англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. -М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 382 с.
Literature
1. Kara-Murza S.G Manipuljacija soznaniem. / S.G Kara-Murza -M.: Ehksmo, 2008 - 863 s.
2. Tolkovyjj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka V.I. Dalja: v 4 t. T. 2: I - O / V.I. Dal' - M.: Russkijj jazyk, 2007. - 726.
3. Ehnciklopedicheskijj slovar'. Brokgauz F.A., Efron I.A. / A.F. Brokgauz, I.A. Efron - M.: Ehksmo, 2007. - 726 s.
4. Zakharov A.V. Massovoe obshhestvo i kul'tura v Rossii: so-cial'no-tipologicheskijj analiz / A.V. Zakharov // Voprosy filosofii, 2003, № 9 - s. 3 - 16.
5. Dzharmush D.: Interv'ju (sost. Khercberg L.; per. s angl. Bur-mistrovojj E., Braginskogo A.) - Spb.: Izdatel'skijj Dom «Azbuka-klassika», 2007. - 352 s.
6. Chesterton G.K. Vechnyjj chelovek. / G.K. Chesterton - M.: Ripol Klassik, 2006. - 416 s.
7. Dubickaja V.P. Kinozritel': skvoz' pelenu illjuzijj. / V.P. Dubickaja // Socis, 1993, № 1. - s. 67-74
8. 100 velikikh rezhisserov /Avt.-sost. I.A. Musskijj. M.: Veche, 2006. - 480 s.
9. Nicshe F. Rikhard Vagner v Bajjrejjte // Nicshe F. Izbrannye proizvedenija. V 3 t. T.2. M.: Nauka, 1994. — 387 s.; Nicshe F. Rozhdenie tragedii, ili ehllinstvo i pessimizm // Nicshe F. Soch. v 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1990. - 414 s.
10. Makljuehn M. Ponimanie Media. Vneshnie rasshirenija cheloveka / Per. s angl. V. Nikolaeva; Zakl. st. M. Vavilova. - M.; KANON-press-C, 2003. - 464 s.
11. Venders V. Ja - turisticheskijj agent [Ehlektronnyjj resurs]. -
Rezhim dostupa: http://www.kinoart.ru/magazine/04-
2003/experience/Wenders, svobodnyjj.
12. Bessmertnyjj A. Kino i obshhestvo [Ehlektronnyjj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.xserver.ru/user/kinoo, svobodnyjj.
13. Mol' A. Sociodinamika kul'tury / A. Mol'per; per. s fr.; vstup. st., red., primech. B. V. Birjukova, R. Kh. Zaripova, S. N. Plotnikova. - M.: LKI, 2008. - 416 s.
14. Lippman U. Obshhestvennoe mnenie / U. Lippman; per. s angl. T. V. Barchunova, pod red. K. A. Levinson, K. V. Petrenko. -M.: Institut Fonda «Obshhestvennoe mnenie», 2004. — 382 s.
Сведения об авторах
Скрипкарь Мария Викторовна - аспирантЧитинского государственного университета, г. Чита, e-mail: farengeit1985@yandex.ru.
Data on authors
Skripkar Maria Victorovna - post-graduate student, Chita State University, Chita, e-mail: farengeit1985@yandex.ru.
УДК 27.788 (571.54)
ББК 86.3-6 (2 Рос. Бур)
С. С. Жарникова
ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
В статье рассматривается история основания и деятельность православных монастырей на территории Республики Бурятия, а также их использование в современных условиях как объектов историко-культурного наследия. Автором определяется роль православных обителей в историко-культурном развитии региона.
Ключевые слова: религия, монастырь, историко-культурное наследие, православие, религиозная культура, миссионерство, просвещение, духовность.
S.S. Zharnikova
THE ORTHODOX MONASTERIES IN THE HISTORY AND CULTURE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA
The article describes the history of the formation and the development and the activity of orthodox monasteries on territories of Buryatia, and also their use in modern conditions as objects of a historical and cultural heritage are considered. The author defines the value of orthodox monasteries in the historical-cultural development of the region.
Key words: cultural space, region, a monastery, historical and cultural heritage, Orthodoxy, religious culture, missionary work, education, spirituality.
В духовной жизни российского общества происходит существенное переосмысление ценностных установок и идеалов, сложившихся веками традиций, осуществляется мировоззренческая переориентация личностного и общественного сознания. В качестве одного из потенциальных центров развития культуры в России рассматривается Республика Бурятия, которая является своеобразным «мостом» между Востоком и Западом, имеет тесные культурные связи с народами Центральной, Восточной и Южной Азии. Наличие уникального озера Байкал, полиэтнический и многоконфессиональный состав населения, сочетание различных религий и типов культурных влияний определяют неповторимый облик современного историко-культурного пространства Бурятии.
По мнению большинства исследователей, религия является необходимым составляющим элементом духовной культуры общества. Ее главная функ-
ция состоит в том, чтобы помочь человеку преодолеть исторически изменчивые, переходящие относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного и неизменного. В связи с этим, перед современным обществом стоит важнейшая задача в сохранении и возрождении религиозной культуры. Республика Бурятия не стала исключением в этом историко-культурном явлении.
Начиная с XVII в., со времени освоения Сибири русскими землепроходцами на территории края распространилось православие. Распространение православия сопровождалось строительством церквей и монастырей. Одними из уникальных объектов историко-культурного наследия Бурятии являются православные монастыри, которые на протяжении всей истории были духовными и просветительскими центрами региона, сыграли значительную роль в хозяй-
ственном освоении края, имеют богатую историю и знамениты своими деятелями.
В дореволюционный период истории в Забайкалье действовали три православных монастыря, они же осуществляют свою деятельность и в настоящее время. Это - Селенгинский Троицкий монастырь, Посольский Спасо-Преображенский, Селенгинский Спасо-Преображенский, действовал в начале XX в. сегодня разрушенный и женский Сретенский монастырь в селе Батурино Прибайкальского района.
Троицко-Селенгинский монастырь (1681 г.) был основан иеромонахом Макарием с десятью монахами, которые привезли с собой иконы и книги, послужившие началом формирования при монастыре библиотеки [1, л. 3]. Он являлся крупнейшим хозяйственным центром Забайкалья. Ему принадлежали мельница на реке Пьяной, озеро Котокель, сенные покосы. При нем были пахотные крестьяне, которые обрабатывали монастырскую землю [2, с. 10].
В монастыре велась большая просветительская работа по трем направлениям: проповеди, переводческая деятельность, обучение начальной грамоте. Проповеди проводились в форме бесед, на которых духовенство объясняло населению заповеди христианской морали, давало практические советы. Славу Даурской миссии составляет проповедничество в Забайкальском крае Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца. Четыре года Святитель Иннокентий пребывал то в остроге Селенгинске, то в Троицкой обители [3, с. 155].
Переводческую деятельность осуществляли священники православных приходов Забайкалья. В двадцатые годы XX в. закончили курс монгольского языка благочинный священник Петр Малков, священник Верхнеудинского Богородицко-
Одигитриевского Собора Петр Родионов. Переводческой деятельностью занимался А. Бобровников, который являлся автором «Грамматики монгольского языка» [4, с. 85]. Количество переводов книг в первой половине XIX в. было незначительным, так как священники часто старались переводить дословно, а отсутствие в языке сибирских народов ряда слов делали переводы неточными и малопонятными [4, с. 86].
Обучение начальной грамоте велось в церковноприходских школах. В 1812 г. вышел указ Синода об открытии церковно-приходских школ во всех приходах [3, с. 127]. Официально школа при Троицко-Селенгинском монастыре была открыта 24 января 1862 г., а 10 октября 1885 г. школа получила новое здание за оградой монастыря, с квартирой для учителя. Первоначально в ней обучалось 18 мальчиков, в конце XIX в. обучалось от 25 до 40 детей.
В Государственном архиве Читинской области (ГАЧО) хранятся документы об открытии в Селен-гинском монастыре школы псаломщиков. Так, 30 ноября 1895 г. была открыта миссионерская школа, которая содержалась исключительно на средства монастыря. В основу обучения в этой школе была положена «программа церковно-приходской школы с добавлением: а) обучения отчетливому и правильному чтению по богослужебным книгам; б) пения на гласы; в) обучения пению по нотам; г) ознакомление и
упражнение с тем же певчим по квадратной ноте; д) упражнение в переписывании текстов и других нот; е) полного ознакомления с уставом церкви» [5, л. 15].
В Троицко-Селенгинском монастыре была открыта библиотека. Известно, что в 1732 г. фонд библиотеки Троицко-Селенгинского монастыря составил 105 книг, в середине XIX в. насчитывалось более 500 книг, к концу XIX в. в ней едва насчитывалось книг 30. Книжное собрание монастыря являлось базой для просветительской работы [4, с. 85].
Таким образом, Троицко-Селенгинский монастырь, являясь первой обителью за Байкалом, на протяжении всей дореволюционной истории оставался центром миссионерской работы православной церкви.
Посольский Спасо-Преображенский монастырь -один из крупнейших объектов культурного наследия в республике. Данная обитель (1681 г.) являлась хозяйственным и просветительским центром Забайкалья. В начале XVIII в. Посольский монастырь процветал, владел обширными хлебными и рыболовными и участками, к нему было приписано 220 душ крестьян. В 1862-1870 гг. монастырь являлся резиденцией начальника Забайкальской духовной миссии, с 1862 г. здесь действовало училище для инородческих детей [6, с. 285]. В «Ведомости о церковно-приходских школах и школах грамоты по благочинию XVII округа Забайкальской епархии за 1901 г.» говорится об открытии 1 января 1896 г. при Посольском Спасо-Преображенском монастыре церковно-приходской школы. По данным 1901 г., здесь обучалось 32 мальчика и 11 девочек, учительницей была Анна Кузнецова. Состояние школы на 1901 г. признавалось удовлетворительным [7, л. 11].
В начале XX в. Посольский Спасо-
Преображенский монастырь осуществлял просветительскую деятельность. В «Ведомостях о церковных библиотеках по XVIII благочинному округу Забайкальской епархии за 1903 г.» содержится информация о том, что в 1903 г. при Посольском монастыре работала библиотека, в которой насчитывалось 14 книг [8, л. 39].
События 1917 г. прервали эволюционный ход российской истории, новая советская власть провозгласила борьбу с религиозными институтами. В связи с развернувшейся антирелигиозной политикой на территории страны стали закрываться и оскверняться храмы, священнослужители и верующие подверглись гонениям и репрессиям. Так, в 1920-е гг. Посольский Спасо-Преображенский монастырь был ликвидирован. При строительстве Кабанской МТС в 1936 г. были разобраны и использованы монастырские деревянные здания и сооружения, кельи монахов, часовни над могилой строителя забайкальских монастырей Г.А. Осколкова и каменная ограда. В 1961 г. здание монастыря было передано по охранному договору Посольскому детскому дому инвалидов Министерства социального обеспечения Бурятской АСССР.
Троицко-Селенгинский монастырь прекратил свое существование в качестве культового объекта, а все сооружения монастырского комплекса были пе-
реданы в 1921 г. детскому дому и стали использоваться в жилых и хозяйственных целях. В 1932-1936 гг. здесь размещался Восточно-Сибирский санаторий юных пионеров, затем до 1938 г. - детская психоколония, в дальнейшем - подобное специальное учреждение для взрослых [9, с. 179].
В начале XX в. роль православных монастырей значительно упала. Но, несмотря на то, что Забайкальская епархия находилась в тяжелом положении в 1915 г. создается Селенгинский монастырь, основанный настоятелем Чикойского Иоанно-Предтеческого монастыря игуменом Павлом. 20 октября 1914 г. отцом Павлом был написан рапорт епископу Забайкальскому и Нерчинскому Иоанну, в котором сообщалось о невозможности Чикойского монастыря вести свою деятельность в сложившихся условиях -«условиях запустения и разрухи» [10, л. 16]. Из рапорта следует, что монастырь имел изначально неудобное расположение: находился вблизи границы с Монголией, в 250-ти верстах от Забайкальской железной дороги, в ущелье Хребтовых гор. Таким местоположением он был поставлен в невыгодные условия. В связи с этим игумен Павел предлагал перенести монастырь к Старо-Селенгинскому Собору, «который пустеет», и просил епископа Иоанна ходатайствовать по этому вопросу перед Святейшим Синодом [10, л. 17]. Святейший Синод одобрил данное предложение и поэтому 14 февраля 1915 г. можно считать официальной датой создания Спасского Се-ленгинского монастыря [9, с. 12].
Монахи осуществляли деятельность не только по устройству монастыря, но и по возделыванию отведенной ему земли. Причем малочисленная братия (8 человек) была не в состоянии обрабатывать свою землю, вследствие чего часть земли сдавалась в аренду, что являлось наиболее практическим и разумным способом ее использования в сложившихся условиях. Средства, полученные от аренды, служили значительным подспорьем недавно созданному монастырю. Кроме хозяйственной данный монастырь осуществлял и просветительскую деятельность. Так, при нем в 1915 г. находилось церковно-приходское училище. Данное училище ежемесячно отчисляло 9 р. 66 к. в Действующую армию и дарило пасхальные подарки на сумму 7 р. 21 к. [12, с. 304].
Спасский Собор храм был разрушен и сегодня не используется по назначению. Но, тем не менее, является памятником архитектуры и требует отдельных мер по его исследованию и сохранению.
Одной из основных целей современного российского общества в области культурной политики является духовное возрождение, которое предполагает эффективное сохранение и активное использование историко-культурного наследия. Сегодня идет процесс восстановления разрушенных культовых зданий и сооружений. Ярким примером этого процесса на территории Бурятии является основание в 2003 г. Ба-туринского Сретенского женского монастыря. Этот монастырь был создан на месте разрушенной Бату-ринской Сретенской церкви, основанной 24 июля 1813 г. Согласно «Ведомости о существующих при приходских церквях XVII благочинного округа Забайкальской епархии школах для обучения детей за
1901 г.» в 1878 г. была открыта двухклассная церковно-приходская школа. По данным 1901 г., в этой школе обучалось 28 мальчиков и 13 девочек [13, л. 29]. В настоящее время данный монастырь осуществляет религиозную, хозяйственную и просветительскую деятельность [14, с. 12].
Таким образом, Троицко-Селенгинский, Посольский Спасо-Преображенский, Батуринский Сретенский женский монастыри являются не только религиозными учреждениями, но и прежде всего уникальными памятниками истории, которые хранят в себе многолетнюю историю распространения православной традиции в Забайкалье. В настоящее время в монастырях активно ведутся ремонтно-
реставрационные работы, регулярно проводятся службы, осуществляется хозяйственная деятельность. Данные обители находятся под государственной охраной в научно-производственном центре по охране и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры Республики Бурятия.
Православные монастыри Республики Бурятия сыграли значительную роль в изменении культурного пространства региона. Они способствовали развитию грамотности среди населения через церковноприходские школы, которые при них работали, через проповедническую деятельность, которую осуществляли миссионеры.
Возникновение и развитие культуры всегда тесно связано с ее сбережением и сохранением. Эту двуединую задачу как раз и решали монастыри, которые испокон веков были не только духовными центрами, но и своего рода музеями, где хранились уникальные произведения национального искусства, а также библиотеками с поразительными по ценности собраниями рукописей, редких книг.
Литература
1. НАРБ (Национальный архив Республики Бурятия) Ф. 262. Оп 1. Д. 255.
2. Шмулевич М. М. Селенгинский Троицкий монастырь. Улан-Удэ, 1982.-63 с.
3. Наумова О.Е. Иркутская епархия (XVIII- первая половина XIX в.) - Иркутск,1996.-205 с.
4. Санникова М.И. Книжные коллекции Троицко-Селенгинского монастыря и его настоятелей (XVIII-XIX вв.) // Историческое, культурное и природное наследие. - Улан-Удэ, 1997.- С.84-88.
5. ГАЧО (Государственный архив Читинской области). Ф. 8. Оп. 1. Д. 5.
6. Жалсараев А.Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии, 17-20 столетий. - Улан-Удэ, 2001. - 448 с.
7. ГАЧО. Ф. 8. Оп 1. Д. 219.
8. ГАЧО, Ф. 8. Оп. 1. Д. 1957.
9. Запекина Л.И. Троицко-Селенгинский монастырь как объект культурного наследия // Ефремовские чтения-I. Материалы региональной научно-практической конференции. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. - 184 с.
10. ГАЧО. Ф. 8. Оп 2. Д. 1582.
11. Ирбаева Ю. История основания Спасского Селенгин-ского мужского монастыря // Православное Забайкалье.-2003. - С. 12.
12. Забайкальские Епархиальные ведомости № 9 от 1 мая 1915 г. «Церковная школа для войны». - С. 304
13. ГАЧО. Ф. 8. Оп 1. Д. 219.
14. Алисова М. Божьи люди // Правда Бурятии. - 2001. -№7, с. 12.
Literature
1. NARB (Natsional’niy arhiv respubliki Buryatia) F.262. Op 1, D. 255
2. Shmulevich M. M. Selenginskiy Troitskiy monastyr’. Ulan-Ude, 1982. -63 s.
3. Naumova O.E. Irkutskaya Eparhiya XVIII - pervaya polovina XIX v. - Irkutsk, 1996. - 295 s.
4. Sannikova M.M. The books collections of Troitsko-Selenginskiy monastyr’ and its senior priests (XVIII-XIX cc.) // Historical, cultural and natural heritage. - Ulan-Ude, 1997.- s.84-88.
5. SACO (State archives of the Chita oblast). F.8. Op. 1. D.5.
6. Jalsarov A.D. Settlements, orthodox monasteries, priests of Butyatia, XVII-XX centuries. - Ulan-Ude, 2001. - 448 s.
7. SACO. F8. Op.1. D.219.
8. SACO. F.8. Op.1. D. 1957.
9. Zapekina L.I. Troitsko-Selenginskiy monastyr’ kak ob’yekt kul’turnogo naslediya // Efremovskiye cheniya -I. Materialy re-gional’noy nauchno-prakticheskoy konferentsiyi. - Ulan-Ude: Izd-vo BNTs SO RAN, 2004. - 184 s.
10. SACO. F.8. Op..2. D.1582.
11. Irbaeva Yu. Istoriya osnovaniya Spasskogo Selenginskogo muzhskogo monastyrya // Pravoslavnoye Zabaikal’ye. - 2003. - S.12
12. Zabaikal’skoye Eparhial’niye vedomosti № 9 ot 1 maya 1915 g. “Tserkovnaya shkola dlya voiny”, S. 304.
13. SACO. F8. Op.1. D.219.
14. Alisova M. Bozh’yi lyudy // Pravda Buryatii. - 2001. - №7,
s. 12.
Сведения об авторах
Жарникова Светлана Сергеевна - аспирант кафедры Музейных технологий и охраны наследия института СКД, Наследия и Туризма Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, Улан-Удэ, e-mail: Zharnikova@yandex.ru Data on authors
Zharnikova Svetlana Sergeevna - post-graduate student of The Department «Museum technologies and protection of heri-tage»The East-Siberian Academy of Culture and Arts, Ulan-Ude, e-mail: Zharnikova@yandex.ru
УДК 316:075.8 ББК 60.524
О.В. Бессчетнова
КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (ОБЗОР ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ)*
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках регионального научно-исследовательского проекта РГНФ «Национальные семейные традиции народов Поволжья в культурно-историческом наследии России (на примере Саратовской области)», грант № 08-03-27307а/В.
В статье представлен обзор теоретико-методологических концепций отечественных и зарубежных ученых, посвященных изучению понятия «культура» с позиции социологии, культурологии, антропологии, философии в эпоху глобализации и расширения социокультурного взаимодействия между представителями различных культур.
Ключевые слова: культура, глобализация, социологический подход, культурные ценности, язык и текст религиозных культур.
O.V. Besschetnova
CULTURE AS AN OBJECT OF SOCIOLOGICAL RESEARCH (THEORETICAL-AND-METHODOLOGICAL OBSERVATION)
The article dwells to the theoretical-and-methodological observation of the concepts of domestic and foreign scientists, devoted to the research of the term "culture " with sociology, cultural sciences, anthropology, and philosophy points of view in the globalization epoch and expanding of socio-cultural interaction between the representatives of different cultures.
Key words: culture, globalization, sociological apporoach, cultural values, language and text of religions cultures.
В исторические времена и в современную эпоху в мире существовало и продолжает существовать огромное разнообразие культур, каждая из которых имеет свои пространственные и временные параметры, тесно связанные со своим этносом, этноконфес-сиональной общностью. Общение представителей различных культур в результате глобализации стало обычным и даже необходимым условием для их успешной социализации в современном мире [6, с.50]. По мнению А. А. Белика, «культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностных ориентаций, придающих смысл существованию человека» [1, с. 9].
В своем первоначальном значении слово «сиКига» пришло из Древнего Рима и означало культивацию сельскохозяйственных растений, вскармливание домашних животных, возделывание, обработка земли, земледелие, то есть очеловечивание, измене-
ние природы как среды обитания. Позже Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.) использовал данное понятие в переносном значении как «культура духа» и трактовал его как личностное качество, говорящее о духовном развитии человека, его способности к рефлексии, логическому мышлению. «Свидетельством овладения культурой Цицерон считал умение четко излагать мысли, аргументированно отстаивать свою позицию в споре, убеждать слушателей в истинности высказываемых оратором тезисов» [9, с. 519].
Античными авторами (кроме софистов) культура трактовалась как личностное качество, обретаемое в процессе воспитания, как органический сплав гражданственности и образованности, прежде всего в области философии, как результат «обработки» души и тела. «Окультуренный индивид» понимался ими как человек, способный подчинить свои помыслы и действия нравственным императивам, обладающий талантом и умением жить по совести. Отсюда то под-