Научная статья на тему 'Правовая основа организации базовой кафедры педагогического вуза в образовательных организациях'

Правовая основа организации базовой кафедры педагогического вуза в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ОБ РАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / БАЗОВАЯ КАФЕДРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION / NATIONAL OCCUPATIONAL STANDARD FOR EDUCATORS / EDUCATIONAL ORGANIZATION / BASIC CHAIR / PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волох Тамара Сергеевна

На обсуждение предлагается вопрос организации базовых кафедр педагогического вуза в образовательных организациях в контексте требований Профессионального стандарта педагога. Выявляются особые условия организации базовой кафедры как основы педагогической подготовки студентов в соответствии с нормативной базой. Рассматривается один из важнейших аспектов ее организации правовая основа создания базовой ка федры в общеобразовательной организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волох Тамара Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL GROUNDS FOR ORGANIZING BASIC CHAIR OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The issue raised in the article addresses the questions of how to organize basic chairs of Pedagogical University in educational establishments within the context of the requirements of National Occupational Standard for educators. The special conditions of basic chair organization emerge as the basis of student pedagogical training in accordance with normative base. The author considers one of the major aspects of organizational process legal grounds for organizing basic chairs in educational organization

Текст научной работы на тему «Правовая основа организации базовой кафедры педагогического вуза в образовательных организациях»

УДК 378.1 ОТ.С. Волох

Т.С. Волох

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Статья подготовлена при финансовой поддержке Минобрнауки России (проект 27.168.2016/НМ)

На обсуждение предлагается вопрос организации базовых кафедр педагогического вуза в образовательных организациях в контексте требований Профессионального стандарта педагога. Выявляются особые условия организации базовой кафедры как основы педагогической подготовки студентов в соответствии с нормативной базой. Рассматривается один из важнейших аспектов ее организации - правовая основа создания базовой кафедры в общеобразовательной организации.

Ключевые слова: модернизация педагогического образования, профессиональный стандарт педагога, образовательная организация, базовая кафедра, педагогический вуз.

1"ереход на новые федеральные государ-I I ственные образовательные стандарты _Ё_(ФГОС) в системе общего образования в РФ систематизируют принципиально новые требования к педагогу. Принятие в декабре 2013г. «Профессионального стандарта педагога» (утв. Приказом Минтруда России № 544н от 18.10.2013; согласно Приказа Минтруда России от 25.10.2014 № 1115н вступает в действие с 01.01.2017)[5, 6] выдвигает новые требования к организации образовательной среды не только учителя, но и студента, осваивающего педагогическую профессию. Наиболее важными для будущего педагога становится освоение компетенций, обеспечивающих готовность и способность к реализации трудовых действий.

Образовательная среда вуза и до недавнего времени обладала ресурсами включения студента в контекст будущей профессии. Непрерывная педагогическая практика, выступала основанием для начала организации содержания учебной деятельности студента и становилась финальным пространством, в котором реализуется (проверяется) профессиональный опыт студента [7]. Но, как показывает содержание «Профессионального стандарта педагога», необходимо привлечение иных ресурсов.

Согласно «Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» [2] (утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п - П8) модернизация педагогического образования предполагает разработку путей по преодолению противоречий между требованиями профессионального стандарта «Педагог» и реальной образовательной практикой. Базовая кафедра педагогического вуза в организациях общего образования может служить методической, организационной основой для разрешения существующих противоречий между профессиональными умениями, указанными в стандарте педагога, и затруднениях при реализации профессиональных задач.

Базовые кафедры широко и успешно реализуют свою деятельность в современном образовательном пространстве. Сложившаяся практика показыва-

ет, что наиболее активны в создании базовых кафедр на производстве технические вузы.

Между понятием базовая кафедра на производстве и содержанием профессиональной подготовки студента находится специфика его подготовки. Для педагогических вузов производством является система образования. А так как выпускники вуза -будущие учителя, то в данном случае речь должна вестись об общеобразовательных организациях.

Базовая кафедра - это новый формат взаимовыгодного сотрудничества педагогического вуза с организациями общего образования на современном этапе модернизации общего и педагогического образования, перспективная форма образовательного и научно-исследовательского сотрудничества с работодателями.

Создание базовой кафедры позволит обеспечить тесное взаимодействие ученых и практиков с целью обеспечения успешной образовательной деятельностью студентов педагогического вуза, способствовать профессиональному самоопределению. В тоже время - базовая кафедра для школы - это возможность научного сопровождения организации образовательной и инновационной деятельности.

Базовая кафедра педагогического вуза в образовательной организации может быть представлена организацией двух типов: предметной и межпредметной. Предметная базовая кафедра будет строить взаимодействие на основе сотрудничества с преподавателями методической кафедры университета, а также специалистами в области педагогики и психологии. Научно-методическое сопровождение в рамках этой кафедры аккумулируется вокруг вопросов преподавания школьного курса, внеучебной деятельности по предмету, диагностики сформированности предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов при освоении данного предмета и др. И в этом случае, в качестве базовой кафедры должна выступать либо профильная школа, реализующая изучаемый предмет на углубленном уровне, либо сеть общеобразовательных организаций, заинтересованных в изучении конкретного предметного курса.

Второй тип - межпредметная базовая кафедра, в рамках которой предполагается отработка моделей научно-методического сопровождения коллектива школы в экспериментальной и инновационной деятельности. Преимущество существования кафедры такого типа в том случае, если по ряду профильных курсов отсутствуют школы с углубленным изучением этих предметов. Также существование базовой кафедры данного типа наиболее оптимально в областной, районной, сельской школе, которая сможет объединить методические усилия общеобразовательной организации и педагогического вуза.

Существование кафедр двух типов педагогического вуза должно быть реализовано параллельно, так как определение преимуществ каждой из них будет противоречить направлениям педагогической деятельности.

Как организовать базовую кафедру в образовательной организации? Для организации базовой кафедры педагогического вуза необходимо получить ответы на следующие вопросы:

- Обладает ли образовательная организация достаточным потенциалом для организации на ее территории базовой кафедры (кадровым - учителя, методисты; ресурсным - наличие современного образовательного обеспечения; мотивационным - готовы ли к участию научно-исследовательской, практической деятельности)?

- Предмет подготовки реализуется в рамках базовой части учебного плана или сопровождается профильными, элективными курсами?

- Есть ли возможность «выхода» на внеучеб-ную деятельность?

- Администрация образовательной организации готова к сотрудничеству, изменению традиционного уклада школьной жизни?

Нормативная основа создания кафедры педагогического вуза в образовательной организации определяется следующими моментами. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [1] от 29 декабря 2012 г. № 273 (ст. 27) иПриказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 958 «Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы» [6]предоставляется возможность создавать кафедры, осуществляющие практическую подготовку обучающихся на базе организаций (учреждений, предприятий).

Для создания кафедры необходимо соблюсти несколько условий:

Соответствие реализуемой образовательной организацией образовательной программы профилю деятельности образовательной организации.

Обеспечение проведения практики, практических занятий, семинаров, лабораторных практикумов и иных видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом, в образовательной организации, что требует подробного согласования форм организации учебного процесса. При отсутствии необходимых помещений на площадях образовательной организации - это прохождение практики, стажировки. Организация основных учебных занятий возможна на базе площадей педагогического вуза, в том числе, при участии учителей-методистов на основе договора гражданско-правового характера.

Обеспечение условий для подготовки обучающимися выпускных квалификационных работ и иных видов работ, предусмотренных образовательной программой. Согласно условиям договора о базовой кафедре может быть предусмотрено руководство, рецензирование курсовыми и выпускными квалификационными работами сотрудниками образовательной организации при соблюдении требований к его научной подготовки. Либо студенческая научная работа может иметь соруководителя - учителя-практика.

^ Создание безопасных условий обучения и специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с лицензионными требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966 [7]. Данное условие представляется наиболее проблематичным, поскольку площади образовательной организации, на которых располагается базовая кафедра как структурное подразделение педагогического вуза должны быть внесены в приложение к лицензии педагогического вуза в качестве места осуществления образовательной деятельности, а значит, соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологического надзора, лицензионным показателям образовательного учреждения и т.д. Данный вопрос требует согласованности действий педагогического вуза иМинистерства образования (регионального органа управления образованием), в том числе, юридического сопровождения процедуры заключения договора о базовой кафедре и согласования положения.

Решение вопроса о назначении заведующего базовой кафедрой приказом ректора педагогического вуза: представитель образовательной организации или вуза.

Алгоритм создания базовой кафедры подробно определен Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 958 [8] и включает три этапа:

^ Согласование и подписание соглашения о взаимодействии при создании базовой кафедры

Принятие решения ученым советом педагогического вуза о создании базовой кафедры

Согласование и подписание договора о создании базовой кафедры

Таким образом, на современном этапе нормативно закреплены все предпосылки создания базовой

кафедры педагогического вуза в образовательных организациях. Определение её типа, направленности и содержания работы должно определяться заинтересованными сторонами. В этом случае данный формат педагогической подготовки студентов позволит вы-

полнить новые требования к качеству школьного образования, выраженных в федеральных государственных образовательных стандартах, и обеспечить выполнение профессионального стандарта педагога.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЭ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

2. «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций». Утверждена Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п - П8// Правовая справоч-но-информационная система «Консультант Плюс».

3. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (ред. от 03.12.2015) «О лицензировании образовательной деятельности»// Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.08.2013 № 958 «Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы» (зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 № 29819)// Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации№ 544н от 18.10.2013«0б утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерацииот 25.10.2014 № 1115н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс»

7. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги [Текст] / Е.И. Булин-Соколова, A.C. Обухов, A.JI. Семенов // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. -№3. - С. 207-225.

References

1. Federal'niy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 02.03.2016) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [The Federal Law of the Russian Federation of 2 March 2016 on Education] // Pravovaya spravochno-informatsionnaya sistema "Konsul'tant Plyus".

2. "Kompleksnaya programma povysheniya professional'nogo urovnya pedagogicheskikh rabotnikov ob-shcheobrazovatel'nikh organizatsiy". Utverzhdena Pravitel'stvom RF 28.05.2014 N° 324lp - P8 [Comprehensive program of professional development for teaching employees of educational organizations] // Pravovaya spravochno-informatsionnaya sistema "Konsul'tant Plyus".

3. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 28.10.2013 № 966 (red. ot 03.12.2015^) "O litsenzirovanii obra-zovatel'noy deyatel'nosti" [on Licensing of Educational Activity] // Pravovaya spravochno-informatsionnaya sistema "Konsul'tant Plyus".

4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 14.08.2013 № 958 "Ob utverzhdenii Por-yadka sozdaniya professional'nymi obrazovatel'nymi organizatsiyami vysshego obrazovaniya kafedr i inykh struk-turnykh podrazdeleniy, obespechivayushchikh prakticheskuyu podgotovku obuchayushchikhsya, na baze inykh organizatsiy, osushchestvlyayushchikh deyatel'nost'poprofilyu sootvetstvuyushchey obrazovatel'noyprogrammy" (zaregistri-rovano v Minyuste Rossii 30.08.2013 № 29819) [on Approval of the Procedure for Formation of Departments and Other Structural Subdivisions Providing Practical Training of Students Based on Other Organizations Conducting Activities of Corresponding Education Programs by Educational Organization for Higher Professional Education] // Pravovaya spravochno-informatsionnaya sistema "Konsul'tant Plyus".

5. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii № 544n ot 18.10.2013 "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')" (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 06.12.2013 № 30550) [on Confirmation of Occupational Standard "Pedagog" (for preschool education, elementary general education, basic general education, general secondary education) (nursery teacher, teacher)] // Pra-vovaya spravochno-informatsionnaya sistema "Konsul'tant Plyus".

6. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii 25.10.2014 № 1115n "O vnesenii iz-meneniya vprikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 18.10.2013 "Ob utverzhdeniipro-fessional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')" [on Concerning the Introduction of an Amendment to Order of Ministry of Labour and Social Security of the Russian Federation of 18 October 2013 on Confirmation of Occupational Standard "Pedagog" (for preschool education, elementary general education, basic general education, general secondary education) (nursery teacher, teacher)] // Pravovaya spravochno-informatsionnaya sistema "Konsul'tant Plyus".

7.Bulin-Sokolova E.I., Obukhov A.S., Semyenov A.L. Budushcheyepedagogicheskoye obrazovaniye. Naprav-leniye dvizheniya. i pervyye prakticheskye shagi [Future pedagogical education. Direction of running and first practical steps] // Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye. 2014. T. 19, №3, pp. 207-225.

LEGAL GROUNDS FOR ORGANIZING BASIC CHAIR OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Tamara S. Volokh,

Associate Professor, Omsk State Pedagogical University

Abctract. The issue raised in the article addresses the questions of how to organize basic chairs of Pedagogical University in educational establishments within the context of the requirements of National Occupational Standard for educators. The special conditions of basic chair organization emerge as the basis of student pedagogical training in accordance with normative base. The author considers one of the major aspects of organizational process - legal grounds for organizing basic chairs in educational organization.

Keywords: modernization of pedagogical education,National Occupational Standard for educators, educational organization, basic chair, pedagogical university.

Сведения об авторе:

Волох Тамара Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры правоведения, государственного и муниципального управления Омского государственного педагогического университета (г. Омск, Российская Федерация), е-таН:уо1оЬ_18@таП.ги.

Статья поступила в редакцию 19.04.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.