МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО;
ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО
& & &
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ВОПРОСАХ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ
КУРАШВИЛИ Автандил Юрьевич
Аннотация. Статья посвящена определению правовой системы государства и ее практическому значению. Автором рассмотрено взаимодействие систем национального и международного права в современных условиях. В статье показаны основные подходы к заявленной теме в отечественной науке международного права, предложены свои видения и выводы.
Annotation. The article deals with the definition of the legal system of the state and its practical importance. The author researched interaction between the national and international law systems in contemporary conditions. In the article are shown main approaches in Russian science of International law and is presented the author's point of view on the stated issue.
Ключевые слова: правовая система, конституция, имплементация, международно-правовые нормы, суверенитет.
Keywords: legal system, constitution, implementation, international legal norms, sovereignty.
Для обеспечения практической реализации международных обязательств на внутреннем уровне государства осуществляют меры по включению международно-правовых норм в свою правовую систему. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции России международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы1. Отметим, что практически любая международно-правовая норма может быть частью правовой системы государства, которая включает в себя не только нормы национального права (т. е. нормы, порожденные соответствующими органами как родного государства, так и других государств), но и нормы, созданные международным правом. Все возрастающее влияние международно-правовых норм на внутригосударственное право породило тенденцию к своеобразной конституционализации международного права, и сегодня значительное число конституций содержат положения, посвященные международному праву и призванные обеспечить его
1 Конституция Российской Федерации (принята всенарод-
ным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, вне-
сенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 де-
кабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от
5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
реализацию. Подобный вывод прослеживается не только по общей ст. 15, но и по другим нормам Конституции РФ. Например, ст. 17, посвященная защите прав и основных свобод человека и гражданина, признает и гарантирует подобные права «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией»2.
В своих трудах Т.Г. Морщакова справедливо отметила: «Нельзя не признать, что в силу изложенного положения статьи 17 Конституции в России состоялась главная конституционная имплементация международных стандартов прав и свобод. Она... поддерживает надобность и практическую пользу приведения национального законодательства в соответствие с международными нормами, если и пока государство не отказывается от собственной Конституции и от своих международных обязательств»3.
Рассматриваемое нами понятие правовой системы является существенно значимым для раскрытия особенностей действия норм права в государстве. Мы можем уверенно утвер-
2 Конституция Российской Федерации.
3 Морщакова Т.Г. Конституционная и судебная импле-ментации Европейской конвенции по правам человека // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 2. С. 184.
ждать, что термин «правовая система» известен всем юридическим наукам и соответственно активно обсуждается в них4. Для изучения содержания данного термина могут быть весьма эффективно использованы научные подходы и методы, в том числе сравнительные, направленные на выявление характерных и основополагающих признаков международной и внутригосударственной составляющих данной правовой категории5. При этом понятие правовой системы не следует смешивать с понятием системы права, которая представляет собой внутреннее строение права как нормативного образования.
На протяжении многих десятилетий проводились исследования в области общей теории права и международного права, определялись научные понятия конструкции право-6 1->
вой системы . В отечественном правопонима-нии утвердились узкий и широкий подходы к праву как таковому. Соответственно некоторое время просматривались и два основных подхода к понятию правовой системы - узкий и широкий. В одном случае правовая система сводилась либо к совокупности письменных норм и системе законодательства, либо к системе права, а во втором случае - совместно и к тому, и к другому. Сторонники широкого подхода к понятию правовой системы вполне обоснованно доказывали, что ввод в научный оборот нового термина «правовая система» при узком его понимании вообще не имеет смыс-ла7. Результатом последовательности такой позиции стало то, что постепенно в отечест-
4 См.: Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права : учеб. СПб., 2015 ; Петрова Г.В. Основные подходы к формированию международного финансового права как правовой системы // Законодательство и экономика. 2005. № 8 ; Баглай М.В. Конституционное правосудие в России состоялось // Российская юстиция. 2001. № 10.
5 См.: Очерки сравнительного права : сб. / сост. В.А. Туманов. М., 1981 ; Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридической дисциплине. М., 1978 ; Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное // Государство и право. 1999. № 8.
6 См.: Алексеев С.С. Право и правовая система // Правоведение. 1980. № 1 ; Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994 ; Тиунова Л.Б. О понятии правовой системы // Правоведение. 1985. № 1 ; Бай-тин М.И. Право и правовая система: вопросы соотношения // Право и политика. 2000. № 4 ; Гаврилов В.В. Понятие национальной и международной правовых систем // Журнал российского права. 2004. № 11 ; Азнагулова Г.М. Взаимодействие международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации // Lex russica. 2015. № 8 ; и др.
7 Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов,
1987. С. 8-34 ; Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.
С. 176.
венной доктрине общей теории права и доктрине международного права стал утверждаться широкий подход к правовой системе, в соответствии с которым содержание последней не сводится лишь к праву и законодательству. По своей сути право и законодательство представляют собой лишь основу для регулирования, одну из составных частей правовой системы, которая в свою очередь включает в себя кроме права теоретические и мировоззренческие аспекты, такие как правовая теория, правовое сознание, правовая политика, правовая культура в целом; важное место занимает также и юридическая практика, формируемая как внутригосударственными, так и международными судами8.
Согласимся с мнением П.А. Виноградовой, согласно которому «в современных условиях существует как необходимость, так и практическая возможность изменения подходов к имплементации норм международного права, в том числе в их истолковании международными судебными учреждениями»9.
В научных разработках с середины ХХ в. всегда проводилось четкое разграничение сферы действия внутреннего и международного права. Отечественные теоретики определяли те границы, где действие и применение последнего не могло иметь место. Последователи советской правовой идеологии неуклонно обосновывали тезис о том, что принципиально невозможно регулирование международно-правовыми нормами общественных отношений, входящих во внутреннюю компетенцию государства10. Совершенно очевидно, что при подобном отношении вопрос о реализации международно-правовых норм в рамках правовой системы государства в имплементационном контексте почти не рассматривался и был ценен во многом только с научной стороны.
Изменившиеся политические реалии вызвали в международно-правовой литературе
8 Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное. С. 6 ; Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция РФ // Московский журнал международного права. 1994. № 4. С. 4 ; Неша-таева Т.Н. К вопросу о правовых системах, регулирующих международные отношения // Российский ежегодник международного права. 1993-1994. С. 49.
9 Виноградова П.А. Порядок разрешения коллизий конституционного и конвенционного толкования // Российская юстиция. 2015. № 11. С. 30.
10 Алексеев С.С. Право и правовая система. С. 27-34 ; Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 410-411.
новое серьезное обсуждение проблемы понятия правовой системы только после 1990-х гг. Проблема соотношения и взаимодействия международного и внутригосударственного права в российской правовой доктрине с принятием Конституции РФ 1993 г. перестала иметь лишь теоретическую направленность, теперь вопрос имплементации стал приобретать все более четко выраженное практическое применение, что обусловило резкое возрастание интереса к ней не только научной общественности, но и среди юристов-практиков11. Однако ситуация в данной области не однозначна и на данный момент. Объяснить это можно прежде всего тем, что неопределенность позиций среди российских ученых в первую очередь связана с различной интерпретацией понятия и содержания термина «правовая система» в контексте п. 4 ст. 15 Конституции РФ.
В научной литературе как прошлого, так и нынешнего века, термин «правовая система» понимается по-разному. Однако, несмотря на отсутствие однородности во взглядах исследователей права на состав и содержание компонентов правовой системы, никто из них не подвергает сомнению тезис о том, что правовая система формируется применительно к праву, выступающему для нее в качестве главного фактора. Особенности расхождений в подходах к предмету и объему понятия «правовая система» определяются различием представлений отдельных авторов о содержании производных от правовых норм элементов правовой системы12.
По общему правилу конституционные нормы государств мира, включая Россию, задекларировали международно-правовые нормы составной частью их права или правовых систем. Исходя из этого, в состав нормативной составляющей понятия «правовая система» нами подлежат включению не только нормы внутреннего права соответствующей страны (а в случае коллизионного регулирования также нормы права иностранных государств), но и международно-правовые нормы и принципы.
Как замечает И.И. Лукашук, «термин "правовая система" использован для того, что-
11 См.: Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М., 1996 ; Тиунов О.И. Решения Конституционного Суда РФ и международное право // Российская юстиция. 2001. № 10.
12 См.: Алексеев С.С. Теория права. М., 1994 ; Общая теория права : учеб. для юрид. вузов / под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995 ; Теория государства и права : курс лекций.
бы избежать приравнивания всех международных норм к законодательству. В отличие от законодательства, в правовой системе страны международные нормы могут занимать различное положение»13. Е.Т. Усенко писал: «"Правовая система" - это научное понятие, нормативно не урегулированное и потому едва ли уместное... Достаточно было сказать: "является частью права"...»14. Д.Р. Шафеев определяет правовую систему как структурную взаимосвязь системы права и системы законодательства, осуществляющую непосредственное правовое регулирование и характеризующую функциональное содержание и назначение права как системного социального регулятора в целом15.
Как отмечает В.В. Гаврилов, «правовая система - это комплексная правовая категория, отражающая... правовую сторону организации общества, целостную правовую действительность... Национальную правовую систему можно определить как характерную для данного государства целостную совокупность действующих на его территории правовых норм, а также юридических органов, учреждений, организаций и правовой идеологии, обеспечивающих в процессе юридической практики, опосредованной правовой психологией, урегулирование общественных отношений в соответствии с объективными закономерностями развития общества»16. Ю.А. Тихомиров в правовую систему включает следующие компоненты: а) правопонимание - правовые взгляды, правосознание, правовая культура, правовые теории и концепции, а также правовой нигилизм; б) правотворчество как познавательный и процессуально оформленный способ подготовки и принятия законов и иных правовых актов; в) правовой массив - структурно оформленную совокупность официально принятых и взаимосвязанных правовых актов; г) правоприменение - способы реализации правовых актов и обеспечения законности17. В своих трудах
13 Лукашук И.И. Конституция России и международное право // Московский журнал международного права. 1995. № 2. С.32-33.
14 Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. N° 2. С. 18.
15 Шафеев Д.Р. Современная правовая система Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2002. С. 14.
16 Гаврилов В.В. Понятие национальной и международной правовых систем. С. 98.
17 Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное. С. 6.
Т.Н. Нешатаева отмечает: «Широкое понимание правовой системы, не сводящее ее к юридическим нормам, вполне оправданно в силу того, что оно позволяет избежать узкого, норма-тивистского подхода при исследовании правовых явлений, увидеть связь права с социальными структурами общества, понять механизм их взаимодействия и взаимовлияния»18. М.И. Бай-тин полагал, что, кроме законодательных аспектов, участвующих в механизме правового регулирования, правовая система включает в себя и такие явления юридического характера, которые объединяются более широким понятием правового влияния, в частности, правосознанием, правовой культурой, а также правовым воспитанием. По его мнению, правовую систему можно определить как «совокупность внутренне организованных и взаимосвязанных, социально-однородных и устремленных в конечном счете к общим целям правовых явлений данного общества, каждое из которых выполняет свою специфическую роль в правовом регулировании или выходящем за его пределы правовом воздействии на общественные отношения»19. С.Ю. Марочкин подчеркивает: «Нормы международного права в рамках правовой системы РФ не становятся нормами российского права, а источники международного права - источниками права российского. По своей природе эти нормы занимают обособленное положение в правовой системе РФ, функционируют наряду с российским правом, должны толковаться и применяться в свете целей и принципов международного
20
права и конкретного договора» .
Из вышесказанного можно проследить два основных направления понимания термина «правовая система» в отечественной научной литературе. Первую группу составляют авторы (И.И. Лукашук, Е.Т. Усенко, Д.Р. Шафеев и др.), полагающие, что термин «правовая система» является техническим либо вовсе некорректным, не отражающим объективную реальность. Использование настоящей дефиниции вызвано лишь опосредованной необходимостью. Другая группа (В.В. Гаврилов, Ю.А. Тихомиров, Т.Н. Нешатаева, М.И. Байтин, С.Ю. Марочкин,
18 Нешатаева Т.Н. К вопросу о правовых системах, регулирующих международные отношения. С. 49.
19 Байтин М.И. Право и правовая система: вопросы соотношения. С. 6.
20 Марочкин С.Ю. Материальные и процессуальные во-
просы применения норм международного права в судебной
практике // Российский юридический журнал. 2003. № 1. С. 43.
О.И. Тиунов и др.) представляет правовую систему важным элементом правовой действительности. Даже при узком уяснении понятия «правовая система», сводящемся только к праву или нормам права, без взаимосвязи с социальным, культурным, иными ценностными аспектами, данная научная общность подчеркивает не только теоретическую, но и практическую важность такого понятия.
Сегодня в правовой теории и практике всем правоприменительным органам, как административным, так и судебным, необходимо четко разграничивать такие понятия, как «право государства», т. е. комплекс всех принимаемых его соответствующими органами правовых актов и норм, и «право, применяемое в государстве», как совокупность всех нормативных правил, подлежащих реализации в сфере внутригосударственных отношений и действующих в пределах юрисдикции государства, а именно в рамках компетенции его административных и судебных органов. Очевидно, что второе понятие шире первого, так как оно охватывает не только национальное право страны, но и признаваемые и применяемые Российской Федерацией нормы международного права, а также нормы права иностранных государств21.
В.В. Гаврилов справедливо заметил, что современная российская международно-правовая доктрина постепенно отходит от узкого понимания международной правовой системы как системы исключительно межгосударственных отношений, регулируемых на правовом уровне нормами международного публичного права. По его мнению, в рамках доктрины происходит осознание того факта, что исключение из числа субъектов международной правовой системы прежде всего физических и юридических лиц, равно как и отрицание возможности международно-правового регулирования отношений с их участием, не соответствует ни современной практике развития международных отношений, ни существующим механизмам и способам их нормативно-правовой регламентации22.
При рассмотрении вопроса о международной правовой системе с сожалением приходится констатировать, что некоторые изда-
21 Международное право : учеб. для вузов / отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. М., 2002. С. 140.
22 Гаврилов В.В. Развитие концепции правовой системы в отечественной доктрине права: общетеоретический и международно-правовой подходы // Журнал российского права. 2004. № 1.С. 86.
ния по общей теории права вообще исходят из того, что международной правовой системы не существует. Отметим неприменимость столь однозначного подхода к международному праву в силу значительной отдаленности общей теории права от права международного, ведь последнее состоит из правовых норм, которые регулируют отношения между государствами.
Как полагает И.И. Лукашук, международное право является системой, которая основана на общепризнанных целях и принципах, обладающих высшей юридической силой23. Н.А. Ушаков считал, что «международная правовая система состоит из следующих элементов: международное право, международная юридическая практика и международно-правовая идеология, находящая свое выра-
24
жение в международном правосознании» . А.Н. Талалаев, осознавая, что не только нормы составляют все международное право, писал: «Международное право представляет собой гораздо большую, разветвленную, состоящую из многих отраслей и институтов систему правовых норм, регулирующих отношения между государствами независимо от их общественного и социального строя, формы правления и государственного устройства»25. По мнению С.В. Черниченко, «объективные границы международного права указывают на то, что международное право и внутригосударственное -различные правовые системы, не имеющие примата одна над другой, действующие в различных плоскостях, в различных юридических измерениях»26. И.И. Лукашук в своих работах пишет: «На самом деле внутригосударственная правовая система воспринимает не международное право как особую систему, а лишь содержание его норм. В результате соответствующие нормы международного права сохраняют свой статус, не претерпевая каких-либо изменений. В соответствии с ними создаются нормы внутреннего права»27. И.Б. Борисов считает не требующим доказательства тот
23 Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997. С. 7.
24 Ушаков Н.А. Проблемы теории международного права. М., 1988. С. 45.
25 Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации. С. 4.
26 Черниченко С.В. Теория международного права. М., 1999. Т. 1 : Современные теоретические проблемы. С. 130.
27 Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внут-
ригосударственного права в условиях глобализации // Журнал
российского права. 2002. № 3. С. 116.
факт, что международное право и внутригосударственное право являются двумя самостоятельными правовыми системами, не находящимися в отношениях субординации. Другими словами, речь идет о дуалистическом направлении теории международного права. Это в свою очередь не противоречит факту установления примата международного договора конкретного государства над его законом28. Нам представляется подобный вывод ошибочным, ибо на современном этапе давление международного права на внутреннее продолжает постоянно усиливаться. Более того, прослеживается прямое подчинение первой системой второй. Наглядным примером могут служить Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., где прямо сказано, что «если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами, каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте»29.
Несмотря на объективное существование двух правовых систем, они не развиваются изолированно друг от друга; их взаимодействие происходит постоянно. Ю.А. Тихомиров справедливо отмечает в своей статье: «Две плоскости жизни права позволяют вести речь о внутреннем праве, окрашенном отнюдь не только сугубо национальными чертами, и о международном праве, отражающем согласие государств сообща регулировать всеобщие публичные интересы. Их переплетение становится все более органичным. И то, и другое проистекает из общего источника - суверенной воли государств согласованно решать публичные дела разного масштаба»30.
Такой же позиции придерживается Г.М. Азнагулова: «...национальные правовые
28 Борисов И.Б. Соотношение норм международного и внутригосударственного права в вопросах избирательного процесса // Журнал российского права. 2002. № 4. С. 104.
29 Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N° 17 (1831). П. 2 ст. 2.
30 Тихомиров Ю.А. Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права // Журнал российского права. 2002. № 11. С. 3.
системы подвергаются не только взаимному влиянию, но в большей степени и влиянию со стороны международного права. С этих позиций внутригосударственное право является наиболее открытым для влияния, поскольку создание международной правовой системы обусловливается согласованием воли и внешней политики всех участников международных отношений»31.
В последнее время последовательно прослеживается своеобразная подчиненность национальной правовой системы международной. Многие нормы международного права могут действовать непосредственно на территории государства, минуя такой институт, как трансформация. В таком случае воздействие одной системы на другую осуществляется напрямую без каких-либо нормативных привязок. Сформированные международным правом нормы занимают в правовой системе государства собственную нишу. Они действуют в рамках этой системы, не утрачивая своей связи с международным правом. О.И. Тиунов очень верно определил следующее: «Международно-правовые нормы, введенные во внутригосударственную правовую систему, не меняют своего качества и продолжают также оставаться ча-
32
стью системы норм международного права» .
При рассмотрении национальных и международно-правовых норм нам следует обратить внимание на особенности их структуры и содержания. Для международной нормы, в отличие от внутренней, характерны большая декларативность, выработка основных принципов и целей, формулирование презумпций. Такая основа является своеобразным нормативным маяком, который дает ориентир нормам внутреннего права, формируя основные направления регулирования и развития. При этом никоим образом не умаляется, а, наоборот, реализуется принцип государственного суверенитета, ибо выбор конкретных регуляторов остается за национальным законодательным органом в соответствии с установленной им же процедурой.
Активное взаимодействие систем национального и международного права стало играть в современных условиях одну из главных
31 Азнагулова Г.М. Взаимодействие международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации. С. 90.
32 Тиунов О.И. Решения Конституционного Суда РФ и международное право. С. 14.
ролей. Значимость подобной роли проявляется как в определенной соподчиненности названных правовых систем, так и во все большей имплементации международных принципов и норм в национальные правовые системы.
Отметим, что при рассмотрении внутренней структуры правовой системы как таковой всегда в качестве основного элемента выделяется право, которое является результатом взаимодействия государства и общества в создании содержащихся в правовых нормах формализованных предписаний, выражающих основное содержание общественного правосознания и уровень его развития во всех сферах жизни социума. Роль общества в формировании властных предписаний является не просто доминирующей, а определяющей по отношению к деятельности органов государства, непосредственно создающих нормы права, так как только общество является носителем основных принципов регулирования существующих в нем отношений. Такого рода критерии впоследствии трансформируются в основные принципы права, которые развиваются и конкретизируются в правовых нормах, создавая при этом определенные способы и методы правового регулирования.
Итак, резюмируя вышесказанное, определим правовую систему как сочетание: а) правовой идеологии, которая представляет собой базисное условие правопонимания и непосредственно воздействует на осознание права, его развитие и закрепление; б) права как регулирующего нормативного комплекса; в) правовой практики как конечного результата правоприменительной деятельности. Правовая система по отношению к международному праву нормативно упорядочивает правоотношения, создает условия для стабильности и нормального функционирования обычных норм и норм международных договоров в правоприменительной практике государства.
Необходимо подчеркнуть единство и взаимосвязь теоретической, правовой и практической частей нашего определения. Из данной дефиниции прослеживается определенная со-подчиненность элементов системы. Правовая идеология в целом и научная доктрина в частности играют главенствующую роль при определении права как такового, формировании правового сознания в обществе. Исходя из условно принятых установок, сформированных господствующей правовой идеологией, проис-
ходит выработка типов правопонимания в конкретном социуме. Посредством правореализа-ции или правоприменения претворяется в жизнь теоретическая и нормативная стороны всей системы. Практика реализует и резюмирует все то, что было достигнуто правом и идеологией во временном развитии.
Помимо соотношения компонентов правовой системы по вертикали, необходимо отме-
тить и взаимодействие по горизонтали. В государстве подлежат применению нормы международного права, нормы национального права и нормы иностранных государств. Три этих компонента также являются составной частью правовой системы. Все три составляющие вместе находят свое отражение как в правовой идеологии, так и в праве и юридической практике.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17 (1831).
3. Азнагулова, Г.М. Взаимодействие международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации // Lex russica. - 2015. - № 8.
4. Алексеев, С.С. Право и правовая система // Правоведение. - 1980. - № 1.
5. Алексеев, С.С. Теория права. - М., 1994.
6. Алексеева, Л.Б. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации / Л.Б. Алексеева, В.М. Жуйков, И.И. Лукашук. - М., 1996.
7. Баглай, М.В. Конституционное правосудие в России состоялось // Российская юстиция. -2001. - № 10.
8. Байтин, М.И. Право и правовая система: вопросы соотношения // Право и политика. -2000. - № 4.
9. Борисов, И.Б. Соотношение норм международного и внутригосударственного права в вопросах избирательного процесса // Журнал российского права. - 2002. - № 4.
10. Виноградова, П.А. Порядок разрешения коллизий конституционного и конвенционного толкования // Российская юстиция. - 2015. - № 11.
11. Гаврилов, В.В. Понятие национальной и международной правовых систем // Журнал российского права. - 2004. - № 11.
12. Гаврилов, В.В. Развитие концепции правовой системы в отечественной доктрине права: общетеоретический и международно-правовой подходы // Журнал российского права. - 2004. - № 1.
13. Карбонье, Ж. Юридическая социология. - М., 1986.
14. Лукашук, И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. - 2002. - № 3.
15. Лукашук, И.И. Конституция России и международное право // Московский журнал международного права. - 1995. - № 2.
16. Лукашук, И.И. Нормы международного права в правовой системе России. - М., 1997.
17. Марочкин, С.Ю. Материальные и процессуальные вопросы применения норм международного права в судебной практике // Российский юридический журнал. - 2003. - № 1.
18. Матузов, Н.И. Правовая система и личность. - Саратов, 1987.
19. Международное право : учеб. для вузов / отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. - М., 2002.
20. Морщакова, Т.Г. Конституционная и судебная имплементации Европейской конвенции по правам человека // Сравнительное конституционное обозрение. - 2016. - № 2.
21. Нешатаева, Т.Н. К вопросу о правовых системах, регулирующих международные отношения // Российский ежегодник международного права. - 1993-1994.
22. Общая теория права : учеб. для юрид. вузов / под ред. А.С. Пиголкина. - 2-е изд. - М., 1995.
23. Очерки сравнительного права : сб. / сост. В.А. Туманов. - М., 1981.
24. Петрова, Г.В. Основные подходы к формированию международного финансового права как правовой системы // Законодательство и экономика. - 2005. - № 8.
25. Поляков, А.В. Общая теория права : учеб. / А.В. Поляков, Е.В. Тимошина. - СПб., 2015.
26. Синюков, В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. - Саратов, 1994.
27. Талалаев, А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации // Московский журнал международного права. - 1994. - № 4.
28. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2002.
29. Тилле, А.А. Сравнительный метод в юридической дисциплине / А.А. Тилле, Г.В. Швеков. -М., 1978.
30. Тиунов, О.И. Решения Конституционного Суда РФ и международное право // Российская юстиция. - 2001. - № 10.
31. Тиунова, Л.Б. О понятии правовой системы // Правоведение. - 1985. - № 1.
32. Тихомиров, Ю.А. Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права // Журнал российского права. - 2002. - № 11.
33. Тихомиров, Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное // Государство и право. - 1999. - № 8.
34. Усенко, Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и российская Конституция // Московский журнал международного права. - 1995. - № 2.
35. Ушаков, Н.А. Проблемы теории международного права. - М., 1988.
36. Черниченко, С.В. Теория международного права. - М., 1999. - Т. 1 : Современные теоретические проблемы.
37. Шафеев, Д.Р. Современная правовая система Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2002.