Вопросы конституционного права
УДК 347.73
ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
© Князькова М. А., 2010
Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов применения специальных налоговых режимов. Подробно рассмотрены ограничения, установленные налоговым законодательством в целях использования упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Проанализированы последние изменения законодательной базы.
Ключевые слова: специальные налоговые режимы; упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход; ограничения.
С середины 90-х годов прошлого века российское законодательство о налогах и сборах стало использовать категорию специальных налоговых режимов. Первоначально они были урегулированы отдельными федеральными законами, затем — положениями соответствующих глав Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Статья 18 НК РФ определяет признаки специальных налоговых режимов: устанавливаются Налоговым кодексом РФ, могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. В настоящее время к специальным налоговым режимам относятся четыре — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Наиболее часто применяемыми налогоплательщиками и рассматриваемыми в юридической литературе являются два специ-
альных налоговых режима — упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Как любые специальные налоговые режимы, они призваны оказывать поддержку определенным категориям налогоплательщиков. Можно с уверенностью утверждать, что под такими категориями налогоплательщиков законодатель понимает именно субъектов малого бизнеса. На это неоднократно указывали высшие органы государственной власти. Так, в Бюджетном послании Федеральному Собранию РФ в рамках основных направлений налоговой политики Президент РФ В. В. Путин призвал законодателя поддержать предложение Правительства РФ о повышении для организаций малого бизнеса верхнего предела дохода, при котором возможен переход на упрощенную систему налогообложения [1].
Вместе с тем критерии, которым должны отвечать налогоплательщики, желающие использовать указанные режимы налогообложения или сохранить право их использования, не совпадают с критериями, установленными Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для определения принадлежности к субъектам ма-
лого бизнеса [2]. На наш взгляд, такое положение нельзя назвать удовлетворительным, поскольку оно не позволяет осуществлять комплексную поддержку субъектов малого предпринимательства, предусматривающую применение мер как налогового, так и иного характера. Рассмотрим более подробно существующие ограничения для применения и использования упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Для перехода на упрощенную систему налогообложения и ее применения установлены предельные максимальные значения размера доходов организации. Согласно общему порядку, действовавшему до недавнего времени, организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НКРФ, не превысили 15 млн руб. Налогоплательщик утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения с начала квартала, в котором его доходы превысили 20 млн руб. Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения и использовать ее, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ установлен порядок деятельности по определению коэффициентов-дефляторов, необходимых для расчета сумм единого налога на вмененный доход и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения [3]. Задачи по осуществлению этой деятельности возлагаются на Министерство экономического развития РФ. Этот орган на основании данных Госкомстата России об индексе потребительских цен на товары, работы и услуги в РФ и по согласованию с Министерством финан-
сов РФ ежегодно, не позднее 20 ноября, публикует в «Российской газете» коэффициенты-дефляторы на следующий год. С начала введения в действие главы 26.2 НК РФ Министерством экономического развития было издано четыре приказа, устанавливающих размеры коэффициентов-дефляторов, необходимых в целях применения указанной главы (в период с 2005 по
2008 гг.) [4].
На настоящий момент действие рассмотренного общего порядка приостановлено в рамках государственных мер по борьбе с финансовым кризисом и преодолением его последствий [5]. Так, до 30 сентября 2012 г. максимально допустимый в целях перехода на упрощенную систему налогообложения размер доходов налогоплательщика составляет 45 млн руб., максимально допустимый размер доходов в целях применения упрощенной системы налогообложения — 60 млн руб. (до 31 декабря 2012 г.), а применение коэффициента-дефлятора приостановлено до 1 января 2013 г. В 2013 г. будут применяться предельные размеры доходов, действовавшие в 2009 г., с учетом индексации.
Необходимо отметить, что такое повышение верхних границ доходов в целях определения возможности перехода и использования упрощенной системы налогообложения не является сколько-нибудь значимым. Дело в том, что ранее действовавшие величины размеров доходов индексировались (умножались) на коэффициент-дефлятор, установленный на текущий год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) прямо указал на порядок подобной индексации — индексация должна была производиться путем умножения коэффициентов, поскольку в приказах Министерства экономического развития прямо не указано, что коэффициент-дефлятор на текущий год рассчитан с учетом размера предыдущего [6]. Такой порядок, безусловно, увеличивает предельный размер доходов для использования упрощенной системы налогообложения по сравнению с использованием только коэффициента-дефлятора, установленного на текущий год. Такую же позицию занимали и налоговые органы [7]. Принимая во внимание акты ВАС РФ и Федеральной налоговой службы РФ (далее — ФНС РФ), можно определить, что предельный размер доходов, ограничивающий пра-
во организаций перейти на упрощенную систему налогообложения, в 2010 г. составлял 43 428 077 руб. (15 млн руб. х 1,132 х 1,241 х 1,34 х 1,538). Размер же дохода, при превышении которого до 2010 г. налогоплательщики утрачивали право на использование упрощенной системы налогообложения, составлял 57 904 103 руб. (20 млн руб. х 1,132 х 1,241 х 1,34 х 1,538). Таким образом, реальное повышение величин размеров доходов, ограничивающих переход и применение упрощенной системы налогообложения, составляет всего 1 571 923 руб. и 2 095 897 руб., т. е. представляется несущественным. Более того, на период действия рассматриваемого нового порядка налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения либо желающие ее применять, фактически теряют возможность соотносить размеры своих доходов с уровнем инфляции и изменением потребительских цен на товары, работы и услуги, поскольку действие коэффициента-дефлятора приостановлено. Другими словами, можно говорить об ухудшении положения налогоплательщиков в результате реализации этой государственной антикризисной меры в части использования упрощенной системы налогообложения. Единственный положительный момент таких преобразований можно усмотреть разве что в стабильности налогового законодательства, позволяющей налогоплательщику более точно и эффективно осуществлять налоговое планирование.
Необходимо согласиться с некоторыми исследователями, указывающими, что обоснованность и оправданность этих нововведений вызывает серьезные сомнения: увеличение более чем в два раза предельного размера доходов, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, не согласуется с положениями п. 3 ст. 3 НК РФ, закрепляющего, что налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Экономический смысл придания этим нормам временного характера также непонятен [8].
Помимо указанного ограничения, касающегося предельно допустимого размера доходов для перехода и применения упрощенной системы налогообложения, в действующем налоговом законодательстве закреплены и иные. Согласно п. 3 ст. 346.12, упрощенную систему налогообложения не вправе применять:
1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства. При этом необходимо иметь в виду, что при создании организацией обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, а также не указанного в учредительных документах в качестве таковых, право применения упрощенной системы налогообложения такой организацией не утрачивается [9];
2) банки. Следует отметить, что применение упрощенной системы налогообложения небанковскими кредитными организациями, определяемыми в соответствии с ФЗ № 395-1 от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности», не запрещено;
3) страховщики;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) инвестиционные фонды;
6) профессиональные участники рынка ценных бумаг. При этом в том случае, если организация получает доход от сделок с ценными бумагами в рамках обычной деятельности, не связанной с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, она вправе применять упрощенную систему налогообложения [10];
7) ломбарды;
8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых. Необходимо обращать внимание на точное определение характера деятельности организации. Так, рассматриваемое ограничение действует только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся именно производством подакцизных товаров. Если налогоплательщик осуществляет торговлю данными товарами, он вправе применять упрощенную систему налогообложения [11];
9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
12) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
14) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 % (это ограничение не распространяется на организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %; на организации потребительской кооперации, а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы);
15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;
16) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.;
17) бюджетные учреждения;
18) иностранные организации.
В отношении применения налогообложения в виде единого налога на вмененный доход до недавнего времени не существовало ограничений. В связи с этим некоторые исследователи предлагали ограничить право субъектов крупного бизнеса на применение единого налога на вмененный доход, аргументируя это значительным снижением налоговых поступлений в бюджеты в случае применения единого налога налогоплательщиками, не относящимися к малому предпринимательству [12]. Реализация этого предложения предполагалась в форме установления по аналогии с упрощенной системой налогообложения предельного размера доходов налогоплательщика, при достижении которого он терял бы право перехода (использования) этой системы налогообложения. На наш взгляд, подобная схема противоречит самой природе налога на вмененный доход, поскольку отсутствие показателя размера годового оборота налогоплательщика является сущностным признаком вменения как такового. К тому же следует учитывать специфику видов деятельности, налогообложение которых производится в форме единого налога на вмененный доход. Как правило, это такие виды предпринимательской деятельности, осуществление которых не связано со значительными первоначальными вложениями и не требует круп-
ных финансовых затрат, использования труда большого числа работников и дорогостоящего оборудования в дальнейшем — т. е. более характерно именно для малого бизнеса. Вместе с тем подобное предложение об ограничении круга налогоплательщиков, способных применять единый налог на вмененный доход, не лишена рационального зерна, принимая во внимание возможные потери бюджета. С 1 января 2009 г. ст. 346.26 НК РФ дополнена п. 2.2, согласно которому на уплату единого налога не переводятся:
1) организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек. При этом численность работников учитывается в целом по организации по всем видам предпринимательской деятельности, независимо от того, какой налоговый режим в отношении них применяется [13]. Следует обратить внимание на то, что ограничение численности работников установлено именно за предшествующий календарный год, несмотря на то, что налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход является квартал. Следовательно, обязанность перейти на общий режим налогообложения может возникнуть у организации только в первом квартале года, следующего за годом, в котором среднесписочная численность работников этой организации превысила 100 человек. Представление «нулевых» деклараций по единому налогу для таких налогоплательщиков не предусмотрено [14]. На наш взгляд, неверным представляется встречающееся у некоторых авторов толкование официальной точки зрения фискальных органов как предусматривающей утрату права на применение единого налога на вмененный доход с начала того квартала, в котором среднесписочная численность работников превысит 100 человек [15]. Вместе с тем финансовый орган разъяснил, что если организация или индивидуальный предприниматель, утратившие право на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в связи с превышением рассматриваемого количественного ограничения, устранят данные нарушения, они могут быть переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с начала следующего налогового периода, т. е. с начала квартала, следующего за
кварталом, в котором были устранены несоответствия требованиям п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ [16]. Очевидно, однако, что Министерство финансов допустило терминологическую неточность, указав на право таких налогоплательщиков уплачивать единый налог на вмененный доход, поскольку в случае соответствия всем законодательно установленным требованиям перевод на рассматриваемую систему налогообложения осуществляется принудительно. Об этом прямо указано в иных письмах Министерства финансов [17];
2) организации, в которых доля участия в других организациях составляет более 25 % (это ограничение не распространяется на организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %; на организации потребительской кооперации, а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы). При этом Министерство финансов разъяснило, что публично-правовые образования не являются юридическими лицами по смыслу гражданского законодательства и не подпадают под указанное в ст. 11 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) определение «организации» в целях применения законодательства о налогах и сборах. Поэтому для целей применения положений подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ участие субъектов РФ и муниципальных образований не является основанием, препятствующим применению такими акционерными обществами системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход [18]. Кроме того, финансовый орган указал на то, что положения подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ также не являются основанием, препятствующим применению системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход унитарными предприятиями, так как, исходя из положений ст. 214, 294 и 295 ГК РФ и Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [19], унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Учитывая то, что общественно-терри-
ториальное образование, являющееся учредителем унитарного предприятия, не может быть признано организацией в целях ст. 11 ГК РФ, а также в связи с тем, что имущество унитарного предприятия в соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ и ст. 2 указанного закона не распределяется по вкладам (долям, паям), на такие предприятия установленное подп. 2 п. 2.2 ст. 2346.26 НК РФ ограничение по доле участия иных организаций в уставном капитале не распространяется [20];
3) индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Некоторые исследователи указывают, что налогоплательщик обладает в таком случае свободой в решении вопроса о выборе специального налогового режима [21]. Необходимо, однако, уточнить, что добровольный переход на уплату единого налога возможен только после окончания срока, на который выдан патент, что вытекает из положений п. 2.2 ст. 346.25.1 НК РФ, закрепляющей закрытый перечень оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента;
4) учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений, и эти услуги оказываются непосредственно этими учреждениями;
5) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование автозаправочных и автогазозаправочных станций.
Законодатель, таким образом, отказался от использования критерия предельно допустимого размера годового оборота налогоплательщика, что представляется разумным. Вместе с тем следует обратить внимание на изменения в п. 2.1 ст. 346.26, внесенные в 2007 г. [22]. Эта норма первоначально была введена в 2005 г. и закрепляла ограничения на применение системы налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход при осуществлении предпринимательской деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) [23]. Впоследствии были введены дополнительные ограничения на применение единого налога — осуществление видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.26, в рамках договора доверительного управления имуществом, а также осуществление их налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 Налогового кодекса. Организация является крупнейшим налогоплательщиком, если соответствует признакам и критериям, утвержденным Федеральной налоговой службой РФ, а именно — показателям финансовоэкономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации и признаку взаимозависимости между организациями [24]. Согласно пояснениям Министерства финансов РФ, организация, поставленная на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика, обязана перейти с уплаты единого налога на вмененный доход на применение общего режима налогообложения с начала квартала, следующего за кварталом, в котором она получила уведомление о постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика [25].
Обращает на себя внимание несовершенство законодательной техники, способное привести к затруднениям при применении рассматриваемых новых норм. Так, абз. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ устанавливает правило, согласно которому налогоплательщики, не отвечающие установленным в нем критериям, «не переводятся» на уплату единого налога на вмененный доход. К моменту вступления изменений в силу — 1 января
2009 г. — единый налог был введен во многих муниципальных образованиях Российской Федерации, его использовали многие предприниматели, в том числе и не отвечающие указанным критериям. Если исходить из буквального толкования указанной нормы, такие налогоплательщики и впредь не утратят право использования единого налога, поскольку обязанности повторного перехода на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход нормами налогового законодательства не предусмотрено. Представляется, что такое положение противоречит цели введения подобного ограничения, а именно — не допустить
применения единого налога субъектами, не отвечающими законодательно установленным критериям. По нашему мнению, целесообразно было бы использовать формулировку, закрепленную для аналогичных случаев в отношении плательщиков единого налога в форме упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, п. 3 ст. 346.12 НК РФ гласит, что указанные в этом пункте отдельные категории организаций и индивидуальных предпринимателей «не вправе» применять упрощенную систему налогообложения. Посредством установления ограничительного правила, сформулированного таким образом, возможно закрепление запрета на использование той или иной системы налогообложения как для вновь зарегистрированных организаций и индивидуальных предпринимателей, так и для налогоплательщиков, уже осуществляющих свою деятельность в течение какого-либо периода времени.
Таким образом, существующая правовая регламентация системы ограничений для применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход требует значительных качественных преобразований. Представляется, что такие преобразования должны быть основаны на тщательном и всестороннем анализе специфики правового статуса налогоплательщиков, оказание поддержки которым являлось целью введения этих специальных налоговых режимов, а также опыта развитых зарубежных стран в этой сфере. ^
1. О бюджетной политике в 2006 году : бюджетное послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ. 24.05.2005 // Парламентская газ. 2005. 26 мая (№ 93).
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от
24.07.2007 № 209-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 № 1834-р // Собр. законодательства РФ. 2002. № 52 (ч. 2). Ст. 5275.
4. Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации «Упрощенная система налогообложения на 2006 год» : приказ М-ва экон. развития и торговли РФ от 03.11.2005 № 284 // Рос. газ. 2005. 8 дек. (№ 276); Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации «Упрощенная
система налогообложения на 2007 год» : приказ М-ва экон. развития и торговли РФ от 03.11.2006 № 360 // Рос. газ. 2006. 18 нояб. (№ 260); Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы
26.2 Налогового кодекса Российской Федерации «Упрощенная система налогообложения на 2008 год» : приказ М-ва экон. развития и торговли РФ от
22.10.2007 № 357 // Рос. газ. 2007. 17 нояб. (№ 258); Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации «Упрощенная система налогообложения на 2009 год» : приказ М-ва экон. развития и торговли РФ от 12.11. 2008 № 395 // Рос. газ. 2008. 19 нояб. (№ 237).
5. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации : федер. закон от
19.07.2009 № 204-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3641.
6. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 № 12010/08 // Вестн. Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. № 8.
7. О порядке расчета величины предельного размера доходов, ограничивающей применение в 2009 году упрощенной системы налогообложения : письмо Федеральной налоговой службы от 01.09.2009 № ШС-22-3/684@ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система; О порядке применения упрощенной системы налогообложения : письмо Федеральной налоговой службы от 03.07. 2009 № ШС-22-3/539@ // Там же.
8. Голованов Г. Упрощенная система налогообложения: предельный размер доходов // Хоз-во и право. 2009. № 11. С. 84-87.
9. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21.09.2009 № 03-02-07/1-433 // Кон-сультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система; Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2009 № 03-1106/3/173 // Там же.
10. Письмо Министерства финансов от 27.10.2008 № 03-11-05/527 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система; Письмо Министерства финансов от 27.10.2008 № 03-11-05/527 // Там же.
11. Письмо Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 28.04.2009 № 16-15/041833 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
12. Жидкова Е. Ю. Совершенствование государственного регулирования предпринимательской деятельности на основе реформирования налогообложения предприятий малого бизнеса : дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. 193 с.; Пушин А. С. Совершенствование системы налогообложения предприятий малого бизнеса на основе применения специальных налоговых режимов : дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2006. 186 с.
13. Письмо Департамента налоговой и таможеннотарифной политики Министерства финансов РФ от 22.10. 2008 № 03-11-04/3470 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
14. См., напр.: Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 27.10.2009 № 03-11-06/3/253 // Консуль-тантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
15. Семенихин В. В. Ограничения для применения ЕНВД // Налоговый вестн. 2009. № 10. С. 72-76.
16. Письмо Департамента налоговой и таможеннотарифной политики Министерства финансов РФ от
18.08.2009 № 03-11-06/3/215 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
17. См., напр.: Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 27.10.2009 № 03-11-06/3/253 // Консуль-тантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
18. Письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.11.2008 № ШС-6-3/854@ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
19. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях : федер. закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.
20. Письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.11.2008 № ШС-6-3/854@ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
21. Жигачев А. В. О некоторых вопросах налогового планирования // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
22. О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и
26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации : федер. закон от 17.05.2007 № 85-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2007. № 23. Ст. 2691.
23. О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации : федер. закон от 21.07.2005 № 101-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3112.
24. О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@ : приказ Федеральной налоговой службы РФ от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
25. Письмо Департамента налоговой и таможеннотарифной политики Министерства финансов РФ от
08.04.2008 № 03-11-04/3/180 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
Legal Regulation of Limitations for Application of the Simplified System of Taxation and System of Taxation as the United Tax on the Imputed Profit
© Kniazkova M., 2010
The article is dedicated to consideration of pressing questions of application of the special tax regimes. Limitations, set a tax legislation for the use of the simplified system of taxation and system of taxation as the united tax on the imputed profit, are in detail considered. The last updates of legislative base are analysed.
Key words: special tax regimes; simplified system of taxation; system of taxation as the united tax on the imputed profit; limitations.