Список литературы
1. Самые необычные скалодромы в мире! URL: http://www.jointgo.ru/diaries/samye-neobychnye-skalodromy-v-mire
2. Голландская архитектурная компания планирует построить офисный комплекс со скалодромом. http://alp.org.ua/?p=38375
3.Аты залез на здание общежития? URL: http://www.novate.ru/blogs/080109/11117/
4. В США открылся самый высокий скалодром в мире. URL: http://4sport.ua/news?id=10371
URL:
© М. С. Медведева
Ссылка для цитирования:
Медведева М. С. Скалодромы: архитектура искусственного рельефа //Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2016. № 4 (18). С. 10-16.
УДК 726.5
ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ВОСКРЕСЕНСКО-МИРОНОСИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ Т. О. Цитман, К. А. Ююкова
Астраханский государственный архитектурно-строительный университет
В статье описываются этапы исследования сохранившихся построек в ходе изучения истории монастыря, его развития и современного состояния. Рассказывается об истории основания монастыря и его основателях; о людях, внесших вклад в строительство монастыря; о создании религиозной общины; о благотворительной помощи в строительстве монастырских строений; об истории строительства соборного храма Св. Живоначальной Троицы и колокольни, впоследствии утраченных. Описывается история храма во имя св. жен-мироносиц, сохранившегося до наших дней.
Ключевые слова: монастырь, история развития монастыря, храм, воссоздание, колокольня, игуменья, иконы, благотворительность.
ORTHODOX MONASTERY ASTRAKHAN REGION: PAST AND PRESENT. VOSKRESENSKY-MIRONOSITSKAYA MONASTERY T. O. Tsitman, K. A. Uukova
Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering
This article describes the stages of the research and the surviving monastery during the study of its history, development and current status.
In addition, the history of the monastery founding and its founders, the people who had contributed to the construction of the monastery, creation of a religious community and charitable promotion in the monastery constructions are described in this paper.
The history of the Holy Trinity Cathedral and the bell tower construction has been lost. The history of the Church in the name of St. Myrrh-Bearers preserved to our days. Keywords: monastery, monastery of the story, the temple, the restoration, the bell tower, the abbess, icons, charity.
Монастыри на Руси всегда несли в себе особую миссию. Это были центры духовной и мирской жизни. Вокруг монастырей формировались поселения, люди шли в монастыри за поддержкой, духовным успокоением, возможностью получить работу, пропитание и любую помощь.
В Астраханской области монастыри стали появляться примерно с 1556 г. [1]. Часть из них размещалась в городской черте, часть за пределами города (рис. 1). Каждый монастырь имел свои характерные черты и определенное направление в развитии.
Все монастыри наряду с основной - религиозной - функцией несли в себе и иные функции. В целом монастыри можно разделить на два типа: городские и загородные. Городские монастыри представляли собой закрытые территории, небольшие по площади, с развитой учебной и благотворительной деятельностью. К ним относятся:
• Иоанно-Предтеченский монастырь, основан в 1683-1696 гг., находится на углу улиц Магнитогорская и Курская;
• Спасо-Преображенский монастырь, построен в 1578 г., сохранилась одна шатровая башня, располагающаяся на углу улиц Коммунистическая и Эспланадная;
• Благовещенский женский монастырь, был построен в 1604 г. и существовал как Вознесенский мужской монастырь до 1705 г.; монастырь находился на углу улиц Советская и Калинина, в данное время на его территории располагается Облвоенкомат.
Загородные монастыри имели большие территории и вели хозяйственную деятельность, имели пашни, огороды, сады, свои небольшие заводы, занимались выловом рыбы. Это такие монастыри, как:
• Высокогорская Успенская Николаевская общежительная Чуркинская пустынь, располагалась около села Большой Могой Володарского района;
• Воскресенско-Мироносицкий женский общежительный монастырь, основан в 1887 г. вблизи Черного Яра;
• Покрово-Болдинский мужской монастырь, появился в 1822 г. в результате соединения мужского Покровского монастыря, основанного в начале XVIII в. на реке Луковке, и Воскресен-ско-Болдинского монастыря.
Рассмотрим загородный Воскресенско-Ми-роносицкий монастырь (рис. 2). Это православ-
ный женский монастырь Ахтубинской и Енота-евской епархии РПЦ, который располагается в с. Зубовка Черноярского района Астраханской области. Монастырь сейчас возрождается, но поражает необычность и трагичность его истории: что только не пережили монастырские стены за период своего существования.
Рис. 1. Расположение монастырей на территории города и области
Все монастыри наряду с основной - религиозной - функцией несли в себе и иные функции. В целом монастыри можно разделить на два типа: городские и загородные. Городские монастыри представляли собой закрытые территории, небольшие по площади, с развитой учебной и благотворительной деятельностью. К ним относятся:
• Иоанно-Предтеченский монастырь, основан в 1683-1696 гг., находится на углу улиц Магнитогорская и Курская;
• Спасо-Преображенский монастырь, построен в 1578 г., сохранилась одна шатровая башня, располагающаяся на углу улиц Коммунистическая и Эспланадная;
• Благовещенский женский монастырь, был построен в 1604 г. и существовал как Вознесенский мужской монастырь до 1705 г.; монастырь находился на углу улиц Советская и Калинина, в данное время на его территории располагается Облвоенкомат.
Загородные монастыри имели большие территории и вели хозяйственную деятельность, имели пашни, огороды, сады, свои небольшие
заводы, занимались выловом рыбы. Это такие монастыри, как:
• Высокогорская Успенская Николаевская общежительная Чуркинская пустынь, располагалась около села Большой Могой Володарского района;
• Воскресенско-Мироносицкий женский общежительный монастырь, основан в 1887 г. вблизи Черного Яра;
• Покрово-Болдинский мужской монастырь, появился в 1822 г. в результате соединения мужского Покровского монастыря, основанного в начале XVIII в. на реке Луковке, и Воскресен-ско-Болдинского монастыря.
Рассмотрим загородный Воскресенско-Ми-роносицкий монастырь (рис. 2). Это православный женский монастырь Ахтубинской и Енота-евской епархии Русской православной церкви, который располагается в с. Зубовка Чернояр-ского района Астраханской области. Монастырь сейчас возрождается, но поражает необычность и трагичность его истории: что только не пережили монастырские стены за период своего существования.
Рис. 2. Общий вид Воскресенско-Мироносицкого монастыря с северо-восточной стороны (конец XIXв.)
В Черноярском уезде с середины XIX столетия монашеское движение среди женщин стало намного значительнее, поэтому возле с. Старица возникла целая женская община. В 1882 г. Астраханский миссионерский комитет командировал в Старицу послушницу Благовещенского монастыря Ксению Федоровну Полиевктову в качестве надзирательницы приюта для калмыцких детей-сирот. Сорок лет прожившая в Благовещенском монастыре на послушании, Ксения Федоровна сразу привлекла к себе внимание черноярских «черничек».
В 1884 г. Ксения Полиевктова из своих личный средств и пожертвований приобрела земельный участок в Черноярском уезде между деревнями Барановка и Златозубовка в 1146 десятин (1252 га). Но официального разрешения на открытие общины удалось достичь только 9 лет спустя со дня первого прошения (9 ноября 1887 г.). 25 февраля 1896 г. по настоянию астраханского епархиального начальства Ксения Федоровна (далее игуменья Евсевия) получила разрешение Святого Синода на утверждение Воскресенско-Миороносицкой общины [2] С 1896 г. начался удивительно быстрый рост обители. За 12-13 лет община, преобразованная 26 июня 1902 г. в Воскресенско-Мироносицкий монастырь, достигает полного благоустройства.
Уже через три года после своего утверждения община выросла в духовном и хозяйственном отношениях. В ней числились 60 монахинь. Помещений для жилья сестер было достаточно. Община владела кирпичным заводом, ветряной мельницей, рыболовными водами (река Воложка), заливными лугами, садами, огородом и скотным двором. Свое продовольственное обеспечение монастырь полностью взял на себя. К сожалению, на момент учреждения общины Воскресенско-Мироносицкая обитель не имела храма. Тогда в мае 1887 г. в Астрахани на лесной пристани купцом И. И. Губиным (рис. 3) была подготовлена к перевозке деревянная церковь, сложенная из отдельных готовых частей. Первоначально Губин предполагал поставить ее в миссионерских целях в калмыцком урочище, но в силу обстоятельств и по предложению епископа Евгения купец перевез церковь по Волге в имение Полиевктовой.
Храм представлял собой двухэтажное полукаменное здание, подвальный этаж был выполнен из камня (рис. 4, 5) Нижний этаж храма отапливался и служил монахиням зимой. Освящен нижний храм был в честь святителя Николая Чудотворца 5 декабря 1887 г. Первый этаж был деревянным и служил летним храмом. Храм освящен 20 сентября 1887 г. во имя святых жен-мироносиц.
Рис. 3. Благотворители Воскресенско-Мироносицкого монастыря: Г. С. Куликов, И. И. Губин, И. С. Цветков
Рис. 4. Церковь во имя св. жен-мироносиц (1887 г.)
Рис. 5. Внутреннее пространство нижнего храма во имя св. Николая Чудотворца
К сожалению, храм не сохранился в первоначальном виде. В связи с переводом детского приюта из обители в д. Златозубовку 11 августа 1888 г. Воскресенско-Мироносицкий храм изъяли из ведома игуменьи Евсевии, так как он официально считался церковью приюта. После этого состояние храма стало ухудшаться. По причине недостатка денежных средств на содержание и необходимый ремонт храм изрядно пострадал: кровля имела течь, нижний храм затапливало талой водой и снегом из-за не установленных вовремя водоотводов, вследствие чего помещение нижнего храма отсырело. Но в 1895 г. Ксении Федоровне дали возможность обеспечить содержание и ремонт храма.
Так, к 1908 г. Воскресенско-Мироносицкий храм был реставрирован. Верхний, деревянный храм был отремонтирован, в нижнем храме были устранены последствия сырости, а также вокруг монастыря была возведена каменная стена в 2 сажени (4,260 м), что привело монастырь в более благолепный вид. В конце 1901 г. игуменья Евсевия тяжело заболела и усердно молилась перед Иверской иконой Богоматери. Позже она почувствовала, как жизненная сила стала возвращаться к ней, и в скором времени
она выздоровела. Получив облегчение от болезни, Евсевия принялась за строительство. С разрешения епархиального начальства нижний и верхний этажи жилого корпуса, построенного в 1887 г., были соединены, от этого образовалось высокое и просторное помещение (рис. 6, 7). К восточной стене здания был пристроен алтарь. В иконостас вставили Иверскую икону Бо-жией Матери (рис. 8) - ту самую, перед которой молилась игуменья Евсевия во время болезни.
26 октября 1902 г. храм был освящен во имя Иверской иконы Божией Матери. От соседства с тогдашней монастырской трапезной он получил название трапезного храма. 11 июля 1902 г. отец Иоанн Кронштадтский благословил намерение игуменьи Евсевии построить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, благословил место и водрузил крест.
25 апреля 1903 г. был утвержден проект соборного храма и колокольни. Архитектором являлся Коржинский, подрядчиком - Ф. Коденеев. Храм был выполнен в византийско-русском стиле, в плане представлял собой прямоугольник (размеры неизвестны), имелся притвор, трапезная, основная часть храма и алтарь [3, с. 307-308, 310].
Рис. 6. Трапезный корпус (2-я половина XIX в.)
Рис. 7. Трапезный корпус (фото 2016 г.)
Рис. 8. Внутреннее пространство трапезного храма во имя Иверской иконы Божией Матери
26 сентября 1903 г. епископ Георгий и о. Иоанн Кронштадтский приняли участие в закладке храма и двух приделов: правого в честь Рождества Пресвятой Богородицы и левого во имя преподобного Иоанна Рыльского, небесного покровителя батюшки Иоанна [4]. Но дождаться окончательной постройки соборного храма игуменья Евсевия (рис. 9) не смогла.
Здоровье ее ухудшалось, и 7 января 1905 г. ее не стало. Игуменья Евсевия умерла в возрасте 67 лет. Тело игуменьи было погребено в подвальном этаже правого придела соборного храма. Преемницей Евсевии по ее завещанию стала игуменья Валентина (рис. 10), в миру Екатерина Григорьевна Ульянова, бывшая в монастыре благочинною.
Рис. 9. Игуменья Евсевия
Строительство соборного храма монастыря подходило к завершению. Каменное здание венчалось пятью полусферическими главами и позолоченными крестами. Высота собора составляла 16 саженей (около 35 м). Внутреннее убранство храма было не менее прекрасным. Четыре массивных столба, на которые опирался главный купол собора, вызолоченный по дереву четырехъярусный иконостас с написанными специально для собора иконами размером 8х7 вершков (35,2х30,8 см), святыня соборного храма Иверская икона Божией Матери с четырьмя частицами святых мощей, устроенная в иконостасе, витражные окна, а также главный витраж, который располагался в центральной части алтаря и изображал Воскресе-
Рис. 10. Игуменья Валентина
ние Христово, лепнина, украшающая стены, паркет, обилие света и общий простор внутреннего пространства производили впечатление величественности, подобающей Дому Божьему. 8 сентября 1906 г. епископом Георгием в сослужении о. Иоанна Кронштадтского и восьми священников был освящен главный храм во имя Живоначальной Троицы. На следующий день о. Иоанн Кронштадтский освятил левый придел храма во имя преподобного Иоанна Рыльского [5].
После соборного храма (рис. 11) в 1908 г. в монастыре была сооружена колокольня высотой 19 саженей (около 40 м). Строилось здание около двух лет. 29 сентября 1908 г. на него были подняты колокола (рис. 12).
Рис. 11. Соборный храм Св. Живоначальной Троицы Воскресенско-Мироносицкогомонастыря (1906 г.)
В том же 1908 г. перестроили Воскресенско-Мироносицкую церковь. Заменой старого деревянного строения стал каменный храм (рис. 13, 14). Он был расширен в длину на 9 аршин (6,4 м),
Рис. 12. Колокольня Воскресенско-Мироносицкого монастыря (1908г.)
также в храме было обустроено пять печей. Церковь была оштукатурена внутри, обложена кирпичом снаружи, покрыта оцинкованной кровлей и увенчана шестигранным куполом (рис. 15, 16).
Рис. 13. Храм во имя св. жен-мироносиц (1908 г.)
Рис. 14. Храм во имя св. жен-мироносиц (фото 2016 г.)
Рис. 15. Внутреннее пространство верхнего храма во имя св. жен-мироносиц (1908 г.)
Рис. 16. Внутреннее пространство верхнего храма во имя св. жен-мироносиц (фото 2016 г.)
Монастырь имел и другие постройки: жилые корпуса, дом священника, игуменский корпус, дом для священнослужителей-иеромонахов (рис. 17), многочисленные флигели и строения, детский приют, амбулаторный корпус, прачечную, хлебопекарню, просфорню, службы, карет-
ник, теплый погреб, баню, а также водонапорную башню (рис. 18) и водопровод, мельницы, фруктовый сад, скотный двор, кирпичный завод, рыболовные промыслы. Всего на территории монастыря располагалось 22 постройки. В 1910 г. в монастыре проживали 122 монахини.
Рис. 17. Дом иеромонахов (1907 г.)
В 1922 г. обитель закрыли. Монастырь, созданный упорным трудом, молитвой и слезами, был преобразован в трудовую коммуну, имущество обители национализировали, богослужебное имущество, иконы передали в другие приходские церкви. Но сестры не разбежались, оставшись вместе с игуменьей жить очень сплоченной общиной, своего рода тайным монастырем. Духовником у них был архимандрит Доси-фей (Кузьмин), бывший скитоначальник Чур-кинской пустыни.
Рис. 18. Водонапорная башня (1908 г.)
В 1933 г. все члены тайной монашеской общины были арестованы и обвинены в создании контрреволюционной организации «Сестриче-ское братство». Всех монахинь выслали, а архимандрит Досифей и игуменья Валентина скончались вскоре после следствия.
В 1920-х гг. были разрушены Троицкий собор и колокольня. Сохранился до наших дней первый храм обители в честь св. жен-мироносиц [6]. Современное состояние построек монастыря показано на рис. 19-20.
Рис. 19. Дом иеромонахов (фото 2016 г.)
Рис. 20. Водонапорная башня (фото 2016 г.)
В 2006 г. жители Зубовки собрали подписи монастыря и церкви во имя св. жен-мироносиц
для того, чтобы в селе появилась церковь. [7, 8].
В этом же году была открыта небольшая мо- Православный мир издревле связан с мона-
лельная комната в одном из зданий бывшего стырями и с монастырской жизнью, в монасты-
монастыря. С 1 марта 2012 г. утвердился состав рях сохранялась не только летопись времен,
церковного общества - 11 человек. 16 января но и таинство и величие веры, и, конечно же,
2009 г. с. Зубовку посетил крестный ход, посвя- большое значение придавалось святыням и хра-
щенный 100-летию памяти Иоанна Кронштадт- мам. Хочется верить, что разрушенные мона-
ского. 24 февраля 2013 г. состоялось открытие стыри в России вновь будут обретены.
Список литературы
1. Цитман Т. О. Исторический анализ монастырей Астраханской области // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2014. № 2 (8). С. 20-30.
2. Пальмов Н. Воскресенско-Мироносицкий женский общежительный монастырь в Астраханской губернии вблизи г. Черного Яра. Киев : Типография Киево-Печерской лавры, 1910. 258 с.
3. Саввинский И. И., Егорова В. Л. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования: с 1602 по 1902 г. Астрахань, 1903.
4. Карасев В. Пребывание Его Преосвященства, Преосвященнейшего Георгия, Епископа Астраханского и Енотаевского в Мироносицком Воскресенском женском монастыре и в г. Черном Яру // Астраханские епархиальные ведомости. 1902. № 19. С. 828-832.
5. Фаворский Д. Торжество освящения соборного храма во имя Живоначальной Троицы в Воскрсенско-Мироносицкой женской обители Черноярского уезда Астраханской губернии, совершенное 8 сентября 1906 г. Преосвященнейшим епископом Георгием в соучастии Кронштадтского протоиерея Иоанна Ил. Сергиева // Астраханские епархиальные ведомости. 1906. № 19. С. 946-952; № 20. С. 993-997; № 21. С. 1045-1050.
6. Государственный архив Астраханской области. Ф. 1760. Оп. 1. Д. 47. Л. 46. Предварительное обследование недействующих церквей Черноярского района Астраханской обл. 1987.
7. Женский Воскресенско-Мироносицкий монастырь: Возрождение обители // Ахтубинские епархиальные ведомости. 2013. № 3 (сент.). С. 6.
8. Правобережное благочиние: Приход Святых жен-мироносиц (село Зубовка) // Ахтубинские епархиальные ведомости. 2013. № 1 (июль). С. 11.
© Т. О. Цитман, К А. Ююкова
Ссылка для цитирования:
Цитман Т. О., Ююкова К. А. Православные монастыри Астраханской области: история и современность. Воскресенско-Мироносицкий монастырь // Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2016. № 4 (18). С. 16-23.