ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ В ЗАГОРОДНОЙ ЗАСТРОЙКЕ ПОДМОСКОВЬЯ
С.В. Борисов
ООО Архитектурное бюро «Лиза», Москва, Россия Аннотация
В статье предложен краткий анализ градостроительных условий возведения новых сельских приходских храмов. Даны рекомендации по современному применению традиционных композиционных решений для различных видов поселений. Рассмотрены авторские проекты, показывающие компоновку храмов с различными объемно-планировочными композициями. Предлагается подход к проектированию, способствующий продолжению традиций подмосковного церковного строительства на основе освоения многообразия исторических стилей.
Ключевые слова: православный храм, богослужение, архитектурное проектирование, объемно-планировочная композиция
RUSSIAN ORTHODOX CHURCHES IN COUNTRY DEVELOPMENT OF MOSCOW REGION
S.V. Borisov
Architectural bureau «Liza», Moscow, Russia Abstract
The article contains a brief analysis of architectural conditions for construction of contemporary country parish churches. There have been given some recommendations related to contemporary use of traditional compositional decisions for different kind of settlements. Some author's projects have been considered showing integration of churches with different space-planning compositions. There has been suggested a designing approach facilitating following traditions of Moscow-area church construction, based on mastering of the diversity of historical styles.
Keywords: Orthodox Church, liturgy; architectural planning, space-planning composition
Возведение православного храма, как при строительстве нового поселения, так и среди существующей застройки, в настоящее время характерно для Подмосковья и России в целом. Велика градообразующая роль храма - среди малоэтажной застройки он сохраняет доминирующую роль, утраченную ныне в городах. Для России - страны с большой численностью сельского населения, актуальным является создание новых приходских центров. С начала 1990-х годов возобновлено массовое возведение загородных индивидуальных домов, частных усадеб, комплексов малоэтажной застройки. Особенности эксплуатации приходских церквей в современных поселках предполагают создание ранее не применявшихся объемно-планировочных решений. В связи с начавшейся передачей Церкви православных святынь из государственных музеев, возникает необходимость возведения поселковых храмов, являющихся центрами паломничества. Особое значение приобретает проектирование храмов, учитывающее сохранение региональных особенностей церковной архитектуры [1] в условиях коренных изменений облика окрестностей крупных городов, сельской местности. Перечисленные причины определяют необходимость комплексной разработки вопросов проектирования сельских приходских храмов.
Рассмотрим различные объемно-планировочные композиции храмов в соответствии с местом их строительства. Проиллюстрируем исследование авторскими проектами и возведенными на их основе постройками. (Рис. 1(а-с) - Рис. 5)
Храмы в Подмосковье возводятся в следующих видах поселений:
• на личной приусадебной территории;
• в коммерческом поселке эконом класса, возводящемся для продажи единым застройщиком;
• в коммерческом поселке клубного типа, возводящемся для продажи единым застройщиком;
• в крупном вновь построенном поселке, в группе поселков, возведенных владельцами земельных участков в соответствии с общими требованиями и генеральным планом;
• храмы в исторически сложившемся поселении, на общественной территории (данный тип зданий, при условии строительства современной церкви, совпадает с предыдущим [2]).
На приусадебном участке часовня возводится как для уединенной молитвы кого-либо из членов семьи, так и для проведения праздничного богослужения. (Рис. 1(а-с)) Часовня имеет габариты, как правило, 3*3 м или 4*4 м. При небольших размерах ее план, скорее всего, будет квадратным или восьмигранным, возможно с небольшим притвором или крытой папертью. Для более крупных часовен удобна крестчатая планировка со слабо выраженными ветвями креста.
Обозначим некоторые варианты расположения часовни на придомовой территории. На небольших участках постройку целесообразно сблокировать с особняком, соединить с ним крытым или остекленным переходом. При отсутствии площадки для строительства часовня иногда включается в ограждение участка. В башнях монастырских стен, утративших оборонное значение, нередко располагались церкви, часовни - подобный пример поможет при поиске образного решения современной постройки, включенной в высокую и массивную ограду. При расположении часовни с соблюдением ориентации по сторонам света возможна ситуация, при которой постройка окажется частично или полностью отвернутой единственным западным входом от жилого дома и основной территории. В подобном случае целесообразно сделать боковой, северный или южный вход на пристроенную крытую паперть.
Часовню на приусадебном участке следует рассматривать как отдельное самостоятельное строение, по своему назначению принципиально отличающееся от всех прочих зданий. Пространство вокруг небольшого храма оформляется наиболее простыми и строгими средствами [3]. Окружающую часовню территорию, пусть небольшую по площади, желательно выделить из остального участка. Ступенчатый подиум, подпорные стенки на рельефе, невысокая ограда, плотный низкорослый кустарник, другие средства парковой архитектуры помогут в решении поставленной задачи.
а) Ь) С)
Рис. 1(а-с). Часовни в частных землевладениях, проекты автора: a) кирпичная однообъемная часовня - Москва, поселок Екатериновка, 2001 год; Ь,с) бревенчатая часовня и звонница, объединенные стилобатом - часовня во имя Святого Великомученика Пантелеймона, Владимирская область, деревня Жари, 2002-2003 гг.
В обширных частных землевладениях площадью более 2-3 гектаров, по масштабу приближающихся к прежним усадьбам, возможно строительство небольших церквей. Богослужение в них будет не ежедневным, а по праздникам и воскресным дням. Современные крупные усадебные комплексы строятся не только для проживания в них одной семьи владельца, но и для проведения деловых приемов. При определении размеров церкви следует учитывать, что ее посетителями будут не только члены семьи хозяев усадьбы, но и многочисленные гости.
Поселки эконом класса состоят, как правило, из одной улицы с разворотными площадками, или двух - трех улиц, связанных кольцевым проездом. Характерной особенностью является экономичное использование поселковых территорий. Среди жилой застройки в рассматриваемых поселках выделяется небольшая «зеленая зона». Разместится ли она в центре поселка, вблизи въезда, или превратится в центральную аллею, определяется конкретным генеральным планом. В любом случае, всегда необходима детская площадка -молодые мамы, няни с детьми вряд ли будут для прогулок выезжать за пределы поселковой территории. Размещенный на площадке небольшой храм нисколько не повредит детскому отдыху. Помимо указанного расположения часовни, она может быть поставлена вблизи поселковых ворот, акцентируя направление главного въезда или замыкать перспективу центральной улицы. Часовня разместится и в пристройке к административному зданию, на его втором этаже.
Церковная постройка, безусловно, обогатит облик поселка и послужит образованию доброго «микроклимата» среди его жителей. (Рис. 2(а-с)) Возможно возведение однообъемной часовни, более монументальной, чем на приусадебном участке или брусовой, с традиционной крытой галереей-гульбищем. На участке достаточной площади уместно строительство крупной часовни - трехобъемной, состоящей из основного четверика,
трапезной и колокольни. При уменьшении габаритов постройки, трапезная заменяется крытой папертью. Интересен промежуточный вариант между однообъемным и трехобъемным планировочными типами. В нем двухобъемная постройка, включающая в себя часовню и отдельно стоящую звонницу, приподнимается над уровнем земли общим цоколем-подиумом. Предложенная планировочная компоновка создает живописный объем, более значимый, чем отдельно стоящая часовня, но, в отличие от трехобъемной постройки, легкий и «прозрачный». На звонницу возможен подъем по пристроенной лестнице, также звонарь расположится и на площадке в уровне «подиума». При возведении крупных каменных часовен целесообразно предусмотреть достаточную по площади апсиду, что позволит избежать переделок при изменении статуса постройки [4].
а) Ь) с)
Рис. 2(а-с). Часовни в поселках эконом класса, проекты автора: а) кирпичная однообъемная часовня-памятник - Московская область, Одинцовский район, поселок Лапино, 2003 г.; Ь) брусовая часовня, окруженная крытой галереей - Московская область, Мытищинский район, поселок Батюшково, 2004 г.; с) трехобъемная бревенчатая часовня с восьмериковым завершением и звонницей над тепловым тамбуром - часовня во имя Святого Великомученика Пантелеймона, Владимирская область, деревня Жари, вариант, 2002 г.
Для клубных поселков среднего размера характерна развитая инфраструктура. В нее, как правило, включаются торговые, общественные, спортивно-оздоровительные постройки, соединенные в один объем, или представляющие собой комплекс зданий. В клубных поселках предусматривается обширная прогулочная парковая зона. Расположение церкви на территории поселка определяется особенностями его планировки - размещением основных зон жилой застройки и общественных зданий, наилучшими видовыми точками, основной сетью дорог, рельефом, наличием естественных или вновь создаваемых водоемов. В современных поселках существует, как правило, пропускная и охранная системы, поэтому храм, находящийся внутри ограды, на значительном удалении от въезда, используется, в основном, местными жителями, гостями, обслуживающим персоналом. Ограниченное количество прихожан определяет небольшой размер постройки и соответствующие ему объемно-планировочные решения [5]. Храм в загородных поселках является отдельно стоящим зданием. Он не окружен сооружениями, функционально с ним связанными, и включен в поселковую систему жизнеобеспечения.
Рассмотрим два различных варианта расположения храма на поселковой территории. Приходскую церковь целесообразно возвести в парковой, прогулочной зоне, среди естественного природного окружения - на возвышенном месте, на берегу водоема. Ландшафт в современных поселках обыкновенно создается заново, но предпочтительнее, если храм выстроят среди бережно сохраненных вековых деревьев, березовой рощи. Постановка храма около въезда в поселок, в непосредственной близости от общественных зданий, существенно отличается от предыдущего варианта с характерным сельским
АМ1Т 1 (14) 2011
пейзажем вокруг церкви. Храм, возведенный вблизи административных, офисных, торговых построек, находится преимущественно в городской среде, где доминируют архитектурные сооружения. Следовательно, церковь по образному решению станет либо сельской, усадебной, либо по объемно-планировочной композиции приблизится к городскому храму.
Одним из вариантов прообраза для церкви, расположенной на поселковой площади, где доминирует архитектура, а не природное окружение, является небольшой городской собор. Средневековые постройки данного типа, как правило, однообъемные, решены в монументальных, торжественных формах [6]. Данные храмы близки в плане к квадрату, иногда несколько вытянуты вдоль оси восток-запад, одно-, или трехапсидные. В современной постройке целесообразно устройство притвора в западной части. В нем разместится свечной киоск, гардероб. Хор певчих расположится на клиросе, или на антресоли над притвором. Над ним возводится звонница, объемно подчиненная основному храму, одно-, трех-, или пятиглавому. Лестница на ярус звона и, при необходимости, в цокольные помещения, расположится в притворе. Аналогичные пристройки с севера и юга образуют крестообразный план, сообщающий храму, при пониженных притворах, динамичную, ступенчатую объемную композицию.
Для поселкового храма удобна традиционная четырехстолпная планировочная схема. Она позволяет создавать разнообразнейшие завершения храма, не прибегая к сложным большепролетным конструкциям. Система арок и цилиндрических сводов выкладывается из кирпича по деревянным кружалам, или при их возведении применяется железобетон. Современные технологии строительных работ упрощают некоторые элементы сводов -основание под световой барабан выполняется в виде плоского железобетонного перекрытия, сложные по геометрии паруса - декоративными из торкретбетона. Серьезным отрицательным моментом для четырехстолпной церкви при ее небольших размерах является затесненность внутреннего пространства. Площадь храма, предназначенная для молящихся, существенно сокращается при установке иконостаса по восточной паре столбов. Бесстолпное перекрытие, не требующее дополнительных опор, устраняет рассмотренный недостаток, характерный для четырехстолпных храмов. (Рис. з(а-с))
а) Ь) с)
Рис 3(а-с). Малые храмы на территории административных и общественных зданий в поселках, проекты автора: а) кирпичный четырехстолпный храм с возможным вариантом бесстолпного перекрытия на основании системы перекрещивающихся арок - храм во имя Святого Великомученика Георгия, Украина, Артемовский район, поселок Ступки, 2010 г.; Ь) кирпичный четырехстолпный храм с возможным вариантом бесстолпного перекрытия сомкнутым четырехгранным сводом с распалубками - храм во имя Святителя Николая, Томская область, город Стрежевой, 2002 г.; с) кирпичный бесстолпный храм со световым барабаном на арках-сводах, опирающихся на угловые пристенные пилоны - храм в пригородном поселке Сахль-Хашиш, Египет, Хургада, 2006 г.
Приведем далеко не полный перечень подобных перекрытий: различные типы сомкнутых сводов - на квадратном основании, на восьмигранном основании, с распалубками или без распалубок; крещатые своды; ступенчато-арочные; крестовые; парусные; сочетания сводов, применяемые при устройстве светового пятиглавия. Технологическая сложность возведения данных сводов затруднит их распространение в загородном строительстве, при ограничении применения строительной техники. Отметим несколько вариантов возведения бесстолпных перекрытий храмов. Среди них: кирпичный свод с металлическими затяжками, воспринимающими распор; железобетонный свод или оболочка из торкретбетона по несущим металлическим ребрам; самонесущий железобетонный свод.
Рассмотрим следующую группу храмов, условно названную «сельской», предназначенную для строительства в парковой зоне поселков. Множество трехобъемных церквей «кораблем», состоящих из летнего холодного храма, выделяющегося крупными размерами, колокольни и низкой трапезной украшают сельские пейзажи средней России. Несмотря на удобство храмов данного типа, постройкам сообщаются черты утилитарности, снижается торжественность, монументальность, что особенно заметно при значительных размерах трапезной [7]. Подобные недостатки трехобъемных церквей «кораблем» в известной мере преодолеваются постановкой высокой и стройной колокольни по оси главного входа.
Исходя из широкого распространения рассматриваемой планировочной схемы в Подмосковье, можно заключить - одним из вариантов церкви в парковой зоне поселков, во многом похожей на природное окружение храмов в исторически сложившихся сельских поселениях, является объемно-планировочная композиция «кораблем». Действительно, для размещения прямоугольной в плане постройки, вытянутой по оси восток-запад, с непременным западным входом, легче найти площадку среди обширной прогулочной территории, чем на небольшой центральной поселковой площади, ограниченной проездами и административными зданиями. Использование в наше время планировочной схемы трехобъемного храма с точки зрения функциональности формально. При малом размере постройки и применении эффективных отопительных систем нет необходимости в разделении церкви на зимнюю, теплую трапезную и холодный летний основной объем - все помещения будут в равной степени отапливаемыми. Скорее, в данном случае идет речь о современном применении привычного образа трехобъемного сельского храма. (Рис. 4(а,Ь))
а) Ь)
Рис. 4(а,Ь). Храмы «кораблем» в парковой территории поселков, проекты автора: а) кирпичный четырехстолпный храм с пониженными угловыми ячейками сводов и асимметрично расположенным входом в подвальный этаж - храм в Спасо-Елеазаровском монастыре, Псковская область, вариант, 2007 г.; Ь) Кирпичный бесстолпный храм с цокольным этажом - храм в Спасо-Елеазаровском монастыре, Псковская область, вариант, 2007 г.
При проектировании церкви кораблем, помня об ограниченном количестве прихожан в поселке, трапезной не стоит придавать значительные размеры. Она приравнивается по ширине к основному храму, или делается более узкой. Западная стена четверика опирается на арку, заменяющую восточную стену трапезной, что пространственно объединяет основные помещения. Единственно возможным местом для хора певчих является клирос. При отсутствии стены, разделяющей трапезную и основной четверик, трудно найти место для лестницы, ведущей на хоры, находящиеся в основном объеме храма. Расположение певчих на антресоли над западным входом в трапезную, что целесообразно по планировке (подъем на хоры возможен по лестнице, ведущей на колокольню), придаст православной церкви черты базилики.
Таким образом, при современных планировочных и функциональных изменениях формально сохраняются объемные признаки храма «кораблем» - расположенные с запада на восток колокольня с крытым или открытым крыльцом, трапезная, четверик (восьмерик, триконх, ротонда) с одной или тремя апсидами. У данной планировочной схемы есть ряд функциональных недостатков. Прихожане, вынужденные стоять в западной части храма во время его большой заполненности, сильно удалены от алтаря, плохо слышат священника и диакона. Выходящие из восточной части церкви до окончания богослужения, при функционирующем одном западном входе, мешают значительному количеству молящихся. Подобное неудобство возникает при помазании елеем или принятии причастия в праздничные дни многочисленными прихожанами. В некоторой степени преодолеть указанные планировочные недостатки помогает добавление придела, пространственно объединенного с основным объемом храма.
Крупные поселки, состоящие из нескольких сотен земельных участков, возводятся как единым застройщиком, так и силами домовладельцев, в соответствии с местным градостроительным регламентом. Размещение храма в крупном комплексе индивидуальной жилищной застройки существенно не отличается от рассмотренных выше вариантов. Данные поселки состоят из нескольких микрорайонов. Сооружения общественного назначения не группируются в один комплекс, а имеют несколько центров тяготения. Следовательно, храм может находиться, подобно клубным поселкам, в парковой зоне или среди административных, офисных построек, жилых многоквартирных домов средней этажности. Различие заключается в том, что благодаря обширности территории и разнообразному набору общественных зданий, будет больше вариантов площадок для строительства. Отдельно формируется комплекс зданий парадного въезда в поселок и административных построек, школы, детского сада, близ которых расположится храм. Несколько парковых территорий, решенных в виде центральной прогулочной аллеи или благоустроенной набережной - удачное место для строительства храма, при условии отделения его участка от увеселительных заведений.
Выше рассматривалось строительство храмов внутри поселковой ограды, учитывая изолированность поселка, доступных одним его жителям. Данное местоположение - не вполне правильное для церковной постройки, поскольку храму, в особенности сельскому, желательно быть открытым для всех возможных посетителей. В прошлом только домовые церкви, или расположенные в тюремных замках постройки были отделены от внешнего мира. Размещение храма на участке, примыкающем к поселковой ограде, поможет избежать изолированности. В таком случае прихожанами станут все желающие. Сходная ситуация возникнет, если церковная постройка возводится на общественной территории жителями нескольких, граничащих друг с другом населенных пунктов.
Храмы, строящиеся как внутри, так и вне территории комплекса индивидуальной жилищной застройки, безусловно, крупнее, чем все предыдущие. (Рис. 5(а,Ь)) Увеличение размеров является обоснованным - церкви рассчитываются на большее количество прихожан, как местных, так и жителей окрестных поселков. Говоря о неизбежном для рассматриваемых поселков увеличении габаритов церквей, нельзя игнорировать желание состоятельного частного инвестора построить крупное, запоминающееся здание, которое, в некотором смысле, увековечит его имя. В связи с начавшейся передачей Церкви православных святынь из государственных музеев некоторые крупные современные приходские храмы
становятся центрами паломничества. Среди них - храм во имя Святого Благоверного князя Александра Невского близ поселка Княжье озеро, Истринский район, Московская область [8].
a) b)
Рис. 5(а,Ь). Крупные приходские храмы в комплексах загородной жилищной застройки, проекты автора: а) кирпичный пятиглавый храм с угловыми восьмериковыми объемами и пристроенной звонницей - храм во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского в поселке Белые Столбы, Домодедовский район, Московская область, вариант, 2008 г.; Ь) кирпичный двухпридельный храм с асимметрично расположенной колокольней - храм во имя Святого Благоверного князя Александра Невского близ поселка Княжье озеро, Истринский район,Московская область, 2005-2010 гг.
Выводы
Таким образом, определены градостроительные условия возведения сельских приходских храмов в Подмосковье. В частных землевладениях, поселках эконом класса и клубных применимы, с некоторыми дополнениями, отвечающими современным требованиям функциональности, традиционные объемно-планировочные композиции храмов. Среди них - одно-, двух-, трехобъемные часовни, малые бесстолпные, реже четырехстолпные церкви. Для комплексов индивидуальной загородной застройки поставлена задача строительства крупных приходских храмов. Выявление особенностей их объемно-планировочных решений требует проведения дополнительных исследований.
Conclusions
Thus the architectural conditions for country parish churches construction in Moscow Region have been determined. In private landholdings, economy and club settlements, traditional space-planning compositions of churches can be applied with some additions related to modern functionality requirements. Among them one, two, and three-space chapels, small no column, or, which is more rare, four-column churches. For individual country construction complexes the problem of large parish churches has been set. To reveal special features of space-planning decisions for them, additional researches are required.
Литература
1. Православные храмы. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99) // Автор-составитель М.Ю. Кеслер. М.: АХЦ «АРХХРАМ», 2005. Том 2. 222 с.
2. Борисов С.В. Особенности проектирования сельских храмов в средней полосе России. М.: Издательство «Техномаш», 2008. 145 с.
3. Борисов С. В. Часовни в городских зонах отдыха // Города России: проблемы строительства, инженерного обеспечения, благоустройства и экологии. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Пенза: РИО ПГСХА, 2010. С. 16-20.
4. Благовидова Н.Г. Храмик без алтаря // Новый дом. М., 2003. № 6. С.22-29.
5. Канаев И.П. Архитектура современных православных малых храмов и часовен. На примере Москвы и Подмосковья. Автореферат дисс. канд. архитектуры. М.: ЦНИИЭП жилища, 2002. 25 с.
6. Памятники архитектуры Московской области. Каталог // Под общей редакцией Е.Н. Подъяпольской. М.: Искусство, 1975. Т.1, Т.2.
7. Возняк Е.Р. Архитектура современной православной приходской церкви (на примере Санкт-Петербурга). Автореферат дисс. канд. архитектуры. СПб, 1996. 28 с.
8. Борисов С.В. Использование местных традиций церковной архитектуры при проектировании храма во имя Святого Благоверного князя Александра Невского // Материалы международной научно-технической конференции «Строительная наука 2010». Владимир: Владимирский Государственный Университет, 2010. С.307-309.
References (Transliterated)
1. Pravoslavnye hramy. Pravoslavnye hramy i kompleksy. Posobie po proektirovaniju i stroitel'stvu (k SP 31-103-99) // Avtor-sostavitel' M.Ju. Kesler. M.: AHC «ARHHRAM», 2005. Tom 2. 222 p.
2. Borisov S.V. Osobennosti proektirovanija sel'skih hramov v srednej polose Rossii. M.: Izdatel'stvo «Tehnomash», 2008. 145 p.
3. Borisov S.V. Chasovni v gorodskih zonah otdyha // Goroda Rossii: problemy stroitel'stva, inzhenernogo obespechenija, blagoustrojstva i jekologii. Sbornik statej XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: RIO PGSHA, 2010. P.16-20.
4. Blagovidova N.G. Hramik bez altarja // Novyj dom. M., 2003. N 6. P.22-29.
5. Kanaev I.P. Arhitektura sovremennyh pravoslavnyh malyh hramov i chasoven. Na primere Moskvy i Podmoskov'ja. Avtoreferat diss. kand. arhitektury. M.: CNIIJeP zhilishha, 2002. 25 p.
6. Pamjatniki arhitektury Moskovskoj oblasti. Katalog // Pod obshhej redakciej E.N. Pod"japol'skoj. M.: Iskusstvo, 1975. T.1, T.2.
7. Voznjak E.R. Arhitektura sovremennoj pravoslavnoj prihodskoj cerkvi (na primere Sankt-Peterburga). Avtoreferat diss. kand. arhitektury. SPb, 1996. 28 p.
8. Borisov S.V. Ispol'zovanie mestnyh tradicij cerkovnoj arhitektury pri proektirovanii hrama vo imja Svjatogo Blagovernogo knjazja Aleksandra Nevskogo // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii «Stroitel'naja nauka 2010». Vladimir: Vladimirskij Gosudarstvennyj Universitet, 2010. P.307-309.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
С. В. Борисов
Член Союза московских архитекторов, главный архитектор проекта, ООО Архитектурное бюро «Лиза»
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR S.V. Borisov
Chief architect, Architectural bureau «Liza» e-mail: [email protected]