Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ И ПООЩРЕНИИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»'

ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ И ПООЩРЕНИИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
165
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ОГОВОРКА / ПРИТОК КАПИТАЛА / ПООЩРЕНИЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зыкова О. А.

Нарастающий из года в год вопрос относительно привлечения частных инвестиций в российскую экономику повлек за собой разработку новых мер поддержки со стороны государства в отношении организаций, реализующих инвестиционный проект, которые также формируют за собой наиболее благоприятный инвестиционный климат страны. Данные преференции, заключающиеся в стабилизационной оговорке, содержатся в новом Федеральном законе от 01.04.2020 N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Однако на основании проведенного исследования делается вывод о наличии ряда правовых несовершенств, которые выражаются в ряде условий, несоблюдение которых влечет за собой недопустимость заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений между частным и публичным лицом. При этом данные положения настолько недостижимы, ущемляющие и лимитирующие, что обоснован будет вопрос о целесообразности анализируемого инвестиционного закона. Именно поэтому внесены предложения о корректировке норм, которая позволила бы расширить круг лиц, имеющих права на государственную поддержку, и тем самым приклепать их капитал в качестве инвестиций в отечественную экономику - то есть достичь поставленных изначально целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASSESSMENT OF THE FEDERAL LAW “ON PROTECTION AND PROMOTION OF CAPITAL INVESTMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION”

The growing issue of attracting private investment in the Russian economy from year to year gave rise to the development of new measures of support from the state in relation to organizations implementing an investment project, which also form the most favorable investment climate in the country. Such preferences, which consist in a stabilization clause, are contained in the new Federal Law No. 69-FZ of 01.04.2020 “on Protection and Promotion of Capital Investments in the Russian Federation”. However, based on the conducted research, it is concluded that there are a number of legal imperfections, which are expressed in a number of conditions, non-compliance with which entails the inadmissibility of concluding an agreement on the protection and promotion of investment between a private and public person. At the same time, those provisions are so unattainable, infringing and limiting that the question of the expediency of the analyzed investment law will be justified. That is why proposals were made to adjust the rules, which would allow widening the range of persons entitled to state support and thereby attract their capital as an investment in the Russian economy - that is, to achieve the goals originally set.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ И ПООЩРЕНИИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»»

Право

УДК 347.73

БО1: 10.28995/2073-6304-2021-2-135-140

Правовая оценка федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»

Ольга А. Зыкова

Новосибирский государственный университет Новосибирск, Россия, [email protected]

Аннотация. Нарастающий из года в год вопрос относительно привлечения частных инвестиций в российскую экономику повлек за собой разработку новых мер поддержки со стороны государства в отношении организаций, реализующих инвестиционный проект, которые также формируют за собой наиболее благоприятный инвестиционный климат страны. Данные преференции, заключающиеся в стабилизационной оговорке, содержатся в новом Федеральном законе от 01.04.2020 N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Однако на основании проведенного исследования делается вывод о наличии ряда правовых несовершенств, которые выражаются в ряде условий, несоблюдение которых влечет за собой недопустимость заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений между частным и публичным лицом. При этом данные положения настолько недостижимы, ущемляющие и лимитирующие, что обоснован будет вопрос о целесообразности анализируемого инвестиционного закона. Именно поэтому внесены предложения о корректировке норм, которая позволила бы расширить круг лиц, имеющих права на государственную поддержку, и тем самым приклепать их капитал в качестве инвестиций в отечественную экономику - то есть достичь поставленных изначально целей.

Ключевые слова: инвестирование, государственная поддержка, стабилизационная оговорка, приток капитала, поощрение капиталовложений, международное право

Для цитирования: Зыкова О.А. Правовая оценка федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2021. № 2. С. 135-140. БОТ: 10.28995/2073-6304-2021-2-135-140

© Зыкова О.А., 2021 ISSN 2073-6304 • Вестник РГГУ: Серия «Экономика. Управление. Право». 2021. № 2

Legal assessment of the Federal Law "On protection and promotion of capital investments in the Russian Federation"

Olga A. Zykova

Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia, [email protected]

Abstract. The growing issue of attracting private investment in the Russian economy from year to year gave rise to the development of new measures of support from the state in relation to organizations implementing an investment project, which also form the most favorable investment climate in the country. Such preferences, which consist in a stabilization clause, are contained in the new Federal Law No. 69-FZ of 01.04.2020 "On Protection and Promotion of Capital Investments in the Russian Federation". However, based on the conducted research, it is concluded that there are a number of legal imperfections, which are expressed in a number of conditions, non-compliance with which entails the inadmissibility of concluding an agreement on the protection and promotion of investment between a private and public person. At the same time, those provisions are so unattainable, infringing and limiting that the question of the expediency of the analyzed investment law will be justified. That is why proposals were made to adjust the rules, which would allow widening the range of persons entitled to state support and thereby attract their capital as an investment in the Russian economy - that is, to achieve the goals originally set.

Keywords: investment, state support, stabilization clause, capital inflows, encouragement of capital investments, international law

For citation: Zykova, O.A. (2021), "Legal assessment of the Federal Law 'On protection and promotion of capital investments in the Russian Federation'", RSUH/RGGU Bulletin. "Economics. Management. Law" Series, no. 2, pp. 135-140, DOI: 10.28995/2073-6304-2021-2-135-140

01 апреля 2020 г. был публикован Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ)1, закрепляющий новое средство поощрения инвестиционных вложений в России и тем самым выступающий очередным элементом национального плана по восстановлению отечественной экономики. Однако полагаем, что в условиях активного и нарастающего развития пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 [Лунгу 2020, с. 69-71], тревожащей в то время все мировое сообщество, данный нормативный акт остался без должного внимания со

1 О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации: Федер. закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ // СЗ РФ. 2020. № 14. (Ч. 1). Ст. 1999.

стороны организаций, реализующих инвестиционный проект, которые в свою очередь фактически могут воспользоваться преимущественными условиями, предписанными анализируемым источником права. Именно поэтому можно заметить, что правовая оценка Федерального закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ относится к числу актуальных, значимых и важных тем современности.

Итак, затрагивая основную концепцию рассматриваемого инвестиционного закона, можно указать, что согласно его положениям организация, реализующая инвестиционный проект, имеет право на заключение соглашения о защите и поощрении капиталовложений с одним или несколькими публично-правовыми образованиями, согласно которому последние гарантируют первой неприменение актов, ухудшающих реализацию инвестиционного проекта. В рамках российского правового поля данное условие носит название «стабилизационная оговорка» [Шевелева 2020, с. 48].

Безусловно, на первый взгляд создается впечатление наличия государственной поддержки для сектора бизнеса, осуществляющего инвестиционную деятельность, что позволяет увеличивать вложения в российскую экономику и пропорционально этому сокращать отток капитала из страны. Однако при более детальном рассмотрении всех условий, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.2020 № 69-ФЗ, представляется возможным все же выделить ряд обстоятельств, при которых лицо, желающее воспользоваться национальными преференциями, не в состоянии это реализовать.

И первое, на что стоит обратить внимание, - это введение ограничений в части субъектов, которые могут выступать в роли компании, реализующей инвестиционный проект. В частности, согласно ст. 1, только лишь российское юридическое лицо может быть данной организацией. При этом упоминания про иностранных субъектов не отмечается. Именно поэтому полагаем, что не лишним будет также расширение возможностей филиалов иностранных лиц, успешно прошедших аккредитацию, напрямую (не посредством участия в российской компании) заключать соглашения со стабилизационной оговоркой. Можно предположить, что подобная корректировка в отношении национальной принадлежности компании, реализующей инвестиционный проект, позволит расширить объем вложений в российскую экономику со стороны иностранных субъектов. Справедливости ради нельзя не указать, что на сегодняшний день существует правовая защита иностранных инвесторов, предусмотренная ст. 9 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федера-

ции» (далее - Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ)2, которая аналогично положениям анализируемого нормативного акта формирует гарантию для зарубежных инвесторов от применения норм, ухудшающих их положение. Однако подобная мера поддержки также допустима через участие иностранного субъекта в уставном (складочном) капитале российской организации.

Помимо этого нельзя не обратить внимание на ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ, согласно которой деятельность иностранного инвестора подлежит регулированию теми же правовыми нормами, что и деятельность российского лица, и таким образом она не должна реализовываться на менее благоприятных условиях [Колокольчикова 2012, с. 48-49]. Полагаем, что нынешнее вышеуказанное разделение лиц, претендующих на статус «организация, реализующая инвестиционный проект», в зависимости от их государственной принадлежности напрямую указывает на несовершенство в виде правовых разногласий, которые, безусловно, требуют корректировки и устранения.

Очередной недоработкой Федерального закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ является закрепленный список тех видов деятельности инвестиционного проекта, в отношении которых недопустимо применение стабилизационной оговорки. При этом весьма важно отметить, что к числу таких видов предпринимательства относятся, в частности, оптовая, розничная торговля, строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов3. Можно заметить, что данные виды деятельности являются весьма распространенным бизнесом (в связи с постоянными нарастающими темпами спроса на потребительском рынке) в современных условиях глобализации и развития страны и, безусловно, также нуждаются в государственной поддержке. Именно поэтому полагаем необходимым пересмотреть тот перечень видов деятельности, в отношении которых инвестиционный проект не может реализовываться в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

И в заключение нельзя не остановиться на тех «стоимостных порогах» инвестиционных вложений, переступая которые орга-

2 Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федер. закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ // СЗ РФ. 1999 г. № 28. Ст. 3493.

3 Официальный источник Федеральной службы государственной статистики. Опережающие индикаторы по видам экономической деятельности (2021) [Электронный ресурс]. URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/leading_indicators/ (дата обращения 18 января 2021).

низация, реализующая проект, может заключить соглашение с публичной стороной. Полагаем, что на сегодняшний день данные лимиты максимально завышены. Так, в качестве примера можно выделить следующее: для того чтобы Российская Федерация выступала гарантом для организации, реализующей проект, в части неизменности актов, предусматривающих увеличение ставок вывозных таможенных пошлин, у последней должен быть объем капиталовложения не менее десяти миллиардов рублей. Конечно, подобные суммы инвестиций достаточно крупные и внушительные и именно поэтому зачастую недостижимы для российских предпринимателей4. Тем самым разумным и обоснованным будет предложение по снижению ценовых пределов проектов, которое в свою очередь расширит круг лиц, желающих реализовать российский инвестиционный проект путем внесения капитала в страну.

Конечно, можно заметить, что Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ несет за собой исключительно положительное влияние в части привлечения капитала в страну, а также, наоборот - в части оттока отечественных инвестиционных вложений за рубеж. Данная ситуация обусловлена тем, что новый инвестиционный нормативный акт включает в себя новую меру государственной поддержки сектора бизнеса - возможность заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений между лицом, реализующим инвестиционный проект, и одним или несколькими публично-правовыми образованиями. Однако полагаем, что на сегодняшний день те ограничительные элементы, которые закреплены в рассматриваемом источнике права, сдерживают полноценную реализацию преференциальных положений. Думается, что законодатель не совсем справедливо проводит разграничение между лицами, осуществляющими инвестиционный проект, ставя их возможность воспользоваться государственным содействием в прямую зависимость от национальной принадлежности, от вида предпринимательской деятельности, а также от их реальной имущественной финансовой возможности. Полагаем, что разумным будет осуществление пересмотра и дальнейшей корректировки указанных выше положений, которые в свою очередь позволят российскому сектору бизнеса выбирать в качестве объекта инвестирования национальные проекты, а привлекать иностранные капиталы.

4 Официальный сайт РБК Инвестиции (2021) [Электронный ресурс]. URL: https://quote.rbc.ru/?utm_source=topline (дата обращения 18 января 2021).

Литература

Колокольчикова 2012 - Колокольчикова О.С. Проблемы предоставления льгот иностранным инвесторам // Актуальные вопросы юридических наук: Материалы I Междунар. науч. конф. г. Челябинск. Челябинск, 2012. С. 48-50.

Лунгу 2020 - Лунгу Е.В. Пандемия COVID-19. Новый вызов конституционным правоотношениям // Правоприменение. 2020. № 4 (3). С. 69-75.

Шевелева 2020 - Шевелева Н.А. Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 11 (120). С. 36-50.

References

Kolokolchikova, O.S. (2012), "Issues of granting benefits to foreign investors", Aktu-al'nye voprosy yuridicheskikh nauk: Materialy I Mezhdunar. nauch. konf. g. Chelyabinsk [Current issues of legal sciences. Proceedings of the I International Scientific Conference], Chelyabinsk, Russia.

Lungu, E.V. (2020), "COVID-19 pandemic. New challenge for constitutional relations", Law enforcement review, vol. 4, no. 3, pp. 69-75.

Sheveleva, N. A. (2020), "Tax law mechanisms of state support for entrepreneurship under modern conditions", Actual problems of Russian law, no. 11 (120). pp. 36-50.

Информация об авторе

Ольга А. Зыкова, соискатель, Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия; 630090, Россия, Новосибирск, Пиро-гова ул., д. 1; [email protected]

Information about the author

Olga A. Zykova, applicant, Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia; bld. 1, Pirogova Street, Novosibirsk, Russia, 630090; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.