Научная статья на тему 'Правосубъектность сотрудников правоохранительных органов'

Правосубъектность сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
849
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LEGAL PERSONALITY / LEGAL STATUS / LAW-ENFORCEMENT BODIES / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лизикова Ирина Ивановна

Рассматривается правосубъектность как обязательную предпосылку правового статуса сотрудников правоохранительных органов. При этом отмечается, что содержание правосубъектности сотрудников правоохранительных органов составляет совокупность социально-психических свойств и способностей личности, законодательно установленных в качестве обязательных и необходимых условий для занятия определенной должности в правоохранительных органах и наделения соответствующим правовым статусом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лизикова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONALITY OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

In the article the author considers the personality as a mandatory prerequisite to legal status for law enforcement officers. It is noted that the content of the legal personality of law enforcement officers is the set of social-psychological qualities and abilities of the individual, legally established as a mandatory prerequisite for certain positions in law enforcement and providing relevant legal status.

Текст научной работы на тему «Правосубъектность сотрудников правоохранительных органов»

учреждению управляемых // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собр. II. Т. 37. № 39087.

4. Положение о корпусе жандармов // ПСЗ. Собр. II. Т. 42. № 44956.

5. Московский городовой, или Очерки уличной жизни. Руга В., Кокорев А.М.: Астрель, Хар-вест, 2012. 385 с.

6. История полиции России. Краткий очерк и основные документы: Учеб. пособие. / Под ред. В.М. Курицына. М.: Щит-М, 1998. с. 174.

7. Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества: учеб. пособие. М., 2008.

References

1. The Law Of Peter I. M., 1997. S. 445—446.

2. Complete collection of laws of the Russian Empire, 1884 No. 2097.

3. Temporary rules about the structure of the police in the cities and counties of the provinces, as a General institution managed / Complete collection of laws of the Russian Empire (PSZ). Coll. II. Vol. 37. No. 39087.

4. The regulation on the corps of gendarmes // PSZ. Coll. II. Vol. 42. No. 44956.

5. Moscow policeman, or Sketches of street life. Ruga V., Kokorev A.M.: Astrel, Harvest, 2012. 385 p.

6. The history of the police of Russia. A brief outline and key documents: Proc. allowance. / Ed. by V.M. Kuritsyn. M.: The Shield-M, 1998. p. 174.

7. Rybnikov V.V., Aleksashin G.V History of law enforcement agencies of the Fatherland: textbook. allowance. M., 2008.

УДК 340.13 ББК 67.0

ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ИРИНА ИВАНОВНА ЛИЗИКОВА,

профессор кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается правосубъектность как обязательную предпосылку правового статуса сотрудников правоохранительных органов. При этом отмечается, что содержание правосубъектности сотрудников правоохранительных органов составляет совокупность социально-психических свойств и способностей личности, законодательно установленных в качестве обязательных и необходимых условий для занятия определенной должности в правоохранительных органах и наделения соответствующим правовым статусом.

Ключевые слова: правосубъектность, правовой статус, правоохранительные органы, органы внутренних дел.

Abstract. In the article the author considers the personality as a mandatory prerequisite to legal status for law enforcement officers. It is noted that the content of the legal personality of law enforcement officers is the set of social-psychological qualities and abilities of the individual, legally established as a mandatory prerequisite for certain positions in law enforcement and providing relevant legal status.

Keywords: legal personality, legal status, law-enforcement bodies, bodies of internal affairs.

Правосубъектность представляет собой обязательную предпосылку правового статуса субъекта, как общего, так и специального. Ее содержание состоит в обусловленной правовым статусом юридической характеристике субъекта, в частности тех его свойств и качеств, которые определены законом в качестве обязательных требований для наделения определенным комплектом юридических прав и обязанностей, т.е. соответствующим правовым статусом. За признанием тезиса о том, что правосубъектность выступает юридической предпосылкой правового статуса1, вовсе не следует вывод о том, что она предшествует правовому статусу во времени. Участники правоотношений одновременно наделяются государством и соответствующей правосубъектностью и определенным правовым статусом.

Наличие общих юридических свойств субъекта обычно признается законом недостаточным для обладания специальным статусом. Так, несмотря на мнение, что «правосубъектность сотрудника ОВД Российской Федерации, выступающего как человек, гражданин государства в административных правоотношениях наравне с другими физическими лицами, проявляется в том, что его основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения, а в полном объеме он может их осуществлять, достигая совершеннолетия»2, носителями специального статуса могут быть лишь субъекты общественных отношений, обладающие, кроме общих, специфическими свойствами и способностями. К ним могут быть отнесены возраст, образование, состояние здоровья, стаж работы и т.п. Это позволяет вести речь о существовании специальной правосубъектности, которая обусловлена социальной или социально-профессиональной ролью субъектов общественных отношений. При этом есть ряд ограничений гражданской правосубъектности сотрудников правоохранительных органов, касающихся вопросов противодействия коррупции, они также имеют целью обеспечение надлежащего служебного поведения со стороны указанных со-трудников3.

Фундаментом правосубъектности сотрудников правоохранительных органов являются, во-первых, общая правосубъектность личности, основанная на гражданстве РФ и, во-вторых, правосубъектность

должностного лица, обусловленная в свою очередь признанием данной категории служащих субъектами государственной деятельности. Правосубъектность сотрудников правоохранительных органов представляет собой подвид правосубъектности государственных служащих.

Необходимо отметить и то обстоятельство, что правовой статут должности4 сам по себе не зависит от личности человека, который ее занимает в данный период времени. Однако при этом личностные качества и способности конкретного субъекта в значительной мере оказывают влияние на процесс осуществления должностных полномочий, эффективность профессиональной деятельности должностного лица. Кроме того, уже само нахождение на государственной должности, осуществление государственно-властных полномочий по этой должности придает определенный авторитет лицу ее занимающему. По этой причине и необходимо предварительное решение вопроса о возможности занятия должности тем или иным человеком и наделения его соответствующим правовым статусом.

Сотрудники правоохранительных органов призваны выполнять государственные функции по охране общественного порядка и безопасности, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений и иных правонарушений на профессиональной основе5. Процесс реализации этих функций связан с осуществлением ими государственно-властных полномочий. За негативные результаты этой деятельности предусмотрена повышенная юридическая ответственность. Этими обстоятельствами обусловлен и характер специальных требований к качествам и способностям кандидатов на службу в правоохранительных органах. Естественно, что для эффективного осуществления правоохранительной деятельности будет недостаточным наличия только определенного возраста и бездефектной психики сотрудника. Особенности прохождения службы настоятельно требуют при этом еще и обладания дополнительными способностями и свойствами, которые имеют специфический характер, что находит выражение в повышенных требованиях, предъявляемых к интеллектуальному, нравственному и культурному уровню работников. Более высокие требования устанавливаются и к профессиональным деловым и личным качествам,

состоянию здоровья, образу жизни, социальным связям. Предусмотренные в данном случае требования находят свое выражение и закрепление в законодательстве. Однако придание указанным требованиям юридического значения, их правовое закрепление возможно не только посредством признания в законах и соответствующих нормативных актах, но и путем теоретического определения содержания категории правосубъектности и правосубъектности сотрудников правоохранительных органов в частности.

Таким образом, если понятие общей правосубъектности включает весь объем социально-психических качеств и свойств индивида, признаваемых законом в качестве обязательных для обладания последним общим правовым статусом, то под правосубъектностью сотрудников правоохранительных органов надо понимать совокупность социально-психических свойств и способностей личности, признаваемых государством путем законодательного закрепления в качестве обязательных и необходимых условий для занятия определенной должности в правоохранительных органах и наделения соответствующим правовым статусом.

Зачисление на службу в правоохранительные органы является зачислением на государственную службу. Так, например, согласно ст. 15 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» «Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой», а «сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации»6. Аналогично обстоит дело и в отношении сотрудников органов внутренних дел: «служба в органах внутренних дел — федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации» (ст. 1 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-

рации»7). Согласно ст. 25 Федерального закона «О полиции» «Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание»8. Таким образом, «служба в органах внутренних дел — это профессиональная, служебная деятельность только граждан России, которая соответствует определенным требованиям и критериям, определенных Законом»9.

Ввиду того, что сотрудники правоохранительных органов являются государственными служащими, то естественно они должны удовлетворять и общим для всех служащих государства требованиям, получившим свое законодательное закрепление10. При этом следует отметить особое правовое положение данной категории служащих в числе всех прочих государственных служащих. И, как уже было сказано, в законах и других нормативных актах содержатся и дополнительные требования, которым должны соответствовать указанные лица.

В законодательстве, регулирующем деятельность правоохранительных органов сформулированы основные критерии специальной правосубъектности, соответствие которым позволяет человеку претендовать на занятие должности в структуре указанных органов и стать обладателем специального правового статуса11. Это, прежде всего, жесткий возрастной ценз. К примеру, на должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора назначается гражданин Российской Федерации не моложе 27 лет; на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет; на должности руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 25 лет.

Вторым необходимым условием поступления на службу является наличие определенного уровня образования с учетом специализации и ранга должности. Так прокурорами и сотрудниками Следственного комитета могут быть соответственно граждане РФ, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккре-

дитацию образовательной программе. В соответствии с квалификационные требованиями к должностям в органах внутренних дел на должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего; на должности среднего начальствующего состава — имеющие соответственно не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности. Для занятия должности старшего и высшего начальствующего состава необходимо наличие высшего образования, соответствующего направлению деятельности.

Кроме перечисленных качеств, в содержание правосубъектности работников правоохранительных органов включаются состояние здоровья, обладание необходимыми профессионально-деловыми, личными и нравственными качествами. Признаются не имеющими в данном случае юридического значения такие качества и свойства личности как национальность (здесь как уже было отмечено выше определяющую роль играет состояние гражданства), пол, социальное происхождение, имущественное и должностное положение, отношение к религии, убеждения.

Однако государство однозначно признает некоторые обстоятельства, характеризующие личность, несовместимыми с занятием должности в правоохранительных органах. Так, перечень ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел установлен в ст. 14 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»12. Кроме того, на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции»13 и Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»14, за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности.

Следует отметить, что этот перечень не является исчерпывающим. Отказ в приеме на службу в правоохранительные органы может быть мотивирован также по следующим основаниям: не соответствие

возрастным требованиям; отсутствие соответствующего образования; наличие в прошлом или настоящем судимости; не соответствие нормативам психодиагностического обследования; требованиям, характеризующим личные, деловые и нравственные качества кандидата; в случаях невыполнения кандидатом нормативов по физической подготовке или отрицательной характеристике, полученной в ходе проверки; при обнаружении в ходе испытательного срока несоответствия стажера предъявляемым требованиям.

Единообразная классификация требований, предъявляемых к рассматриваемой категории субъектов правоохранительной деятельности государства отсутствует. Возможно, на наш взгляд, в рамках специальной правосубъектности сгруппировать предъявляемые требования следующим образом: 1) достижение определенного минимального и максимального возраста; 2) соответствующий интеллектуальный и образовательный уровни; 3) моральные, нравственные и физические качества; 4) профессионально-деловые качества. Для различных категорий сотрудников (имеется в виду различие в ранге должности и специфика осуществления профессиональной деятельности) требования могут несколько видоизменяться, вводиться новые условия, но в самом общем виде они составляют основное содержание правосубъектности работников правоохранительных органов.

Таким образом, правосубъектность является важным фактором, оказывающим влияние на правовой статус. Правосубъектность имеет свое собственное содержание, которое выражается в юридически признанной государством социально-психической способности лица обладать соответствующим правовым статусом. Государство посредством правовых норм регламентирует с точки зрения признания или лишения юридической способности субъекта на обладание соответствующим правовым статусом.

Литература

1. Мамонтов А.Г. Понятие, структура и принципы основ правового статуса личности. М., 2001.

2. Нуралиев С.Ш. Основы общего административно-правового статуса сотрудника органов

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан // Административное право и процесс. 2015. № 12.

3. Митрохин В.В. Административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел как федерального государственного служащего и проблемы его реализации // Административное и муниципальное право. 2015. № 6.

4. Лизикова И.И. К вопросу об основных понятиях и категориях института государственной службы применительно к исследованию правового статуса работников правоохранительных органов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. 2001. № 1.

5. Правкин И.В. Правоохранительная система в комплексе факторов, определяющих формирование правового государства в России // Векторы развития общеправовой теории как векторы правопо-нимания. М., 2013.

6. Мамонтов А.Г. Административно-политический фактор в системе правосудия // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 12. С. 120—126.

References

1. Mamontov A.G. Concept, structure and principles of the fundamentals of the legal status of the individual. M., 2001.

2. Nuraliev S.S. the fundamentals of General administrative and legal status of the bodies of internal Affairs of the Russian Federation and the Republic of Tajikistan // Administrative law and process. 2015. No. 12.

3. Mitrokhin V.V. Administrative-legal status of the bodies of internal Affairs as a Federal public servant and problems of its implementation // Administrative and municipal law. 2015. No. 6.

4. Lysikova I.I. To the question about the basic concepts and categories of the Institute of public administration as applied to the study of the legal status of employees of law enforcement agencies // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevsky. Series: Right. 2001. No. 1.

5. Pravkin I.V. of the law Enforcement system in the complex of factors determining the formation of legal state in Russia // Vectors of General legal theory, as the vectors of law. M., 2013.

6. Mamontov A.G. the Administrative-political factor in the justice system // Vestnik of the Moscow University of the MIA of Russia. 2011. No. 12. P. 120— 126.

1 Мамонтов А.Г. Понятие, структура и принципы основ правового статуса личности. М., 2001.

2 Нуралиев С.Ш. Основы общего административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан // Административное право и процесс. 2015. № 12. С. 68—71.

3 Митрохин В.В. Административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел как федерального государственного служащего и проблемы его реализации // Административное и муниципальное право. 2015. № 6. С. 594—602.

4 См.: Лизикова И.И. К вопросу об основных понятиях и категориях института государственной службы применительно к исследованию правового статуса работников правоохранительных органов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. 2001. № 1. С. 130—137.

5 См.: Правкин И.В. Правоохранительная система в комплексе факторов, определяющих формирование правового государства в России //Векторы развития общеправовой теории как векторы правопонимания. М., 2013. С. 230—243; Мамонтов А.Г. Административно-политический фактор в системе правосудия // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 12. С. 120—126.

6 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Следственном комитете Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

7 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от

05.10.2015) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.01.2016) // СПС КонсультантПлюс.

8 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // СПС КонсультантПлюс.

9 Митрохин В.В. Административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел как федерального государственного служащего и проблемы его реализации // Административное и муниципальное право. 2015. № 6. С. 594—602.

10 См.: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О противодействии коррупции» // СПС Консуль-тантПлюс.

11 См.: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации»; Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Следственном комитете Российской Федерации»; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) и др. // СПС Консультант-Плюс.

12 Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от

05.10.2015) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.01.2016) // СПС КонсультантПлюс.

13 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О противодействии коррупции» //СПС Консуль-тантПлюс.

14 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» //СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.