КУЛЬТУРОЙ
ОГИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ
2017/3(29)
JOURNAL OF CULTURAL RESEARCH
ISSN 2222-2480
Электронное периодическое рецензируемое научное издание
•ыходит с 2010 года
Прикладная культурология
Прияткина Н.Ю.
Православные праздники в духовно-нравственном воспитании
детей и молодежи
Аннотация. В статье рассматриваются возможности православных праздников как действенного средства духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Ключевые слова: православный праздник, духовно-нравственное воспитание
Одной из приоритетных задач современной государственной политики Российской Федерации является задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Подтверждением этому служит принятие Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Образ современного национального воспитательного идеала, который предложен в Концепции - это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [2].
Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию ребенком духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание может реализоваться через познавательную деятельность, направленную на то, чтобы ребенок ощущал живую связь познаваемого с действительностью, эстетическую деятельность, направленную на закрепление в структуре личности ребенка положительных образов и чувств и практическую деятельность, направленную на воспитание положительного отношения к труду, деятельности ради общего блага, приучение к ответственности за свои дела и поступки.
Важную роль в решении этой задачи играют традиции православной культуры, помогающие молодому поколению обрести нравственный идеал и морально-этические нормы поведения русского человека.
http://cr-joumaLm/ms/joumals/419.html&jJd=32
Активное освоение традиций православной культуры наиболее успешно реализуется через православные праздники.
Православные праздники - общецерковные торжества в православии, посвященные особому воспоминанию чередующихся священных событий и чтимых святых. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному богослужебным кругам общественного богослужения в Православной Церкви.
Праздник является эффективным средством педагогического воздействия и дает возможность эмоционального познания и освоения окружающего мира и основ нравственности. Православные праздники помогают в восстановлении связи времен и поколений, способствуют формированию основ национального самосознания, учат добру, вере, надежде и любви. Праздник является одной из самых ярких форм организации досуговой деятельности. Свойство народных праздников радостно преображать все вокруг, помогать людям, ярче переживать и глубже осмысливать события из жизни природы и духовной истории.
Цикличность календаря из года в год повторяет праздники, что позволяет усваивать материал с младшего возраста, постепенно усложняя и углубляя его. Православные праздники в игровой форме учат ребенка видеть красоту природы, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доброте и творчестве, призывают приумножать красоту окружающего мира. Все это составляет зачатки нравственных и эстетических эталонов, формирование которых будет продолжено в старшей школе.
В основе осуществления деятельности в этом направлении лежит организация социально открытого пространства функционирующего на основе социально-педагогического партнерства, интегративности программ духовно-нравственного развития и воспитания, его социальной значимости.
В рамках реализации проекта «Православие - путь к духовной безопасности русского человека и русского народа» [2], поддержанного Фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» преподавателями и студентами Шуйского филиала Ивановского государственного университета были подготовлены и проведены культурно-просветительские программы для школьников «Праздник Светлой Пасхи», «День семьи, любви и верности», День Наума Грамотника», «Рождественский подарок», посвященные православным праздникам.
Учебная сторона таких мероприятий предполагает знакомство с историей праздника, событиями и обрядами с ним связанными. При этом детская аудитория не должна быть перегруженной информацией: оптимальными формами служат беседы со священником и театрализованные сюжетные постановки, игры-путешествия и др. Дети не только являются слушателями и созерцателями, а оказываются активными участниками нравственного выбора и самостоятельного рассуждения о возможных вариантах поведения в различных жизненных ситуациях [1].
Созданию праздничной атмосферы способствовали красочное оформлением зала, праздничные костюмы, символы праздников.
Значимой для детей любого возраста является игровая деятельность, поэтому использование русских народных игр является обязательным элементом любого праздника. Именно в игровой деятельности заложен огромный воспитательный потенциал: дети учатся коллективному взаимодействию, оказанию поддержки и помощи, у них формируется дух эмпатии и сопереживания.
Особое значение придавалось изготовлению сувениров, отражающих специфику праздника. Детям выдаются деревянные заготовки, кисточки и краски. Ведущий демонстрирует образец и рекомендует, какую цветовую гамму нужно использовать. Выполнение работы осуществляется совместно: педагог проводит роспись на доске или экране, а дети на своих заготовках. Мастер-класс сопровождается рассказом ведущего и народной музыкой. После выполнения работы проводится выставка сувениров-магнитиков. Так на «Праздник светлой Пасхи» дети расписывали пасхальное яйцо, в «День семьи, любви и верности» каждый ребенок изготовил сувенир-магнитик «Ромашка», во время Рождественского праздника дети нарисовали Рождественскую звезду. Выполненные учащимися работы являются продуктом их деятельности, особой эмоциональной окраской праздника и способствуют сохранению в памяти той информации, которая сопровождала мероприятие [3].
Таким образом, православные праздники имеют мощный потенциал в духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а именно в формировании таких качеств личности школьников как доброта, человеколюбие, порядочность, ценность семейных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога // Современные исследования социальных проблем : Электронный научный журнал. - 2015.- № 10 (54). - С. 163-169.
[2] Православие - путь к духовной безопасности русского Человека и русского народа / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Л.Д. Мальцева, Т.Д. Джишкариани.- Шуя: Изд-во Шуйского фил. ИвГУ, 2015. - 43 с.
[3] Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога. Методическое пособие/ Под редакцией П.А. Кислякова, Е.А. [] Шмелевой. - Шуя: Изд-во Шуйского фил. ИвГУ, 2016. - 83 с.
© Прияткина Н.Ю., 2017. Статья поступила в редакцию 10.08.2017.
Прияткина Наталья Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Шуйский филиал Ивановского государственного университета (Шуя).
Priyatkina N.
Orthodox holidays in the spiritual and moral education of children and youth
Abstract. The article describes the possibilities of Orthodox holidays as an effective means of spiritual and moral education of children and youth.
Key words. Orthodox holiday, spiritual and moral education.
Priyatkina Natalia Yurievna,
PhD in Pedagogy,
Shuya branch of the Ivanovo State University (Shuya).