• ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ОБЩЕСТВА •
.0 X
со
А.С. Автономов,
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института государства и права РАН А.В. Малько, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор Саратовского филиала Института государства и права РАН
С.Б. Немченко,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России
A.S. Avtonomov,
Doctor of Law, Professor, Chief Researcher,Institute of state and law RAS, a. s. avtonomov@yandex. ru A.V. Malko,
Doctor of Law, Professor, Honored worker of science of Russian Federation, Director, Saratov Branch of the Institute of state and law RAS, [email protected] S.B. Nemchenko,
candidate of law science, associate professor, head of the chair of theory and history of state and law, Saint-Petersburg university of State fire service of Ministry of Emergency Situations of Russia [email protected]
к <
m О m
£ IZ
с
о
IZ
к с m О m
□Е
с
8
<0
о
0J
Правовая политика современной России в Арктическом регионе
Аннотация: в статье утверждается, что для эффективного освоения Арктики требуется проведение системной научно обоснованной правовой политики. Между тем остро ощущается недостаточность комплексных правовых исследований Арктики, объективно и исторически требующей большего внимания со стороны юридического научного сообщества. Авторами анализируются основные проблемы правового регулирования Арктического региона, поддерживаются идеи ученых и специалистов-практиков, высказанные на круглом столе «Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике» (26 ноября 2014 г, г. Мурманск). Подчеркивается необходимость, во-первых, «инвентаризации» многочисленных нормативных правовых актов, посвященных Арктике, во-вторых, принятия Федеральных законов «Об Арктической зоне Российской Федерации» и «О государственном регулировании социально-экономического развития Арктики». Делается акцент на необходимости международного сотрудничества арктических государств, обосновывается важность традиционного секторального подхода к Арктике. Предлагается особый правовой режим экономической деятельности в Арктике, обеспечения экологической безопасности, поддержки и развития коренных малочисленных народов, социальной защиты населения Арктики и правовых стимулов для привлечения кадров. Формулируется вывод об особой востребованности в Арктическом регионе функции государства по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Обосновывается значимость скорейшей разработки Концепции правовой политики к Арктике до 2030 г. как доктринального документа, рассчитанного на долгосрочный период, содержащего стратегию развития специального правового режима Арктической зоны. Предлагается разработка специального юридического Арктического словаря-справочника.
Ключевые слова: Арктика, правовая политика в Арктике, стимулирование и ограничение как средства правовой политики, юридический механизм обеспечения безопасности в Арктике, функция государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Концепция правовой политики в Арктике до 2030г.
Modern Russia legal policy in the Arctic
Abstract: the article argues the statement that effective development of the Arctic requires a systematic science-based legal policy. Insufficiency is acute of a comprehensive legal study of the Arctic that fairly and historically requires more attention from the legal academic community. The authors evaluate the
Z1 "О
a ш о
main problems of Arctic region legal regulation, support academic and practical concepts expressed at the round table "Legal policy of ensuring safety in the Arctic" (November, 26, 2014, Murmansk). The need is emphasized first for "inventory" of the numerous legal acts regulating the Arctic, secondly, the need of Federal laws enactment "On the Arctic Zone of the Russian Federation", "On State Regulation of Social and Economic Development of the Arctic". It focuses on the necessity of international cooperation of the Arctic states, substantiates the essence of the traditional sectoral approach in the Arctic. Special legal regime of economic activities in the Arctic, environmental security, support and development of indigenous peoples, social protection of the Arctic and legal incentives to attract personnel, legal security mechanism in the region are proposed. A conclusion is stated of a special demand of emergency situations public function in the Arctic. The authors substantiate the need for the urgent development of the Concept of Legal Policy in the Arctic until 2030 — scientifically grounded doctrinal document, which is designed for long-term strategy and includes the improvement and development of the special legal status of the Arctic zone. It is proposed to develop special legal vocabulary Arctic terms.
Keywords: Arctic, Arctic legal policy, the promotion and limitation as a means of legal policy, legal security in the Arctic, emergency situations public function, Conception of legal policy in the Arctic 2030.
Арктика имеет особое стратегическое значение как для
Российской Федерации, так и для всего мира. Она исторически была тради- п
ционной сферой интересов России. Еще в древности наше государство вы- g
шло в Арктический регион, во времена, когда раннефеодальные государства |
скандинавов (будущие Швеция и Норвегия) были ориентированы в боль- С
шей степени на юг, восток и запад (Исландия, южная часть Гренландии), р
Русь в лице ее подданных из числа славянских и финно-угорских народов §
уже прочно стояла на берегах Белого, а чуть позже Баренцева и Карского Н
морей [1, с. 146-149, 290-291]. I
На протяжении всей последующей истории Россия осваивала все новые о
арктические пространства. Несмотря на то, что активные исследования g
Арктики начались в конце XIX — начале XX столетий, сколь-нибудь про- В
работанной арктической политики у царского правительства не было. >
Советское правительство с первых дней своего существования рассма- т
тривало Арктику как один из важнейших регионов для страны. И на первых е
порах пришлось потратить довольно много сил для изгнания интервентов о из северных регионов. Но уже вскоре после окончания гражданской войны советское правительство, несмотря на ограниченность ресурсов, приступило
к усилению позиций государства в Арктике, в том числе и правовыми сред- н
ствами. Так, 15 апреля 1926 г. Центральный исполнительный комитет (ЦИК) ф
СССР принял Постановление, в котором территорией СССР провозглашались .
все, как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и 9_
острова, расположенные в Северном Ледовитом океане до Северного полюса
в пределах между меридианами 32 градуса 4 минуты 35 секунд восточной РРР
долготы и 168 градусов 49 минут 35 секунд западной долготы [2]. ■ ■ ■
Исключение было сделано для восточных островов архипелага Шпицберген, лежащих между 32 и 35 градусами восточной долготы. СССР позже закрепил свой особый статус на Шпицбергене. В 1935 г. СССР присоединился к 3 Парижскому Договору о статусе Шпицбергена 1920 г. [3, с. 53—61], а в резо- ■ люции Стортинга (парламента) Норвегии от 15 февраля 1947 г. признано, что СССР, наряду с Норвегией, имеет на Шпицбергене особые экономические интересы. На Шпицбергене существовали принадлежавшие Советскому Союзу
"О
ф
шахты по добыче угля, поселения шахтеров и работников, занимающихся жизнеобеспечением поселений. В 1990-е гг. добыча угля прекратилась, поселения почти опустели. Последующее возобновление деятельности России на Шпицбергене в 2011 г. (в частности, было решено установить на территории, находящейся в ведении российской компании «Арктикуголь», антенну спутниковой связи), что удивительно, уже натолкнулось на противодействие Норвегии, которое усилилось после начала антироссийской санкционной кампании в 2014—2015 гг.
Для современной России значение Арктического региона трудно переоценить, и совершенно обоснованно, что в последние годы ему уделяется повышенное внимание. Развитие Арктики в XXI в. — приоритетное направление внутренней и внешней политики Российской Федерации. Перед Россией сегодня стоит принципиально важная задача — вернуть себе лидирующую роль в освоении Крайнего Севера, что требует проведения особой правовой политики.
В связи с этим в первоочередном порядке нужно усовершенствовать существующую правовую основу развития Арктической зоны РФ. Указанные вопросы уже становятся предметом исследования правоведов [4—10], отдельные их аспекты обсуждаются на конференциях и круглых столах. В зарубежной х литературе также имеется ряд трудов, посвященных актуальным аспектам ^ установления особого правового режима Арктики. Большинство иностранных ^ исследователей интересуются проблемой международно-правового регулирования взаимодействия государств по использованию арктических природных § ресурсов, мореплаванию, экологии в данном регионе [11—14].
Для эффективного освоения Арктической зоны РФ, на наш взгляд, ^ требуются комплексные научные исследования. Нужен системный подход <5 к анализу правового статуса Арктики, специального режима социальной :: защиты населения, юридического механизма обеспечения безопасности в ^ регионе, льготного правового режима по стимулированию экономического ° развития территорий Крайнего Севера, развития международно-правового к сотрудничества по вопросам совместного освоения ресурсов Арктической т зоны с другими государствами.
ш Первые шаги в этом направлении уже делаются. В частности, на круглом столе журналов «Государство и право», «Правовая политика и правовая жизнь», «Право и современные государства» на тему: «Правовая политика в 0 сфере обеспечения безопасности в Арктике», прошедшем 26 ноября 2014 г. в — г. Мурманске, указанные вопросы поднимались, были высказаны конкретные предложения по совершенствованию законодательства с учетом приоритетного действия механизма обеспечения безопасности в регионе в экономическом, ° социальном, внешнеполитическом и юридическом аспектах [15].
Проблемы нахождения баланса частных и публичных, внутринациональных и международных интересов, а также между потребностями промышленного развития региона и социальной защитой населения относятся к числу чрезвычайно болезненных проблем юриспруденции.
Вызывает обеспокоенность и состояние правового регулирования Арктического региона. В течение ряда лет в нормотворческой деятельности отчетливо наблюдается тенденция по принятию комплекса нормативных
Арктической зоне Российской Федерации». Вместе с тем ясно, что эффектив-
"О
0)
правовых актов (преимущественно программного характера), призванных обособленно регулировать общественные отношения в Арктической зоне РФ, или включению соответствующих специальных установлений в другие нормативные правовые акты. По предварительной оценке, вопросы Арктики в той или иной мере сейчас затрагивают более 30 указов Президента РФ и распоряжений Правительства РФ, актов министерств и ведомств, из них более 10 программных документов.
Отрадно, что после почти двадцатилетнего забвения Россия активизировала свою политику в данном регионе в начале XXI в. Так, в 2008—2013 гг. были приняты акты стратегического характера «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [16], «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» [17], в 2014 году была утверждена государственная программа «Социально-экономическое о развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» [18]. Я Несмотря на то что названные документы действуют с недавнего времени, о определенные результаты уже достигнуты, поэтому можно и нужно подвести | первоначальные промежуточные итоги по реализации их норм и провести мони- | торинг о достаточности принятых мер и осуществленных действий. Например, о с 2015 г. в структуре Правительства РФ действует Государственная комиссия по р вопросам развития Арктики, рассматривается вопрос о создании министерства по е делам Арктики, изменениями от 2012 г. Северный морской путь определяется как 0 исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация [19] и т. д. 5 < Указанные документы нуждаются в глубоком анализе, важно задуматься о о необходимости корректировок, совершенствования (в формулировках, в | недоучете тех или иных факторов), внесения изменений и устранения про- о белов и коллизий для эффективного правового регулирования Арктического рр региона и осуществления действенной правовой политики. |
Необходимо также более четкое увязывание между собой многочисленных о нормативных правовых актов, посвященных регулированию Арктического о региона. Требуется «инвентаризация» разноуровневых законов и подзаконных актов, унификация соответствующих терминов и понятий.
Сегодня активизировалась дискуссия по вопросу о разработке отдельного | закона об Арктической зоне РФ. Правовая политика Российского государства в Арктике требует комплексного подхода с опорой на продуманную систему ц
законодательства, отвечающую современным требованиям. Однако такого си- -
стематизированного законодательства в данной области пока нет. Необходимо ускорить процесс обсуждения и принятия проекта федерального закона «Об спЬо
"О
ш
ность реализации такого комплексного федерального закона будет зависеть §1ад от системности обновления иного, сопряженного с ним законодательства, |§о своевременного и гармоничного принятия развивающих отдельные его по- § | ложения федеральных законов и актов органов исполнительной власти. Все это должно быть продумано и спланировано параллельно с доработкой и принятием указанного проекта федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации».
Кроме того, отсутствует единый акт, регулирующий вопросы, связанные с деятельностью в российском Арктическом регионе. Подготовленные различными ведомствами проекты подобного законодательного акта были заморожены на стадии их обсуждения. Важнейшим нормативным правовым актом, обеспечивающим реализацию Стратегии развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, мог бы стать закон «О государственном регулировании социально-экономического развития Арктики», который должен быть направлен на создание материально-финансовой базы развития этого региона, в том числе на основе формирования траст-фондов, действующих аналогично в других приарктических государствах.
Скорейшего решения требует проблема изменения принципов и критериев отнесения территорий к Арктической зоне РФ, иначе это не позволит составить исчерпывающий перечень входящих в нее административных или муниципальных образований. Это, в свою очередь, препятствует разработке и осуществлению необходимых мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие Арктики как особого объекта правового регулирования, затрудняет ведение единой соответствующей политики. ^ Ждет своего совершенствования система государственного управле-^ ния Северным морским путем как главной судоходной магистралью на к Российском Севере.
Актуальна проблема международно-правового регулирования промыш-ш ленной разработки ресурсов арктического шельфа. Между государствами Арктической зоны отсутствуют международные соглашения, четко опреде-^ ляющие делимитацию арктических пространств и разработку шельфовых <5 ресурсов. Исключением выступает российско-норвежское Соглашение о делимитации морских пространств 2010 г. [20], хотя и оно не решило всех ^ спорных вопросов во взаимоотношениях двух стран в деле хозяйственного ^ освоения ресурсов в некоторых регионах Баренцева моря. В арктических стра-к нах нет также единства на доктринальном уровне по поводу международного правового режима Арктики.
ш Нужно обозначить ориентиры правовой политики в области междуна-с родного сотрудничества с приарктическими государствами в сфере эффективного освоения природных ресурсов, сохранения окружающей природной 12 среды в Арктике, действенного использования транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов, а также Северного морского пути для международного судоходства. Становится все более востребованной эффективная ?? правовая регламентация делимитации морских пространств и осуществления ° ресурсодобывающей деятельности в Арктическом регионе, учитывающая физические свойства береговой линии и возможности установления особых правовых условий для обеспечения районов промышленной деятельности и безопасности судоходства.
Притязания на арктические ресурсы со стороны неприарктических стран требуют создания международно-правового режима Арктики, отвечающего, прежде всего, интересам приарктических государств. Уже сейчас существуют все предпосылки для обсуждения перспектив принятия рамочной конвенции
по Арктике, в дополнительных протоколах к которой целесообразно урегулировать многие спорные вопросы и закрепить особенности международного сотрудничества в обозначенной сфере.
Требуется решение одного из ключевых дискуссионных вопросов в правовом статусе Арктического региона — секторального подхода в определении особых преимущественных прав приарктических государств при освоении вышеназванной зоны. Дискуссионность обусловлена тем, что пределы таких секторов не являются границами государств. Заметим, что не все страны согласились с выделением в 20-х гг. XX в. сектора СССР в Арктике. Некоторые государства, например США, и сегодня выступают против установления секторов в Арктике. Канада, наоборот, установила свой сектор (даже чуть раньше СССР), который является вторым по величине после российского. Кстати, сектор США, если бы было объявлено о его создании, оказался бы || сравнительно небольшим. ооо
СССР своими действиями постоянно подтверждал свое присутствие в Я Арктике: исследовательские дрейфующие станции, освоение Северного мор- о ского пути, метеостанции во многих пунктах, добыча полезных ископаемых | на материке и островах, рыбная ловля, полеты полярной авиации, погранич- | ные заставы, походы надводных и подводных кораблей и т. п. Существование о сектора в Арктике обеспечивало интересы страны в данном регионе на ор протяжении более 84 лет. В 2010 г. Россия и Норвегия подписали договор е о разграничении морских вод в Баренцевом море, в результате чего Россия о согласилась передвинуть границу восточнее меридиана, по которому была 5 установлена граница советского сектора Постановлением ЦИК СССР 1926 г. о Одним из генеральных направлений правовой политики современной || России в Арктическом регионе, по нашему мнению, должно стать настой- о чивое продолжение традиций, заложенных в 20-х гг. XX в. Россия как про- рр должатель СССР (именно в таком качестве она участвует в работе Совета | Безопасности и других органов ООН) вправе и должна настаивать на при- ео надлежности ей арктического сектора, установленного Постановлением ЦИК оо СССР 1926 г., пусть и с некоторой корректировкой границы в Баренцевом море, подтверждая принадлежность своим присутствием и деятельностью, в том числе подачей заявки в Комиссию ООН по границам континентально- е го шельфа о расширении российского континентального шельфа в районе хребтов Ломоносова и Менделеева, как это было сделано недавно. 13
Другим немаловажным направлением развития правовой политики в -
Арктике должна стать научно-теоретическая разработка особого правового режима экономический деятельности на Крайнем Севере. Необходимо вне- спЬо дрение дополнительных мер стимулирования инвестиционной деятельности, ^ § ь рационального природопользования и охраны окружающей среды, диффе- § §§ ренцированного налогообложения, предоставление налоговых и таможенных | §§ льгот при внедрении в регионе новых энергоэффективных технологий, раз- § § витие государственно-частного партнерства.
Следует учитывать, что Арктический регион исторически является местом проживания ряда коренных малочисленных народов. Правовая политика государства в названном регионе должна обеспечить развитие этих народов,
"О
Ф
их культуры, языка, традиционных способов хозяйствования, поскольку
любое государство должно способствовать развитию проживающих на его
территории народов для обеспечения устойчивости и гармоничности разви-
тия самого государства. На это должен быть нацелен Федеральный закон от
7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» [21], вступивший в силу еще в 2001 г., но так и не заработавший в полную силу.
Этот и некоторые другие федеральные законы в новых условиях должны
быть также изменены и дополнены.
Одним из первоочередных направлений является построение теоретической модели юридического механизма обеспечения безопасности в Арктике, в которой ежегодно происходит около 100 чрезвычайных ситуаций [22, с. 15]. В связи с этим актуален вопрос о спасении людей, предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Надо глубоко исследовать понятие, структуру и инструментальное содержание механизма обеспечения безопасности в Арктике, условия и критерии его эффективного функционирования. Необходимо принятие единого нормативного правового акта в сфере обеспечения комплексной безопасности Арктического региона, в ^ котором все более востребована функция государства по предупреждению и ^ ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Правовая форма осущест-к вления этой функции, возможно, в первую очередь, в Арктическом регионе докажет свою состоятельность, ибо чрезвычайные ситуации на Крайнем ш Севере в сложных климатических условиях ликвидировать не просто. Для МЧС России безопасность в подобном регионе является одним из приори-^ тетных направлений деятельности.
<5 Нужны выверенные ориентиры развития законодательства в сфере чрезвычайных ситуаций на 20—30 лет вперед, прогнозирующие риски, с кото-^ рыми столкнется Россия. В частности, освоение Крайнего Севера потребует ^ гармонизации и сближения законодательства приарктических государств к по спасению людей. Встанет вопрос о необходимости многосторонней кон-т венции о предупреждении и ликвидации бедствий, аварий и катастроф в ш названном регионе.
с К указанной задаче нужно подойти стратегически и изменить существующие подходы: перейти от принципа оперативного реагирования к принципу
14 прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций, управления рисками, уменьшения опасности бедствий.
Вызывает озабоченность экологическая безопасность в Арктике, которая ?? с началом эксплуатации континентального шельфа требует повышенного ° внимания. Прежде чем активно осваивать арктический шельф, следует в приоритетном порядке заняться вопросами правового регулирования сферы ответственности. Необходима корректировка природоохранного законодательства с учетом передового мирового опыта разработки правовых норм и стандартов в данной области других приарктических государств. Требует совершенствования система экологического мониторинга и экологического контроля.
Законодателю следует уделять больше внимания гарантиям и компенсациям лицам, работающим и проживающим на Крайнем Севере. Соответствующая правовая политика государства должна учитывать и отражать специфику социальной защиты населения, особенности правового регулирования труда на данной территории и быть направлена на устойчивый приток населения. Нужны процентные надбавки к оплате труда молодежи, районный коэффициент к стипендии, специальные правовые стимулы для привлечения квалифицированных трудовых кадров.
Наличие множества программных документов, посвященных Арктическому региону, с одной стороны, свидетельствует о его важности для будущего развития страны, а с другой — создает ряд трудностей в их использовании, порождает коллизии между ними и несистемное формирование арктической правовой политики. Одним из важнейших шагов в изменении сложившегося положения должна стать р| разработка доктринального документа — проекта концепции правовой политики ооо РФ в Арктике до 2030 г. Документ будет рассчитан на долгосрочный период, бу- Я дет содержать стратегию развития специального правового режима Арктической о зоны, который в последующем может быть использован на практике органами | государственной власти после соответствующего официального утверждения. |
В названном документе необходимо предложить систему правовых, орга- о низационных, экономических и иных средств реализации соответствующей р правовой политики, раскрыть ее содержание по направлениям обеспечения ое безопасности, освоения природных ресурсов, социальной защиты населения, о охраны экологии, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных 5 < ситуаций в Арктическом регионе, международного сотрудничества, взаимо- оо действия в этой сфере всех «этажей» публичной власти и т. д. ||
Кроме того, необходимо разработать специальный тематический юри- о дический словарь-справочник, охватывающий основные понятия правовой рр политики Российского государства в Арктике, который потребуется как прак- | тикам (причем не только юристам), работающим по разрешению разнообраз- о ных проблем, так и ученым, занимающимся арктическими исследованиями. о
Таким образом, для эффективного освоения Арктики требуется соответствующая правовая политика, которая позволит организовать имеющиеся ресурсы и направить их на достижение целей, стоящих перед современным е Российским государством. Подобная политика будет способствовать активизации международного сотрудничества в глобальном Арктическом регионе, 15
увеличению объема инвестиций в экономику Арктики при одновременном -
улучшении показателей качества жизни населения (в том числе коренных малочисленных народов), а также будет содействовать снижению рисков спЬо возникновения кризисов социального и экономического воспроизводства. I § ь
зЕ 3 ч
Список литературы:
1. Похлебкин, В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, I-0 § датах и фактах. Вып. 2. Кн. 1: Войны и мирные договоры / В.В. Похлебкин. — М.: 0 § Междунар. отношения, 1995. — 782 с.
2. Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане : постановление Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. // Собр. законодательства СССР. — 1926. — № 32, ст. 203.
"О
ф
3. Договор о Шпицбергене (Париж, 1920 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. — Вып. 9. — М.: НКИД, 1938. — 507 с.
4. Кукушкина, А.В. Арктика: охрана окружающей среды при добыче углеводородов: Международно-правовые аспекты / А.В. Кукушкина, В.Н. Шишкин. — М.: Африка, 2010. — 180 с.
5. Арктика: пространство сотрудничества и общей безопасности / сост. и науч. ред. А.В. Загорский. — М.: ИМЭМО РАН, 2010. — 41 с.
6. Данюк, Н.С. Арктика в системе координат энергетической политики РФ и КНР как основа устойчивого развития российско-китайских отношений / Н.С. Данюк, М.Р. Рамазанов // Международное публичное и частное право. — 2014.
— № 2. — С. 15-22.
7. Игнатьева, И.А. Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации: проблемы правового обеспечения // Экологическое право. — 2013. — № 3. — С. 20-26.
8. Малеев, Ю.Н. Арктика: очень осторожные правовые прогнозы // Евразийский юридический журнал. — 2015. — № 3. — С. 29-31.
9. Российская Арктика — территория права : альманах / Т.Я. Хабриева, Д.Н. Кобылкин, В.П. Емельянцев и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева.- М.: Институт зако-
_о нодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; администрация m Ямало-Ненецкого автономного округа. — Салехард: ИД «Юриспруденция», 2014. — 280 с. ^ 10. Транин, А.А. Вопросы экологической безопасности хозяйственной деятель-
д- ности в арктической зоне России и традиционное природопользование коренных < малочисленных народов // Государство и право. — 2011. — № 2. — С. 63-71. О 11. Battle for the Arctic heats up [online] // CBC News. — Canada, 2009.
gt 12. Brubaker, D. Governing Arctic Shipping: Finding a Role for the Arctic council //
c Yearbook of polar law. Vol. 2. Leiden: Martinus Nijhoff, 2009.
13. Byers, M. Who Owns the Arctic? Understanding Soveregnty Disputes in the North.
— Vancouver/Toronto/Berkeley: Douglas McIntyre, 2010. — 192 s.
H 14. Watts, A. International Law and the Antarctic Treaty System. — Cambridge:
с Cambridge University Press, 1993. — 483 s.
с 15. Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике : материа-
к лы круглого стола (Мурманск, 26 ноября 2014 г.) / под общ. ред. Э.Н. Чижикова, m А.В. Малько, С.Б. Немченко; сост. А.А. Смирнова, Н.И. Уткин. — СПб.: Санкт-m Петербургский университет ГПС МЧС России, 2015. — 252 с.
Gl 16. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на
с период до 2020 года и дальнейшую перспективу : утв. Президентом РФ 18 сентября 2008 г. № Пр-1969. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 119442/ 16 (дата обращения: 30.11.2015).
17. Стратегия развития и обеспечения национальной безопасности Арктической зоны на период до 2020 г. — URL: http://government.ru/search (дата обращения: ® 30.11.2015)
° 18. Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» : постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — №18, ч. 4, ст. 2207.
19. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути : федеральный закон РФ от 28 июля 2012 г. № 132-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 31, ст. 4321.
20. О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане : постановление Правительства РФ от 11 сентября 2010 г. № 710 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. — № 38, ст. 4847.
21. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока : федеральный закон РФ от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2001, ст. 1972.
22. Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и создание комплексных аварийно-спасательных центров в Арктике : материалы Междунар. науч.-практ. конференции / МЧС России. — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012.
Я. Зелински,
доктор гуманитарных наук, профессор Естественно-гуманитарного университета г. Седльце, Польша
J. Zelinski
Doctor of Humanities,
Professor of Natural Humanities University
Siedlce, Poland
О новой польской правовой политике после парламентских выборов 25 октября 2015 года
Аннотация: в статье анализируются законодательные новеллы, направленные на существенное изменение статуса Конституционного суда Польши, ограничение его полномочий. Критикуется попытка взятия под контроль конституционного правосудия со стороны вновь сформированных органов исполнительной власти. Данные политические действия оцениваются как нарушение принципа разделения властей и потенциальная угроза для реализации прав и свобод человека и гражданина. Предлагаются меры по коррекции правовой политики Польской Республики. Делается вывод о ведущей роли Конституционного суда в обеспечении верховенства Конституции, в разделении властей и защите прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова: право, Конституция, Конституционный суд, правовая политика, независимость судей.
About the new Polish legal policy after the parliamentary elections of 25 October 2015
Abstract: the article analyses the legislative novelties aimed at a substantial change in the status of the constitutional court of Poland, at the limitation of its powers. It criticizes an attempt to take control of constitutional justice by the newly formed executive bodies. These political actions are a fundamental breach 17
of the principle of separation of powers and the potential threat to human and civil rights and freedoms. -
The Author proposes several measures for the correction of the Polish legal policy. He concludes that the constitutional court plays a leading role in ensuring the supremacy of the Constitution, separation of powers and the protection of human and civil rights and freedoms.
Key words: law, Constitution, constitutional court, legal policy, judicial independence.
Любая политическая сила после прихода к власти обычно начинает с изменений в сферах, имеющих большое значение для будущего ее правления. Их определение официальной властью позволяет говорить о ее действительных намерениях, влияющих на формы и методы осуществления правовой политики государства. Данная проблема актуальна также в связи с