ситуациях немыслимо без правовой социализации, т.е. без разъяснения им смысла и назначения российских законов, сообщения необходимых правовых знаний, без выработки у них привычки соблюдать закон, без правового воспитания убежденности в необходимости и целесообразности следовать велениям права. Как отмечает А.В. Симоненко [16, с. 33], формирование и развитие правосознания личности и социальных групп осуществляются в результате сложного взаимодействия социальных факторов (социально-экономических и политических условий, культурной и идейной жизни, нравственной атмосферы и состояния законодательства) и целенаправленной идеологической, воспитательной деятельности общества.
При этом под правовыми факторами правовой социализации личности следует также понимать правовую защиту, о чем мы уже упоминали ранее в отношении молодежи. Правовая защита представляет собой деятельность по адресной юридической поддержке, оказанию социальной, материальной, медицинской и психологической помощи, созданию наиболее благоприятных условий развития каждого человека, способствованию правовой осведомленности, юридической грамотности и правовой активности. В первую очередь «это защита человека от неблагоприятных влияний морально-нравственных упречных социальноправовых отношений, существующих неизбежно в той или иной степени выраженности вокруг личности, последствия которых трудно поддаются прогнозированию» [2, с. 45], а также: 1) повышение благосостояния личности, ее ответственности за правовое воспитание подрастающего поколения; 2) благоустройство образовательных учреждений; 3) моральнонравственное содержание деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также средств массовой информации; 4) создание сети комплексов социально-правовой помощи; 5) улучшение структуры образовательных учреждений, содержания и методики подготовки кадров для правоохранительной системы; 6) повышение правовой социализации и правового воспитания личности; 7) новые подходы к организации юридической подготовки и профессиональной ориентации личности; 8) активизация
самоуправления.
Анализ современной правовой жизни и на ее основе правовой среды в России позволяет сделать вывод о наличии стойких негативных тенденций правового воспитания и правовой социализации личности. Очевидно, что ситуация является результатом отсутствия четкой
правовой политики, экономической и социальной незащищенности человека, пропаганды насилия, асоциального поведения и т.д. Сформировавшееся в подобных условиях девиантное мировоззрение личности выступает в качестве благодатной почвы для вовлечения личности в преступную деятельность [17].
Решением данной проблемы, на наш взгляд, могла бы стать разработка концепции правовой социализации личности. В ней необходимо было бы учесть, что изучение становления и развития системы использования правового воспитания и образования в обществе является острой потребностью правовой социализации личности. При этом в зависимости от социально-правовой организации общества меняются только терминология, относящаяся к процессу правовой социализации и глубине постановки проблемы, и смещаются ее акценты. Однако только в настоящее время общество определило примерные позиции и оценки правовой социализации личности, в процессе которой правовое воспитание будет занимать одно из главных направлений ее реформирования.
Подводя итог развернутой дискуссии по проблемам правовой социализации и правовому воспитанию личности, обратимся к авторитетному мнению Д.Б. Магомедова, с которым мы солидарны, и отметим, что важными условиями процесса правовой социализации признаются: целенаправленность, последовательность, систематичность соответствующих мероприятий; планирование и организационное обеспечение мер по правовой социализации; взаимодействие субъектов правовоспитательной деятельности; связь правовой социализации с морально-нравственным воспитанием; должный профессиональный уровень как правовоспитательной деятельности, так и ее субъектов; учет особенностей объектов правовоспитательного воздействия [8].
Литература
1. Затонский В. А. Правовой менталитет, правосознание и правовая активность граждан в контексте повышения эффективности российской государственности // Право и политика. 2007. № 6.
2. Зиядова Д.З. Проблемы профилактики преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних. Махачкала, 2000.
3. Канунников А. Д. Взаимодействие педагогов, родителей и общественности в формировании толерантного сознания у детей, подростков и молодежи // Формирование климата доверия и толерантного сознания как основы предупреждения экстремизма. Рязань, 2005.
4. Стецура С.В. Уголовно-правовое воспитание как средство предупреждения преступности несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2003.
5. Орлова О.В. Соотношение политико-правовой активности личности и функционирования гражданского общества // Право и политика. 2006. № 12.
6. Михайлова А. С. Особенности «страховой культуры», рассматриваемой с точки зрения страхования профессиональной ответственности // Социальное и пенсионное право. 2008. № 2.
7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
8. Петров Э.И. Правовое воспитание как часть криминологической профилактики // Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003.
9. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1992.
10. Исаева Н.В. Права человека в дискурсе правовой идентичности: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 6.
11. Сальников В., Сальников М. Правовая онтология гражданского сознания // Юридический мир. 2005. № 11.
12. Иванова А. А. Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006.
13. Долгова А.И. Правосознание в механизме преступного поведения и его дефекты у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Сб. статей. М., 1970.
14. Ефремова Г.Х. Некоторые вопросы правового воспитания школьников // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Сб. статей. М., 1970.
15. Сибиряков С.Л., Шеховцова Н.А. Из опыта организации системы этико-правового воспитания и профилактики девиантного поведения учащихся в общеобразовательной школе // Преступность и культура общества. М., 1998.
16. Симоненко А.В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
17. Щелочков Н.Н. К вопросу о типичных следственных ситуациях и соответствующих им типовых версиях по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, совершенных несовершеннолетними // Общество и право. 2009. № 2.
18. Магомедов Д.Б. К вопросу о социально-педагогических аспектах профилактики преступлений среди молодежи // Российский следователь. 2008. № 10.