36
ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Елена Чубарова,
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет»
Минздрава России, г. Нижний Новгород
Виктория Цой,
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет»
Минздрава России, г. Нижний Новгород
Илья Сиднев,
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет»
Минздрава России, г. Нижний Новгород
Elena Chubarova,
FSBEI of HE "Volga Research Medical University " of the Ministry of Health of Russia, Nizhny Novgorod
Victoria Tsoi,
FSBEI of HE "Volga Research Medical University" of the Ministry of Health of Russia, Nizhny Novgorod
Ilya Sidnev,
FSBEI of HE "Volga Research Medical University" of the Ministry of Health of Russia, Nizhny Novgorod
ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА СУДЕБНО - МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
LEGAL EVALUATION FOR FORENSIC MEDICAL EXAMINATION
Аннотация. В работе рассмотрен вопрос о возможности контроля за соблюдением сроков производства СМЭ в уголовном судопроизводстве. Приведено описание и особенности проведения судебно-медицинской экспертизы по разным статьям уголовного кодекса РФ. Проанализировано различие в процессуальном статусе эксперта и специалиста в уголовном процессе, а также зарубежный опыт и особенности уголовного процесса в рассматриваемой части за рубежом.
Ключевые слова: медицинское право, судебно-медицинская экспертиза, судебный эксперт, УПК РФ, уголовный кодекс.
Abstract. The paper considered the issue of the possibility of monitoring compliance with the timing of the production of FMS in criminal proceedings. A description and features of the forensic examination of various articles of the criminal code of the Russian Federation. The difference in the procedural status of an expert and a specialist in the criminal process, as well as foreign experience and features of the criminal process in this part abroad are analyzed.
Key words: medical law, forensic medical examination, judicial expert, Code of Criminal Procedure of the Russian Federation, criminal code.
На сегодняшний день деятельность врача судебно-медицинского эксперта организуется в соответствии с порядками оказания судебно-медицинской экспертизы, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми судебно-медицинскими бюро.
В действующем Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 мая 2010 г. № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных
судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» отсутствует законодательное закрепление таких понятий, как «судебно-медицинская экспертиза», «судебная медицина». Приведенные выше понятия также не закреплены в других законодательных актах нашей страны. По нашему мнению, данный факт влечет недостаточную эффективность применения уже существующих правовых механизмов проведения судебно-медицинской экспертизы. Это актуализирует необходимость научно-правового обоснования указанных
N 4. Июнь 2019 г.
выше определений. [1]
Судебно-медицинская экспертиза обладает большим числом особенностей и является связующим звеном между юриспруденцией, защищающей право человека на жизнь и здоровье, и медициной, занимающейся проблемами его соматического благополучия.[2]
Рассмотрим вопрос о возможности контроля за соблюдением сроков производства СМЭ в уголовном судопроизводстве. Это входит в полномочия Росздравнадзора согласно Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за порядком производства медицинской экспертизы, утвержденному Приказом Минз-дравсоцразвития РФ от 31.12.2006 № 900.[3]
В соответствии с п. 15 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздрав-соцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н, срок производства экспертизы определяет руководитель государственного судебно-экспертного учреждения в пределах срока, установленного в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы.
Однако положения ст. 195, ст. 283 УПК РФ (в отличие от ч. 1 ст. 80 ГПК РФ или ч. 4 ст. 82 АПК РФ) не предусматривают возможности указания в постановлении о назначении судебной экспертизы (СМЭ) срока, в течение которого должна быть проведена экспертиза. [4]
Проблемой является и наличие двух различных порядков организации работы государственных судебно-экспертных (судебно-медицинских) учреждений. С одной стороны, есть порядок производства судебно-медицинской экспертизы, который достаточно подробно регламентирован ст. ст. 57, 195, 283 УПК РФ, ст. ст. 307, 310 УК РФ, Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 28.06.2009), Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных
_ 37
судебно-экспертных учрежденияхРоссийской Федерации», создающими нормативно-правовую основу независимости эксперта и предусматривающими ответственность за дачу заведомо ложного заключения.
С другой стороны, положениями п. 2.1, п. 3.11 Инструкции по производству судебно-медицинской экспертизы в СССР, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 21.07.1978 № 694, установлено, что по мотивированному письменному поручению органов дознания, следователя, прокурора, суда могут производиться судебно-медицинские исследования и судебно-медицинские освидетельствования с целью выявления признаков, служащих основанием для возбуждения уголовного дела.
При этом составляется Акт судебно-медицинского (судебно-химического) исследования, а судебно-медицинский эксперт не дает подписки о разъяснении ему процессуальных прав и обязанностей и об ответственности.
Исходя из выше изложенного, судебно-медицинское исследование и судебно-медицинское освидетельствование не является судебно-медицинской экспертизой и, как следствие, не регулируется Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». По нашему мнению, из этого следует, что термин судебно-медицинская экспертиза следует закрепить законо-дательно.[5]
Различие в статусе эксперта и специалиста заключается в том, что эксперт более самостоятелен в своем статусе, а специалист играет роль помощника, «ассистента» для других участников уголовного судопроизводства. [6]
Однако в наиболее предпочтительном определении (а общепринятого пока нет) ключевым является констатация того, что «... судебная медицина разрешает вопросы медико-биологического характера.. .».[7]
В Германии же, наоборот, нет аналогичного российскому закона, изданного на федеральном уровне (помимо УПК ФРГ), регулирующего мероприятия, связанные с судебно-экспертной деятельностью. С другой стороны, система законодательства административно-территориальных единиц - земель богата нормативно-правовыми актами, детализирующими отдельные аспекты про-
38 _
ведения судебной экспертизы и детализирует такие понятия, как судебно-медицинская экспертиза, судебная экспертиза и т.д. Примером может служить Закон о службе общественного здравоохранения в земле Бремен (Закон о службах гигиены), который уточняет, какие органы являются ответственными за контроль над осуществлением «судебной медицины» (Rechtsmedizin) на различных уровнях администрации земли (Головнен-ков П., Спица Н. Уголовно-процессуальный кодекс Федеративной Республики Германия - Strafprozessordnung (StPO), (Научно-практический комментарий и перевод текста Закона со вступительной статьей профессора Уве Хелльманна «Введение в уголовно-процессуальное право ФРГ». Том 2.)).
В России созданы и функционируют государственные учреждения судебно-медицинской экспертизы. Они независимы от органов следствия, прокуратуры и суда, что обеспечивает широкие процессуальные гарантии обвиняемым. Потребность в такой экспертизе при расследовании правонарушений и в судебном разбирательстве возникает особенно часто при рассмотрении дел по поводу преступлений против личности. Постоянная заинтересованность органов следствия и суда в производстве судебно-медицинской экспертизы привела к необходимости создания и организации в нашей стране учреждений, которые бы специально занимались судебно-медицинской экспертизой, но точного значения термина судебно-медицинской экспертизы так и не предусмотрено.
Эти специальные учреждения находятся в системе Министерства здравоохранения РФ и называются бюро судебно-медицинской экспертизы.
В некоторых странах экспертно-кримина-листическая служба и судебно- медицинская экспертиза является частью Министерства юстиции (например, в Португалии и Нидерландах) или Министерства обороны, входя в состав вооруженных полицейских формирований (например, во Франции).
В некоторых странах судебно-экспертные лаборатории подчинены Министерству юстиции в дополнение к судебно-экспертным лабораториям, подчиненным Министерству внутренних дел (например, в Испании и
ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Польше).
В Испании два отдельных ведомства имеют судебно-экспертные лаборатории и вовлечены в судебно-экспертную деятельность - Министерство внутренних дел и Министерство юстиции. [8]
В Финляндии судебная медицина находится в ведении Министерства внутренних дел. Главному эксперту подчинены губернские судебно-медицинские эксперты (один эксперт на губернию). Чаще всего исследование трупов проводится наружным исследованием.
В Китае высшими экспертными инстанциями по судебной медицине является Институт судебных наук Министерства национальной безопасности (Пекин) и Главный институт судебной медицины Министерства юстиции (Шанхай).[9]
Таким образом, в большинстве европейских стран судебно-экспертная служба является разновидностью государственной службы и организационно подчинена государственным правоохранительным ведомствам (МВД, Минюсту, Минобороны) и такие термины, как судебно-медицинская экспертиза, судебно-криминалистическая экспертиза, врач судебно-медицинский эксперт, законодательно закреплены , четко сформулированы и дифференцированы.
В большинстве европейских стран экспертное заключение должно иметь логическую структуру и в обязательном порядке - логическую связь между выводом и описательной частью заключения.
Так же в приказе № 144н от 14.03.2018об утверждении профессионального стандарта «Врач - судебно-медицинский эксперт, где описываются общие сведения, описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, трудовая функция «Производство судебно-медицинской экспертизы» - нет точного обозначения данных терминов .[10]
Резюмируя изложенное, на наш взгляд есть необходимость законодательно закрепить термин судебно-медицинская экспертиза в следующей формулировке: «Судебно-медицинская экспертиза - это процессуальное действие, разрешающее вопросы медико-юридического характера, возникающие у правосудия, и содействующая органам здравоохранения в совершенствовании оказания лечебно-профи-
N 4. Июнь 2019 г.
лактической помощи населению, проводимая специалистом (группой специалистов), требующего для своего решения специальных знаний, с вынесением определенного сужде-
_ 39
ния (заключения)». Считаем, что данная законодательная конкретизация положительным образом отразится на регулирование вопросов данной сфере общественных отношений.
Список литературы
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» № 346н от 12 мая 2010 г. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/12177987// (Дата обращения: 05.05.2019 г.);
2. Прутовых В.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2018 — №17. — С. 187-194. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.forens-med.ru/book. php?id=5638// (Дата обращения: 07.05.2019 г.);
3. Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении административного регламента федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за порядком производства медицинской экспертизы» № 900 от 31.12.2006 года // Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.webapteka.ru/phdocs/ doc13431.html// (Дата обращения: 09.05.2019 г.);
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации № 174-ФЗ от 18.12.2001года (ред. от 01.04.2019, с изм. от 17.04.2019), (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/02ab83138cb9cc02dada1e57 5ae35c908165c2f7// (Дата обращения: 09.05.2019 г.);
5. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 № 73-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31871// (Дата обращения: 09.05.2019 г.);
6. Лучникова Н.Э., Гарин Л.Ю. Проблемные вопросы процессуального различия статуса патологоанатома и судебного эксперта в уголовном процессе // Актуальные проблемы управления здоровьем населения. Тематический сборник научных трудов по результатам II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России; Под общей ред. И.А. Камаева, В.М. Леванова. 2019. -Том 2, с. 55-61.;
7. Судебная медицина: Учебник для студ. мед.ин-тов / В.Н. Крюков, Л.М. Бедрин, В.В. Томилин и др., под ред. В.Н. Крюкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1990. - С. 5. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.forens-med.ru/book.php?id=5638// (Дата обращения: 10.05.2019 г.);
8. И. Э. Никитина. Международное сотрудничество по уголовным делам в сфере судебно-экспертной деятельности: Монография. 2013 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://lib.sale/ mejdunarodnoe-pravo-besplatno/zarubejnyiy-opyit-organizatsii-sudebno-106642.html// (Дата обращения: 11.05.2019 г.);
9. Судебная медицина в российской Федерации, США, в странах Европы и АТР /Т. М. Федченко.Фед-ченко, Т. М. 2004 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.law.edu.ru/doc/document. asp?docID=1150133// (Дата обращения: 11.05.2019 г.);
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Врач - судебно-медицинский эксперт»» № 144н от 14 марта 2018 года // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/542621128// (Дата обращения: 11.05.2019 г.).