Научная статья на тему 'Правовая природа ограничений в сфере субсидирования агропромышленного комплекса'

Правовая природа ограничений в сфере субсидирования агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая природа ограничений в сфере субсидирования агропромышленного комплекса»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

А.С.-У. Теунаев

Теунаев Ахмат Сеит-Умарович — адъюнкт кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права

Нижегородская академия МВД России

Правовая природа ограничений в сфере субсидирования агропромышленного комплекса

Роль агропромышленного комплекса в национальной экономике традиционно велика. В условиях кризисных явлений именно сельскохозяйственная отрасль демонстрирует устойчивый рост (в среднем за 2014—2016 гг. — 4,8%1), в том числе и потому, что предприниматели, с одной стороны, осваивают новые рынки сбыта, а с другой — получают государственную поддержку. Ее формой является, в частности, субсидирование, подразумевающее предоставление агропроизводителям денежных средств, расходующихся на модернизацию производства, мелиорацию земель, непосредственное ведение сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, изготовление продукции)2. В связи с тем, что в сельском хозяйстве занято достаточно большое количество населения, его субсидирование становится и средством повышения материального благосостояния.

Исходя из этого Стратегия устойчивого развития сельских территорий направлена на повышение эффективности агропромышленного комплекса и его вклада в социально-экономическое развитие России3. Финансирование агропроизводителей из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ при ее реализации составляет значительную сумму (только в 2017 г. на это предусмотрено более 216 млрд рублей4). Из этого следует, что распределению субсидий и их целевому освоению должно уделяться особое внимание.

В первую очередь, требуется четко определить круг субъектов, имеющих право на получение субсидии. При этом устоявшийся подход, в соответствии с которым государственная поддержка предоставляется преимущественно нерентабельным, но экономически важным видам деятельности, в данном случае представляется неправильным. С экономической точки зрения здесь имеет место, скорее, дотация, сущность которой состоит в компенсации убытков и предотвращении вынужденного повышения цен на произведенную продукцию. Целью субсидионной поддержки, напротив, выступает создание условий для экономического развития, и ее результатом должно становиться расширение производства и освоение новых рынков сбыта5.

Таким образом, из сферы субсидирования агропромышленного комплекса исключаются убыточные предприятия, деятельность которых требует значительных финансовых вложений при достаточно малом экономическом эффекте. В данном случае логично осуществлять их дотационную поддержку или же реструктуризацию (слияние с другими хозяйствующими субъектами).

Во-вторых, при субсидировании агропромышленного комплекса имеет значение программный подход, благодаря которому формируются отдельные направления развития сельского хозяйства, и бюджетные средства предоставляются субъектам, деятельность которых охватывается этими сферами.

Например, в 2012—2016 годах в России реализовывалась программа поддержки начинающих фермеров6, на основании которой крестьянскому хозяйству могло быть выделено свыше 1,5 млн рублей. При этом финансировалось: приобретение техники, инвентаря, животных, оборудование производственных и складских помещений, строительство объектов сельскохозяйственного назначения. Соответственно, претендовать на получение субсидии могли только субъекты, заявляющие о намерении осуществлять такую деятельность и предоставляющие документы об этом (бизнес-план, проект возведения здания или сооружения, договор купли-продажи). Иные лица не включаются в число получателей бюджетных средств. В настоящее время правила предоставления субсидий несколько изменились,

1 Основные показатели сельского хозяйства в России в 2016. М.: Госкомстат России, 2017. С. 54.

2 См.: Вернигор Н.Ф. Государственная поддержка сельского хозяйства — неотъемлемая часть государственного регулирования // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2015. № 2. С. 143—147.

3 Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р (по сост. на 13.01.2017) // Российская газета. 2015.

4 февраля.

4 О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов: федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ [принят Гос. Думой 09.12.2016] (по сост. на 01.07.2017) // Российская газета. 2016. 23 декабря.

5 См.: Савкин В.И. Национальные приоритеты в аграрном секторе экономики — малые формы хозяйствования: основные формы государственной поддержки // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2016. № 6. С. 17—27.

6 Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров: постановление Правительства РФ от 28 февраля 2012 г. № 166 (утратило силу) // Российская газета. 2012. 20 марта.

760

Юридическая техника. 2018. № 12

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

поскольку были признаны необходимыми меры по поддержанию устойчивости всего АПК, а не только фермерских хозяйств как его части1, для чего разработан комплексный документ.

В-третьих, имеют значение индивидуальные требования, устанавливаемые для будущих получателей субсидий. Так, в региональной программе поддержки сельхозпроизводителей могут быть отражены условия предоставления субсидий крестьянскому (фермерскому) хозяйству (соответственно, производители сельхозпродукции, действующие в статусе обществ с ограниченной ответственностью, не могут претендовать на получение субсидии), может быть установлен минимальный срок деятельности фермера, оснащенность предприятия оборудованием. С помощью этого становится возможной прогностическая оценка того, по силам ли этому фермеру реализовать субсидию по целевому назначению.

Например, в Карачаево-Черкесской Республике (КЧР) в течение нескольких лет последовательно реализуется целевая программа «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств»2, в соответствии с которой субсидии выделяются для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений продуктивности. При этом хозяйство должно быть зарегистрировано на территории КЧР, не вести иную коммерческую деятельность и располагать до 40% средств, о предоставлении которых оно ходатайствует. Такие ограничения способствуют расходованию субсидий на определенные виды деятельности и только теми субъектами, которые действительно работают на территории региона и нуждаются в дополнительном финансировании, уже планируя определенные вложения средств. Тем самым из перечня потенциальных соискателей субсидий исключаются лица, не ведущие агропромышленную деятельность, и снижается вероятность нецелевого расходования выделенных ассигнований.

Наличие конкурсного подхода при распределении субсидий обеспечивает элементы контроля за добросовестностью соискателей субсидий. Они имеют свои недостатки (например, из-за большой доли региональных программ поддержки сельхозпроизводителей результаты конкурсного отбора недоступны для мониторинга на уровне всей страны), и это создает условия для противоправного завладения денежными средствами. Кроме того, к перечню ограничений, наличие которых препятствует получению субсидии, не относится ряд позиций уголовно-правового характера.

К таковым автор предлагает отнести: совершение преступления в сфере субсидирования агропромышленного комплекса (хищения бюджетных средств, их нецелевое расходование), совершение преступления в целях получения субсидии (подделка документов, предоставление заведомо ложных сведений о видах деятельности или намерения ее осуществлять, подкуп членов конкурсной комиссии или иных должностных лиц, ответственных за принятие решения о субсидировании). Между тем исследование этих обстоятельств может служить основанием для установления дополнительного «фильтра», с помощью которого будут созданы условия недопущения в сферу субсидирования недобросовестных предпринимателей или же лиц, вообще не осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Соответственно, при решении вопроса о предоставлении субсидии от ее соискателей уместно требовать справку о наличии (отсутствии) судимости, а от ИЦ главных управлений МВД России в субъектах РФ — информацию о расследующихся в отношении указанных лиц уголовных дел о преступлениях экономической или коррупционной направленности. В условиях, когда самостоятельная уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере субсидирования агропромышленного комплекса отсутствует, мониторинг такой информации и ее учет при решении вопроса о предоставлении субсидии может рассматриваться как профилактическая мера, целью которой является недопущение противоправного завладения бюджетными средствами.

В заключение представляется необходимым сделать следующие выводы:

1. Правовая природа ограничений в сфере субсидирования агропромышленного комплекса определяется целевым назначением мер государственной поддержки и осуществлением ее субъектами отдельных видов сельскохозяйственной деятельности.

2. Реализуемый в России программный подход при субсидировании АПК предполагает определение конкретных направлений развития сельского хозяйства, которые финансируются государством. Благодаря этому перечень субъектов, могущих претендовать на получение субсидии, ограничивается лицами, действительно занимающимися сельским хозяйством и принимающими на себя обязательства по реализации конкретных проектов.

3. Отсутствие в системе ограничений, предъявляемых к соискателям субсидий, требований уголовно-правового характера является обстоятельством, создающим условия для доступа в эту сферу общественных отношений субъектов, способных реализовать преступное намерение по противоправному завладению денежными средствами и обращению их в свою пользу. В этой связи перечень ограничений должен быть дополнен особыми фильтрами, позволяющими исключить из круга субсидируемых субъектов недобросовестных предпринимателей.

1 О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы: постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 г. № 396 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 15, ст. 2227.

2 Ведомственная целевая программа «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Карачаево-Черкесской Республики на 2015—2017 годы». URL: http://mcxkchr.ru/index.php/16-bilyuten/ 761-razvitie-semejnykh-zhivotnovodcheskikh-ferm-2017 (дата обращения: 22.09.2017).

Теунаев А.С.-У. Правовая природа ограничений в сфере субсидирования агропромышленного комплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.