УДК 351
Правовая природа зон охраны объектов культурного наследия
Белов Сергей Алексеевич
Магистр факультета права, НИУ ВШЭ, Москва, РФ; советник отдела государственной охраны объектов культурного наследия и
градостроительной деятельности Департамента государственной охраны культурного наследия, Минкультуры России, Москва, РФ. E-mail: [email protected] ORCID: 0009-0006-4651-456X
Аннотация
В данной статье рассматривается важный элемент системы государственной охраны памятников истории и культуры в России - институт зон охраны объектов культурного наследия. Автор анализирует правовую природу этих зон как зон с особыми условиями использования территории, подчеркивая их специфический статус и значение для сохранения уникальной историко-градостроительной среды объектов культурного наследия и окружающего природного ландшафта. Статья обращает внимание на место и роль зон охраны в существующей системе документации, направленной на регулирование градостроительной и хозяйственной деятельности, а также на проблему противоречия специальных норм действующего законодательства России, регламентирующих зоны охраны объектов культурного наследия, с общими нормами в отношении зон с особыми условиями использования территории. Автор предлагают усовершенствовать правовые механизмы регулирования этих зон с целью балансирования потребностей в сохранении культурного наследия и устойчивого социально-экономического развития территории. Статья предоставляет ценные научные исследования и рекомендации для законодателей и практикующих специалистов в области охраны культурного наследия.
Ключевые слова
Объект культурного наследия, зоны охраны, зоны с особыми условиями использования территории, ЗОУИТ, градостроительная деятельность.
Legal nature of protection zones for cultural heritage objects
Sergey A. Belov
Master of the Faculty of Law, HSE University, Moscow, Russian Federation; adviser of
the Department of State Protection of Cultural Heritage and Urban Planning
Department of the Department of State Protection of Cultural Heritage, Ministry of
Culture of Russia, Moscow, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
ORCID: 0009-0006-4651-456X
Abstract
This article considers an important element of the system of state protection of monuments of history and culture in Russia - the institute of zones of protection of objects of cultural heritage. The author analyses the legal nature of these zones as zones with special conditions of use of the territory, emphasizing their specific status and importance for the preservation of the unique historical and urban development environment of cultural heritage objects and the surrounding natural landscape. The article draws attention to the place and role of protection zones in the existing system of documentation aimed at regulating urban planning and economic activities, as well as the problem of contradiction of special norms of the current legislation of Russia, The Committee notes that the State party has adopted a number of laws regulating areas for the protection of cultural heritage objects, with general rules for zones with special use of territory. The author proposes to improve the legal mechanisms for regulating these zones in order to balance the needs for the preservation of cultural heritage and sustainable socio-economic development of the territory. The article provides valuable research and recommendations for legislators and practitioners in the field of cultural heritage protection. Keywords
Objects of cultural heritage, protection zones, zones with special conditions of use of the territory, urban planning activities.
Введение
В современной России зарегистрировано свыше 140 тысяч объектов культурного наследия, включая архитектурные и градостроительные памятники, внесенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это свидетельствует о значительном историко-культурном потенциале российских городов. Объекты культурного наследия несут в себе высокую ценность для восприятия окружающей среды человеком, формируя уникальную историческую и градостроительную обстановку. При этом культурная ценность архитектурного наследия заключается не только в отдельных объектах, признанных памятниками истории и культуры, но и в единой исторической, градостроительной и ландшафтной среде.
Для сохранения такой среды разработаны специальные механизмы ограничения хозяйственной и градостроительной деятельности в окрестностях объектов культурного наследия: зоны охраны объектов культурного наследия, достопримечательное место и историческое поселение. В сложившейся на сегодняшний день в России системе государственной охраны культурного наследия наиболее востребованным из указанных правовых механизмов являются зоны охраны объектов культурного наследия.
С.С. Алексеев определяет правовую природу явления как юридическую характеристику, выражающую его специфику, место и функции среди правовых явлений в соответствии с его социальной природой [Алексеев 1998, 227]. В этом контексте, анализируя правовую природу зон охраны объектов культурного наследия, мы рассмотрим цели и мотивы их установления, их ключевые характеристики, определяющие место и роль в системе документации, регулирующей градостроительную деятельность, а также правовое основание, на котором базируется их учреждение.
Цели и правовые основания установления зон охраны объектов культурного наследия
Цель установления зон охраны объектов культурного наследия регламентирована в статье 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и заключается в обеспечении «сохранности объекта
культурного наследия в его исторической среде».1 В статье 99 Земельного кодекса Российской Федерации2 цели установления зон охраны расширяются: сохранение исторической, ландшафтной и градостроительной среды объекта культурного наследия. Указанные положения законодательства позволяют констатировать, что основной целью зон охраны объектов культурного наследия является сохранение сложившейся уникальной среды объектов культурного наследия.
Полагаем, что еще одной целью надлежит считать физическое сохранение объекта культурного наследия и его защита от возможного негативного воздействия окружающей среды. Такой вывод также следует из положений российского законодательства. Так в соответствии с пунктом 9 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 9723, (далее - Положение о зонах охраны) режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны устанавливается с учетом ограничения хозяйственной деятельности, необходимого для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, а также соблюдения требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении.
А.А. Никифоров при этом настаивает, что «проектирование зон охраны памятников истории и культуры как элемент градостроительного зонирования территории городского или сельского поселения должно прежде всего отвечать главному требованию - охране видового раскрытия исторических зданий и сооружений» [Никифоров 2014, 8].
Отметим, что цель сохранения видовых раскрытий объекта культурного наследия охватывается целями сохранения объекта культурного наследия в его исторической среде, сохранения исторической, ландшафтной и
1 Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 01.07.2002, N 26, ст. 2519.
2 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, № 44, ст. 4147.
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 21.09.2015, № 38, ст. 5298.
градостроительной среды объекта культурного наследия и прямо предусмотрена в Положении о зонах охраны (пункты 9, 10 и 11). В этом контексте также следует отметить, что цель обеспечения физической сохранности объекта культурного наследия и его защита от возможного негативного воздействия окружающей среды не должна подменять цель сохранения уникальной среды.
Правовым основанием зон охраны объектов культурного наследия являются нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры:
- Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», устанавливающий обязанность органов государственной власти по утверждению зон охраны объектов культурного наследия и общие положения о зонах охраны объектов культурного наследия;
- Земельный кодекс Российской Федерации, в котором устанавливаются общие нормы в отношении зон с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ);
- Градостроительный кодекс Российской Федерации4, устанавливающий правила и особенности осуществления градостроительной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории и, в частности, в зонах охраны объектов культурного наследия;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации», в котором устанавливаются общие правила для определения границ зон охраны, а также требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны;
- Конвенция об охране мирового культурного и природного наследия, принятая Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по
4 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 16.
вопросам образования, науки и культуры 16.09.1972, включающая рекомендации по установлению зон охраны вокруг объектов культурного наследия5.
Зоны охраны объектов культурного наследия как зоны с особыми условиями использования территории (ЗОИУТ)
Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»6 (далее - Федеральный закон № 342-ФЗ) зоны охраны объектов культурного наследия отнесены к ЗОУИТ, для которых были установлены общие требования и принципы правового регулирования. Одновременно статья 56 ЗК РФ дополнена нормой, что ограничения использования земельных участков могут устанавливаться в зонах с особыми условиями использования территорий.
Анализируя категорию ЗОУИТ Д.В. Антропов верно указывает, что отдельные объекты «обладают специфическими признаками, поэтому такие объекты нуждаются в учете и обеспечении особых условий для их эффективного и рационального функционирования, а также для их изоляции от негативного влияния со стороны других объектов и субъектов земельных отношений» [Антропов 2012]. Специфичность и ценность объекта культурного наследия в том числе заключается в расположении его в цельной историко-градостроительной среде во взаимосвязи с другими объектами культурного наследия и объектами среды, являющимися фоновой застройкой.
Цели сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды объекта культурного наследия достигаются путем установления особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия. В таких зонах запрещается или ограничивается возможность строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капительного строительства, а также устанавливаются иные ограничения градостроительной и хозяйственной деятельности. Эти меры направлены на предотвращение внедрения новых объектов и объемов, которые
5 Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия: принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года [Электронный ресурс]. URL: https://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf (дата обращения 30.10.2023).
6 Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.08.2018, № 32 (Часть II), ст. 5135.
могут создавать диссонанс и нарушать единство и преемственность сложившейся историко-градостроительной среды, нарушить композиционно-видовые связи объектов культурного наследия с исторической застройкой и ландшафтным окружением и представлять физическую угрозу объекту культурного наследия.
Как указано в статье 1 ГрК РФ, статье 105 ЗК РФ зоны охраны объектов культурного наследия являются видами ЗОУИТ. При этом легальное определение ЗОУИТ в российских нормативно-правовых документах не приводится.
Е.А. Галиновская определяет ЗОУИТ как «часть поверхности земли с установленными в соответствии с требованиями законодательства границами, на которой установлен особый режим охраны и использования земель и земельных участков в определенных законом целях» [Галиновская, Болтанова, Волков 2020, 31]. Такое определение представляется в достаточной степени содержательным.
Определим общие характеристики ЗОУИТ и рассмотрим их реализацию в зонах охраны объектов культурного наследия.
В научной литературе выделяют пять критериев ЗОУИТ [Башаева 2020; Аверина, Мямина 2018, 50-63]. Во-первых, правоотношения, возникающие при установлении ЗОУИТ по своей сути производны от первичных правоотношений, на которые направлена охрана. Так зоны охраны устанавливаются для объектов культурного наследия, подлежащих государственной охране, на территории, сопряжённой с объектами культурного наследия, и не распространяются в границах территорий самих таких объектов.
Во-вторых, это определенные территории, куда входят земельные участки или части земельных участков. Очевидно, что ЗОУИТ представляет собой часть земной поверхности. Необходимо отметить, что зоны охраны объектов культурного наследия также могут охватывать и участки, занятые водными объектами.
В-третьих, ЗОУИТ имеют четкие, определенные границы, которые подлежат включению в государственный реестр недвижимости. Так в соответствии с пунктом 6 Положения о зонах охраны «границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на
сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде».7 Приказом Росреестра от 26.07.2022 № П/0292 установлены формы графического и текстового описания местоположения границ ЗОУИТ, а также формат электронного документа, содержащего сведения о границах ЗОУИТ8.
В-четвертых, признаком ЗОУИТ являются последствия их установления в виде ограничений и запретов по использованию земельных участков в границах ЗОУИТ, включая возможность размещения объектов капитального строительства и иные ограничения. Ограничения распространяются на все земельные участки вне зависимости от форм собственности, видов разрешенного использования и иных характеристик. Так в Положении о зонах охраны установлены требования к особым режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия.
В-пятых, цель установления ЗОУИТ заключается в охране общественно значимых благ. Как было показано ранее в настоящей статье целью установления зон охраны объектов культурного наследия является сохранение уникальной среды (включая сохранение видовых раскрытий объекта культурного наследия), а также обеспечение физической сохранности такого объекта от возможно негативного воздействия окружающей среды.
Аспекты установления правовой природы зон охраны объектов культурного наследия
Рассуждая о правовой природе ограничения прав на землю в зонах охраны объектов культурного наследия, И.В. Богомяков утверждает, что «виды хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой на земельных участках в границах зон охраны, представляют собой не что иное, как виды разрешенного
7 Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 21.09.2015, № 38, ст. 5298.
8 Приказ Росреестра от 26.07.2022 № П/0292 «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории» // СПС «Консультант Плюс».
использования земельных участков в границах земель населенных пунктов и иных земель» [Богомяков 2012, 53-63]. Поскольку одним из параметров градостроительного регламента являются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, ограничения в зонах охраны объектов культурного наследия могут содержать требования в этой части. При этом ограничения в зонах охраны объектов культурного наследия не исчерпываются требованиями к видам разрешенного земельных участков и объектов капитального строительства и в первую очередь должны содержать иные показатели градостроительного регламента, такие как предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Анализируя место зон охраны в существующей системе документации, направленной на регулирование градостроительной и хозяйственной деятельности, необходимо отметить, что правовой акт об утверждении зон охраны не является видом градостроительной документации, к которым обычно относят документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования, документацию по планировке территории и нормативы градостроительного проектирования [Юридический справочник застройщика 2023].
ЗОУИТ согласно пункту 2 статьи 56 ЗК РФ относятся к ограничениям прав на землю. Как указано в пункте 18 Положения о зонах охраны границы зон охраны объектов культурного наследия, особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам учитываются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки и в документации по планировке территории.
Таким образом, зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой публично-правовые ограничения использования земельных участков, учитываемые в градостроительной документации. Эти ограничения являются ничем иным как проявлением французского принципа «servitudes d'utilite publique» («ограничений в общественных интересах»). Путем введения таких ограничений государство ограничивает права собственников земельных участков в публичных интересах - для сохранения объектов культурного наследия и историко-градостроительной среды для общества в целом.
Вместе с тем необходимо отметить, что пунктом 16 Положения о зонах охраны установлено, что отсутствие в Едином государственном реестре
недвижимости сведений о зонах охраны объектов культурного наследия не является основанием для несоблюдения установленных требований к осуществлению деятельности в границах таких зон. Кроме того, правоприменительная практика сложилась таким образом, что ограничения, установленные в зонах охраны объектов культурного наследия действуют также и до внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки.9 Таким образом, правовые акты об утверждении зон охраны объектов культурного наследия признаются документами прямого действия и действуют независимо от учета таких ограничений в ПЗЗ и их внесения в ЕГРН.
Как известно, внесение сведений о зонах охраны объектов культурного наследия в ЕГРН и их учет в ПЗЗ в первую очередь направлены на обеспечение публичности установленных ограничений. Кроме того, тенденция развития законодательства движется в сторону признания ограничений в отношении земельных участков действующими лишь после внесения соответствующих сведений в ЕГРН. Так в соответствии с пунктом 24 статьи 106 ЗК РФ ЗОУИТ считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о ЗОУИТ, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в ЕГРН. При этом согласно части 8 статьи 26 Федерального закона № 342-ФЗ до 1 января 2023 года ЗОУИТ, сведения о которых не внесены в ЕГРН, считаются действующими, если такие ЗОУИТ установлены до 1 января 2025 года решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на момент принятия такого решения. В указанную норму Федерального закона № 342-ФЗ несколько раз были внесены изменения с целью продления срока действия ЗОУИТ, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН.
Необходимо отметить, что значительное количество зон охраны объектов культурного наследия установлены до вступления в силу положений законодательства о зонах с особыми условиями использования территории (глава XIX ЗК РФ), в том числе в соответствии с законодательством РСФСР. Такие зоны охраны не отвечают требованию о наличии перечня координат характерных точек границ таких зон, в связи с чем внесение сведений в ЕГРН без проведения дополнительных работ невозможно.
9 Определение Верховного суда Российской Федерации от 27.08.2020 № 306-ЭС20-6483 по делу № А33-21242/2018, [Электронный ресурс] // URL: https://vsrf.ru/stor_pdf_ec.php?id=1908458.
С учетом изложенного отклонение от предусмотренного пунктом 24 статьи 106 ЗК РФ требования представляется обоснованным. Вместе с тем отметим, что затягивание процесса внесения сведений о зонах охраны объектов культурного наследия в ЕГРН и их учет в ПЗЗ усложняет процедуру строительства и приводит к многочисленным судебных спорам, в связи с чем процесс внесения сведений о зонах охраны в ЕГРН и актуализации документов градостроительного зонирования представляет особую важность.
Зоны охраны объектов культурного наследия являются механизмом, значительно обременяющим права собственников земельных участков, охваченных границами таких зон. Так установление охранной зоны объекта культурного наследия, предусматривающей запрет строительства, может приводить к невозможности использования земельного участка в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования. В такой ситуации вопрос обоснованности и правовой определенности устанавливаемых ограничений приобретает исключительную важность.
В главе XIX ЗК РФ предпринята попытка регламентировать порядок установления и общие требования к ЗОУИТ всех видов. Статьей 106 ЗК РФ определена обязательная структура положений о ЗОУИТ. На сегодняшний день Положение о зонах охраны не приведено в соответствие требованиям статьи 106 ЗК РФ. Как ранее было показано, некоторые пункты Положения о зонах охраны прямо противоречат нормам ЗК РФ.
При этом необходимо отметить, что ряд положений статьи 106 ЗК РФ не применим к зонам охраны объектов культурного наследия. В частности, пункт 4 части 1 статьи 106 ЗК РФ предусматривает требование к предельным размерам ЗОУИТ и (или) правила определения размеров ЗОУИТ. При этом определить предельные размеры или правила определения размеров зон охраны объектов культурного наследия не представляется возможным. Границы зон охраны объектов культурного наследия определяются по результатам проведенных историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований, при определении границ зон охраны учитываются положения документов градостроительного зонирования и территориального планирования, а также существующие земельные правоотношения. Так А.А.Никифоров обращает внимание на многообразие условий и сильно индивидуализированные требования к каждому памятнику, к его окружению и зоне влияния [Никифоров 2014, 8].
Применение пункта 5 части 1 статьи 106 ЗК РФ о необходимости установления порядка обозначения границ ЗОУИТ и (или) местоположения объекта, в связи с размещением которого устанавливается ЗОУИТ, к зонам охраны объектов культурного наследия представляется нецелесообразным, поскольку установление зон охраны представляет значимость для субъектов градостроительной деятельности, которые получают информацию о ЗОУИТ из иных источников, а для обозначения объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ предусматривается требование об установлении таблички.
Заключение
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой систематизированные публично-правовые ограничения использования земельных участков, которые устанавливаются с целью сохранения уникальной историко-градостроительной среды объектов культурного наследия, а также обеспечения их физической целостности путем предотвращения возможных негативных воздействий окружающей среды. В рамках российского законодательства и правовой доктрины такие ограничения определены как зоны с особыми условиями использования территории.
Правовой акт об утверждении зон охраны объекта культурного наследия не является видом градостроительной документации, вместе с тем признается актом прямого действия независимо от учета сведений о таких зонах в правилах землепользования и застройки. Зоны охраны также считаются действующими вне зависимости от наличия сведений об ограничениях в таких зонах в ЕГРН.
Правовое регулирование зон охраны объектов культурного наследия и норм о ЗОУИТ нуждается в реформировании в целях исключения противоречий Положения о зонах охраны нормам ЗК РФ, а также повышения научной обоснованности и правовой определенности устанавливаемых в зонах охраны ограничений. Кроме того, отмечается важность процесса актуализации документов градостроительного зонирования, а также учета установленных ограничений в ЕГРН.
Список литературы
1. Алексеев С.С. Общие дозволения и запреты в советском праве. М.: Юридическая литература, 1998.
2. Зоны с особыми условиями использования территорий (проблемы установления и соблюдения правового режима): научно-практическое пособие / Е.А. Галиновская, Е.С. Болтанова, Г.А. Волков [и др.]; отв. ред. Е.А. Галиновская. Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2020.
3. Аверина Л.В., Мямина И.С. Проблемы установления зон охраны объектов культурного наследия и пути их решения [Текст] // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 4. С. 50-63.
4. Антропов Д.В. Особенности землепользования в зонах с особыми условиями использования территорий // Имущественные отношения в РФ. 2012. № 11 (134). [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zemlepolzovaniya-v-zonah-s-osobymi-usloviyami-ispolzovaniya-territoriy.pdf (дата обращения 30.10.2023).
5. Башаева И.Ю. Понятие зон с особыми условиями использования территории и их отличительные признаки // Отечественная юриспруденция. 2020. № 2 (41). [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-zon-s-osobymi-usloviyami-ispolzovaniya-territoriy-i-ih-otlichitelnye-priznaki/viewer (дата обращения 30.10.2023).
6. Богомяков И. Правовой режим земельных участков в границах зон охраны объектов культурного наследия // Хозяйство и право. 2012. № 3. С. 53-63
7. Никифоров А.А. Зоны охраны объектов культурного наследия -правовой инструмент сохранения исторической среды памятника истории и культуры // Культура: управление, экономика, право. 2014. № 3. С. 3-11.
8. Юридический справочник застройщика / Под ред. Д.С. Некрестьянова. 7-я ред. СПб.: Качкин и партнеры, 2023. [Электронный ресурс] // URL: https://www.kachkin.ru/yuridicheskiy-spravochnik-zastroyshchika/ (дата обращения 30.10.2023).
References
1. Alekseyev S.S. (1998) Obshchiye dozvoleniya i zaprety v sovetskom prave. M.: Yuridicheskaya literatura.
2. Zony s osobymi usloviyami ispol'zovaniya territoriy (problemy ustanovleniya i soblyudeniya pravovogo rezhima): nauchno-prakticheskoye posobiye (2020) / E.A. Galinovskaya, E.S. Boltanova, G.A. Volkov [i dr.]; otv. red. E.A. Galinovskaya. Moskva: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federatsii: INFRA-M.
3. Averina L.V., Myamina I.S. (2018) Problemy ustanovleniya zon okhrany ob"yektov kul'turnogo naslediya i puti ikh resheniya [Tekst] // Imushchestvennyye otnosheniya v Rossiyskoy Federatsii. No. 4. Р. 50-63.
4. Antropov D.V. (2012) Osobennosti zemlepol'zovaniya v zonakh s osobymi usloviyami ispol'zovaniya territoriy // Imushchestvennyye otnosheniya v RF. No. 11 (134). [Electronic resource] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zemlepolzovaniya-v-zonah-s-osobymi-usloviyami-ispolzovaniya-territoriy.pdf.
5. Bashayeva I.Yu. (2020) Ponyatiye zon s osobymi usloviyami ispol'zovaniya territorii i ikh otlichitel'nyye priznaki // Otechestvennaya yurisprudentsiya. No. 2 (41). [Electronic resource] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-zon-s-osobymi-usloviyami-ispolzovaniya-territoriy-i-ih-otlichitelnye-priznaki/viewer.
6. Bogomyakov I. (2012) Pravovoy rezhim zemel'nykh uchastkov v granitsakh zon okhrany ob"yektov kul'turnogo naslediya // Khozyaystvo i pravo. No. 3. Р. 53-63
7. Nikiforov A.A. (2014) Zony okhrany ob"yektov kul'turnogo naslediya -pravovoy instrument sokhraneniya istoricheskoy sredy pamyatnika istorii i kul'tury // Kul'tura: upravleniye, ekonomika, pravo. No. 3. Р. 3-11.
8. Yuridicheskiy spravochnik zastroyshchika (2023) / Pod red. D.S. Nekrest'yanova. 7-ya red. SPb.: Kachkin i partnery. [Electronic resource] // URL: https://www.kachkin.ru/yuridicheskiy-spravochnik-zastroyshchika/.