UNIVERSUM:
ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
• 7universum.com
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ
Смирнов Дмитрий Анатольевич
д-р. юрид. наук, профессор, директор Юридического института Северо-Кавказского федерального университета,
РФ, г. Ставрополь E-mail: [email protected]
Струсь Константин Александрович
канд. юрид. наук, доцент Северо-Кавказского федерального университета (филиала) в г. Пятигорске,
РФ, г. Пятигорск E-mail:[email protected]
LEGAL BASIS OF THE ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS:
MAIN APPROACHES AND OPTIMIZATION WAYS
Smirnov Dmitry Anatolyevich
the doctore ofjurisprudence. professor, director of Legal institute of the North
Caucasian federal university, Russia, Stavropol
Рассматриваются правовые основы оценки качества образования в высших учебных заведениях России. Представлено авторское видение общей системы критериев в оценке качества образования высших учебных заведений.
Смирнов Д.А., Струсь К.А. Правовая основа оценки качества образования в высших учебных заведениях: основные подходы и пути оптимизации // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2014. № 1 (2) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/826
Strus Konstantin Aleksandrovich
the candidate of jurisprudence, the associate professor,
North Caucasian federal university
(branch) in Pyatigorsk, Russia, Pyatigorsk
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Legal basics of an assessment of quality of education in higher educational institutions of Russia are covered. Author's vision of the general system of criteria in an assessment of quality of education of higher educational institutions is presented.
Ключевые слова: оценка качества образования, критерии качества образования, правовые основы оценки качества образования.
Keywords: assessment of quality of education, criteria of quality of education, legal bases of an assessment of quality of education.
В своём ежегодном послании Президент РФ В.В. Путин отметил необходимость «обновления всей системы высшего образования» с использованием потенциала лучших вузов по оценке качества образования, в обеспечении востребованности выпускников на рынке труда и реальной отдаче от их участия экономики и обществу [10]. Таким образом, качество образования выступает одним из важных составляющих в обеспечении повышения уровня развития страны и решении назревших проблем социально -политического развития современного российского общества.
В современной мировой практике сложились три основных подхода в оценке качества образования: 1) «английская модель», в основе которой лежит внутренняя самооценка вузовского академического сообщества;
2) «французская, или континентальная модель», основанная на внешней оценке вуза с точки зрения его ответственности перед обществом и государством;
3) «американская модель» аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ, представляющая собой сочетание идей «английской» и «французской» моделей. Система контроля качества образования в США, представляет собой процедуру аккредитации, которая призвана: обеспечить прогрессивное развитие высшего образования за счёт разработки критериев и принципов оценки эффективности образования и непрерывного самообследования и планирования; гарантировать обществу
сбалансированность, обеспеченность целей и условий достижения в реализации конкретной образовательной программы; обеспечить помощь вузам в реализации образовательных программ, имеющих социальную востребованность; гарантировать учебным заведениям невмешательство в их образовательную деятельность и неущемление их научно-академических свобод.
В современной России только формируются правовые основы оценки качества образования. Под правовыми основами предлагается понимать «систему правовых актов, создающих с помощью принципов и иных юридических средств базу для:
1. организации либо функционирования социально-правовых институтов,
2. осуществления юридической деятельности» в целях обеспечения условий для функционирования государственных и негосударственных образований [11, с. 91].
Оценка качества образования является новеллой нашего законодательства, определяемой в ст. 94 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», как независимая оценка качества образования, предоставляемая образовательными организациями [1, с. 8]. Формирование правовых основ оценки качества образования системы независимой оценки качества образования получило продолжение в следующих программных документах:
1) Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 гг. [3],
2) Г осударственная программа Российской Федерации «Развитие образования»
на 2013—2020 гг. [5], 3) Прогноз социально-экономического развития
Российской Федерации на 2013 г. и плановый период 2014—2015 гг., Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. [9].
Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ было поручено до 1 апреля 2013 г. совместно с общественными организациями обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы
организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности [2]. Во исполнение этого поручения Правительство Российской Федерации утвердило «Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» [4], а также «План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013—2015 годы» [6]. Министерством образования и науки Российской Федерации и Общероссийским объединением работодателей — РСПП утверждено «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования» [7] и «Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах» [8].
Полагаясь на определяемые законодателем критерии, а также руководствуясь собственным опытом в реализации образовательных программ, остановимся на факторах, оказывающих влияние на качество образования.
1. Цели образовательной программы. Реализуемая образовательная программа должна иметь: 1) чётко сформулированные и документированные цели, согласующиеся с запросами потенциальных потребителей данной программы и механизмом оценки достижения указанных целей с возможностью их корректировки; 2) учебный план и рабочие программы дисциплин, которые содержать задачи, соответствующие сформулированным программным целям образовательной программы; 3) механизм, обеспечивающий: а) непрерывный контроль за выполнением учебного плана в решения поставленных задач и б) связь с потенциальными работодателями и студентами (выпускниками) для совершенствования образовательной программы.
2. Содержание общей образовательной программы (далее ООП), должно соответствовать установленным государством стандартам и обеспечивать
воспитание и необходимую глубину подготовки студента в профессиональной деятельности, определяемой специализацией. Содержание ОП в части дисциплин по выбору должно проходить согласование с работодателями путём привлечения представителей предприятий, организаций, других структур к экспертизе учебных планов и ООП на этапе их разработки.
3. Студенты. Важным фактором при осуществлении оценки качества является уровень подготовленности студентов к профессиональной деятельности. В результате освоения образовательной программы выпускники должны приобретать:
• качественные знания по изучаемым курсам дисциплин, которые обеспечиваются: а) системой оценки текущего, промежуточного и итогового контроля знаний по дисциплинам и итогам обучения, б) организацией в сотрудничестве с работодателями производственной практики и стажировок;
• навыки эффективного взаимодействия в коллективе;
• широкую эрудицию, необходимую для понимания социальных последствий принимаемых ими решений;
• способность осознавать профессиональные и этические обязанности и применять естественно-научные, математические и профессиональные знания;
• умение формулировать и решать профессиональные задачи, планировать работу, фиксировать и интерпретировать данные;
• навыки самообразования и применения полученных знаний в профессиональной деятельности.
4. Профессорско-преподавательский состав (далее ППС), обеспечивающий реализацию программы, должен быть представлен специалистами в областях знаний, охватываемых общей образовательной программой. Уровень их квалификации должен быть подтверждён следующим: базовым образованием, дополнительным образованием (повышение квалификации, стажировки), опытом работы, стремлением к совершенствованию реализуемой образовательной программы и повышению эффективности обучения, участием
в профессиональных сообществах, получением грантов, участием в социально значимых проектах и общественной деятельности, присвоением званий в области науки. Устанавливаются критерии количество преподавателей, имеющих учёную степень.
5. Материально-техническая база включает в себя наличие аудиторий, лаборатории, их оснащение современным и адекватным программным целям оборудованием (компьютерные классы и терминалы с доступом к информационным ресурсам (локальная сеть, Интернет).
6. Информационное обеспечение образовательной программы, предоставляемое широкому кругу потребителей, должно отражать востребованность образовательной программы, её место в обеспечении карьеры и профессионального роста, в системе непрерывного образования и повышения квалификации. В распоряжении студентов и преподавателей требуется предоставление отвечающих современным требованиям библиотек, необходимых для обучения материалов: учебной, справочной и общей литературы, профессиональных периодических изданий. Высшие учебные заведения должны в соответствии с установленными требованиями обновлять, совершенствовать и расширять информационную базу по реализуемой образовательной программе.
7. Финансовое обеспечение. Финансовые ресурсы требуется направлять на совершенствование содержания образовательной программы, материально техническое обеспечение базы, привлечение и обеспечение постоянного профессионального роста высококвалифицированного ППС.
8. Выпускники. В вузе должна существовать система трудоустройства, изучения востребованности выпускников на федеральном, региональном, муниципальном уровне. Информация, полученная при помощи этой системы, должны использоваться для дальнейшего совершенствования образовательных программ.
9. Международное сотрудничество предполагает участие в международных проектах в части определения качества образования.
В настоящее время Россия включена в национальный проект в области образования «AHELO», в рамках которого осуществляется: а) оценка
принципиальной возможности международного уровня знаний, а также практических навыков студентов, обучающихся в различных языковых, культурных и институциональных контекстах, б) разработка соответствующих измерений для оценки знаний и компетенций для приоритетных направлений образования. Особая ценность такого сотрудничества заключается в том, что перед нашей страной, как и перед странами бывшего СССР, входящими в проект AHELO, ставится задача развития экспорта образовательных услуг высшего образования для иностранных студентов и преподавателей с учётом международных критериев оценки качества образования.
Проведённый анализ показал, что в настоящее время в России существует множество разрозненных систем, по которым должна осуществляться оценка качества образования. Повышение конкурентоспособности, престижа отечественного высшего образования и его интеграции в международное научно-образовательное пространство можно решить системной оценкой качества образования, опирающейся на международные стандарты, складывающиеся из количественной, эффективной и результативной оценки. Действующая нормативная база высшего образования Российской Федерации ещё не полностью ориентирована на решение проблем качества высшего образовании в вузах РФ на всех уровнях организации и управления высшим образованием. Если на федеральном уровне приняты законы, программы, государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, требования к профессорско-преподавательскому составу, требования к студентам и т. п., то на региональном уровне (субъектов РФ) региональные законы, программы и потребности развития территорий не отражены в региональных компонентах ООП, предъявляемых требованиях к преподавателям и студентам вузов и т. п. На вузовском уровне уставы, программы, требования к преподавателям и студентам не детализируются, а дублируют минимальные требования стандартов и других нормативных
актов, вузовские компоненты определяются, руководствуясь не потребностями
территорий, а возможностями вуза.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012 г. № 53 (часть I). 31 декабря. Ст. 7598.
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства РФ. 2012 г. № 19. 7 мая. Ст. 2334.
3. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 — 2015 годы» // Собрание законодательства РФ. 2011 г. № 10. 7 марта. Ст. 1377.
4. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» // Собрание законодательства РФ. 2013 г. № 14. 8 апреля. Ст. 1703.
5. Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р // Собрание законодательства РФ. 2012 г. № 48. 26 ноября. Ст. 6735.
6. Распоряжение Правительства РФ от 30 марта 2013 г. № 487-р // Собрание законодательства РФ. 2013 г. № 14. 8 апреля. Ст. 1722.
7. Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования: Утв. Минобрнауки РФ, Общероссийским объединением работодателей — РСПП 31.07.2009 г. № АФ-318/03. // Текст положения официально опубликован не был.
8. Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах: Утв. Министерством образования и науки РФ от 31 июля 2009 г. № АФ-317/03) // Текст положения официально опубликован не был.
9. Утверждены Правительством Российской Федерации от 31.01.2013 г.
10. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию // Российская газета. 2013. 13 декабря.
11. Струсь К.А., Попандопуло Н.А. К вопросу о содержании категории «правовые основы» // Вопросы современной юриспруденции. — 2013. — № 28. — с. 91.