Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ БАЗА ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И УГРОЗЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ (ОПЫТ КИТАЯ)'

ПРАВОВАЯ БАЗА ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И УГРОЗЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ (ОПЫТ КИТАЯ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ / БПЛА / ДРОНЫ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / ИНЦИДЕНТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ БПЛА / АНАЛИЗ РЫНКА БПЛА / КЛАССИФИКАЦИЯ БПЛА / ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТАМИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / UNMANNED AERIAL VEHICLES / UAV / DRONES / CYBERSECURITY / INCIDENTS INVOLVING THE USE OF UAVS / UAV MARKET ANALYSIS / UAV CLASSIFICATION / INTERIM REGULATIONS ON THE MANAGEMENT OF UNMANNED AERIAL VEHICLE FLIGHT / PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлева А. В.

Беспрецедентный рост рынка беспилотных летательных аппаратов и их эксплуатации выявляет новые, все более ощутимые проблемы в нарушении авиационной, общественной и национальной безопасности, что в свою очередь требует от государств более детально прописанных правовых инструментов регулирования данной сферы. В целях усиления надзора за безопасностью полетов беспилотных летательных аппаратов в 2023 году Государственный совет и Центральная военная комиссия Китайской Народной Республики объявили о вступлении в силу с 1 января 2024 года «Временных правил управления полетами беспилотных летательных аппаратов», которые, с одной стороны, призваны эффективно разрешать и предотвращать риски, связанные с применением беспилотных летательных аппаратов, и, с другой стороны, содействовать устойчивому и здоровому развитию смежных отраслей. Эти правила стали первым специализированным административным регламентом по регулированию полетов беспилотных летательных аппаратов и связанной с ними деятельности, что свидетельствует о вступлении КНР в этап уже стандартизированного развития этой области. Это, безусловно, окажет влияние на развитие всей индустрии беспилотных летательных аппаратов в Китае и на взаимодействие в этой области на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK FOR THE UNMANNED AERIAL VEHICLES USE AND CYBERSECURITY THREATS (CHINA’S EXAMPLE)

The unprecedented growth of the market for unmanned aerial vehicles and their use reveals new, increasingly tangible problems concerning the violation of aviation, public and national security, which in turn requires states to provide more comprehensive legal instruments for regulating this area. In order to strengthen supervision over the flight safety of unmanned aerial vehicles in 2023, the State Council and the Central Military Commission of the People's Republic of China announced the entry into force on January 1, 2024 of the «Interim Regulations on the Management of Unmanned Aerial Vehicle Flight», which, on the one hand, are designed to effectively resolve and prevent risks associated with the use of drones, and on the other hand, promote the sustainable and healthy development of related industries. These rules became the first specialized administrative regulations governing the flights of unmanned aerial vehicles and related activities, which indicates that the PRC has entered a stage of already standard-based development in this area. This will certainly have an impact on the development of the entire drone industry in China and on cooperation in this field at the international level.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ БАЗА ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И УГРОЗЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ (ОПЫТ КИТАЯ)»

УДК 342 ГРНТИ 10.91

EDN: CQRHBF

Правовая база эксплуатации беспилотных летательных аппаратов и угрозы кибербезопасности (опыт Китая)

©Яковлева Анна Валерьевна Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Аннотация. Беспрецедентный рост рынка беспилотных летательных аппаратов и их эксплуатации выявляет новые, все более ощутимые проблемы в нарушении авиационной, общественной и национальной безопасности, что в свою очередь требует от государств более детально прописанных правовых инструментов регулирования данной сферы. В целях усиления надзора за безопасностью полетов беспилотных летательных аппаратов в 2023 году Государственный совет и Центральная военная комиссия Китайской Народной Республики объявили о вступлении в силу с 1 января 2024 года «Временных правил управления полетами беспилотных летательных аппаратов», которые, с одной стороны, призваны эффективно разрешать и предотвращать риски, связанные с применением беспилотных летательных аппаратов, и, с другой стороны, содействовать устойчивому и здоровому развитию смежных отраслей. Эти правила стали первым специализированным административным регламентом по регулированию полетов беспилотных летательных аппаратов и связанной с ними деятельности, что свидетельствует о вступлении КНР в этап уже стандартизированного развития этой области. Это, безусловно, окажет влияние на развитие всей индустрии беспилотных летательных аппаратов в Китае и на взаимодействие в этой области на международном уровне.

Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты; БПЛА; дроны; кибербезопасность; инциденты с применением БПЛА; анализ рынка БПЛА; классификация БПЛА; Временные правила управления полетами беспилотных летательных аппаратов; Китайская Народная Республика.

Для цитирования: Яковлева А. В. Правовая база эксплуатации беспилотных летательных аппаратов и угрозы кибербезопасности (опыт Китая)//Проблемы экономики и юридической практики. 2024. Т. 20. № 2. С. 46-53. Е01\1: СЦРНВР

Legal Framework for the Unmanned Aerial Vehicles Use and CybersecurityThreats (China's Example)

©Anna V. Yakovleva

The Herzen State Pedagogical Universityof Russia, Saint Petersburg, Russian Federation

e-mail: [email protected]

Abstract. The unprecedented growth of the market for unmanned aerial vehicles and their use reveals new, increasingly tangible problems concerning the violation of aviation, public and national security, which in turn requires states to provide more comprehensive legal instruments for regulating this area. In order to strengthen supervision over the flight safety of unmanned aerial vehicles in 2023, the State Council and the Central Military Commission of the People's Republic of China announced the entry into force on January 1, 2024 of the «Interim Regulations on the Management of Unmanned Aerial Vehicle Flight», which, on the one hand, are designed to effectively resolve and prevent risks associated with the use of drones, and on the other hand, promote the sustainable and healthy development of related industries. These rules became the first specialized administrative regulations governing the flights of unmanned aerial vehicles and related activities, which indicates that the PRC has entered a stage of already standard-based development in this area. This will certainly have an impact on the development of the entire drone industry in China and on cooperation in this field at the international level.

Keywords: Unmanned aerial vehicles; UAV; drones; cybersecurity; incidents involving the use of UAVs; UAV market analysis; UAV classification; Interim Regulations on the Management of Unmanned Aerial Vehicle Flight; People's Republic of China.

For citation: Yakovleva A. V. Legal Framework for the Unmanned Aerial Vehicles Use and Cybersecurity Threats (China's Example) // ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE. 2024. Vol. 20. № 2. P. 46-53. (in Russ.) EDN: CQRHBF

ВВЕДЕНИЕ

Производство и разработка беспилотных летательных аппаратов (далее БПЛА или дроны1) в течение последних двух десятилетий является наиболее динамичным сегментом мировой авиационной отрасли. Раньше БПЛА рождались и использовались в основном в военной области. Для удовлетворения боевых потребностей они имеют простую конструкцию, небольшой размер, легкий вес и надежную маскировку по сравнению с традиционными самолетами. С развитием рыночной экономики возникла индустрия гражданских дронов, которая быстро развивается и процветает в условиях удобства и спроса. Их недорогое производство и одновременно большие возможности позволяют осуществлять высококачественную аэровидеосъемку во многих отраслях человеческой деятельности, обещают реформировать логистическую отрасль и уже используются для гуманитарно-спасательных операций.

Однако, их широкое распространение и высокая популярность и, самое главное, низкий входной барьер в воздушное пространство, которое традиционно является жестко регулируемым сектором, создает множество рисков для безопасности, защищенности и конфиденциальности. Злоумышленники могут использовать БПЛА для неправомерного наблюдения, перевозки нелегальных товаров или

1 Дроны—это технический термин, и в юридических документах и административных нормативных документах они называются «беспилотными летательными аппаратами». —'K^^P^^A^^tTÄffi

B^MtT- —2023.07.10. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_23805381 (дата обращения: 29.02.2024).

нанести экономический ущерб, вторгаясь в закрытое воздушное пространство над аэропортами. Для того, чтобы предотвратить вред, производители постоянно находятся в разработке инновационных технологических контрмер для обеспечения безопасного и надежного использования дронов. В свою очередь государство должно создать правовое поле для балансировки между поощрением инноваций и контролем за рисками. 31 мая 2023 года Государственный совет и Центральная военная комиссия Китайской Народной Республики объявили о «Временных правилах управления полетами беспилотных летательных аппаратов», которые вступили в силу с 1 января 2024 года. Эти правила стали первым специализированным административным регламентом по регулированию полетов БПЛА и связанной с ними деятельности, по содействию здоровому и упорядоченному развитию индустрии БПЛА, а также по обеспечению авиационной, общественной и национальной безопасности2. Следует учесть, что ранее в КНР были изданы «Правила по эксплуатации легких и малых БПЛА (испытание)» (2015 г., 2019 г.)3 и «Серия нормативных документов типа «Меры по организации воздушного движения

2 «жащшш^^л^шшт^тп»

—2023.06.28. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https:// www.gov.cn/yaowen/liebiao/202306/content_6888833.htm (дата обращения: 28.02.2024).

3 См.: AC-91-FS-2015-31. -

[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://www.caac.gov.

cn/XXGK/XXGK/GFXWJ/201601/t20160113_26519.html (дата обраще-

ния: 01.03.2024); g^SAttfefrMS. AC-91-FS-2019-31R1. —[Элек-

тронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://www.caac.gov.cn/ PHONE/HDJL/YJZJ/201901/P020190104358939560608.pdf (дата обра-

щения: 01.03.2024).

гражданских беспилотных авиационных систем» (2016 г.)4. Таким образом, издание и обнародование «Временных правилах управления полетами беспилотных летательных аппаратов» означает, что индустрия БПЛА в КНР вступила в новый этап стандартизированного развития с «законами, которые необходимо соблюдать». Это, безусловно, окажет влияние на развитие всей индустрии БПЛА в Китае и на взаимодействие в этой области на международном уровне5.

БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ: АНАЛИЗ РЫНКА, ИНЦИДЕНТЫ

Следует начать с того, что по прогнозам ряда исследований к 2030 году затраты на глобальный рынок БПЛА будут варьироваться в пределах от 55,8 миллиарда долларов США6 до 90 миллиардов долларов США, при этом основными отраслями использования будут оборона, предпринимательство и логистика7.

По состоянию на 2023 год в США Федеральное управление гражданской авиации (FAA) зарегистрировало 855860 БПЛА, из которых 63% регистраций (539 191) были в развлекательных целях, а 37% (316 669)—предназначены для коммерческой эксплуатации. В 2022 году мировой рынок БПЛА оценивался в 43 миллиарда долларов США. Выручка сегмента БПЛА в 2023 году составила 1,32 миллиарда долларов США. Ожидается, что рынок будет расти на 1,21% в год с 2023 по 2028 год. (96% владельцев БПЛА в США-мужчины, и только 4%—женщины). Крупнейшим производителем потребительских БПЛА является компания DJI, с долей мирового рынка в 2022 году 54% и на рынке США 80%. В 2023 году в США БПЛА принесли средний доход в размере 3,92 доллара на человека, средняя стоимость БПЛА в 2022 году составила 540 долларов США. Ожидается, что к 2025 году мировой доход от БПЛА достигнет 63,6 миллиарда долларов США. Предполагаемая потенциальная будущая стоимость БПЛА в различных секторах к 2032 году составит около 127 миллиардов долларов США. В прошлом году предприятия и правительство в совокупности потратили на БПЛА 13 миллиардов долларов США, из которых более трети покупок БПЛА в США приходится на модели стоимостью более 2000 долларов США8.

В 2023 году Китай получил самый высокий доход от индустрии БПЛА, достигнув 1394 миллионов долларов США. Агрессивный рост индустрии БПЛА в Китае можно объяснить политической и нормативной поддержкой, а также огромными инвестициями со стороны китайского правительства. Яркими примерами тому являются: соглашение, подписанное в мае 2021 года, между Chengdu Aircraft

(MD-TM-2016-004). -

[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://www.caac.gov. cn/XXGK/XXGK/GFXWJ/201610/P020161008345668760913.pdf (дата обращения: 01.03.2024).

ШЩ» Ш^ШШЙМт. -2023.07.10. -[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://www.thepaper.cn/newsDetail_ forward_23805381 (дата обращения: 29.02.2024).

6 US drone statistics 2024. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://dronesurveyservices.com/drone-statistics/ (дата обращения: 27.02.2024).

7 ж^жАШчзтяжхшж^-.шшт&^я». -2022.11.26.

— [Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://www.secrss. com/articles/49413 (дата обращения: 02.03.2024). s US drone statistics 2024. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://dronesurveyservices.com/drone-statistics/ (дата обращения: 27.02.2024).

Industry Group (CAIG) (дочерняя компания государственной корпорации авиационной промышленности Китая) и правительством провинции Сычуань о совместном инвестировании около 1,55 млрд долларов США в создание индустриального парка в Китае, посвященного БПЛА и успешное открытие в 2023 году Научно-исследовательского института интеллектуальных беспилотных систем в авиационном индустриальном парке Цзыгун9.

Продемонстрированная статистика и приведенные примеры говорят о скорой вероятности того, что ранее неза-громожденный горизонт вскоре может изобиловать миллионами БПЛА. Учитывая, что купить его может каждый, начинают возникать вопросы относительно корпоративной и личной безопасности, конфиденциальности и потенциальных угроз кибербезопасности, исходящих с неба, так как любой, включая преступников, может использовать саму технологию, созданную на благо человечества, в незаконных целях.

В течение многих лет технологиями злоупотребляли нарушители закона и злоумышленники, которые знают, как манипулировать ими в своих целях. Подобно коварному вредоносному ПО, беспилотные летательные аппараты, находящиеся в руках злоумышленника, способны незаконно нарушать вашу конфиденциальность, незаметно собирая данные и делая снимки, не привлекая лишнего внимания. Вы можете даже не заметить, что над вашим задним двором пролетает дрон, картографирующий и сканирующий ту самую область, в которой вы чувствуете себя в безопасности. Однако конфиденциальность—не единственная проблема. В последние годы хакеры, используя именно БПЛА, экспериментировали с технологией организации кибератак, что указывает на то, насколько серьезной может быть ситуация10.

Так, например, в 2018 году китайские таможенники задержали контрабандистов, которые использовали БПЛА для перевозки ¡Phone из Гонконга в Шэньчжэнь. Отмечается, что им удалось перевезти отремонтированные ¡Phone на сумму 500 миллионов юаней (79,8 миллиона долларов США), прежде чем это вскрылось. Под покровом темноты группа из 26 человек использовала неуказанные БПЛА, чтобы «пролететь по двум 200-метровым (660-футовым) кабелям между Гонконгом и материком». Оттуда они грузили около 10 ¡Phone в небольшие сумки и отправили каждый по кабельной системе. Контрабандисты могли перевозить до 15 ООО ¡Phone каждую ночь, поэтому им удавалось наладить работу довольно эффективно. Как отмечалось, что это был первый обнаруженный в Китае случай использования БПЛА в преступлениях, связанных с трансграничной контрабандой11.

В октябре 2022 года хакерам удалось атаковать и скомпрометировать системы американской компании, предоставляющей финансовые услуги, с помощью дронов DJI.

9 China's Thriving Drone Industry. —June 9, 2021. —[Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://arc-group.com/china-thriving-drone-industry/ (дата обращения: 01.03.2024).

10 Chopra A. Tracking, Hacking and Attacking: The Game of Drones of Hovering Cybersecurity Risks. —August 17, 2023. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://thecyberexpress.com/drones-hacking-hovering-cybersecurity-risks/ (дата обращения: 27.02.2024).

11 China busts smugglers using drones to transport smartphones: state media. —March 30, 2018. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://www.reuters.com/article/us-china-crime-smartphones-smugglers/china-busts-smugglers-using-drones-to-transport-smartphones-state-media-idlNKBNlH60BT/ (дата обращения: 25.02.2024).

Безопасно приземлив дроны на крышу компании, кибер-преступники использовали модифицированные устройства Wi-Fi Pineapple для захвата сетевых учетных данных. Используя украденные учетные данные, хакеры могли получить доступ к внутренним сетям и украсть конфиденциальные данные. Сообщается, что атака существенно повлияла на деятельность компании, хотя название компании так и не было раскрыто12.

Так же, все в том же году исследовательская группа Cybernews обнаружила открытую базу данных с более чем 90 миллионами записей журналов мониторинга дронов, созданных 66 различными устройствами DJI AeroScope, большинство из которых (53) расположены в США. Некоторые из них находились в Катаре (шесть), а некоторые—в Германии, Франции и Турции. Журналы включали местоположение дрона, модель и серийный номер, положение пилота дрона и исходное местоположение (обычно точку взлета). В наборе данных не было никакой личной информации. Всего было обнаружили более 80 ООО уникальных идентификаторов дронов13.

Отдельно следует отметить угрозы, связанные с модификацией БПЛА, направленные на обход ограничений. Так, в апреле 2022 года в провинции Фуцзянь был арестован и приговорен к шести месяцам тюремного заключения хакер, за «угрозу национальной безопасности и нарушение общественного порядка», разблокировавший дроны для 21 пилота. Он также был оштрафован на 940 долларов США. Чуть ранее два хакера в Шанхае были наказаны за аналогичное правонарушение: один получил семь месяцев тюремного заключения, а другой — пять месяцев14.

Нужно сказать, что когда-то БПЛА были нишевой технологией, но в настоящее время они стремительно развиваются с точки зрения роста рынка и внедрения на предприятиях. Естественно, злоумышленники последовали этой тенденции и использовали эту технологию для наблюдения, доставки полезной нагрузки, кинетических операций и других разнообразных атак. Эти крошечные, очень мобильные устройства создают множество рисков кибербезопасности, о которых пользователи, возможно, раньше не подозревали.

В этой связи следует сказать об ответном и последовательном отношении властей КНР к правовому регулированию данного сегмента рынка. Согласно руководству по БПЛА, опубликованному Министерством промышленности и информационных технологий Китая, министерство планирует установить и пересмотреть более 200 правил, охватывающих исследования, производство, применение и регулирование безопасности гражданских дронов. В 2023 году Государственный совет и Центральная военная комиссия КНР выпустили «Временное положение об управлении полетами беспилотных летательных аппаратов» в целях усиления надзора за безопасностью полетов дро-

12 Chopra A. Tracking, Hacking and Attacking: The Game of Drones of Hovering Cybersecurity Risks. —August 17, 2023. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://thecyberexpress.com/drones-hacking-hovering-cybersecurity-risks/ (дата обращения: 27.02.2024).

13 Lapienytè J. DJI drone tracking data exposed in US. —October 17, 2022.

— [Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://cybernews. com/privacy/dji-drone-tracking-data-exposed-in-us/ (дата обращения: 27.02.2024).

14 China Cracking Down on «Drone Hackers». —September 25, 2023.

— [Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://www.

thedroningcompany.com/blog/china-cracking-down-on-drone-hackers.

(дата обращения: 27.02.2024).

нов и связанной с ними деятельности в соответствии с законом, эффективного устранения и предотвращения рисков15.

ПРАВОВАЯ БАЗА ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В КИТАЕ

Итак, 1 января 2024 года в Китае вступили в действия «Временные правила управления полетами беспилотных летательных аппаратов» (далее Временные правила управления БПЛА). Данный документ разбит на шесть глав (общие положения;управление гражданскими беспилотными летательными аппаратами и их эксплуатация;управление воздушным пространством и полетной деятельностью; надзор, управление и реагирование на чрезвычайные си-туации;юридическая ответственность и дополнительные положения) содержащих 63 статьи. Данные правила сформулированы с целью регулирования полетов беспилотных летательных аппаратов и связанных с ними видов деятельности, содействия здоровому и упорядоченному развитию индустрии беспилотных летательных аппаратов, а также обеспечения авиационной, общественной и национальной безопасности (статья I)16.

Следует обратить внимание на ключевые положения Временных правилах управления БПЛА.

Данные правила определяют основы правового статуса БПЛА: беспилотный летательный аппарат относится к воздушному судну, не имеющему пилота на борту и имеющему собственную энергетическую систему. На современном этапе существует множество видов БПЛА, а их характеристики, использование, эксплуатационные риски и т.д. сильно различаются. Исходя из принципа обеспечения безопасности, надзора, дифференциация должна быть отражена соответствующим образом, и как отмечается, не следует использовать принцип «один размер подходит всем». В этой связи во Временных правилах управления БПЛА разделены на пять категорий: микро, легкие, малые, средние и большие (статья 2, 62) в зависимости от веса, высоты полета, скорости полета и других показателей эффективности. Так же следует отметить, что дополнительно в статье 62 представлена характеристика сельскохозяйственных БПЛА (рис. I)17.

см.: ЖАщшш^^л^шшт^тп. H^76i-t.

И: 2023.05.31. 2023.06.28. —[Электронный ресурс] —

Режим доступа: URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/202306/ content_6888799.htm (дата обращения: 25.02.2024);

-2023.08.08. "[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://www.sohu. com/a/710011471_121123754 (дата обращения: 02.03.2024); Д

—2023.06.28. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https:// www.gov.cn/yaowen/liebiao/202306/content_6888833.htm (дата обращения: 28.02.2024).

жа шт^лъштъш.

И:2023.05.31. 2023.06.28. —[Электронный ресурс]

— Режим доступа: URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/202306/ content_6888799.htm (дата обращения: 25.02.2024).

см.: 21. «ЖА^Шйй

в№Я10®Мт. -2023.07.10. "[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://www.thepaper. cn/newsDetail_forward_23805381 (дата обращения: 29.02.2024);

жа цшт^^т'шшшъш.

И:2023.05.31. ЖШВЩ-. 2023.06.28. —[Электронный ресурс]

— Режим доступа: URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/202306/ content_6888799.htm (дата обращения: 25.02.2024).

Max взлетная масса < 150 кг.

МАЛЫЕ Л

Пустой вес < 15 кг; Мах взлетная масса < 25 кг.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ БПЛА

Мах скорость горизонтального полета < 50 километров в час; Мах высота полета <30 метров; Мах радиус полета < 2000 метров.

Пустой вес < 4 кг; Мах взлетная масса < 7 кг; Мах скорость горизонтального полета <100 километров в час.

Пустой вес < 0,25 кг; Мах скорость горизонтального полета < 40 километров в час; Мах высота полета < 50 метров.

Рис. 1. Классификация БПЛА в соответствии с «Временными правилами управления полетами беспилотных летательных аппаратов».

Производители гражданских беспилотных авиационных систем должны устанавливать уникальные идентификационные коды продукции для производимых БПЛА (статья 9). Нарушение данного пункта влечет за собой ответственность для производителя, указанную в статье 45, и предполагает конфискацию незаконных доходов и наложение штрафа в размере не менее 30000 юаней, но не более 300000 юаней, а отказ от внесения исправлений, влечет за собой приостановкудеятельности18.

Статья 10 обязывает владельцев гражданских БПЛА провести их регистрацию по настоящему имени, в свою очередь гражданские БПЛА, выполняющие зарубежные полеты должны пройти регистрацию гражданства. Нарушение указанного положения влечет за собой ответственность, прописанную в 47 статье. Так в ней говорится о том, что «лицо, нарушающее положения настоящих правил и осуществляющее летную деятельность без регистрации настоящего имени гражданского беспилотного летательного аппарата, должно быть обязано органом общественной безопасности внести исправления и может быть оштрафовано на сумму не более 200 юаней;если обстоятельства являются серьезными, может быть наложен штраф в размере не менее 2000 юаней, но не более 20000 юаней19. Любой, кто нарушает положения этих правил и использует гражданские беспилотные летательные аппараты, летающие за границу без регистрации гражданства в соответствии с законом, обязан внести исправления со стороны

И:2023.05.31. 2023.06.28. —[Электронный ресурс]

— Режим доступа: URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/202306/ content_6888799.htm (дата обращения: 25.02.2024). 19 255 902 рублей (по курсу 1 Китайский юань = 12,80 Российского рубля ЦБ РФ на 23.02.2024 г.).

административного департамента гражданской авиации и может быть оштрафован на сумму не менее 10000 юаней, но не более 100000 юаней20.

При покупке БПЛА требуется страхование ответственности для всех типов при осуществлении коммерческой полетной деятельности, а если БПЛА используется для осуществления некоммерческой полетной деятельности, то только для малых, средних или крупных. Данное правило закреплено в статье 12. Ответственность за нарушение данного пункта закреплена в статье 48. В ней говорится, что лицо, нарушившее данное положение может быть либо оштрафовано (на сумму не менее 2000, но не более 20000 юаней);при отягчающих обстоятельствах подразделению, занимающемуся авиационной деятельностью, может быть приказано приостановить деятельность для исправления ситуации вплотьдо отзыва сертификата эксплуатации.

Далее статья 11 предписывает подразделениям, которые используют гражданские БПЛА (кроме микро) для участия в летной деятельности, получить свидетельство об эксплуатации воздушного судна. Нарушение данного положения наказывается штрафом в размере не менее 50000, но не более 500000 юаней, при наличии отягчающих обстоятельств возможна приостановка деятельности или даже отзыв сертификата эксплуатации (статья 49)21.

В статье 16 Временных правил управления БПЛА изложены условия для получения лицами лицензии эксплуатанта,

20 1279510 рублей (по курсу 1 Китайский юань = 12,80 Российского ру-бляЦБ РФ на 23.02.2024 г.).

21 %к тт^^тШ'ёЧтШ.

И:2023.05.31. 2023.06.28. —[Электронный ресурс]

— Режим доступа: URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/202306/ content_6888799.htm (дата обращения: 25.02.2024).

с целью управления полетами малых, средних или крупных гражданских беспилотных самолетов, эти лица должны22: -иметь полнуюдееспособность;

-пройти обучение по контролю безопасности и аттестацию отдела управления гражданской авиацией;

-не иметь в анамнезе заболеваний, которые могут повлиять на поведение управления гражданскими БПЛА, а также отсутствие данных о злоупотреблении наркотиками; -не иметь за последние пять лет не зарегистрированных случаев привлечения к уголовной ответственности за умышленные преступления, создающих угрозу национальной и общественной безопасности, ущемляющих личные права граждан или нарушающихобщественный порядок.

Для управления микро- и легкими БПЛА получение лицензии не требуется (статья 17).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Персоналу, занимающемуся обычными операциями и летной деятельностью сельскохозяйственных БПЛА, не требуется получать лицензию эксплуатанта, однако производитель сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем должен проводить обучение и оценку в соответствии с содержанием, предусмотренным гражданской авиацией, а также сельскохозяйственными и сельскими властями государства, и после сдачи экзамена получить лицензию оператора.

Ответственность за нарушение положений статьи 16 закреплена в статье 50 Временных правил управления БПЛА. Так, лицо за управление гражданским БПЛА без получения свидетельства пилота должно быть оштрафовано управлением гражданской авиации на сумму не менее 5000, но не более 50000 юаней;при отягчающих обстоятельствах—налагается штраф в размере не менее 10000 юаней, но не более 100000 юаней.

Лицо, контролирующее полет гражданского БПЛА сверх объема, указанного в лицензии эксплуатанта, должно быть оштрафовано на сумму не менее 2000, но не более 20000 юаней и временно приостанавливается действие лицензии на срок от 6 до 12 месяцев, при отягчающих обстоятельствах лицензия оператора аннулируется и заявление на получение лицензии оператора не принимается в течение 2 лет23.

При эксплуатации сельскохозяйственных БПЛА и осуществлении полетной деятельности без получения эксплуатационного сертификата, эксплантат должен получить приказ от сельскохозяйственных и сельских властей местного народного правительства уровня уезда или выше и быть оштрафован на сумму не менее 1000 юаней, но не более 10000 юаней.

В статье 19 данного документа говорится, что государство по мере необходимости осуществляет контроль за воздушным пространством: контролируемое воздушное пространство включает территории высотой выше 120 м, территории вблизи аэропортов, военных и других важных объектов территорий. Для полета БПЛА в контролируемом воздушном пространстве необходимо подать заявление и получить разрешение на полет. За пределами зоны контроля находится летная зона, то есть воздушное пространство ниже 120 м, где разрешено управление небольшими и легкими дронами, не требующими заявки или регистрации. В особых обстоятельствах, при крупных национальных

«ЖА ЦШШ^'ШЛЪ'ШШЩЪШ»

—2023.06.28. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https:// www.gov.cn/yaowen/liebiao/202306/content_6888833.htm (дата обращения: 28.02.2024).

И:2023.05.31. ЖШВЩ-. 2023.06.28. —[Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/202306/ content_6888799.htm (дата обращения: 25.02.2024).

событиях, военных миссиях, аварийно-спасательных операциях и т.д. приоритет полетов может быть отдан летным миссиям. Нарушение положений данной статьи влечет за собой наказания, прописанные в статье 51. В ней говорится, если лицо, нарушает положения настоящих Правил и управляет микро-, легким или небольшим гражданским беспилотным самолетом для полетов в контролируемом воздушном пространстве без разрешения или управляет моделью воздушного судна для полетов за пределами воздушного пространства, определенного органом по организации воздушного движения, то оно должно быть привлечено к ответственности. Орган общественной безопасности может прекратить полеты и может быть наложен штраф в размере не более 500 юаней;при серьезных обстоятельствах беспилотный самолет, летающий с нарушением правил, будет конфискован и наложен штраф в размере не менее 1000 юаней, но не более 10000 юаней24.

В статье 35 говорится о том, что для занятия маркшейдерской и картографической деятельностью необходимо получить квалификационный аттестат, в свою очередь в ней четко прописан запрет иностранным пилотам проводить геодезические и картографические полеты на территории Китая. Несоблюдение норм данной статьи влечет за собой последствия, изложенные в статье 53. Так, если иностранные БПЛА или беспилотные летательные аппараты, управляемые иностранным персоналом, совершают исследовательские и картографические полеты на территории КНР, то они должны быть конфискованы и налагается штраф в размере не менее 100000 юаней, но не более 500000 юаней, в случае отягчающих обстоятельств налагается штраф в размере не менее 500000 юаней, но не более 1 миллиона юаней (чуть более 12 млн. рублей).

И наконец, учитывая, что БПЛА представляют собой по-тенциальнуюугрозу кибербезопасности, во Временных правилах управления БПЛА прописаны соответствующие меры для обеспечения информационной безопасности. В частности, статья 23 предписывает ведущему национальному агентству по управлению воздушным движением координировать создание комплексной платформы регулирования БПЛА и осуществлять динамический надзор и обслуживание беспилотных воздушных судов по всей стране25.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить следующее. В последние годы индустрия БПЛА в КНР быстро развивалась и широко использовалась в сельском хозяйстве, логистике, национальной обороне и других областях. Данная технология сыграла важную роль в содействии социально-экономическому развитию. Однако по мере развития и продвижения БПЛА различные риски для безопасности, защищенности и конфиденциальности становятся все более заметными, угрожая национальной, общественной и авиационной устойчивости. Официальное введение с 1 января 2024 года в Китае Временных правил

—2023.06.28. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https:// www.gov.cn/yaowen/liebiao/202306/content_6888833.htm (дата обращения: 28.02.2024).

25 %ктт^^тШ'ёЧтШ.

И:2023.05.31. ЖШВЩ-. 2023.06.28. —[Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/202306/ content_6888799.htm (дата обращения: 25.02.2024).

управления БПЛА означает, что «варварская», бесконтрольная фаза производства и эксплуатации дронов в Китае закончилась, что, безусловно, будет способствовать снижению рисков безопасности, которые ранее наносили вред обществу и стране. Указанный документ реализует общую концепцию национальной безопасности, координирует развитие и безопасность, придерживается основных принципов мышления и системных концепций, фокусируется на поддержании авиационной, общественной и национальной безопасности, а также на совершенствовании нормативных правил для БПЛА26.

В целом, в документе прописан комплексный надзор за всей цепочкой:

-производители должны соблюдать систему идентификационных кодов продуктов;

-владельцы должны зарегистрировать воздушное судно со своими настоящими именами и национальностью; -пользователи должны подать заявку на получение сертификата эксплуатации; -контроль малых, средних БПЛА;

-персонал крупных гражданских БПЛА должен получить соответствующие лицензии эксплуатанта;

—2023.06.28. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https:// www.gov.cn/yaowen/liebiao/202306/content_6888833.htm (дата обращения: 28.02.2024).

-соблюдать основные требования контроля воздушного пространства;

-соблюдать ограничительные положения о комплексном полете; -своевременно предоставлять идентификационную информацию на платформу наблюдения;

-подразделение организации летной деятельности несет основную ответственность за безопасность полетов; -организационная единица или физическое лицо летной деятельности должны соблюдать требования к применению и надзору за летной деятельностью;

-соблюдать правила организации воздушного движения беспилотных летательных аппаратов;

-запрещать использование беспилотных летательных аппаратов для осуществления незаконной и преступной деятельности, а также принимать ограничительные положения в отношении беспилотных летательных аппаратов, участвующих в конкретныхоперацияхили видахдеятельности27. Несмотря на все конструктивные положения, данный документ пока не содержит баланса между правом использовать гражданский БПЛА и правом на неприкосновенность и защиту личной и корпоративной безопасности, нарушаемых в результате киберпреступлений, связанных с использованием БПЛА.

§ЯШтШЩ» Ш^1Я10®Мт. -2023.07.10. -[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://www.thepaper.cn/newsDetail_ forward_23805381 (дата обращения: 29.02.2024).

Список литературы:

1. Минбалеев A.B. Основы правового регулирования сети Интернет / A.B. Минбалеев // Право и кибербезопасность. —2014. -№ 1. -С. 20-26.

2. Право и иные регуляторы в развитии цифровых технологий: под. общ. ред. д.ю.н., доцента A.B. Минбалеева / Институт государства и права РАН. —М.; Саратов : Амирит, 2022. —338 с.

3. Яковлева A.B. К вопросу о сотрудничестве в сфере обеспечения информационной безопасности, кибербезопасности (правовой аспект) / A.B. Яковлева // Проблемы экономики и юридической практики. —2020. —Том 16, N 6. —С. 139-147.

4. Яковлева A.B. Кибербезопасность и ее правовое регулирование (зарубежный и российский опыт) / A.B. Яковлева // Социально-политические науки. —2021. —Том 11, N 4. —С. 70-81.

— DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-4-70-81.

5. Яковлева A.B. Правовое обеспечение кибербезопасности в Китае / A.B. Яковлева // Информационное право. —2021. —N° 2. -С. 37-40. —DOI: 10.18572/1999-480Х-2021-2-37-40.

6. Яковлева A.B. Проблемы правового обеспечения в становлении института кибергигиены / A.B. Яковлева // Вестник Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА). —2023. —№ 2. —С. 62-70.

— DOI: 10.17803/2311-5998.2023.102.2.062-070.

7. Яковлева A.B. Проблемы правового регулирования информационной безопасности в условиях развития цифровой экономики / A.B. Яковлева. —Саратов : Амирит, 2021. —272 с.

8. Яковлева A.B. Существует ли баланс нормативно-правовых положений в области защиты персональных данных и блок-чейн технологии? (на примере анализа Закона о защите персональной информации Китайской Народной Республики)/ A.B. Яковлева // Проблемы экономики и юридической практики. -2023. -Т. 19. № 4. -С. 14-22. —EDN: XUWTUG.

9. Яковлева A.B., Горшкова С.Б., Вакуленко П.С., Степанова Т.В. Цифровая экономика и формирование национальной системы информационной безопасности в России / A.B. Яковлева, С.Б. Горшкова, П.С. Вакуленко, Т.В. Степанова //Финансовая экономика. —2019. —№ 3. —С. 551-560.

Reference list:

1. Minbaleev A.V. Fundamentals of legal regulation of the Internet / A.V. Minbaleev// Law and cybersecurity. —2014. —No. 1. —pp. 20-26.

2. Law and other regulators in the development of digital technologies: edited by Doctor of Law, Associate Professor A.V. Minbaleeva / Institute of State and Law of the Russian Academy ofSciences. —M.; Saratov: Amirit, 2022. —338 p.

3. Yakovleva A.V. On the issue of cooperation in the field of information security, cybersecurity (legal aspect) / A.V. Yakovleva // Problems of economics and legal practice. —2020. —Volume 16, N 6. — pp. 139-147.

4. Yakovleva A.V. Cybersecurity and its legal regulation (foreign and Russian experience) / A.V. Yakovleva // Socio-political sciences. -2021. -Volume 11, N 4. -pp. 70-81. -DOI: 10.33693/22230092-2021-11-4-70-81.

5. Yakovleva A.V. Legal support of cybersecurity in China / A.V. Yakovleva I I Information law. —2021. —No. 2. —pp. 37-40. —DOI: 10.18572/1999-480X-2021-2-37-40.

6. Yakovleva A.V. Problems of legal support in the formation of the legal institute of cyberhygiene / A.V. Yakovleva // Bulletin of the O.E. Kutafin (MSUA). -2023. -No. 2. -pp. 62-70. -DOI: 10.17803/2311-5998.2023.102.2.062-070.

7. Yakovleva A.V. Problems of legal regulation of information security in the context of the development of the digital economy / A.V. Yakovleva. —Saratov: Amirit, 2021. —272.

8. Yakovleva A.V. Is there a balance between regulations in the field of personal data protection and blockchain technology? (based on the example of the analysis of Personal Information Protection Law of the People's Republic of China / A.V. Yakovleva // Problems of economics and legal practice. —2023. —vol. 19. № 4. — pp. 14 22. —EDN: XUWTUG.

9. Yakovleva A.V., Gorshkova S.B., Vakulenko P.S., Stepanova T.V. Digital economy and the formation of a national information security system in Russia / A.V. Yakovleva, S.B. Gorshkova, P.S. Vakulenko, T.V. Stepanova // Financial economics. -2019. -№ 3. -pp. 551-560.

10. Chopra A. Tracking, Hacking and Attacking: The Game of Drones of Hovering Cybersecurity Risks. —August 17, 2023. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://thecyberexpress. com/drones-hacking-hovering-cybersecurity-risks/ (дата обращения: 27.02.2024).

11. Lapienyte J. DJI drone tracking data exposed in US. —October 17, 2022. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https:// cybernews.com/privacy/dji-drone-tracking-data-exposed-in-us/ (дата обращения: 27.02.2024).

10. Chopra A. Tracking, Hacking and Attacking: The Game of Drones of Hovering Cybersecurity Risks. —August 17, 2023. — [Electronic resource] —Access mode: URL: https://thecyberexpress.com/ drones-hacking-hovering-cybersecurity-risks/ (accessed on: 27.02.2024).

11. Lapienyte J. DJI drone tracking data exposed in US. —October 17, 2022. —[Electronic resource] —Access mode: URL: https:// cybernews.com/privacy/dji-drone-tracking-data-exposed-in-us/ (accessed on: 27.02.2024).

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 89,82%.

Рецензент: Летова Н. б.,д-р юрид. наук, главный научный сотрудник сектора процессуального права; Институт государства и права РАН.

Статья поступила в редакцию 27.03.2024, принята к публикации 18.04.2024 The article was received on 27.03.2024, accepted for publication 18.04.2024

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Яковлева Анна Валерьевна, доктор экономических наук, профессор, доцент; Российский государственный педагогический универ-ситетим. А. И. Герцена; г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, SPIN-код: 4603-0174, AuthorlD: 776204, ORCID: 0000-0001-92199405, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Anna V. Yakovleva, Dr. Sei. (Econ.), Professor, Associate Professor; The Herzen State Pedagogical University of Russia; Saint Petersburg, Russian Federation, SPIN-code: 4603-0174, AuthorlD: 776204, ORCID: 0000-0001-9219-9405, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.