УДК 37.014
Е.В. КУЦУРУБОВА-ШЕВЧЕНКО, канд. юрид. наук, доцент, заведующая кафедрой хозяйственного и таможенного права Е-mail: [email protected]
ГОУ ВПО «Луганский государственный университет им. Владимира Даля»
ПРАВОВАЯ РАБОТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Исследованы особенности правовой работы в вузах в условиях изменения организации власти и государственности территории. Предложено наполнить содержание правовой работы в вузах такими направлениями, как организация работы по повышению правовой культуры работников и правовое обеспечение оформления прав интеллектуальной собственности на результаты научно-исследовательской деятельности вузов.
Ключевые слова: правовая работа, хозяйственно-правовое средство, высшие учебные заведения, юрисконсульт, локальное нормотворчество, научно-исследовательская деятельность, защита прав интеллектуальной собственности, правовая культура работников.
Kutcurubova-Shevchenko E.V. Legal work in the higher education institutions
activities at the present stage.
The peculiarities of the legal work in the higher education institutions in terms of changing authority order and territory statehood were studied. It is proposed to supplement the legal work in higher education institutions with such aspects, as the organization of work for improving the legal culture of employees and the legal support in registration of intellectual property rights on the results of the research activities in IHEs.
Keywords: legal work, economic and legal measures, higher education institutions, legal adviser, local rule-making, research activity, intellectual property rights, legal culture of employees.
В условиях изменения форм организации власти при самоопределении (наций) отдельных территорий существенно возрастает роль и значение правового обеспечения деятельности высших учебных заведений (далее вузов). Это связано с повышением рисков при принятии решений органами власти и необходимостью их минимизации, в том числе правовыми средствами, а именно надлежащей организацией правовой работы в вузе.
К сожалению, за последние годы вузы ослабили внимание к правовой работе, ее роль сводилась лишь к юридическому обслуживанию процессов по предоставлению платных образовательных услуг. В рамках локального нормотворчества в вузах осуществлялось только лишь издание приказов и распоряжений, необходимых для текущей организации их деятельности. Как правило, в вузах отсутствуют такие необходимые локальные нормативные правовые акты для их деятельности, как Положение «Об организации договорно-правовой работы»,
© Е.В. Куцурубова-Шевченко, 2016
«Об организации претензионно-исковой работы» и др., которые как внутренние правовые акты имеют обязательный характер не только для юристов, но и для других структурных подразделений и работников вуза.
А в условиях отсутствия систематизации нормативных правовых актов в новых государственных образованиях роль правовой работы, вообще, выходит на первый план, поскольку, с одной стороны, уставные документы вуза необходимо постоянно приводить в соответствие с динамично изменяющимся законодательством, а с другой - не допускать внесение в них норм, ухудшающих правовое положение вуза, его трудового коллектива, студентов.
Поэтому на современном этапе деятельности вузов, созданных как новые государственные учреждения, роль, цели и задачи правовой работы, как одно из средств правового обеспечения деятельности вузов, становятся актуальным направлением научного исследования.
Целью статьи является исследование особенностей содержания правовой работы вузов в условиях изменения организации власти и государственности территории.
В науке хозяйственного права по поводу содержания понятия «правовая работа» дискуссии ведутся давно, однако ее понятие в современном законодательстве еще до сих пор не закреплено, поэтому приходится пользоваться в этом вопросе исследованиями и законодательством советских времен.
Наука хозяйственного права, начиная со своего очередного послевоенного периода становления, значительное внимание уделяла вопросам правовой работы в народном хозяйстве, предоставляя тем самым реальную помощь практике [1, с. 94-95]. Многие аспекты этой проблематики нашли свое отражение в научных публикациях Т.Е. Абовой, А.В. Бельской, И.Е. Замойского, Г.Л. Знаменского, Р.Ф. Калистратовой, В.В. Лаптева,
Б.И. Минца, В.К. Мамутова, Г.В. Прон-ской, А.А. Рябовой и других. За последние годы уделяли внимание исследованию сути правовой работы, ее места и значения в управлении производством -А.М. Долгополов, организации юридической службы на предприятии - В.И. Го-ревой, соотношению правовой работы и юридического обслуживания предприятий - С.Ф. Домбровский, правовой работы как механизма защиты прав субъектов хозяйствования - И.В. Головань, организационно-правовых механизмов охраны и защиты профессиональных прав юрисконсультов - М.И. Клеандров.
Исследования по содержанию правовой работы долгое время не имели большого интереса среди ученых, поскольку правовая работа считалась незначительным или не очень важным научным направлением в правоведении. Исследования в этой сфере проводились в основном представителями хозяйственного и редко гражданского права, рассматривая эту деятельность как функцию управления.
Первоначально правовая работа рассматривалась как направление деятельности органов юстиции. В отношении хозяйственных организаций этот термин впервые был применен в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23.12.1970 г. № 1025 «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве» [2]. После чего понятие правовая работы получило большее распространение. Однако до сих пор в нормативных правовых актах не дается «легального» определения понятия правовой работы, что, в свою очередь, породило на доктринальном уровне множество трактовок этого понятия. Такое положение сохраняется в Украине и по ныне, а в Луганской Народной Республике, пока, вообще не используется.
Сгруппировав различные точки зрения ученых, занимавшихся исследованием этой проблемы, можно выделить два основных подхода к определению
сущности правовой работы. Ряд авторов обосновывают узкое понимание этого понятия, видя в правовой работе только деятельность юридической службы. Другие ученые считают, что понятием «правовая работа» охватывается деятельность не только юридической службы, но также и других должностных лиц и функциональных подразделений. Так, Б.И. Минц определяет ее как деятельность по формированию и реализации правовых актов, направленную на обеспечение прав и законных интересов предприятия. Он считает, что правовая работа заключается в организации выполнения правовых актов, подготовке и принятии как локальных нормативных документов (положений, инструкций, правил), так и индивидуальных юридических актов (приказов, договоров, претензий, исков), с которыми связано возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников хозяйственных отношений [3, с. 3]. И.Е. Замойский рассматривает правовую работу как правоорганизую-щую (правотворческую и правореали-зующую) деятельность субъектов, направленную на повышение эффективности производства при соблюдении законности [4, с. 39].
Другие авторы отмечают, что в процессе своей уставной деятельности предприятия должны использовать весь арсенал правовых средств для решения задач, поставленных перед ними. Эту деятельность хозяйствующих субъектов они понимают как правовую работу в народном хозяйстве, которая является неотъемлемой частью руководства экономикой [5, с. 362-363]. Е.В. Бельская, в свою очередь, подчеркивает, что правовой работой должны заниматься не только юридические службы, но и другие структурные подразделения, должностные лица в целях совершенствования эффективности хозяйствования и управления, ускорения социально-экономического развития страны. Она делает вывод, что отечественная наука хозяйствен-
ного права изучила и раскрыла понятие и механизм функционирования правовой работы, выделила подразделения предприятия, которые должны заниматься правовой работой, выявила результативность этой работы и ее влияние на общий результат деятельности предприятия [6, с. 102]. При рассмотрении проблемы правовой работы Г.Л. Знаменский подчеркивает, что ее эффективность зависит от юридической службы, деятельность которой заключается не в реализации правовых норм, а в обеспечении реализации правовых норм как процесса, в его благоустройстве и организации [7, с. 164]. Академик В. К. Мамутов, в свою очередь, отмечает, что правовая работа требует от работников хозяйственных органов и организаций также еще и творческое использование возможностей права [8, с. 3].
Совершенно очевидно, что цели, задачи, функции, способы и в целом идеология правовой работы в народном хозяйстве периода плановой социалистической экономики существенным образом отличается от целей, задач, функций, способов и форм правовой работы в современных условиях.
В научных исследованиях последних лет правовая работа в сфере предпринимательства трактуется как система мер по обеспечению прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности. А. Сазонов считает, что правовая работа - это деятельность по формированию и реализации правовых средств, обеспечивающих решение экономических и социальных задач [9, с. 30]. С.Ф. Домбровский к основным аспектам правовой работы и юридического обслуживания относит содействие обеспечению режима эффективного ведения хозяйства, сохранению собственности, финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий, организаций и учреждений, выполнению государственных заказов, реформированию предприятий различных форм собственности, прове-
дению своевременных расчетов, укреплению трудовой дисциплины и т.д. [10, с. 15]. В.И. Горевой определяет правовую работу как особый, многоплановый вид деятельности субъектов хозяйствования, направленный на обеспечение повышения эффективности общественного производства, его социальную направленность, повышение производительности труда и качества работы при соблюдении плановой, договорной, трудовой дисциплины [11, с. 20]. Достаточно обоснованно И.В. Головань настаивает на необходимости более широкого использования возможностей правовой работы в экономике, предлагая активизацию функционирования самих субъектов предпринимательской деятельности по повышению уровня реализации действующего законодательства, направленную на защиту их прав и законных интересов, необходимости применения в процессе осуществления правовой работы мероприятий, имеющих универсальное значение для противодействия любым нарушениям прав субъектов предпринимательской деятельности и для профилактики нарушений: фиксация фактов незаконных действий или противоправного бездействия нарушителей прав, сообщение компетентным органам фактов нарушений их прав и привлечения внимания общественности к этим фактам, использование субъектами предпринимательской деятельности предоставленной законом возможности невыполнения незаконных требований со стороны нарушителей их прав, ограничение доступа нарушителей прав к конфиденциальной информации, которой располагают субъекты предпринимательской деятельности [12, с. 3].
На интернет-сайтах понятие «правовая работа» чаще всего заменяется понятием «правовое обеспечение предпринимательской деятельности» или «организация юридического сопровождения деятельности компании» и т.д., не учитывая совсем научный подход к этому
понятию, который рассматривает правовую работу как одно из правовых средств правового обеспечения деятельности того или иного субъекта.
Приведенный выше перечень научных подходов к сущности правовой работы показывает разносторонность ее содержания и свидетельствует об отсутствии единообразия и определенности в ее понимании, что обусловлено высокой сложностью этого процесса.
Безусловно, понятие правовой работы охватывает не только общие ее направления, касающиеся любых предприятий, организаций, учреждений, но и направления, связанные со спецификой деятельности и функционирования каждого вида предприятия, организации, учреждения. Поэтому, на наш взгляд, единого определения правовой работы не следует и добиваться.
Итак, несмотря на уже проведенные научные исследования содержания правовой работы, направлений и форм ее осуществления любыми предприятиями, организациями, учреждениями необходимо все же отметить, что содержание и направления правовой работы неодинаковы в каждой сфере деятельности субъекта и имеют свои особенности в каждой отрасли экономики, социальной сферы. Действительно, характер правовой работы в здравоохранении, культуре, образовании не является тождественным. Различный объем и направления этой работы в министерствах, ведомствах, хозяйственных организациях, учреждениях. Даже в организациях и учреждениях одного уровня, но разных сфер экономики или социальной сферы характер этой работы неодинаков.
В Украине сначала в 1995 г., а затем в 2008 г. [13] Постановлением Кабинета Министров Украины утверждено «Общее положение о юридической службе министерства, другого органа исполнительной власти, государственного предприятия, учреждения и организации», в котором содержание правовой работы (как и в
первоначальном) определяется через основные задачи юридической службы (п. 4) как работы, направленной на правильное применение, неуклонное соблюдение и предотвращение невыполнения требований законодательства предприятием, его руководителем и работниками во время выполнения возложенных на них задач и функциональных обязанностей, а также представление интересов предприятия в судах. Как видим, в такой легальной характеристике правовой работы не учтен накопленный опыт и теоретические разработки по многим вопросам совершенствования правовой работы в экономике в целом, в отдельных ее отраслях и социальной сфере. В Постановлении Кабинета Министров Украины от 14.12.2001 г. № 1693 «О совершенствовании организации правовой работы в министерствах, других центральных органах исполнительной власти» также акцент делается далеко не на все направления правовой работы, а только на обеспечение надлежащего уровня правовой работы, качественное методическое руководство ею и на обязательное согласование с юридической службой проектов нормативно-правовых актов [14].
В сфере высшего образования чаще всего не выполняются и эти меры. Некоторые недостатки правовой работы в высшей школе связаны с ненадлежащим уровнем правовой культуры ректоров, проректоров, других руководителей и должностных лиц административно-управленческого персонала вузов, большинство которых, не имея юридического образования, так или иначе ежедневно решают правовые вопросы, зачастую игнорируя полученную консультацию с юридической службой или юрисконсультом. К сожалению, в большинстве вузов традиционно сложилось так, что юристы играют почти последнюю роль в выполнении функций по управлению. Однако правовые знания и культура просто необходимы для обоснованного принятия решений в интересах защиты прав и за-
конных интересов вуза или его трудового коллектива. В условиях, когда необходимо еще уметь определять, какое законодательство действует в рамках формирования самостоятельного правового пространства в республике, ректора вузов должны в полной мере осознать необходимость и полезность работы юрисконсульта в своем коллективе.
Правовая культура является составной частью общей культуры человечества. Следует отметить, что ранее в Общем положении о юридическом отделе (бюро), главного (старшего) юрисконсульта, юрисконсульта министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организаций, учреждений прямо указывалось, что в обязанности юридической службы входит еще и правовое воспитание работников [15]. В современных исследованиях, ссылаясь на этот пример, М.И. Клеандров кроме таких основных функций и направлений деятельности юрисконсульта, как юридическое сопровождение договорной работы, обеспечение защиты прав и интересов организации, организация внутреннего нормотворчества (внутренние приказы, распоряжения, визирование проектов приказов), вопросы материальной и дисциплинарной ответственности, правовое обеспечение безопасности, в частности, от рэйдерства, выделяет также еще и работу с персоналом, правовое воспитание внутри предприятия и правовую культуру работников [16, 17].
Сейчас для вузов республики, которые находятся на стадии активного внутреннего нормотворчества, а также в условиях переориентирования их, возможно и на новые направления подготовки специалистов с высшим образованием, это направление правовой работы также становится не только необходимым, а даже обязательным.
Относительно содержания правовой работы в вузе следует также обратить внимание на такое ее специфическое на-
правление, как защита результатов научной и научно-исследовательской деятельности вуза, которая является одним из основных их видов деятельности. Практика хозяйствования свидетельствует о том, что в условиях открытого рынка и жесткой конкуренции для обеспечения интересов производителей им необходимо активизировать процессы привлечения имущественных прав и объектов прав интеллектуальной собственности, в т.ч. и вузов. Однако в большинстве вузов результаты научных исследований не оформлены как объекты интеллектуальной собственности, а следовательно, не введены в состав имущества вуза как нематериальный актив. Неразвитость оформления документов по защите прав промышленной собственности, отсутствие в вузах специалистов по интеллектуальной собственности, не закрепление в должностных инструкциях работающих ученых вузов обязанностей по оформлению прав на объекты интеллектуальной собственности, которые создаются в вузах, не позволяет последним правомерно пользоваться преимуществами собственника или правообладателя передовых научно технических разработок, созданных в процессе научно-исследовательской деятельности учреждения. Кроме того, в последнее время активно стали расти масштабы правонарушений в сфере неправомерного использования объектов промышленной собственности, нанося непоправимый вред правам и интересам вуза. Поэтому в сфере высшего образования одним из обязательных направлений в содержании правовой работы является оформление документов для получения права на объект интеллектуальной собственности.
Кроме того, для сферы высшего образования, да и не только, юрист должен быть бизнес-ориентированным и обладать знаниями не только в области юриспруденции, но и в сфере экономики, налогообложения, управления интеллек-
туальной собственностью и даже 1Т-технологий.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующий вывод: под правовой работой в сфере высшего образования следует понимать деятельность с использованием всех правовых средств, направленную на реализацию законными способами целей вуза, в т.ч. обеспечение его безопасности; защиту и повышение капитализации его активов за счет объектов интеллектуальной собственности; правовую охрану и коммерциализацию научно-технических разработок, привлечение инвестиций и развитие сотрудничества с предприятиями и научными организациями по их внедрению; создание условий для повышения престижности вуза, обеспечение его деловой репутации; защиту прав и интересов вуза в органах государственной власти и управления, судебных и правоохранительных органах, при взаимоотношениях с контрагентами, студентами, работниками; поддержание и развитие корпоративной культуры, неотъемлемой частью которой является правовая культура.
Анализ состояния законодательной базы в сфере высшего образования в новом государственном образовании свидетельствует об отсутствии системности и упорядоченности нормативных правовых актов, регулирующих эту сферу деятельности, поэтому вузы должны создавать локальную правовую базу, совокупность правовых норм (устав, положения, правила, инструкции, приказы, распоряжения), которые регулировали бы всё многообразие отношений в сфере высшего образования, используя их в своей деятельности, в т.ч. и с другими субъектами.
Список использованной литературы
1. Хозяйственное право: учебник / В.К. Мамутов, Г Л. Знаменский, В.В. Ха-хулин и др.; под ред. В.К. Мамутова. -К.: Юринком Интер, 2002. - 912 с.
2. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве: Постановление от 23.12.1970 г. № 1025 // СП СССР. - 1971. - № 1. - Ст. 1.
3. Минц Б.И. Организация правовой работы на предприятии: учеб. пособие / Б.И. Минц. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1983. - 182 с.
4. Замойский И.Е. Эффективность хозяйственно-правовой работы / И.Е. Замойский. - Киев: Наук. думка, 1982. - 170 с.
5. Хозяйственное право: учебник / Т.Е. Абова, Н.Н. Веденин, Т.М.Гандилов, З.М. Заменгоф и др.; отв. ред.: Лаптев В В. - М. : Юрид. лит., 1983. - 527 с.
6. Бельская Е.В. К вопросу о понятии «правовая работа» / Е.В. Бельская, Р.Ф. Каллистратова // Правовая работа в условиях перестройки: сб. ст. / отв. ред. Т.Е. Абова, Е.А. Виноградова. - М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1989. - С. 95-104.
7. Знаменский Г.Л. Совершенствование хозяйственного законодательства: цель и средства / Г.Л. Знаменский. - К.: Наук. думка, 1980. - 187 с.
8. Мамутов В.К. Организация хозяйственно-правовой работы на предприятии / В.К. Мамутов, С.З. Михайлин, Д.Х. Липницкий. - М.: Юрид. лит., 1975. - 279 с.
9. Сазонов А.С. Проблемы организации правовой работы на предприятии / А.С. Сазонов // Бизнес, менеджмент, право. - 2002. - № 1. - С. 30-35.
10. Домбровський С.Ф. Оргашзащя правово'1 роботи та юридичного обслуго-вування тдприемств, установ та органь зацш: навч. поабник для студенев на-вчальних закладiв та факульте^в / С.Ф. Домбровський. - Харюв: Консум, 2005. - 396 с.
11. Горевий В.1. Оргашзащя юри-дично'1 служби на тдприемсга: навч. по-абник / В.1. Горевий. - 2-ге вид., випр. i
доп. - Суми: ВТД «Ушверситетська книга», 2008. - 319 с.
12. Головань 1.В. Правова робота у механiзмi захисту прав суб'ек^в пщпри-емництва: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.04 «Господарське право; господарсько-процесуальне право» / 1.В. Головань; НАН Украши, 1н-т екон.-правових дос-лщж. - Донецьк, 2003. - 16 с.
13. Постанова Кабшету МЫс^в Украши Загальне положення про юриди-чну службу мшютерства, шшого органу виконавчо'1 влади, державного тдприем-ства, установи та оргашзацп: Постанова Кабшету МЫс^в вщ 26.11.2008 р. № 1040 // Офшшний вюник Украши. -2008. - № 93. - Ст. 3068.
14. Постанова Кабшету МЫс^в Украши Про вдосконалення оргашзацп правово'1 роботи в мшютерствах, шших центральних органах виконавчо'1 влади: Постанова Кабшету МЫс^в Украши вщ 14.12.2001 р. № 1693 // Офшшний вь сник Украши. - 2002. - № 51. -Ст. 2298.
15. Постановление Совета Министров СССР Об утверждении общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения: Постановление Совета Министров СССР от 22.06.1972 г. № 467 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // ligazakon.ua/l_doc2. nsf/ link1/KP720467.html.
16. Клеандров М.И. О правовом статусе юрисконсульта / М.И. Клеанд-ров // Российская правовая газета «ЭЖ-Юрист». - 15 мая 2007. - № 18.
17. Клеандров М.И. Базовая проблема правового статуса современного юрисконсульта / М.И. Клеандров // Экономика и право. - 2013. - № 1 (35). -С. 114-116.
Статья поступила в редакцию 20.04.16