Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ТРУДАХ М.М. СПЕРАНСКОГО'

ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ТРУДАХ М.М. СПЕРАНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
363
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Российская империя / М.М. Сперанский / политико-правовые учения / конституция / разделение властей / крепостное право / самодержавие / реформы.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сморгунова Валентина Юрьевна

В статье показаны политико-правовые взгляды М.М. Сперанского и обозначены наиболее существенные стороны его реформаторской деятельности, а также их результаты. Автором показано, что идеи, заложенные в конституционных проектах М.М. Сперанского, не угасли безвозвратно, а неизменно присутствовали в общественной традиции и представлениях появившихся после него политических и общественных деятелей Российской империи, чьё влияние на общественную мысль со временем лишь возрастало. Эти идеи стали предпосылками формирования новых моделей государственного управления, что, в свою очередь, оказало существенное значение для дальнейшего развития отечественной правовой мысли вплоть до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ТРУДАХ М.М. СПЕРАНСКОГО»

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

РОССИИ

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-3-324-328 СМОРГУНОВА Валентина Юрьевна,

NIION: 2018-0076-3/23-207 доктор философских наук, профессор,

MOSURED: 77/27-023-2023-3-207 декан юридического факультета,

заведующая кафедрой теории права и гражданско-правового образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, e-mail [email protected] SPIN-код: 7186-6433, AuthorID: 438964

РУКИНОВ Владимир Александрович,

доктор политических наук, профессор кафедры теории права и гражданско-правового образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена,

e-mail [email protected] SPIN-код: 5450-3786, AuthorID: 423699

ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ТРУДАХ

М.М. СПЕРАНСКОГО

Аннотация. В статье показаны политико-правовые взгляды М.М. Сперанского и обозначены наиболее существенные стороны его реформаторской деятельности, а также их результаты. Автором показано, что идеи, заложенные в конституционных проектах М.М. Сперанского, не угасли безвозвратно, а неизменно присутствовали в общественной традиции и представлениях появившихся после него политических и общественных деятелей Российской империи, чьё влияние на общественную мысль со временем лишь возрастало. Эти идеи стали предпосылками формирования новых моделей государственного управления, что, в свою очередь, оказало существенное значение для дальнейшего развития отечественной правовой мысли вплоть до наших дней.

Ключевые слова: Российская империя, М.М. Сперанский, политико-правовые учения, конституция, разделение властей, крепостное право, самодержавие, реформы.

SMORGUNOVA Valentina Yurievna,

Doctor in Philosophy, Professor, Dean of the Faculty of Law, Head of the Department of Theory of Law and Civil-Legal Education of the Russian State Pedagogical University named

after A.I. Herzen, Honored Scientist of the Russian Federation

RUKINOV Vladimir Alexandrovich,

Doctor in Politics, Professor at the Department of Theory of Law and Civil-Legal Education of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen

LEGAL MODEL OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE WORKS

OF M.M. SPERANSKY

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

Annotation. This article reveals the political and legal views of M.M. Speransky, exploring the key components of his reform endeavors and their consequences. The author shows that notions proposed by M.M. Speransky in his constitutional projects did not disappear completely, but were constantly present in the public opinion and beliefs of the political and public figures of the Russian Empire that succeeded him, and their impact on public thought only grew as time went by. These ideas provided the groundwork for the establishment of new models of public administration, which had a notable relevance for the advancement of domestic legal thought up to the present.

Key words: Russian Empire, M.M. Speransky, political and legal teachings, constitution, separation of powers, serfdom, autocracy, reforms.

Современные подходы к правовой модели России характеризуются плюралистическими представлениями о различных способах политико-правового устройства государства. При этом опыт прошлых эпох позволяет помочь переосмыслить складывающуюся сегодня политико-правовую действительность.

Идеи политико-территориального устройства России, возникшие в XIX в., оставили существенный след в отечественной истории, даже несмотря на то, что большая их часть не была реализована на практике. Такие концепции позволяют нам во всей полноте получить представления о разнообразии и противоречивости исторических процессов, происходивших в российском государстве. Особо отметим, что в мировой политике начало XIX века было эпохой перехода от абсолютистских форм правления с чётким сословным разделением к республиканским формам правления. Именно в такие переходные и неоднозначные периоды свой творческий и интеллектуальный потенциал смогли в полной мере реализовать мыслители и теоретики права, предложив обществу новые и усовершенствованные модели управления, отвечающие актуальным требованиям общества [11, с. 5].

В данной связи особый интерес представляет исследование проектов развития Российской империи, появившихся в период правления императора Александра I. В это время политическая карта Европы была существенно перестроена, Финляндия и Польша получили собственное конституционное законодательство. Несмотря на то, что «давящая сила» консервативного самодержавия была слишком велика, умы многих политиков и философов того времени уже прочно заняли идеи обновления и преобразования государственного аппарата [9, с. 782]. Как следствие, широкое распространение либеральных настроений привело ко всеобщему осознанию необходимости реформ.

Начало царствования Александра I характеризовалось необходимостью разрешения двух ключевых вопросов общественно-политического значения: о ликвидации крепостной зависимости крестьян, и об ограничении монархии. Ориенти-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

рами в деятельности первых российских реформаторов стали идеологи французской революции, а также опыт европейских стран [11, с. 113].

В плеяде политических мыслителей и деятелей Российской империи рассматриваемой эпохи особое место занимает М.М. Сперанский, внёсший значительный вклад в государственно-правовое развитие России. В настоящей работе возможно рассмотреть политико-правовые взгляды этого государственного деятеля, обозначив наиболее существенные стороны его реформаторской деятельности, и их результаты.

Впервые с проектами государственно-правовых преобразований М.М. Сперанский выступает в 1808 году, после получения назначения на должность начальника экспедиции по части гражданской и духовной в Непременном совете. Эти проекты затрагивают множество сфер государственной деятельности - благодаря М.М. Сперанскому восстанавливают действие ранее приостановленные Павлом I Жалованные грамоты, отменяются ограничения по въезду и выезду в Российскую империю, прекращает свою деятельность Тайная экспедиция, ведавшая политическим сыском, и многое другое.

Однако в рамках настоящего исследования М.М. Сперанский представляет для нас интерес не столько как государственный деятель, а как философ и разработчик политико-правовых представлений об управлении государством.

В этой связи следует уделить внимание воззрениям чиновника на право и связанные с ним феномены. Наибольший интерес представляет труд М.М. Сперанского «Философские размышления о праве и государстве», в котором, помимо непосредственно размышлений о природе человеческого индивида, политик рассуждает и о праве.

В первую очередь, М.М. Сперанский определяет само право как степень данной Богом свободы, без которой он «не мог бы быть лицом» [8; с. 40-42]. Такое понимание права - как меры свободы - позволяет сделать определённые выводы о представлениях М.М. Сперанского о правовых явлениях в целом.

Причём в своих трудах М.М. Сперанский разделял употребление термина «право» в зави-

симости от субъективного или объективного понимания: либо в смысле закона, либо в смысле власти соответственно. Однако использование слова «право» в значении обладания чем-либо было, по мнению М.М. Сперанского, не свойственной для русского языка, поскольку это слово имеет родственный со словом «править» корень, однако имеет совершенно другое значение. Ведь закон сам по себе не правит - даже если управление происходит по закону, сам по себе закон различен от управления. Философ прослеживал различие между правом и законом в отечественной правовой традиции.

Также М.М. Сперанский близко к «праву» подводил и понятие «правды», однако указывал, что правда - то «линия, где борьба с самолюбием кончается и где начинается склонение к любви, есть правда», правда есть равновесие добра и зла, установление этого равновесия есть торжество правды.

Будучи не только философом, но и, прежде всего, православным христианином, М.М. Сперанский не подразумевал под «правдой» возможность реального торжества добра над злом в мире. То, что понимал правовед под утверждением правды, было скорее паритетом добра и зла. В этих же целях, по его мнению, право выступает и как мера свободы.

Рассмотрим подробнее понимание субъективного права в философии М.М. Сперанского. Мыслитель разделял значение такого «права» на определённое (например, право на какую-то именно конкретную вещь), и неопределённое (то есть на право какого-либо действия). В первом смысле право всегда олицетворяло власть субъекта над определённым объектом, во втором смысле право проявлялось лишь как способность, допустимая возможность действия - однако не охраняется законом, а лишь допускается. Именно второй вид субъективного права М.М. Сперанский считал возможным признать за нравственное, либо естественное право.

Также М.М. Сперанский проводил разделение права по основанию его происхождения и назначения на гражданское, государственное и верховное. Последний вид права правовед выделял особняком, указывая, что оно воплощает данную исключительно Богом возможность давать справедливые законы и управлять государством. Подобный подход раскрывал сугубо теологическое восприятие мыслителем происхождения права [2; с. 54-55].

Государственное право по М.М. Сперанскому имело назначением защищать власть, в то время как гражданское право защищается правом государственным, «воспрещая себе самоуправство». В подобном разделении видно зарождение

предпосылок последующего разделения публичного и частного права [10; с. 176-212].

В другой своей теоретической работе «О коренных законах государства» М.М. Сперанский приводит мысли о сущности ключевых законов любого государства, а также высказывает необходимость законодательного ограничения власти. Также правоведом вводятся такие понятия, как внешний и внутренний «образ правления», под которыми им подразумеваются законодательные акты, первые из которых регламентируют порядок государственного управления, а вторые, соответственно, являют саму суть «государственных сил», и изменение которых невозможно без разрушения «всех её отношений» [10; с. 226-248].

В своих работах М.М. Сперанский также обосновывает необходимость реформирования системы государственного управления Российской империей, при этом указывая, что указанный процесс должен происходить постепенно и с обязательным учётом общественного мнения. При этом все проекты реформирования М.М. Сперанского, ориентированные на базовые принципы государственного устройства более либеральных европейских государств, не подвергали сомнению необходимость сохранения монархической формы власти [7; с. 154-155].

Особое значение в перечне трудов М.М. Сперанского занимает его «Введение к уложению государственных законов», в котором автор представляет свои собственные взгляды на грядущее преобразование Российской империи. Критикуя современный ему порядок государственного устройства, правовед составляет подобие первой отечественной конституции, скрупулёзно перечисляя и раскрывая полномочия высших и региональных органов власти, поясняя отдельные спорные моменты, связанные с их деятельностью.

Кроме того, именно в данном труде М.М. Сперанский впервые для России формулирует необходимость реализации принципа разделения властей. При этом, указывая на законодательную, исполнительную и судную ветви власти как на ключевые силы, движущие всей государственной машиной, правовед видит источник указанных сил в народе, предлагая возвести указанную систему именно на традициях народного представительства [10; с. 32].

М.М. Сперанский предлагал учредить волостные, окружные, уездные, губернские Думы, а также высшую Государственную думу. Аналогичным образом предполагалось разделить и судебные органы, образовав волостной, окружной, губернский суд, и Судебный сенат. Исполнительная власть по М.М. Сперанскому разделялась на соответствующие управления, вплоть до наиболее высокого - министерского.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

Над всеми указанными органами должен был стоять Государственный совет, занимавшийся рассмотрением государственных законов.

Предложенная правоведом реформа государственного управления должна была качественно преобразовать весь политический уклад Российской империи, устранив ряд противоречий между полномочиями отдельных государственных органов и должностных лиц (например, губернаторов, зависевших от Министерства внутренних дел, однако назначаемых и подотчётных исключительно царю) [6, с. 262-263].

Стараниями М.М. Сперанского были образованы новые государственные органы - министерства, а также Комитет министров, который стал высшим законосовещательным органом. С его помощью император, продолжая являться абсолютным монархом, мог советоваться с наиболее выдающимися представителями государственного аппарата относительно вопросов управления страной [1, с. 310].

В представлениях А.Н. Сахарова, подобный конституционный проект стал высшим достижением отечественной политико-правовой мысли своего времени. В случае его реализации подобная модель политического управления позволила бы Российской империи совершить колоссальный прорыв, практически сразу превратившись в полноценную буржуазную монархию [9, с. 268].

Действительно, философские труды М.М. Сперанского разрешали многие актуальные для современников вопросы государства и права, что обусловливало ценность его работ. Однако появившейся возможностью российская монархия не воспользовалась. Реформаторские идеи М.М. Сперанского встретили ожесточённое сопротивление со стороны других чиновников, недовольных идеями о преобразовании подведомственных им бюрократических учреждений. Планы нового обустройства государственного управления Российской империи опровергали всю систему сложившихся устоев государственной службы, построенной на представлениях о взаимном протекционизме и патриархальности [4; с. 306-307].

Из всего проекта М.М. Сперанского была реализована лишь идея о Государственном совете, принявшем на себя необычные для отечественного политического устройства той эпохи законосовещательные функции. Самым же значительным вкладом государственного деятеля была беспрецедентная работа по систематизации всего российского законодательства. Составленный под непосредственным руководством и участием М.М. Сперанского «Свод законов Российской Империи» оставался действующим до 1917 года.

Общественное недовольство М.М. Сперанским привело к опале и фактической ссылке

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

последнего. Однако даже по возвращении сановника ко двору, в Российской империи была реализована лишь малая часть всех задуманных великим мыслителем реформ. Восстание декабристов и его последующее подавление провозгласило недопущение свободомыслия и какого-либо обновления уже устоявшихся порядков. Новый император, Николай I, правление которого началось так неоднозначно, стремился в первую очередь именно к укреплению самодержавной власти, и консервации текущего политико-правового режима, что означало полное сворачивание любых реформ [3; с. 239-242].

М.М. Сперанский вошёл в историю отечественных правовых учений не просто как успешный и прозорливый чиновник и государственный деятель, но и как настоящий мыслитель и первооткрыватель, на протяжении всей своей жизни стремящийся реализовать имеющиеся у него таланты и творческий потенциал на благо своему отечеству.

Вместе с тем, идеи, заложенные в конституционных проектах М.М. Сперанского, не угасли безвозвратно, а неизменно присутствовали в общественной традиции и представлениях появившихся после него политических и общественных деятелей Российской империи, чьё влияние на общественную мысль со временем лишь возрастало. Эти идеи стали предпосылками формирования новых моделей государственного управления, что, в свою очередь, оказало существенное значение для дальнейшего развития отечественной правовой мысли вплоть до наших дней.

Список литературы:

[1] Бахлов И.В. От империи к федерации. Саранск: Издательство Мордовского университета, 2004. 656 с.

[2] Должиков В.В. История правовых учений России: Учебник. В 3 т. / В.В. Должиков, И.Ю. Маньковский, О.Г. Моисеева [и др.]; под ред. В.В. Сорокина, А.А. Васильева. М.: Юрлитинформ, 2014. 360 с.

[3] Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9 т. Т. V. М.: Мысль, 1989. 476 с.

[4] Корф М.А. Жизнь графа Сперанского. М.: Статут, 2014. 487 с.

[5] Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе. М.: РОССПЭН, 1997. 650 с.

[6] Мироненко С.В. История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-XX в. / сост. С. В. Мироненко. М.: Политиздат, 1991. 367 с.

[7] Мицкевич А.В. Систематизация законов Российской империи М.М. Сперанским // Журнал российского права. 2001. № 5. С. 154-160.

[8] Осипов И.Д. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов / отв. ред. И.Д. Осипов. СПб.: Наука, 2002. 680 с.

[9] Сахаров А.Н. Россия: Народ. Правители. Цивилизация. М.: Институт российской истории РАН, 2004. 956 с.

[10] Сперанский М.М. Проекты и записки. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961. 244 с.

[11] Шелохаев В.В. Модели общественного переустройства России. XX век / отв. ред. В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН, 2004. 608 с.

Spisok literatury:

[1] Bakhlov I.V. Ot imperii k federatsii. Saransk: Izdatel'stvo Mordovskogo universiteta, 2004. 656 s.

[2] Dolzhikov V.V. Istoriia pravovykh uchenii Rossii: Uchebnik. V 3 t. / V.V. Dolzhikov, I.Iu. Man'kovskii, O.G. Moiseeva [i dr.]; pod red. V.V. Sorokina, A.A. Vasil'eva. M.: lurlitinform, 2014. 360 s.

[3] Kliuchevskii V.O. Kurs russkoi istorii. Soch. v 9 t. T. V. M.: Mysl', 1989. 476 s.

[4] Korf M.A. Zhizn' grafa Speranskogo. M.: Statut, 2014. 487 s.

[5] Medushevskii A.N. Demokratiia i avtorita-rizm: Rossiiskii konstitutsionalizm v sravnitel'noi Perspektive. M.: ROSSPEN, 1997. 650 s.

[6] Mironenko S.V. Istoriia otechestva: liudi, idei, resheniia. Ocherki istorii Rossii IX-XX v. / sost. S. V. Mironenko. M.: Politizdat, 1991. 367 s.

[7] Mitskevich A.V. Sistematizatsiia zakonov Rossiiskoi imperii M.M. Speranskim // Zhurnal rossi-iskogo prava. 2001. № 5. S. 154-160.

[8] Osipov I.D. Speranskii M.M. Rukovodstvo k poznaniiu zakonov / otv. red. I.D. Osipov. SPb.: Nauka, 2002. 680 s.

[9] Sakharov A.N. Rossiia: Narod. Praviteli. Tsivilizatsiia. M.: Institut rossiiskoi istorii RAN, 2004. 956 s.

[10] Shelokhaev V.V. Modeli obshchestvennogo pereustroistva Rossii. XX vek / otv. red. V.V. Shelokhaev. M.: ROSSPEN, 2004. 608 s.

[11] Speranskii M.M. Proekty i zapiski. M.-L.: Izd-vo AN SSSR, 1961. 244 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.