®
УДК 347.453 ББК 67.404.2
ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА ДИСТАНЦИОННОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ДОГОВОРОВ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
Белова Олеся Александровна
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права, Волгоградский институт бизнеса о^ау-Ье^а@гатЫег. ги
ул. Качинцев, 63, 400010 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье предлагается анализ теоретического и нормативного содержания существенных условий договора дистанционной купли-продажи. На основе анализа теоретических и практических проблем автор рассматривает отличие характерных существенных условий договора, заключаемого дистанционным способом, от обычного договора розничной купли-продажи.
Ключевые слова: договор розничной купли-продажи, договор дистанционной купли-продажи, существенные условия, оплата товара, предмет договора, количество и цена.
С развитием в мире средств связи (видеотелефон, телевидение, электронная почта, Интернет и др.) на рынке, в том числе российском, появилось множество ранее не известных способов продвижения и продажи товаров (работ, услуг), таких как, например, продажи через телемагазины, Интернет и видеотелефон. В последнее время особую знаменитость приобретает договор розничной купли-продажи дистанционным способом [1, с. 12].
Договоры, заключаемые дистанционным способом, являются договорами розничной купли-продажи. Тем не менее уточним, что главное отличие договора дистанционной купли-продажи товара от обычного договора розничной купли-продажи состоит в способе зак-о лючения (особые средства обмена информа-^ цией, путем использования электронных данО ных, письмами и т. д.) и форме договора. Од-
й нако ряд правил, предусмотренных для роз-
ч
^ ничной купли-продажи, используется и для © дистанционной купли-продажи.
Рассматривая предмет договора, констатируем, что не каждый товар, являющийся предметом договора розничной купли-продажи, может являться предметом договора дистанционной купли-продажи. Предметом договора дистанционной купли-продажи могут быть любые вещи, предназначенные для личного, семейного, домашнего или иного использования, не изъятые из оборота, используемые для потребления, не связанного с ведением предпринимательской деятельности. Но всякая ли вещь может стать товаром? Ведь именно товар заявлен как предмет договора [1, с. 44].
Некоторые авторы под предметом понимают и действия сторон, и вещи (деньги). Мы будем исходить из понятия предмета договора, как его обозначил законодатель: товар. Отличительной особенностью покупки товаров в розницу для производственного назначения является то, что их количество не может превышать нормальное, необходимое для личного, семейного, домашнего использования [11,
с. 29]. Под товаром мы будем понимать любой продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме, объект купли-продажи, рыночных отношений между продавцами и покупателями [14, с. 67].
Не допускается продажа по договору дистанционной купли-продажи алкогольной продукции и пива [18, с. 44], а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством [12, с. 44]. Например, нельзя реализовать дистанционным способом драгоценные и редкоземельные металлы, драгоценные камни, изделия из них, лекарственные средства, вооружение, боеприпасы к нему, табачная продукция, результаты научной деятельности и некоторые другие виды продукции.
Никакие имущественные права в силу их невещественной природы не могут выступать в качестве предмета договора дистанционной купли-продажи.
Следовательно, по сравнению с предметом розничной купли-продажи предмет договора дистанционной купли-продажи носит ограниченный характер.
Помимо этого предлагается включение в перечень товаров, которые не могут быть реализованы путем заключения договоров вне мест обычного ведения торговли, например, продовольственных товаров, лекарственных препаратов [6, с. 73-77]. Данное утверждение справедливо, во-первых, потому, что данные товары относятся либо к скоропортящимся, либо к требующим особых условий хранения. А во-вторых, эти товары связаны с жизнью и здоровьем граждан, следовательно, в отношении данных товаров должны предъявляться особые требования к качеству, а также к условиям доставки и хранению.
Условие о предмете договора дистанционной купли-продажи является существенным условием данного договора и считается согласованным, если определены наименование и количество товара. Остальные условия дистанционной купли-продажи - качество, ассортимент, цена - определяются по правилам купли-продажи с учетом особенностей, установленных ГК РФ для розничной купли-продажи. Однако, на наш взгляд, исходя из того что товар приобретается способом, исключающим
контакт продавца и покупателя, необходимо, чтобы существенным условием договора, помимо предмета и количества, стала и цена товара. В таком случае при изменении цены товара с момента получения акцепта покупатель может считать договор незаключенным, не принимать товар и соответственно не нести неблагоприятные последствия.
Поэтому мы считаем, что обязательными существенными условиями договора дистанционной купли-продажи должны являться предмет договора, количество и цена.
Дискуссионным представляется вопрос о моменте заключения договора дистанционной купли-продажи. Так, по мнению Е.А. Суханова, договор розничной купли-продажи дистанционным способом является реальным договором и должен считаться заключенным с момента передачи товара покупателю. Однако данное правило не применяется к договору, который считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Это обстоятельство имеет важное значение для определения момента возникновения прав и обязательств сторон по договору [4, с. 78].
А. Блинов связывает момент заключения договора розничной купли-продажи товаров дистанционным способом с моментом выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с моментом получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар [2, с. 4].
Согласно «п. 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. Можно долго обсуждать и осуждать последнюю формулировку» [9, с. 22].
Анализируя форму договора, мы можем согласиться с мнением С. Левашова, что во взаимосвязи с ГК РФ, позволяющим по соглашению использовать при заключении сделок электронно-цифровую подпись или иной аналог собственноручной подписи, можно утверждать, что электронная форма договора, заключенного посредством сети Интернет,
законом приравнена к письменной форме договора [10, с. 8].
С учетом специфики договора, а именно того, что для оформления акцепта следует всегда заполнять конкретные формы и бланки, более того, следует включать определенную информацию, требуемую нормативным правовым актом, форма договора купли-продажи дистанционным способом практически всегда письменная. Договор же заключается особыми средствами обмена информации, путем использования электронных данных, писем и т. п.
Следующим условием договора дистанционной купли-продажи выступает цена. Ни один возмездный договор не может обойтись без условия о цене, так как цена является необходимым условием, имеющим существенное значение для договора данного вида. Если в тексте договора цена не отмечена, то обязанность оплаты полученных товаров сохраняется. И при возникновении конфликтной ситуации суд, бесспорно, будет исходить из того, что при заключении договора стороны предполагали, что исполнение договора будет оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги [5, с. 31].
В соответствии с вышесказанным покупатель должен оплатить товар по цене, которая объявляется продавцом в момент заключения договора. Это правило действует, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Если договором дистанционной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара, то в случае неоплаты покупателем товара в определенный договором срок (и если иное не установлено соглашением сторон) это будет признано отказом покупателя от исполнения договора.
Статьей 491 ГК РФ регламентировано сохранение права собственности за продавцом товара до оплаты товара или наступления иных обстоятельств. Напомним, что покупатель не вправе до перехода права собственности к нему отчуждать товар или распоряжаться им каким-либо иным способом, кроме случаев, когда обратное установлено законом, договором или вытекает из назначения и свойств товара.
Поскольку договор дистанционной купли-продажи является договором присоединения, покупатель не участвует непосредственно в ценообразовании, в связи с чем цена (по правилам публичного договора) должна устанавливаться одинаковой для всех покупателей.
Специфична и оплата товара по договору с условием дистанционной розничной продажи. Оплата товара совершается наличными деньгами при доставке товара курьером [21, с. 54] или при наличии агентского договора и «электронными деньгами».
При расчетах наличными деньгами даже виртуальный магазин обязан применять кассовую технику. Это предписывается п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» [19, с. 41]. Это означает, что курьер, доставляющий товар покупателю и получающий наличные, должен выдать клиенту кассовый чек. Как правило, контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) находится в офисе продавца. Именно там пробивают кассовый чек, а потом отдают его курьеру вместе с товаром [7, с. 3].
При продаже товаров покупателю через посредника по агентскому договору выбивать чеки ККТ должен тот участник, от имени которого ведется торговля. Поэтому если по агентскому договору продажа товаров ведется от имени курьерской фирмы, то продавец может не обзаводиться кассовым аппаратом. Ведь в такой ситуации выбивать чеки должен агент-фирма, который доставляет товар заказчику. Кроме того, через свой кассовый аппарат он должен провести и вознаграждение, полученное от продавца [10, с. 9].
В электронной форме происходит также и оплата товара посредством «электронных денег», в данном случае речь идет о расчетах с использованием одной из платежных систем, таких как Webmoney Transfer, money.yandex или E-Gold. Однако деятельность по организации и осуществлению электронных расчетов через электронные платежные системы в настоящее время законом не урегулирована. По мнению А. Воскобойникова, неясный правовой статус цифровых денег вынуждает российские системы приспосабливаться к действующим нор-
мам законодательства и обычаям делового оборота [3, с. 8].
Покупателю, желающему произвести оплату «электронными деньгами», необходимо заключить соглашение с платежной системой -организацией, являющейся эмитентом электронных денег. Обычно оно заключается путем регистрации на сайте организации-эмитента с присвоением номера счета (интернет-кошелька), на котором будут храниться электронные деньги. С правовой точки зрения соглашение является договором об оказании услуг по приему платежей в пользу третьих лиц (продавцов).
Доказательством осуществления перевода денег в интернет-кошелек в платежной системе является кассовый чек, который выдается потребителю уполномоченной на эти операции организацией. На основании данного чека возможно предъявление претензии платежной системе в случае незачисления платежа [15, с. 98].
Когда покупатель оформит заказ в интернет-магазине, данный магазин обращается к администратору с просьбой перечислить деньги из кошелька покупателя на счет виртуального продавца. Покупатель сможет рассчитываться с помощью пластиковой карты, если виртуальный магазин зарегистрируется в специальной платежной системе (скажем, VISA, MASTER) и заключит с банком договор на интернет-эквайринг [13, с. 40].
Специфичен в дистанционной купле-продаже механизм возврата денег покупателю. Наиболее четко определяется в императивной норме срок такого возврата. В обязанности продавца входит возвратить покупателю уплаченную сумму не позднее чем через 10 дней с момента предъявления покупателем соответствующего требования. Этот срок не связан с моментом возврата товара. Об этом же свидетельствуют и правила, рассматривающие случай, когда возврат денег покупателю осуществляется не одновременно с возвратом товара покупателем. Из этого следует, что даже если момент обратной передачи товара откладывается, денежные средства следует вернуть в установленный срок одним из следующих способов с согласия покупателя:
- наличными денежными средствами по месту нахождения продавца, из кассы может быть выплачена стоимость возвращенных то-
варов, только если оплата за них принималась наличными денежными средствами (п. 2 Указания ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У);
- почтовым переводом. Самая распространенная практика - включить стоимость доставки в цену товара. Тогда затраты на оплату почтовых услуг включаются в расходы на продажу. Если же почтовая отправка не включена в стоимость покупки, а оплачивается покупателем отдельно от товара, зачастую с покупателя взимается усредненная стоимость доставки [20, с. 2];
- путем перечисления на указанный покупателем банковский или иной счет.
Согласно гражданскому законодательству расходы на осуществление возврата денег покупателю несет продавец. Кроме того, по умолчанию расходы на доставку от покупателя возвращенного товара возложены на продавца. Однако продавец удерживает их (расходы на доставку) от покупателя из суммы, причитающейся покупателю. «Из Правил следует, что стоимость первой доставки товара от продавца до покупателя (если она имела место) также будет возвращена клиенту. Очевидно, что удержать расходы на доставку продавец сможет, только если была произведена предоплата либо товар возвращен уже после передачи и оплаты» [19, с. 14].
Безусловно, данное теоретическое исследование не может решить всех практических проблем, возникающих при реализации договора дистанционной купли-продажи. И именно поступательное совершенствование законодательства в данной области путем теоретического осмысления позволит вывести договор дистанционной купли-продажи на новый стабильный виток развития.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Белова, О. А. Правовая природа договора дистанционной розничной купли-продажи : дис. ... канд. юрид. наук / Белова Олеся Александровна. -Волгоград, 2010. - 22 с.
2. Блинов, А. Продажа товаров дистанционным способом / А. Блинов // Новая бухгалтерия. -2008. - 24 дек. (№ 1).
3. Воскобойников, А. Киберденьги - новая виртуальная реальность / А. Воскобойников // The Retail Finance. - 2005. - J№ 2.
4. Гражданское право. В 4 т. Т. 3. Обязательственное право / под ред. Е. А. Суханова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Волтерс Клувер, 2008. - 766 с.
5. Денисов, С. Существенные условия договора / С. Денисов // Бизнес-адвокат. - 1997. - №9 10.
6. Директива № 85/577/ЕЕС от 20 декабря 1985 г. «О договорах, заключенных вне мест обычного ведения торговли» // Регулирование прямых и дистанционных продаж в Европейском Сообществе и России : рабочие материалы. - М. : СПРОС : Кон-фОП, 1999.
7. Добрынина, С. А. ККТ - применение, регистрация, ответственность / С. А. Добрынина // Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. - 2007. - №» 10-12.
8. Ефремкина, О. В. Электронные деньги в ЕС: правовой аспект / О. В. Ефремкина // Глобалистика : энциклопедия / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков [и др.]. - М. : Радуга, 2003. - С. 325-326.
9. Кечагин, И. Продажа на дистанции. Оформление сделки / И. Кечагин // Современный предприниматель. - 2008. - №2 11.
10. Левашов, С. Электронные деньги / С. Левашов // Юрист : электрон. журн. - 2005. - №2 48.
11. Левшина, Т. Л. Договор розничной купли-продажи / Т. Л. Левшина // Законодательство и экономика. - 1997. - №> 7-8.
12. Мошкович, М. Торговля на расстоянии / М. Мошкович, Н. Завойкина, Ю. Терешко // Юрист : электрон. журн. - 2007. - №2 39.
13. Петрова, Е. К. Интернет-магазины: Все проблемы решаемы! / Е. К. Петрова // ГлавБух. - 2005. -№ 15. - С. 62-67.
14. Райзберг, Б. А. Универсальный бизнес-словарь / Б. А. Райзберг, А. А. Ратковский, Л. Ш. Лозовский. - М. : Инфра-М, 1997. - 632 с.
15. Сацункевич, Е. Интернет-кошелек / Е. Са-цункевич // Юрист : электрон. журн. - 2007. - №2 4.
16. Свит, Ю. П. Общие положения о купле-продаже / Ю. П. Свит // Закон. - 2004. - №> 10. - С. 46-54.
17. Соловьева, Ю. С. Договор складского хранения по гражданскому законодательству Российской Федерации (на примере договора хранения зерна и продуктов его переработки) : дис. ... канд. юрид. наук / Соловьева Юлия Сергеевна. - Краснодар, 2008. - 174 с.
18. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ : (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ. -1995.- №> 48. - Ст. 4553
19. Филина, Ф. Н. Торговля с доставкой: проблемные моменты / Ф. Н. Филина // Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. -2007. - №> 2.
20. Фомичева, Л. П. Интернет-магазин: учет от А до Я / Л. П. Фомичева // БУХ.1С. - 2008. - № 1.
21. Чурсина, И. Ю. Торгуем на расстоянии / И. Ю. Чурсина // Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение. -2008. - № 3.
REFERENCES
1. Belova O.A. Pravovaya priroda dogovora distantsionnoy roznichnoy kupli-prodazhi: dis. ... kand. yurid. nauk [Legal Nature of the Remote Retail Sale and Purchase Agreement. Cand. jurid. sci. diss.]. Volgograd, 2010. 22 p.
2. Blinov A. Prodazha tovarov distantsionnym sposobom [Remote Merchandise Sale]. Novaya bukhgalteriya, 2008, Dec. 24 (no. 1).
3. Voskoboynikov A. Kiberdengi - novaya virtualnaya realnost [Cyber Money - a New Virtual Reality]. The Retail Finance, 2005, no. 2.
4. Sukhanov E.A., ed. Grazhdanskoe pravo. V 4 t. Т. 3. Obyazatelstvennoe pravo [Civil Law. In 4 vols. Vol. 3. Liability Law]. 3rd ed., rev. and add. Moscow, Volters Kluver Publ., 2008. 766 p.
5. Denisov S. Sushchestvennye usloviya dogovora [Significant Terms of the Contract]. Biznes-advokat, 1997, no. 10.
6. Direktiva № 85/577/EES от 20 dekabrya 1985 g. "O dogovorakh, zaklyuchennykh vne mest obychnogo vedeniya torgovli" [Guideline no. 85/577/ EEC of December 20, 1985 "On Contracts Concluded Out of the Ordinary Trade Places]. Regulirovanie pryamykh i distantsionnykh prodazh v Evropeyskom Soobshchestve i Rossii: rabochie materialy [Regulation of Direct and Remote Sales in the European Union and Russia: Working Materials]. Moscow, SPROS Publ., KonfOP Publ., 1999.
7. Dobrynina S.A. ККТ - primenenie, registratsiya, otvetstvennost [CCP - Application, Registration, Liability]. Predprinimatel bez obrazovaniya yuridicheskogo litsa. PBOYuL, 2007, no. 10-12.
8. Efremkina O.V. Elektronnye dengi v ES: pravovoy aspekt [Electronic Money in the EU: Legal Aspect]. Mazur I.I., Chumakov A.N. et al, eds. Globalistika: entsilkopediya [Global Studies: Encyclopedia]. Moscow, Raduga Publ., 2003, pp. 325-326.
9. Kechagin I. Prodazha na distantsii. Oformlenie sdelki [Remote Sale. The Deal]. Sovremennyy predprinimatel, 2008, no. 11.
10. Levashov S. Elektronnye dengi [Electronic Money]. Yurist: elektronnyy zhurnal, 2005, no. 48.
11. Levshina T.L. Dogovor roznichnoy kupli-prodazhi [Retail Sale and Purchase Agreement]. Zakonodatelstvo i ekonomika, 1997, no. 7-8.
12. Moshkovich M., Zavoykina N., Tereshko Yu. Torgovlya na rasstoyanii [Remote Trade]. Yurist: elektronnyy zhurnal, 2007, no. 39.
13. Petrova E.K. Internet-magaziny: Vse problemy reshaemy! [Online Stores: All Problems Can Be Solved!]. GlavBukh, 2005, no. 15, pp. 62-67.
14. Rayzberg B.A., Ratkovskiy A.A., Lozovskiy L.Sh. Universalnyy biznes-slovar [Universal Business Dictionary]. Moscow, Infra-M Publ., 1997. 632 p.
15. Satsunkevich E. Internet-koshelek [Internet Purse]. Yurist: elektronnyy zhurnal, 2007, no. 4.
16. Svit Yu.P. Obshchie polozheniya o kuple-prodazhe [General Provisions on Sale and Purchase]. Zakon, 2004, no. 10, pp. 46-54.
17. Solovyeva Yu.S. Dogovor skladskogo khraneniya po grazhdanskomu zakonodatelstvu Rossiyskoy Federatsii (na primere dogovora khraneniya zerna i produktov ego pererabotki): dis. ... kand. yurid. nauk [Agreement of Warehousing According to the Civil Legislation of the Russian
Federation (on the Example of Agreement on Storage of Grain and Its Products). Cand. jurid. sci. diss.]. Krasnodar, 2008. 174 p.
18. Federalnyy zakon "O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota etilovogo spirta, alkogolnoy i spirtosoderzhashchey produktsii" ot 22 noyabrya 1995 no. 171-FZ (red. ot 30 dekabrya 2012 g.) [The Federal Law "On State Regulation of Production and Turnover of Ethyl, Alcohol and Alcohol-Containing Products" of November 22, 1995 no. 171-FL]. Sobranie zakonodatelstva RF, 1995, no. 48, art. 4553.
19. Filina F.N. Torgovlya s dostavkoy: problemnye momenty [Trade With Delivery: Problems]. Predprinimatel bez obrazovaniya yuridicheskogo litsa. PBOYuL, 2007, no. 2.
20. Fomicheva L.P. Internet-magazin: uchet ot A do Ya [Online Store: Accounting From A to Z]. Bukh.lC, 2008, no. 1.
21. Chursina I.Yu. Torguem na rasstoyanii [We Sell at a Distance]. Individualnyy predprinimatel: bukhgalterskiy uchet i nalogooblozhenie, 2008, no. 3.
LEGAL DESCRIPTION OF ESSENTIAL CONDITIONS OF REMOTE SALE AND PURCHASE AGREEMENT, DEFINING ITS PLACE IN THE SYSTEM OF SALE AND PURCHASE AGREEMENTS
Belova Olesya Aleksandrovna
Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Department of Civil Law, Volgograd Institute of Business olesay-belova@rambler. ru
Kachintsev St., 63, 400010 Volgograd, Russian Federation
Abstract. This article deals with the analysis of theoretical and regulatory content of essential conditions of remote sale and purchase agreement. On the basis of the analysis of theoretical and practical problems, the author examines the differences between the essence of remote sale and purchase agreement and usual retail sales agreement.
Key words: retail sale and purchase agreement, remote sale and purchase agreement, essential conditions, merchandise payment, subject of agreement, quantity and price.