УДК 37.0+39
Н. В. Маслов
ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ ТРУДОВ СХИАРХИМАНДРИТА ИОАННА (МАСЛОВА)
Сегодня Россия стоит перед проблемой выбора стратегических приоритетов в воспитании. Поиск идеала воспитания знаменует собой переломные моменты развития российского общества. Особенно остро эта проблема осознается именно сейчас, когда социальный фон воспитания детей в современной России остается крайне неблагоприятным.
Пустота и хаос в духовной жизни, появившиеся в обществе как результат отклонения от традиционных православных ценностей, привели к духовному обнищанию, упадку религиозного духа, падению нравов. Эко -номическую, политическую, социальную, культурную жизнь общества поразили многочисленные пороки. Все это самым негативным образом сказывается на подрастающем поколении.
Необходимо понять, что главной причиной данных процессов стало забвение национальных традиций и сознательный уход от них в воспитании, отсутствие собственной национальной идеологии, утрата нравственных идеалов.
Важно помнить и предостережение Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о том, что от того, как мы справимся с задачей образования идущих за нами поколений и насколько уясним цели, стоящие перед нами не только на ближайшее время, но и в перспективе, зависит само существование нашего народа. Качественное изменение существующей воспитательной практики возможно при условии наполнения концептуальных основ воспитания православным пониманием его смысла, целей, ценностей и конечных результатов.
Исторический опыт России свидетельствует о том, что только выстраивание жизни народа на традиционных православных основах является залогом его благоденствия. Поэтому особое значение имеет преемственность в образовании, которое как раз и призвано сохранить органическое единство культуры, уклада и образа жизни народа, его прошлого и будущего. Чрезвычайно важно сохранять и развивать преемственность отечественной педагогической традиции, построенной на основах православия.
Целостное, с учетом духовно-нравственной составляющей, изучение русской педагогической культуры требует особой методологии ее иссле-
дования, включающей богословский подход, который позволяет более глубоко и всесторонне раскрыть духовные основы русской педагогической культуры.
Исходная категория нашего исследования - категория культуры. Анализ множества существующих в различных областях научного знания определений культуры показывает, что существуют два главных подхода к ее пониманию: во-первых, под культурой понимается духовная сфера человеческой деятельности, в отличие от материального производства; во-вторых, культура - это сфера человеческой деятельности в целом и всё созданное человеком, т. е. всё, что не дано природой.
В современной теории педагогики достаточно много подходов к трактовке понятия педагогической культуры. Так, например, И. Ф. Исаев под профессионально-педагогической культурой понимает меру и способ творческой самореализации преподавателя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленные на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий. В представлении Е. В. Бонда-ревской, в педагогической культуре запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, способы творческой деятельности, необходимой для обслуживания исторического процесса, смены поко -лений, социализации личности, осуществления образовательно-воспитательных процессов. Н. Б. Крылова полагает, что педагогическая культура -это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию и ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах. По мысли Л. С. Подымовой, педагогическая культура представляет сотворчество, в ходе которого создаются новые ценности.
Однако данные определения, по нашему мнению, не исчерпывают всей полноты данного явления, так как не исходят из понимания природы человека, который создается по образу и подобию Божию, и истинного понимания цели жизни.
Духовной основой русской педагогической культуры является православие. Православная культура представляет собой всю сферу человеческой деятельности, направленную на исполнение законов, данных Богом. Православная педагогическая культура, являясь неотъемлемой составляющей православной культуры, представляет собой совокупность православных духовных ценностей, определяющих смыслы, содержание и способы педагогической деятельности, а также их контекст.
Для нашего исследования принципиально важно рассмотреть сущностные характеристики православной педагогической культуры. Для этого мы обратились к теоретико-богословскому наследию схиархимандрита Иоанна (Маслова).
Неспособность современной педагогики решить многие проблемы воспитания объясняется в том числе непризнанием факта утраты человеком духовного совершенства в результате грехопадения.
Православие учит, что человек был сотворен в совершеннейшем виде как по телесной, так и по духовной природе. Господь определил человеку не только важную роль в мироздании, но и предназначил его для вечного единения с Самим Собою. Человек должен быть посредником между сотворенным миром и Создателем, охранять первобытную природу и поддерживать в ней порядок. По мысли схиархимандрита Иоанна, первые люди еще не знали, что такое грех, и поэтому ум их был проницателен и способен к быстрому восприятию всех истин, воля была направлена к добру, а сердце чисто. Но совершенство первозданного человека нельзя понимать в полном смысле этого слова, так как оно находилось только в зачаточном состоянии и требовало развития путем личных усилий человека и благодатной помощи свыше.
Для развития духовно-нравственных сил Творец дал заповедь, которую прародители не сохранили и вкусили от запрещенного древа. Грех нарушил целостность природы человека и лишил сил к достижению его великого назначения.
Согласно православному учению, грехопадение первого человека внесло в его природу повреждение, которое отразилось на всех свойствах и способностях души. Извратились все познавательные силы и способности, утратилась ясность и проницательность ума. Сердце человека стало жестоким, растленным и злым. Воля человека ослабела, и вместо стремления к добру в ней появились стремления ко злу. Так первородный грех внес в существо человека полную дисгармонию. Эти следствия греха распространились на весь род человеческий, и передача склонности ко греху стала осуществляться путем естественного рождения.
Следствием этого стали бесчисленные заблуждения, нравственные падения и злодеяния. Но образ Божий как основание духовной жизни человека не был совершенно разрушен. По мысли отца Иоанна, отпадение человека от Бога не было безвозвратным. В помраченном уме еще оставалось представление о Боге, в воле сохранялась возможность делать добро. Но человек бессилен был что-либо сделать для исправления себя самого.
Христос Спаситель своим искупительным подвигом открыл путь к восстановлению, воссозданию в человеке божественного образа. Только при содействии благодати Божией в душе человека могут быть восстановлены те нравственные нормы и принципы, которые были присуши ей до грехо -падения.
Однако человек имеет свободную волю. И благодать не стесняет его свободу, она лишь побуждает, но не принуждает. Восстановление образа Божия в душе зависит от того, как сам человек откликнется на действие благодати, какие он приложит личные усилия для своего спасения.
Концептуальное отличие православной педагогики состоит в том, что, признавая разрушительное действие грехопадения на все существо человека, она, во-первых, дает представление о том, какими свойствами был на-
делен человек до грехопадения; во-вторых, изучает свойства духовной природы человека после грехопадения (человек не в состоянии исправиться, если он не познает кроющегося в нем зла); в-третьих, разрабатывает методы и средства для восстановления тех нравственных норм и принципов, которые были присущи человеку до грехопадения.
Педагогическая культура имеет сложнейшую структуру, состоящую из множества компонентов. Анализируя педагогическую культуру в целом, мы можем выделить две ее фундаментальные составляющие: теоретическую (педагогическое знание) и практическую (воспитание).
Педагогическое знание - это знание о средствах и способах достижения воспитательных целей, выраженное в обобщениях, отражающих процесс воспитания. Исторически первой формой педагогического знания было знание об опыте воспитания, его средствах, передаваемое из поколения в поколение, с оценкой его социальной значимости. Развитие практики воспитания, возникновение школ, а с ними и профессиональной педагогической деятельности, сделали возможным появление «учительной литературы», в которой нашло отражение понимание целей и смысла воспитания, его значения, а также характеристика содержания, методов и средств воспитания. Со временем появляются научные знания, представляющие собой теоретико-педагогические обобщения педагогической действительности, выражающиеся в педагогических понятиях и категориях. Они зафиксированы в трудах виднейших представителей известных христианских школ: Климента Александрийского (Александрийская школа), святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста (Антиохийская), блаженного Иеронима, святителя Амвросия Медиоланского, блаженного Августина (Карфагенская) и др., а также, с принятием христианства на Руси, - выдающихся деятелей Русской Православной Церкви, начиная с момента принятия христианства.
Православное воспитание - это формирование истинно христианской жизни, которая возможна при наличии нераздельного взаимодействия Божественной благодати и усилий самого человека, направленных на его духовное совершенствование.
Сущность православного воспитания, его цель, содержание и методы отражены в трудах отцов и учителей Церкви. Оно появляется с возникновением христианства. По мысли Климента Александрийского, Иисус Христос есть истинный Педагог и Воспитатель всего человечества. Он даровал вечный идеал для воспитания: каждый человек должен стремиться к бого-уподоблению. Образ Божественного Учителя является безгранично разносторонним, всеобъемлющим и всесовершенным. Это - идеал, данный народам всех стран на все времена. Главное правило воспитания дано в Библии. Сущность его можно выразить словами святителя Филарета (Дроздова): давать детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразное с Законом Божиим. Цель православного воспитания в том, что педагог должен не только дать ученику знания, но и научить его жить по заповедям.
Первородный грех внес в природу человека повреждение, которое отразилось на всех свойствах и способностях души. В связи с этим православное воспитание направлено на восстановление истинной природы человека, всестороннее развитие человека и не ограничивается только душой или телом, одной какой-либо способностью, но охватывает все свойства и способности человека, включая образование ума, воли, сердца.
Образование ума. Перед православными педагогами стоит задача вернуть уму человека способность отличать добро от зла. Для этого, прежде всего, нужно научить детей вере, потом другим наукам; раскрыть основные понятия о Боге, о правилах богоугодной жизни. Первой учебной книгой является Священное Писание, затем жития святых и творения святых отцов Церкви. Умственная деятельность христианских воспитателей и вос-питуемых не ограничивается исключительно предметами веры. Познание светских наук нужно иметь для того, чтобы ум приучить к здравой, отчетливой и последовательной деятельности, но главное, - чтобы облагородить земное общество и дать ему правильное понятие и направление во всех сферах жизни. Православные воспитатели приучали своих питомцев искать пути быть истинно полезными для других, быть патриотами своего отечества. Служение обществу, улучшение благосостояния земного отечества - начало служения небесному отечеству. Методы и формы служения отечеству должны стать предметом размышлений воспитуемых.
Образование воли. Умственное образование тесно связано с утверждением воли в правилах благочестия и укрепления христианских добродетелей. Христианские педагоги воспитывали в людях умение направлять свою волю в сторону добра.
Образование сердца. Образование ума и воли бесплодно, если не усвоено сердцем и не укоренилось в нем. Поэтому христианские воспитатели преимущественное внимание обращали на воспитание сердца. Христианская педагогика учит, что сердце есть корень всех дел, добрых и злых. Чем наполнено сердце, такие действия и производит человек. Средства воспитания сердца были направлены на то, чтобы подавить в нем расположение ко злу; развивали врожденные потребность и чувство добра в христианскую любовь к Богу и ближнему. Воспитание чувства красоты строилось на основе изучения прекрасной сотворенной Богом природы, на усвоении высоких предметов Божественной веры. Естественное чувство любви к себе ограничивали необходимыми потребностями тела, во избежание самолюбия.
Поэтому руководством при телесном воспитании являлось утверждение православных педагогов о том, что тело должно подчиняться господству духа. В связи с этим пища должна быть простая и умеренная, одежда скромная, телесные упражнения необходимы для поддержания здоровья, а главное, необходим труд. Православная педагогика утверждает, что праздность
не только расслабляет человека, но и отрицательно сказывается на развитии умственных способностей, расстраивает здоровье. Поэтому дети обязательно должны посильно трудиться.
Исследование православного воспитания в России (Х - начало XX в.) позволяет выделить основные субъекты воспитания, которые оказывали определяющее влияние на его становление и развитие: Церковь и государство. По мысли схиархимандрита Иоанна (Маслова), Церковь и государство на Руси ревностно заботились о духовном совершенствовании народа и ступень за ступенью вели его к надлежащему исполнению православных установлений.
Принятие христианства на Руси сообщило воспитанию православное содержание. Православие утверждается в качестве духовной и нравственной основы жизни общества и государства и становится мировоззрением русского народа.
Церковь - это богоучрежденное общество. Согласно православному учению, истина сохраняется только в Церкви Христовой. Церковь определяла все стороны жизни народа, из века в век формировала русских людей духовно и нравственно, учила их различию добра и зла, православному отношению к Богу, ближнему, обществу, природе. Важнейшим средством воспитания было богослужение Православной Церкви. При этом именно духовность русских священников была одним из источников, ведущих народ к нравственному совершенствованию. Истинно православное отношение к жизни сформировалось у русского народа постепенно, в результате длительного влияния на общество церковной дисциплины, преодоления и искоренения в нем пагубных привычек. Церковь открывала христианские училища, дома трудолюбия при монастырях.
Государство в России всегда выполняло важную функцию как субъект воспитания. Оно определяло саму политику воспитания, формировало отдельные институты воспитания, нормативно закрепляло содержание и организацию образования и воспитания в учебных заведениях. Государственные деятели России лично уделяли значительное внимание воспитанию. Политика великого равноапостольного князя Владимира Великого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, последующих русских князей, а затем и царей: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича - это политика православных просветителей.
Вся русская история вплоть до XX в. свидетельствует об объединении усилий Церкви и государства в деле духовного воспитания народа и формирования таких институтов, как семья, школа, система профессионального воспитания.
В организации образования в России мы также видим сопряжение усилий Церкви и государства. Школы открываются и государством, и Церковью. Владимир Великий предложил при каждой церкви открыть школу. Школы существовали и до официального принятия христианства, но христианство
перестраивает их организацию, а главное - в корне изменяет содержание воспитания и образования. В Киевской Руси совместными усилиями государства и Церкви создаются конкретные формы образования (школы) которые получили название «ученье грамоте», «ученье книжное», «училище». Основу содержания образования составляло православие. Обучение грамоте шло по алфавиту, созданному святыми Кириллом и Мефодием, обучение чтению - по Псалтири (изучался церковно-славянский язык). Каждый преподаваемый предмет (грамматика, риторика, литература и т. д.) нес в себе христианское содержание и способствовал формированию христианского мировоззрения.
Совместные усилия Церкви и государства в деле развития воспитания и образования были столь успешны, что привели к широкому распространению школ на Руси. Православие как основа древнерусского воспитания и образования сделало Русь одной из самых образованных стран в мире.
Реформы XVIII в. положили начало светскому образованию в России, которое несло в себе принципиально иные основания, чем традиционноправославное. Поэтому и принципиальные расхождения между ними были неизбежны. Однако обучение религии обязательно входило в состав учебного курса образовательных учреждений. Традиционное отечественное направление в образовании и воспитании никогда не переставало развиваться в России.
Одним из важнейших институтов воспитания в России является семья. Церковь совершила многовековой труд по облагораживанию самого понимания семьи, семейного воспитания, по созданию из языческой семьи семьи православной. Сформировался новый образ и новое понимание семьи. Церковь воспитала в народе восприятие семьи как малой церкви, с соответствующим православным укладом жизни, с христианскими нормами воспитания детей.
Государство нормативно закрепило необходимость православного поведения в семье и отношения к семейной жизни. Принципы формирования русской православной семьи, православного воспитания детей изложены еще в «Домострое», переработанном духовником Иоанна Грозного Сильвестром. И в последующие века многие русские семьи живут именно на фундаменте этих принципов. Прочная семья позволила создать прочное и великое государство. Православное понимание роли семьи и семейного воспитания настолько вошло в жизнь народа, что сохранялось даже после революции 1917 г., и лишь во второй половине XX в. православный уклад русской семьи и фундаментальные основы русского семейного воспитания подверглись серьезному разрушению.
Поскольку православие определяло весь строй жизни русского народа, то оно являлось основой и профессионального воспитания. Особенно большое значение православие имело в формировании мотивационно-смысловой стороны профессиональной деятельности. Большой вклад развитие
профессионального воспитания внесли русские монастыри, при большинстве из которых были дома трудолюбия, где детей, кроме церковной грамоты, обучали различным ремеслам.
При воспитании детей особенно дорожили состоянием младенчества как наиболее благоприятным временем для воспитания, чтобы дать душе с первых минут жизни благочестивое направление, оградить от влияния вредных впечатлений и не дать уклониться ко злу.
Основной принцип православного воспитания - прежде всего научить вере, потом другим наукам. Принципы православного воспитания: строго сообразовываться с уровнем умственного и нравственного развития учеников; доступность для всякого ума; высокие истины приближать к пониманию своих слушателей; простота образов, заимствованных чаще всего из находящейся перед глазами слушателей природы (окружающей обстановки); отсутствие односторонности, разнообразие изложения; не оставлять ни одного вопроса без ответа; находить нужное слово для каждого ученика; удалять все препятствия (внутренние и внешние), которые мешают обучению ученика; сообразовывать свою деятельность с обстоятельствами места и времени.
Методы и средства православного воспитания. Православные педагоги учили сначала примером жизни, а потом словом. Добрая и примерная жизнь учителя - первое, главнейшее и непременное средство педагогического воздействия, потому что метод наглядного обучения есть самый естественный и действенный. Родители, по наставлению Церкви, также должны быть образцом в поведении для детей. При этом воспитатели не позволяли детям быть только простыми и холодными зрителями, но побуждали подражать нравственным примерам и в своей жизни повторять то лучшее, что видели в жизни других. Упражнение детей в делах благочестия было одним из первых средств к утверждению в них навыков к добрым делам и расположениям сердца. Важный и действенный метод воспитания - тщательное ограждение детей от вредных соблазнов. От родителей и педагогов в первую очередь требовалось беречь детей от соблазнительных зрелищ, книг, впечатлений, от общения с людьми недостойного поведения.
Методы православного воспитания включают добрую и примерную жизнь учителя, ограждение детей от вредных соблазнов, упражнение детей в добрых делах, а также основные методы обучения истинам веры и другим наукам: акроаматический (повествовательный), эратематический (вопросноответный), катехизический, эвристический, диалогический, которые способствовали усилению воспитательной направленности процесса обучения.
Средствами православного воспитания являются: участие в жизни Церкви, совершение церковных таинств (покаяние, причащение), личное молитвенное делание, чтение Слова Божия и творений святых отцов, пост, дисциплина, христианское отношение к окружающим людям и внешнему миру, внешней природе, соблюдение христианских норм нравственности.
Важное значение также имеют учебники, которые должны соответствовать духу, характеру и языку народа.
Православное воспитание учит иметь обращение с детьми, исполненное любви, кротости, но без поблажки детям, уклоняющимся от добра. Священное Писание свидетельствует, что учить надо без раздражения, так как раздраженный наставник не наставляет, а раздражает (шум раздражения заглушает голос истины). За плохие поступки родители обязаны наказывать непослушных детей, чтобы греховный навык не укоренился. Грех, оставленный без наказания, бывает причиной другого греха. При этом как излишняя строгость, так и излишняя милость приносят вред.
Православная педагогика рассматривает вопрос о мере свободы, которую следует предоставлять детям. Свобода дается воспитаннику по мере приобретения им умения пользоваться ею. Иначе, если свобода будет дана слишком рано, то воспитанник может злоупотребить ею, и это принесет ему вред.
Начиная с Крещения Руси и до XVIII в. замечательными русскими педагогами являлись выдающиеся деятели Русской Православной Церкви: Ила-рион, митрополит Киевский, преподобные Феодосий Киево-Печерский и Нестор летописец, преподобная Евфросиния Полоцкая, епископ Кирилл Туровский, святители Петр и Алексий Московские, преподобный Сергий Радонежский и его ученики, преподобный Максим Грек, святитель Геннадий Новгородский, преподобный Иосиф Волоцкий, священномученик патриарх Ермоген, патриарх Филарет (Романов).
В XVIII-XIX вв. традицию педагогической деятельности Русской Православной Церкви продолжали: святители Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Мелетий Харьковский, митрополит Платон (Левшин), преподобный Серафим Саровский, игумен Филарет (Данилевский), святители Филарет, митрополит Московский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, преподобные Моисей, Лев, Макарий и Амвросий Оптинские, глинские старцы и целая плеяда их воспитанников, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.
В советское время носителями традиций православного воспитания оставались не только деятели Русской Православной Церкви, но и многие педагоги-практики, ученые, которые продолжали осуществлять педагогическую деятельность на основе ценностей православия.
Таким образом, русская педагогическая культура на протяжении почти целого тысячелетия и в практическом, и в теоретическом аспектах строилась на основе православия. Отделение Церкви от государства, сознательный разрыв с православной традицией в жизни общества привели к утрате понимания истинной цели жизни человека, а потому и цели воспитания, лишили образование духовного содержания, исказили подлинную иерархию ценностей. Все более очевидной становится необходимость восстановления православного воспитания. Исторический опыт свидетельствует, что единство государства и Церкви приводит к ощутимым успехам в деле образования, воспитания.
В ходе нашего исследования мы обратились к изучению жизненного пути отца Иоанна, что позволило глубже понять истоки его теоретикопедагогических воззрений.
Схиархимандрит Иоанн (в миру Иван Сергеевич Маслов) родился 6 января 1932 г. в деревне Потаповка Сумской области в крестьянской семье. Уже в детские годы Иван обладал высокой духовной зрелостью. Друзей у него было много, однако он избегал детских игр. Часто ходил в храм Божий, куда детей приучала ходить мать.
В 1941 г. Иван остался в семье за старшего, так как отца забрали на фронт, откуда он не вернулся. По свидетельству матери, еще мальчиком он стал настоящей опорой семьи, руководителем и воспитателем братьев и сестер.
В 1951 г. Ивана призвали в армию, где он отлично служил. Но здесь он заболел неисцелимой болезнью сердца и был уволен. В 1954 г. он поступил в Глинскую пустынь. И уже скоро обнаружилась большая духовная опытность отца Иоанна, т. е. умение провидеть сокровенные мысли и чувства людей и вести их истинным, единственно верным спасительным путем ко Христу, что позволило ему помогать им советами, быть их истинным наставником. Именно поэтому духовно опытные глинские подвижники с первых дней поступления его в обитель стали посылать к молодому послушнику богомольцев за советом, а настоятель пустыни поручил ему отвечать на многочисленные письма. 8 октября 1957 г. он был пострижен в монашество с именем Иоанн. Для Глинской пустыни, где постригали только после многих лет искуса, это случай необыкновенный, что свидетельствует о духовной зрелости отца Иоанна.
После закрытия Глинской пустыни в 1961 г. отец Иоанн поступил в Московскую духовную семинарию, где хорошо учился и выделялся среди воспитанников высотой своей духовной жизни. В 1962 г. отец Иоанн был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1963 г. - в сан иеромонаха. После окончания семинарии в 1965 г. продолжил обучение в Московской духовной академии. Здесь он исполнял многие послушания, был ризничим академического храма, ему было вверено духовное окормление преподавателей, учащихся духовных школ и богомольцев.
По окончании академии отец Иоанн был оставлен преподавателем Московских духовных школ. В 1969 г. он блестяще защитил кандидатскую диссертацию «Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (Гренков) и его эпистолярное наследие», в которой раскрывается сущность духовного воспитания, осуществляемого великим подвижником православия и выдающимся старцем. В 1980 г. им была составлена «Симфония» к книге святого праведного отца Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» (в двух томах). Венцом научно-богословской деятельности отца Иоанна в Московских духовных школах является его магистерская диссертация «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» и приложение к ней «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского», которые имеют фундаментально-
методологическое значение для православной педагогики. Последнему труду присвоен гриф «Рекомендовано Министерством образования РФ: книга для учителя по духовно-нравственному воспитанию» на основании заключения федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования Российской Федерации.
В 1969-1970 гг. отец Иоанн написал конспект лекций по пастырскому богословию, который вносит весомый вклад в развитие отечественной па-сторологии: он исследовал, обобщил и привел в стройную систему разносторонние материалы, изложенные в отечественных пасторологических трудах; углубил и развил учение о пастырстве на основе творений святых отцов; раскрыл значение старчества как особой формы пастырства; доказал апостольскую направленность пастырства, показал особую значимость пастырского богословия в сохранении апостольских и святоотеческих традиций не только во внешних, но и во внутренних проявлениях жизни Церкви; охарактеризовал воспитательный аспект пастырского служения, который занимает определяющее место в жизни пастыря. В 1974 г. отец Иоанн составил конспект лекций по литургике, а в 1984 г. значительно переработал и дополнил его.
В 1985 г. он был направлен духовником в Жировицкий Свято-Успенский монастырь. Он показал себя, прежде всего, мудрым старцем, руководителем, насадителем идеалов истинного учительства и опытнейшим воспитателем. Здесь он продолжал работу над докторской диссертацией и написал свой известный труд «Глинская пустынь: история обители и ее духовнопросветительная деятельность в XVI - XX вв.». До последних дней он работал над «Глинским патериком». В его трудах восстанавливается история Глинской пустыни, ее воспитательной и просветительной деятельности. При работе над этими книгами отцу Иоанну во многом удалось восстановить архив Глинской пустыни, содержащий 480 единиц хранения объемом около 4000 машинописных страниц, на основании документов, хранящихся в различных архивах страны и в личном архиве автора (изначальный архив Глинской пустыни XVII - начала XX в. был утрачен в 1917 г.).
Плодом молитвенных размышлений отца Иоанна явились его богословские статьи и проповеди, которые широко востребованы и за прошедшие годы многократно переиздавались.
Учение о многих истинах духовной жизни раскрывалось отцом Иоанном не только в его сочинениях, но и в письмах. Ответы на некоторые важные вопросы воспитания можно найти только в его письмах. В личном архиве автора хранится 154 письма, содержащих ответы его духовным чадам, и 87 писем поздравительных.
Говоря о литературном наследии схиархимандрита Иоанна, надо сказать и о том, что под его руководством студентами Московской духовной академии было подготовлено много работ на соискание ученой степени кандидата богословия. Им также написано более 30 рецензий на диссертации.
В июне 1990 г. отец Иоанн приехал в отпуск в Сергиев Посад, а в августе недуг окончательно приковал его к постели. В течение года он находился в Сергиевом Посаде, а 29 июля 1991 г. отошел к Богу.
Таким образом, схиархимандрит Иоанн кроме яркого и поучительного примера своей жизни оставил и духовное наследство - свои литературнобогословские труды. Они свидетельствуют о многогранности и глубине его богословской мысли и вносят существенный вклад в развитие патрологии, аскетики, гомилетики, пастырского и нравственного богословия, литургического богословия, литургики и других богословских дисциплин. Особое значение труды отца Иоанна имеют для антропологии и психологии, философии образования и теоретической педагогики, истории педагогики, теории и практики воспитания.
Понимание сущности православной педагогики невозможно без раскрытия православного учения о спасении. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в своих трудах подробно раскрывает это учение, начиная с описания творения мира и человека.
Имея в себе бытие и жизнь, Бог восхотел проявить их вне себя самого. Отсюда все созданное - видимое и невидимое - имеет свое начало в Боге, который и после творения мира остается неизменным.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов), раскрывая перед нашим взором величественную картину творения мира, говорит о том, что создав этот прекраснейший мир, Творец не перестает проявлять о нем свою заботу и промышление. Промыслительное попечение Божие о тварном мире проявляется не какими-либо отрывочными этапами, но осуществляется «постоянно, ежеминутно и ежедневно». Творец, создавший мир по своей благости, премудро управляет им и ведет его к осуществлению своих божественных планов.
Следуя Священному Писанию, отец Иоанн говорит о том, что после сотворения духовного и физического мира Бог создал человека, для которого и был предназначен этот прекрасный видимый мир. Человек вышел из рук Творца в совершеннейшем виде как по телесной, так и по духовной природе и является венцом и завершением всего земного творения. Мир видимый, как объясняет отец Иоанн, был создан антропоцентричным: он создан для человека, и в этом невыразимая полнота проявления величайшей благости Божией к человеку. Человек как венец творения создается по образу Божию и подобию, и потому он должен сознательно стремиться к своему Первообразу и исполнять Его святую волю. Отец Иоанн указывает, что, постоянно пребывая в теснейшем единении с Творцом, первые люди не знали еще, что такое грех, и поэтому ум их был проницателен, чист и способен к быстрому восприятию всех Божественных истин, воля была направлена к добру. Но прародители, будучи еще не утвержденными в добре, не сохранили заповедь Божию. Хотя диавол и сыграл первостепенную роль в падении первых людей, вина не снимается и с них: они не только преступили заповедь Со-
здателя, но и склонили свою богодарованную свободу на сторону зла, когда вкусили от запрещенного древа плод.
Пожелав быть равным Богу, человек впал в грех гордости и, как следствие, потерял общение с Богом, благодать и бессмертие, был обречен на скорби и тяжелые болезни. Грех нарушил целостность природы человека и лишил его сил к достижению его великого назначения.
Бог начинает восприниматься грешным человеком уже не как источник благости и полноты внутренней жизни, но как нечто отвлеченное и неродное. Греховное семя, «всеянное» в природу человека, быстро возрастает и становится не только средостением между Творцом и его творением, но и поражает, подобно смертоносному яду, все естество человеческое. Люди стали обожествлять вместо Творца видимые предметы. Весь мир погружался в глубокую тьму идолопоклонства и крайнего развращения.
Поскольку смерть, тление, рабство греху и диаволу овладело человеком, то он, по-видимому, должен был навсегда быть удаленным от Бога. Однако это явилось бы недостойным благости, любви и милосердия Божия. Всеблагой Творец не мог допустить, чтобы его наилучшее создание, причастное его славе, было навеки отчуждено от него и находилось в узах вечной смерти.
Однако чтобы воспринять Божие обетование о спасении, человеку требовалось внутреннее обновление и прежде всего сознание гибельности своего состояния, из которого естественными силами выйти невозможно. Очутившись в положении изгнанников и лишившись райской красоты, люди очень остро ощущали эту утрату. Они глубоко сознавали свое падение и с надеждой обращали свой взор к обещанному Искупителю, который должен возвратить их к древу жизни, даровать им вечное спасение.
Схиархимандрит Иоанн отмечает, что Бог не отнимает от человека свободного выбора действий. Человек может или откликнуться на любовь Божию, или полностью отвергнуть ее. Дарованную свободу люди употребили во зло. С течением времени все более увеличивался грех, и допотопный мир в своих грехах дошел до предела.
Хотя воды Всемирного потопа и омыли лицо земли от греховной скверны, однако и они не могли уничтожить греховного повреждения природы человека. Помрачение человеческого рода дошло до такой степени, что люди окончательно забыли Бога, стали поклоняться идолам и обожествлять тварь, как это и было до потопа. Однако и теперь Бог не оставляет человека; он избирает новый народ на земле, который смог бы сохранить обетование об Искупителе и его царстве, а также передать это обетование последующим поколениям и таким образом сохранить его до пришествия Спасителя.
Грех так тесно слился с природой человека, что освободиться от него человек сам уже не мог. Оправдать человека не мог ни ангел, ни другое какое-либо сотворенное существо. Воссоздателем человека мог быть только Сам Творец. Исцеление уязвленного грехом человеческого естества потре-
бовало принятия Спасителем не ангельской, но именно человеческой природы, ибо что не воспринято, то не может уврачеваться.
Описывая земную жизнь Спасителя, отец Иоанн объясняет, что, восприняв на себя естество человеческое, соединив его с Божественным воедино, Сын Божий тем самым добровольно подверг себя уничижению. Останавливаясь на наиболее важных моментах пребывания Спасителя на земле: крещении, преображении, установлении таинства евхаристии, крестных страданиях и смерти, воскресении, вознесении, - отец Иоанн раскрывает их значение для спасения и искупления человека.
Совершив на земле дело спасения рода человеческого, Спаситель мира тем самым устранил все существовавшие до того преграды, разъединявшие человека с Богом, и соединил воедино стадо не только земное, но и небесное. Оставляя землю после своего искупительного подвига, Иисус Христос основал на ней благодатное царство - Церковь свою, которая является «духовным Христовым Телом». Создавая свою Церковь с целью освящения и спасения в ней людей, Христос навсегда остался в ней Главой и Источником жизни. Он сам невидимо управляет ею, соединяя всех верных во единое тело. Спасение человека совершается только в Церкви Христовой. В Церкви святой Врач душ и телес - Спаситель мира - врачует христиан.
Господь Иисус Христос все спасительные средства вверил своей Церкви. Отец Иоанн говорит о важности и необходимости всех таинств в деле спасения и раскрывает их духовное значение.
Посредством таинства крещения каждому человеку открывается путь ко спасению и он вступает в общение со Спасителем мира и его Церковью; в таинстве миропомазания, совершаемом сразу же за крещением, на христианина обильно изливаются силы, укрепляющие его на пути, ведущем ко спасению; таинство покаяния является средством очищения человека от греховной скверны; в таинстве святой евхаристии истинно покаявшийся человек может соединиться самым теснейшим образом со своим Спасителем. Остальные три таинства - брак, священство и елеосвящение - распространяются не на всех христиан. Посредством семи святых таинств христианину сообщается благодатная сила Святого Духа.
Схиархимандрит Иоанн учит, что только при содействии благодати Божией в душе христианина смогут быть восстановлены те нравственные нормы и принципы, которые были присущи ей до грехопадения. Благодати Божией отводится в деле спасения человека первенствующее место, однако она проявляет свое действие только тогда, когда сам человек откликается на ее призыв.
Схиархимандрит Иоанн объясняет, что благодать Божия действует на сердце человека, которое является центром его духовной жизни, направляет на путь покаяния, способствует приобретению в душе христианина страха Божия, смирения и молитвы. Постепенно благодать Божия ведет христианина к нравственному совершенству. Как показывает духовный опыт, говорит отец Иоанн, человек чаще всего бывает глух ко всем призывам Боже-
ственной благодати. Отец Иоанн подчеркивает, что истинно христианская жизнь возможна при наличии нераздельного взаимодействия Божественной благодати и человеческих усилий.
Отец Иоанн раскрывает значение личного участия человека в деле своего спасения. Он поясняет, что христианская вера есть сознательное и свободное принятие и усвоение человеком евангельского учения о Боге Отце, Сыне и Духе Святом, о Божественной любви к падшему человечеству, проявившейся в искупительном подвиге воплотившегося Сына Божия. Вера является движущей силой духовной жизни христианина, а также является и основанием, на котором строится здание христианских добродетелей. Любовь к Богу и ближнему сам Господь Иисус Христос назвал наибольшей заповедью. Только любовь может привести христианина к нравственному совершенству и удостоить его единения с Богом. Отец Иоанн объясняет, что милосердие есть выражение любви. Если христианин не имеет милосердия, то он лишен не только любви, но и христианского духа. Дела милосердия ради Христа являются залогом вечных благ. Добродетель милосердия оказывает самую существенную помощь в деле спасения человека. Страх Божий есть «начало премудрости». Страх Божий есть великий спасительный дар от Бога. Отец Иоанн учит, что необходимым условием этого дара является наличие в сердце человеческом веры в Бога. Страх Божий является путеводителем человека ко Христу и воспитателем его в Боге. Со смирения начинается путь восхождения к Богу По мысли отца Иоанна, это азбука христианской жизни, начало и основание всех добродетелей. Отец Иоанн указывает, что должно ежедневно упражняться в смиренномудрии.
В учении отца Иоанна характеризуются средства христианского совершенствования и воспитания. Среди них особое место занимает молитва. Молитва есть беседа человека с Богом. Молитва является важнейшим средством спасения человека. Послушание, по мысли отца Иоанна, это должность по отношению к Богу Утверждение в добродетельной жизни есть утверждение в послушании. Христианская надежда - добродетель; она помогает христианину и побуждает его к деятельному участию в деле своего спасения. Истинные христиане имеют в своем сердце надежду не для получения временных (земных) благ, но прежде всего вечного упокоения в Боге. Такая надежда на Бога никогда и никого не посрамляла и не посрамит. Надежда же на людей есть ложная и обманчивая. В день смерти человека оставят друзья и братья, сила и разум, честь и богатство и ничем не смогут помочь ему. Отец Иоанн учит, что без надежды на Бога спастись невозможно.
По учению Святой Православной Церкви, покаяние является вторым крещением. Отец Иоанн говорит, что покаяние должно стать для христианина целожизненным подвигом на всех ступенях его нравственного развития, постоянным спутником на пути достижения Царства Небесного. Покаяние является первейшим средством для внутреннего усвое-
ния спасительных плодов искупления, совершенного Иисусом Христом. Кровь Христова, пролитая на кресте за спасение мира, призывает всех к покаянию. Отец Иоанн отмечает, что скорби и искушения являются неизбежным явлением в жизни каждого человека. Материальные недостатки и нужда, тяжелые болезни, смерть близких и дорогих людей, незаслуженные обиды и притеснения, неудачи по службе, внезапные бедствия и всякого рода несчастья - это внешние беды; уныние, недовольство, раздражительность, страх - внутренние скорби пораженной грехом человеческой души. Искушения показывают человеку, какой он есть. Они попускаются Богом для духовной пользы человека. Испытания в жизни христианина тесно связаны с добродетелью терпения. Именно в терпении состоит христианский подвиг. Без терпения невозможно совершенствование и спасение души.
Схиархимандрит Иоанн указывает на необходимость очищения совести. Совесть является равноценной закону Божию, который указывает, как должен жить человек, чтобы достичь единения с Богом. Совесть старается довести до сознания человека пагубность греховных увлечений; она стоит на страже сердца человека и влечёт его к истинному покаянию и сокрушению о содеянных грехах; совесть стремится удержать человека от новых греховных поползновений. Процессу очищения совести способствуют добродетели, весь строй богоугодной христианской жизни. Отец Иоанн подчеркивает, что на пути духовного восхождения к Богу существенную помощь христианину оказывает подвиг поста. Пост, как телесный -воздержание от пищи, так и духовный - воздержание от всякого зла, - является трудным подвигом, но без него спастись христианину невозможно. Истинный пост есть, главным образом, обуздание всех своих греховных чувств. Только такой пост спасителен для человека и угоден Богу.
Отец Иоанн учит, что на пути ко спасению христианину крайне необходимо изучение Священного Писания, которое своей благодатной силой способно утвердить в христианине основы духовной жизни. В слове Божием не только отображены все истины, составляющие предмет веры христианина, но и указаны те нравственные нормы, выполнение которых ведет спасительным путем в Царство Небесное.
Наряду с изучением Священного Писания большое значение отец Иоанн придает и чтению житийной, святоотеческой и богословской литературы. Творения святых отцов дают возможность правильно понять смысл Священного Писания, понять состояние своей души, так как святые отцы не теоретически, но практически, опытно познали человеческую природу, глубоко постигли путь благочестия и спасения и этот свой богатый духовный опыт зафиксировали в своих писаниях. Большую пользу приносит и чтение житий святых, содержащих множество примеров высокой духовной жизни угодников Божиих.
По мысли отца Иоанна, христианин, просвещенный словом Божиим, не может жить без рассуждения. Рассуждения о Христовых страданиях, о веч-
ности, о смерти, памятование о Страшном суде Христовом склоняют душу к истинному покаянию, способствуют постоянному духовному обновлению человека.
Отец Иоанн напоминает о памяти смертной и плаче о грехах. Временную, земную жизнь христианин должен рассматривать как своеобразную подготовку к переходу в вечность. Бесценное время земной жизни должно быть использовано человеком разумно. Им приобретаются сокровища вечной жизни в обителях Отца Небесного.
Отец Иоанн раскрывает факторы, препятствующие духовному совершенствованию и воспитанию. Он отмечает, что удалению от Источника жизни - Бога способствуют три фактора: 1) греховная плоть ветхого человека; 2) прелесть греховного мира; 3) действия диавола. Отец Иоанн наставляет, что благо бывает тому христианину, который отвергает от себя внушения плотского греховного человека и следует примеру и свойствам нового рождения. Греховные соблазны являются препятствием на спасительном пути. Соблазнительные искушения отец Иоанн советует христианину решительно отметать, ибо совместить любовь к миру и Богу невозможно. Отец Иоанн напоминает, что жестокая и упорная борьба предстоит христианину с диаволом, который его научает на всякий грех. Но сколько раз человек противится диаволу, столько раз с помощью Божией побеждает его.
Корни греха таятся в начале всякого зла - диаволе, а также в падшем естестве человека, унаследованном от праотца Адама. Описывая разнообразие проявления греха, пути заражения им, отец Иоанн говорит, что самое опасное в грехе то, что человек, зараженный им, все более удаляется от Бога.
Страсти, по мнению отца Иоанна, - это особые грехи, в полной мере господствующие в душе человека. Раскрывая их природу, он поясняет, что страсти имеют глубокие корни в поврежденной грехом человеческой природе, поэтому человек, попавший под влияние какой-либо страсти, становится неспособным владеть самим собой: она парализует все силы его души. На основании изложенного отец Иоанн делает вывод, что душевные и телесные страсти имеют общую психологическую основу. Они не только неотделимы друг от друга, но и находятся в тесной взаимосвязи между собой. Отец Иоанн описывает наиболее опасные страсти и указывает на средства их преодоления.
В святоотеческой традиции гордость считается наиболее опасной страстью, препятствующей человеку в деле его спасения. Как диавол начал свое отпадение от Бога гордостью, так и человек, возгордившись, не только пожелал выйти из подчинения своему Творцу, но и стать богом, сравняться с Ним. Нет ничего опаснее и зловреднее гордости: ею первый человек лишился Неба и блаженной жизни в Боге. Но человек, склоняющий свое сердце к смирению, удаляет из него тьму гордости и воспринимает свет. Зависть считается не менее зловредною, чем гордость, от которой она и рождается. Зависть есть начало и источник зложелательства по отношению
ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ... к ближнему.
По мысли отца Иоанна, окончательное искоренение зависти принадлежит любви, которая является мощным и верным средством, противодействующим этой злой страсти. Гнев непосредственно порождается завистью и препятствует человеку в достижении спасения. Но самое страшное и губительное действие гнев производит в человеке тогда, когда он переходит в памятозлобие, которое включает в себя совокупность всех бед, напастей и зол. И человек только тогда найдет полное упокоение своей душе, когда простит своему ближнему его согрешения и будет молиться о нем Богу.
Человек, одержимый страстью клеветы, подвергает смертельной опасности свою душу и очень много зла приносит ближним. В деле избавления от этого порока христианину может помочь смирение. Осуждение свое пагубное начало берет не из одной какой-либо страсти, а из нескольких. Один Творец имеет власть производить суд. Но человек, забывая это, очень часто поносит создание Божие, искупленное Спасителем мира дорогою ценою. Осуждающий сам себя удаляет от Источника жизни - Бога. Отец Иоанн напоминает, что все люди составляют единое целое во Христе Иисусе, и поэтому должны не ближними своими гнушаться, но тем грехом, который живет в их сердцах; именно его нужно возненавидеть как диавольское изобретение. Действенным средством, искореняющим страсть осуждения, служит, по мысли отца Иоанна, познание своих грехов и мерзости. Самолюбие и славолюбие удаляют христианина от Бога. Самолюбивый человек устремляется в мир страстей, крайне снисходительно смотрит на свои грехи и пороки. Для избавления от самолюбия отец Иоанн увещевает христиан стремиться все делать во славу Божию, служить и помогать ближним, защищать их и утешать. Если христианин не обратит внимания также на гнездящуюся в нем страсть к славолюбию, не умертвит ее самоукорением и смирением, то она привлечет в душу злую страсть сребролюбия. Сребролюбие в своем существе является одной из самых пагубных и трудно укротимых страстей. В сердце, пораженном страстью сребролюбия, уже не может быть любви к Богу. Освободиться от страсти сребролюбия можно только самоотречением, искоренением самолюбия и путем исполнения заповеди Христовой о любви к ближним.
Опасной преградой на пути духовного совершенствования являются также лесть и лукавство, которые ведут свое происхождение от источника зла и коварства - диавола. Перед людьми лукавый человек ради выгод и гнусных целей старается показать себя добрым, но в сердце своем носит страшное зло, чем уподобляется диаволу, часто принимающему личину праведности. Лесть и лукавство бывают причиной многих несчастий и преступлений. Немалые усилия требуются от христианина, подвизающегося в деле спасения, для того, чтобы победить в себе праздность. Эта страсть появляется в человеке чаще всего на почве лености и беспечности. Указывая на бедственное состояние одержимых названной страстью, отец Иоанн при-
зывает их опомниться и дорожить временем, не тратить его, не зарывать данные Богом таланты, но умножать их, т. е. пребывать в богоугодных делах, в чтении спасительных книг, молитве, рукоделии.
С праздностью тесно связана страсть пьянства, которая причиняет большой вред телу и душе христианина и укореняется в человеке по действию частого и излишнего употребления вина. Страсть пьянства насильно влечет человека к всевозможным порокам. Под действием зловредной страсти винопития порываются семейные узы, утрачивается любовь к родным и окружающим людям. Пьяница становится всем в тягость. Указывая средства к искоренению пьянства как страсти, отец Иоанн обращает внимание на необходимость воспитания человека в трезвенности, начиная с юного возраста.
Отец Иоанн пишет о страсти блуда, что поскольку этот грех есть путь к смерти, то противоположный ему путь к жизни состоит в стяжании чистоты телесной и душевной.
Нередко печаль и уныние могут появиться в человеке неожиданно по внушению врага нашего спасения - диавола. Преданный пороку уныния настолько ослабевает духовно, что становится бессильным шествовать по верному, спасительному пути. Отец Иоанн не только указывает губительность печали и уныния, но и дает совет, как можно противостоять им. Христианин должен постоянно принуждать себя к духовному подвигу, и особенно к молитве. Помощником на этом многотрудном духовном поприще служит искреннее покаяние.
Духовное воспитание должно начинаться буквально с первых дней жизни ребенка. Мать, носящая в себе ребенка, должна жить духовной жизнью, чтобы благодаря этому и ребенок приобщался к Богу.
К числу средств духовного воспитания отец Иоанн относит: участие в жизни Церкви, совершение церковных таинств (покаяние, причащение), личное молитвенное делание, пост, христианское отношение к окружающим людям и внешнему миру, внешней природе, соблюдение христианских норм нравственности. Важнейшим средством христианского воспитания является пример родителей. Очень важна дисциплина. Отец Иоанн приводит слова Тихона Задонского о том, что детский возраст схож с молодым деревом, которое должно быть приведено к опоре, и тогда никакие бури «не исторгнут его из земли». Рассматривая поощрение и наказание, отец Иоанн указывает, что наказание столь же важно, как и поощрение. И если нет других средств, чтобы вразумить неисправного ребенка, необхо -димо прибегать к наказанию: «Детей неисправных должно наказывать родителям». При этом важно, чтобы и поощрение, и наказание действительно соответствовали бы поступкам детей и их состоянию.
Очень важное место в педагогической концепции отца Иоанна отводится влиянию общества на воспитание. Общество должно быть воспитывающим, а для этого оно должно быть христианским. Такое общество сможет облаго -
родить мир. При этом отец Иоанн постоянно указывает на важность роли Церкви, которая «воспитывает и взращивает народ».
Большое значение имеет учение отца Иоанна о педагогическом служении и деятельности священника, их содержании и формах. Учительство составляет самую первую обязанность христианского пастыря, как это видно из примера и учения как самого Иисуса Христа, так и апостолов. Пастырь выступает как нравственный руководитель и воспитатель. Иисус Христос есть высочайший образец учительства. Он беспримерный и единственный в мире Учитель веры и знания, любви и жизни и не только словом своим, но самим делом и подвигом, чему должен следовать священник.
Пастырь в православном понимании выступает как нравственный руководитель и воспитатель. По мысли отца Иоанна, пастырь есть духовный архитектор, строитель и созидатель душ.
Отец Иоанн выделяет следующие обязанности священника: 1) учительство - распространение евангельского учения; 2) священнослужение -усвоение верующим заслуг Искупителя; 3) духовное руководство - нравственное усовершенствование христиан. Таким образом, право учительства обязывает самого пастыря быть всесторонне образованным человеком: иметь глубокие познания учения Христова, иметь представление об основных положениях современной науки, хорошо изучить психологию человека, чтобы он мог просветить каждого, вразумить и направить в духовной жизни на истинный путь.
Раскрывая суть учительской деятельности Спасителя, показывая, что главным в его учительской деятельности было приведение людей к Богу, для чего требовалось нравственное преображение душ человеческих, отец Иоанн отмечает, что предметом проповеди Христа был почти исключительно нравственный закон. Потому и сам священник должен всю свою жизнь нравственно совершенствоваться и совершенствовать других. В своём труде отец Иоанн на основе посланий апостола Павла раскрывает личные качества истинного пастыря: непорочность, целомудрие (целостность ума, не поврежденного страстями), трезвенность (постоянное внимание к своим мыслям и чувствам), беспорочность в семейной жизни и хорошее устройство семьи, честность, благоговейность (в том числе и в одежде, во всем внешнем виде).
Помимо положительных качеств священника, отец Иоанн охарактеризовал и те качества, которые не должен иметь священник: гордость, зависть, сребролюбие, тщеславие и т. д. Словом, пастырь должен быть свободен «от власти мира, плоти и дьявола».
Однако какими бы личными человеческими и пастырскими качествами не обладал священник, он никогда не должен забывать, что успехом в своей деятельности он больше всего обязан не себе, а Богу
Большое значение для педагогики имеет учение отца Иоанна о духовном и душевном пастырствах, различие между которыми
заключается не только в личных качествах пастырей, но в самом характере их деятельности. Если духовный пастырь ведет человека к Богу, и ведет его с помощью Божией, то душевный пастырь служит себе, а не Богу, исполняет форму, не имея духа пастырского. Духовный пастырь старается воздействовать на людей истиной Слова Божия, а душевный -произвести впечатление на пасомых своей личностью. Это накладывает печать и на облик священнослужителя: духовный - возрастая внутренне, действует на верующих благодатью Духа Святого, ведя каждого пасомого к Богу, спасая его; душевный же, заботясь о внешнем, стремится покорить паству внешними средствами. Результаты служения таких священников противоположны: если духовный (добрый) пастырь приводит к Богу и спасению в жизни земной и вечной, то в душевном пастыре (наемнике) паства разочаровывается.
Отец Иоанн подчеркивал, что когда душевным пастырем овладевает дух неблагоговения и отсутствия страха Божия к святыне, то этот дух выражается в беспорядочности слов и действий. Отец Иоанн убедительно показывает, что священник может привести пасомых к Богу только тогда, когда вся его жизнь посвящена служению Богу и ближнему, когда он является человеком высокой духовной и нравственной жизни, в нем сформированы лучшие духовно-нравственные качества и искоренены духовные несовершенства. В деятельности учителя также очень важен его личный пример как наставника. Поскольку и священник, и учитель должны являться образцом, им необходимо постоянное духовно-нравственное совершенствование. Учитель только в том случае сможет успешно воспитывать ученика, когда в нем самом сформированы те качества, которые он хочет воспитать в своем воспитаннике, и в нем самом не будет тех недостатков, которые он хочет преодолеть в своем воспитаннике.
Принципиальное значение для понимания деятельности учителя имеет взгляд отца Иоанна на различие между душевным и духовным священнослужителем, поскольку и в среде учителей есть два типа учителя: педагог, чья деятельность направлена на служение ученику, и учитель, ко -торый стремится утвердить прежде всего самого себя. При этом для учителя крайне важно обрести понимание предназначения, данного Богом. Истинный педагог всегда помнит, что он Богом поставленный на служение человек, перед которым он ответит за каждую детскую душу.
Теория пастырства, пастырской подготовки и пастырского служения дает многое для понимания сущности и предназначения педагогической деятельности, поиска путей ее совершенствования, начиная с этапа подготовки к ней, поскольку пастырская подготовка к служению включает в себя не только образование, но и постоянное личное духовно-нравственное совершенствование. Создание аналогичной системы в профессиональной подготовке учителя имеет, на наш взгляд, большое значение, так как позволяет целенаправленно формировать учителя духовно и нравственно.
Не меньшее значение для современной теории воспитания имеет исследование педагогики старчества. В целом ряде своих трудов на материале жизни выдающихся старцев - святителя Тихона Задонского, оптинских старцев, глинских старцев, - отец Иоанн раскрыл сущность старчества и педагогического служения старцев.
Старец - духовный руководитель, человек, получивший дар пророчества, которому дано возвещать волю Божию. Такие люди посылаются Богом человечеству в особенно сложные периоды жизни для укрепления православной веры. Старец снискал дары Божии: рассуждения, предвидения, прозрения, исцеления и др. Его внутреннему взору все открыто, благодаря этому старец ведет своего ученика к Богу.
Важнейшей характеристикой старческого руководства является то, что старец воспитывает с помощью Божией. Он руководит и воспитывает свое духовное чадо по воле Божией, молясь Богу о том, чтобы он устроил жизнь его воспитанника. Старец определяет земную жизнь человека, подсказывая выбор профессии, выбор монашеской или семейной жизни и т. д. И это объясняется тем, что старец, видя духовное состояние человека, способен предвидеть и его правильный жизненный путь.
Специфические черты старчества: откровение помыслов, внимание и борьба с помыслами (отсечение помыслов), безусловное послушание, молитва как средство внутреннего единения с духовными детьми, всестороннее попечение о жизни пасомых.
Отец Иоанн, будучи старцем, учил своих воспитанников непрестанно работать «над сердцем и умом».
Работа над умом прежде всего начиналась со внимания к своему внутреннему состоянию. «Будь внимателен!» - именно такое наставление давал старец своим ученикам. Сначала человек должен научиться следить за своими мыслями, чувствами, желаниями, научиться сознавать их и открывать духовному руководителю.
По мнению отца Иоанна, откровение помыслов искореняет зло и предупреждает от злых поступков, ведь получая ответ старца на каждое движение своей души, воспитанник постепенно учится различать добро и зло. Кроме того, открытие греховных мыслей, желаний духовнику удерживает от неправильных поступков. Так зло пресекается в самом зародыше. Образование ума заключалось и в хранении памяти. Память человека после грехопадения имеет свойство хранить злые воспоминания и быстро забывать все доброе, поэтому задача руководителя - научить ученика хранить добрые воспоминания и так направлять свой ум к добру.
Отец Иоанн учит, что благодаря всестороннему образованию человек сможет легко разобраться в различных сложных вопросах. По мысли отца Иоанна, всестороннее образование открывает более широкие возможности для служения ближним, своему отечеству, государству. Многие ученики отца Иоанна имели высшее образование, защищали кандидатские и докторские
диссертации. Сам отец Иоанн давал исчерпывающие квалифицированные советы своим ученикам в самых разных областях деятельности (педагогике, экономике, строительстве, искусствоведении, медицине и т. д.).
Отец Иоанн воспитывал в людях умение различать свои плохие и добрые желания и направлять свою волю в сторону добра. Человек наделен Богом свободой воли, поэтому от него самого, по мысли отца Иоанна, зависит выбор добра и зла. Старец учил не жить по своей воле, а подчинять ее воле духовного руководителя (иначе «волю Божию не узнаешь»). Отец Иоанн указывает средства, которые делают волю твердой и направляют человека к богоугодным делам.
Отец Иоанн учит, что добрые и злые дела начинаются в сердце, которое может быть заполнено чем-либо одним, поэтому человек прежде всего должен исправлять сердце, изгонять из него пороки. Более того, отец Иоанн в своей практической педагогической деятельности показывает, что вся сила христианской жизни состоит в исправлении сердца.
По мысли отца Иоанна, самым лучшим средством воздействия учителя на человека является личная жизнь наставника. В своей пастырской деятельности отец Иоанн прежде всего учил примером своей высоко -нравственной жизни. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, отец Иоанн - «величайшая личность», к которой «люди обращались и обращаются доныне как к источнику спасения». Отец Иоанн указывал, что могучая действенность примера обнаруживается и отрицательным образом, путем влияния дурных примеров, семя которых даже гораздо сильнее примеров добрых. Поэтому важным моментом в воспитательной практике отца Иоанна было ограждение от вредных примеров, соблазнов (вредных книг, телевидения, общения с людьми непримерного поведения и т. п.). Старец учил ограждать чувства (указывал: «уши, глаза, язык»).
Одним из методов воспитания было приучение к незамедлительному исправлению. «Начинай с сегодняшнего дня», - учил отец Иоанн. Ученики проникались сознанием необходимости не откладывать работу над своим сердцем и умом, быстро исполнять советы духовного руководителя. Жизнеописание отца Иоанна раскрывает его многогранную деятельность в различных областях жизни. И энергичными, деятельными, приносящиеми реальную пользу окружающим, обществу, Родине становились его ученики. На вопрос: «Как служить ближним, чтобы исполнить заповедь?», отец Иоанн отвечал: «Трудись честно, неленостно на работе, исполняй свой долг перед Родиной - вот и послужишь».
Важнейшим педагогическим правилом отца Иоанна было указание на то, что в процессе воспитания мелочей нет. Старец учил человека, каким должен быть его внешний вид (в том числе одежда, прическа, походка), чтобы он способствовал формированию нравственных качеств самого ученика и его окружающих, как он должен вести себя в семье («будь не в тягость, а в
радость»), на работе, в храме, как питаться, какой позволять себе отдых, в чем и как нужно себя ограничивать, а также многому другому (причем совет старца в каждом конкретном случае был очень индивидуальным).
Результатом его педагогической деятельности (в случае послушания учеников) являлось формирование цельных, всесторонне образованных личностей, способных действительно служить Богу и ближнему.
Анализ педагогического наследия схиархимандрита Иоанна (Маслова) будет неполным без осмысления основных направлений использования его трудов в практике современного воспитания и в педагогической науке. Обращению педагогической и научной общественности к наследию отца Иоанна способствовало издание его многочисленных работ в 90-е гг. XX в. Эта работа приобрела систематический характер после создания 6 декабря 1996 г. историко - патриотического общества «Наследники Александра Невского». Инициаторами создания общества были простые граждане России, из числа тех, кто стремится воспитать в подрастающем поколении высокие нравственные принципы, такие, как любовь к Родине, к людям, к труду, уважение к старшим, почитание истории своей страны, предков.
В настоящее время активно работают региональные отделения общества во многих областях России, и количество их неуклонно растет. Члены общества «Наследники Александра Невского» решают такие благородные насущные задачи, как активное содействие государственным органам и учреждениям в деле укрепления национальных духовных устоев и территориальной целостности России. Отделения общества установили прочные деловые связи с армией и флотом. Общество постоянно принимает участие в мероприятиях, связанных со знаменательными датами истории наших Вооруженных сил.
Между обществом и Министерством образования РФ было заключено соглашение о сотрудничестве. Тысячи школьников, студентов, преподавателей вузов, техникумов, училищ, колледжей являются членами общества.
Историко-патриотическим обществом «Наследники Александра Невского» проводится большая совместная работа по духовно-нравственному воспитанию и с региональными управлениями образованием Курской, Псковской, Костромской, Липецкой, Рязанской, Иркутской, Орловской и других областей. Столь же активно общество сотрудничает и с органами образования Беларуси, Украины, Болгарии, Грузии.
В течение прошедших лет члены общества провели ряд конференций по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи в десятках городов России, Украины и Белоруссии.
Вот уже седьмой год общество при активной поддержке Правительства РФ и Московской Патриархии проводит Всероссийские духовно-просветительские форумы «Глинские чтения», которые направлены на объединение
усилий семьи, школы, общества, Церкви и государства в решении задач духовно-нравственного возрождения России. Участники этого форума в 1999 г. организовали Союз православных педагогов России.
Успешно прошли организованные обществом конкурсы литературных работ (сочинений) школьников на тему: «Моя родословная» (1997), «Защитники Земли Русской» (1998), «Подарок защитнику Отечества» (1999), «Моя малая Родина» (2000).
Важнейшее направление работы общества - внедрение в практику трудов отца Иоанна, других подвижников Глинской пустыни. Сегодня труды отца Иоанна (Маслова), святоотеческие творения и наследие выдающихся просветителей - глинских старцев широко и плодотворно используются в общеобразовательных и специальных учебных заведениях субъектов Российской Федерации.
Общество «Наследники Александра Невского» принимает активное участие в проведении всероссийских молодежных форумов: Всероссийского съезда молодежных организаций, съезда молодежных православных организаций. В рамках «Глинских чтений» постоянно работает молодежная секция. Активное участие принимали юные члены общества в проведении Всероссийской конференции «Нравственная экономика». При Обществе со дня его основания работает Клуб кавалеров ордена Александра Невского.
В связи с высокой востребованностью обществом православной педагогики необходима система переподготовки преподавателей для реализации задач духовного воспитания. В настоящее время Московская педагогическая академия, патриотическое общество «Наследники Александра Невского» начинают проводить переподготовку педагогов на основе православного педагогического наследия, в том числе трудов отца Иоанна.
Теоретико - богословские труды схиархимандрита Иоанна нашли широкое применение в развитии ряда наук: психологии, что объясняется тем, что его книги посвящены изучению духовного мира человека, который только в последние годы стал предметом серьезного изучения российской психо -лого-педагогической науки; педагогики, поскольку они открывают возможность решения многих фундаментальных проблем воспитания и образования, в том числе - определения стратегических направлений развития современного образования, выбора целей воспитания и образования на основе главной цели - вечной жизни человека.
Особое значение труды отца Иоанна имеют для разработки теории содержания гуманитарных предметов, методик обучения и воспитания, построенных на духовных началах. Они дают возможность по-новому осмыслить и выстроить цели, содержание и методы преподавания и изучения литературы, русского языка, истории и других предметов. Теоретико -богословские труды отца Иоанна помогают формированию правильных отношений между учителем и учеником. Очень важны они и для истории педагогики, так как служат сохранению самой православной педагогиче-
ской мысли (что дает возможность понимания истории русского воспитания) и в то же время способствуют восстанавлению истории православного (в том числе монастырского) воспитания. Схиархимандрит Иоанн раскрывает сущность педагогических воззрений святителя Тихона Задонского, игумена Филарета (Данилевского), преподобного Амвросия Оптинского, глинских старцев и др., которые не только изучали духовную жизнь, но и реализовали систему предложенных ими идей в своей жизни и уже затем -в практике духовного руководства.
В школы России были переданы десятки тысяч книг схиархимандрита Иоанна (Маслова). Книги используются в преподавании различных общих и специальных дисциплин, особенно гуманитарных.
Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) являются важнейшим средством современного духовно-нравственного воспитания. По отзывам учителей-практиков, они дают целостную систему духовно-нравственных понятий, формируют в учениках высшие нравственные идеалы и ценности.
Следует сказать, что под руководством автора идет эксперимент по использованию в педагогическом процессе книг отца Иоанна. Результаты этой работы нашли отражение в ряде публикаций.
Педагогическое учение отца Иоанна включает в себя наставления о непрерывном духовно-нравственном совершенствовании (целожизненный подвиг). Именно в христианстве идея духовно-нравственного совершенствования получила наиболее глубокое развитие, потому что только христианство требует от человека постоянного усилия по совершенствованию своей природы.
Существенный вклад отца Иоанна в современную педагогику состоит в том, что его теоретико - педагогические труды раскрывают историческую ретроспективу учений выдающихся православных педагогов-нравоучите-лей и приблизили историю православной педагогики к нашим дням. Так, в своей «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» отец Иоанн дал более доступное для понимания современными учеными и учителями-практиками прочтение нравоучительных сочинений святителя.
Значение православной педагогики состоит в том, что она, отражая истинное понимание воспитания, соответствующее русской святоотеческой традиции, дает возможность качественно нового осмысления и решения современных проблем воспитания. Православная педагогика восстанавливает преемственность с традиционными ценностями русского православного воспитания. Она способствует формированию у учителя традиционного православного педагогического мировоззрения. Православная педагогика определяет совокупность основополагающих принципов, составляющих фундамент, на котором строится разработка целей и стратегии воспитания подрастающего поколения.
Православное воспитание строится на положении о том, что, живя в этом
мире, человек должен развить все свои духовные силы, направить их к бо-гоуподоблению, быть в постоянном общении с Богом, прославлять его премудрость, святость и милосердие. В этом состоит смысл и цель жизни человека. Исходя из этой цели, выстраивается иерархия более частных целей и задач, направленных на решение конкретных, «земных» целей воспитания.
Цель православного воспитания обусловливает его подход к формированию направленности личности: на служение Богу, Отечеству, ближнему.
В православной педагогике безусловным приоритетом является духовнонравственное воспитание, которое пронизывает весь образовательный процесс и служит основой для формирования православного мировоззрения. В духовно-нравственном воспитании православие на первое место выдвигает жизнь в соответствии с христианскими заповедями, при этом задача состоит в том, чтобы не только раскрыть ученику неизменные нравственные нормы и принципы, но и научить ребенка исполнять их повседневно в своей жизни.
В настоящее время со всей очевидностью встает проблема наполнения школьного образования и воспитания православным содержанием на разных уровнях: на уровне школы (образовательная, воспитательная программы, учебный план), на уровне учебного предмета, на уровне учебного занятия и на уровне конкретного воспитательного дела. В связи с этим необходимо внести изменения в нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательных учреждений, в соответствующее программно-методическое, информационное и кадровое обеспечение образования как на федеральном, региональном, муниципальном уровне, так и на уровне самого образовательного учреждения.
УДК 371
Е. Г. Врублевская УЧИТЕЛЬ НА ПУТИ К СМЫСЛАМ ЧЕЛОВЕКООБРАЗОВАНИЯ
В современном российском обществе ярко проявляется не снижающаяся социальная неудовлетворенность «продуктом» образования - человеком, «получившим» образование. В том числе особо поражает его низкий общекультурный уровень, личностная нестабильность, недостаточная жизне-устойчивость, что обусловливает неспособность к полноценному социально-ценному взаимодействию с окружающей действительностью в самостоятельной жизни. Отмечается быстрая утрата обретенного в образовании и нестабильность личностных смыслов образования как образа жизни, закрепление у новых поколений обучающихся установки на образование, ско -