Риппас П.Б. Кольская экспедиция 1898 года: Предварительный отчет // Изв. Имп. Русского географического о-ва. 1899.
Случевский К.К. По Северо-Западу России. СПб., 1897. Т.1. Тарабукина А.В. Фольклор и духовная культура «церковных людей»: Опыт исследования современного фольклора: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2000.
Теребихин Н.М. Сакральная топонимика Русского Севера (к постановке проблемы) // Вопросы топонимии Подвинья и Поморья. Архангельск, 1991. С.24-34.
Ушаков И.Ф. Избранные произведения. О Варзужской церкви. Мурманск, 1998. Т.3. 226 с.
Ушаков И.Ф. Храмы Кольского Севера. Предварительные сведения // Мурманский вестник. 1995. 13 окт. С.3.
Ушаков И.Ф. Церковь на Кольском Севере в досоветский период // Региональные программы основных и дополнительных курсов по религиоведению. Мурманск, 1994. С.113-114.
Шеваренкова Ю.М. Исследования в области русской фольклорной легенды. Н. Новгород: Растр-НН, 2004. 157 с.
Шишкина Т. Награда для ревнителей православия // Хибинский вестник, 2009. № 13. С. 7.
Щепанская Т.Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства) // Русский Север. К проблеме локальных групп. СПб.: Наука, 1995. С.110-176.
Сведения об авторе
Давыдова Алена Сергеевна,
аспирант Кольского научного центра РАН
Davydova Alena Sergeyevna.
post-graduate student of Kola Science Centre RAS
УДК 281.9 (470.21):94(470)"19 Я.В.Обухов
ПРАВОСЛАВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ СООБЩЕСТВА КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 1930-х - 2000 гг.
Аннотация
Представлен обзор отечественных исследований, рассматривавших различные аспекты православных религиозных сообществ начиная с 1930-х гг. Описаны основные этапы становления отечественной историографии по данному вопросу. Основное внимание уделено специфике исследований, касающихся вопросов православия на Европейском Севере России, в частности на Кольском полуострове.
Ключевые слова:
православие, Русский Север, историография, религиозные сообщества.
Y.V.Obuhow
ORTHODOX RELIGIOUS COMMUNITIES OF THE KOLA NORTH
IN THE NATIONAL HISTORIOGRAPHY IN THE PERIOD FROM 1930 TO 2000
Abstract
The article touches upon the issue of the Russian scientists' researches where various aspects of Orthodox religious communities (since the 1930s) are examined. The main stages of Russian historiography are described. Much attention is given to the question of Orthodoxy in the European North of Russia, particularly in the Kola Peninsula.
Key words:
orthodoxy, the Russian North, historiography, religious communities.
Проблемы православия в отечественной историографии
Проблемы возникновения и распространения религиозных сообществ, взаимоотношений государства и религии (в особенности православия как титульного представителя религиозных организаций в России, в том числе и на Кольском Севере) в период с тридцатых годов и вплоть до сегодняшнего момента являются предметом пристального изучения со стороны социологов, философов и этнографов в последние годы.
Для отечественной историографии в изучении религиозных сообществ, начиная с образования Советского государства и вплоть до конца 1980-х гг., характерно полное преобладание идеологических факторов. Подстраиваясь под текущую политику государства и властей, исследователи придерживались концепции религии как явления, наносящего вред коммунистической системе, а потому исключительно архаичного и обреченного на скорое исчезновение. Сами исследования носят антирелигиозный, значительно реже - атеистический характер. И если исследования атеистического характера в меньшей степени идеологизированы, то ярый антирелигиозный настрой во многих работах сильно снижал их научную ценность.
Начиная с 1940-х гг. начинается значительное сокращение числа исследований, касающихся религиозной сферы. Главной причиной подобных изменений, оказавших немалое влияние на отечественную историографию, стала инициированная Сталиным 4 сентября 1943 г. встреча с митрополитом Сергием, будущим Патриархом Московским и всея Руси. Эта встреча, как и последовавшие за ней события, обозначили изменения религиозного курса советской власти, а также и исследовательских тенденций в изучении данных вопросов в сторону менее агрессивной полемики. Стоит отметить, что именно в этом году было вновь открыто единственное официальное периодическое издание РПЦ «Журнал Московской Патриархии», закрытый властями в 1935 г. Однако новая антирелигиозная кампания, начатая Хрущевым в середине 1950-х гг., вновь пробуждает внимание исследователей к религиозным вопросам.
Весь комплекс научной литературы конца 1950-1980-х гг. по рассматриваемой проблеме представляет переход от неприкрыто антирелигиозных работ [Персиц, 1958; Крупницкий, 1959; Ермаков, 1964], в которых большое внимание уделялось формированию религиозной политики государства, к трудам пропагандистского и атеистического толка [Токарев, 1964; Угринович, 1965; Иванов, 1973; Сухов, 1976; Куроедов, 1984]. Основным направлением данных работ было изучение различных вопросов теории и
истории религии и атеизма, при этом идеология и происхождение русского православия подвергалась критическому анализу. Также значительная часть работ этого времени была посвящена «разоблачению» зарубежных исследований, касающихся религиозных вопросов [Лисавцев, 1975]. В 1970-х гг., в период относительно ровных государственно-церковных отношений, заметно вырос уровень научной направленности работ, касающихся вопросов религии. Однако основным направлением исследований стал поиск методов распространения атеистического мировоззрения и воспитания. На первый план стали выходить социология и психология религии [Яблоков, 1972; Филимонов, 1974; Чечулин, 1979].
Большую роль в освещении различных сторон религиозной жизни Советского государства играл религиозный самиздат. Закономерно, что самиздатовские труды [Краснов-Левитин, 1966; Регельсон, 1977; Шафаревич, 1973] были направлены в противовес текущей идеологии государства по вопросам религии и знакомили отечественную и зарубежную общественность с существующими в СССР нарушениями прав человека в сфере свободы совести. В том же ключе лежали и работы русских эмигрантов, освещавшие гонения на Церковь и верующих и повсеместное закрытие и разорение храмов [Рар, 1954] либо дававшие оценку официальной и неофициальной политике государства по отношению к Церкви в различные периоды [Константинов, 1974].
Следующий этап отечественной историографии можно обозначить второй половиной 1980-х гг., когда началось существенное изменение взглядов на общую концепцию гражданской истории, повлекшее за собой первые попытки пересмотра прежних подходов в изучении религиозных организаций. Приоритетным направлением работ стал анализ ошибок «субъективистского характера» и «волюнтаристских решений» по отношению ко всем формам религиозной жизни со стороны руководства партии и государства в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Так, философ-историк М.И.Одинцов [1989] во многом опровергает традиционное заявление о массовом отходе верующих от религии и отмечает противоречие между реалиями религиозной жизни последних десятилетий и провозглашенным тезисом о «кризисе религий». А отход от ленинских принципов отношения к религии, по его мнению, лишь способствовал сохранению и, в некоторой степени, возрождению религиозных и церковных организаций. В подобном ключе лежали работы других исследователей [Гордиенко, 1987; Корзун, 1987; Клибанов, 1988; Бондаренко, 1989; Демьянов, 1989].
Переломным моментом в новейшей отечественной историографии по данному вопросу стало начало 1990-х гг. Авторы коренным образом пересматривали уже сложившуюся традиционную концепцию взглядов на жизнь религиозных сообществ, историография начала быстро расти, пополняясь новыми работами.
Отличительной особенностью развития историографии в этот период являются попытки переоценки сталинской религиозной политики 1940-х -начала 1950-х гг. и выявления причин очередной волны гонений на церковь при Хрущеве и т.д. В частности, появляются первые попытки анализа новых источников данных. Религиовед и историк В.А.Алексеев [1992], по сути, первым в отечественной историографии на основе рассекреченных документов рассмотрел историю антирелигиозной борьбы и атеистической работы партии и комсомола, а также противоречивость государственной политики в отношении религиозных организаций на протяжении всего периода советской власти. Стали
также появляться работы в области изучении эволюции конституционно -правовой базы государственно-церковных отношений и деятельности специальных органов, реализующих религиозную политику государства [Одинцов, 1994]. К примеру, анализируя государственную политику по отношению к Церкви, Одинцов [1994: 133] также пришел к выводу об отсутствии у государства единой линии во всем спектре религиозных вопросов, а исследователь А.Н.Лещинский [1990: 72] отметил, что причиной проблем государственно-церковных отношений стал неотработанный механизм регистрации религиозных обществ и частые нарушения органами государственной власти законодательства о религиозных сообществах как на местном, так и на общегосударственном уровнях.
С начала 2000-х гг. появилось множество диссертационных исследований и монографий, посвященных различным аспектам религиозной жизни на протяжении всего периода советской власти, рассматриваемым как в общесоюзном масштабе, так и на примере отдельных регионов страны. Расширился в значительной степени и спектр вопросов, поднимаемых авторами. Тенденции развития религиозных организаций и сообществ в течение всей советской эпохи начали получать достаточно объективную оценку. Нельзя не отметить значительный вклад историков А.Н.Кашеварова [1995], М.В.Шкаровского [2005] и многих других. К примеру, монография М.В.Шкаровского «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве» представила достаточно подробное исследование государственно-религиозных отношений, а также отдельных аспектов и особенностей религиозной жизни.
Объектом пристального внимания в последнее десятилетие стало изучение жизни Церкви, в частности религиозных организаций, периода Великой Отечественной войны, как и других критических и переломных моментов в истории религиозных институтов в России ХХ века. Ряд исследований выявил причины изменения политики государства в области религии с начала 1940-х гг., основные направления и результаты деятельности Русской православной церкви в 1941-1945 гг. [Васильева, 1990; Шимон, 1995; Якунин, 1998]. Большинство авторов придерживаются вывода о сугубом прагматизме высшей власти, а точнее лично Сталина, при резком изменении религиозного курса в начале 1940-х гг., а также отмечают преемственность между сталинским «религиозным ренессансом» 1940-х и нормализацией государственно-церковных отношений в конце 1980-х гг. Стоит отметить также работы по направлениям, недоступным ранее для изучения. Так, в это время были осуществлены первые попытки объективного анализа диссидентского движения и его влияния на Церковь. Впервые обратился к изучению влияния спецслужб на церковную организацию А.В.Горбатов [1996], пытаясь при этом дать общую оценку движению религиозных диссидентов в СССР. В.А.Ливцов [1997] исследовал проблемы вероотступничества во времена хрущевских гонений на наиболее известном примере - отречении профессора Ленинградской духовной академии А.А.Осипова, во многом олицетворявшего тенденции данного явления в истории Русской православной церкви в XX веке.
Оперирование фольклорными и литературными текстами выделило также и этнографический подход изучения религиозных сообществ. Нельзя не отметить работу «Фольклор и культура прицерковного круга» А.В.Тарабукиной [2000], в которой был проведен развернутый анализ значительной части
аспектов прихрамовой среды со времени её формирования и до современного состояния. Также новым направлением исследований стало изучение влияния религиозных святынь и паломничества в российском православии на религиозные сообщества [Чистяков, 2005]. Работа М.М.Громыко и А.В.Буганова «О воззрениях русского народа» [2000] содержит анализ православной религии непосредственно в народных верованиях в условиях повседневности.
Отмечается повышенный интерес самой Церкви к исследовательской работе по проблемам истории религиозно-церковной жизни в стране. И хотя работ церковных историков и священнослужителей, обращенных к периоду 1940-1980-х гг., крайне мало, а существующие имеют ряд недостатков, они заслуживают особого внимания, так как авторы зачастую оперируют данными церковных архивов, которые до сих пор неохотно предоставляются светским авторам. Среди них следует назвать работы протоиерея В.Цыпина [1997], уделявшего особое внимание истории епископата и высшего церковного управления, каноническим и церковно-юридическим аспектам. Однако его работы отличаются стремлением избежать полемических крайностей, а также отсутствием критического анализа состояния Церкви. Более резких оценок придерживался известный в православных кругах митрополит Иоанн (Снычев) [1995], который, например, явно преувеличивал количество закрытых храмов, отказывался замечать улучшение положения Церкви в середине 1950-х гг.
Из зарубежных исследований интерес представляют работы Д.Данна [Dunn, 1983], Д.Эллис [Ellis, 1986] и других исследователей, изучавших роль православных диссидентов и русских националистов во взаимоотношениях советского государства и Церкви. Из более поздних работ нельзя не отметить значительную работу канадского профессора Д.В.Поспеловского [1995], представляющую собой общий многосторонний анализ истории православной церкви в период с дореволюционных лет до эпохи перестройки.
Европейский и Кольский Север
В последние десятилетия было проведено достаточно большое количество исследований, посвященных православию на Русском Севере. В них, частности, рассмотрены вопросы церковно-приходской жизни и истории приходов, в том числе и советского периода. Больше внимание стало уделяться повседневности русской провинции и православным традициям в сообществах верующих [Теребихин, 2002]. Православный приход на Европейском Севере стал восприниматься исследователями в качестве достаточно самостоятельной и автономной духовной единицы, роль которой в сохранении православных традиций, обрядов и ценностей, особенно в ХХ веке, явно возрастала [Камкин, 1996; Пулькин, 2009]. Исследователи отмечают, что именно местный православный приход стал восприниматься наиболее устойчивой религиозной организацией [Бернштам, 2005]. Отдельную категорию составляют исследования по частным вопросам истории духовно-религиозной культуры, в которых подчеркивается традиционная идея особой связи северного русского православия с древней славянской культурой. Из сравнительно недавних к таким относится, например, работа Е.В.Платонова [2011], в которой обращено внимание на христианский культ почитаемых камней, особенно распространенный на Европейском Севере России.
Отметим, что особенностью северной историографии является также широкое внимание к иным конфессиональным образованиям, в особенности старообрядческим приходам, имевшим значительную распространенность в Карелии [Фишман, 1992;Пулькин, 1997].
В отличие от остальной части Европейского Севера России, в Мурманской обл. история религиозных сообществ имеет достаточно слабое отражение в исследованиях. До появления работ И.Ф.Ушакова знания историографии религиозной жизни на Кольском Севере носили по преимуществу источниковый характер, будучи представлены в основном краткими статистическими сведениями о храмах и часовнях, о состоянии приходов, а также научно-исследовательскими отчетами наряду с общей информацией о Кольском крае, к примеру, работами Л.Л.Брейтфуса [1906], А.К.Сиденснера [1909] и др. Лишь хозяйственная и просветительская деятельность Трифоно-Печенгского монастыря в дореволюционную эпоху довольно детально освещается в работах Н.Ф.Королькова [1908] и В.Блинова [1918]. В советский период вопросы православия в регионе практически не изучались, за исключением работ И.Ф.Ушакова [1997], подробно описавшего проблемы приходской жизни, просветительской и хозяйственной деятельности церкви на Кольском Севере. В 1990-е гг. эта работа была им продолжена. Исследования конца 1990-х - 2000-х гг., П.В.Фёдорова [1996] о Трифоно-Печенгском монастыре, Ю.П.Бардилевой [2000, 2008, 2011] и О.В.Грашевской [2005, 2006] по многим вопросам православия в XX в. носят преимущественно аналитический характер, опираются на архивные материалы, воспоминания и опубликованные источники. Стоит отметить работы Ю.П.Бардилевой, рассмотревшей вопросы местной специфики церковно-государственных отношений, а также государственного законодательства в сфере религии и особенностей функционирования данного законодательства на Кольском Севере. Исследования О.В.Грашевской, в особенности касающиеся религиозного фактора среди населения Кольского Севера в XX веке, также можно считать основополагающими в изучении местных православных сообществ. Также занимаются исследованиями по истории православия и священнослужители Мурманской и Мончегорской епархии иеромонах Митрофан (Баданин) [2002] и священник Сергий (Поливцев) [2007]. Однако стоит отметить, что работы религиозных деятелей представляют собой по большей части биографические работы - «жития» [Баданин, 2002]. Сфера православной историографии в последние годы отчасти расширилась за счет развития историко-краеведческого направления. Оно представлено, прежде всего, публикуемыми с 2006 г. материалами регулярных конференций «Феодоритовские чтения», которые организует Мурманская и Мончегорская епархия [Феодорит Кольский..., 2006]. Конференции носят по преимуществу просветительский характер, поэтому статьи исторического содержания, включенные в состав изданий, большей частью компилятивны, однако некоторые из них заслуживают внимания.
Важной частью местной историографии религии стали работы, касающиеся саамских сообществ, их традиционных верований, а также проблем христианизации саамов [Волков, 1996; Бодрова, 2009]. В работе А.А.Киселева и Т.А.Киселевой «Советские саамы: история, экономика, культура» [1987] подчеркиваются тенденции социалистических преобразований в экономике,
культуре и быте коренного населения Кольского полуострова, произошедших за годы Советской власти, причем важным мотивом становится именно устранение традиционных архаических представлений саамов.
Трудами видных специалистов по традиционному быту поморов, достижениями саамоведения и выводами советских историков об интеграции народа традиционного типа культуры в социалистическое атеистическое общество фактически исчерпывается историко-этнографическое направление исследований религиозной культуры населения Кольского Севера.
Особенности историографии по рассматриваемому вопросу можно объяснить спецификой религиозной ситуации в Мурманской обл. в описываемый период. Изначально кольские приходы входили в состав Холмогорской и Важской (позднее Архангельская и Холмогорская) епархии, учрежденной в 1682 г. По решению Священного синода 27 декабря 1995 г. была отделена Мурманская епархия. В 2013 г. была образована Мурманская митрополия. В 1955 г. в состав епархии входил 31 храм (в т.ч. в Архангельской обл. - 26, в Мурманской обл. - 4, в Коми АССР - 1), с 1962 г. в Мурманской обл. остается только 2 действующих храма. Таким образом, около 30 лет на территории Мурманской обл. действовало всего 2 церкви - Свято-Никольская в Мурманске и Казанская в Кировске. И если история мурманских приходов, а также история храмов и религиозных сообществ Поморского побережья [Бернштам, 1983; Дмитриева, 1988] изучена хоть и в разной степени, то центральные районы области в этом отношении остались неизученными. Вместе с тем история местных религиозных сообществ не менее интересна. Она в значительной степени связана с социально-демографическими и поселенческими особенностями региона, спецификой формирования населения и городов центральной части полуострова в советский период. Эти и другие факторы определяют соотношение общих для российской истории советского и постсоветского периодов тенденций развития религиозной жизни и отличительных черт этого процесса, характерных для регионов определенного типа. Углубленное изучение становления и деятельности православных религиозных сообществ городов Кольского Севера представляет, на наш взгляд, перспективную исследовательскую задачу.
Список литературы
Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки борьбы с религией в СССР. М.: Россия молодая, 1992. 304 с.
Бардилева Ю.П. Государственно-церковные отношения на Кольском Севере в первой трети XX века: дис.....канд. ист. наук. Архангельск, 2000.
Бардилева Ю.П., Грашевская О.В. Религия и церковь на Кольском Севере // Кольская энциклопедия. Апатиты: КНЦ РАН, 2008. Т. 1. С.103-112.
Бардилева Ю.П. «Предать суду всех лиц, уличенных в издевательских выходках по отношению к верующим.»: нарушения советского «религиозного» законодательства региональными властями при закрытии церквей на территории Европейского Севера России в конце 1920-х - 1930-е гг. // Новейшая история России. 2011. № 1. С. 216-228.
Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб., 2005. 426 с.
Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX - начале XX века. Л., 1983. 232 с.
Блинов В. На Мурмане (из личных воспоминаний автора, дополненных новейшими данными). Пг., 1918.
Бодрова О.А. Саамы в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала ХХ веков: дис. ... канд. ист. наук. Апатиты, 2009. 185 с.
Бондаренко В.Д. Современное православие тенденции и эволюция. Симферополь, 1989. 174 с.
Брейтфус Л.Л. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. СПб., 1906.
Васильева О.Ю. Советское государство и деятельность Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны: дис. ... канд. ист. наук. М., 1990.
Волков Н.Н. Российские саамы. Историко-этнографические очерки. Каутокейно; СПб., 1996. 106 с.
Грашевская О.В. Политика советского государства по отношению к Русской Православной церкви: центр и местная власть в 1940 - конце 1980-х (на примере Мурманской области). Мурманск, 2005.
Грашевская О.В. К вопросу о роли религиозного фактора в жизни советского/российского общества в XX в. // Европейский Север в судьбе России. XX в. (К 80-летию профессора А.А.Киселева): сб. науч. ст. Мурманск, 2006. С. 151-160.
Горбатов А.В. Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области (1943-1969 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 1996.
Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., Лениздат, 1987. 304 с.
Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М.: Паломник, 2000. 541 с.
Демьянов А.И. Факты против измышлений (миф о «религиозном возрождении»). Воронеж, 1989.
Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М.: Наука,1988. 244 с.
Ермаков Е.М. Коммунизм и религия. М., 1964.
Иванов И.А. Политика советского государства по вопросам религии. М., 1973.
Иоанн (Снычев), митрополит. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1995.
Камкин А.В. Сельские православные приходы Русского Севера // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Киров, 1996. Т. I. 164 с.
Кашеваров А.Н. Государство и Церковь (из истории взаимоотношений советской власти и Русской Православной Церкви 1917-1945 гг.). СПб.,1995. 124 с.
Киселев А.А., Киселева Т.А. Советские саамы: история, экономика, культура. Мурманск: Кн. изд-во, 1987. 208 с.
Клибанов А.И., Митрохин Л.Н. Крещение Руси. История и современность. М., 1988. 64 с.
Константинов Д., протоиерей. Зарницы духовного возрождения (Русская Православная Церковь в СССР в конце шестидесятых и в начале семидесятых). Лондон (Канада): Заря, 1974.
Корзун М.С. Русская православная церковь 1917-1945 гг.: изменение социально-политической ориентации и научная несостоятельность вероучения. Минск, 1987. 113 с.
Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифоном, просветителем лопарей, его разорение и возобновление. СПб., 1908.
Краснов-Левитин А.Э. Защита веры в СССР. Рукопись, привезенная из советской России. Париж: Ушса-Рге88, 1966.
Крупницкий Г.Б. Государство и религия. Сталинград, 1959.
Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. М., 1984. 272 с.
Лещинский А.Н. Время новых подходов. О советских государственно-церковных отношениях. М., 1990.
Ливцов В.А. Государственно-церковные отношения в СССР и России: проблема религиозной безопасности. 1960-1990 гг.: дис. ... канд. ист. наук. М., 1997.
Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. М.: Мысль, 1975. 320 с.
Митрофан (Баданин), иеромонах. Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию жития. Мурманск, 2002.
Одинцов М.И. Русская Православная Церковь XX столетия (общая оценка состояния, организационная структура, социально-политическая деятельность). В помощь лектору-пропагандисту. М., 1989.
Одинцов М.И. Государство и Церковь в России XX в. М.: Луч, 1994. 171 с.
Персиц М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР. М., 1958. 198 с.
Платонов Е.В. Почитаемые камни в православной традиции на Северо-Западе России // Этнографическое обозрение. 2011. № 3. С.130-144.
Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. 511 с.
Пулькин М.В. Православный приход и власть в середине XVIII - начале XX вв.: (по материалам Олонецкой епархии) / М.В .Пулькин; Рос. акад. наук, Карел. науч. центр, Ин-т яз., лит. и истории. Петрозаводск : КарНЦ РАН, 2009. 422 с.
Пулькин М.В. Старообрядчество и «господствующая церковь» в Карелии: опыт сосуществования (вторая половина XVШ в.) // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера: тез. докл. науч. конф. Петрозаводск, 1997. С. 57-59.
Рар Г.А. Плененная Церковь (очерк развития взаимоотношений между Церковью и властью в СССР). Франкфурт-на-Майне: Посев, 1954.
Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. Париж: Ушса-Рге88, 1977.
Сергий (Поливцев), священник. Трифонов Печенгский монастырь. Мурманск, 2007.
Сиденснер А. Описание Мурманского побережья. СПб., 1909.
Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Мысль, 1976. 143 с.
Тарабукина А.В. Фольклор и культура прицерковного круга: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2000.
Теребихин Н.М. Геокультурное пространство Баренцева региона // Баренц-журнал. 2002. № 1. С.26-33.
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1964. 576 с.
Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии (о специфике религии и ее месте в общественном сознании). М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1965. 349 с.
Ушаков И.Ф. Избранные произведения: историко-краеведческие исследования: в 3 т. Мурманск: Кн. изд-во, 1997.
Феодорит Кольский и его духовное наследие: материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конф. «I Феодоритовские чтения», Кандалакша. СПб.: Ладан, 2006. 128 с.
Фёдоров П.В. История Трифоно-Печенгского монастыря. Мурманск: Север, 1996. 70 с.
Филимонов Е.Г. Социологические исследования процесса преодоления религии в сельской местности: итоги, проблемы, перспективы // Вопросы научного атеизма. 1974. Вып. 16.
Фишман О.М. Старообрядческая община тихвинских карел (по современным данным) // Проблемы эволюции сельского хозяйства и крестьянское движение на Северо-Западе: тез. докл. / отв. ред. В.АШишков. Псков, 1992. С. 96-98.
Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. Кн.9. Чечулин А.А. Микросреда верующего и атеистическое воспитание. Новосибирск, 1979.
Чистяков П.Г. Почитание местных святынь в российском православии XIX-XXI вв. (На примере почитания чудотворных икон в Московской епархии): дис. ... канд. ист. наук. М., 2005.
Шафаревич И. Законодательство о религии в СССР. Париж: Ymca-Prsss, 1973. Шимон И.Я. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны: автореф. дис. ... докт. ист. наук. М., 1995.
Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.: Изд. Крутицкого подворья, 2005. 424 с.
Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. М., 1972.133 с.
Якунин В.Н. Патриотическая деятельность Русской Православной церкви и изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: дис. канд. ист. наук. Самара, 1998.
Dunn D.J. Religion and Communist Society. Berkeley, Calif.: Berkeley Slavic Specialties, 1983.
Ellis J. The Russian Orthodox Church: A Contemporary History. Bloomington: Indiana University Press, 1986.
Сведения об авторе
Обухов Яков Валерьевич,
аспирант Кольского научного центра РАН
Obuhow Yakov Valerievich,
post-graduate of Kola Science Centre RAS