удк 347.78 ПРАВОВАЯ ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Legal Protection of Copyright
Н. В. Слесарюк - преподаватель кафедры гражданского права Омского юридического института
N. V. Slesaryuk - Lecturer of the Department of Civil Law, Omsk Law Institute
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы правового регулирования в сфере авторского права, возникающие из несоответствия законодательства современным реалиям. Автором делается вывод о том, что происходит не только усиление защиты личных неимущественных авторских прав, но и «коммерциализация» имущественных прав, что приводит к неоправданному ограничению свободы доступа к информации. Автором предпринимается попытка определить возможность совершенствования отечественного гражданского законодательства в сфере авторского права.
This article examines problems of legal regulation in the area of copyright in the context of inconsistency of present day legislation with modern realities. The author concludes that enhancement of protection of personal non-property copyright goes along with "commercialization " of property rights, which leads to an unjustified restriction offreedom of information. The author attempts to find out possibilities of improving the Russian civil law in the area of copyright.
Ключевые слова: авторское право, интеллектуальная собственность, исключительное право, срок правовой охраны, информационное общество.
Copyright, intellectual property, exclusive rights, term of legal protection, information society.
Сегодня состояние правовой охраны авторских прав в России оценивается западными исследователями как критическое. В докладе, подготовленном ООН со ссылкой на данные Всемирной организации интеллектуальной собственности2, озвученном 2 февраля 2011 г. на Шестом глобальном конгрессе по борьбе с пиратством и конрафактной продукцией во Франции, говорится о том, что ежегодный ущерб от контрафактной продукции, циркулирующей по каналам международной торговли, оценивается в сумму, превышающую 100 млрд долларов. К 2015 г., если не принять радикальных мер по борьбе с пиратством, согласно исследованиям Международной торговой палаты (ICC), экономический ущерб достигнет 1,7 трлн долларов и может сокращать до 2,5 млн рабочих мест ежегодно.
В 2011 г. в число самых злостных нарушителей интеллектуальной собственности попали Аргентина, Канада, Чили, Китай, Коста-Рика, Индия, Индонезия, Филиппины, Россия, Испания, Таиланд, Украина и Вьетнам.
Аналитики IIPA выразили серьезную обеспокоенность режимом правового регулирования в нашей стране. Не устраивают их как недостаточные санкции за нарушение авторских прав, так и хаос в сфере управления правами на коллективной основе. Последствием такого пристального внимания к России может стать ее автоматическое исключение из «Общей системы привилегий», разработанной правительством США для стимулирования экономического роста развивающихся стран и предполагающей беспошлинный режим для ввоза в США 3 400 товаров из 140 стран мира3.
При этом чем сильнее ужесточается национальное законодательство, тем острее начинают звучать в обществе вопросы о необходимости переосмыслить систему правовой охраны авторских прав. В своем выступлении на международ-
Прогресс просвещения будет остановлен, так как комментировать и делать примечания к сочинениям не будет дозволено, а толкования, примечания и комментарии не могут быть отделены от текста, на печатание которого комментаторы не имеют права.
Наполеон Бонапарт (об авторском праве)1
ном экономическом форуме в Давосе президент России Дмитрий Медведев предложил странам «двадцатки» модернизировать авторские права и разработать новую международную конвенцию по защите авторских прав для цифровой среды, считая, что существующее в мире законодательство уже не соответствует требованиям эпохи Всемирной паутины4.
Интернет оказался технологией, которая способна сыграть для авторского права роль не менее значимую, чем изобретенная И. Гуттенбер-гом машина для книгопечатания. В свою очередь, авторское право во многом обусловливает пути и степень развития сети Интернет.
Профессор, вице-президент Российской академии естественных наук С. П. Капица, по его собственному мнению, занимает несколько революционную позицию в вопросе правовой охраны интеллектуальной собственности. Он считает, что «вся интеллектуальная деятельность человека связана с тем, чтобы распространять ее как можно шире, а не устанавливать права контроля и собственности... Недоступность информации есть нарушение принципиальных прав человека... По-видимому, необходимо искать другой способ поощрения авторов вместо прибыли от прямых продаж, за счет каких-то фондов или общественных отчислений»5.
Как отмечает А. Ю. Сергеев, «порождаются искусственные и неоправданные конфликты в обществе вследствие искусственных ограничений, вводимых на естественное свойство информационных объектов копироваться без существенных затрат, и ограничения эти защищаются за счет налогоплательщиков, чьи естественные права и ограничиваются»6.
Нынешнее законодательство в сфере авторского права грешит именно дисбалансом, явной и жесткой поддержкой исключительно одной сто-
1 Цит. по: Табашников И. Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность с точки зрения науки гражданского права и постановления законодательств Северной Германии, Австрии, Франции, Англии и России : исследование. СПб. : Тип. М. И. Попова, 1878. Т. 1 : Литературная собственность, ее понятие, история, объект. 576 с.
2 См.: URL: http://www.3888.ru/fakenews.html
3 См.: URL: http://copyright.ru/news/main/2011/02/24/iipa_301/
4 См.: URL: http://rian.ru/world/20110126/326733025.html
5 Капица С. П. Интернет изменит контуры права на интеллектуальную собственность // Экперт-Интернет. 2000. 24 июля.
6 Сергеев А. Ю. Автор и человек: у кого прав больше? URL: www.hr-portal.ru
роны - правообладателя - в общем процессе циркулирования контента в обществе. Есть авторы, которые хотят, чтобы их произведения использовались неограниченным кругом лиц совершенно бесплатно. Мешает этому желанию то, что в законодательстве есть нормы, устанавливающие в обязательном порядке письменную форму лицензионного договора под страхом его недействительности (п. 2 ст. 1235 ГК РФ), и, как следствие, отсутствие института свободных лицензий (Creative Commons), используемых в 52 странах мира. Авторам важно соблюдение личных неимущественных прав, а всеми или некоторыми способами использования своих произведений они охотно бы поделились с обществом.
Полагая, что ключевым вопросом авторского права является возмездность использования исключительного права на произведения, предлагаем личные неимущественные права авторов охранять с момента создания произведения, а моментом возникновения исключительного права считать регистрацию авторских прав, которой будет заниматься специально уполномоченная государственная организация. Таким образом будет формироваться единый реестр авторских прав, единая база данных, в которой каждый автор, правообладатель, предприниматель и даже пользователь могли бы узнать, легально ли свободное использование того или иного произведения, или автор не позволяет этого без своего согласия и соответствующего вознаграждения.
Еще в 1794 г. 19 июля во Франции национальным конвентом был принят закон, относящийся к праву собственности авторов всякого рода сочинений, композиторов музыки, живописцев и рисовальщиков. Статья 6 этого закона гласила: «Всякий гражданин, выпускавший в свет произведение литературы или гравюры какого бы то ни было рода, обязан представить два экземпляра в национальную библиотеку или в Кабинет эстампов республики, от которых он получит расписку библиотекаря, при несоблюдении чего он не может искать правосудия преследованием контрафакторов»7.
В 1925 г. постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР об основах авторского пра-
ва8 было установлено, что право композитора на получение гонорара за публичное исполнение музыкального произведения охраняется лишь в том случае, если им на каждом экземпляре музыкального произведения указано, что композитор оставил за собой это право.
Таким образом, возможно правовое регулирование, при котором авторы, не объявившие о своем желании иметь исключительное право, не зарегистрировавшие права в едином реестре, смогут иметь только личные неимущественные права, которые будут охраняться бессрочно.
Вся конструкция существующего сегодня авторского права имеет радикально рыночный характер, при этом забывается основная идея становления и развития авторского права - защита прав авторов, действительных создателей произведений науки, литературы и искусства, и стимулирование творчества. Современная система охраны авторского права приводит к тому, что авторы, в свое время будучи непопулярными, недорого продавшие права звукозаписывающим компаниям и издательствам, не получают от раскрученных книг и песен ни копейки. А вот сами правообладатели, напротив, не приложив никаких творческих усилий по созданию шлягеров, собирают неплохие гонорары. Причем делать они это будут всю жизнь автора, а потом и в течение 70 лет после его смерти. И все это время ни автор, ни его наследники не получают ничего, как и общество, которое могло бы пользоваться ценной информацией бесплатно.
Предлагаем срок действия исключительных прав, которые были переданы авторами издательствам или иным лицам по договорам об отчуждении прав, считать равным 50 годам. Публиковать информацию о передаче прав в едином реестре. После истечения 50 лет произведение должно перейти в общественное достояние. Если же автор еще не умер и желает воспользоваться своим правом, он может заявить об этом желании. В этом случае сроком охраны его авторских прав можно установить всю жизнь автора и 50 лет после его смерти.
При этом наследники должны вступить в право наследования в течение шести месяцев со дня смерти наследодателя, о чем должна быть сделана запись в реестре авторских прав. В случае от-
7 Закон об авторском праве. С изложением рассуждений и материалов, на коих он основан / сост. Д. А. Коптев. СПб. : Изд. юрид. кн. маг Н. К. Мартынова, 1911. 434 с.
8 См.: Об основах авторского права : постановление ЦИК и СНК СССР от 30 янв. 1925 r. URL: http://base.consultant.ru
сутствия наследников произведение должно перейти в общественное достояние.
Тот срок, в течение которого охраняются исключительные авторские права сегодня (70 лет после смерти автора), представляется слишком большим, учитывая и то, что, для того чтобы национальное законодательство соответствовало нормам Бернской конвенции, достаточно было принять и пятидесятилетний срок охраны исключительных прав. Наполеон, например, был убежден, что право авторов должно охраняться 10 лет, максимум 20 лет, если общество хочет оказать вдове и детям большее покровительство9.
Кроме этого, правильным кажется также возможность бесплатно использовать произведения, за создание которых уже заплатило государство деньгами налогоплательщиков. Если посмотреть на опыт Америки, то мы убедимся, что все авторские работы, которые оплачивает правительство США, автоматически становятся общественным достоянием. В этом есть своя справедливость. Государство тратит деньги налогоплательщиков и создает не только социальные блага, но и культурный продукт, который должен принадлежать всем.
Есть широко известные результаты работы американского правительства во время Великой
депрессии, когда привлекались художники и фотографы, отражавшие жизнь страны в те годы. Были созданы прекрасные фотографии, впоследствии вошедшие в золотой фонд. Они являются собственностью народа.
Следует рассмотреть и возможность выкупа и последующей передачи в общественное достояние других произведений литературы и кинематографа, созданных в советский период с государственной поддержкой. При этом тот факт, что во времена существования СССР действовали иные нормы охраны авторских прав, должен сделать реальным выкуп государством прав на все произведения на русском языке, созданные в СССР, которые изучаются в средней школе. Эти произведения должны стать общественным достоянием и нашим культурным наследием, которым сможет пользоваться любой человек.
Взгляд на авторское право как на абсолютное право, имеющее сакральное происхождение, должен измениться. Важно, чтобы общество понимало свой интерес в свободе распространения информации. Если число людей, которые адекватно понимают проблемы авторского права и пытаются найти подходящие решения для них, будет расти, со временем компромисс в авторском праве будет найден.
9 См.: ТабашниковИ. Г. Там же.