Белова О.А.
Правовая природа договора розничной купли-продажи
Каждый день в мире совершаются миллиарды сделок розничной купли-продажи, которые образуют розничный торговый оборот. Снабжение потребителей товарами осуществляется в виде купли-продажи, которая является финальной правовой формой процесса обращения материальных благ.
Договор розничной купли-продажи является видом договора купли-продажи, об этом говорит п. 5 ст. 454 Гражданского кодекса РФ [1].
В.В. Витрянский указывает на две характерные черты, позволяющие выделить:
во-первых, специфику продавца, которым может выступать только коммерческая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность по продаже товара в розницу.
Однако мы не можем с этим согласиться по следующим причинам. Необходимо обратить внимание на то, что ГК в качестве продавца называет лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (п. 1 ст. 492 ГК РФ). Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 50 и п.1 ст. 23 ГК РФ предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица (в нашем случае - коммерческие организации), так и индивидуальные предприниматели. Отсюда следует, что продавцом в договоре розничной купли-продажи могут выступать не только коммерческие организации, но и индивидуальные предприниматели.
В ФЗ «О защите прав потребителей» внесены изменения, в частности, изменен субъективный состав правоотношений с участием потребителей. Понятия «изготовитель» и «продавец» остались прежними. Но организации, выполняющие функции продавца или изготовителя, заменены субъектом «уполномоченная организация» [2].
Во-вторых, товар, который обладает определенными особенностями и приобретается только для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с ведением предпринимательской деятельности [3].
На наш взгляд, основной и единственной чертой договора розничной купли-продажи, позволяющей выделить его в отдельный (самостоятельный) вид договора купли-продажи, является свойство товара. Товар должен предназначаться (приобретаться) только для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Однако некоторые ученые, рассматривая договор розничной купли-продажи, делают вывод о том, что розничная торговля возможна только с физическими лицами, которые используют приобретенные товары для конечного потребления [4, с. 2-4].
Договор розничной купли-продажи признается публичным договором. Это означает, что торговое предприятие не вправе отказаться от заключения договора при наличии соответствующего товара.
ГК РФ признает публичным договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицина, гостиничное обслуживание). Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией, то есть организацией, занимающейся предпринимательской деятельностью. Представляется, что действие распространяется и на некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством.
Практически речь идет обо всех договорах с участием гражданина-потребителя. Организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора, цены товаров, работ и услуг, а также иных условий публичного договора, которые устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Отказ от заключения договора «при наличии возможности» предоставить товары не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и взыскании причиненных в результате этого убытков.
Договор розничной купли-продажи заключается на основании публичной оферты. М.И. Брагинский указывает, что, рассматривая публичную оферту, необходимо различать две ситуации: «одна из них действительно предполагает однократность оферты и, следовательно, поглощение ее заключенным договором», другая, по утверждению М.И. Брагинского, имеет место в том случае, когда предложение заключить договор обращено к неопределенной множественности адресатов публичной оферты. При этом публичная оферта снимается не первым, кто акцептует ее, а последним. В качестве примера он
приводит покупку последнего товара в магазине, указывая, что до этого момента публичная оферта сохраняет свою силу в полном объеме [5].
Целью публичной оферты является заключение договора, в то время как предложение неопределенному лицу делается без намерения создать договор и преследует своей целью распространение определенной информации.
В настоящее время допустимость публичной оферты закреплена в п. 2 ст. 437 ГК РФ, где содержится определение понятия «публичная оферта». Его анализ дает основание утверждать, что публичная оферта отвечает трем признакам: во-первых, она обращена к любому и каждому, кто отзовется; во-вторых, она выражает волю оферента заключить договор; в-третьих, в ней содержатся все существенные условия будущего договора.
Приведем детальный анализ отличий публичной оферты от обычной оферты А.Н. Гуева.
Во-первых, публичная оферта должна быть адресована не конкретному лицу или кругу лиц, а любому, кто на нее отзовется.
Во-вторых, из общего правила о необходимости наличия в публичной оферте всех существенных условий предлагаемого договора, составляющего сходство публичной оферты с обычной, есть исключение, установленное законодательством для договора розничной купли-продажи. Так, п. 2 ст. 494 ГК РФ говорит о том, что выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признаются публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случаев, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
В-третьих, в литературе отмечается, что публичная оферта не может считаться неполученной в случае отзыва оферты до получения адресатом, так как «извещение об отзыве оферты попросту некому отправлять, ибо неизвестно заранее, кто на публичную оферту отзовется. Иначе говоря, лицо, отозвавшееся на публичную оферту, всегда считается получившим ее». Ситуация, когда извещение об отзыве публичной оферты будет сообщено всем и каждому до того, как будет сообщена сама публичная оферта, причем тем же способом, действительно представляется маловероятной [6, с. 707].
Можно согласиться с выводами Е.В. Драчева, что из трех признаков, выделяемых А.Н. Гуевым, только первый и второй могут быть использованы для разграничения публичной оферты и приглашения делать оферту. Причем первый, как было сказано выше, не всегда. Третье свойство публичной оферты - императивность изложенных в ней условий - является, по нашему мнению, следствием признания предложения заключить договор, адресованный всем и каждому, публичной офертой. Так же, как является следствием признания предложения публичной офертой возможность понуждения в судебном порядке направившего его лица заключить договор в случае, если оно будет от этого уклоняться. Если же распространяемое каким-либо лицом предложение признается лишь приглашением делать оферты, направившее его лицо понудить к заключению договора нельзя. Такое лицо может быть ответственным только за недобросовестную рекламу [7].
Квалификация договора розничной купли-продажи в качестве публичного договора, помимо иных известных последствий, дает Правительству РФ возможность издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении данного договора. В настоящее время одним из основных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с розничной куплей-продажей, являются Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 с изменениями от 20 октября 1998 года и 2 октября 1999 года, 27 марта 2007 года № 185.
Правила содержат ряд норм, устанавливающих дополнительные требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, выступающим в роли продавца в договоре розничной купли-продажи, выходящих за рамки содержания договора розничной купли-продажи. Указанные нормы являются императивными и носят публично-правовой характер.
В качестве примера таких публично-правовых норм можно привести следующие правила. В случае временного приостановления своей деятельности продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности.
При помощи рекламы может производиться и распространение публичной оферты, поэтому публичную оферту следует отличать от рекламы как частного случая приглашения делать оферту. Особым видом информации потребителя о товарах является реклама. Реклама - двигатель торговли, это давно известно всем, и многие этим пользуются. Отношения, возникающие в связи с производством, размещением и распространением рекламы, регулируются новым Федеральным законом «О рекламе», который вступил в силу с 1 июля 2006 года.
Реклама в современном ее состоянии - это важнейшая часть общественных отношений, неотъемлемый элемент структуры российского общества, сложная сфера профессиональной человеческой деятельности. В этой связи необходим комплексный, междисциплинарный подход к
изучению понятия и функций рекламы, ее видов, субъектов рекламной деятельности и иных категорий, связанных с антимонопольным регулированием рекламы [8].
В настоящий момент на предприятиях розничной торговли идет активное совершенствование рекламных процессов и продолжается внедрение самых современных технологий. В их числе: воздействие на сознание человека не только зрительной и слуховой рекламы, но и рекламы различных, сопровождающих продажу товаров видов услуг с целью создания им популярности, привлечения к ним внимания потребителей для повышения спроса на товары и увеличения их реализации. Розничная торговля практически повсеместно инициирует появление розничной рекламы.
Основной задачей рекламы является обеспечение бесперебойного сбыта производственной продукции. Реклама в торговле призвана точно и правдиво информировать потребителя о качестве, свойствах, ассортименте, правилах пользования, потребления и других сведениях о товарах. Реклама должна быть добросовестной и достоверной [9].
Рекламе должны быть присущи такие черты, как: правдивость, конкретность, целенаправленность, гуманность и компетентность [10].
В ФЗ «О рекламе» содержится очень интересная статья, согласно которой если в соответствии с ГК РФ реклама признается офертой, такая оферта действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок. Напомним, что офертой считается предложение товара, обращенное к неопределенному кругу лиц, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. То есть если в рекламной акции, например, распродаже, не определен срок ее действия, то автоматически она должна действовать два месяца.
Правильная организация рекламы розничной торговли создает предпосылки для более эффективного производства товаров и удовлетворения потребностей населения.
Цена договора розничной купли-продажи, как следует из ст. 494 ГК РФ, является его существенным условием. Цены на отдельные виды товаров устанавливаются или регулируются государством (алкогольная продукция, драгоценные металлы и камни и пр.), в связи с чем обязательны для продавца.
Срок договора определяется сторонами и является обычным условием договора, кроме договоров продажи в кредит с рассрочкой платежа, где срок является существенным условием договора.
Поскольку договор розничной продажи является договором присоединения, покупатель не участвует непосредственно в ценообразовании, в связи с чем цена (по правилам публичного договора) должна устанавливаться одинаковой для всех покупателей.
Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
К таким договорам относятся практически все договоры о продаже товаров, проведении работ и оказании услуг гражданам-потребителям. Эти договоры исключают возможность обсуждения и выработки согласованных условий. Диктат одной стороны (продавца, исполнителя), обусловленный объективными условиями розничной торговли и оказания бытовых услуг, все же имеет некоторые ограничения.
Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону или иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие, явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Таким образом, помимо предусмотренного Законом «О защите прав потребителей» права на расторжение договора в связи с ненадлежащим качеством товара (работы), Гражданский кодекс РФ предоставляет право на расторжение и изменение договора по ряду других оснований. В приведенном определении подразумевается отсылка к обычаю.
Согласно ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Необходимо отметить, что условия реализации упомянутого права присоединившейся стороны на расторжение или изменение договора существенно различаются в зависимости от ее статуса. Право гражданина-потребителя ничем не ограничено и зависит лишь от наличия (доказанности или недоказанности) соответствующих обстоятельств. Если же сторона присоединилась к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, ее требование не подлежит удовлетворению, если будет доказано, что она знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор.
Характерно, что договор розничной купли-продажи не требует для себя исполнения специальных бланков, печатей, подписей и других элементов, которые необходимы при заключении других договорных обязательств. Объясняется это скоротечностью процесса и особенностями уплаты цены. Поэтому такие договора считаются заключенными с того момента, когда продавец вручил покупателю кассовый или товарный чек либо иной документ, подтверждающий уплату товара.
В юридической литературе нередко встречаются разные точки зрения о форме заключения договора розничной купли-продажи. Например, Т.Л. Левшина указывает: «Договор розничной купли-продажи, как правило, заключается устно, так как его исполнение происходит одновременно с совершением» [11]. Однако с этой точкой зрения не согласен М.И. Брагинский, который утверждает, что устная форма договора розничной купли-продажи скорее является исключением из общего правила о письменной форме договора [5].
Однако это не означает, что ГК РФ предписывает для договора розничной купли-продажи обязательность письменной формы договора, так как ни кассовый чек, ни иной документ, подтверждающий оплату покупателем товара, не соответствуют требованиям к письменной форме договора, предусмотренным статьей 160 ГК РФ, а товарный чек не подтверждает оплату товара покупателем, так как не содержит всех его условий [12, с. 15-16]
Речь идет о документах, которые подтверждают факт заключения договора. Отсутствие у покупателя этих документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий. Договор розничной купли-продажи исходя из статьи 493 ГК РФ может заключаться устно, если он исполняется при самом его совершении. Согласие продать или купить товар в розничной торговле может быть выражено путем молчания или конклюдентных действий.
Документ об оплате не является письменной формой сделки, а служит доказательством соблюдения покупателем условия об оплате товара. А сама форма договора должна подчиняться общим условиям о форме сделки.
Население России сейчас переживает этап, когда формирование потребительского рынка стало неотъемлемым элементом экономического развития общества. С одной стороны, говорить о том, что рынок сформирован, нам не позволяют реалии времени. С другой - можно наблюдать, что стремление достигнуть высоких результатов на этой почве не осталось просто декларацией. Но итог все же на сегодня один: большое количество нарушений прав потребителей в сфере торговли говорит о наличии существенных проблем в данной области, т.е. в розничной продаже. Одним из объяснений существующего пробела в урегулировании конфликта между продавцами и покупателями является слабая разработанность проблематики в целом. Однако законодатели не стоят на месте, а пытаются решить неразрешенные проблемы розничной торговли с помощью изменения российского законодательства.
Сфера розничной торговли - одна из основных отраслей народного хозяйства, которая включает в себя магазины, павильоны, склады, оптовые базы, реализующие товары по возмездным договорам гражданам. В настоящее время в эту систему включаются также магазины, предлагающие свои товары через Интернет, телевидение, посылочные каталоги и т.п. [13, с. 10].
Проблема защиты прав потребителей на рынке розницы товаров и услуг получила достаточную разработку, тем более, что многие годы потребитель являлся самым незащищенным субъектом на потребительском рынке.
Литература
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 2 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5.
2. Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992 № 2300-1 // КонсультантПлюс.
3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 2. М.: СТАТУТ, 2002.
4. Медведев А. Чем торговля розничная отличается от оптовой? // Хозяйство и право. 1998. № 8.
5. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества. М., 2001.
6. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 1999.
7. Драчев Е.В. Требования, предъявляемые законодательством к предложению заключить договор (оферта) // Юрист. 2006. № 7.
8. Федеральный закон «О рекламе» от 1.06.2006 // КонсультантПлюс.
9. Паршуков А.В. Понятийный аппарат нового закона о рекламе // Реклама и право. 2006. № 2.
10. Мишулин Г.М. Правовое регулирование рекламы: процесс формирования // Реклама и право. 2006. № 9.
11. Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право: Курс лекций. М.: Юристъ, 2004.
12. Агафонова Н.Н. Договор розничной купли-продажи: права потребителей // Закон. 2005. № 5.
13. Сорк Д. Новое в защите прав потребителей // эж-ЮРИСТ. 2003. № 12.