ABOUT THERUSSIAN FEDERATION HIGH EDUCATIONAL INSTITUTIONSEMD ON EDUCATION IN ANIMAL HUSBANDARY AND VETERINARY SCIENCE IN 2013/2014.
Maksimov V.I. Summary
Basic institution of Association Animal Science and Veterinary Medicine is FSBEI OF HPE MSAVMandB. Highly qualified staff of the faculty of the Academy are active in all areas of teaching work with other universities of veterinary profile.
УДК 619: 614.25
ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ
Никитин И.Н. - д. в. н., профессор, зав. кафедрой Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана
тел. (843) 273-97-25
Ключевые слова: организация ветеринарного дела, экономика, ветеринарное законодательство.
Key words: organization of veterinary affairs, economics, veterinary legislation.
Действующий Федеральный
государственный образовательный стандарт по специальности 36.05.01 - ветеринария, утвержденный в 2010г. и примерный учебный план, утвержденный 15 марта 2011 г. не обеспечивают объем и достаточный необходимый уровень организационно-экономической подготовки студентов.
В системе профессионального образования студентов факультета ветеринарной медицины ФГБОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени
Н.Э.Баумана» преподаются следующие дисциплины организационно-
экономического цикла наук:
- Организация ветеринарного дела (6 зачетных единиц, курсовая работа, зачет, экзамен);
- Ветеринарное предпринимательство (4 зачетные единицы, экзамен);
Правоведение и ветеринарное законодательство Российской Федерации (3 зачетные единицы, зачет);
- Деонтология (2 зачетные единицы, зачет);
- История ветеринарии (2 зачетные единицы, зачет).
В современных условиях, когда успешно развивается рыночная экономика, в том числе в агропромышленном
комплексе и в сфере ветеринарии, расширяется и углубляется международная торговля животными и продукцией животного происхождения, особенно после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, происходит международная интеграция ветеринарного образования, необходимо усилить организационно-экономическую подготовку ветеринарных врачей путем изменения и дополнения действующего ФГОСа и примерного учебного плана.
В примерном учебном плане подготовки ветеринарных врачей предусмотреть следующие дисциплины:
1. Организация ветеринарного дела, в объеме 8 зачетных единиц, с курсовой работой, зачетом, экзаменом. Имеется стабильный учебник И.Н. Никитина, 6-ое дополненное, переработанное издание вышло в издательстве «Лань» в марте 2014 г.
2. Ветеринарное предпринимательство, в объеме 4 зачетных единиц, с экзаменом. Проект программы этой дисциплины, разработанная в ФГБОУ ВПО КГАВМ, находится в Учебно-методическом объединении с 2011г. Учебник и практикум по этой дисциплине изданы с грифом УМО в 2009 и 2010 гг., накоплен 10-летний опыт преподавания
этой дисциплины в ФГБОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени
Н.Э.Баумана», проводились курсы повышения квалификации преподавателей вузов по профилю «Ветеринарное предпринимательство». Действующая в стране коммерческая ветеринарная служба постоянно расширяется, укрепляется и обеспечивает значительный объем рыночного спроса на ветеринарные услуги; требуются молодые ветеринарные специалисты, владеющие знаниями теории и практики ветеринарного
предпринимательства.
3. Организация государственного ветеринарного надзора, в объеме 4 зачетных единиц, с экзаменом, в связи со значительным усилением внимания органов государственной власти страны к проблемам государственного ветеринарного надзора, созданием в 2004г. Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и с 2010г. -государственных ветеринарных инспекций субъектов Российской Федерации для осуществления регионального государственного ветеринарного надзора в целях обеспечения ветеринарного благополучия животноводства и других отраслей производства, переработки, хранения, реализации продукции животного и растительного происхождения. Имеются учебник и учебное пособие.
4. Международное и национальное ветеринарное законодательство, в объеме 4 зачетных единиц, с экзаменом. Необходимость этой дисциплины
продиктована приведением нашего учебного плана в соответствие с международной системой ветеринарного образования и признанием дипломов о высшем ветеринарном образовании нашей страны в других странах мира.
5. История ветеринарии, в объеме 2 зачетных единиц, с зачетом.
6. Ветеринарная деонтология, в объеме 2 зачетных единиц, с зачетом.
7. Специализация по «Ветеринарному предпринимательству» в объеме 12 зачетных единиц для глубокого изучения комплекса наук по организации ветеринарного предпринимательства: правовых основ ветеринарного предпринимательства; маркетинга и менеджмента в сфере ветеринарного предпринимательства; финансовой деятельности предпринимателей в области ветеринарии; организации и экономики ветеринарного предпринимательства. Примерная программа по специализации «Ветеринарное предпринимательство» передана в УМО.
Наша академия ежегодно проводит повышение квалификации преподавателей ФГБОУ ВПО по:
- организации ветеринарного дела;
- ветеринарному предпринимательству;
- международному и национальному ветеринарному законодательству;
- организации государственного ветеринарного надзора.
Проводятся курсы и индивидуальное повышение квалификации.
ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ
Никитин И.Н.
Резюме
Опыт обучения студентов Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н.Э.Баумана. Предложения для включения в ФГОС и примерные учебные программы дисциплин: организация ветеринарного дела, ветеринарное предпринимательство, организация ветеринарного надзора, международное и национальное ветеринарное законодательство, история ветеринарной медицины и ветеринарная деонтология.
LEGAL AND ECONOMIC TRAINING OF STUDENTS
Nikitin I.N.
Summary
The experience of training students in the Kazan State Academy of Veterinary Medicine Bauman. Proposals for inclusion in the FSES and exemplary curriculum subjects: the organization of veterinary affairs, veterinary business, the organization of veterinary supervision, international and national veterinary legislation, the history of veterinary medicine and veterinary deontology.
УДК 619:614.23:373.6
ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ
Трошин Е.И. - д.б.н., профессор декан ФВМ Ижевская государственная сельскохозяйственная академия
Ключевые слова: навыки, производство, ветеринарные врачи. Key words: skills, production, veterinary doctors.
В соответствии с основными направлениями перестройки высшего образования в стране, перед сельскохозяйственной высшей школой поставлены задачи по улучшению качества подготовки специалистов, важнейшими критериями которых являются:
конкурентная способность, безупречный профессионализм, добросовестность,
соответствие требованиям
квалификационной характеристики,
адаптированной к условиям рыночных отношений. Формирование этих качеств возможно только при максимальной интенсификации методов учебного процесса, активизации самостоятельной работы и практического обучения на производстве.
Цель производственного обучения: закрепление теоретических знаний, полученных в академии; обучение профессиональным навыкам и
практическим приемам в конкретных производственных условиях; приобретение опыта организаторской работы по избранной специальности, планированию, материально техническому обеспечению, экономическому анализу ветеринарных мероприятий.
Организация учебных практик в ФГБОУ ВПО Ижевской ГСХА начинается с подготовки соответствующей базы и заключения договоров.
Студенты 1 курса проходят учебные практики на базе учебно-опытного хозяйства ОАО «Учхоз Июльское Ижевская ГСХА». Практики по кормопроизводству, технологическим приемам, отработке практических навыков по ветеринарии на 2
курсе - на базе учхоза и учебно-опытной конюшни ИжГСХА. Студенты 3 курса - на базе сельскохозяйственных предприятий, зооветснаба, ветеринарных аптек, Удмуртского ветеринарного
диагностического центра, в учебно-опытном хозяйстве ИжГСХА «Июльское» под руководством преподавателей и ветеринарных специалистов. Студенты 4-5 курса в передовых хозяйствах зоны распределения выпускников, в учхозе, студенческом отряде «Спасатели», имеют возможность стажировки в зарубежных странах.
Проблема производственного
обучения студентов начинается с момента подачи заявления при поступлении в ВУЗ, когда молодой человек не имеет твердого убеждения в получении будущей профессии, подает заявление в три ВУЗа на три и более разнопрофильных направления. Специальность ветеринарного врача не должна выбираться случайно, доверять заботу о здоровье наших пациентов такому специалисту дорогого стоит.
Вторая проблема это
продолжительность практик, которые с принятием каждого нового
государственного образовательного
стандарта необоснованно сокращается. Даже в тяжелые периоды военного времени и подготовки ветеринарных специалистов по сокращенной программе практическому обучению отводилось должное внимание. Компенсировать сокращение времени практик выездами в хозяйства на день-два не только не возможно, но и экономически не целесообразно.
Третья проблема - ограничение или