Научная статья на тему 'Православная Церковь в общественно-политических, духовных и социальных процессах Белого Омска (июнь 1918 - ноябрь 1919)'

Православная Церковь в общественно-политических, духовных и социальных процессах Белого Омска (июнь 1918 - ноябрь 1919) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
295
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / БЕЛЫЙ ОМСК / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сизов Сергей Григорьевич

В статье исследована роль православной Церкви в общественно-политических, духовных и социальных процессах Белого Омска (июнь 1918 ноябрь 1919). Выделены основные направления этой деятельности: легитимация власти, пропагандистская поддержка, помощь Белой армии, помощь раненым и увечным воинам, помощь сиротам,. укрепление духовно-нравственного состояния общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православная Церковь в общественно-политических, духовных и социальных процессах Белого Омска (июнь 1918 - ноябрь 1919)»

УДК 947 (571.1)

С V». П

О ТУ

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ, ДУХОВНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ БЕЛОГО ОМСКА (ИЮНЬ 1918 - НОЯБРЬ 1919)1

№ 1, 2017 (2)

Сизов Сергей Григорьевич, доктор исторических наук, профессор, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, доцент

Аннотация. В статье исследована роль православной Церкви в общественно-политических, духовных и социальных процессах Белого Омска (июнь 1918 - ноябрь 1919). Выделены основные направления этой деятельности: легитимация власти, пропагандистская поддержка, помощь Белой армии, помощь раненым и увечным воинам, помощь сиротам, . укрепление духовно-нравственного состояния общества. Ключевые слова: Православная Церковь, Белый Омск, Гражданская война, контрреволюция, духовная жизнь

THE ORTHODOX CHURCH IN THE SOCIO-POLITICAL, SPIRITUAL, AND SOCIAL PROCESSES OF WHITE OMSK (JUNE 1918 - NOVEMBER 1919)

Abstract. In article the role of orthodox Church in social and political, spiritual and social processes of White Omsk is investigated (June, 1918 - November, 1919). The main directions of this activity are allocated: legitimation of the power, propaganda support, help to White army, help to wounded and crippled soldiers, help to orphans. strengthening of a spiritual and moral condition of society.

Key words: Orthodox Church, White Omsk, Civil war, counter-revolution, spiritual life

ахват в России власти большевиками в октябре 1917 года вызвал опреде-"■"I ленное беспокойство Церкви, но некоторое время Церковь занимала выжидательную позицию [1]. Православное духовенство еще не вполне оправилось от стремительного краха монархической власти, резко изменившего все положение в стране не только в политической, но и духовной жизни общества. Знаменитая идеологическая формула «Православие. Самодержавие. Народность», как и триединый лозунг «За веру, Царя и Отечество», после падения монархии нуждались в изменении. Некоторые архиереи расценивали начавшееся после Февраля время как «междуцарствие», надеясь, что Учредительное Собрание может вернуть России новую монархию. Октябрьский переворот большевиков - откровенных безбожников и радикалов - и разгон ими Учредительного собрания не могли не вызвать серьезных опасений православного духовенства.

Большим положительным фактором для Церкви стало то, что в ней к этому времени уже было восстановлено единоначалие и независимость от светской власти:

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Проект № 17-81-01006 «Белая столица России»: повседневная жизнь Омска (июнь 1918

- ноябрь 1919 гг.)».

проведен Всероссийский поместный собор и состоялись выборы Патриарха. Антицерковные действия большевиков в начале 1918 г. полностью подтвердили самые худшие предположения православных церковнослужителей и мирян: повсеместное закрытие духовных учебных заведений, запрет преподавания Закона Божьего в школах, изъятие материальных ценностей, преследование и казни духовенства. Патриарх Тихон объявил анафему тем, кто участвовал в насилиях и грабежах, призвал верующих противостоять этому [2], что вызвало озлобление большевистских вождей и обвинения главы РПЦ в контрреволюции.

В Омске на призыв Патриарха откликнулись православные верующие во главе с архиепископом Сильвестром. 4 (17) февраля 1918 г. состоялся крестный ход, в котором участвовали все городские приходы. Шествуя по улицам города, грандиозный крестный ход останавливался у каждого храма, епископ служил молебен, а затем обращался к народу с увещевательным словом, призывая хранить православную веру и защищать храмы, которым при наступающем порядке стало грозить разорение [3].

После падения власти большевиков в Сибири в июне 1918 г. стали создаваться начальствующие церковные органы. Первым было образовано Сибирское Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ). В ноябре 1918 г. в Томске состоялось Сибирское церковное совещание, в котором участвовали 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на этой территории, не подконтрольной советской власти и занятой впоследствии войсками адмирала А.В. Колчака.

В обращении к пастве участников совещания отсутствовали политические оценки положения в стране, а сам созыв совещания объяснялся тем, что вследствие Гражданской войны «Сибирь и весь восток православной России оказался отрезанным от Москвы и пребывающих в ней Всероссийского святейшего патриарха и при нем Высшего церковного управления. Прекращение общения со святейшим патриархом для нас началось с мая месяца настоящего года и неизвестно, когда оно может быть восстановлено...» Исходя из необходимости организации и регулирования церковной жизни на этих территориях, отрезанных от высшей церковной власти, совещание образовало ВВЦУ во главе с архиепископом Омским Сильвестром (Ольшанским). Руководящее ядро в ВВЦУ Сибири помимо председателя составляли: епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), архиепископ Симбирский Вениамин и профессор П.А. Прокопьев.

Совещание также постановило, что ВВЦУ «учреждается впредь до соединения и восстановления отношений с патриархом», которому оно обязано дать отчет по прекращении своей деятельности. Окончательно же ВВЦУ было оформлено лишь на Сибирском Поместном Соборе, состоявшемся в Омске после Колчаковского переворота, когда было свергнуто правительство «демократической контрреволюции».

По настоянию Верховного правителя Сибири адмирала А.В. Колчака местонахождение ВВЦУ было определено в Омске. ВВЦУ должно было взаимодействовать с правительством через «министра исповеданий», которому вменялось в обязанность «направлять деятельность ВВЦУ». Адмирал А.В. Колчак полагал, что Православная Церковь, соединенная с авторитарной системой власти, близкой настроениям русского крестьянства, поможет ему стабилизировать и контролировать политическую ситуацию в Сибири, а идея защиты православия и исконных духовных националь-

,революция и гражданская война в россии: осмысление столетия

Сизов Сергей Григорьевич «Православная Церковь в общественно-политических, духовных и социальных процессах Белого Омска (июнь 1918 - ноябрь 1919)»

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

С

но-патриотических традиций может привлечь на его сторону всю нацию. В связи с этим он говорил: «Ослабла духовная сила солдат. Политические лозунги, идеи Учредительного собрания и неделимой России больше не действуют. Гораздо понятнее борьба за веру, а это может сделать только религия» [4].

После окончания Томского соборного совещания постановлением Совета министров от 27 декабря 1918 г. было составлено положение о Главном управлении по делам вероисповеданий. Создание этого управления расценивается как реакция светской власти на появление централизованного церковного органа, с которым необходимо было установить рабочее взаимодействие. Согласно положению, Главное управление становилось высшим органом, через который осуществлялись мероприятия правительства в области отношений с существующими вероисповеданиями [5].

Православное духовенство активно включилось в общественно-политическую, социальную и духовную жизнь Белой Сибири. Назовем основные направления этой деятельности.

1. Признание легитимности существующих «белых» правительств. Духовенство оказывало полную поддержку как «демократической контрреволюции», так и (в еще большей степени) правительству адмирала А.В. Колчака. Проходивший в апреле 1919 г. в Омске Собор духовенства Сибири, предал анафеме руководителей большевистской партии и постановил в каждом богослужении поминать А.В. Колчака как «Верховного правителя». Одновременно духовенство на протяжении всего периода истории белой власти поддерживало антибольшевистскую и антипартизанскую борьбу властей.

Следует сказать, что государство в свою очередь также активно поддерживало ВВЦУ, видя в нем одно из духовных оснований существующей власти. Можно согласиться с мнением Д. В. Олихова по поводу этого взаимодействия. «Признание ВВЦУ Сибири высшим представительным органом православной церкви и принятие расходов по его содержанию, придание уставам церковных епархиальных и приходских структур статуса государственных законов, материальное содержание духовенства, в том числе и беженцев духовного звания - все указанные меры говорят о глубоком осознании государством и церковью своей роли во взаимных отношениях в сложное время вооруженной борьбы и взаимном стремлении к строительству новой России, хотя и как светского государства, но осознающего определяющую роль церкви в жизни людей» [6].

В Белом Омске сложилась своеобразная «симфония» власти и Церкви. Обе стороны понимали важность этого взаимодействия. Характерным примером были богослужения за Верховного Правителя. Такая служба была, например, 25 ноября ст. ст. 1918 года, т.е. спустя менее месяца после переворота, приведшего А.В. Колчака к абсолютной власти. Как писали газеты, «в Успенском соборе была отслужена литургия и молебен о ниспослании Божьей помощи в трудах Верховного Правителя и перед началом деятельности Высшего Церковного управления. В служении участвовали Архиепископ Омский Сильвестр, Архиепископ Симбирский Вениамин, Епископ Самарский Михаил, Епископ Семипалатинский Киприян и отцы-настоятели городских церквей». Обращает на себя внимание и следующий эпизод. «Перед началом молебствования Архиепископ Сильвестр сказал слово о значении единоначальной власти как в государстве, так и в церкви. Молитвы читались о православной власти.

№ 1, 2017 (2)

На богослужении присутствовал Верховный Правитель адмирал Колчак, члены Совета Министров и множество военных и гражданских чинов» [7].

В свою очередь правительство Колчака искало возможность предоставить дополнительные материальные льготы православной Церкви. Так, например, Главное Управление Налогов и Сборов в мае 1919 года подготовило законопроект об освобождении от акцизов виноградных вин, приобретаемых церквями и монастырями христианских вероисповеданий [8].

2. Активная идеологическая поддержка «белой власти». Эта деятельность осуществлялась посредством проповеднической деятельности архиепископа Омского Сильвестра (Ольшанского), архиереев других епархий, священников и православных активистов-мирян. Другими формами такой поддержки стало проведение крестных ходов. Среди них наибольший резонанс имел религиозно-патриотический крестный ход 17 (30) марта 1919 года в Омске. Издание агитационной литературы также можно считать частью этого направления работы Церкви. Издательскую деятельность вели общества «Святителя Гермогена», «Святого Креста» и местные епархиальные братства. В Омске выходили военно-патриотический журнал «За Русь Святую» и издание ВВЦУ «Сибирский благовестник».

3. Помощь белой армии, воюющей на фронте. Эта помощь осуществлялась по разным каналам. Самой заметной формой этого участия было направление на фронт военных священников и проповедников. Из 3,5 тыс. священнослужителей, находившихся на территории, занятой войсками адмирала А. В. Колчака, около 2 тыс. человек составляло военное духовенство, бывшее в его армии [9]. Позднее православное духовенство сыграло центральную роль в формировании военных добровольческих дружин Святого Креста [10]. Создание Дружин Святого Креста напрямую связано с приходом в августе 1919 года на должность командующего Восточным фронтом генерала М. К. Дитерихса. Именно он провозгласил Крестовый поход против большевизма. Священники занимали важное место в комитетах помощи армии. Во всех крупных акциях по сбору денежных средств для армии они принимали самое активное участие [11].

4. Помощь раненым и увечным воинам, находящимся в тылу.

Православная Церковь активно участвовала в помощи раненым воинам и в Архиерейском доме в Омске Союзом православных приходов был открыт лазарет для больных и раненых воинов. В связи с чем Союз обращался за помощью к состоятельным людям города с просьбой взять на себя оборудование и содержание одной или нескольких кроватей в открываемом лазарете [12].

5. Помощь детям-сиротам, в том числе тем, кто потерял своих близких на войне.

Собирались деньги разными благотворителями и для детских приютов. В феврале 1919 года Союз женщин-христианок г. Омска благодарил фирму «Караван» за собранные и переданные в правление Союза 6 тыс. руб. для детского приюта. Эти деньги должны были помочь продержаться приюту несколько месяцев [13]. В свою очередь оставшийся безымянный генерального штаба полковник, «Председатель при Омском военном Воскресенском соборе братства по попечению о детях-сиротах» благодарил совет съездов торговли и промышленности. Уже упоминавшееся товарищество «Караван» смогло собрать на нужды сиротского приюта на этом съезде двадцать тысяч рублей [14].

6. Укрепление духовно-нравственного состояния общества.

.революция и гражданская война в россии: осмысление столетия

Сизов Сергей Григорьевич «Православная Церковь в общественно-политических, духовных и социальных процессах Белого Омска (июнь 1918 - ноябрь 1919)»

№ 1, 2017 (2)

Православная Церковь играла большую роль в деле сохранения национальных и духовно-нравственных ценностей общества. В условиях, когда многие социальные институты оказались разрушены, когда некоторые жители России разочаровались в прежних политических и духовных авторитетах, наличие такой духовной организованной силы, как Церковь имело большое значение для поддержания правопорядка, воспитания подрастающего поколения, для противостояния маргинализации и разложению общества.

В статье «Голос Церкви» автор, укрывшийся под псевдонимом К-Ович, пишет: «В тот момент, когда происходит страшное крушение всех ценностей русского духа и русской культуры и когда Россия день за днем становится легкой добычей врагов, поспешно рвущих ее на части, невольно возникает вопрос:

- Что же может спасти нас и чем мы, теперь ослабевшие, жалкие своим бессилием, поднимем унылый дух, чтобы опять загореться ярким пылающим в нем самоотверженной жертвой за свою родную землю?

Где тот яркий, светлый луч, который должен внести теплую христиански облагораживающую струю в грозную суматоху и кровавую нелепицу наших дней?

Кто в состоянии обновить нравственно общество, явить силу, свет и Любовь Бо-жию?

Кто же другой может явить эти сокровища, если не православная Церковь христова?»

И далее автор рассматривает вопросы, которые являются для Церкви наиболее важными. «Задача церкви, - пишет публицист, - должна заключаться в том, чтобы с одной стороны парализовать влияние проповеди злобы и неверия, а с другой, распространяя религиозно-нравственную литературу, христианизировать жизнь народа постоянными уроками христианской веры и жизни, углубляя понимание христианства, как целостного мировоззрения и жизненастроения» [15]. Задача эта была отнюдь не простой, поскольку в предшествующие годы и сам авторитет Церкви либеральной и социалистической критики был поколеблен. Предстояло восстановить на новом этапе взаимодействие Церкви и общественности, но за такой короткий срок (чуть более года существования Белого Омска) сделать это было невозможно.

Таким образом, Православная Церковь занимала важное место в политической и духовной жизни Белого Омска. Поддержка ею «белых» правительств способствовала легитимации существующей власти, укреплению правопорядка, духовно-нравственных ценностей. Церковь играла заметную роль в помощи белой армии, прежде всего через систему военного духовенства, пропагандисткой деятельности, сбору материальных средств, оказанию помощи раненым и увечным воинам. Заметна роль православного духовенства и мирян в благотворительной деятельности, в том числе, в организации детских приютов, помощи сиротам.

Библиографический список:

1. Петров С. Н. Отношение Православной Российской Церкви к большевикам в 1917-1918 гг. в современной историографии // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 31-43. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pstgu.ru/download/1437082470.3_petrov_31-43.pdf (дата обращения: 12.02.2017)

^Л^бУ^Л^ 69 1(5

■^революция и гражданская война в россии: осмысление столетия

Сизов Сергей Григорьевич «Православная Церковь в общественно-политических, духовных и социальных процессах Белого Омска (июнь 1918 - ноябрь 1919)»

2. Послание святейшего патриарха Тихона от 19 января 1918 (с анафемой безбожникам) [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://azbyka.ru/otechnik/ tihon_belavin/poslanie-patriarha-tihona-s-anafemoj-bezbozhnikam (дата обращения: 11.01.2017)

3. Сизов С.Г. Крестные ходы в Омске в 1918 - 1919 гг. как способ выражения гражданской позиции Церкви в условиях российской смуты / С. Г. Сизов // Вестник Омской православной духовной семинарии. - 2016. - Вып. 1. - С. 124-128

4. Черкасов-Георгиевский В. История Русской Православной Церкви за границей: 1917 - 1923 годы // [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://simvol-veri.ru/xp/istoriya-russkoie-pravoslavnoie-cerkvi-zagraniceie-1917-%E2%80%93-1923-godi.html (дата обращения: 12.02.2017)

5. Олихов Д.В. Создание и деятельность Временного Высшего Церковного Управления Сибири (1918-1920 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. 07.00.02. - Отечественная история. - Омск, 2014. - С.17.

6. Олихов Д.В. Взаимодействие светской и церковной власти на примере главного управления по делам вероисповеданий правительства А.В. Колчака и Временного высшего церковного управления Сибири // Вестник Омского университета. - 2013. -№ 1 (67). - С. 156.

7. Торжественное богослужение // Сибирская речь. 1918. №99. 10 декабря. С.3.

8. В Министерстве Финансов // Русская армия. 1919. № 99. 14 мая. С.3.

9. Монах Вениамин (Гомартели). Летопись церковных событий. 1919 год // [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/01/17/ letopis_cerkovnyh_sobytij_1919_god (дата обращения: 12.02.2017)

10. Сизов С.Г. Формирование добровольческих дружин Святого Креста в Белом Омске в 1919 году / С. Г. Сизов // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее [Электронный ресурс] : материалы II Международной научно-практической конференции (г. Омск, 25 апреля 2016 г.). - Электрон. дан. - Омск : СибАДИ, 2016. С. 1010 - 1015. - Режим доступа: http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=435155&show_ refs=1&pubrole=100 , (дата обращения: 12.02.2017)

11. К.В. Благой пример // Русская армия. - 1919. - №100. 15 мая. - С. 4.

12. Просим откликнуться // Сибирский казак. - 1919. - №50. 3 ноября. - С. 4.

13. Хроника. Благодарность // Наша Заря. - 1919. - № 44. 27 февраля. - С. 4.

14. Письмо в редакцию // Заря. - 1919. - № 42. 25 февраля. - С.3.

15. К-Ович. Голос Церкви // Русская армия. - 1919. - № 105, 21 мая. - С. 2.

16. Андрей, Епископ Уфимский Голос Церкви и голос духовенства // Русская армия. - 1919. - № 111, 29 мая. - С. 2.

&70 ^OT^W^W^fe?^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.