Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литературное произведение / сетература / цифровая литература / объект авторского права / сеть Интернет / literary work / literature / digital literature / object of copyright / Internet

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тренина София Вячеславовна

в данной работе определены понятие и разнообразие объектов авторского права; изучена правовая природа и выявлены особенности литературных произведений в сети Интернет; обнаружены проблемы правового регулирования таких объектов; сформулированы предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики по защите авторских прав на произведения цифровой литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL NATURE AND FEATURES OF LITERARY WORKS ON THE INTERNET

in this paper, the concept and variety of copyright objects are defined; the legal nature is studied and the features of literary works on the Internet are revealed; problems of legal regulation of such objects are discovered; proposals are formulated to improve legislation and law enforcement practice for the protection of copyrights to works of digital literature.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

вопросы российской юстиции выпуск №34

УДК 347.1

Тренина София Вячеславовна Донецкий государственный университет Юридический факультет Россия, Донецк trenina.sofia333 @gmail .com Trenina Sofia Donetsk State University Faculty of Law Russia, Donetsk

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Аннотация: в данной работе определены понятие и разнообразие объектов авторского права; изучена правовая природа и выявлены особенности литературных произведений в сети Интернет; обнаружены проблемы правового регулирования таких объектов; сформулированы предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики по защите авторских прав на произведения цифровой литературы. Ключевые слова: литературное произведение, сетература, цифровая литература, объект авторского права, сеть Интернет.

THE LEGAL NATURE AND FEATURES OF LITERARY WORKS ON THE

INTERNET

Annotation: in this paper, the concept and variety of copyright objects are defined; the legal nature is studied and the features of literary works on the Internet are revealed; problems of legal regulation of such objects are discovered; proposals are formulated to improve legislation and law enforcement practice for the protection of copyrights to works of digital literature.

Key words: literary work, literature, digital literature, object of copyright, Internet.

С развитием информационных технологий и глобализацией Интернета множество сфер претерпели значительные изменения, и литература не является исключением. Литературное произведение, которое ранее существовало преимущественно в печатной форме, теперь широко распространяется через цифровые платформы, а книги начали создаваться не только профессиональными литераторами, но и простыми людьми, которые впоследствии стали размещать свои труды на разнообразных интернет-платформах. Соответственно, такое стремительное развитие цифровых технологий привело к возникновению новых разновидностей объектов авторского и смежного права. Среди просторов сетевой паутины все чаще можно заметить такие понятия, как интернет-литература, цифровая литература, веб-литература, сетература (сетевая литература) [1, с. 85], в более редких случаях кибература, однако отдельные авторы, предлагают разграничивать два последних понятия в силу их специфики [2].

Все цифровые объекты уникальны по своей природе: они могут создаваться и существовать в цифровом пространстве, но при этом, могут находиться и функционировать в материальном мире. Отсюда, можно подчеркнуть их характерные черты, такие как:

1) независимость от внешних носителей. Т.е. хранение возможно как на физическом носителе, так и на виртуальном (облачное хранилище, сайт и т. д.);

2) распространяются в сети Интернет, что обеспечивает доступ сразу большого количества пользователей;

3) являются сложными объектами;

4) создаются особым способом, а именно посредством использования компьютерных технологий, и обязательного творческого вклада создателя.

Это привело к необходимости пересмотра правовых норм, регулирующих создание, использование и защиту таких исключительных произведений.

вопросы российской юстиции выпуск №34

Истоки сетевой литературы берут свое начало совместно с развитием компьютерных сетей и интернета. Хотя само понятие «литература» существовало задолго до появления цифровых технологий, сетевая литература представляет собой новый жанр, который использует возможности цифрового пространства для создания уникальных произведений.

История сетевой литературы в России началась несколько позже, чем на Западе, однако российские авторы быстро освоили новые формы и форматы, предложенные цифровыми технологиями. Так, по праву, расцветом сетературы можно считать 1990-е годы. Именно в это время с появлением всемирной паутины уникальная литература получила мощный импульс для своего развития. Этот период славится возникновением первых онлайн-журналов, посвященных цифровым произведениям. Активными пропагандистами нового жанра стали поэты и прозаики, чьи работы были отвергнуты традиционными издательствами и литературными журналами того времени.

Алексей Андреев один из представителей таких независимых поэтов, который разместил в интернете свое своеобразное обращение под названием «cetera», имевшее подзаголовок «Манифест Сетевой Литературы, или Личный Опыт Поэтической Независимости». В своем манифесте Андреев подчеркивал важность свободы сетевого творчества, которое не ограничивается требованиями издательств, не подвержено цензуре и не требует финансовых затрат на публикацию. Именно такое выражение свободы позже станет одним из ключевых признаков сетературы [3].

На сегодняшний день можно выделить два подхода для определения понятия «сетевая литература». Так, на просторах проекта «Сетевая словесность», который возник в 1967 году, один бельгийский ученый - Вернер Схелтйенс выделяет несколько аспектов в своей статье [4]:

1. Сетературе присуще широкое и узкое значение в сети Интернет. В широком смысле, данное определение охватывает любое литературное произведение, опубликованное в интернете. В узком понимании под цифровой

вопросы российской юстиции выпуск №34

литературой подразумеваются произведения, созданные специально для сети с использованием её уникальных возможностей. Эти произведения невозможно просто перенести на традиционные носители, такие как бумага, поскольку при таком переносе они теряют свою оригинальную форму и ценность, претерпевая значительные изменения.

Отсюда, можно выделить несколько причин утраты ценности, при таком переносе:

Во-первых, в силу своей особенности такая литература, по смысловому содержанию приближена к понятию «литература», а не к какому-то из ее видов. Потеря актуальности чаще всего касается интерактивных произведений, литературных игр и быстро устаревающих новостей.

Во-вторых, выбор аудитории - от нее зависят многие важные аспекты. Так, перевод литературных произведений из нематериального формата в материальный, способствует полному или частичному изменению читательских интересов, вследствие которого издательство, осуществляющее такой процесс, может понести значительные убытки. Ситуации обстоит по-другому, если у автора уже сформирована читательская аудитория, которая требует непосредственную печать произведения. Такой способ способствует определить интересующуюся электронную книгу для аудитории и выявить среди неё тех читателей, кто готов приобрести печатное издание, хотя таких людей относительно немного по сравнению с общей аудиторией интернет-пользователей. Чаще всего таким способом выпускаются художественные произведения.

В-третьих, возникновение новых жанров, характерных исключительно для этого формата, а также переосмысление традиционных жанров (например, веб-романы, блоги, фанфики и т.д.).

2. Служит инструментом самовыражения, учитывая уникальные особенности Интернета.

вопросы российской юстиции выпуск №34

Таким образом, на сегодня под сетевой литературой можно понимать совокупность литературных произведений, созданных и распространяемых в интернете, которые используют уникальные возможности цифровой среды.

В целом, цифровую литературу, по форме существования, можно разделить на три категории: первая, представляет собой литературу, которая изначально была на бумаге, а позже размещена в интернете; вторая, литература, которая первоначально написанная в Интернете, т.е. у нее не было бумажной версии, а затем скопированная на бумагу без потери качества; третья, непечатная литература, доступная только в Интернете, поскольку она написана с использованием новых информационных технологий и является литературой только для Интернета.

Для более детального анализа и разграничения сетевой литературы от традиционной литературы, можно выделить ее особенности, схожесть и различия [5, с. 96]:

Первой особенностью можно выделить - цель написания. Цифровая литература обычно создается с целью самого написания текса и (или) же для самого факта публикации, а не для конкретного читателя.

Вторым ярким отличием является зависимость сетературы от развития современных тенденций - «спрос рождает предложение». Литература постоянно развивается, и поэтому тем для обсуждений становится все больше.

Третьим важным фактором является оперативная коммуникация. Проблема коммуникации важна в литературе. Если автор не реагирует на запросы редакторов и читателей, он теряет аудиторию. Сетевая литература решает этот вопрос благодаря возможностям интернета: электронной почте, чатам, комментариям, форумам и социальным сетям. Это позволяет оперативно реагировать на изменения и вести маркетинговую деятельность. Сайты для публикаций предлагают функции публичного редактирования и взаимодействия с читателями через комментарии. Большинство таких платформ ориентированы на общение автора с аудиторией, хотя профессиональные редакторы работают

вопросы российской юстиции выпуск №34

преимущественно на крупных новостных сайтах и порталах. Таким образом, сетевая литература превосходит традиционную в плане коммуникаций, что побуждает многих авторов создавать блоги и страницы в соцсетях для поддержания контакта с читателями.

Четвертая особенность - это оперативное размещение публикации работы и возможность ее редактирования. Одной из ключевых особенностей сетевой литературы является возможность оперативного обновления информации, что отличает её от традиционной. Интернет организован таким образом, что пользователи могут мгновенно вносить изменения и делиться новостями, вытесняя печатные издания.

Пятое отличие - коллективное авторство и особенная стартовая платформа для начинающего специалиста.

Интернет становится удобной стартовой площадкой для начинающих авторов, так как предъявляет меньше требований к публикуемому контенту. Любой пользователь может легко разместить своё произведение, что иногда приводит к появлению низкокачественного материала. Однако с течением времени начинающие авторы находят свою аудиторию, получают советы от более опытных коллег и могут развить свой стиль и навыки. Нередко они участвуют в литературных играх, чтобы определить свои предпочтения в жанре и темах, а также улучшить писательскую технику.

Отсюда, заключающая особенность - широкое распространение литературных игр. Она непосредственно связана с коллективным авторством, ведь именно из ранних экспериментов с совместным написанием произведений в сети возникли литературные игры. Сегодня они прошли через множество изменений, но всё равно остаются важной составляющей сетевой литературы.

Интернет способствовал возникновению совершенно новых жанров, уникальных для сетевого общения. Исследуя тексты в интернет-пространстве, можно выделить следующие жанры сетевых текстов в зависимости от места их размещения [6, с. 58]:

вопросы российской юстиции выпуск №34

1) веб-сайт (информационных (новостная лента и рекламных (SEO, продающий, обзорный текст)); 2) электронные книги, газеты и журналы; 3) электронные письма; 4) блоги; 5) форумы; 6) чаты; 7) мгновенные сообщения; 8) тексты социальных сетей.

Каждый приведенный формат обладает своими уникальными текстовыми характеристиками.

Что касается самих жанров то, как уже отмечалось ранее цифровая литература зависима от современных нововведений трендов и моды. Так, издательский рынок нестабилен, его успех напрямую связан с хитами, бестселлерами и трендами в мире и обществе. В 2010-е годы на пике популярности были самиздат и электронные книги. 2014-й стал известен жанром антиутопии для молодежи. В 2016 году произошел резкий рост спроса на аудиокниги, который сохранился и во время пандемии 2020-2021 годов. Позже на сцену вышел «книжный TikTok», а в этом году все говорили об искусственном интеллекте и нейросетях, способных писать книги. Соответственно, 2024 год тоже не останется без изменений.

Поэтому литература продолжает развиваться, а писатели и критики неустанно создают новые жанры и направления.

Благодаря доступности интернета, сетература может охватывать глобальную аудиторию, выходя за рамки географических границ. Поэтому, среди такого изобилия разнообразия, можно выделить особые виды литературы, таки как: «фанфикшен», или говоря иначе - «фанфик» [7, с. 173].

В российском законодательстве не существует четкого определения фанфикшена. Это позволяет трактовать данный термин по-разному. В традиционном смысле под ним подразумевается вторичное литературное произведение, созданное на основе оригинального, включая и те случаи, когда исходным материалом служит не только литература.

На практике выделяют три большие группы: ориджиналы, переводы и непосредственно фанфики.

вопросы российской юстиции выпуск №34

Ориджиналы (или оригинальная литература) - литературные работы, содержащие уникальных персонажей и сюжет, считаются самостоятельными произведениями. Они представляют собой полноценный объект охраны как результат творческой деятельности автора.

Переводы - относятся к категории производных произведений, поэтому автор перевода не вправе использовать свое творение без разрешения правообладателя оригинального текста. Без такого согласия начинать работу бессмысленно.

Юридическое сообщество часто рассматривает фанатские произведения как производные. Доктрина определяет «производное» произведение как переработанное на основе другого, включая его изменение или адаптацию. Исследователи указывают, что такое произведение должно содержать заимствования из оригинала и создаваться путем переработки, преобразования или адаптации.

Фанфики - (как и любое производное или составное произведение), оно может считаться результатом творческого труда, если не является ни полностью идентичным оригиналу (что квалифицируется как плагиат), ни абсолютно независимым от него (когда сходство с исходником минимально).

Учитывая, что список объектов авторского права, приведенный в пункте 1 ст. 1259 ГК РФ [8], не является окончательным, и опираясь на практику высших судов, фанфики-ориджиналы и переводы также признаются охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности, даже если представлены в цифровой форме.

Основными способами нарушения авторских прав в интернете являются несанкционированное копирование, распространение и плагиат. Распространённость таких нарушений обусловлена недостаточным уровнем правовой грамотности общества и техническими возможностями, облегчающими этот процесс. Чаще всего объектами подобных нарушений становятся литературные произведения.

вопросы российской юстиции выпуск №34

Отсюда, в Интернете стали преобладать множество источников с однотипным контентом, российская интернет-система начала применять меры для устранения таких правонарушений. Основные меры включают судебные иски, блокировку сайтов с пиратским контентом, удаление нелегального материала и применение технических средств защиты.

Однако, в связи с этим, на платформе творчества появляются новые виды деятельности, связанные с текстом, которые тоже требует детального законодательного рассмотрения.

Так, за последние годы в интернет-СМИ стали популярными копирайтинг и рерайтинг [9, с. 42]. Копирайтинг подразумевает создание оригинальных статей с включением ключевых слов или фраз, заданных заказчиком. Рерайтинг - это переписывание текстов других авторов с различной глубиной переработки в зависимости от требований клиента. Иначе говоря, копирайты - это авторские тексты, тогда как рерайты - переработанные. Анализируя объективность, стиль изложения, актуальность и соответствие теме, можно сделать вывод, что копирайтинг является новой формой журналистики, в отличие от рерайтинга. Аналогично статьям в печати, копирайты можно сравнить с заказными, рекламными материалами, поскольку они направлены на привлечение внимания к продукту или веб-сайту. Рерайты же, будучи переработанными текстами, представляют собой особый вид сетевого контента, не относящийся к авторской журналистике.

Отсюда, также возникают правовые проблемы, в силу новизны таких направлений, и большей неопределенностью является рерайт.

Согласно гражданскому законодательству, авторские права представляют собой интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Одним из ключевых авторских прав является право на неприкосновенность произведения, которое запрещает кому-либо изменять, сокращать или дополнять работу автора без его согласия. Это включает запрет на добавление иллюстраций, предисловий, послесловий, комментариев или любых других

ts.

вопросы российской юстиции выпуск №34

пояснений. Данное право защищает автора от различных видов искажений смысла, вырывания из контекста и включения сведений, порочащих его репутацию.

Иногда статьи публикуются в измененном виде под другим именем, что является серьезным нарушением авторских прав. Такой метод изменения текста известен как «лёгкий» или «lite» рерайт, при котором вносятся лишь незначительные коррективы.

Глубокий рерайт представляет собой переработку произведения в соответствии со ст. 1260 ГК РФ. Если такая переработка осуществляется без разрешения и правильного цитирования, это также нарушает авторские права. Глубокий рерайт предполагает значительную модификацию исходного текста, хотя основная идея сохраняется. С юридической точки зрения, произведение, полученное в результате глубокой переработки, становится «производным» и приобретает собственное авторское право. Однако авторское право на такой рерайт возникает только при условии соблюдения прав на оригинальное произведение.

На практике ситуация сложнее, и каждый случай требует индивидуального рассмотрения. Важно помнить, что, если автор рерайта переписывает собственный или заказанный материал, это считается рерайтом. Но если автор переписывает чужой материал и выдает его за свой, это является нарушением закона.

Также проблемой остается пробел в правовом регулировании фанфиков, из-за этого часто происходит размытие границ допустимости творчества, и фанатское произведение могут рассматриваться как плагиат.

Чаще всего суды вмешиваются, когда автор фанфиков начинает извлекать прибыль, а автор оригинального произведения обнаруживает это. Заработок на продаже электронных или бумажных версий фанфиков невозможен (если только сам автор оригинала не даст согласие).

Mi

вопросы российской юстиции №34

выпуск

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что в современных реалиях сеть Интернет является информационной платформой, которая помимо множества возможностей, также обеспечивает нарушение авторских прав. В связи с этим, чтобы предотвратить незаконные действия, законодательству требуется более детально рассмотреть новые объекты авторского творчества и его виды, а также улучшить их правовое регулирование. Помимо этого, автору работы необходимо применять меры не только правового характера, но и технического для сохранности своего произведения, а людям, чьи сферы деятельности затрагивает сетевая литература, следовать законодательству и соблюдать авторские права.

Список литературы:

1. Альтернативная культура: Энциклопедия / [Сост. Дмитрий Десятерик]. - Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. 240 с.

2. Алексрома. Кибература, как высшая форма Словесности // Сетевая словесность 2000, [Электронный ресурс]. // URL: http://www.netslova.ru/alexroma/guten.htm (дата обращения: 25.11.2024г.)

3. Андреев А. C e t e r a. Манифест Сетевой Литературы, или Личный Опыт Поэтической Независимости - 1997 [Электронный ресурс]. // URL: http://www.netslova.ru/esse/manif.htm (дата обращения: 25.11.24г.)

4. Вернер Схелтйенс Сетература: новое литературное движение? - Сетевая словесность [Электронный ресурс]. // URL: http://www.netslova.ru/alexroma/guten.htm (дата обращения 26.11.24г.)

5. Урбан К. Н., Токарь О. В. Особенности сетевой литературы, отличия и сходства с традиционной литературой // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2019. №2 (225). С. 95-100.

6. Тарасова А. Н. Жанровое разнообразие сетевых текстов // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. №4. С. 58-63.

вопросы российской юстиции №34

выпуск

7. Щукина Д. В. Фанфики как новый вид сетевого искусства // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2022. Том 3. С. 172-186.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. N 230-Ф3 // СЗ РФ. 25.12.2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.

9. Костенко Е. В. Копирайтинг и рерайтинг в сетевых СМИ - новые виды журналистики? // Изв. Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2014. Т. 14. №1. С. 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.