А.Г.ПАШИНЯН, д.м.н., профессор, РГМУ, Москва
Правовая консультация
Одна из основных задач здравоохранения РФ на современном этапе — повышение качества медицинской помощи. Однако, несмотря на актуальность этой проблемы, до сих пор нет однозначного научного обоснования критериев, стандартов и нормативов для его оценки.
С качеством медицинской помощи непосредственно связана проблема дефектов ее оказания и профессиональных ошибок. В последние годы в Российской Федерации растет число обращений в различные судебные инстанции пациентов, которым в той или иной степени была оказана ненадлежащая медицинская помощь.
Систематическое изучение причин и частоты различных осложнений, приводящих к неблагоприятным исходам при оказании медицинской помощи, позволяет анализировать конкретные действия медицинских работников, предлагать пути и способы своевременной профилактики, диагностики и лечения возможных осложнений.
Новый Гражданский кодекс РФ (1994) относит медицинскую деятельность к сфере услуг, что существенно расширяет права пациента. Однако механизма оценки качества и целесообразности медицинской услуги не создано.
При нарушении прав пациентов в РФ предусмотрена система защиты, включающая в себя досудебный и судебный уровни. В то же время медицинская деятельность, ввиду отсутствия правовых механизмов, оказалась неподготовленной к защите и подверженной неправомерным претензиям и искам со стороны пациентов или их родственников. Это привело к определенным потерям со стороны учреждений здравоохранения, причем одной из основных причин была и остается недостаточная правовая
©
10-й ЮБИЛЕЙНЫЙ
НЛ¥ЧНО-ОБРАЗОВЛТЕЛЬН1ЫЙ
ФОРУМ
грамотность медицинских работников, в первую очередь, незнание своих прав при исполнении профессиональных обязанностей.
В последнее время в редакцию все чаще обращаются с вопросами, касающимися медико-правовых аспектов деятельности врача. В связи с этим возникла необходимость открыть рубрику, посвященную гражданско-правовой ответственности медицинских работников.
Вопрос: Какова правовая база регулирования медицинских услуг?
Ответ: В настоящее время сложилась устойчивая правовая база регулирования медицинских услуг, ее составляют:
■ Конституция РФ;
■ Гражданский кодекс РФ; Гражданский процессуальный кодекс РФ;
■ Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан;
■ Закон РФ « О защите прав потребителей»;
■ Закон о медицинском страховании граждан РФ;
■ Федеральный закон «О рекламе»;
■ Правила предоставления платных медицинских услуг в медицинском учреждении;
■ другие законодательные документы.
В соответствии с этими документами, пациенты получили определенные права.
Пациентом считается любой человек, обратившийся за медицинской помощью, независимо от состояния своего здоровья или наличия какого-либо заболевания.
Медицинская помощь — это мероприятие, направленное на профилактику, диагностику, лечение, а также уход и представление медицинской информации.
Права пациента — это законодательно закрепленные специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, реализуемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.
В последние десятилетия правам пациентов придается большое значение и в декларациях международных медицинских неправительственных организаций. Это Лиссабонская декларация Всемирной медицинской ассоциации «О правах пациентов (1995), Декларация о развитии прав пациентов в Европе (1984) и др.
В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Гражданским кодексом РФ и Законом РФ о «Защите прав потребителей», пациент получил право на:
■ уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала;
■ выбор врача, а также выбор лечебного учреждения;
■ надлежащее качество и безопасность услуги;
■ полную и достоверную информацию об услуге и ее исполнителе;
■ оказание услуги в установленный срок;
■ врачебную тайну;
■ информационное согласие на медицинское вмешательство;
■ облегчение боли, связанной с заболеванием;
■ возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
■ полное возмещение убытков, в т.ч. на компенсацию за моральный ущерб, к которому можно отнести физические и нравственные страдания;
■ безвозмездное устранение недостатков в случае плохого качества услуги;
■ проведение консультаций с другими специалистами;
■ отказ от медицинского вмешательства;
■ уменьшение цены на услугу при несоблюдении сроков;
■ оказание медицинских услуг в условиях, соответствующих требованиям.
В случае нарушения этих прав пациент может обращаться с жалобами к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается или оказывалась медицинская помощь, или в суд.
Важным правом пациента является информационное добровольное согласие как обязательное условие медицинского вмешательства.
При получении согласия на медицинское вмешательство, а также при оформлении отказа от него учитывается компетентность больного. Имеются в виду не медицинские знания, а способность пациента понять разъяснения врача и принять свое решение, оценить свое состояние и степень риска, осознать последствия принятого решения.
Исключения составляют случаи, когда состояние больного не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно.
Эта тема будет продолжена в следующем номере журнала.