(SEA)]. Available at: encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2815897645 (accessed: 10.06.2015)
7. Kots E. S. Krepostnaya intelligentsiya [The serf intellectuals]. Leningrad, 1926. 234 p.
8. Kurmacheva M. D. Krepostnaya intelligentsiya Rossii, vtoraya polovina XVIII — nachalo XIX v. [The serf intellectuals of Russia, the second half of XVIII — the beginning of the XIX century]. Moscow, Akademizdatcenter
"Nauka" RAS, 1983. 352 p.
9. Nikitenko A. V. Zapiski i dnevniki, v 3 tomakh, tom 1 [Notes and diaries, in 3 vol., vol. 1]. St. Petersburg, 1901.
10. Pushkin A. S. Polnoe sobranie sochinenii, v 19 tomakh, tom 10 [Complete works, in 19 vol., vol. 10]. Moscow, Journalese association "Sunday", 1997. 378 p.
11. Surenskaya M. S. Kul'turoformiruiushchie dominanty dvorianskoi usadby [Culture the forming dominants of the noble estate]. Available at: cyberleninka.ru/article/n/kulturoformiruyuschie-domaninty-dvoryanskoy-usadby (accessed: 10.06.2015).
12. Russian state historical archive. Fund 789. Inventory 1. Case number 68. Sheet l. (In Russian, unpublished)
13. Fonvizin L. B. Opyt rossiiskogo soslovnika [Experience of the Russian soslovnik]. Available at: knigolubu.ru/ russian_classic/fonvizin_di/opyit_rossiyskogo_soslovnika.15043 (accessed: 10.06.2015).
сущность, СТРУКТУРА, ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
УДК 37.013
В. Н. Корчагин1, В. П. Косы рев2
пензенский государственный технологический университет 'Московский государственный институт культуры
В статье раскрывается ролевая сущность правовой культуры личности как интегративного, целостного личностного образования, отражающего уровень освоения и качество выполнения правовой социальной роли. Основными структурными компонентами правовой культуры личности обучающегося являются: когнитивный (правовые знания и правовое мышление), поведенческий (правовые умения, самоконтроль и самоанализ), эмоционально-чувственный (чувство гражданской совести и глубокого уважения к закону), нравственный (сознательность, коллективизм), волевой (ответственность, организованность и пунктуальность, способность преодолевать трудности). Технология деятельности педагогов по формированию правовой культуры обучающихся представляет собой систему правовоспитательных функций и соответствующих им методов и критериев в рамках собственной подготовки педагогов к решению воспитательных задач, подготовки обучающихся к восприятию воспитательных воздействий и к взаимодействию с педагогом в органической связи с динамическим контролем, анализом и оценкой полученных результатов.
Ключевые слова: системно-функциональная технология, педагогическая деятельность, формирование, правовая культура, личность.
1КОРЧАГИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ — доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры педагогики и психологии факультета информационных и образовательных технологий Пензенского государственного технологического университета
KORCHAGIN VLADIMIR NIKOLAEVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, senior research fellow of the Department of Pedagogy and Psychology, Information and Education Technologies Department, Penza State Technological University
2КОСЫРЕВ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ — доктор педагогических наук, профессор, начальник Управления научной работой Московского государственного института культуры
KOSYREV VASILIY PETROVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Board of scientific work, Moscow State Institute of Culture
632 p.
РАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ:
e-mail: [email protected], [email protected] © Корчагин В. Н., Косырев В. П., 2015
V. N. Korchagin1, V. P. Kosyrev2
Tenza State Technological University, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, pr. Baidukova / ul. Gagarina, 1a/11, 440039, Penza, Russian Federation
2Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
LEGAL CULTURE OF PERSONALITY: NATURE, STRUCTURE, THE TECHNOLOGY OF FORMING
The article reveals the role essence of the legal culture of personality as an integrative, holistic personal education reflecting the digestion level and the quality of performing a legal social role. The main structural components of the legal culture of students' personality are: cognitive (legal knowledge and legal thinking), behavioral (legal skills, self-control and self-analysis), emotional and sensual (a sense of civic-consciousness and a deep respect for the law), ethical (consciousness, collectivism), volitional (responsibility, self-discipline and punctuality, the ability to overcome difficulties). Teachers technology activities of creating students' legal culture is a system of legal educational functions and methods, corresponding to them, and criteria within the framework of teachers preparation to solve educational problems, students preparation to perceive educational influences and to interact with the teacher in organic connection with a dynamic control, analysis and the evaluation of obtained results. Keywords: systemic-functional technology, pedagogical activity, formation, legal culture, personality.
В педагогической науке активно и плодотворно ведётся исследовательская работа по изучению сущности и структуры правовой культуры личности, содержания и методов её формирования. Это обусловлено потребностями практики, которая свидетельствует, что без обладания этими знаниями педагоги образовательных организаций испытывают трудности в её воспитании у обучающихся. Но как показывает анализ научной литературы, далеко не все обозначенные нами вопросы глубоко и всесторонне рассмотрены. Многие из них продолжают оставаться дискуссионными.
Так, например, по вопросу о сущности правовой культуры личности учёные до сих пор не пришли к единому мнению и в настоящее время в научной литературе существует более двух сотен её определений. Это объясняется прежде всего тем обстоятельством, что до конца XX века отсутствовало общее определение правовой культуры, которое соответствовало бы её сущностному содержанию как единству взаимосвязанных объектов — культуры личности и культуры общества. Большинство авторов (Г. П. Давыдов, В. И. Зубиц-кий, А. Ф. Никитин, А. В. Малько, В. М. Обухов, В. П. Сальников, А. П. Семитько и др.) характеризуют её либо как правовую культуру
общества, либо как правовую культуру личности, либо придают ей чисто прикладной, узкий характер. Надо сказать, что эта тенденция сохранилась и до настоящего времени. Тем не менее наиболее удачным общим определением правовой культуры следует считать определение, предложенное В. П. Сальниковым. Правовая культура — это «особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям» [5, с. 629].
Что же касается определения правовой культуры личности, то из всех имеющихся в научной литературе вариантов, предложенных учёными (Е. В. Аграновская, Н. В. Корчагин, В. В. Лазарев, А. Ф. Никитин, В. П. Сальников, Н. Я. Соколов и др.), особое внимание, на наш взгляд, заслуживает определение Н. В. Корчагина. Основанием для этого является обоснование автором ролевой сущности правовой культуры личности в контексте генеалогии и системно-ролевой теории воспитания личности, основы которой разработаны в трудах Н. М. Таланчука [4, с. 57—66] и В. Н. Корчагина [1, с. 78—123].
Изучение личности в контексте социального системогенеза позволило обосновать взаи-
мосвязь происхождения человека с действием системно-ролевой закономерности развития личности (Н. М. Таланчук [4, с. 48]). Согласно этой закономерности культура человека проявляется в качестве освоения и степени выполнения объективной системы социальных ролей: в семье ? семейных социальных ролей, в коллективе — профессионально-трудовых, в обществе — гражданских, в мире ? геосфер-ных, в Я-сфере — эгосферных [1, с. 109—111]. Правовая социальная роль является важнейшей в системе социальных ролей, которые человек выполняет в различных социумах, в частности в семье, трудовом и учебном коллективе, обществе. Она интегрирует в себе знания, умения, личностные качества, которые проявляются в гражданских, семейных, учебно-производственных межличностных отношениях. Как совершенно справедливо отмечает Н. В. Корчагин, в уровне её освоения и качестве выполнения человеком проявляется его правовая культура, содержание которой составляет совокупность устойчивых характеристик правового сознания и поведения [2, с. 9].
Опираясь на результаты предыдущих исследований по формированию правовой культуры личности (В. В. Головченко, С. А. Жела-нова, В. П. Сальников, В. С. Слепокуров, А. П. Семитько и др.), на исследования в области моделирования структуры личности (А. И. Кочетов, В. С. леднев, К. К. Платонов), Н. В. Корчагин выделил в структуре правовой культуры обучающегося следующие взаимосвязанные компоненты: когнитивный (правовые знания и правовое мышление), поведенческий (правовые умения, самоконтроль и самоанализ), эмоционально-чувственный (чувство гражданской совести и глубокого уважения к закону), нравственный (сознательность, коллективизм), волевой (ответственность, организованность и пунктуальность, способность преодолевать трудности) [2, с. 9]. Таким образом, правовая культура личности, по его мнению, это интегративное, целостное личностное образование, отражающее уровень освоения и качество выполнения правовой соци-
альной роли, содержание которой составляет совокупность устойчивых характеристик правового сознания и поведения (правовых знаний, правового мышления, правовых умений, самоконтроля и самоанализа, чувства гражданской совести и глубокого уважения к закону, сознательности, коллективизма, ответственности в делах, организованности и пунктуальности, способности преодолевать трудности) [2, с. 10].
Соглашаясь с предложенной формулировкой правовой культуры личности в целом, мы, тем не менее, считаем, что перечисленные автором характеристики правового сознания и поведения можно считать только относительно устойчивыми, поскольку они составляют содержание правовой культуры непосредственно студентов образовательных организаций НПО и СПО и отражают специфику профессионального воспитания только данной категории учащейся молодёжи. Более того, как пишет Н. М. Таланчук, «если иметь в виду, что человек характеризуется множеством качеств (психологи насчитывают несколько их сотен), то становится понятным, что через отдельные качества невозможно оценить личность, тем более что они в своём взаимодействии и сочетании образуют бесконечность. Истинными показателями воспитанности являются только действия человека, но их тоже бесконечное множество» [4, с. 64]. Отсюда следует вывод, что объективно оценить правокультурность личности возможно не через отдельные вышеперечисленные социально полезные качества, а только через степень выполнения правовой социальной роли как социальной функции личности. При этом человек выражает сразу все свои свойства и отношения - и правовое сознание, и правовые чувства, и волю, и нравственность, а в целом — правокультурность. Таким образом, правовая культура личности — это её ролевая характеристика, отражающая уровень освоения личностью правовой социальной роли и качество её выполнения.
Выполнение человеком правовой социальной роли, аккумулирующей в себе правовые
ценности и правовой социальный опыт, может и должно быть регулируемым, либо через саморегулирование (собственную активность), либо через регулирование этого процесса педагогом (посредством его целенаправленной деятельности). Как педагогу построить свою деятельность, чтобы эффективно формировать правовую культуру воспитанников (обучающихся)? Иначе говоря, в чем заключается технология её формирования?
Технология — это понятие, которым в самом широком значении слова характеризуют особый вид процессов — «технологических». Под технологией понимают систему знаний о способах и операциях, осуществляемых в определённой последовательности для получения (достижения) определённого продукта (результата). Можно со всей определённостью сказать, что технология ничего общего не имеет с импровизацией, даже с творчеством, если иметь в виду данный технологический процесс. В сфере производства, где технологии и возникли, это — исходное требование к ним. Технология в производстве — это жёстко запрограммированный и вероятностный процесс получения необходимого результата. Правомерно ли говорить о педагогической технологии, имея в виду, что речь идёт о таком сложном и вариативном процессе, как воспитание и обучение?
Если не отходить от сути понятия «технология» и не подменять его каким-либо другим, то априори педагогическая технология должна пониматься как особый вид построения педагогической деятельности, в котором её компоненты (функции, отдельные действия, операции) осуществляются в определённой объективной последовательности и обеспечивают достижение поставленной учебно-воспитательной цели [1, с. 22]. Подчеркнём ещё раз: речь идёт не о любых, а объективных компонентах, представленных не в любой, а в объективной последовательности. Объективными являются те компоненты деятельности, которые обусловлены соответствующими объективными её закономерностями. Объективная последовательность — это та последователь-
ность, которая тоже обусловлена конкретными объективными закономерностями взаимодействия компонентов. Речь, следовательно, идёт об объективной структуре педагогической деятельности в её системном виде.
Мы знаем, что ни монофункциональная, ни полифункциональная теория такой структуры не объясняет. Ответ на этот вопрос даёт только системно-функциональная теория структуры и содержания педагогической деятельности, являющаяся ядром системно-синергетической педагогики (Н. М. Таланчук, В. Н. Корчагин). Именно эта теория, основанная на объективном генезисе, объясняет и закономерности, которые определяют структуру педагогической деятельности, и синер-гетический характер взаимодействия педагога и ученика, и синергетический характер взаимодействия компонентов деятельности. Поэтому можно сказать, что системно-функциональная теория структуры и содержания педагогической деятельности является одновременно общей теорией педагогических технологий.
Педагогическая технология, в объективном её понимании, есть системно-функциональное построение учебно-воспитательной деятельности педагога, обеспечивающее необходимый системно-синергетический эффект — достижение цели воспитания и обучения. Естественно, что такая технология не имеет ничего общего с актёрством и импровизацией. Она не исключает творчества, а предполагает его, но такое творчество основывается на объективной структуре деятельности [1, с. 23]. Из этого следует, что объективная структура содержания педагогической деятельности — это не штамп, не предписание, не ограничение свободы действий, а наоборот, познание этой свободы, условие творчества. Если при этом иметь в виду многообразие тех задач, которые решает педагог в учебно-воспитательном процессе, их своеобразное сплетение, а также бесконечно новое наполнение каждой функции новым содержанием при решении новых задач, то очевидно, что любая технология, неизменно включая в себя объек-
тивные компоненты, являющиеся инвариантными, в такой же мере будет включать и всё то вариативное, которое продиктовано конкретными условиями деятельности [1, с. 23]. Это справедливо и для решения задачи формирования правовой культуры обучающихся. Следует подчеркнуть, что косвенным подтверждением наших выводов являются результаты исследования Н. В. Корчагина по разработке технологической модели деятельности мастера производственного обучения по
формированию у учащихся профессионального училища (лицея) правовой культуры [3]. Из всего этого следует, что системно-функциональная технология деятельности педагогов по формированию правовой культуры обучающихся представляет собой систему неспецифических по общей структуре и специфических по содержанию воспитательных функций, связанных с ними методов и критериев оценки правовоспитательной деятельности (см. таблицу 1).
Таблица 1
Системно-функциональная технология деятельности педагогов по формированию правовой культуры обучающихся
Воспитательные функции Методы воспитательной деятельности Критерии оценки воспитательной деятельности
Фаза I. Подготовка педагогов к процессу формирования правовой культуры обучающихся
1. Диагностическая 2. Целевой ориентации 3. Планирования 4. Организаторская Диагностические Целеориентационные Проектировочные Организаторские Комплексность диагностики ПК Соответствие задач воспитания ПК результатам её диагностики Проективная обеспеченность деятельности по формированию ПК Организационная обеспеченность деятельности по формированию ПК
Фаза II. Подготовка обучающихся к восприятию воспитательных воздействий, к взаимодействию с педагогом в процессе формирования у них правовой культуры
1. Мобилизационно-побудительная 2. Коммуникативная Мобилизационно- побудительные Коммуникативные Психологическая обеспеченность правовоспитательной деятельности Коммуникативная обеспеченность правовоспитательной деятельности
Фаза III. Реализация педагогического замысла в конкретных учебно-воспитательных актах
1. Формирующая Формирующие Эффективность формирования ПК
Фаза IV. Контроль анализ, оценка, координация и коррекция деятельности педагогов по формированию правовой культуры обучающихся
1. Контрольно-аналитическая и оценочная 2. Координации и коррекции Контрольно-аналитические и оценочные Координационные и коррекционные Комплексность контроля, анализа и оценки деятельности педагога по формированию ПК Согласованность и скорректирован-ность деятельности педагогов по формированию ПК
Фаза V. Совершенствование деятельности педагогов по формированию правовой культуры обучающихся
1. Совершенствования Совершенствования Продуктивность деятельности по формированию ПК
Фаза I. Подготовка педагога к процессу формирования правовой культуры обучаю -щихся, к решению правовоспитательных задач. Она объективно обусловлена диспо-зиционной закономерностью включения педагога в значимую деятельность (В. А. Ядов). Речь идёт о процессуальной готовности педагога к формированию правовой культуры обучающихся, в которой одновременно сливаются вместе и психологическая готовность, и обеспеченность действий, и опытность, то есть процессуальная готовность педагога к формированию правовой культуры обучающихся предстаёт как деятельностная способность. Первая фаза технологии правовоспитательной деятельности педагога включает в себя следующие функции: диагностическую, целевой ориентации, планирования и организаторскую, а также соответствующие им методы и критерии оценки воспитательной деятельности (см. таблицу 1).
Функция диагностики исходного уровня правокультурности обучающихся; факторов и условий формирования правовой культуры. Доминирующее значение в её осуществлении принадлежит определению степени правокультурности, уровня сформированно-сти характеристик правового сознания и поведения, условий формирования правовой культуры в семье и воспитательного потенциала родителей, характера неформальных влияний на проявление правовой культуры. Методы диагностики исходного уровня пра-вокультурности: анкетирование, наблюдение, беседа, изучение документов и продуктов деятельности, изучение поведения, интервьюирование, социометрия, составление независимых характеристик, тестирование.
Функция целевой ориентации в формировании правовой культуры обучающихся по результатам педагогической диагностики. Она направлена на установление структуры задач, логики их решения с учётом уровня сформированности правовой культуры, характера развития индивидуальных особенностей. Основными методами, которые при этом могут использоваться, являются следующие:
выбор, дифференциация воспитательных задач, ранжирование.
Функция планирования процесса формирования правовой культуры обучающихся. На основе выверенных задач педагог осуществляет планирование своей деятельности по формированию правовой культуры обучающихся, используя следующие методы: нормирование, персонификацию деятельности, структурирование, разработку текущих, оперативных и перспективных планов. Такое планирование не является специальным, а выступает составной частью общего плана воспитательной работы.
Функция организаторской деятельности по формированию правовой культуры обучающихся. Основу такой деятельности составит, несомненно, организация ученического коллектива, деятельности его органов самоуправления, создание в нем благоприятного психологического климата, ибо коллектив является важным фактором формирования системы отношений личности. При выполнении этих задач педагог использует следующие методы: создание инициативных групп, инструктирование, оказание помощи, обучение умениям и навыкам индивидуальной и коллективной самоорганизации жизнедеятельности, распределение ролей и задач между обучающимися.
Фаза II. Подготовка обучающихся к восприятию воспитательных воздействий. Она продиктована диспозиционной закономерностью обусловленности воспитательного воздействия на личность, коммуникативной закономерностью обусловленности воспитательного взаимодействия педагога и обучающихся [1, с. 17], закономерностью обусловленности воспитательного эффекта от степени освоения личностью социальных ролей [4, с. 48]. Вторая фаза модели правовоспитательной деятельности педагога включает в себя следующие функции: мобилизационно-побу-дительную и коммуникативную, а также соответствующие им методы и критерии оценки воспитательной деятельности (см. таблицу 1).
Мобилизационно-побудительные методы: актуализация цели учебно-воспитательной
деятельности, мотивация деятельности, психологическое подкрепление, внушение, актуализация знаний и умений, психологический тренинг.
Коммуникативные методы: выбор опорных позиций, адаптирование отношений на бесконфликтной основе, накопление согласий, совместная выработка норм отношений, ориентация на доверительные отношения.
Основными формами, посредством которых осуществляется подготовка обучающихся к восприятию воспитательных воздействий, к решению поставленных задач, являются следующие: занятия по учебной дисциплине «Основы права»; воспитательные часы по формированию правовой культуры личности; формы НОТ в процессе обучения; коллективные формы учебно-производственного труда, обеспечивающие осуществление, соблюдение и исполнение корпоративных норм; внеучеб-ный факультатив для обучающихся.
Фаза III. Процесс формирования право -вой культуры обучающихся (реализация пе-дагогического замысла в конкретных учебно -воспитательных актах). Она включает в себя формирующую функцию, которая представляет собой не что иное, как перевод воспитательной цели в целевую ориентацию личности посредством соответствующего инструментария. Основными элементами такого инструментария являются методы и формы формирования правовой культуры обучающихся. Методы формирования правовой культуры обучающихся: лекции, беседы, доклады, диспуты, создание воспитывающих ситуаций правового характера, упражнения, деловые игры.
Организационные формы формирования правовой культуры обучающихся аналогичны формам, используемым педагогами в процессе подготовки их к восприятию воспитательных воздействий.
Фаза IV. Контроль, анализ, оценка, коор-динация и коррекция воспитательной дея тельности педагога по формированию пра вовой культуры обучающихся. Она включает в себя контрольно-аналитическую и оце-
ночную функцию, функцию координации и коррекции процесса формирования правовой культуры обучающихся, а также соответствующие им методы и критерии оценки воспитательной деятельности (см. таблицу 1).
Контрольно-аналитическая и оценочная функция в формировании правовой культуры обучающихся реализуется через следующие методы: анализ, синтез, классификация, типизация, сравнение, обобщение, оценивание, проверка выполнения задач, контроль соблюдения норм поведения и деятельности. Оценивая качество своей деятельности по формированию правовой культуры обучающихся, педагоги пользуются соответствующей системой критериев, которыми являются объективные показатели качества реализации воспитательных функций в их системе.
Функция координации и коррекции процесса формирования правовой культуры обучающихся. Она направлена на обеспечение скоор-динированности действий педагогов по формированию правовой культуры обучающихся, их коррекцию, что обеспечивается следующим инструментарием: разработка и применение единых и персонифицированных педагогических требований к обучающимся, согласование педагогической деятельности и её корректирование в новых условиях, выработка единых требований к организации процесса формирования правовой культуры обучающихся.
Фаза V. Совершенствование воспита-тельной деятельности педагога по форми-рованию правовой культуры обучающихся.
Она включает в себя функцию совершенствования, которая реализуется посредством следующих методов: изучение литературы, передового опыта; опытно-экспериментальная работа. Основу этой деятельности составляет творческий поиск педагогом инновационных систем формирования правовой культуры обучающихся, их компонентов, обеспечивающих совершенствование этого процесса.
Таким образом, представленный анализ свидетельствует, что проблема формирования правовой культуры обучающихся в деятельно-
^ теория и история культуры Éilllll Î! I
сти педагогов является ещё недостаточно разработанной в общей и профессиональной педагогике и одновременно чрезвычайно острой в воспитательной практике. Отсутствие кон-
Примечания
1. Корчагин В. Н. Генезис системно-синергетической педагогики: теория воспитания и обучения / Министерство образования Российской Федерации, Казанский государственный университет. Казань : Издательство Казанского государственного университета, 2003. 244 с.
2. Корчагин Н. В. Формирование правовой культуры учащихся профессионального училища (лицея) : авто-реф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук :13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования / Корчагин Николай Владимирович ; Пензенская государственная технологическая академия. Саратов, 2012. 22 с.
3. Корчагин Н. В. Системно-функциональная технология деятельности мастера производственного обучения по формированию у учащихся профессионального училища правовой культуры // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2009. № 11. С. 41—49.
4. Таланчук Н. М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма. Эвристический тезаурус. Казань : ИССО РАО, 1993. 108 с.
5. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юристь, 2000. 776 с.
References
1. Korchagin V. N. Genezis sistemno-sinergeticheskoi pedagogiki: teoriya vospitaniya i obucheniya [The genesis of system and synergetic pedagogy: theory of education and training]. Kazan, Publishing house of Kazan State University, 2003. 244 p.
2. Korchagin N. V. Formirovanie pravovoi kulturi uchashchikhsya professionalnogo uchilishcha (litseya). Avtoreferat diss. cand. ped. nauk [Formation of legal culture of professional school (lycée) pupils. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Saratov, 2012. 22 p.
3. Korchagin N. V. Sistemno-funktsionalnaya tekhnologiya deyatelnosti mastera proizvodstvennogo obucheniya po formirovaniyu u uchashchikhsya professionalnogo uchilischa pravovoi kulturi [Systemic-functional technology of a master of vocational training activities for the development of legal culture of vocational school students]. Professional education. Capital. Annex "Scientific research in education". 2009, No. 11, pp. 41—49.
4. Talanchuk N. M. 100 novykh idei v pedagogike, svyazannykh s otkrytiem fundamentalnykh zakonov sistemnogo sinergetizma. Evristicheskii tezaurus [100 new ideas in pedagogy connected with opening of fundamental laws of a system synergism. Heuristic thesaurus]. Kazan, ISSO RAE, 1993. 108 p.
5. Matuzov N. I., Malko A. V., ed. Teoriya gosudarstva iprava [Theory of the state and right]. 2nd edition. Moscow, The Publishing Group "Jurist", 2000. 776 p.
кретных научно обоснованных рекомендаций по затронутым в статье вопросам сдерживает совершенствование воспитательного процесса в образовательных организациях.