J
L
США является частной, а не государственной, и поэтому отсутствуют прямые государственные субсидии в культурную сферу. Однако государственная власть постоянно подчерки-
^ Теория и история культуры
вает важность культуры в жизни общества, и отсутствие прямого финансирования компенсируется поддержкой в виде широко распространенных грантов значительного размера.
Примечания
1. Куликова, Ю. П. Фандрайзинг в сфере культуры / Ю.П. Куликова // Клаузура. — 2012. — 30 марта.
2. Любимов, А. П. Рецензия на книгу Е.В. Скурко «ВТО: введение в правовую систему» / А.П. Любимов // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — Москва. — 2003. — Вып. 6. — С. 43—45.
3. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2006. — 495 с. — (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).
4. Тульчинский, Г. Л. Привлечение и аккумулирование финансовых средств: фандрайзинг в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский. — Санкт-Петербург, 1998.
5. Щитова, Н. Г. Проблемы благотворительности, меценатства и спонсорства / Н.Г. Щитова // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2010. — № 2, 3 (97, 98). — С. 18—21.
СУ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ
Е. В. Сигаева
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассмотрена правовая культура общества через существующие нормы административной ответственности по валютному регулированию с учетом последних изменений в законодательстве
РФ.
Ключевые слова: правовая культура, административная ответственность, валютное регулирование, валюта, штрафные санкции.
In this article discussed legal culture of society through the existing rules of administrative responsibility on currency regulation to reflect the latest changes in the legislation of the Russian Federation. Key words: legal culture, administrative responsibility, currency regulation, currency, penalties.
Соблюдение законодательных актов государства обществом — одно из условий развития России как цивилизованного и правового государства. В 2012 году Президентом РФ утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». Принятие вышеперечисленных основ,
в частности, направлено на формирование высокого уровня правовой культуры населения, безусловного уважения к закону, правопорядку и суду.
Нарушение норм права должно вести к неотвратимости наказания и надлежащей ответственности по самым различным основаниям с учетом принципов права (4).
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 115-118 115
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^
Ответственность за нарушения валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования установлена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). В связи с тем, что основные санкции по нарушению валютного законодательства и актов органов валютного регулирования прописаны в вышеуказанной статье, ответственность за нарушения валютного законодательства и органов валютного контроля квалифицируется как административная.
Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (1).
Для привлечения к ответственности за нарушение норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования необходимо наличие состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона) (2, с. 393).
Общим объектом правонарушений статьи 15.25 КоАП РФ являются публичные правоотношения, которые обеспечивают единую государственную политику, стабильность внутреннего валютного рынка РФ, устойчивость валюты РФ. Объективную сторону правонарушений по статье 15.25 КоАП РФ образуют противоправные деяния (действия/бездействия) резидентов или нерезидентов, которые, в свою очередь, являются субъектами правонарушений, осуществляемые в нарушение норм права (валютное законодательство РФ, акты органов валютного регулирования).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их
соблюдению (статья 2.1 КоАП РФ).
Статья 15.25 КоАП РФ содержит перечень нарушений валютного законодательства, за которые налагается административная ответственность.
1. Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций. Незаконной валютной операцией является валютная операция, запрещенная валютным законодательством РФ, либо невыполнение требований о резервировании или невыполнение требований об использовании специальных счетов при осуществлении валютных операций.
В соответствии с Федеральным Законом от 10.12.2003 года № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон 173-ФЗ), к запрещенным валютным операциям относятся валютные операции между резидентами за исключением операций/переводов, предусмотренных частями 1—3 статьи 9, частью 6 статьи 12 и частью 3 статьи 14 Закона 173-ФЗ (статья 9).
Однако статья 26 Закона 173-ФЗ отменяет требование об использовании специальных счетов и требование о резервировании с 01 января 2007 года. При этом некорректная формулировка части 1 КоАП РФ на сегодняшний день остается без изменений.
2. Частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.
Так, согласно статьи 12 Закона № 173-ФЗ, резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за пределами РФ не позднее 1 месяца со дня открытия (закрытия) таких счетов (вкладов) по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. За нарушение вышеперечисленной нормы налагается административный штраф на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей, на юридических лиц в размере от
50000 до 100000 рублей.
В конце октября 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 28.07.2012 года № 140-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № 140-ФЗ), в котором изменена формулировка нарушения, процитированного выше, а именно: «За предоставление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации». Тем самым закрывается дискуссионный вопрос по первоначальной формулировке нарушения, связанный с отсутствием установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках за пределами РФ.
Также Законом № 140 — ФЗ вводится дополнительная часть 2, в которой за непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ, по которому возлагается административная ответственность на для граждан в размере от 4000 до 5000 рублей, на должностных лиц — от 40000 до 50000 рублей, на юридических лиц — от 800000 до 1000000 рублей.
3. Согласно части 3 статьи 15.25 КоАП РФ, нарушение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а также установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в сумме от 75% до 100% суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.
Однако статья 26 Закона 173-ФЗ отменяет обязанность продажи части валютной выручки с 01 января 2007 года. При этом часть 3 КоАП РФ на сегодняшний день не отменена.
На примере частей 1 и 3 статьи 15.25, которые на сегодняшний момент не отвечают требованиям современного законодательства,
^ Теория и история культуры
видна одна из проблем правовой культуры — это противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности (3, с. 40). Вновь введенный закон №140-ФЗ, к сожалению, не снял противоречие между КоАП РФ и Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».
4. Частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение резидентом обязанности в установленный срок на получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги либо за переданные нерезидентам результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Вышеперечисленная обязанность и срок ее выполнения предусмотрены частью 1 статьи 19 Закона 173-ФЗ.
5. Частью 5 статьи 15.25. КоАП РФ предусмотрена ответственность резидента за невозврат в РФ в установленный срок денежных средств, которые уплачены нерезидентам за не ввезенные (не полученные) в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непе-реданную информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Вышеперечисленная обязанность предусмотрена частью 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ.
6. Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, за нарушение единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям или паспортов сделок.
При этом формами учета по валютным операциям для резидентов и нерезидентов являются документы, требования о предоставлении которых в уполномоченный банк установлены инструкцией Центрального Банка РФ от 04.06.2012 г. № 138 — И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации,
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь
связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
7. Часть 7 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.3 и 16.4 КоАП РФ.
До декабря 2011 года статья 15 Закона № 173-ФЗ имела градацию ограничений по единовременному ввозу и вывозу физическими лицами (резидент, нерезидент) наличности:
• ввоз в РФ суммы, в эквиваленте превышающей 10000 долларов США, подлежал декларированию таможенному органу;
• вывоз из РФ суммы свыше 3000 долларов США, но менее 10000 долларов США подлежал декларированию, а на вывоз суммы в эквиваленте свыше 10000 долларов США законом был наложен запрет (за исключением случаев, предусмотренных законом).
С декабря 2011 года ввоз в РФ и вывоз из РФ иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
В то же время Таможенное законодательство накладывает ограничение на единовременный ввоз или вывоз наличных денежных средств в эквиваленте свыше 10 000 долла-
ров США, на которые необходимо подавать таможенному органу декларацию.
Таким образом, существующая формулировка статьи 15 Закона №173-ФЗ, на первый взгляд, создает ложное понимание об отмене всех ограничений по ввозу и вывозу денежной наличности (иностранная валюта, рубли) и денежных документов (чеки, ценные бумаги в документарной форме). На наш взгляд, необходимо прописать ограничение, наложенное Таможенным законодательством в вышеперечисленной статье без применения ссылок на исполнение требований соблюдения других законов.
Резюмируя вышесказанное, в связи с постоянной работой государства в части либерализации валютного законодательства, принятием новых законов считаем, что введенный в действие закон № 140-ФЗ не вполне отражает потребности в изменениях статьи 15.25 КоАП РФ. Вышеперечисленный закон изменяет только формулировку второй части статьи 15.25 КоАП РФ и дополняет ее новой частью с существенным штрафом для юридических лиц за непредоставление информации в налоговые органы, при этом в нем не нашли отражения те изменения, которые произошли в начале 2007 года. Соответственно, налицо противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, что является серьезной проблемой формирования правовой культуры.
Считаем необходимым следующим законом об изменении ст. 15.25 КоАП РФ ввести новую формулировку нарушения части 1 КоАП РФ и отменить действие части 3 КоАП РФ. Также считаем целесообразным прописать в статье 15 Закона № 173-ФЗ ограничение, прописанное в таможенном законодательстве без применения ссылок на иные законы.
Примечания
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Крохина, Ю. А. Валютное право / Ю. А. Крохина. — Москва: Юрайт, 2011. — 579 с.
3. Любимов, А. П. Об уровне информационной и правовой культуры в России / А. П. Любимов // Представительная власть XXI век. — 2012. — № 2, 3. — С. 34—40.
4. Любимов, А. П. Рецензия на книгу: Скурко Е.В. Принципы права / А. П. Любимов // Представительная власть XXI век. — 2008. — №5, 6. — С. 69—70.