Научная статья на тему 'Правовая политика республики Мордовия в сфере образования'

Правовая политика республики Мордовия в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
230
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кильмяшкина Дарья Васильевна, Ромайкин Иван Александрович

В статье рассматриваются основные направления развития правовой политики в сфере образования в Республике Мордовия в контексте принятия нового закона об образовании и разработки соответствующих федеральных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кильмяшкина Дарья Васильевна, Ромайкин Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the key directions of development of education legal policy in Mordovia Republic. The authors consider the problem in the framework of the new law on education and corresponding federal programs.

Текст научной работы на тему «Правовая политика республики Мордовия в сфере образования»

КИЛЬМЯШКИНА Д. В., РОМАЙКИН И. А.

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления развития правовой политики в сфере образования в Республике Мордовия в контексте принятия нового закона об образовании и разработки соответствующих федеральных программ.

Ключевые слова: образование, правовая политика, образовательный стандарт, Республика Мордовия.

KILMYASHKINA D. V., ROMAYKIN I. A.

LEGAL POLICY IN EDUCATION: A STUDY OF MORDOVIA REPUBLIC

Abstract. The article deals with the key directions of development of education legal policy in Mordovia Republic. The authors consider the problem in the framework of the new law on education and corresponding federal programs.

Keywords: education, legal policy, educational standard, Republic of Mordovia.

Образование в настоящее время является одной из важнейших сфер жизни общества, имеющих сложную структуру. Государство всегда заинтересовано в формировании и развитии образованного общества, поэтому образованию всегда отводится должное место во всей государственной политике.

Правовая политика есть деятельность государственных органов и институтов гражданского общества по созданию эффективного механизма правового регулирования, цивилизованному использованию юридических средств и достижений таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности [1, с. 5]. Правовая политика должна отвечать критериям целесообразности, проводимости и публичности. Среди средств правовой политики ученые выделяют инструменты и деяния, используемые для достижения целей и задач правовой политики, для реального осуществления правовых идей: установление прав и обязанностей, льгот и поощрений, запретов и наказаний, правовых режимов, принятие правовых актов и др.

«Наш приоритет - это производство (а в перспективе - и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые

позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже «откатились». И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности» [2]. Такие слова Россия услышала в конце 2008 года в Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Уже тогда началась глобальная работа по развитию стратегии российской системы образования, определились приоритеты школьного образования - поддержка талантливых детей, моральные и материальные стимулы для сохранения в школах лучших педагогов, формирование материально-технической базы современной школы и т.д.

В Послании Президента Российской Федерации 2010 года определились тенденции будущего закона «Об образовании», включая широкое включение в систему образования дошкольного образования. Последние годы говорилось о безусловной ценности школы, как института, формирующего личность, о системе оценки качества профессионального образования. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2012 года образование рассматривается как одна из важнейших сфер, где происходит укрепление и упрочение всей духовно-нравственной основы общества [3].

Венцом правовой политики государства в сфере образования явился Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. Объективная потребность обновления правового регулирования в сфере образования возникла в связи с существенным обновлением всей системы общественных отношений, перехода к инновационной экономике. Кроме того, постоянные изменения в прежний закон «Об образовании» привели к неустойчивости и противоречивости норм федерального законодательства, поэтому принятие нового закона становилось неизбежным. Основной идеей законопроекта является установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, обеспечение стабильности и преемственности в развитии законодательства об образовании, совершенствование законодательных основ отечественной системы образования, обеспечивающих эффективное функционирования и развитие в современных условиях [4].

Характеризуя новый закон «Об образовании в Российской Федерации» необходимо подчеркнуть, что он определяет условия обновления и развития российской системы образования в соответствии с запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации, расширением образовательных возможностей граждан. В законе обновлены базовые институты образования: уточняется система уровней образования, учитываются требования рынка труда, путем расширения разнообразия образовательных программ, что способствует гибкости и мобильности системы; упорядочиваются образовательные

организации, снимается избыточное дробление образовательных организаций на типы и виды, что создавало административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации. Так, впервые дошкольное образование становится одним из уровней общего образования, наряду с начальным общим образованием, основным общим образованием, средним общим образованием. Начальное профессиональное образование включено в систему среднего профессионального образования в качестве подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Высшее профессиональное образование -бакалавриат, специалитет и магистратура. В отдельный уровень высшего профессионального образования выведена подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура и иные виды подготовки, кроме докторантуры). В законе выделены новые образовательные технологии (дистанционные и электронные образовательные технологии, сетевое взаимодействие организаций, экспериментальная и инновационная деятельность), расширено число участников образовательного процесса при оценке качества образования (работодатели), а также внутри организации могут быть организовано «внутрифирменное» обучение по широкому спектру программ дополнительного профессионального образования [5, с. 5].

Актуальным является введение положений, направленных на учет особенностей и социальной значимости педагогического труда, повышение престижа педагогического работника, совершенствование системы оплаты труда.

На сегодняшний день основной целью правовой политики в сфере образования является обеспечение исполнения положений нового федерального закона, его реальное действие на территории России. В связи с поставленной целью в государстве разработаны целевые программы, закрепляющие первоочередные задачи, средства достижения их, а как следствие вплетение в сферу образования новых ориентиров, обозначенных законом «Об образовании в Российской Федерации».

В Республике Мордовия действует Закон «Об образовании в Республике Мордовия» от 1 августа 2013 года № 53-З. В нем относительно детально прописаны полномочия органов власти: Главы Республики Мордовия, Государственного Собрания Республики Мордовия, органа исполнительной власти Республики Мордовия, осуществляющего государственное управление в сфере образования. Тем не менее, многие вопросы не урегулированы в законе, поэтому эти вопросы остаются на откуп целевым программам. Ввиду такой поверхностной регламентации вопросов образования в Республике Мордовия, в практической деятельности, безусловно, необходимо обращаться к федеральному закону, а также к целевым программам как федеральным, так и региональным.

Прежде чем говорить о мерах, принимаемых в Республике Мордовия, необходимо обозначить общефедеральные тенденции, обозначенные в базовой программе «Развитие образования на 2013-2020 годы». Данная программа предусматривает отдельные подпрограммы по отдельным направлениям:

1) профессиональное образование;

2) дошкольное образование, общее и дополнительное образование;

3) система оценки качества образования и информационной открытости;

4) вовлечение молодежи в социальную практику.

Каждая из этих подпрограмм не случайна, ибо они отвечают проблемам, требующим решения, а главное, решение которых реально. Общие проблемы, характерные для всех регионов России, определены таким образом:

- отсутствие системы работы с талантливыми детьми и молодежью;

- отрыв образования от потребностей рынка труда;

- отсутствие двусторонних связей учреждений профессионального образования и работодателей;

- низкая цена молодого специалиста;

- низкая привлекательность среднего профессионального образования;

- высшее профессиональное образование не учитывает потребности инновационной экономики.

В республике Мордовия проблемы в целом и общем идентичны общефедеральным, что следует из Государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия на 2014-2020 годы»: дефицит мест в дошкольных образовательных организациях (планируется ликвидировать до 2016 года [6]), низкие темпы обновления состава и компетенции педагогических кадров, дефицит педагогических кадров по специальным дисциплинам технического профиля, недостаточные условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями ребенка, недостаточная интеграция образования и инновационного сектора экономики [7]. Несмотря на схожесть общих проблем, для Мордовии определены самостоятельные приоритеты в правовой политике в сфере образования:

1. обеспечение инновационного характера функционирования образования;

2. повышение уровня информатизации обучения;

3. повышение социального статуса и квалификации педагога;

4. совершенствование работы с одаренными детьми;

5. обеспечение возможности получения общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

6. взаимодействие и интеграция дополнительного образования, создание системы технического и художественного творчества, физкультурно-оздоровительного и туристско-краеведческого движения, работа кружков и секций и обеспечение к ним равного доступа всех учащихся;

7. обеспечение непрерывности образования и преемственности в системе «школа-вуз-предприятие».

В республике действует целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [8], предусматривающая подпрограммы «Развитие общего образования в Республике Мордовия», «Одаренные дети», в которых конкретизируется приоритеты, стоящие перед республикой и обозначается вектор деятельности.

Выявление, поддержка, сопровождение одаренных детей является целью подпрограммы «Одаренные дети». В Республике действуют интернат Центра для одаренных детей на 300 мест в г. Саранске [9]. В целях обеспечения задач по поддержке одаренных детей, необходимо выработать подход по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей, формировать адресную поддержку одаренных детей, стимулировать труд педагогов, работящих с одаренными детьми.

В сфере профессионального образования в Мордовии ставятся цели совершенно повторяющие цели федеральной программы развития профессионального образования [10]. Для достижения их задумано создание многофункциональных центров прикладных квалификаций в количестве шести, доведение отношения средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональной образовательной организации к средней заработной плате в республике, финансирование и поддержка инновационных проектов, а также образовательных стандартов, обеспечивающих большую гибкость образовательных программ.

Немало озабочены в Республике Мордовия проблемой образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Для ее разрешения действует целевая программа Министерства образования Республики Мордовия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов в Республике Мордовия на 2013-2015 годы». В Республике Мордовия было принято решения создавать условия для дистанционного образования, повышать квалификацию педагогических работников, занимающихся вопросами образования детей-инвалидов, охватывать детей дополнительными программами образования, создание базы данных детей, нуждающихся в обучении на дому, оснащение рабочих мест и мест проживания детей комплектами компьютерной техники с выходом к сети Интернет. В итоге ожидается обеспечить обучение 195 детей с использованием дистанционных образовательных технологий [11].

В Мордовии осуществляется поддержка всех звеньев образовательной системы. В 2013 году надбавку получали 337 молодых специалиста. Действует программа ипотечного кредитования молодых педагогов. Совершенствуется система педагогического образования: сотрудничество по решению кадровых проблем у муниципалитетов сложилось с вузами -Мордовским госуниверситетом им. Н. П. Огарёва и педагогическим институтом им. М. Е. Евсевьева. Разработана программа курсов повышения квалификации учителей с целью подготовки их для обучения английскому языку взрослого населения. С 1 сентября 2013 года в учебные планы 73 средних общеобразовательных учреждений республики включен курс «Разговорный английский». С 1 сентября 2013 года 22 тысячи (или 32 %) школьников республики обучаются по новым федеральным государственным образовательным стандартам. В Ардатовском, Краснослободском, Ичалковском, Рузаевском муниципальных районах и г.о. Саранск эффективно реализуются модели дистанционного обучения. Открытие профессий и специальностей ведется только на основе региональной потребности, заявленной работодателями. Увеличен прием в вузы республики для отрасли здравоохранения, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, электронной техники; уменьшен - по экономическим специальностям, сфере обслуживания, информационным технологиям.

Кроме того, высшее профессиональное образование в Мордовия ориентируется на направления инновационного развития республиканской экономики. Главный вуз Мордовии - НИ МГУ им. Н. П. Огарёва вместе с АУ «Технопарк - Мордовия» является ядром инновационного кластера республики. Более того, университет является резидентом Технопарка. Мордовский университет должен стать научно-образовательным центром, осуществляющим подготовку специалистов для высокотехнологичных производств, которые в ближайшее время будут открыты в Мордовии.

С целью интеграции научного, образовательного и производственного процессов в вузе сформирована современная система научно-исследовательских, инновационных и внедренческих структур: 4 центра коллективного пользования, 20 научно-образовательных центров, 47 научно-исследовательских лабораторий и центров, 9 студенческих конструкторских бюро, 12 офисов коммерциализации, 7 молодежных инновационных центров, центр трансферта технологий [12].

В итоге общего анализа правовой политики в области образования в Республике Мордовия, можно утверждать следующее:

1. Правовая политика в сфере образования в Республике Мордовия разработана и осуществляется в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской

Федерации» и принятых на основании и во исполнение его специальных долгосрочных и целевых программ.

2. В республике приняты и действуют специальные республиканские программы, направленные на развитие разных частей образовательной сферы: основного общего, профессионального, дополнительного, дистанционного образования.

3. В сфере общего образования политика республики направлена на выявление одаренных детей, создание наиболее благоприятных условий для развития и совершенствования личности.

4. В сфере высшего образования основной акцент делается на подготовку кадров для развития высокотехнологичных инновационных производств республики, на подготовку специалистов по наиболее востребованным на рынке труда специальностям.

5. В связи с тем, что федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» действует относительно недавно, поэтому пока трудно говорить о качественных сдвигах в образовательной среде республики. Однако правовая политика в сфере образования в Республике Мордовия в целом соответствует общероссийским тенденциям развития и, в конечном счете, направлена на претворение в жизнь обозначенных федеральными стандартами целей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Основы правовой политики: учеб. пособие. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. - 169 с.

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 05.11.2008 г. «Послание Президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2012 г. «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru

4. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Протокол Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности от 01.06.2009 г. № 20. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/dok/proj/6648

5. Новости образования и науки // Вестник высшей школы. - 2013. - № 3.- С. 4-7.

6. Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия от 31.01.2014 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/content/view/2531

7. Развитие образования в Республике Мордовия на 2014-2020 годы: Постановление Правительства Республики Мордовия от 04.10.2013 г. № 451. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

8. Развитие образования в Республике Мордовия на 2011-2015 годы: Постановление Правительства Республики Мордовия от 07.02.2011 г. № 61. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

9. Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия от 31.01.2014 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/content/view/2531

10. Развитие профессионального образования в Республике Мордовия на 2014-2020 годы: Постановление Правительства Республики Мордовия от 04.10.2013 г. № 451. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

11. Развитие дистанционного образования детей-инвалидов в Республике Мордовия на 2013-2015 годы: Приказ Министерства образования Республики Мордовия от 12.04.2013 г. № 337. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

12. Официальный сайт Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mrsu.ru/ru/sci

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.