В описательной части излагается содержание поступивших на исследование документов в отношении объекта исследования, в частности, отражающие результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности, дается оценка соответствия осуществляемой деятельности нормам действующего законодательства Российской Федерации, указываются сведения о выявленных нарушениях, а также факты непредставления документов.
При этом сведения о выявленных нарушениях отражаются в виде выводов по каждому нарушению (несоответствию) действующего законодательства с указанием конкретных и четких ссылок на положения нормативных правовых актов.
В итоговом разделе указываются сведения о выявленных нарушениях с указанием причиненного в результате противоправных действий материального ущерба.
Также в обязательном порядке необходимо делать ссылки на соответствующие законы, постановления, распоряжения, приказы и другие нормативные акты, нарушение или несоблюдение которых повлекло нецелевое расходование бюджетных средств, с указанием внутренних документов организации, подтверждающих достоверность сделанных в справке выводов (приказы, распоряжения руководителя) [9].
Приведенный выше порядок проведения исследования отдельных бухгалтерских документов получателя бюджетных средств обусловлен сложившейся практикой реализации полномочий органов внутренних дел, связанных с применением предусмотренного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» оператив-
но-разыскного мероприятия «исследование предметов и документов», и, по нашему мнению, может быть использован при документировании и доказывании преступлений, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств, предусмотренных статьей 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Литература
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотип. М., 1983.
2. Энциклопедия судебной экспертизы / под ред. Т. В. Аверьяновой, Е. Р. Россинской. М., 1999.
3. Особенности организации и планирования судебно-бухгалтерской экспертизы: реферат. Воронеж, 2009.
4. Сергеев Л. А. Ревизия при расследовании преступлений. М., 1969.
5. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (в ред. от 21.12.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности. URL // http://www.consultant.ru
6. URL // http://www.ru.wikipedia.org
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ с комментариями в действующей редакции. URL // http:// consultant.ru
8. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции». URL // http://consultant.ru
9. Плакина И. Г. Формирование и использование финансовых ресурсов территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Саратов, 2006.
УДК 340 : 32 ББК 67.0
© 2015 г. Ю. А. Штейнберг
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются необходимость повышения правовой культуры населения страны, участие общественных объединений в правовой политике, а также важность гражданского общества в принятии легитимных и действительно необходимых правовых актов.
Ключевые слова: правовая политика, правовая культура, субъекты правовой политики, общественные объединения.
LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN STATE IN THE CONTEXT OF THE LEGAL CULTURE
The article discusses the need to improve the legal culture of the population, participation of public associations in the legal policy and the importance of civil society in the adoption of a legitimate and indeed necessary legal acts.
Keywords: legal policy, legal culture, legal entities policy, public associations.
Принятый на сегодняшний день курс на мо- исключения стороны существования российско-дернизацию государства включает в себя все без го общества. В значительной мере продвижению
в решении возникающих проблемных вопросов способна содействовать разумная и оптимальная правовая политика, которая является итогом соответствующей правовой культуры общества и одновременно содействует ее развитию.
Модернизация в государственно-правовой сфере подразумевает настоящее принятие главенства права в социальной и общегосударственной жизни, выработку соответствующей интересам сообщества общегосударственной политики по различным направлениям. Речь идет о финансовой, общественной, государственной, демографической, молодежной и т. п. политике. Однако в каждом случае стратегия содержит в себе процессы принятия решений и методы претворения их в жизнь. В государственно оформленном социуме любая перечисленная выше стратегия развития приобретает правовую форму. При этом право как величайшая культурная ценность содержит ориентиры и регуляторы для политики.
Вместе с этим принято отделять особенный тип общегосударственной политики - правовую. Она представляет собой интенсивную законную деятельность в сфере формирования права, стратегию и тактику правового развития сообщества и страны, концепцию идей, основ, общепризнанных
к субъектам различных институтов гражданского общества и само сообщество в целом. На этот счет существуют очень разные точки зрения. Так, А. П. Мазуренко считает демократические институты «движущими силами правовой политики» [2, с. 14]. Другие, например, В. Г. Юмадилов, отвергают идею принадлежности гражданских институтов (за исключением референдума) к субъектам правовой политики, так как они не готовы принимать решения, и потому данные институты (и цивильное сообщество) являются только субъектами, влияющими на правовую политику [3, с. 12].
Представляется, что правильное решение присутствует между этими точками зрения. С одной стороны, институты цивильного сообщества не обладают властными возможностями, а с иной - они не только влияют на сущность правовой политики, но и посредством их в существенной степени реализуются права и свободы личности, - то, что считается в итоге целью всей проводимой в государстве политики, т. е. стратегии действий, направленных на законное принятие финансовой, политико-правовой и духовной автономии личности как источника политико-экономической и духовной устойчивости, а также становления сообщества.
норм, свойств формирования и развития, условий гла- В практическом плане ситуация далеко не равенства права в обществе и государстве [1, с. 3]. достная. 85 % жителей России полагают, что у Правовая политика содержит довольно точные гра- них нет способности воздействовать на решение
ницы как во временном, так и пространственном отношении. Ее деятельность во времени, как правило, ограничивается выдвижением предписания о принятии надлежащего нормативно-правового акта и прекращается после его официальной отмены. В интервале между началом и окончанием его действия правовая политика подразумевает формирование материальных, координационных и эмоциональных обстоятельств ее реализации.
Если касаться предмета правовой политики, в данном случае это крайне разнообразные области государственной и социальной жизни. Одной из целей сегодняшней российской государственной политики считается развитие законных начал цивильного сообщества в нашем государстве. Сущность правовой политики заключается в поддержании непрерывного воспроизводства целостной
государственно-важных вопросов. Треть населения нашей страны считает, что государственные политические органы и население России ничего друг другу не должны [4].
Определенная правовая политика не бесконечна. Под воздействием общественно-финансовой и политико-правовой действительности, эффективности ее осуществления в практике, отличительных черт общественно-политической концепции, многообразия природно-климатических обстоятельств, размеров местности и числа жителей, проживающих на ней, социокультурных условий, национального менталитета, уровня правовой культуры как общества, так и каждого индивида правовая политика все время меняется, ведущей может выступать та или иная задача, лежащая в ее основе (например, необходимость модернизации
концепции общегосударственной и социальной жиз-общества). При этом одной из проблем, обязатель-ни, формировании новейших институтов и течений но стоящих перед правовой политикой, всегда ос-(к примеру, формировании инновационной работы) тается обеспечение равновесия личной и социаль-
и в то же время стабилизации и динамике наиболее разных областей жизнедеятельности, а кроме того, интеграции сообщества.
Представляет интерес проблема субъектов правовой политики. Никоим образом не подвергается сомнению то, что к ним принадлежат правительство государства и его аппараты. Дискуссионным продолжает быть вопрос о причислении
ной заинтересованности. Право юридически фиксирует те либо другие эталоны (модификации) поведения, понимание о справедливости с точки зрения заинтересованности государства и сообщества и тем самым побуждает соответствующее поведение личности. В ходе развития и претворения в жизнь правовой политики, обеспечивается реализация и охрана интересов каждого отдельного
человека, той или иной социальной группы, государства и общества в целом. Правовая политика предполагает, что право должно играть роль «беспристрастного судьи» при столкновении индивидуальных интересов, служить стимулом и гарантом обеспечения правопорядка в обществе, используя разнообразные методы.
Каждый субъект правовой политики признан осмыслить ряд основополагающих моментов, характеризующих сущность и ценность права, отразить его предназначение в правотворческой и правоприменительной деятельности как с точки зрения культуры юридических текстов (юридической техники, подготовки, принятия и опубликования нормативных правовых актов), так и последствий реализации действующего законодательства: познавательно-воспитательного (подготовки каждого нового поколения к восприятию правовых ценностей), регулятивно-стабилизирующего (смягчения противоречий и устранения социального напряжения в обществе), интегративно-коммуника-ционного (социализации личности посредством информирования о социальных ценностях, взятых под охрану государства), контрольно-императивного (поддержание целесообразного и должного поведения граждан по принципу «разрешено все, что не запрещено законом» и государственных органов и должностных лиц в соответствии с формулой «разрешено только то, что дозволено»).
Одной из проблем современного состояния государственности и гражданского общества является то, что в общественном правосознании не сформировался взгляд на право как ценность. Правовая культура в российском обществе всегда была слабо востребована. И сегодня по-прежнему непопулярно следовать праву. При этом можно утверждать, что уровень общественного правосознания, правовой культуры, степень гаранти-рованности прав и свобод граждан, уровень индивидуального сознания, активность в осуществлении прав и свобод находятся явно не на высоте, постоянно порождая правовой нигилизм, который наиболее ярко проявляется в линии поведения (активного или, наоборот, пассивного, криминального или вполне легитимного) личности, коррумпированности государственного аппарата -проводника правовой политики. Правовой нигилизм представляет опасность для общества, так как носит стойкий и постоянный характер, свидетельствуя о том, что правосознание российских граждан весьма неустойчиво.
По данным многочисленных социологических исследований, более трети опрошенных - это люди с низким уровнем правосознания. Самая малочисленная группа респондентов - это люди с высоким уровнем (25,7 %). Со средним - 39,6 %. При этом независимо от уровня правосознания значительная часть граждан (41,4 %) оправдывают
поведение, идущее в разрез с законом, считая его вынужденным, ибо «в России нельзя жить, не нарушая законы» [5, с. 88]. Поэтому важнейшей задачей современной правовой политики, направленной на модернизацию общественных отношений, является необходимость преодоления подобной установки, устранения несоответствия между законодательством и практикой его применения.
Вместе с тем в современном российском обществе в известной мере произошла смена де-мократическо-ценностных ориентаций. Если в 90-е годы прошлого столетия наиболее важным предпочтением россиян считалась, прежде всего, независимая пресса, то сегодня - это закон и порядок (65,8 %), справедливые суды (61,0 %), что, безусловно, связано с криминогенной обстановкой, ростом правового нигилизма и коррупции. В последнем уверены 65,2 % граждан [5, с. 87-88].
Правовая политика тесно связана с глобальной тенденцией универсализации и унификации права [6; 7], объективно обусловленных интеграцией экономики и других сфер жизнедеятельности государства и права, стремлением к политической и экономической модернизации. В связи с этим правовая политика Российского государства основана на признании приоритета основополагающих принципов международного права, касающихся признания человека высшей ценностью и защиты его прав и свобод.
Кроме того, сегодня в основе правовой политики лежит и такое явление, как государственная доктрина, определяющая то или иное направление политики государства в конкретных сферах его деятельности и основанная на всестороннем анализе существующего в них положения дел и должном прагматизме. Безусловно, подобные доктрины служат проявлением политико-правовой культуры (заметим, что в общественном сознании политическая и правовая культура практически неразделимы) и отражают взгляды политической элиты на решение тех или иных государственных и общественных проблем, постановку вопроса о стратегии и тактике правового регулирования и политического руководства обществом.
Особое значение с точки зрения уровня правовой культуры имеет правоприменительная форма правовой политики, ибо, во-первых, именно в правоприменении проявляется профессионализм правоприменителя, во-вторых, на нее влияет уровень правосознания граждан, который зависит не только от личностных качеств и повседневных условий жизни индивида, но и во многом от состояния правовой жизни. Поэтому важнейшим предназначением правовой политики является утверждение верховенства права, реальное обеспечение состояния, чтобы «право стало фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души» [8, с. 31]. А это и есть правовая
культура. Для того чтобы достичь такого положения, необходима целенаправленная деятельность всех структурных элементов политической системы и гражданского общества по выработке и претворению в жизнь научно обоснованной, комплексной, целостной, конкретной и последовательной правовой политики.
В процессе решения данной задачи необходимо не только выявить «болевые точки» в правовой сфере, но и спрогнозировать последствия проведе-
объединения вправе направлять предложения о разработке законопроектов на рассмотрение руководителю Администрации Президента РФ.
Общественные объединения взаимодействуют с Правительством РФ в правотворческом процессе. Согласно Временному положению о законопроектной деятельности Правительства РФ, утвержденному постановлением Правительства от 14 июня 1994 г., программы и планы законопроектной деятельности Правительства формируют-
ния правовой политики, то есть спланировать те илися на основании предложений государственных иные конкретные решения, сориентировать их на со-органов и общественных объединений. вершенствование системы правового регулирова- Общественные объединения нередко участву-ния. Кроме того, нельзя не отметить важность ак- ют в осуществлении народной правотворческой тивной позиции граждан, ибо, по словам Р. Иерин- инициативы в субъектах и поселениях. В ряде га, каждый человек должен бороться против безза- федеральных законов, регулирующих правовое кония и произвола, поддерживать авторитет закона, положение отдельных видов общественных объ-т. е. «каждый есть прирожденный борец за право в единений, содержатся нормы об участии этих
интересах общества» [9, с. 37].
Помимо просвещенческо-пропагандистской формы влияния правовой политики на формирование правовой культуры рядовых граждан (обыденной), важное значение имеют два других его уровня - профессиональный и научный. Первый предполагает необходимость постоянного воплощения в жизнь известного лозунга «Учиться, учиться и еще раз учиться» для законодателей и правоприменителей, а второй - повышение роли юридической науки в выработке научных основ всего процесса принятия и реализации правовых решений, направленных на осуществление правового регулирования, на утверждение приоритета права в управленческой деятельности, а также в разработке методологических, сущностных и ценностных подходов к взаимодействию правовой политики и правовой культуры.
Общественные объединения принимают активное участие в правотворческом процессе [10, с. 131-152]. Общественные объединения (профсоюзы, ветеранские объединения и др.) направляют законодательные предложения в Государственную Думу по различным проблемам жизнедеятельности российского общества. Часть этих предложений нашла определенное отражение в законодательных актах и постановлениях, принятых Государственной Думой [11, с. 460-472]. Общественные объединения в соответствии с п. 3 ст. 2 и п.2 ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» имеют право на коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления с предложениями по совершенствованию законов и иных нормативных актов.
Согласно п. 2 Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе общественные
организаций в правотворческом процессе.
Согласно п. 2 ст. 45 закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе участвовать в разработке проектов законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Значительными правами на участие в правотворческом процессе обладают профсоюзы. В п. 2 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» говорится, что проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Трудовой кодекс РФ значительно расширил право профсоюзов на участие в правотворческом процессе. Согласно ст. 370 Трудового кодекса профсоюзные инспекторы труда имеют право принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть представлено общественным объединениям. В конституциях (уставах) ряда субъектов РФ это право предоставлено общественным объединениям.
Необходимым инструментом модернизации российского общества является экспертиза законодательных актов (законопроектов). Общественные объединения играют существенную роль
в процессе осуществления экспертизы законодательных актов (законопроектов) [12]. В ст. 4 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» был закреплен институт общественной экологической экспертизы. В ст. 9 закона указывается, что органы местного самоуправления принимают и реализуют решения по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений и заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений. Заслуживает поддержки предложение О. А. Коротковой о принятии федерального закона об экспертизе законодательства в Российской Федерации [13, с. 21]. В этом законе представляется необходимым закрепить право общественной экспертизы.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате» одной из задач палаты является проведение экспертизы федеральных законов и проектов законов субъектов РФ, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления. Проекты федеральных законов после их внесения в Государственную Думу направляются в Общественную палату в порядке, установленном регламентом Государственной Думы. Заключения Общественной палаты по проектам федеральных законов подлежат обязательному рассмотрению на пленарных заседаниях палат Федерального Собрания.
Общественные объединения проводят значительную работу по гарантированию конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Литература
1. Нерсесянц В. С. Правовая политика и совершенствование законодательства: теоретико-методологические проблемы // Актуальные про-
блемы совершенствования российского законодательства на современном этапе. М., 2003.
2. Мазуренко А. П. Правотворческая политика: понятие и соотношение со смежными юридическими категориями // Государство и право. 2010. № 4.
3. Юмадилов В. Г. Об элементах правовой политики // Евразийский юридический журнал.
2009. № 9.
4. Протестная активность россиян: холодное лето 2009-го. URL // http: //wciom/ru/arkhiv/temat-icheskii- arkhiv/item/single/12094:html?no_cache= 1 &cHash=8bbef3b761
5. Козырева П. М. Правовое сознание и доверие // Социологические исследования. 2008. № 4.
6. Нерсесянц В. С. Процессы универсализации права и государства в глобализующемся мире // Государство и право. 2005. № 8.
7. Марченко М. Н. Об основных тенденциях развития права в условиях глобализации // Государство и право. 2009. № 6.
8. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1999.
9. Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.
10. Шутько Д. В. Участие общественных объединений в законодательном процессе // Законодательный процесс: научно-практическое пособие / отв. ред. Р. Ф. Васильев. М., 2000.
11. Любимов А. П. Гражданский лоббизм в органах законодательной власти // Парламентское право России: учебник / под общ. ред. О. Н. Бу-лакова. М., 2006.
12. Короткова О. А. Общественная экспертиза как средство повышения качества правотворческой деятельности // Политика и общество. 2008. № 3.
13. Короткова О. А. Экспертиза законопроектов и законодательных актов: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.,
2010.
УДК 351.74 : 061.1 (100) ББК 67.99
© 2015 г. О. В. Лещенко
СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА МЕЖДУНАРОДНОГО РОЗЫСКА ОБВИНЯЕМЫХ, ОСУЖДЕННЫХ И ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ
Статья посвящена изучению состояния и динамики международного розыска обвиняемых, осужденных и лиц, пропавших без вести, по каналам Интерпола, разыскиваемых правоохранительными органами Российской Федерации. Проанализирована эффективность использования каналов Интерпола при установлении местонахождения скрывшихся лиц за период с 2011 по 2014 г.
Ключевые слова: международный розыск, Интерпол, правоохранительные органы.