ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОДИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
А.Р. Нематов
Институт государства и права Академия наук Республики Таджикистан просп. Рудаки, 19, Душанбе, Республика Таджикистан, 734025
В статье рассматривается один из актуальных вопросов юридической науки — правотворческие функции кодификации законодательства. Указываются две основные функции этого процесса: систематизационные и правотворческие. Кодификация законодательства рассматривается как с точки зрения ее социального назначения, так и юридико-технических характеристик, которые помогают выявить ее правотворческие функции. Указывается на общие элементы кодификации и правотворчества, в частности на такие, как создание, изменение и отмена правовых норм, применение законодательной техники, издание нового нормативно-правового акта в процессе кодификации, а также прохождение кодифицированными актами правотворческого процесса.
Ключевые слова: правотворчество, законодательство, кодификация.
Кодификация законодательства есть уникальный феномен по совершенствованию действующего законодательства и улучшению правоприменительной практики. Ее уникальность выражается в многогранности содержания и многочисленности функций этой правовой деятельности государства. Кодификация выступает как способ систематизации. Было приведено достаточно доводов в пользу кодификации как способа систематизации. В защиту этого тезиса мы можем привести научные работы В.М. Баранова, С.В. Полениной и многих других [1].
Кодификация также является формой правотворчества. На сегодняшний день в юридической литературе тезис «кодификация — форма правотворчества» [13. С. 322] встречается очень часто, что дает нам основание исследовать и выявить правотворческие составляющие кодификации законодательства. Здесь также следует отметить, что кодификация в некоторых странах, особенно приверженных традициям романо-германской правовой системы, осуществляет наряду с функцией систематизации также правотворческие функции. Можно утверждать, что правотворчество осуществляется путем или посредством кодификации.
Исследование такого правового феномена, каким является кодификация, так, как делалось в эпоху советской науки, т.е. только с точки зрения юридического позитивизма, на современном этапе неприемлемо.
В свою очередь, конечно, нельзя недооценивать роль советской науки в исследовании кодификации. Она определила теоретические основы современной
кодификации законодательства на постсоветском пространстве, и ее результаты плодотворно применяются на практике. В настоящее время постсоветские республики продолжают традиции советской кодификации.
Считаем, что наше исследование будет более полным, если мы будем исследовать настоящее правовое явление как с точки зрения социального назначения кодификации как формы правотворчества, так и с точки зрения его юри-дико-технических характеристик. Кодификация, как юридико-технический способ собирания и создания единого нормативного массива, недостаточно полно передает сущность этого правового явления. Для полной характеристики этого понятия следует исследовать и социальное назначение кодификации в правовой жизни государства.
Кодификация как социальное явление и ее результаты активно влияют не только на все стороны общественной жизни, но и непосредственно на правовую жизнь государства, в частности на ее правотворческую деятельность. Это обусловлено особенностью результатов кодификационной деятельности, т.е. кодифицированных актов и определением их места в системе нормативно-правовых актов государства. Порой они стоят во главе всей правотворческой деятельности той или иной отрасли законодательства и определяют ее основные принципы и направления. Кодифицированные акты выступают своего рода «конституцией» отдельных отраслей законодательства. Так, все основные отрасли законодательства обладают основным кодексом — главным законом, вокруг которого группируются остальные нормативно-правовые акты этой отрасли законодательства, независимо от их юридической силы, т.е. это есть закон или подзаконный акт.
Кодификация законодательства, являясь специфической формой правовой деятельности государства, в своем назначении универсальна. Так, Т.Н. Рахма-нина пишет, что определение кодификации как высшей формы систематизации законодательства и особого вида правотворческой деятельности дает основание выделить три главные юридические функции кодификации: системообразующую, интегративную и нормоустанавливающую [11. С. 13-14]. Как известно, кодификация — это деятельность государственных органов по упорядочению и совершенствованию действующего законодательства, которая достигается путем удаления противоречий, повторов, восполнением пробелов и т.д. Нормо-устанавливающая функция достигается путем правотворческой деятельности, в частности путем издания, изменения и отмены правовых норм. Она, в силу этих своих функциональных задач, обладает правотворческими свойствами.
Интересно разделяет типы кодификации по их юридическому назначению известный французский юрист, профессор гражданского права Реми Кабрияк. Автор отмечает, что испокон веков друг другу противостоят два метода кодификации: кодификация-компиляция, т.е. простое собирание действующих правовых норм и их приведение в определенную форму, и кодификация-реформа, в ходе которой в собранные правовые нормы вносятся более или менее значительные изменения [6. С. 289]. При этом они не препятствует тому, чтобы оба эти типа кодификации одновременно применялись в одной и той же стране.
Как видим, по Р. Кабрияку, метод кодификации-компиляции связан с системообразующей функцией, а кодификация-реформа — с правотворческой. В целом под различными названиями многие ученые (А. Хюссен, Д. Талон и др.) подразделяют кодификацию на два вида, где четко проявляются две ее функции: системообразующая и нормоустанавливающая [11. С. 11].
Здесь также следует указать на то, какую роль играет кодификация в странах, приверженных различным правовым системам мира. Кодификация во всем мире выполняет различные функции. К примеру, в Соединенных Штатах Америки под кодификацией понимают метод упорядочения определенных правил поведения. Д. Боуз пишет, что кодификация права, например, в виде единого коммерческого кодекса обычно отражает попытку собрать воедино и письменно изложить огромное количество уже принятых судами и присяжными решений, а также условий контрактов в развивающихся областях экономики [3. С. 130].
Совсем иной подход к кодификации прослеживается в странах, приверженных континентальной правовой системе, например во Франции, где кодификация выполняет более широкую функцию, а именно — создание норм права. Иначе говоря, во Франции правотворчество во многих случаях проходит в процессе кодификации.
В мусульманской правовой системе кодификация в основном касалась Корана и хадисов пророка Мухаммеда. Кодификация Корана относится к разовой кодификации. Так, О.Г. Большаков отмечает, что первые попытки кодификации отдельных отрывков Корана были сделаны при Абу Бакре [2. С. 192], но окончательная и полная кодификация текстов Корана произошла при халифе Усмане [5. С. 91].
Особенностью кодификации является то, что она проводится на базе действующего законодательства и вместе с тем предполагает критический подход к нему. При кодификационной деятельности происходит обработка нормативных актов как в количественном, так и в качественном отношении.
Проявление количественной обработки — это собрание действующего законодательства воедино. Качественная же обработка кодификации проявляется в расположении норм по законам логики, в отмене устаревших норм, восполнении пробелов, устранении противоречий и создании новых норм. Именно в качественной обработке нормативно-правовых актов прослеживается правотворческая составляющая кодификации законодательства.
Правотворчество преследует цель создания, изменения и отмены правовых норм. Эти элементы правотворчества можно проследить и при кодификационной деятельности.
Результат кодификационной деятельности — это систематизированный новый нормативно-правовой акт, прошедший все стадии правотворческого процесса от разработки до опубликования. Вышесказанное дает основание утверждать, что кодификация есть не просто способ систематизации, а универсальное правовое явление, которое способствует развитию права.
В чем же выражается правотворческая составляющая кодификации законодательства?
Если исходить из общепринятого определения понятия правотворчества как особой формы и вида деятельности государства, должностных лиц (в случае референдума — всего народа) по изданию, а также переработке и отмене правовых норм или же нормативно-правовых актов [12. С. 320], то кодификация выступает одной из организационно-правовых форм правотворческой деятельности.
Правотворческая составляющая кодификации законодательства четко проявляется, когда в процессе кодификационной деятельности для устранения противоречий, восполнения пробелов и других недостатков создаются, изменяются или же отменяются правовые нормы, что характеризует кодификацию как форму правотворчества.
Конечно, утверждение, что кодификация законодательства является в своем содержании правотворчеством, было бы неправильно. Она является самостоятельной формой правовой деятельности государства. Кодификация может содержать элементы правотворческой деятельности, что связывает ее с правотворчеством. Так, Д.А. Керимов пишет, что и кодификационная работа, как правило, непосредственно не связана с текущей правотворческой деятельностью и осуществляется специальными органами, что, однако, не дает оснований для ее отделения от правотворчества вообще. Даже в процессе создания правовых актов по узким отдельным и текущим вопросам нередко проводится кодификация соответствующего законодательного материала, когда законодатель воспроизводит, объединяет, изменяет или отменяет те или иные положения ранее действовавших правовых актов [7. С. 31-32]. Таким образом, кодификация приобретает элементы правотворчества, поскольку здесь происходит не только упорядочение правовых норм, но и их выработка, изменение или отмена.
Теперь следует рассмотреть, какие же элементы правотворчества возможно проследить в процессе кодификационной деятельности, что в конечном итоге составляет правотворческую составляющую кодификации законодательства.
Традиционно во многих правовых системах конечным результатом кодификации являются конкретные формы права. В отличие от текущего правотворчества кодификация может проводиться иногда на основе уже существующих правовых норм путем их совершенствования. Также при кодификации мы можем наблюдать элементы текущего правотворчества, в основном тогда, когда создаются новые кодифицированные акты не на базе совершенствования существующих правовых норм, а путем их установления (например, Таможенный и Налоговый кодексы Республики Таджикистан). Здесь мы можем говорить о правотворческом характере кодификации.
При кодификации, как и при правотворчестве, применяется одна и та же законодательная техника, которая играет немаловажную роль при разработке нормативно-правовых актов, в том числе и в процессе кодификации.
В науке бытует мнение, что законодательная техника есть правила консолидации и кодификации. Так, на примере уголовного права Н.Ф. Кузнецова констатирует, что законодательная техника в уголовном праве — это система правил инкорпорации, кодификации и конструирования уголовно-правовых ин-
ститутов и норм, а также рубрикации Уголовного кодекса, обеспечивающих эффективность его норм [9. С. 41]. Во избежание двойных стандартов в законе, для эффективного, однозначного применения закона, а также его адекватного толкования применение приемов законодательной техники — необходимое условие. А.А. Зелепухин справедливо отмечает, что отступление при создании закона от требований законодательной техники, грамматики и формальной логики приводит к возникновению неясностей, пробелов, коллизий, что существенно снижает его качество в целом [4. С. 15].
Правотворчество — это научно обоснованный целенаправленный процесс [10. С. 7]. Выработка правовых норм — это не спонтанный или хаотичный процесс. Она должна происходить строго на основе логических действий, поэтапно. При правотворчестве осуществляется ряд последовательных действий [8. С. 76]. Не следует ограничивать и кодификацию лишь подготовкой кодификационных актов. Кодификация охватывает почти все этапы правотворчества, и кодифицированные акты должны пройти все этапы правотворческого процесса.
Процесс создания кодифицированных правовых актов в силу многообразия их разновидностей и юридической силы проходит соответствующие правотворческие процедуры, к примеру, положение, когда кодифицированный акт является по юридической силе подзаконным актом и в основном издается органами исполнительной власти, что определяет более упрощенный порядок по сравнению с кодексами, которые проходят более сложную процедуру.
В целом следует отметить, что сам кодификационный процесс обладает рядом особенностей в силу специфики самой правовой деятельности. Так, И.Б. Усенко отмечает, что процедура подготовки кодификационных актов имеет определенную специфику по сравнению с общим процессом правотворчества. Эти особенности обусловлены в первую очередь повышенными требованиями, предъявляемыми к проектам кодификационных актов, и сложностью их разработки [14. С. 30].
Восполнение пробелов происходит на основе разработки новых норм с целью усовершенствования законодательства. Несколько иначе обстоит дело с удалением старых норм. Удаление несогласованностей и противоречий может стать фактором изменения права, устранения коллизий между нормами права, что опять-таки осуществляется установлением, изменением и отменой правовых норм. Все вышеприведенные направления кодификации составляют только правотворческую составляющую, а не упорядочивающую (систематизацион-ную) кодификацию законодательства.
При этом кодификация сохраняет свои особенности. Главной из них является то, что при кодификации происходит также объединение законов в единый систематизированный акт. Кодификация, наряду с изданием новых правовых актов, упорядочивает и совершенствует их, и эта работа заканчивается изданием систематизированного акта.
При изучении правотворческой составляющей кодификации выявляются следующие элементы правотворчества: во-первых, при кодификации прослежи-
ваются создание, изменение и отмена правовых норм; во-вторых, кодификация, как и правотворчество, проходит все этапы правотворческого процесса, что не присуще инкорпорации. В-третьих, при осуществлении кодификационной деятельности, как и при правотворческой, применяются общие средства и приемы законодательной техники; в-четвертых, при кодификации конечным результатом является новый нормативно-правовой акт.
Таким образом, кодификация, являясь разновидностью правовой деятельности государства, направлена на совершенствование законодательства путем объединения, установления, изменения и отмены правовых норм. При этом в процессе кодификации применяются приемы законодательной техники, что делает кодификацию универсальной формой правовой деятельности государства. Характер этой универсальности обусловлен связью системообразующей и нор-моустанавливающей ее функций. В силу того что кодификация проходит правотворческий процесс, в котором применяются средства и приемы законодательной техники (в последующем приобретающие окраску кодификационной техники), а также издается новый нормативно-правовой акт, кодификация приобретает качества правотворческой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Баранов В.М. Поленина С.В. Система права, система и систематизация законодательства в правовой системе России. — М.; Н. Новгород, 2002.
[2] Большаков О.Г. История халифата. Эпоха великих завоеваний (633-656). — М: Восточная литература, 2000.
[3] Боуз Д. Либертарианство: История, принципы, политика: Пер. с англ. / Под. ред. А.В. Куряева. — Челябинск: Социум, 2004.
[4] Зелепухин А.А. Некоторые проблемы качества российского законодательства // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации / Под общ. ред. С.В. Полениной, В.М. Баранова и Е.В. Скурко. — М.; Н. Новгород, 2007.
[5] Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира: от халифата до блистательной Порты. — Пермь: Урал «LTD», 2000.
[6] Кабрияк Р. Кодификации / Пер. с фр. Л.В. Головко. — М., Статут, 2007.
[7] Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. — М.: Юрид. лит, 1962.
[8] Ковачев Д.А. Механизм правотворчества социалистического государства. — М.: Юрид. лит, 1977.
[9] Кузнецова Н.Ф. О законодательной технике в уголовном праве // Вестник Московского университета. — Серия 11. — Право. — 2004. — № 4. — С. 41-53.
[10] Научные основы советского правотворчества / Под ред. Р.О. Халфиной. — М.: Наука, 1981.
[11] Рахманина Т.Н. Кодификация законодательства. — М., Юристъ, 2005.
[12] Теория государства и права / Под. ред. В.К. Бабаева. — М., Юристъ, 2004.
[13] Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. — М.: Городец, 2003.
[14] Усенко И.Б. Первая кодификация законодательства Украинской ССР. — Киев: Науко-ва Думка, 1989.
THE LAW-CREATING COMPONENT OF CODIFICATION OF LEGISLATION
A.R. Nematov
The Institute of State and Law Academy of Sciences, Republic of Tajikistan 19, Rudaki av., Dushanbe, Republic of Tajikistan, 734025
This article is devoted to one of the pressing juridical questions — law-creating functions of codification of the legislation. Two basic functions are underlined: systematizing and law-creating. Legislation codification is considered both from the point of its social destination and juridical-technical characteristics, which helps to reveal its law-creating functions. It is underlined the general elements of codification and law-creating, such as creation, change and cancellation of rules of law, application of legislative techniques, the edition of the new regulatory legal act in the course of codification, and also passage of codified acts of law-creating process.
Key words: making of the law, legislation, codification.