УДК 342
Мельников Иван Николаевич
кандидат юридических наук Костромской государственный университет [email protected]
Кукушкина Любовь Анатольевна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье представлен анализ актуальных проблем правовой культуры современного российского общества в аспекте оценки электоральной культуры. В качестве основных причин низкого уровня электоральной активности населения указываются пробелы в области знания собственных электоральных прав гражданами и негативные последствия, связанные с нарушением общих принципов избирательного права. В качестве путей преодоления этих проблем автор предлагает усилить популяризацию избирательных прав населения и осуществлять эту деятельность на постоянной основе, модернизировать систему законодательства в области повышения электоральной культуры: разработать и закрепить конкретный комплекс мероприятий, направленных на развитие правовой культуры участников избирательного процесса, определить круг ответственных лиц за их реализацию, а также обеспечить неукоснительное соблюдение принципов избирательного права.
Ключевые слова: правовая культура, электоральная культура, права и свободы человека.
Российскому демократическому обществу уже более четверти века. Конституция РФ содержит нормы, закрепляющие положения о том, что наша страна правовое государство, но это не стало спасением для России [2]. Мы по-прежнему находимся в процессе строительства гражданского общества и продолжаем обсуждать вопросы становления институтов демократии, без которых немыслимо превратить нашу страну в развитое государство с высоким уровнем правовой культуры населения. Знания правового характера, осознание жизненной ценности права, активное участие населения в деятельности государства, как путем прямых демократических способов, так и опосредовано, - все это свидетельствует о закреплении в обществе стандартов правомерного поведения и развития демократических принципов в государстве. Реализация этих начал позволит достичь результата в формировании правовой культуры как с позиции общества, так и с позиции государства. В рамках настоящей статьи планируется провести анализ одного из направлений проявления правовой культуры общества - состояния и уровня электоральной культуры современного гражданина нашей страны. Актуальность этой работы не вызывает сомнений, поскольку в настоящее время у населения России продолжается процесс формирования отношения к выборам как единственно возможному способу воспроизводства власти в демократическом государстве.
В правовой фундамент современного избирательного права России заложены международные принципы избирательного права; под их воздействием и с учетом российского опыта в нашей стране создана целая отрасль законодательства, в которую включены нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, а также акты, принятые органами местного самоуправления.
Наличие значительного правового инструментария позволяет с уверенностью говорить о высокой значимости избирательного права с точки зрения формирования основ правового государства в нашей стране. Помимо законодательной деятельности в качестве самостоятельного направления развития электоральной культуры стоит также отметить работу избирательных комиссий, одной из основных задач которых, в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [3], является обеспечение реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Выполнение данной задачи представляется крайне важным элементом в свете того, что любой избирательный процесс может быть признан легитимным только при соблюдении всего комплекса избирательных прав [1, с. 57].
В результате анализа системы законодательства и наличия независимой системы избирательной власти можно было бы предположить, что в нашей стране сформированы необходимые условия для существования у населения должной электоральной культуры, но оценивая уровень отношения населения к выборам как форме проявления демократии, мы получаем совсем иную картину. Явка избирателей на выборах депутатов Государственной думы шестого созыва, которые состоялись в 2011 году составила 60,21%, на выборах Президента РФ в 2012 году 65,34%, а на выборах депутатов Государственной думы седьмого созыва в 2016 году явка составила уже 47,88%. Отчасти радуют цифры, представленные ЦИКов по факту выборов Президента Российской Федерации состоявшихся 18 марта 2018 года: явка избирателей на этих выборах составила 67,47%.
344
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
© Мельников И.Н., Кукушкина Л.А., 2018
Тем не менее, население не всегда осознает собственную роль и значимость в реализации демократии в нашей стране, а часто не верит в реальность существования демократических процессов при формировании органов государственной власти.
В основе первой причины лежит общий уровень правой культуры населения, который не позволяет большей части современного российского общества обладать необходимыми знаниями для понимания основ демократии, в рамках которой данное человеку право участвовать в формировании органов управления напрямую влияет на возможность обеспечения его прав и свобод. Говоря о личных правах и свободах, таких как право на жизнь или частную собственность, каждый человек стремится к максимальной защите этих прав, как самостоятельно, используя различные инструменты, так и требуя защиты этих прав от государства. Но как только речь заходит о политических правах, многие утрачивают всякий интерес к их реализации и защите, зачастую не понимая, что только при условии реализации политических прав мы можем рассчитывать на защиту своих личных прав, поскольку только демократический государственный режим, который основан на воле народа, в котором органы власти подотчетны народу, может быть гарантом защиты прав и свобод.
Для преодоления подобной проблемы в современном российском обществе необходимо осуществлять активную популяризацию электоральных прав не только в период избирательных кампаний, но и между ними. Для этой деятельности стоит привлекать общественные организации и политические партии и движения. Они будут демонстрировать свою активность в вопросе доступа к власти и в аспекте активной работы по защите прав населения. Популяризация политических прав в нашей стране должна быть ориентирована на интересы граждан, а не нацелена на создание образа политических прав в отрыве от реальных ценностей. Человеку необходимо демонстрировать зависимость его личных благ от выполнения его общественной, политической функции.
Выстраивание ориентиров для формирования электоральной культуры в российском обществе должно учитывать отсутствие у населения исторического и социального фундамента в области демократии. Это в значительной степени затрудняет процесс осознания собственной роли в политической жизни страны у старшего поколения. Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 года №2 228 была утверждена Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации. В рамках реализации целей и задач программы предусматривалась выполнение комплекса мероприятий по повышению правовой культуры избирателей в период с 1995 по 1999 годы, в число таких меро-
приятий были включены образовательные и пропагандистские мероприятия. Данная программа дала положительный эффект, о чем свидетельствует стабильно высокий уровень явки на выборах Президента РФ в 1996 г. и выборах депутатов Государственной думы 3-го созыва в 1999 г. В дальнейшем исполнение программы осуществлялось лишь частично в рамках деятельности Центральной избирательной комиссии и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в России реализуется Молодежная электоральная концепция, утвержденная постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12 марта 2014 года № 221/1429-6 [4]. В рамках концепции реализуются новые подходы и способы работы с молодыми избирателями в возрасте от 18 до 35 лет, направленные на повышение правовой культуры и электоральной активности молодых избирателей, внедрение различных форм взаимодействия организаторов выборов с общественными и молодежными организациями. Начиная с 2008 года, в соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии России от 28 декабря 2007 года № 83/666-5 «О проведении Дня молодого избирателя», избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации проводятся дни (декады, месячники) молодого избирателя с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных, в том числе молодежных организаций, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность, учреждений культуры, СМИ [5]. Данная работа представляется крайне важной как с точки зрения текущего эффекта, выражающегося в привлечении молодежи к политической жизни в стране уже сейчас, так и с точки зрения перспективного эффекта, который позволит формировать электоральную культуру новых поколений с заранее заложенными основами демократии. В то же время хотелось бы обратить внимание на недостатки, выявленные нами в существующей системе повышения правовой культуры избирателей в России:
1. Действующая система охватывает ограниченный круг участников. Данный фактор является сдерживающим в вопросах повышения правовой культуры избирателей, поскольку процесс правового воспитания должен носить непрерывный характер и не быть нацеленным только на молодежную аудиторию. Полагаем необходимым вернуться к комплексному подходу по повышению правовой культуры избирателей всех возрастных групп, сохранив приоритет в вопросах формирования правовой культуры молодых избирателей, а также разработать и внедрить комплекс мероприятий по поддержанию должного уровня правовой культуры избирателей иных возрастных групп. Указанные
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
345
мероприятия необходимо осуществлять на постоянной основе.
2. Система не использует полный комплекс инструментов в вопросах правового образования, правовой пропаганды и информационного освещения избирательных прав граждан. Номинально в Молодежной электоральной концепции закреплены основные направления работы по ее реализации, а также ее организационно-методическое и информационное обеспечение. При этом на практике мы сталкиваемся с тем, что реальное исполнение основных направлений работы реализуется крайне слабо и зачастую лишь формально. Это выражается в невыполнении основных направлений работы в части образовательной и просветительской деятельности и в части привлечения молодежи в сферу реализации отдельных избирательных прав - работа в избирательных комиссиях, работа наблюдателями. Для устранения данной проблемы требуется разработка и правовое закрепление периодического плана-графика реализации мероприятий в рамках концепции с установлением круга ответственных лиц.
Что касается второй проблемы, связанной с неверием в реальность существования демократических процессов при формировании органов государственной власти, то ее решение находится исключительно в плоскости чистоты и легитимности самого избирательного процесса. Принципы избирательного права должны находиться над нормами права и неукоснительно соблюдаться не только государством, но и обществом в целом. Например, соблюдение принципа альтернативности в избирательном праве обеспечивает каждому избирателю возможность выбора при голосовании. В нашей стране с 2006 г. на федеральных и региональных выборах запрещено использовать в избирательных бюллетенях графу «Против всех», сторонники этой позиции мотивируют положительный аспект от подобного решения тем, что данная графа - это не что иное, как протестное голосование. Но, с другой стороны, почему человек, осуществляющий свой выбор, не имеет права на политический протест? Как минимум, этот протест носит цивилизованный и правовой характер. Другой принцип - периодичность проведения избирательных процедур - также претерпел определенное воздействие. В результате принятия Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», были увеличены сроки полномочий Президента РФ и депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ. Подобные изменения увеличили промежутки между выборами и тем самым негативно отразились на электоральных правах граждан.
Таким образом, для достижения положительного результата в формировании электоральной
культуры современного российского общества необходимо:
- модернизировать систему законодательства в области повышения электоральной культуры, для этого требуется разработать и законодательно закрепить конкретный комплекс мероприятий, направленных на развитие правовой культуры участников избирательного процесса и определить круг ответственных лиц за их реализацию;
- усовершенствовать деятельность государственных органов, обеспечивающих избирательный процесс, в целях повышения их роли и ответственности в вопросах формирования правовой культуры избирателей и иных участников избирательного процесса;
- строго соблюдать фундаментальные принципы демократии в вопросах правотворчества и право применения.
Библиографический список
1. Загородский В.В. Правовая культура в контексте права избирать и быть избранным // Общество и право. - 2010. - № 1. - С. 56-61.
2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ, от 05.02.2014, № 2-ФКЗ, от 21.07.2014, № 11-ФКЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/Konstitucija-RF (дата обращения: 20.03.2018).
3. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-12062002-n-67-fz-ob (дата обращения: 20.03.2018).
4. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12 марта 2014 г. № 221/1429-6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70512050 (дата обращения: 20.03.2018).
5. Постановление Центральной избирательной комиссии России от 28 декабря 2007 года № 83/666-5 «О проведении Дня молодого избирателя» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6284554 (дата обращения: 20.03.2018).
References
1. Zagorodskij VV Pravovaya kul'tura v kontekste prava izbirat' i byt' izbrannym // Obshchestvo i pravo. -2010. - №1. - S. 56-61.
2. Konstituciya Rossijskoj Federacii (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 №6-FKZ, ot 30.12.2008, №7-FKZ, ot 05.02.2014, №2-FKZ, ot 21.07.2014, №11-FKZ [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:
346
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
http://legalacts.ru/doc/Konstitucija-RF (data
obrashcheniya: 20.03.2018).
3. Federal'nyj zakon ot 12 iyunya 2002 goda № 67-FZ «Ob osnovnyh garantiyah izbiratel'nyh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-12062002-n-67-fz-ob (data obrashcheniya: 20.03.2018).
4. Postanovlenie Central'noj izbiratel'noj komissii Rossijskoj Federacii ot 12 marta 2014 g. № 221/1429-
6 [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70512050 (data obrashcheniya: 20.03.2018).
5. Postanovlenie Central'noj izbiratel'noj komissii Rossii ot 28 dekabrya 2007 goda № 83/6665 «O provedenii Dnya molodogo izbiratelya» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6284554 (data obrashcheniya: 20.03.2018).
Вестник КГУ _J № 2. 2018
347