Научная статья на тему 'Правовая регламентация процессуального статуса участников уголовного судопроизводства нуждается в уточнении'

Правовая регламентация процессуального статуса участников уголовного судопроизводства нуждается в уточнении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1047
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
обвиняемый / потерпевший / международный правовой акт / международные стандарты в области защиты участников уголовного судопроизводства / пути преодоления разрыва в вопросах правовой защиты обвиняемого и потерпевшего / accused / victim / international legal act / international standards in the field of protection of par- ticipants in criminal proceedings / ways to overcome the gap in the legal protection of the accused and the victim

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гирько Сергей Иванович

Предмет/тема. Правовая регламентация процессуального статуса участников уголовного судопроизводства нуждается в уточнении Цели/задачи. В 2001 году с принятием УПК РФ процессуальные права участников уголовного судопроизводства, а конкретно, подозреваемого (обвиняемого) и потерпевшего были сформулированы по-новому. Провозглашаемое изначально равенство прав участников, представляющих обвинение и защиту утратило и не подтвердило свою адекватность. Права обвиняемого (подозреваемого) в сравнении с правовым положением потерпевшего выглядят более детализированными, отчего складывается впечатление, что лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, законом защищено более тщательно, чем пострадавший от преступных действий. Указанное неравенство не соответствует ни положениям Конституции РФ, ни международным правовым актам. Методология. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, постановка проблемы, построение гипотез, конкретизация, мониторинг. Вывод. Автор приходит к выводу о том, что уголовно-процессуальное положение потерпевшего и обвиняемого в уголовно-процессуальном законе должно быть сбалансировано и приведено в соответствие с международными стандартами, для чего вносятся определенные предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE PROCEDURAL STATUS OF PARTICIPANTS OF CRIMINAL PROCEEDINGS NEEDS TO BE CLARIFIED

Subject / topic. Legal regulation of the procedural status of participants in criminal proceedings needs to be clarified. Goals / objectives. In 2001, with the adoption of the code of criminal procedure, the procedural rights of participants in criminal proceedings, namely, the suspect (accused) and the victim were formulated in a new way. The initially proclaimed equality of rights of the participants representing the prosecution and the defence has lost and has not confirmed its adequacy. The rights of the accused (suspect) in comparison with the legal position of the victim look more detailed, which gives the impression that the person brought to criminal responsibility, the law is protected more carefully than the victim of criminal acts. This inequality does not correspond to the provisions of the Constitution of the Russian Federation or international legal acts. Methodology. Analysis, synthesis, comparison, abstraction, problem statement, hypotheses, specification, monitoring. Conclusion. The author comes to the conclusion that the criminal procedural position of the victim and the accused in the criminal procedural law should be balanced and brought in line with international standards, for which certain proposals are made.

Текст научной работы на тему «Правовая регламентация процессуального статуса участников уголовного судопроизводства нуждается в уточнении»

88

ART / <<ШУШетУМ~ЛЭУ©Ма1>#7Ш,2(0]9

5. Замбржицкая Е. С. Распределение затрат непроизводственных подразделений матричным методом для целей бухгалтерского управленческого учета на примере холдинга RB-GROUP/ Замбржицкая Е. С., Мурикова А. Р., Калинина Т. В./ Молодой ученый№ 8, 2012. — 96-99.

6. Земан Р. Управленческий учет /Земан Р., Вохозка М., Замбржицкая Е. С., Иванова Н. Е., Пи-хова М., Попилкова К., Кабоуркова К./.: Магнитогорск, 2015.

7. Козлова Т. В. Распределение затрат на предприятиях со сложной технологической структурой с помощью итеративных алгоритмов / Козлова Т. В., Замбржицкая Е. С., Балбарин Я. Д./ Проблемы современной экономики№ 3 (55), 2015. — 198-202.

8. Ливенская Г.Н. Методы оценки и управленческого учета затрат на потребление сырья и ма-

териалов в промышленном производстве продукции/ Г.Н. Ливенская // Управленческий учет. — 2010. — № 5. — С. 46—51.

9. Литвинов И. А. Современные системы распределения непроизводственных затрат в бухгалтерском управленческом учете /Литвинов И. А., Замбржицкая Е. С., Балбарин Я. Д./ Молодой уче-ный№ 4, 2013. — 258-261.

10. Усманова Т.Х. Особенности регионального регулирования тарифов ЖКХ. Аудит и финансовый анализ — № 6. — 2007. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: auditfin.com >fin/2007/6/Usmanova/Usmanova.pdf (дата обращения 29.03.2019).

11. Чернышов Л.Н. /Совершенствование тарифной политики как инструмент модернизации коммунальной инфраструктуры/ Л.Н. Чернышов. ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера — № 02. — 2011. — С. 55—60.

ORHID ID 0000 - 0003 - 0344 - 0573

УДК 343.13

Гирько Сергей Иванович доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России г. Москва, Российская Федерация DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10176 ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА НУЖДАЕТСЯ В УТОЧНЕНИИ

Sergey Girko,

chief researcher of the PKU research Institute of the Federal penitentiary service of Russia, doctor of legal

Sciences, professor, Honored scientist of the Russian Federation

LEGAL REGULATION OF THE PROCEDURAL STATUS OF PARTICIPANTS OF CRIMINAL

PROCEEDINGS NEEDS TO BE CLARIFIED

Предмет/тема. Правовая регламентация процессуального статуса участников уголовного судопроизводства нуждается в уточнении

Цели/задачи. В 2001 году с принятием УПК РФ процессуальные права участников уголовного судопроизводства, а конкретно, подозреваемого (обвиняемого) и потерпевшего были сформулированы по-новому. Провозглашаемое изначально равенство прав участников, представляющих обвинение и защиту утратило и не подтвердило свою адекватность. Права обвиняемого (подозреваемого) в сравнении с правовым положением потерпевшего выглядят более детализированными, отчего складывается впечатление, что лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, законом защищено более тщательно, чем пострадавший от преступных действий. Указанное неравенство не соответствует ни положениям Конституции РФ, ни международным правовым актам.

Методология. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, постановка проблемы, построение гипотез, конкретизация, мониторинг.

Вывод. Автор приходит к выводу о том, что уголовно-процессуальное положение потерпевшего и обвиняемого в уголовно-процессуальном законе должно быть сбалансировано и приведено в соответствие с международными стандартами, для чего вносятся определенные предложения.

Subject / topic. Legal regulation of the procedural status ofparticipants in criminal proceedings needs to be clarified.

Goals / objectives. In 2001, with the adoption of the code of criminal procedure, the procedural rights of participants in criminal proceedings, namely, the suspect (accused) and the victim were formulated in a new way. The initially proclaimed equality of rights of the participants representing the prosecution and the defence has lost and has not confirmed its adequacy. The rights of the accused (suspect) in comparison with the legal position of the victim look more detailed, which gives the impression that the person brought to criminal responsibility, the law is protected more carefully than the victim of criminal acts. This inequality does not correspond to the provisions of the Constitution of the Russian Federation or international legal acts.

/ ART_89_

Methodology. Analysis, synthesis, comparison, abstraction, problem statement, hypotheses, specification, monitoring.

Conclusion. The author comes to the conclusion that the criminal procedural position of the victim and the accused in the criminal procedural law should be balanced and brought in line with international standards, for which certain proposals are made.

Ключевые слова: обвиняемый, потерпевший, международный правовой акт, международные стандарты в области защиты участников уголовного судопроизводства, пути преодоления разрыва в вопросах правовой защиты обвиняемого и потерпевшего

Keywords: accused, victim, international legal act, international standards in the field ofprotection ofparticipants in criminal proceedings, ways to overcome the gap in the legal protection of the accused and the victim

Адекватная балансу интересов сторон процесса регламентация прав и свобод участников уголовного судопроизводства в исследованиях ученых-процессуалистов на протяжении всего периода действия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) продолжает оставаться одной из центральных проблем.

При этом одни исследователи «рассматривают некоторые аспекты прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод участников уголовного судопроизводства при избрании и применении мер пресечения» [1; 2, С.71].

Другие авторы, к примеру, изучают проблему баланса процессуальных статусов потерпевшего и обвиняемого при досудебном производстве [3, С.11] или защиты прав и законных интересов потерпевшего в целом в уголовном процессе [4, С. 10]. На страницах научных изданий развернулась дискуссия «по вопросу о том, какой государственный орган должен осуществлять контроль за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста» [5] и трудностях, возникающих при применении меры пресечения в виде залога [6, С.22]. Поднимается большое количество разнообразных проблем соотношения и баланса процессуальных прав участников, представляющих стороны обвинения и защиты.

Кроме того, конечно, на страницах специальных изданий анализируются и освещаются типичные недостатки, влияющие на законность и качество расследования уголовных дел [7, С.73; 8, С. 175; 9], отмечается, что «изменяется УПК РФ так, что вместо одних недостатков появляются другие» [10]. Нормы УПК РФ анализируются через призму Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года [11, С. 6].

Предпримем и мы попытку рассмотреть отдельные положения УПК РФ, регламентирующие права и обязанности участников уголовного судопроизводства с учетом положений Конституции Российской Федерации и отдельных международных правовых актов.

Разработка и введение в действие УПК РФ, безусловно, является центральным элементом в развитии судебной реформы в нашем государстве. Новый кодекс призван олицетворять собой результат демократических преобразований, происшедших в правовой системе нашей страны с момента принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

Провозглашение в нем в качестве одного из приоритетов защиты личности от ограничений ее прав и свобод в ходе осуществления уголовного преследования, наряду с признанием верховенства норм Конституции и международного права, вывело обеспечение прав и законных интересов личности в сфере уголовного судопроизводства на принципиально новый качественный уровень.

Однако, по справедливым оценкам многих экспертов, новый УПК оказался не способным в полном объеме учесть реалии сложившихся к моменту его принятия общественных отношений, а также потребности практической деятельности правоохранительных органов, накопленные в науке теоретические наработки. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что в УПК РФ с момента его принятия внесено уже более двухсот поправок, некоторые из которых принципиально изменили его первоначальную модель. При этом активность деятельности законодательной власти по пересмотру или дополнению многих положений уголовно-процессуального закона по-прежнему не снижается.

Разработчики УПК РФ, справедливо заботясь о защите прав подозреваемого и обвиняемого, как нам представляется, не учли должным образом положений Конституции РФ и международных правовых актов, касающихся защиты прав каждого и защиты прав потерпевшего и свидетелей в частности. Так, ст. 52 Конституции РФ [12] гласит, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 года принята Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью [13]. В принятых в том же году VII Конгрессом ООН «Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия» [14] в контексте развития и нового международного экономического порядка рекомендуется предпринять необходимые законодательные и другие меры в целях обеспечения жертв преступлений эффективными средствами правовой защиты.

Принятие данных международно-правовых актов свидетельствует о существенном (приоритетном) значении защиты жертв преступлений (потерпевших) для политики в области уголовного процесса и отправления правосудия.

Это означает, что дальнейшее изучение и обсуждение теоретических и практических проблем реформирования законодательства, регламентирующего защиту личности от ограничений ее прав и

свобод в ходе осуществления уголовного судопроизводства, сегодня, по-прежнему, весьма актуально.

В УПК РФ содержится много новелл, отражающих международные стандарты. К их числу можно с успехом отнести - введение более жесткой регламентации уголовного преследования, повышение требований к качеству и соблюдению сроков производства следственных действий, в особенности тех, которые затрагивают конституционные права граждан. Все они и некоторые другие нововведения в целом заметно усилили позицию обеспечения прав и свобод личности в сфере осуществления государством уголовно-процессуальной деятельности.

Вместе с тем, анализ правовых норм УПК РФ, регламентирующих порядок досудебного производства по уголовным делам, позволяет выявить значительное количество ошибок и неточностей, которые создают серьезные проблемы в самых различных аспектах рассматриваемой деятельности. Многие из таких ошибок и просто пробелов уже устранены при внесении поправок. Но в целом ситуация по-прежнему остается достаточно напряженной.

Далеко не последним среди основных стоит вопрос о том, как с минимальным ущербом для выполнения основной цели уголовного судопроизводства (обеспечить реализацию норм материального права) должным образом соблюсти и сбалансировать между собой установленные в законе права участников уголовного процесса. В этой части есть ряд предложений.

Реформирование уголовно-процессуального права, проведенное в 2002 г., имело своими целями защиту законных прав и интересов участников уголовного судопроизводства. В ст. 6 УПК РФ провозглашено: «Уголовное судопроизводство имеет своим назначением: 1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод». Таким образом, хотя защита интересов потерпевших и указана законодателем как одна из целей уголовного процесса, замена ранее существовавшего положения, определяющего задачи уголовного судопроизводства, на вышеуказанное назначение, по существу сузила предназначение уголовного судопроизводства, как такового.

Объективности ради следует заметить, что новый процессуальный закон содержит целый ряд положений, позволяющих осуществить защиту интересов лиц, пострадавших от преступных посягательств.

Так, определен правовой статус потерпевшего (ст. 42 УПК), позволяющий тем, кто пострадал от преступного деяния, добиваться справедливости, удовлетворения своих моральных и имущественных притязаний.

Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны «разъяснять» участникам уголовного судопроизводства «их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления

ART / «Ш11ШдШУМ"ДУГМ&1>>#7ШШ0]9 этих прав» (ч. 1 ст.11 УПК).

Кроме того, по сравнению с УПК РСФСР законодательно обеспечена безопасность потерпевших. В соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ «При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственни-кам...угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор», субъекты расследования обязаны обеспечить безопасность этих лиц предусмотренными законом мерами.

Однако, несмотря на обозначенное в УПК РФ равноправие сторон уголовного процесса, полагаем, что фактически правовые возможности реализовать свои права, а фактически и статус обвиняемого намного шире, чем аналогичное правовое положение потерпевшего: обвиняемый вправе давать показания или отказаться от дачи показаний, а потерпевший обязан дать показания; обвиняемый обеспечен квалифицированной юридической помощью адвоката-защитника, в том числе и бесплатной, а потерпевший вправе иметь представителя, но не защитника.

Остановимся на данных вопросах подробнее.

Конституционный принцип равенства всех граждан перед законом и судом и аналогичные положения об этом в международных правовых актах в УПК РФ в ряде случаев не закреплены. Некоторые нормы кодекса предусматривают наличие двойных стандартов в области защиты прав и свобод человека: одни в отношении подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, другие - в отношении потерпевшего. Причем российское уголовно-процессуальное законодательство отдает явное предпочтение защите прав подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, нежели защите прав гражданина, признанного потерпевшим от совершенного преступления.

Так, в ч. 3 статье 47 УПК РФ говорится, что «обвиняемый вправе защищать свои права и законные интересы и иметь достаточное время и возможность для подготовки к защите». О предоставлении достаточного времени и возможности для подготовки потерпевшего к защите своих прав, нарушенных совершенным преступлением, в УПК РФ не упоминается.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 222 УПК РФ обвиняемому независимо от его волеизъявления вручается «копия обвинительного заключения с приложениями». Потерпевшему вручается только копия обвинительного заключения, и только «если он ходатайствует об этом», т.е. условия для подготовки к защите своих прав в суде у обвиняемого и подсудимого различаются самым кардинальным образом.

Обвиняемый вправе в ряде случаев пользоваться помощью защитника бесплатно. Для потерпевшего такого права в законе не предусмотрено. И хотя в ст. ст. 42 и 132 УПК РФ говорится, что потерпевшему «обеспечивается возмещение расхо-

<<ШУШЗДиМ"^©иГМа1>>#7Ш,2©1]9 / ART дов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя», возмещение этих расходов может быть осуществлено судом, соответственно, только после рассмотрения уголовного дела в суде и только по решению суда. Следовательно, в случае имущественной несостоятельности потерпевшего он фактически не имеет возможности пользоваться услугами адвоката ни в ходе предварительного следствия, ни в суде.

Существенные различия в процессуальном положении (в части защиты прав и интересов) потерпевшего в сравнении с подозреваемым становятся видны уже с момента возбуждения уголовного дела, когда гражданин привлекается в качестве подозреваемого. Подозреваемый в соответствии с требованиями статей 92 и 46 УПК РФ «должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его задержания». После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору «в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания и разъяснены права подозреваемого», т.е. закон обеспечивает ему возможность знать о своих правах, получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, как правило, на самой ранней стадии уголовного судо про изводства.

Обязанность органов дознания, следствия, прокурора и суда обеспечивать реализацию прав потерпевшего с момента возбуждения уголовного дела УПК РФ не предусмотрена. В законе (ст. 42) вообще не указано, в какой период производства по уголовному делу выносится постановление о признании потерпевшим и когда разъясняются его права. В связи с этим укоренилась негативная практика признания потерпевшим физического либо юридического лица лишь на заключительном этапе расследования. До этого времени на практике проводиться многие следственные и процессуальные действия, о которых потерпевший может и не знать и, таким образом, не реализовать свое право на предоставление соответствующих доказательств, заявление ходатайств и отводов, на участие с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя, на ознакомление с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта и т.д.

Обращают на себя внимание и явные пробелы в защите следующих прав потерпевших. Согласно ст. 246 УПК РФ «Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что предоставленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения». При этом «Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части», в которой заявлено государственным обвинителем. Таким образом, судьи, будучи связанными позицией государственного обвинителя, вынуждены оправдывать

виновного либо сужать объем обвинения зачастую вопреки позиции потерпевшего, который не всегда соглашается с государственным обвинителем. Положение потерпевшего в указанном случае усугубляется и тем, что необоснованный, ошибочный отказ государственного обвинителя от обвинения, повлекший прекращение уголовного дела или уголовного преследования (полностью или частично), не может быть исправлен вышестоящим прокурором (за исключением случаев возникновения новых или вновь открывшихся обстоятельств). Таким образом, потерпевший лишен права на судебное обжалование отказа государственного обвинителя от обвинения по уголовному делу.

Очень показательной в этом отношении выглядит позиция законодателя на конституционном уровне. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в 1991 году [15], содержится статья 33: «Права жертв преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и скорейшую компенсацию причиненного ущерба». Эта статья Декларации была воспроизведена в Конституции РСФСР 1978 года путем ее дополнения. А вот что осталось от этой нормы в новой Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году. Так, в статье 52 говорится: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию, компенсацию причиненного ущерба» [12]. На слух вроде бы звучит одинаково, но разница очень существенная. Речь уже идет не о жертвах преступлений и злоупотребления властью, а о потерпевших, то есть процессуально признанных таковыми, а скорейшая компенсация, которую якобы обеспечивает государство, заменена обещанием компенсации неизвестно когда и неясно за чей счет.

Под предлогом расширения диспозитивности из УПК РФ устранены все нормы, дававшие суду возможность оказывать участникам процесса помощь в реализации их прав, в защите их законных интересов. Так, исключена норма «старого» уголовно-процессуального кодекса о том, что «суд при постановлении приговора вправе по собственной инициативе разрешить вопрос о возмещении причиненного преступлением материального ущерба, если потерпевшим гражданский иск не предъявлен» (ст. 29 ч. 4 УПК РСФСР). Исключены нормы о праве суда по собственной инициативе принимать меры обеспечения гражданского иска и его рассмотрения в судебном заседании (ст.ст. 233 и 252 УПК РСФСР). Суд освобожден от обязанности принимать меры по поводу новых преступлений, выявленных в ходе судебного разбирательства, оставляя потерпевшего наедине со своими проблемами.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что забота о защите интересов потерпевшего процессуальными средствами не распространялась авторами УПК РФ далее поддержания всем известных и давно сформулированных в литературе положений. Проигнорирован ими и принцип

92_

недопустимости отступления от ранее достигнутого уровня гарантий прав личности.

Однако, как бы законодатель не был предусмотрителен в наделении потерпевшего правами полноценного участника процесса, этими правами надо суметь воспользоваться и реализовать их не только в суде, но и в период после суда. Само по себе право, даже защищенное судом, далеко не всегда решает проблемы потерпевшего, и, тем более, жертв преступных посягательств.

Проблема возмещения имущественного вреда, причиненного преступлением, изучалась на протяжении ряда лет и, в основном, в аспекте возмещения имущественного вреда, нанесенного преступным деянием государственным, общественным организациям и гражданам. Вместе с тем, охрана имущественных интересов личности в уголовном процессе не исчерпывается лишь возмещением гражданину, пострадавшему вследствие преступления, нанесенного материального ущерба.

Думается, что не нужно недооценивать значимость сохранения законных имущественных интересов граждан, вовлекаемых в уголовное судопроизводство, по существу, вследствие своей профессиональной квалификации, по инициативе следственно-прокурорских работников, в качестве свидетелей, экспертов, других участников процесса.

Перед правоохранительными органами стоит непростая задача по охране имущественных интересов граждан, вовлекаемых в уголовное судопроизводство либо содействующих ему. И хотя, казалось бы, признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека - обязанность государства, последнее пока не проявляет активности (в том числе законодательной), направленной на защиту вышеуказанных участников процесса и иных лиц от противоправных посягательств.

Необходимость существенного улучшения положения потерпевшего от преступления диктуется появлением таких социальных явлений, с которыми наше общество ранее не сталкивалось, как: организованная преступность, расслоение общества по имущественному признаку, миграционные потоки из ближнего и дальнего зарубежья, высокий уровень безработицы и т.д. Эти негативные факторы явились новыми для постсоветской России, но большинство стран мирового сообщества сталкивается с ними уже давно. Следовательно, необходимо изучать, а во многих случаях и учитывать зарубежный опыт по проблемным вопросам обеспечения прав потерпевших с целью определения, какие из наработок передовой юридической мысли других стран наиболее приемлемы для Российской Федерации.

К, примеру, в Израиле в 2001 году вступил в силу закон «О правах потерпевшего от преступления» [16]. Цель данного закона - определение прав пострадавшего от преступления и защита его чести и достоинства как человека, без нарушения прав подозреваемого, обвиняемого, осужденного, также установленных законом. Принципы закона - предо-

ART / «Ш11ШдШУМ"ДУГМ&1>>#7ШШ0]9 ставление потерпевшему прав с учетом его потребностей, защита его чести и достоинства и неприкосновенности. Суд и органы власти должны предпринять все зависящее от них, чтобы обеспечить соблюдение прав потерпевшего.

Предусмотрено право потерпевшего на информацию о ходе ведения уголовного процесса, самостоятельно или через своего адвоката ознакомится с обвинительным заключением по данному делу. Закон предусмотрел право потерпевшего на информацию о месте содержания осужденного за совершенное им преступление сексуального характера или насилие.

Потерпевший в результате сексуального преступления или насилия вправе явиться на допрос и требовать присутствия «своего человека». Закон предусмотрел право потерпевшего высказать свое мнение и быть в курсе готовящегося приостановления расследования уголовного дела или «сделки с правосудием», а также предусмотрел право потерпевшего в результате насилия, в том числе сексуального, на свое мнение и право быть в курсе готовящегося досрочного освобождения осужденного или помилования.

Не следует забывать и проблемы более широкого социального плана. Надо добиться определенных сдвигов в общественном сознании. Надо убедить население в том, что гражданин, защищаемый в уголовном судопроизводстве, это не только обвиняемый, но и его жертва.

В этой связи представляется возможным изучение и использование опыта Франции. Во Франции, к примеру, в настоящее время действуют около 100 региональных организаций помощи потерпевшим, а кроме того, сотни служб, ориентированных на оказание помощи отдельным категориям потерпевших: от изнасилований, от дорожно-транспортных происшествий, от терроризма и т. д. Создан специальный фонд для реституций и компенсаций потерпевшим в случае, если преступник не установлен либо не платежеспособен, а, кроме того, ведется работа по дальнейшему совершенствованию законодательства в этой сфере.

В настоящее время потерпевший от преступления в ФРГ имеет право получить юридическую помощь без достаточных финансовых средств или, по крайней мере, ссуду от государства для получения адвокатской помощи [17].

В США большое внимание в защите потерпевших от преступлений уделяется вопросам компенсации потерпевшей стороне [18]. Благодаря Закону о потерпевших в Государственном бюджете США была предусмотрена специальная расходная статья, трансформировавшаяся позднее в Фонд помощи потерпевшим. В данном законе закреплено требование о том, чтобы каждый штат отдавал приоритет по оказанию помощи трем определенным категориям потерпевших: от изнасилований; от бытовых преступлений; потерпевшим-детям, в отношении которых совершены насильственные преступления.

Таким образом, с учетом сказанного государственные и общественные организации зарубеж-

<<ШУШЗДиМ"^©иГМа1>>#7Ш,2©]]9 / ART ных стран, организующие меры по защите потерпевших от преступлений, действуют по следующим основным направлениям:

— инициирование вопросов о расширении процессуальных прав потерпевших от преступлений;

— улучшение информированности потерпевших об имеющихся у них правах;

— ужесточение контроля, в том числе общественного над деятельностью сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих реализацию прав потерпевшими;

— существенное расширение возможностей потерпевшей стороны на получение компенсаций за вред, причиненный преступным деянием;

— обеспечение безопасности потерпевших и конфиденциальности данных их личности;

— создание специальных неправительственных (или действующих совместно с правительственными) организаций, основной задачей которых является деятельность по оказанию помощи жертвам преступлений;

— создание в обществе психологического климата, способствующего осознанию и сопереживанию нуждам потерпевших и деятельности по оказанию реальной помощи им;

— пропаганда необходимости международного сотрудничества в решении этих вопросов.

Несмотря на предпринимаемые меры, вопрос о должном обеспечении прав потерпевших от преступлений за рубежом остается открытым. Многие страны испытывают трудности с финансированием проектов, связанных с выплатой компенсаций потерпевшим. Ряд проблем вызывает необходимость реформирования системы уголовного судопроизводства. Однако уже принятые меры являются важным показателем того, что потерпевший от преступления перестает быть фигурой второго плана в уголовном процессе.

Уголовно-процессуальное законодательство зарубежных стран рассматривает потерпевшего в качестве активного участника уголовного процесса, имеющего свои интересы и наделенного, соответственно, значительными процессуальными правами для их отстаивания.

Отправной точкой в деле совершенствования механизма гарантий прав жертв преступлений послужили некоторые международно-правовые акты — это, прежде всего, «Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью», принятая 29 ноября 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН [13]. Декларация заложила общепринятые нормы, имеющие своей целью своевременное оказание внимания, предоставление помощи и правовой защиты потерпевшим от преступления, определила основные направления для развития системы международного уголовного и социального правопорядка.

Однако для государств-членов Совета Европы Декларация ООН является отнюдь не единственным международным документом, направленным на улучшение процессуального положения потерпевших от преступления. С 1970 г. Совет Европы, и

в частности Европейский комитет по Проблемам Преступности (ЕКПП), провел множество исследований, касающихся потерпевших от преступлений, и принял документы, предусматривающие принципы уголовной политики по этому вопросу.

В начале 1970-х годов Европейским комитетом исследовался вопрос о компенсации государством ущерба, понесенного потерпевшим от преступления. В итоге изучения была подготовлена и одобрена Комитетом Министров соответствующая резолюция. Она побуждала правительства государств создавать программы по обеспечению возмещения компенсаций из общественных фондов тем, кому в результате преступления нанесены серьезные телесные повреждения и иждивенцам лиц, умерших в результате преступлении, когда такие компенсации не могут быть обеспечены другими средствами.

Подводя итог сказанному, необходимо заметить, что зарубежный опыт в настоящее время необходимо использовать в условиях Российской Федерации для решения ряда насущных проблем:

во-первых, необходимо посредством корректировки законодательства закрепить за потерпевшим такие процессуальные компетенции, которые позволяли бы ему адекватно следственной или судебной ситуации защитить и отстоять свои права, сформировать правовые механизмы, позволяющие ему реализовать законодательно закрепленные права. При этом очень важно учесть российский исторический опыт и наработки отечественных процессуалистов;

во-вторых, в решении вопроса об обязательной государственной компенсации потерпевшим, когда преступник не установлен или неплатежеспособен. Такое решение прежде всего важно принять для возмещения ущерба хотя бы по наиболее общественно значимым преступлениям;

в-третьих, в поддержании идеи и всемерном содействии в создании специализированной организации, единственной задачей которой было бы оказание помощи потерпевшим с возможным наделением ее определенными процессуальными правами. Только комплексный подход к затронутой проблеме может послужить если не полному, то хотя бы частичному ее разрешению в России.

Эти и другие проблемы требуют решения путем дальнейшего совершенствования российского уголовно-процессуального законодательства и разработки, уточнения нормативных правовых актов в сфере защиты прав потерпевших.

Таким образом, с учетом изложенного необходимо констатировать, что статус потерпевшего еще далеко не соответствует нормам международного законодательства и тем стандартам, которые выработала зарубежная правоприменительная практика, закрепив, с одной стороны их в международных правовых актах, а с другой, следуя им в своих правоприменительных традициях. Он же не в полной мере воплощает и положения Конституции РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате складывается определенный разрыв между конституционным и уголовно - процес-

94_

суальным законодательством, на деле иногда превращающий защиту прав и интересов жертв преступлений в фикцию. В конечном итоге, к сожалению, потерпевший все еще остается весьма незащищенной и ограниченной в правах стороной в уголовном процессе.

Литература

1.Парфенова М.В. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод участников уголовного судопроизводства при избрании и применении мер пресечения, применяемых по решению суда. Ш1р5/М15е^ег.ги/ро1е5пое/64381-ргокигог5ку-па^ sor-sob1yudeniem-prav-svobod.. .14.02.2019;

2.Брусницын Л.В. Меры пресечения по УПК РФ: новеллы и старые ошибки// Уголовное право. 2002. №3.

3.Корнелюк О.В. Балан процессуальных статусов потерпевшего и обвиняемого при досудебном производстве: Автореф. дис. ...канд.юрид.наук. Нижний Новгород, 2003;

4.Колдин С.В. Защита прав и законных интересов потерпевшего по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации: Автореф.дис. .канд.юрид.наук. Саратов, 2004;

5.Халиулин А.Г. Изменения в УПК РФ: системное толкование и применение // Законность. 2012. № 4.

6.Маркина Е.А., Васильева Ю.Н. Залог, как мера пресечения: трудности, выявленные практикой // Уголовный процесс. 2012. №9;

7.Соловьев А., Токарева Т., Воронцова Н. Проблемы законности и качества расследования в свете требований УПК РФ //Уголовное право. 2002. № 2;

8.Балугина Т.С. Организация и планирование начального этапа расследования краж со взломом государственного имущества: Науч. -практ. конф. -Краснодар, 1980;

9.Васильев Л.М. Организация следственной работы. - Краснодар. 1983;

10. Российская газета. 2004. 19 мая.

11. Эйшлинг Р., Разумов С.А., Берестенев Ю.Ю. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Прецеденты и комментарии. - М., 2002;.

12.Конституция РФ и основные федеральные конституционные законы. - М.:Эксмо, 2013;

13. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью. Принята резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года -http://www.un.org/ru/documents/dec1_conv/dec1ara-tions/power.shtm1 запрос от 14.02.2019

14. Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития нового международного экономического порядка - http://on1ine.zakon.kz/Docu-ment/?doc_id=1025956 запрос от 14.02.2019.

15. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека т гражданина» - http://www.consu1tant.ru/docu-ment/co ns_doc_LAW_3788/ - запрос от 14.02.2019

ART / <<ЭД1ШЗДУМ-ДУГМ&1>>#7(?111Ш01]9

16. Закон Государства Израиль «О правах потерпевших от преступления» 2001 года: интерне-тресурс - URL: http://www.advokat-israel.com/track-back/882f24fd-088b-4c 13 -9e4c-9486ea7751f1/ЗАКОН-О-ПРАВАХ-ПОТЕРПЕВШИХ-ОТ-ПРЕСТУПЛЕНИЯ. aspx - запрос от 8.03.2019

17.Возмещение материального вреда потерпевшим. Сравнительно-правовое исследование: научно-практическое пособие / А.С.Автономов, В.Ю.Артемов, И.С.Власов и др.; отв.ред. С.П.Ку-банцев. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Юридическая фирма КОНТРАКТ, 2016;

18.Кухта Кирилл Игоревич. Правовой статус жертвы преступления (потерпевшего) в уголовном процессе США : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.09. - Москва, 2006.

Literature

1.Parfenova M. V. Prosecutor's supervision of observance of the rights and freedoms of participants of criminal proceedings at election and application of the measures of restraint applied by a court decision. Https//wiselawer.EN/polesnoe/64381 -prokurorskij -nadsor-soblyudeniem-prav-svobod... 14.02.2009.

2.L. V. Brusnitsyn a preventive Measure in the criminal procedure code of the Russian Federation: short stories and old mistakes// Criminal law. 2002. No. 3.

3.Kornelyuk O. V. Balan procedural status of the victim and the accused in pre-trial proceedings: autoref. dis. ...kand.the faculty of law.sciences'. Nizhny Novgorod, 2003.

4.Koldin S. V. Protection of the rights and legitimate interests of the victim under the Criminal procedure code of the Russian Federation: autoref.dis. ...kand.the faculty of law.sciences'. Saratov, 2004.

5.Khaliulin A. G. Changes in the code of criminal procedure: system interpretation and application // Legality. 2012. No. 4.

6.Markina E. A., Vasilyeva Yu. N. Bail as a preventive measure: difficulties identified by practice // criminal procedure. 2012. No. 9.

7.Soloviev A., Tokareva T., Vorontsova N. Problems of legality and quality of investigation in light of the requirements of the code of criminal procedure //Criminal law. 2002. No. 2.

8.Belugina T. S. Organization and planning of the initial stage of the investigation of the burglary of state property: Nauch.-prakt. Conf. - Krasnodar, 1980.

9.Vasiliev L. M. Organization of investigative work. - Krasnodar. One thousand nine hundred eighty three.

10. Russian newspaper. 2004. May 19.

11. Aisling R., A. S. Razumov, Yu. Yu. Bereste-nev the European Convention for the protection of human rights and fundamental freedoms. Precedents and comments. - M., 2002.

12.The Constitution of the Russian Federation and the basic Federal constitutional laws. - M.:Eksmo, 2013;

13. Declaration of basic principles of justice for

<<шушетим~^®и©ма1>#7«,2©1]9 / art

95

victims of crime and abuse of power. Adopted by UN General Assembly resolution 40/34 of 29 November 1985 - http://www.un.org/ru/docu-

ments/decl_conv/declarations/power.shtml request from 14.02.2009.

14. Guidelines on crime prevention and criminal justice in the context of the development of a new international economic order - http://online.za-kon.kz/Document/?doc_id=1025956 request from 14.02.2009.

15. The decree of the RSFSR Supreme Soviet dated 22.11.1991 № 1920-1 "Declaration of the rights and freedoms of the individual citizen t" -http://www.consultant.ru/docu-

ment/co ns_do c_LAW_3788/ query from 14.02.2019.

16. Law of the State of Israel "On the rights ofvic-tims of crime" 2001: Internet resource - URL:

http://www.advokat-israel.com/trackback/882f24fd-088b-4c 13 -9e4c-9486ea7751f1/3AK0H-0-nPABAX-nOTEPnEBMHX-OT-nPECTmnEHHM.aspx - request from 8.03.2009.

17.Compensation for material damage to victims. Comparative legal research: scientific and practical guide / A. S. Avtonomov, V. Yu. Artemov, I. S. Vlasov, etc.; resp.edited by S. P. Kuban. - Moscow: Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation: Law firm CONTRACT, 2016.

18.Kukhta Kirill Igorevich. The legal status of the victim of a crime (victim) in the criminal process of the United States : thesis ... candidate of juridical Sciences : 12.00.09. - Moscow, 2006.

Шадже А.М., Дзыбова С.Г., Новиченко А.А.

Адыгейский Государственный Университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10177

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Shadze A.M., Dzybova S.G., Novichenko A. A.

Adyghe state University

CURRENT ISSUES OF PROVIDING FREE LEGAL AID IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация:

В статье рассматриваются некоторые наиболее важные аспекты реализации гражданами РФ конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. В частности исследуются правовые основы взаимодействия негосударственной системы бесплатной юридической помощи с органами государственной власти, раскрываются возможности ее получения, определяются основные направления работы с теми категориями лиц, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть предоставлена бесплатная юридическая помощь, анализируются основные проблемные вопросы оказания юридических услуг на безвозмездной основе. Приводятся аргументы о необходимости поддержки как социально ориентированных некоммерческим организаций, так июридических клиникву-зов.

Abstract:

The article discusses some of the most important aspects of the implementation by citizens of the Russian Federation of the constitutional right to qualified legal assistance. In particular, the legal framework for the interaction of a non-state system offree legal aid with government bodies is explored, the possibilities for obtaining it are revealed, the main areas of work are defined for those categories of persons who, in accordance with the legislation of the Russian Federation, can receive free legal assistance, analyze the main issues of legal services at no cost. Arguments about the need to support both socially-oriented non-profit organizations and legal clinics of universities are given.

Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, граждане, государственные юридические бюро, адвокатура, некоммерческие организации, юридические клиники.

Key words: free legal assistance, citizens, state legal bureaus, advocacy, non-profit organizations, legal clinics.

В ст. 7 Конституции РФ подчеркивается, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Независимая и достойная жизнь человека в

правовом социальном государстве является достаточно обширным понятием, которое подразумевает не только материальное благополучие, обеспеченность качественным жильем, высокий уровень со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.