Научная статья на тему 'Правовая охрана недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы в контексте новой государственной экологической политики'

Правовая охрана недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы в контексте новой государственной экологической политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
958
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НЕДРАХ / МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВАЯ БАЗА / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / RESTORATION OF NATURAL RESOURCES / GEOLOGICAL INFORMATION OF MINERAL RESOURCES / MINERAL RESOURCES / USES OF MINERAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воротников Андрей Алексеевич, Сорокина Юлия Викторовна

В статье исследуются эколого-правовые проблемы, возникающие в сфере рационального использования и охраны недр и содержащихся в них полезных ископаемых. Рассмотрено соотношение и взаимосвязь таких понятий, как недропользование, геолого-разведочные работы и воспроизводство минерально-сырьевой базы. Особое внимание уделено вопросам реформирования законодательства о недрах и основным направлениям совершенствования экологической политики Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROTECTION SUBSOIL AND RENEWAL OF THE MINERAL RESOURCE BASE IN THE CONTEXT OF THE NEW STATE ENVIRONMENTAL POLICY

The article investigates the environmental and legal problems in the field of rational use and protection of mineral resources and contained in these minerals. Correlation and relationship of concepts such as the use of mineral resources, geological exploration and reproduction of mineral resources base. Particular attention is paid to the reform of legislation on mineral resources and the main directions of improvement of the environmental policy of the Russian state.

Текст научной работы на тему «Правовая охрана недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы в контексте новой государственной экологической политики»

ИНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА

А.А. Воротников, Ю.В. Сорокина

ПРАВОВАЯ ОХРАНА НЕДР И ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В статье исследуются эколого-правовые проблемы, возникающие в сфере рационального использования и охраны недр и содержащихся в них полезных ископаемых. Рассмотрено соотношение и взаимосвязь таких понятий, как недропользование, геолого-разведочные работы и воспроизводство минерально-сырьевой базы. Особое внимание уделено вопросам реформирования законодательства о недрах и основным направлениям совершенствования экологической политики Российского государства.

Ключевые слова: воспроизводство природных ресурсов, геологическая информация о недрах, минерально-сырьевая база, недропользование.

А.А. Vorotnikov, Yu.V. Sorokina

LEGAL PROTECTION SUBSOIL AND RENEWAL OF THE MINERAL RESOURCE BASE IN THE CONTEXT OF THE NEW STATE ENVIRONMENTAL POLICY

The article investigates the environmental and legal problems in the field of rational use and protection of mineral resources and contained in these minerals. Correlation and relationship of concepts such as the use of mineral resources, geological exploration and reproduction of mineral resources base. Particular attention is paid to the reform of legislation on mineral resources and the main directions of improvement of the environmental policy of the Russian state.

Keywords: restoration of natural resources, geological information of mineral resources, mineral resources, uses of mineral resources.

Обеспечение благоприятной окружающей среды невозможно без эффективного рационального использования природных ресурсов, которое является одной из ключевых задач общества и государства, и в будущем позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития страны, сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности следующих поколений. В апреле 2014 г. Правительство РФ утвердило Государственную программу «Воспроизводство и использование природных ресурсов», призван-

© Воротников Андрей Алексеевич, 2016

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия)

© Сорокина Юлия Викторовна, 2016

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия)

ную продолжить новую экологическую политику нашего государства, которая реализовывается в сферах изучения, подготовки и добычи (использования) минерально-сырьевых, водных и к сфере сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей населения и развития экономики Российской Федерации.

Важным результатом реализации государственной политики в сфере недропользования станет современная геолого-картографическая основа территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, Арктики и Антарктики для обеспечения нужд хозяйственной деятельности, прогноза развития минерально-сырьевой базы; обновленная геологическая информация о недрах, предоставляемая различным потребителям с использованием современных технологий доступа; минерально-сырьевая база, обеспечивающая потребности устойчивого развития добывающих мощностей и базовых отраслей промышленности — топливно-энергетического, агрохимического и строительного комплексов, атомной промышленности, черной и цветной металлургии; научно обоснованная система требований комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов; устойчивый государственный фонд недр, осваиваемый в интересах нынешнего и будущих поколений1.

Основными проблемами в области недропользования в настоящее время являются: совершенствование государственной политики в сфере геологии и недропользования; правовое и экономическое обеспечение развития минерально-сырьевой базы страны; повышение роли минерально-сырьевых ресурсов в развитии экономики регионов и страны в целом. В ближайшие 15-20 лет природные ресурсы, скорее всего, будут главным ускорителем роста нашей экономики. е Именно этот геополитический и экономический рычаг будет финансировать и наукоемкие отрасли хозяйственной деятельности, а также ускорит сокращение а импорта высокотехнологичной продукции и товаров широкого потребления. о Поэтому Россия сегодня должна быть заинтересована в увеличении стоимости к «нефтегазового» капитала, что, в свою очередь, требует наличия долгосрочной о

п

стратегии развития национальной минерально-сырьевой базы и программы ее а осуществления для максимального удовлетворения интересов всего общества в в

е

качестве конечной цели такой стратегии. о

В странах, характеризующихся богатым сырьевым потенциалом, воспро- ю

Т5

изводство минерально-сырьевой базы (МСБ) представляет собой важную часть |

экономического процесса. Понятие «минерально-сырьевая база» не имеет нор- к

мативного определения и трактуется в науке и практике многообразно. Чаще а

всего под ней понимается часть природного минерально-сырьевого потенциала, |

которая выявлена, учтена и оценена при проведении геологоразведочных работ. и

В широком смысле минерально-сырьевая база — это эквивалент совокупности №

разведанных и предварительно оцененных запасов и прогнозных ресурсов, учтен- 1

ных на определенную дату. В узком смысле минерально-сырьевая база — это )

запасы, доступные для добычи на современном этапе технико-экономического 6 развития2. Узкое определение МСБ очерчивается разведанными запасами и ресурсами и их восполнением в недрах. Широкое определение МСБ и ее воспроизводство включают также добывающие мощности и горное (промысловое) имущество, используемое в процессе пользования недрами.

Широкое определение воспроизводства МСБ ориентировано на глобальную

цель — обеспечение постоянно растущей потребности страны в минерально- 213

сырьевой продукции. В геолого-экономических исследованиях чаще встречается узкое определение МСБ и ее воспроизводства. Согласно принятым определениям складывается комплекс определяемых проблем недропользования. Процесс воспроизводства МСБ в расширенном толковании осуществляется под воздействием экономических законов, социально-политических и природных ограничений. От других отраслей природопользования (лесопользование, водопользование, землепользование) использование недр отличается отсутствием естественного воспроизводства сырьевых ресурсов. Можно говорить только об экономическом воспроизводстве МСБ, например, нефти, которое не сводится лишь к восполнению использованных запасов. Это представляет собой циклический процесс поисков, разведки, освоения и разработки новых и уже открытых месторождений, в т.ч. их рациональное использование. При перспективных оценках МСБ нефтегазоносных регионов должен более широко применяться воспроизводственный натурально-стоимостной подход, который объединяет социальный и экономический аспекты.

Учитывая природные особенности месторождений, их разведка, освоение и разработка характеризуются различиями в показателях результативности и экономической эффективности. По результатам предварительной разведки и уточнения параметров разрабатываемых месторождений могут увеличиваться изначально установленные разведанные (извлекаемые) запасы. В частности, в общем приросте запасов, отмечающемся в последние годы, основанная доля принадлежит доразведке нефтяными компаниями ранее эксплуатируемых месторождений3.

й В настоящее время сырьевую базу нефтегазового комплекса России составля-

я ют 2734 нефтяных, нефтегазовых, газовых и газоконденсатных месторождений, 6 (1 открытых в недрах, а также на континентальном шельфе Российской Федерации. ^ Разведанные извлекаемые запасы нефти в Российской Федерации оцениваются | в 25,2 млрд т. По добыче нефти Россия занимает 2-е место в мире. Ее месторож-| дения находятся в 40 субъектах РФ и на континентальном шельфе. В Западной ° Сибири сосредоточено 69% месторождений, в Урало-Поволжье — 17%, на Евро-

0

| пейском Севере — 7,8% и в Восточной Сибири — 3,6%. Основные разведанные | запасы нефти сконцентрированы в Уральском федеральном округе (66,7%), где >§ доминирующее положение занимает Ханты-Мансийский автономный округ, в | недрах которого находится более 50% российских нефтяных запасов. На долю | России приходится 13-15% мировых текущих запасов нефти и газового конден-| сата и около 35% запасов газа. На суше находится 87,6% начальных суммарных ! ресурсов нефти, на шельфе — 12,4%4.

ё Для экономики нашей страны невозможно переоценить значимость углево-

§ дородного сырья. Углеводородный экспорт приносит основную часть валютных

1 доходов России, которая по запасам нефти входит в группу лидеров. При этом | более четверти разведанных запасов сосредоточено в 11 уникальных месторождениях (с извлекаемыми запасами более 300 млн т.). В то же время необходимо отметить, что воспроизводство минерально-сырьевой базы невозможно без поискового задела, который в связи с высокими инвестиционными рисками создается преимущественно за счет средств федерального бюджета. И именно бюджетное финансирование необходимо для активизации увеличения объемов геолого-

214 разведочных работ.

Геологоразведочные работы представляют собой длительный процесс. Расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации, достигнутое к 2012 г., — результат инвестиций в геологоразведочные работы в предыдущие годы. И если объемы финансирования геолого-разведочных работ будут в дальнейшем сокращаться, то в стране не будет достигаться не только расширенное, но и простое воспроизводство минерально-сырьевой базы, как это было в 90-е гг. XX в.

Сегодня указанные работы выполняются за счет бюджета только на 5%, остальные — за счет недропользователей. Так, в Саратовской области недра являются перспективными для дальнейшего изучения запасов углеводородов. Прикаспийская впадина, часть которой находится в Саратовской области, включена в число пяти нефтегазоперспективных зон. В 2015 г. в пределах Алтатино-Ершовской зоны проводились полевые сейсморазведочные работы для уточнения точки заложения параметрической (исследовательской) скважины и выявления запасов нефти и газа в подсолевых отложениях (на глубине более 1 км). Завершены региональные геофизические изыскания на Воскресенско-Березовском участке Рязано-Саратовского прогиба (занимает почти все правобережье и юго-западные районы Ближнего Заволжья), уточнена ресурсная база и даны рекомендации по ее лицензированию. К приоритетным направлениям работ на ближайшее время Федеральное агентство по недропользованию относит уточнение геологического строения и оценку нефтегазового потенциала слабоизученных районов старых нефтегазодобывающих провинций европейской части России, в их числе — Волго-Уральская и Прикаспийская, частично расположенные в Саратовской области. В 2015 г. на территории региона геологоразведочные работы ш проводила 31 компания. По данным регионального министерства промышлен- и ности и энергетики, общий объем работ составил 3,1 млрд руб.5 а

В настоящее время добыча ведется преимущественно из высокодебитных о залежей, содержащих высококачественную нефть. При этом качество текущих к нефтяных запасов постоянно ухудшается, т.к. в них увеличивается доля труд- о

с

ноизвлекаемых (тяжелых и высоковязких) запасов. А ухудшение качества за- а

пасов закономерно ведет к уменьшению коэффициента извлечения нефти (КИН), в

е

величина которого устанавливается на каждом месторождении. Так, если КИН о равен 0,45, то это значит, что 45% нефти из этого месторождения можно забрать, ю

Т5

а 55% останется. Чтобы извлечь остальное, нужны новые капиталоемкие тех- и

нологии. Сегодня в России КИН составляет около 0,37. Повышение указанного к

коэффициента на 1% на разрабатываемых месторождениях страны равносильно а

открытию нового нефтяного месторождения с объемом извлекаемых запасов |

около 100-150 млн т. В то же время вторичная переработка нефти, характери- и

зующаяся параметром «глубина переработки», в России развита слабо, не более №

71%, тогда как в Европе она составляет 85-95%. На российских нефтеперера- 1 батывающих заводах из 1 т нефти выходит 470 л светлых нефтепродуктов, в то )

время как в среднем по миру — около 700 л. Низкая глубина переработки нефти 6 ведет к тому, что в нашей стране выпускаются в основном низкокачественные нефтепродукты, значительная часть которых уходит на экспорт в виде полуфабрикатов. Рост глубины переработки нефти на 10% позволит экономить 20 млн т нефти ежегодно.

По имеющимся запасам газа Россия находится на 1-м месте в мире (44,6 трлн м3),

однако мировая доля постоянно снижается: в 1991 г. она составляла почти 39%, 215

а в 2012 г. — чуть более 21%. Это связано с тем, что российские запасы уже в течение 20 лет стабильны, а мировые запасы постоянно растут. Почти 60% разведанных запасов российского природного газа — это метан, который используется для получения энергии без предварительной переработки. Остальные запасы представлены газом, содержащим разнообразные примеси (этан, пропан, бутан и другие углеводороды), используемые в качестве нефтехимического сырья.

В 2010 г. в стране было переработано только 61 млрд м3 свободного и попутного газа, из которого извлечено около 5% добытого из недр этана. Все остальное было или выпущено в атмосферу, или сожжено в факелах. Большая часть этана в составе энергетического газа (и по его цене) идет на экспорт, где он, как и другие примеси, извлекается и перерабатывается, а полученная продукция поставляется в т.ч. в Россию, по более высоким ценам.

В Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии довольно длительное время находится пакет законопроектов, принятие которых будет способствовать формированию новой экологической и экономической политики нашего государства. Эффективная реализация природных ресурсов послужит стимулом для разработки хозяйствующими субъектами технологических решений с более высоким уровнем безопасности и эффективности их использования. Особо стоит отметить два. Первый направлен на совершенствование системы нормирования и построения доступных технологий и внедрение мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, второй — на вовлечение отходов во вторичный оборот. Понятно, что без построения эффективной системы нормирования невозможно гарантировать 016 экологическую безопасность населения, обеспечивать охрану, рациональное ? использование и воспроизводство природных ресурсов в нашей стране.

т

(11 Сфера недропользования, как и многие другие, подвергается существенным,

| во многом позитивным, преобразованиям. Отметим только некоторые из них.

1 Закреплены обязательные нормы проведения дегазации организациями по до-| быче (переработке) угля с целью предотвращения взрывов и аварий на угольных | шахтах, сопровождаемых, как правило, большим числом человеческих жертв; § упрощена процедура предоставления права пользования недрами в целях добы-| чи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в границах

2 своих лицензионных участков и процедура предоставления земельных участков, ° принадлежащих государству и муниципалитетам, для нужд недропользования; « более полно урегулированы вопросы изменения границ предоставленных в | пользование участков недр на глубину и по площади; уточнен порядок расчета

0 размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства о

1 недрах; отменена плата за пользование геологической информацией, полученной

0

° в результате государственного геологического изучения недр.

го

3 Закон РФ «О недрах»6 претерпел следующие преобразования. Так, для добычи

1 общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строитель-| ных материалов недра могут не предоставляться при условии возможности использования отходов добычи полезных ископаемых и отходов иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья (ч. 2 ст. 18); определен статус единого фонда геологической информации о недрах, который является федеральной государственной информационной системой, содержащей реестр первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологи-

216 ческой информации о недрах, имеющихся в федеральном фонде геологической

информации и его территориальных фондах, фондах геологической информации субъектов РФ, органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ, организациях, находящихся в ведении указанных органов, иных коммерческих и некоммерческих организациях, а также первичную и интерпретированную геологическую информацию о недрах (ст. 27.1); установлены особенности представления, хранения и использования образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах (ст. 27.2).

Дополнительно определено, что мероприятия по государственному геологическому изучению недр (включая их региональное геологическое изучение, научно-техническое обеспечение геолого-разведочных работ, тематические и опытно-методические работы, связанные с геологическим изучением недр) осуществляются государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении федерального органа управления государственным фондом недр (Роснедра) или его территориального органа на основании государственного задания. Работы по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр (Роснедра) или его территориального органа, за счет средств заявителей (ст. 36.1)7.

Кроме того, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 279-ФЗ в Закон РФ «О недрах» внесены следующие изменения. Во-первых, в течение 90 дней с момента вступления в законную силу указанного нормативного акта подлежат исключению из перечня участков недр федерального значения участки, содержащие россыпные и техногенные месторождения алмазов и металлов платиновой группы, а также проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы по причине того, что они утрачивают статус участков недр федерального значения.

Во-вторых, с 3 октября 2016 г. определенный перечень пользователей недр (юридические лица, созданные в соответствии с федеральным законодательством, в уставном капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта РФ в совокупности превышает 50% и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект РФ имеют право распоряжаться в совокупности более чем 50% общего количества голосов, а также дочерние общества таких юридических лиц), которые проводят геологическое изучение и добычу полезных ископаемых по совмещенной лицензии, вправе в границах предоставленных им геологических или горных отводов добывать попутные полезные ископаемые (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), не указанные в лицензиях, при условии получения положительного заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и внесения соответствующих изменений в лицензию.

В-третьих, в лицензии на пользование недрами теперь необходимо указывать не только согласованный уровень добычи минерального сырья и определять право собственности на указанное минеральное сырье, как было ранее, но согласованный уровень добычи всех полезных ископаемых, включая попутные, и определять собственника добытого полезного ископаемого, включая попутные полезные ископаемые8.

Однако далеко не все существующие проблемы решены и практикой выявляются новые. Поэтому целью Закона должно стать обеспечение экономической безопасности страны, достаточной для устойчивого развития всех сфер общественной жизни и благосостояния всех слоев населения, а не просто определение правовых и экономических основ комплексного рационального использования и охраны недр и защита интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр, как сказано в Преамбуле Закона РФ «О недрах».

В то же время реформирование законодательной базы в сфере недропользования необходимо проводить так, чтобы обновленное законодательство послужило основой создания оптимальных условий сотрудничества государства и недропользователей. Закон должен регламентировать такой комплекс экономических условий, которые обеспечивают заинтересованность организаций всех форм собственности в добыче минерального сырья и воспроизводстве его запасов. Недропользователям следует гарантировать право на разработку месторождений, открытых на условиях риска, ввести конкурсную форму выдачи лицензий на геологическое изучение недр, установить дифференцированную плату за добычу полезных ископаемых в зависимости от горно-геологических условий и др. Необходимо, чтобы пользователь недр, проводивший работы по геологическому изучению участков за счет собственных и привлеченных средств и возместивший государству его расходы на поиск и оценку полезных ископаемых, мог гарантированно получать право на пользование этими участками.

Государственная политика регулирования отношений в сфере недропользования и минерально-сырьевой базы должна основываться на следующих направлениях: укрепление государственной собственности на недра; конкретизация полномочий органов исполнительной власти федерального и регионального уровней по управлению государственным фондом недр и осуществлению государственного надзора за их рациональным использованием и охраной; совершенствование управленческого механизма в этой сфере.

Для учета особенностей недропользования целесообразно установить претензионный порядок разрешения возникающих споров, возложив его на орган управления государственным фондом недр (Роснедра). Это позволит более точно определять размер ущерба в случае нарушения условий недропользования и оперативно определять мероприятия, необходимые для предотвращения экологических катастроф, а также минимизации социально неблагоприятных последствий.

Одним из важных факторов государственного влияния на условия недропользования должно стать совершенствование государственной системы информации о недрах, которая независимо от уровня средств, затраченных на ее получение, не может быть частной собственностью со всеми вытекающими правовыми последствиями. Правовые нормы должны обеспечивать государственное регулирование сбора, хранения и использования соответствующих геологических

материалов. Они нуждаются в серьезном дополнении в части правового обеспечения информации о недрах.

К геологической информации относятся геологические отчеты, карты, разрезы, подсчетные планы, изобретения, оценки минерально-сырьевых ресурсов, балансы, технико-экономические обоснования и многое другое, являющееся результатом интеллектуальной деятельности специалистов, занятых геологическим изучением и использованием недр. На эти результаты интеллектуальной деятельности распространяется действие гражданского законодательства. Керны, образцы пород и руд, пробы воды, нефти и газов, образцы пород с историческими остатками флоры и фауны и т.п. природные носители геологической информации имеют не меньшее значение, чем документированная геологическая информация, представленная на бумажных, электронных и других вещественных носителях, т.к. они имеют большой потенциальный запас данных о недрах, которые еще не извлечены и не использованы из-за ограниченных возможностей технических средств или несовершенства соответствующих методик анализа.

Важное значение имеет учет стоимости объектов геологической информации о недрах, находящихся до настоящего времени на статистическом учете в информационных системах. Эти данные дают возможность оперировать не рыночной стоимостью информационных геологических ресурсов как имущества, а его нематериальными активами, что гарантирует его сохранность в государственной собственности за счет предоставления права платного пользования государственными геологическими информационными ресурсами. В связи с этим крайне важно провести инвентаризацию и определить стоимость прав на результаты научно-технической деятельности, хранящиеся в федеральном и территориальных фондах геологической информации. Пока этого не сделано.

Существенная роль отводится и законодательному регламентированию горного аудита. Его процедура должна включать сбор и анализ информации о соблюдении условий пользования недрами, а также предоставление соответствующих рекомендаций и консалтинговых услуг9.

Постоянное совершенствование правового механизма использования и охраны природных ресурсов недр, использование которых влияет на состояние окружающей среды (а от нее в свою очередь зависит их сохранение и восстановление), необходимо для повышения эффективности экологического законодательства и экологической политики нашего государства. Высокая результативность такой политики будет достигнута далеко не сразу, однако позволит обеспечить достаточно комфортное существование граждан нашей страны, в т.ч. удовлетворение их экономических и социальных потребностей, и заложит основание для функционирования экологически и экономически развитого государства.

1 См.: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 322 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов»» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18, ч. 3, ст. 2168.

2 См.: Кривцов А.И., Беневольский Б.И., Минаков В.М., Морозов И.И. Термины и понятия отечественного недропользования: словарь-справочник. М., 2000. С. 214-215.

3 См.: Макаркин Ю.Н. Особенности воспроизводства минерально-сырьевой базы нефти, закономерности и тенденции ее развития // Бурение и нефть. 2010. № 1 (январь).

4 Материалы представлены Информационно-аналитическим центром «МИНЕРАЛ». URL: www.mineral. ru (дата обращения: 08.08.2016).

5 URL: http://news.sarbc.ru/main/2016/04/05/181768.html (дата обращения: 08.08.2016).

6 См.: Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 10, ст. 823; 2016. № 27, ч. 1, ст. 4212.

7 См.: Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 27, ст. 3996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 См.: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 279-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О недрах"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 27, ч. 1, ст. 4212.

9 2013 год — Год охраны окружающей среды: состояние, проблемы, решения / сост. И.И. Никитчук; под общ. ред. В.И. Кашина. М., 2014. С. 270-272.

М.Ю. Федорова

СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА И ОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ

В статье анализируется соотношение категорий «ситуация социального риска» и «основание социального обеспечения», а также обозначаемых ими правовых явлений. На основе концепции управления социальными рисками формулируется вывод о том, что ситуация социального риска может содержательно либо хронологически не совпадать с законодательно установленным основанием социального обеспечения.

Ключевые слова: социальный риск, ситуация социального риска, основание социального обеспечения, правоотношения по социальному обеспечению, оценка социального риска.

M.Yu. Fyodorova

SOCIAL RISK SITUATION AND A REASON FOR SOCIAL SECURITY: CORRELATION ASPECTS

The correlation of the terms "social security situation" and "reason for social security" as well as its' designated legal phenomenons is analyzed in the article. On the basis of social risks management concept the conclusion of meaningful or chronological incongruity of a social risk situation and statutorily prescribed reason for social security is drawn.

Keywords: social risk, social risk situation, reason for social security, social security legal relation, social risk summation.

Для современной российской науки права социального обеспечения продолжает оставаться актуальной задача формирования категориального аппарата отрасли, который позволил бы в полной мере отразить специфику социально-обеспечительных правоотношений, их субъектов, объектов и содержания. Одним из отраслевых понятий, наиболее значимых, с теоретической и практической точек зрения, является основание социального обеспечения. Прежде всего, с учетом особенностей субъектного состава отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, названным понятием обозначается наличие обстоятельств, дающих гражданину право на те или иные социальные предоставления. Перечень таких оснований по существу отражает спектр социальных обязательств государства перед гражданами. В связи с этим основания социального обеспечения должны быть четко сформулированы и нормативно зафиксированы.

© Федорова Марина Юрьевна, 2016

Советник Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор (Конституционный Суд Российской Федерации); e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.