Научная статья на тему 'Правовая природа международно-правового обязательства уважать достоинство человека'

Правовая природа международно-правового обязательства уважать достоинство человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
681
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО / ОСНОВНОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА / ПРИНЦИП ПРАВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN DIGNITY / FUNDAMENTAL HUMAN RIGHT / PRINCIPLE OF LAW / INTERNATIONAL HUMAN RIGHTS LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липкина Надежда Николаевна

В статье рассматриваются основные проблемы определения правовой природы требования уважения человеческого достоинства в международном праве прав человека в контексте соотношения категорий «принцип права» и «норма права».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Nature of International Legal Obligation to Respect Human Dignity

The article deals with the basic problems of determining the legal nature of the norm for the respect of the human dignity in International Human Rights Law in the context of relationship between categories “principle of law” and “rule of law”.

Текст научной работы на тему «Правовая природа международно-правового обязательства уважать достоинство человека»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Н.Н. Липкина

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА УВАЖАТЬ ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматриваются основные проблемы определения правовой природы требования уважения человеческого достоинства в международном праве прав человека в контексте соотношения категорий «принцип права» и «норма права».

Ключевые слова: человеческое достоинство; основное право человека; принцип права; международное право прав человека.

N.N. Lipkina

LEGAL NATURE OF INTERNATIONAL LEGAL OBLIGATION TO RESPECT HUMAN DIGNITY

The article deals with the basic problems of determining the legal nature of the norm for the respect of the human dignity in International Human Rights Law in the context of relationship between categories "principle of law" and "rule of law".

Keywords: human dignity, fundamental human right, principle of law; International Human Rights Law.

Несмотря на широкое применение термина «достоинство» в международных документах как универсального, так и регионального уровня, единства мнений по вопросу о правовой природе требования уважать человеческое достоинство в литературе и практике нет. Термин «достоинство» употребляется, в частности, в следующих оборотах: «право на достоинство»1, «право на человеческое достоинство»2, «право на достоинство личности»3, «принцип достоинства»4, «принцип прав человека и его достоинства»5. При этом требование уважения человеческого достоинства рассматривают как «фундаментальный принцип»6, «правовой принцип»7, «право на права»8, «субъективное право»9 и т. д. Указанное разнообразие формулировок вскрывает целый ряд проблем, как сущностных, так и терминологических10.

Не вносит ясности в рассматриваемый вопрос и анализ международных документов. Можно выделить два основных способа закрепления данного требования в международном праве: а) в качестве основного права человека11; б) в качестве правового принципа12.

Вместе с тем в международных документах можно встретить и более абстрактные упоминания термина «достоинство». Так, в ст. 1 Всеобщей декларации прав

© Липкина Надежда Николаевна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент кафедры европейского права и сравнительного правоведения 176 (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: eurolaw@sgap.ru

человека 1948 г. указано, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Речь в данной статье идет, скорее, именно о свободе и равенстве всех людей в их достоинстве и правах и вряд ли можно судить о том, что достоинство провозглашено во Всеобщей декларации прав человека как основное право человека. Такое отсутствие ясности по вопросу о правовой природе требования уважения человеческого достоинства и о его роли в сфере международной защиты прав человека едва ли может служить цели его наиболее полной реализации, превращая его лишь в «красивую формулу». Например, анализируя работу над проектом Всеобщей декларации прав человека, Дж. Хамфри отметил, что упоминание в окончательном тексте Декларации термина «достоинство» не привнесло ничего нового в содержание документа и имело лишь риторический характер13.

Следует отметить, что проблема определения места и значения категории «достоинство» существует не только в международном праве. Так, в ст. 21 Конституции РФ закреплено: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Схожая формулировка содержится и в ст. 1 Основного закона Федеративной Республики Германии: «Человеческое достоинство неприкосновенно. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти»14. Подобные формулы закрепления гарантии достоинства человека содержатся и в ряде международных документов. В частности, в Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г., гл. I которой обозначена как «Достоинство», в ст. 1 закреплено, что человеческое достоинство неприкосновенно, оно подлежит уважению и защите. Интересно, что подобная формулировка норм о достоинстве человека также открывает простор для различных интерпретаций. Показательна в этом отношении, например, практика Федерального Конституционного Суда Германии по применению ст. 1 Основного закона. Суд рассматривает достоинство человека то как самостоятельное право человека, то как важнейший конституционный принцип15.

Переходя к рассмотрению вопроса о том, что же представляет собой требование уважения человеческого достоинства: принцип международного права прав человека либо право человека, обозначим, что в литературе основные характеристики категории «принцип права» рассматриваются в контексте ее соотношения с категорией «норма права». Как отмечает Г.И. Тункин, «различие между принципами и нормами весьма условно»16.

Проецируя соответствующие положения общей теории права на международное право, мы будем исходить из следующих посылок:

принципы международного права прав человека представляют собой разновидность норм международного права прав человека;

нормы международного права прав человека, не являющиеся принципами международного права прав человека, мы будем называть регулярными нормами международного права прав человека;

признаками, отличающими принципы международного права прав человека от регулярных норм международного права прав человека, являются следующие: принципы международного права прав человека — наиболее общие его нормы; принципы международного права прав человека — наиболее важные его нормы;

принципы международного права прав человека привязаны в большей степени к определенной ценности, чем к конкретному поведению субъекта международного права.

Для дальнейшего анализа правовой природы требования уважения человеческого достоинства рассмотрим, присущи ли ему следующие характеристики принципов права, а соответственно можно ли считать его принципом международного права прав человека:

1. Наиболее общий характер. Как указал в одном из решений Международный Суд ООН, соединение терминов «нормы» и «принципы» представляет собой не более чем использование двойного обозначения для выражения одной и той же идеи применение термина «принципы» в отношении отдельных норм международного права может быть оправдано более общим и более фундаментальным характером таких норм17. В литературе отмечается, что нормы международного права по объему и содержанию заключающихся в них предписаний подразделяются на общие, т. е. определяющие коренные основы поведения субъектов международного права и специальные, регулирующие более узкие вопросы (в дипломатической практике и в литературе общие нормы международного права нередко называются принципами международного права)18. Говоря о требовании уважения человеческого достоинства, следует отметить, что оно является общей нормой по отношению, в частности, к норме о запрещении пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения или наказания. Не вызывает сомнения, что требование уважения человеческого достоинства не ограничивается лишь содержанием данного запрета, а включает в себя и иные аспекты.

В этом отношении немаловажное значение имеет также тот факт, что регулярная норма права как четко определенное правило поведения подлежит более или менее точному и конечному толкованию. Принципы права представляют 13 собой более общие и абстрактные нормы, исчерпывающе истолковать которые ? сложно. Проецируя указанную особенность принципов права на требование ува-8 жения человеческого достоинства, мы не находим каких-либо противоречий. В g литературе неоднократно отмечалось, что категорию «человеческое достоинство» i невозможно истолковать исчерпывающе, это «неинтерпретируемый тезис»19.

1 Как подчеркивает М.Л. Гаскарова, гарантия достоинства человека — это норма

го

J с открытым содержанием20, что характерно именно для принципов права. Это § связано с необходимостью дальнейшего развития ее содержания. Как отмечает | И.И. Лукашук, «если точность конкретной нормы облегчает ее применение, то нормативная многозначность принципа облегчает прогрессивное развитие со-

91

° держания международного права и его адаптацию к меняющимся условиям»21. « Содержание принципа открыто, что позволяет модифицировать эту важную | норму, когда того требуют меняющиеся условия жизни мирового сообщества.

2 Говоря об общем характере принципов, следует также упомянуть т. н. тео-1 рию принципа (principle theory)22. В одной из своих работ по принципам права

0

° Р. Алекси отмечает, что принцип — это норма, предписывающая, чтобы что-либо

(Го

§ было реализовано в высшей степени из фактически и юридически возможных.

1 Принципы могут быть реализованы в разной степени. Обязательная степень | реализации зависит не только от фактических обстоятельств, но также и от юридических возможностей. В отличие от принципов регулярные нормы могут быть либо реализованы, либо нет, поскольку они предписывают конкретное поведение субъекта23. Обращаясь к анализу рассматриваемой нами нормы — требования уважения человеческого достоинства — в контексте позиции Р. Алекси, можно отметить, что данная норма как раз, скорее, представляет собой именно принцип

178 международного права прав человека, поскольку может быть реализована в раз-

ной степени в зависимости от обстоятельств конкретного дела. Так, например, Европейский суд по правам человека неоднократно признавал, что запрет на обращение, унижающее человеческое достоинство, не исключает возможности нахождения лица в наручниках в зале суда. Таким образом, в зависимости от обстоятельств дела, нахождение лица в наручниках в зале суда может, как составить нарушение запрета на унижающее человеческое достоинство обращение, так и быть признано правомерным24.

И наконец, общий характер принципов, по сравнению с регулярными нормами международного права, отражается в еще одном аспекте. Например, Г. Кельзен делит нормы на общие и индивидуальные, особо подчеркивая, что общие нормы как гипотетические, не могут быть реализованы непосредственно, они должны быть индивидуализированы, конкретизированы индивидуальными нормами25. Другими словами, только путем реализации регулярных норм одновременно реализуется и лежащий в их основе принцип права. Так, в литературе справедливо отмечается, что достоинство как важнейший принцип международного права прав человека лежит в основе всех прав человека. Таким образом, уважение человеческого достоинства и права человека соотносятся как цель и средства. В литературе само право на достоинство зачастую «раскрывается через набор тех личных прав и свобод, которые в конкретном обществе гарантируются каждому человеку»26. В связи с этим еще один аргумент противников признания достоинства в качестве самостоятельного основного права человека заключается в том, что право на уважение человеческого достоинства может рассматриваться как излишнее, если его суть адекватно отражена в тех правах и свободах, которые прописаны в законодательстве государства, и оно соответственно надежно обе- ш спечено гарантиями соблюдения указанных прав и свобод27. н

2. Наиболее важный характер. Принципы права — это нормы «более высо- С кого уровня»28. Принцип международного права, как отмечается в литературе, т

о

представляет собой коренную норму29, норму, носящую специфически правовой к

о

руководящий характер30. Такая характеристика принципов международного о' права проявляется как минимум в следующих аспектах: 1) определяют направ- | ление и характер международно-правового регулирования общественных отно- в шений; 2) выступают критерием правомерности поведения государства и иных нно субъектов международного права, т. е. критерием международной законности31; Ю

3) «пронизывают содержание отдельных норм, институтов и иных структурных и подразделений международного права»32, обеспечивая «непротиворечивость и с

к

единство права»33 и способствуя восполнению пробелов в международном праве34; а

4) осуществляют «опережающее регулирование общего характера при появлении Л

Ф

новой сферы сотрудничества»35. |

Анализируя требование уважения человеческого достоинства на предмет на- • личия у него перечисленных характеристик, можно с уверенностью сказать, что 9 все они присущи рассматриваемой норме. Требование уважения человеческого ^ достоинства, во-первых, определяет направление и характер международно- 3 правового регулирования общественных отношений в сфере прав человека, по сути являясь принципом международного правотворчества в данной области; во-вторых, выступает критерием правомерности поведения государства и иных субъектов международного права (даже в случае пробела в международном праве прав человека субъект международного права должен руководствоваться необходимостью соблюдения требования уважения человеческого достоинства). 179

Следует отметить, что, несмотря на наиболее важный характер принципа права, он не должен рассматриваться как абсолютная норма. Более того, возможны даже случаи возникновения коллизий принципов. В отличие от норм, принципы, вступающие в противоречие друг с другом, могут существовать и применяться параллельно за счет установления баланса тех ценностей, которые они защищают. Приоритет одного из них может быть установлен только на основании анализа конкретных обстоятельств дела36. Чем глубже вмешательство в один принцип, тем более значима в данном конкретном случае реализация другого37.

3. Привязка принципа к определенной социальной ценности. На еще одно отличие принципа и нормы права указывает Н. Петерсен. Принципы права, по его мнению, характеризуются тем, что позволяют взвесить затрагиваемые в правоотношении интересы в случаи их конфликта между собой, принципы всегда служат цели защиты общего либо частного интереса и потому всегда привязаны именно к ценности, в то время как регулярные нормы в основном привязаны к поведению субъектов38. Такой подход свойствен и российской теории права. Как отмечает В.К. Бабаев, законодательство «изобилует предписаниями, которые вряд ли можно назвать правилом поведения», это предписания, закрепляющие, в частности, принципы права, которые «в большинстве своем непосредственно не воздействуют на поведение субъектов, не закрепляют прав и обязанностей»39. Здесь как раз уместно вспомнить о требовании уважения человеческого достоинства. В основе данного принципа лежит такая беспрекословно признанная ценность, как достоинство человека, а вот отдельные права и свободы служат достижению этой цели, запрещая либо предписывая субъектам международа ного права определенное поведение. Например, такая норма международного ? права прав человека, как запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего § достоинство обращения или наказания, служит цели соблюдения принципа уважения человеческого достоинства, запрещая определенное, обозначенное I в норме, поведение субъектов. Права человека, как их определяет, например,

1 Е.А. Лукашева, — «это субъективные права, выражающие не потенциальные,

го

| а реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях и законах»40.

§ Таким образом, требование уважения человеческого достоинства тесно связано

| не только с идеей ценности человеческой личности, но и с идеями равенства,

2 солидарности, недискриминации41, вполне может быть признано принципом ° международного права прав человека.

« Подводя итог, следует отметить, что правильное понимание сущности и

| правовой природы требования уважения человеческого достоинства имеет не

е только теоретическое, но и практическое значение. Если речь идет только о

1 праве человека на уважение человеческого достоинства (без признания нормы

0

° об уважении достоинства человека в качестве принципа международного права

(ТО

¿5 прав человека), то первостепенное значение, например, при защите этого права

1 на международном уровне, приобретает привязка к нормам соответствующего I международного договора, заключенного государством и закрепившего данное право, а также определение объема тех обязательств, которые государство приняло в соответствии с ним. В совокупности с тем фактом, что многие, даже универсальные договоры по правам человека не закрепляют право на уважение человеческого достоинства в качестве самостоятельного права. Это может привести к существенному снижению значимости и роли категории «человеческое

180 достоинство» в процессе обеспечения и защиты прав и свобод человека на между-

народном уровне. Таким образом, признание требования уважения достоинства человека лишь в качестве самостоятельного права (а не в качестве принципа международного права прав человека) может сузить сферу его применения.

Напротив, если речь идет не только о праве на уважение человеческого достоинства, но и о соответствующем принципе международного права прав человека либо только о принципе международного права прав человека — принципе уважения человеческого достоинства, то это придает более универсальный и сквозной характер данной норме, позволяющий применять и толковать ее независимо от того, закреплена она в конкретном международном договоре или нет. Наиболее показательна в этом отношении практика Европейского суда по правам человека. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. не содержит гарантий права на уважение достоинства человека как самостоятельного основного права человека, однако, как неоднократно указывал Европейский суд по правам человека, сама суть Конвенции — уважение человеческого достоинства и свободы человека42, а потому к категории «человеческое достоинство» Суд обращается при интерпретации различных статей Конвенции, когда того требует логика изложения его доводов43.

Таким образом, на наш взгляд, требование уважать человеческое достоинство представляется целесообразным рассматривать именно как принцип международного права прав человека, поскольку оно отвечает основным признакам принципа права, проанализированным в настоящей статье, т. е. является:

основным началом регулирования любых отношений в сфере обеспечения и защиты прав человека, выполняя в т. ч. и функцию восполнения пробелов в правовом регулировании;

наиболее общей по отношению к нормам, гарантирующим отдельные права и свободы человека, нормой международного права прав человека, нормой, определяющей содержание и пределы ограничения всех прав и свобод человека;

нормой международного права прав человека, получающей конкретизацию и развитие в последующих регулярных нормах международного права прав человека;

нормой международного права прав человека, реализация которой является критерием правомерности поведения субъектов международного права в сфере прав человека;

нормой международного права прав человека, гарантирующей защиту важнейшей ценности мирового сообщества — человеческого достоинства.

Вместе с тем признание требования уважения человеческого достоинства в качестве принципа международного права прав человека не исключает возможности параллельного существования и регулярной нормы международного права, гарантирующей самостоятельное право — право на уважение человеческого достоинства. Ее наличие будет служить еще одной гарантией реализации рассматриваемого требования, поскольку дает возможность осуществлять в т. ч. и международный институционный контроль за его соблюдением.

1 См., например: Штанько И.Н. Достоинство личности как правовое явление: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 8; Гаскарова М.Л. Концепция достоинства человека в немецком конституционном праве // Журнал российского права. 2002. № 4. С. 155; Botha H. Human Dignity in Comparative Perspective // Stellenbosch Law Review. 2009. № 2. P. 171.

2 См.: Хашем Т.А. Конституционно-правовой институт защиты человеческого достоинства в Российской Федерации // Право и образование. 2010. № 6. С. 148.

3 См., например: Марченко В.Я. Достоинство личности в конституционно-правовом измерении: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 9.

4 См.: Паладьев М.А. Конституционное право человека на честь и достоинство (основания, содержание, защита): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 6.

5 См.: Цыбулевская О.И., Власова О.В. Достоинство личности и гражданское общество. Саратов, 2008. С. 47.

6 Botha H. Op. cit. P. 180.

7 См.: Придворов Н.А. Идея достоинства личности в советском праве: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Киев, 1981. С. 18.

8 Enders Ch. A Right to have Rights — the German Constitutional Concept of Human Dignity // National University of Juridical Sciences Law Review. 2010. № 253. P. 255.

9 Botha H. Op. cit. P. 180.

10 К примеру, как соотносятся понятия «достоинство человека» и «достоинство личности»; как соотносятся «право на достоинство» и «право на уважение достоинства», и т. д.

11 Так, в п. 2 ст. 5 Американской конвенции о правах человека 1969 г. особо закреплено, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство наказаниям или обращению. Все лица, лишенные свободы, имеют право на уважение достоинства, присущего человеческой личности. В свою очередь в ст. 5 Африканской хартии прав человека и народов 1981 г. закреплено, что каждый имеет право на уважение достоинства, присущего человеческой личности, и на признание его правосубъектности. Все формы эксплуатации и умаления достоинства, особенно рабство, работорговля, пытки, жесткое, бесчеловечное или унижающее достоинство наказание и обращение, должны быть запрещены.

12 Конвенция о правах инвалидов 2006 г. в ст. 3 в качестве общих принципов Конвенции провозгласила, в частности, уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. в преамбуле подчеркнула, что Устав Организации Объединенных Наций основан на принципах достоинства и равенства, присущих каждому человеку. В резолюциях Генеральной ассамблеи ООН уважение человеческого достоинства также рассматривается как принцип международного права прав человека. Например, обращая внимание на меры по укреплению международного сотрудничества в области прав человека, Генеральная Ассамблея ООН указала, что в дополнение к своим отдельным обязанностям в отношении своих собственных обществ государства несут коллективную ответственность за защиту принципов человеческого достоинства, равенства и справедливости на глобальном уровне (см.: Резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 64/171 от 18 декабря 2009 г. «Укрепление международного сотрудничества в области прав человека». URL: www.un.org (дата обращения: 05.09.2011).).

13 McCrudden Ch. Human Dignity and Judicial Interpretation of Human Rights // The European Journal of International Law. 2008. Vol. 19. № 4. P. 677.

14 Конституции зарубежных государств: учебное пособие / сост. В.В. Маклаков. 2-е изд., испр. и доп. М., 1997. С. 153.

15 Enders Ch. Op. cit. P. 255; см. также: Гаскарова М.Л. Указ. соч. Конституционный Суд РФ толкует норму ч. 1 ст. 21 Конституции РФ как конституционный принцип уважения достоинства (подробнее об этом см.: Марченко В.Я. Указ. соч. С. 22).

16 Тункин Г.И. Право и сила в международной системе. М., 1983. С. 33.

17 Delimitation of the Maritime Boundary in the Gulf of Maine Area: ICJ' Judgment of 12 October 1984 // I.C.J. Reports. 1984. § 79. P. 290.

18 См.: Додонов В.Н., Панов В.П., Румянцев О.Г. Международное право: словарь-справочник / под общ. ред. В.Н. Трофимова. М., 1997. С. 187-188.

19 Enders Ch. Op. cit. P. 254.

20 См.: Гаскарова М.Л. Указ.соч. С. 156.

21 Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. М., 1997. С. 97.

22 См.: Alexy R. On the Structure of Legal Principles // Ratio Juris. Vol. 13. № 3 September. 2000. P. 295.

23 Ibid. P. 295.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Так, например, в постановлении по делу "Erdogan Yagiz v. Turkey" Европейский суд по правам человека указал, что в исключительных обстоятельствах дела ношение заявителем наручников представляло собой унижающее достоинство обращение в нарушение ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (см.: Erdogan Yagiz v. Turkey: ECHR' judgment of 6 March 2007 (§ 48). URL: http://www.echr.coe.int/ (дата обращения: 12.01.2012).

25 Kelsen H. General Theory of Norms / transl. by M. Hartney. Oxford, 1991. P. 50.

26 См.: Штанько И.Н. Указ. соч. С. 8.

27 Enders Ch. Op. cit. P. 254.

28 См.: Международное право: учебник / отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 3-е изд., перераб. М., 2010. С. 169.

29 См.: Талалаев А.Н. Об основных принципах международного права // Советский ежегодник международного права. 1958. С. 513.

30 См.: Бобров Р.Л. Основные проблемы теории международного права. М., 1968. С. 193.

31 См.: Лукашук И.И. Указ. соч. С. 94.

32 Лихачев В.Н. Установление пробелов в современном международном праве. Казань, 1989. С. 16.

33 Международное право: учебник / отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 3-е изд., перераб. М., 2010. С. 169.

34 См.: Лихачев В.Н. Указ. соч. С. 16.

35 Лукашук И.И. Указ. соч. С. 94.

36 Alexy R. Op. cit. P. 296.

37 Ibid. P. 298.

38 Petersen N. Customary Law without Custom? Rules, Principles, and the Role of State Practice in International Norm Creation // American University International Law Review. 2008. № 23. P. 288.

39 Нормы советского права. Проблемы теории / под ред. М.Н. Байтина, В.К. Бабаева. Саратов, 1987. С. 88.

40 Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2004. С. 94.

41 Botha H. Op. cit. P. 180.

42 Christine Goodwin v. The United Kingdom: ECHR' judgment of 11 July 2002 (§ 90). URL: http://www. echr.coe.int/ (дата обращения: 12.01.2012).

43 Европейский суд по правам человека применял категорию человеческое достоинство в отношении, например, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Georgel and Georgeta Stoic-escu v. Romania: ECHR' judgment of 26 July 2011 (§ 49)). URL: http://www.echr.coe.int/ (дата обращения: 12.01.2012); ст. 14 Конвенции (Dimitrova and others v. Bulgaria: ECHR' judgment of 27January 2011 (§95)). URL: http://www.echr.coe.int/ (дата обращения: 12.01.2012); ст. 4 Конвенции (Rantsev v. Cyprus and Russia: ECHR' judgment of 7 January 2010 (§ 282)). URL: http://www.echr.coe.int/ (дата обращения: 12.01.2012).

Д.А. Медведев

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПРИРОДООХРАННОЙ СФЕРЕ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается сущность процесса взаимодействия норм международного права, их применение в пределах территориального и политического верховенства каждо- ш

ф

го из государств, принципы международного экологического права, в также некоторые н

возможные способы решения проблем охраны окружающей среды в мировом масштабе. |

Ключевые слова: экология, право, международный договор, принципы права, эколо- а

гическая безопасность, сотрудничество. Т

о

го

о ^

D.A. Medvedev Г

о

о

INTERACTION OF THE INTERNAL LAW OF RUSSIA с

AND INTERNATIONAL LAW IN THE NATURE H

PROTECTION SPHERE: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT й

5

In article is essence a process of interaction norms of international law, their application д

within territorial and political supremacy each of the states, to principles of the international е

ecological law, also some possible ways of the solution problems of environmental protection 0 on a global scale is considered.

Keywords: ecology, right, international treaty, right principles, ecological safety, £

cooperation. M

и s

Ю

Возникшие в конце XX - начале XXI в. экологические проблемы наносят 9) большой ущерб национальным, региональным и в целом мировой системам ё окружающей среды, создавая угрозу благополучию и самому существованию не только отдельных государств, но и всему человечеству. Поэтому не случайно в последнее время в научный оборот все активнее вводится термин «экологизация

© Медведев Денис Алексеевич, 2013

Аспирант кафедры конституционного и международного права (Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации); e-mail: unit_den@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.