ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2016. № 2
А.Г. Зоитакис
(кандидат ист. наук, доцент кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ГРЕЦИИ В ПЕРИОД НАЦИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ
В статье рассматривается участие в сопротивлении нацистам Элладской Православной Церкви. Во времена Османского владычества (1453—1821) и Национально-освободительного восстания (1821—1830) греческий народ связывал с Церковью свои надежды на сохранение веры, культуры и национальной идентичности. В рассматриваемый период деятельность Афинских архиепископов, священноначалия и клира помогла грекам пережить оккупацию, организовать партизанское движение и приблизить национальное освобождение. Предметом рассмотрения также стал коллаборационизм в церковной среде и гонения на Церковь со стороны оккупационных властей.
Ключевые слова: Элладская Православная Церковь, греческое движение Сопротивления, партизанское движение в Греции, Афон.
ТИе article examines the response of the Church of Greece to enemy occupation during the Second World War. Historically, during Ottoman rule (1453— 1821) and the Greek War of Independence (1821—1830), Greek people looked to the Church to help them preserve faith and culture. In some cases, church policy played an important role in the survival of the Greek nation. In the period under consideration, the leadership of Archbishop Damaskinos and Chrysan-thos helped the Greek Church rise to the occasion once more. A minority of the bishops established a close working relationship with the occupiers, but the majority of the clergy joined the active resistance against the Axis. The article also examines the role of the lower clergy in the National Liberation Front (EAM) and various partisan movements. In some cases clerics took actions that could be identified as acts of 'collaboration' and 'resistance' depending on what demanded in that circumstances.
Key words: Greek Orthodox Church, Greek resistance and partisan movement, Mount Athos.
* * *
Вторая мировая война — тяжелая страница в истории греческого народа. Потери в годы немецко-итало-болгарской оккупации составили около десяти процентов от общего населения страны. За один только период «великого голода» 1941—1942 гг. умерло по разным оценкам от 300 до 350 тыс. человек. Поголовной расправе
* Зоитакис Афанасий Георгиевич, тел.: 8 (916) 550-10-74; e-mail: [email protected]
подверглись жители десятков населенных пунктов, значительное число городов и деревень были сожжены оккупантами или пострадали от разрушений.
Отношение захватчиков к Православной Церкви нельзя охарактеризовать однозначно. Попытки выстроить сотрудничество сочетались с проявлениями вандализма и преследованием клира. По мере нарастания движения Сопротивления гонения приобретали всё более масштабный характер. В отношении оккупантов к Церкви и священнослужителям не всегда можно проследить последовательную логику. Так, в области Македония при сожжении населенных пунктов Лехово, Ано и Като Кердилия, Герма (13 апреля 1943 г.), Мосхохори (12 декабря 1943 г.) огню были преданы все дома за исключением храмов1, тогда как в селениях Палеогат-сано и Азоро, городе Сервия (19 августа 1943 г.) были уничтожены в том числе и православные церкви2. В городе Эдесса в огне одновременно погибли кафедральный собор Святых бессребреников, храмы Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Архангелов и святителя Николая3. Со временем оккупанты стали использовать храмы для сожжения неугодных местных жителей4 (подобные действия широко применялись нацистами не только в Греции).
1 nanaevyeviov A. MotpTupsç K^npiKoi MaKsSoviaç — ©pœcqç 1941—1945. A9qva, 1948. S. 22; To AvrapxiKO ЕЛАЕ, ЕДЕЕ, ЕККА. Tô|. 1. A9^va, 1964. S. 289-292; TÇavaKÔpnç B. H aX^0sia yia та KspStiXia. Rati, 86-87 (1982). S. 22-31; 1АУЕ, 1943-1944. KaTO%iK"n Kupépvn^n, 9aK. 2. Tsvucq Еп^юрпа^ No^ap%irov. nsp. Tsv. ДЮ1К. MaKsSoviaç. Tpa9siov Г'. «'EK0saiç», (346) Апр. 1944; Sto iSio. 1943-1944. KaTO%iK"n Kupépvnan. Tpa9siov nproBunoupyou 9aK. 2. 6oç итозф.: Ynoupysiov Еаю-tspiKrov, «AsXtiov Адисп^ошш Kai Su|P6tvt(»v tqç 12-13-YI-44» // Цит. по: Aopôavâç S. Аvтíпolva trov ysp^aviKrov ap%rov Katoxnç atn MaKsSovia (1941-1944). ДlSaкторlK'q SiatpiP^ nou sKnov^0nKs ato T|q|a Iatopiaç Kai Ар^ю^^о^ tou АП©. ©saaaXo-vÎKn, 2002.
2 Д-q^oç Sapavtanôpou. AqiotoXôyio tnç Koivôtntaç АÇюрou. Аи^юу apiB^ôç 732 (Ар10|^ syyрaф^ç 125); ©sôSropoç Лsu08рnç (|iayvnT^i»vn^évn auvévtsu^n). AÇro-poç, 27 Апр. 2001 // Цит. по: Aopôavâç S. Аvтíпolva trov ysp|aviKrov ap%rov Kato%qç атп MaKsSovia (1941-1944). Д^кторис^ SiatpiP^ nou sKnov^0nKs ato T|q|a Iato-piaç Kai Ар^ю^^о^ tou АП©. ©saaalovÎKn, 2002; 1.А.М.М. Ар^ю N. Д8a. Ар. Е1а. 262. Фaк. 5. «Extraits d un rapport sur le voyage d inspection du 17-20 Août 1943 de Mr. Wenger eccompagné de Mme Riadis» // Цит. по: Aopôavâç S. Аvтíпolvа trov ysр|avlкюv aрxюv Katoxnç atn MaKsSovia (1941-1944). ДlSaкторlкq SlaтрlP^ nou sKnov^0nKs ato T|q|a Iat^io^ Kai АрxaloXoyíaç tou АП©. ©saaaXoviKq, 2002.
3 SivomvÀoç N. rïéXXa—'ESsaaa — Rawitaoi—АрS8a. ©saaaXovÎKT|, 1948. S. 90.
4 А0avaaía Прт^а — XaрíкXsla Л8тalou (|xayvnтoфюvn|8vsç auvsvtsû^siç). Koa|àti 18 Ssnt. 1997; Ет8рyюç noXûÇoç — riàvvnç nanaÇ^anç — А0avâaюç nanaÇi]anç (|ayvnтoфюvn|8vsç auvsvtsû^siç). Koa|àti 19 Ssnt. 1997 // Цит. по: Aopôavâç S. Аvтíпolva trov ysр|avlкюv aрxюv Kato%qç atn MaKsSovia (1941-1944). ДlSaктoрlк^ SlaтрlP^ nou sKnov^0nKs ato T|q|a Iaтoрíaç Kai АрxaloXoyíaç tou АП©. ©saaaXoviKn, 2002.
Известны и проявления вандализма. На Крите оккупанты сломали распятие в храме Святого Николая в Галатасе, стреляли по иконам из ружей, перекопали могилы митрополитов, разрисовали церкви обнаженными женщинами. В храме святого Иоанна Предтечи в Стилосе устроили в алтаре отхожее место и сожгли иконостас. В деревне Дзивара использовали Святую чашу в качестве писсуара5.
Случаи кражи святынь и церковных сосудов носили массовый характер. На Ионических островах в ходе операции возмездия в апреле—мае 1943 г. итальянскими оккупационными войсками были вывезены как античные ценности, так и сокровища многих церквей и монастырей6. Подчас это сопровождалось проявлениями кощунства: в деревне Агиа Эвфимия иерейские облачения были разорваны и брошены на дорогу. Осквернение священных сосудов и облачений имело место и в ряде населенных пунктов между Ам-фиссой и Лидорики7. В македонском селении Даскио был ограблен храм Святой Троицы, причем украдено было даже лампадное масло8.
Осенью 1944 г. оккупанты планировали вывоз церковных ценностей в Германию (в том числе и со Святой Горы Афон9), однако не смогли осуществить свои планы в связи с быстрым отступлением. Некоторые из похищенных церковных ценностей были найдены в тайниках после окончания войны10.
В отличии от ряда других европейских стран Греция не сдалась оккупантам без боя. «Национальное Сопротивление» (греч.
5 ZavovSäKng К. О рбХо^ тп<; EKK^naiai; тп<; Кр^т^ ото; ^srai^ö xrov avciaraaia-Kröv opyavröasrov a%sasi<;. Zu^ßoX-q aTqv laxopia тп<; EKKinaiaaxiK^^ ПоХгак^. Kvroaaö^, 1993. Z. 21.
6 «Apaau; tov avтаpтюv Kai s%0piKai о^0т^9>. IaTOpiKÖv Apxsiov E0vucq<; Avci-aтäas(»<;-Mnvшюv nspioSiKÖv. т.В'. т%.[ ]. Z. 6-9.
7 «rsp^avoi, IraXoi Kai BoüXyapoi K^sncouv EX^nviKä^ Архаютпто^-Етап^а aTOi%sia тп^ Ynnpsaia^ ар^ою-т^том». IaTOpiKÖv Apxsiov E0vucq<; Avтlaтäas(»;-Mn-viaiov nspioSiKÖv. т.В'. т%.[ ]. Z. 6-21.
8 AopSaväg К. Avrinoiva tov ysp^aviKröv ap%röv KaTO%q<; отп MaKsSovia (1941— 1944). AiSaKTOpucq Slaтplß^ nou sKnov^0nKs ото T^q^a IaTOpia<; Kai Ap%aioXoyia^ тои АП0.
9 Nikolaou T. Der heilige Berg Athos und die orthodoxe Kirche in Russland // Orthodoxes Forum. 1988. Bd. 2. S. 209—226 // Цит. по: Шкаровский М.В. Афонские монастыри, Элладская Православная Церковь и русские приходы Греции в годы Второй мировой войны // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25). С. 126.
10 Ena^sivrövSa^ NiKoXoüan? (^ayvnTO9(»vn^svn Höpyoi 11 Auy. 2001 // Цит. по: AopSaväg К. Avrinoiva tov ysp^aviKröv apxröv котохл? отп MaKsSovia (1941—1944). AiSaKTOpucq Slaтplß^ nou sKnov^0nKs aтo T^q^a IaTOpia<; Kai Ap-XaioXoyia^ тou АП©.
Avxíoxaon)11 — одно из наиболее активных и эффективных движений Сопротивления в оккупированной Европе. Проводились партизанские атаки против оккупационных сил, была создана разведывательная сеть, некоторые районы страны нацисты так и не смогли полностью взять под контроль. В октябре 1944 г. Греция была освобождена в значительной степени благодаря усилиям местного Сопротивления. Против оккупантов и их пособников выступили как левые, так и правые политические силы (коммунисты, монархисты, демократы-республиканцы).
История Православной Церкви в Греции нашла отражение в ряде исторических исследований, в основном греко- и англоязычных. Преимущественно внимание ученых сосредоточено на роли церковных деятелей в спасении от уничтожения греческих евреев12. В связи с тем, что эта тема хорошо изучена, в настоящем исследовании она рассматриваться не будет.
Острое противостояние между коммунистами и правыми силами, переросшее в гражданскую войну, привело к гонениям на многих участников Сопротивления (в том числе и представителей духовенства). Роль Церкви в период 1941—1944 гг. долгое время замалчивалась. Только после падения диктатуры «черных полковников» в 1974 г. серия публикаций мемуаров участников событий и исторических источников позволила взглянуть на события более объективно13.
Относительно роли, которую сыграла в истории сопротивления оккупационным властям Элладская Православная Церковь, в историографии есть несколько точек зрения.
Представители марксистской историографии в большинстве своем признают, что Церковь «сыграла ключевую роль в поддержке народа в переломные моменты греческой истории»14. При этом многие из авторов утверждают, что в отличии от «простых клириков, которые жили рядом с народом и боролись за его интересы... иерархи были далеки от народа и зачастую действовали против него»15.
11 Устойчивый термин, используемый в греческой историографии для характеристики периода сопротивления иноземной оккупации.
12 Hondros J.L. Occupation and Resistance: The Greek Agony, 1941—44. New York, 1983; Mazower M. Inside Hitler's Greece: The Experience of Occupation, 1941—44. New Haven, Yale University Press, 1993; Mazower M. Salonica, City of Ghosts: Christians, Muslims, and Jews (1430-1950). New York, 2004.
13 Дп^ако^ rsp^avo^ Арда (Патер Avuno^ovo^). Sto Pouvo ^s tov Етаиро, Kovxa aTov Арп. Етратгютгко^ ispsu^ ато rsviKo Етратщею тои EAAS. TpiraXa, 2004; Kai-Ха<; Д. О кХ-фо^ atnv Avriaraan. A0-qva, 1981.
14 To раао aTov ayrova yia Tnv naTpiSa. Ефп^. Рг^оапаатп?. Киргак^ 26 AnpiXn 1998. S. 14.
15 Аитббг.
Стоит подчеркнуть, что утверждения о предательстве значительной части высшего духовенства и его неучастии в борьбе с оккупантами базируются не на фактическом материале, а на идеологических предубеждениях. Историки-марксисты относят к «прогрессивным деятелям» только тех архиереев, кто непосредственно поддержал коммунистов-партизан и лично с оружием в руках сражался с захватчиками. Те иерархи, которые встали на сторону партизан-республиканцев или не приняли непосредственного участия в вооруженной борьбе, ограничившись моральной и материальной поддержкой народа, характеризуются «левой» историографией как регрессивные или недостаточно последовательные в своей позиции деятели16.
Большая часть современных греческих историков высоко оценивает вклад Элладской Православной Церкви в греческое национально-освободительное движение. «Греческие священнослужители стали образцами героизма и самопожертвования за други своя. Иерархи, священники, монахи и монахини пролили свою кровь за веру Христову и свободу отечества»17, а Элладская Церковь взяла на себя «титаническую работу по сохранению греческой нации»18.
После бегства из страны короля Георга II и всей политической элиты, в условиях равнодушия и коррупции сменявших друг друга коллаборационистских правительств, население Греции фактически осталось без политического руководства. Еще до того как нацисты взяли контроль над страной, греки стали рассматривать Церковь как единственный институт, обладающий достаточным авторитетом, чтобы оказывать влияние на оккупационные власти. Несмотря на финансовые трудности и ограниченные возможности, церковная иерархия играла в этот период исключительную роль. Во многом миссия архиепископа и других иерархов может быть сопоставлена с ролью этнарха, которую играл Константинопольский патриарх в Османской империи.
Афинские архиепископы Хрисанф и Дамаскин
В сложные годы иноземной оккупации предстоятелями Эллад-ской Церкви были Афинские архиепископы Хрисанф и Дамаскин. Их деятельность вызывает в историографии достаточно противоречивые оценки и потому заслуживает отдельного рассмотрения.
16 Аихобг.
17 Яёцрад I. Н ебугкл ^ аутгатаагакл брастп тюу еНлуюу ор0о5о^юу к^пргкюу ката тп уер^аугкл катохл 1940—1944 // http://www.enromiosini.gr/arthrografia/ П-ебугкп-каг-аутгатаагакп-Зрастп-тюу-еХ/ (01.02.2016).
18 Атеоц ВатХеюи, МщропоХщои Ащуои. Н Екк^п^а тп? ЕХХабо? егд т^ ипп-реЫау тои 'Ебуои? ката та етп 1941—44. Абт|уа1, 1952. Е 321.
Хрисанф I (Филиппидис) (1938—1941 гг.) вошел в историю отказом легитимизировать власть коллаборационистского правительства Г. Цокалоглу, учрежденного нацистами. Его дерзкий «сознательный акт сопротивления»19 вынудил завоевателей проводить инаугурацию без участия Элладской Церкви. За свою стойкость десятый предстоятель Элладской Церкви был смещен со своего поста.
О драматичных событиях 27 апреля 1941 г. (в этот день немецкие войска вошли в Афины) рассказывает митрополит Патрский Никодим. По окончании богослужения архидиакон подошел к архиепископу, «тот стоял у окна и плакал. Вид знамени со свастикой над акрополем причинял ему душевную боль. Вскоре владыке стали приходить сообщения от новых властей и общественных деятелей. Всего их было три.
Во-первых, ему сообщили, что создан комитет по сдаче Афин оккупантам, в который ему и предложили войти. На это архиепископ ответил "Греческие иерархи не сдают города врагу, их долг — бороться за их освобождение".
Вскоре пришло приглашение от афинской мэрии: архиепископа звали совершить молебен в кафедральном соборе. На это он дерзко ответил: "Молебен по случаю оккупации Родины неуместен, он будет совершен в других, более подобающих обстоятельствах"»20.
«После этого у архиепископа потребовали организовать церемонию принятия присяги новым коллаборационистским правительством. Он ответил, что не может способствовать организации инаугурации правительства, назначенного врагом»21. Несмотря на то что блаженнейший Хрисанф осознавал, «в какой степени подобные действия угрожает его положению»22, он запретил всем архиереям и священникам присутствовать на церемонии присяги.
На встрече с членом германской оккупационной администрации Фон Штуме архиепископ отреагировал на заявление о том, что «германская армия пришла не с враждебными намерениями», следующим образом: «Во-первых ваша армия вторглась в страну, народ которой сражался за свою свободу.. и продолжает верить в свои идеалы. Элладская Церковь всегда поддерживала греческий
народ в его борьбе. будьте уверены, что она исполнит свой долг и
23
в это тяжелое время»23.
19 1атор1а той еХХпУшзй ебуои^. То^. 1ЕТ'. Е. 12.
20 Му^^е^ ка1 ^артир1е^ ало то 40 ка1 т^у катохл. КХабо^ Екбоаеюу Еткошвуъ ак^^ ка1 МорфютгкЛ? Yтсnрsаíа<; тп<; ЕккХпа1а<; тп<; ЕХХабо^. Ао^уа, 2000. Е. 58-59.
21 АитоОг. Е. 60.
22 Iaтоpíа той еХХпУъкой ¿Оуоик;. То^. 1ЕТ'. Е. 12.
23 Е^црад I. Н еОуисл кса аупатаашкл брастп тюу еХХлУЮУ орОобо^юу кХприкюу ката тп уер^ауисл катохл 1940—1944 // http://www.enromiosini.gr/arthrografia/n-еОуисп-каьаутютаашкп-брастп-тюу-еХ/ (01.02.2016).
На встрече с командующим немецкими войсками на Балканах генералом-фельдмаршалом Вильгельмом Листом архиепископ даже не предложил ему сесть и не подал руки. Обращаясь к высокопоставленному военному, предстоятель Элладской Церкви сказал: «германский народ из дружественного превратился в грубого захватчика. Будущим поколениям немцев будет стыдно за это»24.
Национальный герой Греции Манолис Глезос, совершивший первый акт сопротивления оккупантам25, высоко оценивал вклад Афинского архиепископа и Православной Церкви в национально-освободительную борьбу: «Архиепископ Хрисанф последовательно три раза поставил Церковь против оккупантов. Его деяния нельзя интерпретировать, как действия частного лица, он позиционировал всю Церковь как институт против оккупантов. Потому и был изгнан нацистами»26.
Достойное поведение архиепископа Хрисанфа сделало его «духовным лидером движения Сопротивления»27. Дом изгнанного с кафедры иерарха в афинском районе Кипсели стал убежищем для греческих патриотов. Многим участникам Сопротивления он помог скрыться заграницей. Также в доме владыки действовала подпольная радиостанция, связывающая борцов с греческим правительством в изгнании28.
После ухода архиепископа Хрисанфа I его место в июле 1941 г. занял митрополит Дамаскин I (Папандреу) (1941—1949), который несмотря на то что возглавил Церковь с согласия оккупантов, принял активное участие в моральной поддержке народа (в том числе участников движения Сопротивления). В связи с этим, современная греческая историография в основном оценивает его как «несгибаемого патриота»29.
По инициативе предстоятеля Церкви были созданы и успешно функционировали служба по защите семей, потерявших кормильца, защите заключенных, помощи детям расстрелянных. Неоднократно
24 Ayyelönovlog А. Екк^пототик^ laTOpia. IaTOpia те So^röv SioiK^asro^ Kai Zro^^ тп^ EKK^naia^ тп^ EXXäSo^ (20 airöva^). ©saaaXoviKn, 1998. Z. 65—66.
25 Первый акт сопротивления в Греции был совершен в Афинах в ночь на 30 мая 1941 г. Двое молодых студентов, Апостолос Сантас и Манолис Глезос, проникли на северо-западный склон Акрополя и сорвали нацистский флаг со свастикой, который был установлен там оккупационной властью. Значение этого события невозможно переоценить в связи с тем, что «немцы придавали большое символическое значение водружению знамени "новой Европы" над Акрополем» (IaTOpia той sXX'qviKo'ö s0vou<;. To^. IZT'. Z. 14).
26 Zwe^cs^'H ото Sn^oaloypäфo тои P/Z тп^ ЕккЬ^ои; (2006) // http://misha.pblogs. gr/2009/05/o-manwlhs-glezos-gia-thn-ekklhsia-kai-thn-antistash.html (01.02.2016).
27 BoßoX^vn К. H EM^aia otov ayröva тп^ sXsuBspia^. A0^va, 1952. Z. 270.
28 KovßeXa Г. H EM^aia a^v E9viK^ Агпотаоп. Koivrovia, 28 (1985). Z. 355.
29 ratönovlogA. IaTOpia тп^ KaTO%q<;. Tö^o^ A. A0^vai, 1946. Z. 67.
Церковь помогала приговоренным к заключению или высшей мере наказания участникам движения Сопротивления30. Архиепископ добивался освобождения содержавшихся под стражей, смягчения их участи, посещал тюрьмы и причащал узников31.
Для защиты прав заключенных владыка Дамаскин организовал специальную службу, причем поддержка оказывалась как находящимся на территории Греции, так и угнанным на работы в Герма-
32
нию, а также их семьям32.
Сам предстоятель неоднократно обличал оккупантов и коллаборационистов в своих пламенных проповедях, занимался открытием народных бесплатных столовых, защитой заложников, оказанием материальной и духовной помощи больным, беднякам, сиротам и другим категориям нуждающихся.
Архиепископ при содействии клира организовал всегреческую сеть помощи голодающим и нуждающимся ЭОХА (ЕОггко Оруауюцо Хр1атш\акл(; АА^п^еууйп? — Национальная организация христианской солидарности). По мнению ряда историков, ЭОХА стала крупнейшей организацией сопротивления, сохранившей жизнь десяткам тысяч людей. Была собрана «армия добровольцев по всей Греции для решения самых насущных проблем»33.
Архиепископ добился отмены инициированной оккупантами принудительной гражданской мобилизации, многократно отказывался осудить движение сопротивления и партизан. Также перво-иерарх Элладской Церкви выступил против мобилизации греков на Восточный фронт.
Премьер-министр коллаборационистского правительства Цо-калоглу предупреждал34 архиепископа, выступавшего в своих проповедях с жесткими заявлениями против немецких оккупантов: «Блаженнейший, будьте осторожны. А то немцы вас могут расстрелять». «Это военных расстреливают, греческих иерархов вешают. И я к этому готов», — дерзко отвечал предстоятель Элладской Церкви, намекая на судьбу Вселенского патриарха Григория V и других церковных деятелей35. Бесстрашие владыки Дамаскина вызывало удивление самих немцев36. Однажды в ответ на угрозы
30 Мул^е^ ка ^арти^е<; апо то 40 ка тпу катохл. АО^т, 2001. Е. 87.
31 Веуе(ц Н. Ар%1£такопо<; Да^асткпуо^, оí хроуог тл<; бо•uХ8Íа;. АО^уа, 1981. Е. 180.
32 ЕкеуЗерпЛ. Н аи^РоХл тои кХ^рои атпу еОугкЛ avтíатaаn. ©8аааХо\1кл, 1995.
33 каí ^арти^8<; апо то 40 ^ катохл. АО^аг, 2001. Е. 86.
34 По другим данным, подобный диалог был у архиепископа с одним из высших чинов гестапо.
35 Е1&цра<; I. Н еО^к^ кaí аупататакл браап тюv 8ХХ'лvюv орОобо^и^ ^прико^ ката тп у8р^а\1к'л катохл 1940—1944 // http://www.enromiosini.gr/arthrografia/n-8Оvlкл-каl-аvтlатааlакn-5рааn-тюv-8Х/ (01.02.2016).
36ХараХаржокоиХоиX. Ар%1£такопо<; Да^ак^о^ Папаубреои. АОла, 1990. Е. 32.
физического устранения архиепископ ответил перефразированными словами национального героя Канариса: «Дамаскин, ты готов к смерти»37.
Каждый раз, когда оккупационная администрация требовала списки греческих участников Сопротивления (чтобы использовать этих людей в качестве заложников), архиепископ первым писал на листе свое имя. Когда нацисты отказывались сообщить родственникам о расстрелянных борцах с оккупантами, предстоятель Элладской Церкви, рискуя жизнью, требовал информации об их судьбе и выдачи тел убитых.
В январе 1944 г. владыка Дамаскин в ультимативной форме потребовал от немецких властей отдать тела казненных родственникам: «Вы расстреляли столько греков-патриотов, не пригласили священников исповедовать и причастить мучеников, лишив их даже последнего утешения, которое предлагает наша вера. Я требую выдать мне список с именами расстрелянных. В противном случае я предприму эксгумацию тел убитых, чтобы установить их личности. И если хотите, попробуйте мне помешать»38.
В мае 1944 г. предстоятелю Элладской Церкви предложили эвакуироваться в Германию. «Я благодарю за ваш интерес ко мне, но никогда не покину свою родину ни при каких условиях. Если вы настаиваете, можете меня вывезти, но для этого вам придется меня сначала убить», — отвечал архиепископ39.
Иерархи Элладской Церкви
Случаев откровенного коллаборационизма среди высшего духовенства немного. С поддержкой воюющих на Восточном фронте нацистских войск выступали несколько иерархов-антикоммунистов: митрополит Салоникский Геннадий, Халкидский Ириней и Флоринский Василий. Последний в своих проповедях не раз говорил о «жалком положении русского народа в Советском Союзе» и «выражал надежду на победу германского оружия»40.
Введение в научный оборот ряда документов позволило пролить свет на деятельность некоторых иерархов и установить, что они были не соглашателями с политикой оккупантов, а действовали в интересах своей паствы.
37 АаАаушруоо ЫжоХаои, преовитерои. Н Ебугкл браап тои Архъепгакопои Да^а-ак^ои ката т^ уер^аугкл катохл // http://www.romfea.gr/afieromata/3958-i-ethniki-drasi-tou-arxiepiskopou-damaskinou-kata-tin-germaniki-katoxi (1/2/2016).
38 Атобг.
39 Атобг.
40 КаХоурцад В. То аутшаХо 5ео?. Ог ебугкгатгке? оруауюаег? аутгатаап? ат^ катехо^еуп Макебо^а (1941-1944). А0т|уа, 2012. Е. 174.
Показателен пример епископа Кидонийского Агафангела: в своем циркуляре он призывал христиан откликнуться на амнистию оккупационных властей, объявленную в обмен на сдачу оружия и взрывчатых веществ41. В официальном документе он объяснял свой призыв к пастве тем, что в обмен на сдачу оружия новые власти позволят вернуть на Крит содержащихся на территории материковой Греции заключенных, воевавших на Албанском фронте42. На самом деле владыка в приватных беседах и тайной переписке неоднократно советовал «сдавать старые и вышедшие из строя ружья, а исправные спрятать и сохранить»43.
Порой обвинения архиереев в коллаборационизме выглядят надуманными и не базируются на убедительных фактах. Поводом для обвинения в «антипатриотичной» позиции митрополита Лев-кадского и Ифакийского Дорофея был призыв владыки довериться Божиему промыслу и не стремиться узнать больше новостей: «Мы должны за все благодарить Бога, во всех обстоятельствах нашей жизни иметь непреклонную веру и неугасимую надежду на Божественный Промысел. Пусть каждый с терпением ожидает конца испытаний... Не ищите возможности узнать много новостей. Чем меньше знаешь о событиях происходящих в мире, тем меньше у тебя беспокойства и печали»44. Несмотря на успокоительный тон заявлений, сам митрополит не опускал руки, активно занимался благотворительностью и поддержкой своей паствы. Исследователь Никос Катифорис справедливо называет владыку Дорофея «патриотом», поддерживавшим людей во время «оккупационной Голгофы»45.
Часть высшего духовенства, стремясь защитить национальную и религиозную идентичность (равно как и отдельных людей) в условиях жесткого давления оккупационных властей, выстраивала с ними взаимоотношения и пыталась наладить сотрудничество. Во многих случаях греческие митрополиты прибегали к сложной системе уступок и отказов: некоторые их действия можно было трактовать как проявления «соглашательства», другие — как «со-
41 А.1.М.К.А. еукйкХю? Ауа0ауубХои Епгакопои, ар. 198, 20/9/1941. Про? той? Хотой? епгакопои? Крлтп? // Цит. по: Ауоугоатои I. Н ЕЭугкл Аупатаап атп Леикаба (1941-1944). Дгбакторгк^ Дштрфл. 1юауугуа, 2002.
42 ЕауоюЗакцд К. О роХо? тп? ЕккХ^а? тп? Крлтп? атг? ^ета^й тюу аутгатаага-кюу оруауюаеюу ахеаег?. Еи^РоХл атnv lаторíа тп? ЕккХпагаатгк^? ПоХгтгк^?. Куюаао?, 1993. Е. 101.
43 МиХауакц Е. О Етакопо? Кибю^а? каí Апокорёои АуабаууеХо?. Xаvíа, 1948. Е. 140.
44 1.М. Леикабо? ка1 Юакп?. ЕукйкХю?. Леикаба, 4 №зе^ррюи 1941. Ар10. Прют. 657.
45 ЕтатоХл №кои Катпфорп: «I. ®. МаХакаап?: Н АvатоХЛ тои №ои ПоХгакой Ддаа^ой ато МетапоХе^ко Крато?» //Ефп^. «Леикабгакп Шог|». 1ойХю?, 2002. Е. 6.
противление оккупантам», в зависимости от того, что было предпочтительнее в тех или иных обстоятельствах. Архиереи могли выпустить воззвание, призывающее не противостоять оккупантам, и в то же время могли публично осудить их жесткость.
Даже открыто поддержавший «борьбу с большевизмом» митрополит Солунский Геннадий, когда оккупанты потребовали у него список заложников, заявил немецкому офицеру: «Я готов быть заложником, которого вы ищете»46. Он протестовал против запланированной оккупантами массовой казни и угрожал в случае ее осуществления оставить свою кафедру47.
В отличии от некоторых представителей марксистской историографии, лидер греческого левого движения Манолис Глезос (хорошо знакомый с ситуацией изнутри) высоко оценивает роль иерархов Элладской Церкви в сопротивлении нацизму: «Очень много архиереев приняло деятельное участие в движении Сопротивления. Подчеркиваю, речь идет не о намерении участвовать, а о реальном вкладе. Можно сказать, что все архиереи были на нашей стороне, многие из них поднялись в горы [вместе с партизанами]. Митрополиты были как на стороне ЭЛАС (БЛЛЕ)48, так и ЭДЕС (БАБЕ)49. Они возглавили народную борьбу, то есть с крестом и оружием в руках боролись с захватчиками»50.
Всего несколько «митрополитов бросили свою паству и в полном достатке и благополучии жили в Афинах»51. Большинство иерархов Элладской Церкви (в отличии от многих политиков и полицейских) в трудные годы не покидали своих епархий, но помогали своей пастве52. Они активно участвовали в деятельности всегреческой сети помощи голодающим и нуждающимся ЭОХА, жертвовали на нужды соотечественников значительную часть своего жалования, протестовали против жестокости оккупационных властей.
46 BoßoX^vn К. Н EKKXqaia axov ayröva xnG sXsuBspia^. A0-qva, 1952. E. 279.
47 rsvväSio^ yia xou<; фиХакю^еуои^ xou ysp^avirau axpaxonsSou ©saaaXoviKn<; // Emaxn^oviK'q H^spiSa «O МптролоНтп? ©saaaXoviKn<; rsvväSio^ AXs^iäSn? 1912— 1951». 16 OKxroßpiou 1990. Ksvxpo Iaxopia^ A-q^ou ©saaaXovücqi;. ©saaaXovücq, 1992. E. 273-281.
48 Народно-освободительная армия Греции, созданная при участии греческой коммунистической партии 16 февраля 1942 г.
49 Национальная республиканская греческая лига. Первая значительная группа Сопротивления, возглавляемой бывшим офицером армии, полковником Наполеоном Зервасом.
50 Euvsvxsu^n ото $п^оаюурйфо тои Р/Е xq^ EKK^naia^ (2006) // http://misha.pblogs. gr/2009/05/o-manwlhs-glezos-gia-thn-ekklhsia-kai-thn-antistash.html (01.02.2016).
51 Kavtianq A. Xpiaxiavucq Em0a. A0^va, 1952. E. 16.
52 Ахеец BamXeiov, МцтропоХщои Aruuvov. H EKKXqaia xnG EXXäSo^ si^ xnv unn-psoiav xou 'E0vou^ Kaxa xa sxn 1941-44. A0^vai, 1952. E. 336.
Архиереи неоднократно оказывали поддержку партизанам: с риском для жизни укрывали их и помогали получить медицинскую помощь. Достаточно много случаев, когда греческие митрополиты благословляли отдельных клириков принимать деятельное участие в вооруженной борьбе против оккупантов53.
Среди наиболее активных участников движения Сопротивлении были следующие иерархи: Иоаннинский Спиридон (с 1949 г. возглавил Элладскую Церковь), Аттикийский Иаков (впоследствии Архиепископ Афинский), Филиппийский и Неапольский Хризостом (с 1962 по 1967 г. — предстоятель Эддадской Церкви), Димитриад-ский Иоаким, Закинфский Хризостом, Неврокопийский Александр, Илийский Антоний, Фессалоникийский Геннадий, Фивейский и Ливадийский Поликарп, Каристийский Пантелеимон, Касторий-ский Никифор, Керкирский Мефодий, Сервийский и Козанский Иоаким, Коринфский Михаил (впоследствии архиепископ Америки), Маронийский Василий, Митилинский Иаков, Парамифий-ский Дорофей, Самоский и Икарийский Ириней, Сидирокастрский Василий, Сирский Филарет, Халкидский Григорий. В «левой» историографии к числу борцов с оккупационными властями также относят митрополитов Хиоского Иоакима, Дриинупольского Димитрия, Ларисского Каллиника и Мифинсого Дионисия.
Митрополит Сервийский и Козанский Иоаким (Апостолидис) и Илийский и Оленский Антоний (Политис) приняли участие в партизанском «Народно-освободительном фронте Греции» (ЭАМ) и были назначены на должности в организованном левыми силами национальном совете. Митрополит Илийский Антоний был провозглашен центральным комитетом ЭАМ главой Национально-освободительного фронта Пелопоннеса. Он же 25 марта 1944 г. в присутствии тысяч восторженных людей поднял знамя Сопротивления и благословил оружие отрядов ЭАМ, ЭЛАС и ЭПОН. Владыка открыто призвал народ к борьбе против гитлеризма54.
Митрополит Керкирский Мефодий ежедневно проводил тайный сбор средств для семей вынужденно покинувших Грецию эмигрантов и политических заключенных. Кроме того, он посещал школы и открыто говорил на «национальные темы».
Критский митрополит Василий (Маркакис) с церковного амвона «обличал предателей и вдохновлял людей на Сопротивление»55. Его проповедь, как и поучения других духовных лиц, имела «двоя-
53 Аито01. Е. 320-321.
54АХе&поиХодЛ. О ^птропоХ^тп? НХе(а? Аптюуао?. Агпатаап. Абт^а, 1985. Е. 33.
55 ВаЫХею? Маркакп?, о агпатаашко? ^птропоХ^тп? Крлтп? // Еф. «Патрí?» НракХеюи. 19 lаvоuарíоu 1980. Е. 3.
кий характер. Или символический, аллегорический, или смелый, исповеднический, призывающий к борьбе»56. Митрополит Василий не боялся говорить открыто: во время проповеди мог воскликнуть «Доброй свободы!» или пожелать пастве, чтобы через год Греция стала свободной57. За свое участие в движении Сопротивления владыка был приговорен оккупантами к смертной казни (она была отменена в последний момент). Выйдя из заключения, он не изменил своим принципам и уже на следующий день после освобождения, 26 марта 1942 г., обрушился на оккупантов и коллаборационистов. Митрополит Василий был вновь задержан и депортирован с острова. Но и из ссылки он продолжал следить за событиями, помогать жителям Крита материально, своими посланиями вдохновлял народ на участие в Сопротивлении.
Ценный исторический источник — недавно введенные в научный оборот дневниковые записи епископа Петры Дионисия, в которых содержатся отрывки из его проповедей военного периода. Из дневника владыки видно, что митрополит Дионисий в аллегорической и иносказательной форме призывал паству к сопротивлению оккупантам58.
Деятельность служителей церкви и их стремление быть рядом с паствой имели огромное моральное значение для людей. Когда 23 ноября 1943 г. фашисты разрешили митрополиту Хризостому (понесшему наказание за помощь евреям Закинфа) вернуться на свою кафедру, «весть об этом распространилась по всему городу. Улицы были заполнены людьми, спешившими увидеть своего любимого пастыря. .По окончании выступления иерарха, хор исполнил национальный гимн Греции под аплодисменты народа. Приезд митрополита согрел сердца всех»59.
Участие в Сопротивлении простого клира
Случаи коллаборационизма среди простого клира носили единичный характер: на Пелопоннесе активно сотрудничал с оккупантами иерей из селения Фаламес, прозванный папа-Гайтанис,
56 ЕауоюЗакцд К. О роХо? тл? ЕккХ^о; тл? Крлтл? ат? ^8та^й тюv аvтlатааlа-кй^ ору^й^о^ а%8а81?. Еи^РоХл ат^ lаторía тл? ЕккХлашатжл? ПоХгакл?. Е. 118.
57 ВаЫХ8ю? Маркакл?, о avтштaаlaк6? ^лтропоХлтл? Крлтл? // Еф. «Пaтрí?» НракХ8юи. 19 ш^иарюи 1980. Е. 3.
58 ЕауоюЗакцд К. О роХо? тл? ЕккХnаía? тл? Крлтл? ат? ^8та^й тюv avтlатaаla-кй^ ору^й^о^ а%8а81?. Еи^РоХл атлv lаторía тл? ЕккХлашатжл? ПоХгакл?. Е. 121-124.
59 ЕтраРоХв^ои Д. 'Eva? лрюга^о?, бикаивал. Н бшаюал тюv ЕврОю' тл? Za-кт'Оои атл катохл. АОлш, 1988. Е. 22.
а в Итилосе поддерживал итальянские власти иерей Антоний Пла-гианнакис60.
По словам Манолиса Глезоса, «клир и участники Сопротивления действовали координировано и совместно»61. Священники были повсюду: в партизанских отрядах, больницах, школах, тюрьмах, концлагерях, местах массовых казней62. Они поддерживали народ молитвой, своими пламенными проповедями и словом утешения. Современники событий вспоминают, что именно благодаря клиру нуждающиеся получали лекарства и еду. Священнослужители окорм-ляли тюрьмы, больницы и школы, «проповедовали, вели миссионерскую деятельность, ободряли людей, успокаивали их, вселяли в них веру»63.
2 июня 1941 г. на Крите клятву борьбы с оккупантами до победного конца принес первый объединенный отряд Сопротивления. Церемония была организована отцом Софронием Рубакисом, в будущем игуменом монастыря Эпано Сифи Ираклийского района64. Церковную клятву приносили лидеры и других партизанских отрядов. Каждый раз в церемонии активное участие принимали близкие к партизанам священнослужители.
Приходские священники поддерживали партизан продуктами, участвовали в разведывательных сетях. В то же время женатые священники в большинстве своем не принимали прямого участия в вооруженной борьбе, хотя были и отдельные исключения. Отец Николай Неонакис из селения Вагиония Ираклийского района организовал собственный партизанский отряд. Отец Иоанн Ску-лас — один из основателей партизанского отряда в Аногиа. Отец Стилиан Франдзескакис из Палеохоры участвовал в битве за Крит и партизанском движении. В Амари действовал отец Кириак Ка-цандонис, в Рефимно отец Димитрий Алевизакис. Отец Георгий Плеврис возглавил группу сопротивления в Аципадес ираклийского района о. Крит.
В конце июня 1941 г. несколько офицеров греческой армии приняли решение не покидать Крит, а создать на острове тайную
60 Крщпад Г. Н EOvucq Аупатастп атп MsaCT^via Kai tou? уорю vo^oü KaXa^ara, 1984. Z. 22;MovxovXagП. ns^onow^ao? 1940-1945. AO^va, 2004. Z. 52-57.
61 Zuvsvxsu^n axo Sn^ooioypäq» tou P/Z тг|? EM^ala? (2006) // http://misha.pblogs. gr/2009/05/o-manwlhs-glezos-gia-thn-ekklhsia-kai-thn-antistash.html (01.02.2016).
62 Mv^s? Kai ^apTupis? anö to 40 Kai t^v KaToxn- A&qvca, 2001. Z. 91.
63 Воспоминания митрополита Ахелойского Евфимия (Стилиоса) // Тишкун С., прот., Кабанов И.В. Люди Греческой Церкви: Истории. Судьбы. Традиции. М., 2015. С. 19-20.
64 ZavovSäKng К. О pöXo? тп? EKKXqaia? тп? Кр^тп? aTi? ^sto^ü tibv avnaTaaia-Kröv opyavröasrov a%sasi?. Zu^ßoXq aтnv laTopia тп? Е^^аша^^? noXvracq?. Z. 27-28.
организацию, целью которой будет «укрепление и поддержание морального духа жителей, забота о каждом гонимом и брошенном в тюрьмы, наблюдение за передвижением оккупационных войск и сбор информации об их планах и действиях»65. Они решили организовать благотворительное общество, чтобы действовать под его прикрытием. Офицеры посетили епископа Петрского Дионисия (Марагудиса) и посвятили его в свои тайные планы. Владыка согласился стать во главе общества, которое получило название «Христианская солидарность»66. За короткий срок участникам общества удалось собрать крупные денежные суммы на «национальные цели»67.
Критская епархия сотрудничала с тремя крупнейшими партизанскими отрядами, созданными летом 1941 г. во главе с Батува-сом, Петракогиоргакисом и Григоракисом68. Показательно, что когда от Критской митрополии потребовали письменного осуждения партизанского движения, она выступила с энцикликой, в которой со ссылкой на Евангелие осуждалось убийство как таковое. Осуждения партизан в документе не содержалось69.
Активнее участвовали в борьбе с нацизмом представители черного духовенства. По словам митрополита Ахелойского Евфимия (Стилиоса): «Когда священники вернулись [домой с фронта] — а они в основном были монахами, — их раскидало по различным городам. Во время немецкой оккупации они проповедовали, вели миссионерскую деятельность. Они ободряли людей, успокаивали их, вселяли в них веру»70.
В партизанском отряде был будущий Афинский архиепископ (1974-1998 гг.) архимандрит Серафим (Тикас). Диакон Пантелеимон (Караниколас), в будущем митрополит Коринфский, с готовностью откликался на участие в любом акте сопротивления, в частности, помогал партизанам перевозить взрывчатые вещества в бочках с двойным дном71. Архимандрит Иоаким Лиулас собирал сведения о передвижении и дислокации оккупационных войск и передавал их партизанам72. Архимандрит Христофор Коккинис неоднократно
65 АшоОг. Е. 58.
66 Каввои Г. Г8р^аvо-lтaХlкЛ катохл каг avтíатaаn Крлтл? 1941-1945. НракХ8ю, 1991. Е. 57; МоирёХХои I. Н ^ахл тл? Крлтл?. НракХ8ю, 1950. Е. 510.
67 Каввои Г. Г8р^аvо-lтaХlкЛ катохл каг avтíатaаn Крлтл? 1941-1945. Е. 58.
68 АшоОг. Е. 24.
69 АшоОг. Е. 201.
70 Тишкун С., прот., Кабанов И.В. Указ. соч. С. 19-20.
71 ЫжоХаои N. П8рlфроvn^sva рааа атоv avтштaаlaк6 аук^а тои Хаои ^а? 1941-1944. АО^а, 1982. Е. 101.
72 ЕкеуЗерпЛ. Н аи^РоХл тои кХлрои ат^ 8О\1к'л avтíатaаn. ©8аааХо\гкл, 1995. Е. 54.
открыто обличал оккупантов в своих проповедях, а потом ушел в партизанский отряд Вреттакоса.
Особенно тяжелым было положение Церкви в болгарской зоне оккупации. Здесь проводилось политика насильственной ассимиляции греческого населения, жертвой которой стали не только миряне, но и представители духовенства73.
Избиениям и расстрелам подверглись десятки священнослужителей. Отец Димитрий Кавазис был схвачен прямо во время вечернего богослужения и в тот же день расстрелян74. Отец Димитрий Стамбулис из селения Скопья Флоринского района был убит за то, что отказался служить на болгарском языке75.
Многие священники, не отказавшиеся от греческой идентичности, подвергались жестоким пыткам. После того как отец Сти-лиан Гриппас не захотел признать себя болгарином, ему отрубили палец на правой руке и подвергли избиениям. После расстрела в течении восьми дней родственникам не давали забрать и похоронить тело отца Стилиана. Оккупационные власти избили попадью и потребовали у нее крупную денежную компенсацию за три пули, которые пришлось потратить на расстрел священника76.
Особую жестокость немцы проявляли к священнослужителям, подозреваемым в связях с партизанами. Отца Георгия Котсониса вместе с 22 прихожанами сожгли заживо77. Священника Папако-стаса лишили жизни за то, что он хранил оружие партизанского отряда у себя дома. Были казнены и многие другие клирики78.
Священники окормляли партизан духовно: поднимаясь в горы, причащали, исповедовали, отпевали79. Подобные действия также расценивались властями как противоправные и приводили к гонениям. Например, настоятеля храма в селении Лехово Апостола Папаниколау обвинили в том, что он отслужил Литургию партизанам, и расстреляли 2 июля 1943 г.80
73 Хриаохоои А. Н катохл ^ Макебо^а. ВфХи^ бейтеро. Н брат? тп? РоиХуарь кл? пропау^ба?. ©еаааХо^кп, 1950. Е. 70-72.
74 'Екбеап п. Гарр1^Х КарабопойХои. Ефn^ерíба Ко^оте^ 1.6.1962. Ф. 75.
75 Вово\юц<; К. Н еккХпаíа е1? тоv ауёа тп? еХеu0ерíа?. А0луа, 1952. Е. 314.
76 Папаеиуеуюи А. Мартире? кХпршл Макебо^а?-©ракп? (1941-1945). А0Лvа, 1948. Е. 56.
77 Ваотакц К. Н проафора тп? ЕккХпаíа? атп бекаsтíа тои 40. А0лРа, 1996. Е. 118.
78 1а)а™8ц<; П. Микрл ЕyкuкХопаíбеlа Е0vо^артйрюv кХпржё. Т. 2о?. А0Лvа, 1992. Е. 194.
79 Еауоидакцд К. О роХо? тп? ЕккХ^а? тп? Крлтп? ат? ^ета^й тюv ампатааш-кё орyаvюаеюv ахеае^. Еи^роХл атпv lаторíа тп? ЕккХпашатисл? ПоХгакл?. Е. 153-154.
80 ПапаеиуеуюиА. Мартире? кХпрlкоí Макебо^а?-©ракп? (1941-1945). Е. 22.
Этапным событием стало создание Всегреческого союза клира (ПаукХлргк^ 'Evюаn ЕХХа5а?) — высшего координационного органа союзов православных священнослужителей, способствовавшего консолидированному участию клира в движении Сопротивления. В резолюции второго съезда Всегреческого союза клира говорилось: «Священнослужители считают народную борьбу против антихристианского фашизма своей собственной борьбой. Они призваны благословить и придать деятельный духовный характер антифашистскому народному движению»81.
Гонения на церковных деятелей не прекращались на протяжении всей оккупации. 4 июня 1941 г. на острове Крит оккупантами был убит архимандрит Фотий Феодосакис. 6 июня 1943 г. жестоко замучен архимандрит Иаким Лиулас из города Козани. В 1944 г. во время Божественной Литургии был схвачен координатор организации «Национальная взаимопомощь» священник Димитрий Ку-цумбас. Батюшка подвергся в тюрьме истязаниям и был расстрелян вместе со своим сыном. В Македонии были расстреляны священники Христос Цолакис (настоятель храма в селении Морна), Димитрий Йотопулос (Скалохори), а также престарелый пресвитер из Като Грамматико вместе со своей супругой82. Всего за годы оккупации нацистами было убито и замучено более 140 священников, монахов и монахинь.
Клирики, не принявшие личного участия в вооруженном сопротивление нацистам, тем не менее, не отказывали в материальной помощи партизанам и их родственникам.
В Салониках священник Леонид Параскевопулос вместе со своими соратниками организовал семь бесплатных столовых, в которых питались 4680 детей из малоимущих семей. В Каламате отец Иоанн Маркопулос ежедневно кормил 7000 малоимущих. Отец Сократ Аназилис в 1942 г. при поддержке митрополии открыл 9 столовых, в которых питались 1800 детей и 315 кормящих матерей83.
Архимандрит Августин Кандиотис организовал в городе Козани столовую, ежедневно обеспечивающую питанием восемь тысяч человек. Среди ее постоянных посетителей было и 500 детей партизан-коммунистов, воюющих в горах против оккупационного режима. За антиправительственную деятельность отец Августин был арестован немцами. Его диалог с немецким комендантом в при-
81 Яёцрад I. Н 8О\1к'л ^ avтlaтaalaк'q 5раал том 8ХХ'qvюv орОо56^юv кХиргкол' ката тл у8р^а\1к'л катохл 1940-1944 // http://www.enromiosini.gr/arthrografia/n-8Оvlкn-кal-avтlатaаlaкn-8рaаn-тюv-8Х/ (01.02.2016).
82 Палаеиу^юиА. Мартир8? кХлршл Мaк8Sоvía?-©ракn? (1941-1945). Е. 23, 27
83 п. Аuyоuатívоu Мирои «Н Аvтíатaаn тл? Ауалл?»» 'Екбоал Г', 2014. Е. 360.
сутствии переводчика В. Матиакиса воспроизведен в книге отца Августина Мироса «Сопротивление любви»84:
«— Почему ты так поступаешь? Зачем кормишь коммунистов?
— Я не политик и не военный. Я иерей Бога Вышняго, проповедник Евангелия. Я не должен ни для кого делать исключений. Чтобы ты понял меня, расскажу тебе одну притчу.
На склоне горы течет источник. Мимо проходит святой — пьет из него. Проходит разбойник — пьет. Проходит баран — пьет. Волк — пьет, голубь — пьет, орел — и тот пьет. Никому источник не отказывает в живительной влаге. Ни для кого не делает исключений...
И я тоже такой источник и поэтому кормлю всех. Пусть у вас есть поводы делать такие исключения, у меня их нет».
Вклад в национально-освободительную борьбу
православных монастырей
Афонские монастыри, обители Элладской Православной Церкви и Константинопольского патриархата, оказывали борцам с нацизмом не только молитвенную поддержку. Историк Иоаннис Сиди-рас подчеркивает, что «если бы не помощь монастырей, движение Сопротивления не получило бы в Греции такого размаха»85.
Участие монастырей в движении Сопротивления имело четыре основных формы: укрытие раненных солдат и партизан (вкупе с оказанием им медицинской помощи), содействие вывозу английских солдат за границу, разведывательная деятельность, предоставление монастырских зданий для организации собраний партизанских отрядов и складов оружия86. Среди тех, кто находил убежище в стенах обителей, были и партизаны-коммунисты.
Священники и монахи издавали подпольную литературу, прятали в храмах радиостанции. «Все монастыри Крита были шпионскими центрами, предоставлявшими убежище греческим и иностранным агентам»87.
За шпионаж были расстрелян игумен и братия монастыря Топлу. Перед смертью их подвергли жестоким мучениям и издеватель-
84 АШ601. Е. 282-283.
85 Е18црад I. Н е0\1кл каí агпатаашкл браап ти^ еХХ^и^ ор0обос;(1^ кХпржё ката тп уер^а\1кл катохл 1940-1944 // http://www.enromiosini.gr/arthrografia/п-е0vlкп-каl-аvтlатааlакп-браап-тюv-еХ/ (01.02.2016).
86 МоиреХХод I. Н ^ахп тп? Крлтп?. НракХею, 1950. Е. 524.
87 Еауоидакцд К. О роХо? тп? ЕккХпаíа? тп? Крлтп? ат? ^ета^й тк^ аvтlатааlа-кё орyаvюаеюv ахеае^. Еи^роХл ат^У lаторíа тп? ЕккХпашатжл? ПоХгакл?. Е. 132.
ствам88. За исключением одного монаха, не выдержавшего пыток, игумен с братией проявили удивительную стойкость. В тюрьме они громко молились Богу о даровании победы союзникам над германскими оккупантами.
Критские монастыри не только были местом собраний для партизанских отрядов, но и помогли участникам движения Сопротивления наладить связь с греческим правительством в изгнании. Многие обители предоставляли свои лодки и корабли для организации подобного сообщения89.
Представители духовенства помогали координировать действия партизан и консолидировать их. Кроме того, вывозили в Африку лиц, которым угрожал арест или казнь за участие в Сопротивле-нии90. С помощью монастырей Превели и Аркади, их игуменов Агафангела (Лагувардоса) и Дионисия (Псарудакиса) и братии, была достигнута координация между греческим военным штабом и партизанскими отрядами Бандуваса, Сатанаса, Петракогиоргиса, Драмунтаниса и Пападакиса на Крите. Связующим звеном между ними стала Православная Церковь91.
В оккупированном городе Лариса выборы в национальный совет проходили в храме при непосредственной организационной помощи духовенства92. В условиях нарастающего раскола между различными идеологическими течениями в партизанском движении Церковь стремилась сыграть консолидирующую роль, объединив всех в борьбе с захватчиками. Архимандрит Иоиль (Яннакопу-лос) чтобы устранить разногласия между членами ЭАМ и правыми партизанами в Каламате, в мае 1943 г. взял на себя функции посредника и помог избежать возможного междоусобного вооруженного противостояния. Посреднические функции брали на себя Мессинийский, Гифийский, Спартский и Трипольский митрополиты. Переговоры при участии Церкви проходили на Крите, Пелопоннесе и других областях93.
88 'ЕкО801? тл? К8vтрlкЛ? Еттропл? Д1алштюа8ю? ю^отЛтюv Крлтл?. НракХвю, 1983. Е. 87.
89 Еауоидакцд К. О роХо? тл? ЕккХ^а? тл? Крлтл? ат? Ц8та£и тюv аvтlатааlа-кй^ ору^й^о^ ахеа81?. Еи^РоХл атлv шторía тл? ЕккХлашатжл? ПоХгакл?. Е. 65-67.
90 АрхыоА. Есонбакл, свкбота aпо^vл^оv8u^aтa лапа-№коХл N8оvакл. Е. 1-3.
91 ¿ауоюёащд К. О роХо? тл? ЕккХnаía? тл? Крлтл? ат? Ц8та£о тюv avтlатaаla-кй^ орyavюа8юv ахеа81?. Еи^РоХл атлv lаторía тл? ЕккХлашатжл? ПоХгакл?. Е. 71.
92 Ауёракакод Г (ЛаокаХоушууцд). «Драал тои ЕАМ ат^ 8парх1а Т^^арои». ЕОvlкл Аvтíатaал. ЕиХХоул 43л. Д8квцРр1о? 1984. Е. 7.
93 Кацар1Уод А. О ЕцфбХю? ПоХ8^о? атлv П8Х/ао 1946-1949. АО^а, 2001. Е. 38-39; АутазуакакцдX. То Аптарлко атоv Таиу8то, 1941-1944. АО^а, 1994. Е. 77;
В условиях многолетней гражданской войны большинство церковных деятелей пытались примирить носителей противоположных идеологических взглядов и уврачевать вспыхнувший в народе раскол. Архиепископ Дамаскин призывал противостоящие друг другу силы к единству. Он сотрудничал с правительством, но при этом избегал антикоммунистической риторики и в декабре 1944 г. даже проявил уступчивость, пойдя навстречу требованиям левых сил.
Роль афонских монастырей трактуется в историографии неоднозначно. В вину святогорцам вменяют письмо, направленное Священным Кинотом Адольфу Гитлеру с просьбой сохранить обители Святой Горы от разрушения и не причинять вреда монахам. Подобный шаг был обусловлен не симпатией к нацистам, а желанием оградить Святую Гору от вмешательства светских властей. Прогерманские настроения среди святогорцев были минимальны (единичные проявления были отмечены в среде русских и болгарских монахов)94. Даже автор перевода на немецкий знаменитого письма монахов Гитлеру относился к нацистам негативно, характеризуя их следующим образом: «Низпосла стрелы, и разгна [их], и молнии оумножи, и смяте [их]»95.
Афонские монахи неоднократно предоставляли убежище английским военным и греческим партизанам и помогали им переправляться за рубеж. За это был задержан протоэпитроп Великой Лавры Хризостом (в будущем епископ Родостольский). Также на этой ниве был активен монастырь Ивирон. В январе 1942 г. были задержаны и приговорены к заключению шесть монахов этой обители. Монастыри Ватопед, Пантократор и Каракал оказывали врачебную помощь солдатам, а монастырь Святого Павла помог перебраться на восток более чем тысяче греческих и английских солдат96.
Обители Панагиас Ксениас и Фламуриу Димитриадской епархии стали убежищем для первых участников зарождающихся партизанских отрядов97. Знаменитые метеорские монастыри тоже активно участвовали в сопротивлении нацистам. Игумен монастыря Святого Стефана архимандрит Феофан Бетистас после падения албанского фронта спрятал оружие греческих солдат в обители.
МоютоиХадП. ПеХопо^ао? 1940-1945. А0г^а, 2004. Е. 466-469; КоивеХадГ. Iереí? ^артире? тп? Катохл?. А0луа, 2002. Е. 95.
94 См.: Шкаровский М.В. Афонские монастыри, Элладская Православная Церковь и русские приходы Греции в годы Второй мировой войны // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25). С. 96-134.
95 Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы Горы Афон. М., 1998. С. 738-739.
96 М^^е? каí ^арти^е? апо то 40 ка т^У катохл. А0лш, 2001. Е. 384.
97 АШ601. Е. 358.
Впоследствии он был задержан и приговорен к пятилетнему заключению.
Список обителей, задействованных тем или иным образом в движении Сопротивления, чрезвычайно обширен. Наиболее активно проявили себя: монастырь преподобного Дионисия на горе Олимп, монастырь Богородицы «Турлиани» Эгиалийского района, монастыри Превели, Хрисоскалитиссы, Фанероменис, Продрома, Кре-мастон на острове Крит, Иоанна Богослова на Патмосе, Панорми-тисса на острове Сими, Мега Спилео и Агиа Лавра на Пелопоннесе.
Некоторые иноки принимали активное участие в вооруженной борьбе с оккупантами. Так, на сохранившихся фотографиях отряда капитан-Бантуваса монахи держат оружие. Насельники монастырей Аркади, Агарафу, Епаносифис, Гувернету, Святой Троицы Ца-гаролон с оружием в руках приняли участие в битве за Крит98.
Оккупанты не раз проводили карательные акты против православных обителей: поджоги, изъятия священных сосудов и ценностей, похищения и убийства монахов. Так, монастырь Святого Луки в Беотии, одним из братии которого был активный участник ЭАМ архимандрит Иоасаф Костагианис, подвергся нападениям дважды — 26 августа 1943 г. и в июне 1944 г.
Монахи оказывали народу большую благотворительную помощь. Так, например, обитель Живоносного Источника в Лонговарде (о. Парос) принимала всех, ищущих прибежища и пищи. Монахи сократили свою дневную порцию еды, каждый день кормили около двух сотен человек человек и даже помогали нуждающимся с соседних островов. Братия Лонговарды спасла 125 молодых мужчин, арестованных в мае 1944 г. и приговоренных к смерти немецким комендантом острова. Местные приходские священники во главе с настоятелем монастыря старцем Филофеем (Зервакосом) сформировали комитет по спасению заложников, но комендант отказался их освободить. Тогда отец Филофей сказал ему: «Пусть считают меня среди приговоренных к смертной казни», — и заложники были освобождены99.
* * *
Большая часть клира заняла в период нацистской оккупации патриотическую позицию. Часть духовенства тайно или явно поддерживала партизанское движение, часть сочетала диалог с захват-
98 Еауоидакцд К. О роХо? тл? ЕккХ^а? тл? Крлтл? ат? Ц8та£о ти^ аvтlатааlа-кй^ ору^о^и^ ахеа81?. Еи^РоХл ат^ шторía тл? ЕккХлашатжл? ПоХгакл?. Е. 154.
99 Чудеса на дорогах войны. М., 2010. С. 56-59.
чиками с помощью движению Сопротивления. Некоторые архиереи и представители низшего духовенства устранились от участия в политических делах и сосредоточились на благотворительной миссии. В условиях иноземной оккупации Церковь играла консолидирующую роль и способствовала успеху национально-освободительной борьбы.
Список литературы
1. Шкаровский М.В. Афонские монастыри, Элладская Православная Церковь и русские приходы Греции в годы Второй мировой войны // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25). С. 96-134.
2. AyysXönovXogА. EKK^noiacxiKq icxopia. Icxopia xrav So^rav SioiKncea)? Kai Zff>n? xn? EKK^ncia? xn? EHaSo? (20 airava?). ©eccaloviKn, 1998.
3. AXs^önovXog Л. О дпфопоХ^тп? HXeia? Avxravio?. Avxicxacn. Aönva, 1985.
4. AvöpaKäKog Г. (ЛаокаХоушт>цg), «Apacn xou EAM cxnv enapxia Tup-vaßou», EöviKn Avxicxacn, EuMoyn 43n, AeKg^ßpio? 1984.
5. AvxravaKaKn? X. To AvxapxiKo cxov Tauyexo, 1941-1944. Aönva, 1994.
6. BaciXeio? MapKaKn?, o avxioxaoiaKo? цптРопоХ^тп? Kp^xn? // Еф. «naxpi?» HpaK^eiou, 19 iavouapiou 1980.
7. BaoxaKn K. H пpocфopa xn? EKK^ncia? cxn SeKaexia xou 40. Aönßa, 1996.
8. BsveZn H. ApxienicKono? Aa^acK^vo?, oi xpovoi xn? SouXeia?. Aönva, 1981.
9. BoßoX^vn K. H EKK^ncia cxov ayrava xn? eXeuöepia?. Aönva, 1952.
10. ГатпоиХод Л. Icxopia xn? Kaxoxn?. To^o? A. Aönvai, 1946.
11. ЛаХаутруоь NirnXäou, npsaßmepou. H EöviKn Spacn xou ApxienicKonou Aa^acKqvou Kaxa xnv yep^aviKq Kaxoxn // http://www.romfea.gr/afieromata/ 3958-i-ethniki-drasi-tou-arxiepiskopou-damaskinou-kata-tin-germaniki-katoxi (1/2/2016).
12. AopSaväg X. Avxinoiva xrav yep^aviKrav apxrav Kaxoxn? cxn MaKeSo-via (1941-1944). AiSaKxopiKq Siaxpißn nou eKnovnönKe cxo T^n^a Icxopia? Kai ApxaioXoyia? xou ЛП0. ©eccaloviKn, 2002.
13. Enicxn^oviKn H^epiSa «О MnxponoMxn? ©eccaloviKn? revvaSio? AXe^iaSn? 1912-1951». 16 OKxraßpiou 1990. Kevxpo Icxopia? An^ou ©ecca-XoviKq?. ©eccaloviKn, 1992.
14. ImavviSng П. MiKpn EyKuK^onaiSeia Eövo^apxuprav K^npiKÖv. T. 2o?. Aönva, 1992.
15. Icxopia xou e^nviKou eövou?. To^. IET'.
16. Käßßou Г. rep^avo-ixaliKn Kaxoxn Kai avxicxacn Kpnxn? 1941-1945. HpaK^eio, 1991.
17. KaiXag Л. О K^npo? cxnv avxicxacn. Aönva, 1981.
18. КаХоурщд B. To avxinalo Seo?. Oi eöviKicxiKe? opyavracei? avxicxacn? cxnv Kaxexo^evn MaKeSovia (1941-1944). Aönva, 2012.
19. Ka^apivög А. О ЕдфбХю? nöXe^o? cxnv neX/co 1946—1949. Aönva, 2001.
20. KovßsAagГ. Н EKKXncia cxnv EöviKn Avxicxacn. Koivravia, 28 (1985).
21. Kpi/ижад Г. Н EöviKn Avxicxacn cxn Meccnvia Kai xou? yupra vo^ou. KaXa^axa, 1984.
22. MovpSKkoq I. Н дахл xn? Kpnxn?. HpaKXeio, 1950.
23. MomovXaq П. neXonovvnco? 1940-1945. Aönva, 2004.
24. MvAmväKy E. О EnicKono? KuSravia? Kai AnoKopravou AyaöayyeXo?. Xavia, 1948.
25. Mvpov n. Avyovoiivov. «Н avxicxacn xn? ayann?» EKSocn Г', 2014.
26. NiKoXäov N. nep^povn^eva paca cxov avxicxaciaKo ayrava xou Xaou до? 1941-1944. Aönva, 1982.
27. Пажаеиуеуюь А. Mapxupe? KXnpiKoi MaKeSovia?-0paKn? (1941-1945). Aönva, 1948.
28. EavovöäKyg К. О poXo? xn? EKKXncia? xn? Kpnxn? cxi? ^exa^u xrav avxicxaciaKÖv opyavracerav cxecei?. Eu^ßoXn cxnv icxopia xn? EKKXnciacxi-кп? noXixiKn?. Kvracco?, 1993.
29. Eiönpäg I. Н eöviKn Kai avxicxaciaKn Spacn xrav eXXnvrav opöoSo^rav KXnpiKÖv Kaxa xn yep^aviKn Kaxoxn 1940-1944 // http://www.enromiosini.gr/ arthrografia/n-eöviKn-Kai-avxicxaciaKn-5pacn-xrav-eX/ (01.02.2016).
30. EKsvöspn А. Н cu^ßoXn xou KXnpou cxnv eöviKn avxicxacn. ©eccaXo-viKn, 1995.
31. EzpaßoÄeßou А. 'Eva? npraic^o?, дш SiKairacn. Н Siacracn xrav Eßpai-rav xn? ZaKuvöou cxn Kaxoxn. Aönvai, 1988.
32. TCßvaKäpnq В. Н aXnöeia yia xa KepSuXia. riaxi, 86-87 (1982).
33. To paco cxov ayrava yia xnv naxpiSa. Ефпд. PiZocnacxn?. KupiaKn 26 AnpiXn 1998.
34. XapaAa^nönovAov X. ApxienicKono? Aa^acKnvo? nomavSpeou. Aönva, 1990.
35. Xpucoxoou A. Н Kaxoxn ev MaKeSovia. BißXiov Seuxepo. Н Spaci? xn? ßouXyapiKn? nponayavSa?. ©eccaXoviKn, 1950.
36. Hondros J.L. Occupation and Resistance: The Greek Agony, 1941-44. New York, 1983.
37. Mazower M. Inside Hitler's Greece: The Experience of Occupation, 1941-44. New Haven & London, 1993/2001.
38. Mazower M. Salonica, City of Ghosts: Christians, Muslims, and Jews, 1430-1950. New York: Alfred A. Knopf., 2004.
Поступила в редакцию 2 марта 2016 г.