Научная статья на тему 'Православная церковь в федеративной Республике Германия: история и современность'

Православная церковь в федеративной Республике Германия: история и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1159
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Verbum
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православная церковь в федеративной Республике Германия: история и современность»

Ольга Курило (Франкфурт-на-Одере) /

Штефан Райхельт (Бранденбург, Германия)

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Федеративная Республика Германия, в которой доминируют римско-католическая и протестантские религиозные традиции, на первый взгляд мало связана с православием. В облике немецких городов преобладают сакральные здания католических и лютеранских церквей с характерными для них готическими и барочными башнями. На улицах немецких городов часто можно встретить мусульман турецкого происхождения, приехавших сюда в качестве рабочей силы после II Мировой войны и оставшихся здесь на постоянное место жительство.

Православие в Германии имеет, однако, не только древнюю историю, начало которой было положено постройкой первой православной церкви на немецкой земле в XVIII столетии. Оно занимает особое место в культурном пространстве страны, потому что по численности верующих является третьей после римско-католической и евангелической христианской конфессией страны. В различных немецких городах существуют православные храмы с характерной для них в России архитектурой — свидетели многовековых культурных связей Германии и России, являющиеся местом собрания многочисленных православных верующих на немецкой земле.1 Их количество постоянно увеличивается. В предлагаемой статье анализируются основные вехи истории православия в Германии и показаны современные тенденции его развития.

1 Подробную информацию о русско-православных храмах см.: Антонов В.В., Кобак А.В. Русские храмы и обители в Европе. СПб., 2005. С. 337-342.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

Православный ландшафт Германии

Православные общины и церкви существуют в каждой федеративной земле в Германии. Только в Берлине, в котором история Русской православной церкви насчитывает более ста лет, находится несколько русскоговорящих православных общин, имеющих свои церковные здания: Русский православный храм Равноапостольных Константина и Елены, Кафедральный Свято-Воскресенский Собор, Храм Святого Сергия Радонежского Московского патриархата Берлинской Епархии, Святой храм Покрова Пресвятой Богородицы Русской православной церкви за границей. Кроме того, в Берлине действует немецкоговорящая русско-православная община св. Исидора.2

Православный ландшафт Германии в целом и Берлина в частности очень разнообразен. В Берлине помимо русскоязычных православных общин действуют болгарская, греческая, община грече-ско-православной митрополии Антиохии, румынская, две сербские, грузинская, армянская, коптская, сирийская и др., некоторые из них были образованы в последнее время.

Всего в 1990-х годах в Берлине насчитывалось более десяти различных православных общин,3 несколько меньше, чем в Мюнхене. В баварской столице, по данным кардинала Фридриха Веттера, в конце XX столетия было зарегистрировано 14 православных общин.4 Для сравнения: в Гамбурге действуют 10, а в Штуттгарте только 9 общин.

Кроме православных храмов в Германии существуют также православные монастыри и скиты, которые расположены преимущественно в небольших местечках, таких, например, как Боденвердер-Буххаген (Bodenwerder-Buchhagen), Гейльнау

2 Rolf R. Aus dem Leben der Russischen Orthodoxen Kirche in Berlin. Berlin, 1999.

3 Yonan G. Religion in Berlin. Berlin, 1993.

4 Kallis А. und Bischof Evmenios (Tamiolais) von lefka. Orthodoxe in Mun-chen und Bayern // Orthodoxie in Begegnung und Dialog. Festgabe fur Metropolit Augoustinos 1998. S. 93-100.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

(Geilnau), Хильдесхайм-Химмельстюр (Hildesheim-Himmelsthtir), Мильмерсдорф-Гечендорф (Milmersdorf-G6tschendorf), Бухендорф (Buchendorf). Исключение из правил составляют монастыри в крупных городах, в частности монастырь св. Хиоба Почаевского в Мюнхене, принадлежащий Русской православной церкви за границей, и монастырь Св. Великомученика князя Константина и его четырех сыновей, находящийся во владении Румынской православной церкви в Нюрнберге. Они расположены, однако, на окраине больших городов и поэтому, как правило, остаются незаметными для российских туристов, интересующихся православным наследием в странах Западной Европы.

К числу православных мест в культурном пространстве Федеративной Республики Германия принадлежат также православные кладбища, некоторые представляют особую культурную ценность. К ним, например, относится русско-православное кладбище в Висбадене, которому в 2006 г. исполнилось 150 лет. Здесь захоронены многочисленные россияне — государтвенные лица, офицеры, ученые, писатели, художники и архитекторы, покинувшие Россию после прихода к власти большевиков и умершие в эмиграции. Среди них много православных дворянского происхождения: князь Петр Васильевич Репнин, барон Карл Фридрих фон дер Остен, граф Карл Иванович фон дер Остен-Сакен, князь Георгий Александрович Юрьевский. Здесь также покоятся православные священники, опекавшие православную диаспору в Германии в послевоенные годы: епископ Серафим (Альберт Ладе), архиепископ Берлина и Германии, епископ Александр (Андрей Ловчий), архиепископ Берлина и Германии в 1952-1971 гг. и епископ Филофей (Владимир Нарко), архиепископ Берлина и Германии в 1971-1982 гг.

Сохранение православной традиции в Германии возможно благодаря не только существованию православных храмов, приходов, кладбищ, но и обучению православной теологии. Верующим в Германии предоставляется возможность изучения православия на отделении православной теологии Университета им. Людвига-Максимилиана в Мюнхене и на кафедре православной теологии в Центре по религиозным вероучениям Вестфальского Университета им. Вильгельма в Мюнстере.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

Православие как учебный предмет существует в школах федеральных земель Северная Рейн-Вестфалия, Бавария и Гессен.

По статистическим данным, опубликованным Николаем Тоном, генеральным секретарем православной епископской конференции в Германии, в ФРГ проживают 1,3 миллиона верующих православного вероисповедания.5 В декабре 2006 г. насчитывалось 394 общины, которые обслуживались 268 священнослужителями.6

Среди православных религиозных организаций доминирует греческо-православная митрополия Германии, насчитывающая 168 общин и 69 священников, обслуживающих около 400 000 верующих. Не случайно главой Комиссии православных церквей в Германии (Kommission der Orthodoxen Kirchen in Deutschland, KOKiD) был избран митрополит Августинос. Вышеназванная Комиссия, созданная в Германии в 1994 г., объединила все представленные в Германии православные патриархаты. Помимо публикации информационного печатного органа «Православие актуально», освещающего жизнь православных церквей как в Федеративной Республике Германия, так и за рубежом, Комиссия прилагает усилия по введению православия в качестве школьного предмета в различных немецких федеральных землях и по единообразному переводу литургических текстов на немецкий язык.7

Руководитель Комиссии митрополит Августинос, заслуженный представитель православного мира Германии, осуществляет большую работу для сближения различных православных церквей. В феврале 2006 г. Рейнский университет им. Фридриха-Вильгельма в Бонне присвоил ему почетное звание доктора.

Второе по численности верующих место среди православных организаций в Германии занимает Румынская митрополия. Она насчитывает 300 000 верующих, 41 общину и 32 священника. За ней

5 Thon N. 1) Wieviel orthodoxe Christen leben derzeit in Deutschland? // Orthodoxie Aktuell (далее Orthakt) 1/4 (1997). S. 4-7; 2) Orthodoxe Kirche in Deutschland im Spiegel der Statistik, in: Orthakt 3/2 (1999). S. 5-7.

6 Orthakt 1 (2007). S. 29.

7 Orthakt 3 (2006). S. 19.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

следует сербский диоцез Центральной Европы с 280 000 верующими, 74 общинами и 44 священниками. Русская православная церковь насчитывает всего около 40 000 членов. 8

Православная традиция и повороты истории

Православие в Германии, как уже упоминалось выше, существует столетия. Возможно, первое официальное место для русско-пра-вославного богослужения было устроено в 1718 г. в Берлине в связи с пребыванием здесь посольства царя Петра I при дворе прусского короля Фридриха I.9 Известные с этого времени так называемые «походные церкви» устраивались в частных помещениях и использовались для проживания членов русских посольств при Берлинском дворе и для религиозных целей.10 Походные церкви получили свое название от их «походного» (переносного) убранства: полотняного иконостаса, малого числа икон, священных сосудов и риз.11

Начало строительству православных строений на немецкой земле было положено в XVIII в. Первая православная церковь — греческо-православная церковь Святой Троицы — была построена в 1759 г. в Аугсбурге, тогда «свободном имперском городе» («й^ Reichsstadt»). В XVIII в. появилась также греческая православная община в Лейпциге, одном из важных центров православия, возникших в немецких землях.12 Крупный город с развитой торговлей и университетом привлекал к себе многочисленную публику, в том числе православных купцов и студентов, которые приезжали также из России, но постоянной русской церкви здесь долгое время не бы-ло.13 Екатерина Великая (1729-1796, императрица с 1762 г.) отметила

8 Orthodoxe Kirche im Spiegel der Statistik in: Orthakt 1 (2007). S. 29.

9 Gunther W. Die Russisch-Orthodoxe Kirche in der Bundesrepublik Deutschland. Memorandum. [W. p., w. y.]. S. 8.

10 Gaede K. Russische Orthodoxe Kirche in Deutschland in der ersten Halfte des 20. Jahrhunderts. Koln, 1985. S. 15.

11 Антонов/Кобак. Русские храмы. S. 6.

12 Suppe F. T. Hellas Lipsiensis — Griechen in Leipzig / Grazyna-Maria, P. (ed.): Griechen in Leipzig: damals, heute, Leipzig, 1999. S. 17-23.

13 Антонов, Кобак. Русские храмы. S. 88.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

при посещении Лейпцига, что хотя в городе и существует православная церковь, но богослужения в ней на церковнославянском языке не проводятся.14

Значительно большее количество православных цервей в Германии возникло, однако, в течение XIX столетия. Причем их постройка была связана с самыми разными причинами. Многие рус-ско-православные церкви возникли в связи с развитием брачных и дипломатических связей между царским домом Романовых и немецкими княжествами. Православная церковь в Дармштадте была, например, фамильной церковью царской семьи и строилась на ее деньги. Некоторые значительные храмы были воздвигнуты в окружении русских посольских резиденций в Берлине, Веймаре, Дрездене, Штуттгарте, Лейпциге.15 С развитием курортного туризма и увеличения числа приезжих из России на немецкие курорты во второй половине XIX в. здесь также появляются постройки православных церквей, например в Бад Хомбурге, Висбадене, Бад Киссингене, Бад Емсе и Баден-Бадене.

Историк Геде различает православные строения по месту их возникновения: дворцовые, кладбищенские, посольские, курорт-ные.16 К этому списку можно добавить также православные строения, играющие роль памятника, в том случае, если они строились в память о знаменательном событии, как, например, православная церковь в Лейпциге. Строительство этого храма-памятника было связано с юбилеем знаменитой «битвы народов», в которой объединенная армия России, Пруссии, Австрии, Англии и швеции разгромила в сражении, происшедшем 4-7 октября 1813 г. под Лейпцигом, войска Наполеона. Построенная в 1913 г. и освященная во имя св. Алексия митрополита московского церковь до сих пор служит местом памяти о знаменательном сражении и погибших в нем

14 Gaede. Russische Orthodoxe Kirche. S. 38.

15 Stricker G. Russische Orthodoxe Kirchen in der Diaspora (1917-2007) // Davids Adelbert J.M. / Poljakov F.B. (ed.). Die russische Diaspora in Europa im 20. Jahrhundert. Religioses und kulturelles Leben. Russian Culture in Europe. T. 4. Frankfurt am Main, S. 21.

16 Gaede. Russische Orthodoxe Kirche. S. 15.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

русских солдатах. В годовщину «битвы народов» здесь служатся панихиды по павшим русским солдатам.

Новый поворот в истории православия в Германии был связан с I Мировой войной и приходом к власти большевиков, вызвавшим поток эмигрантов из России. В 1917 г. только в Берлине, который Карл Шлёгель назвал «русским Берлином»,17 насчитывалось более 1 миллиона эмигрантов: в начале 1920-х годов здесь проживало 300 000 эмигрантов из России, ведущих активную творческую жизнь. В это время в Германии возникли новые русскоязычные издательства, газеты и журналы, литературные произведения.18

Эмигранты православного вероисповедания из России концентрировались в Русской православной церкви за границей, новой православной церковной организации, возникшей после Октябрьской революции.19 Поселившиеся в межвоенный период в Германии, русские эмигранты новых церквей, как правило, не строили и использовали помещения существующих православных храмов. Исключение представляет Кафедральный Свято-Воскресенский собор, самая большая православная церковь Берлина, построенная в 19361938 гг. Строительство бетонного пятикупольного собора в Берлине, выполненного в традициях новгородского зодчества, происходило при финансовой поддержке Германского государства.20 Развитие православной жизни в межвоеный период не было безоблачным и осуществлялось, как показывает приведенный выше факт, не без сотрудничества с национал-социалистической властью.21

17 Schlogel K. Das russische Berlin. Ostbahnhof Europas. Munchen, 2007.

18 Gunther W. Zur Geschichte der ROK in Deutschland in den Jahren 19201950. Sigmaringen, 1982; Reichelt S. Berdjaev in Deutschland. Eine rezeptionshisto-rische Studie. Leipzig, 1999. S. 23-31.

19 Административный центр Русской Православной Церкви за границей расположен в Мюнхене.

20 Антонов, Кобак. Русские храмы. С. 11.

21 О жизни православных общин в период национал-социалистической диктатуры см.: Шкаровский М. 1) Нацистская Германия и православная церковь. М., 2002; 2) Die Kirchenpolitik des Dritten Reiches gegenuber den ortho-doxen Kirchen in Osteuropa (1939-1945). Munster, 2004.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

Советская антирелигиозная политика и распространение атеистической идеологии вызвали сокращение числа верующих православного вероисповедания в Советском Союзе. В связи с этим вторая волна эмиграции из России, связанная с концом II Мировой войны, не была такой религиозной, как первая. Тем не менее и она привела к усилению православной традиции в Германии, что отразилось в том числе и на создании новых православных храмов. Так, например, в 1951 г. был освящен Крестовый храм в одной из вилл берлинского предместья Карлсхорст, служивший приходской церковью для православных, проживавших в столице ГДР. При храме действуют представительство Московского патриархата в Германии, Берлинское Епархиальное управление и резиденция архиепископа берлинского и германского. В Западной Германии в 1965 г. была освящена церковь блж. Прокопия Устюжного в Гамбурге, одно из наиболее гармоничных в архитектурном отношении православных сооружений.

В истории православия в Германии миграция играла особую роль: она привела к основанию православной диаспоры, к увеличению в стране числа православных верующих, общин и храмов. Но если катализатором миграционных процессов, в том числе для православных в XX в. в Западную Европу, были прежде всего мировые войны и связанные с ними политические пертурбации,22 то в послевоенный период особую роль приобретала рабочая миграция, в которой в 70-е годы особую роль играли православные греки. Приблизительно 1 миллион греческих граждан работал в те годы за границей, многие из которых не возвратились на свою Родину. По данным Клауса Баде, с 1973 по 1981 г. вернулись только около 9000 из 25 300 греческих граждан, зарегистрированных в ФРГ как ищущих работу.23

Окончание «холодной войны» и развал социалистической системы государств вызвали увеличение количества православных

22 Несмотря на широкое использование иностранной рабочей силы в 1914 г. (1,2 млн), в период до II Мировой войны только 300 000-500 000 иностранных рабочих работали в Германии (Bade K.J. Auslander-Aussiedler-Asyl. Eine Bestandsaufnahme. Munchen, 1994. S. 41).

23 Bade K.J. Europa in Bewegung. Migration vom spaten 18. Jahrhundert bis zur Gegenwart. Munchen, 2002. S. 330.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

в Германии за счет мигрантов из Восточной Европы, что привело к дальнейшему укреплению положения православных в Германии.

Современные тенденции

Современное положение православия в Германии еще не стало темой особого научного исследования, несмотря на то что его значение в культурном пространстве страны неуклонно растет. К современным тенденциям развития православия принадлежат значительное увеличение числа православных верующих, рост их организаций и церковных строений и в целом упрочение их позиций в стране.

В соответствии со статистическими данными, опубликованными Евангелической церковью Германии, количество православных в Федеральной Республике Германия с 1990 по 2004 г. увеличилось вдвое, а именно с 500 тыс. до 1,1 миллиона.24 Прирост православных в Германии связан, как уже упоминалось выше, прежде всего, с миграционными процессами.

В 2005 г. из 35 522 переселенцев 15 000, или 42%, принадлежали к различным евангелическим группам, прежде всего баптистам, лютеранам и меннонитам. Вторую по численности группу — 20,6 %, или 7300 членов, составили православные.25

Только в 2006 г. число православных общин увеличилось с 318 до 394. Таким образом, Православная церковь заняла третье место среди действующих в стране конфессий, после Римско-католической и Евангелической.26 Процесс роста православных можно проиллюстрировать на примере российских немцев, приезжавших и приезжающих в Германию из России на постоянное место жительство. Если первоначально среди них были зарегистрированы в основном лица римско-католического и протестантского вероисповедания, то в настоящее время довольно большая их часть относит себя к православным. По официальной статистике,

24 ОлЬакг 1 (2005). 8. 18.

25 ОгШакг 10 (2006). 8. 21.

26 Оагйг. Яш818сЬе ОйЬо^хе ЮгсЬе. 8. 11.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

число переселенцев в 2010 г. распределилось по религиозной принадлежности следующим образом: евангелического вероисповедания — 791, римско-католиков — 334, православных — 706, другого вероисповедания — 88, без какой-либо религиозной принадлежности — 346, без ответа — 85.27 В соответствии с этими данными количество лиц православного вероисповедания в 2010 г. более чем вдвое превысило число переселенцев римско-католического вероисповедания и было ненамного меньше числа лиц евангелического вероисповедания. Приезжающие в Германию в последние годы российские немцы являются в большинстве случаев ассимилированными немцами, они чувствуют себя более связанными с русской, чем с немецкой культурой, более с православием, чем с протестан-тизмом.28

Увеличение численности православных способствует усилению их влияния в религиозной жизни страны. Упрочение позиций православных организаций связано, прежде всего, с приобретением ими нового правового статуса как правовой корпорации. 9 декабря 2004 г. министр по науке, исследованию и культуре (Ministerin fur Wissenschaft, Forschung und Kultur) земли Бранденбург Иоанна Ванка подписала в Потсдаме документ о предоставлении Берлинскому диоцезу Русской православной церкви Московского патриархата такого права. Помимо Берлинского диоцеза Русской православной церкви такими правами владеют Греческо-право-славная митрополия Германии (первично в земле Северный Рейн-Вестфалия в 1974 г.) и диоцез Русской православной церкви за границей (с 1936 г.).29 В 2006 г. Румынская митрополия Германии, Центральной и Северной Европы получила от Свободной земли Баварии официальное признание статуса правовой корпорации. До

27 Bundesverwaltungsamt. Der zentrale Dienstleister des Bundes. Jahresstati-stik 2010. Verteilung auf Bundeslander nach Religionszugehorigkeit und Geschlecht.

28 Об изменении культуры и идентичности российских немцев см.: Ku-rilo О. Die Lebenswelt der Russlanddeutschen in den Zeiten des Umbruchs (19171991). Ein Beitrag zur kulturellen Mobilitat und zum Identitatswandel. Essen, 2010. S. 245-373.

29 Or^kt 1 (2005). S. 12, 13.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

этого митрополия существовала в Германии на правах общества. Рассмотрение заявления длилось, однако, довольно долго —10 лет.30 Таким образом, Румынская митрополия стала четвертой по счету православной метрополией, получившей такое признание после Русской православной церкви за границей (1936 г.), Греческо-пра-вославной митрополии Германии (1974 г.) и Берлинского диоцеза Русской православной церкви (1990 г).31 Получение нового статуса означает уравнение православных оранизаций в правах с другими религиозными организациями страны.

Стоит также отметить, что усиление позиций православия в Германии происходит одновременно с уменьшением численности членов традиционных немецких религиозных организаций, как, например, Евангелической церкви Германии, второй по численности церковной организации страны после Римско-католической. Этот процесс сопровождается закрытием евангелических церковных зданий, которые со временем все более и более пустеют. Нередко они переходят в руки православных. Так, например, бывшая Евангелическая кладбищенская церковь в Берлине стала местом богослужений болгарской православной общины, насчитывающей около 3000 членов.32

В 2005 г. Евангелическая церковь в Гамбурге-Хамме (НашЬищ-Нашш) продала здание своей церкви св. Симеона греческо-право-славным христианам.33 В мае 2006 г. была освящена румынская церковь Рождества Христова в Штуттгарте, здание которой было приобретено православными в 2004 г.

Нередко протестанты остаются удовлетворенными достигнутыми с православными переговорами. Покупка евангелических церквей православными означает, что сакральное здание и дальше будет использоваться в христианских целях.34 Приобретение евангелических строений православными не означает, однако, что они

30 ОйЬакг 5 (2006). Б. 11.

31 ОгШакг 5 (2006). Б. 12.

32 ОйЬакг 5-6 (2005). Б. 33.

33 ОйЬакг 2 (2006). Б. 19.

34 ОйЬакг 2 (2006). Б. 19.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

будут немедленно использоваться. Купленные церковные здания переоборудуются в соответствии с православными потребностями и приобретают со временем архитектурные православные формы, иконопись, иконостас и т. д.35

Кроме евангелических в руки православных переходят и католические церковные здания. В октябре 1980 г., например, Римско-католическая церковь Марии Защитницы (Kirche Maria Schutz) была передана православным. С этого времени здесь проводят свои богослужения, крестят и совершают обряды венчания греческая, румынская, сербская и русская общины.36 Для россиян процесс пе-реобустройства зданий других христианских конфессий для православных целей не является новым опытом. Этот процесс можно сравнить с переустройством зданий немецких евангелических и католических церквей под православные нужды в Калининградской области, в бывшей северной части Восточной Пруссии.

К тому же православные строят в Германии и новые церковные здания. Греческая церковь св. Иоанна Крестителя была, например, освящена в рейнском Брюле (Bruhl)) в мае 2005 г.37 В том же году была начата постройка русской православной деревянной церкви в Магдебурге.38 Она призвана стать наиболее впечатляющим деревянным церковным строением Германии (запланированная высота строения составляет 30 метров). Строительные материалы для постройки церкви, 50 тонн обработанных деревянных элементов, привозятся из России. Предполагаемая стоимость церкви — 265 миллионов евро.39 В 2006 г. была произведена закладка Румынской православной церкви в Берлине (район Шарлоттенбург) и достигнута договоренность о постройке Русской православной церкви в Киле (договор между Берлинским диоцезом Русской православной церкви и Евангелическим церковным округом Киля).40

35 ОгШак! 8 (2006). S. 19; ОгШак! 5-6 (2005). S. 33.

36 ОгШак 11 (2005). S. 8.

37 ОгШак! 5-6 (2005). S. 34.

38 ОгЛаИ 11 (2005). S. 9.

39 ОгШак! 09 (2006). S. 24.

40 ОгШак 6 (2006). S. 19.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

По сообщению издания «Православие актуально», Русская православная церковь в 2005 г. подготавливала также открытие небольшого монастыря (Emmaus-Skit) в городе Еускирхен (Euskirchen). В монастыре предусмотрено не только устроить церковь, комнаты для гостей и помещения для инвалидов, но и оборудовать чайную комнату и небольшой церковный музей, так, чтобы он мог стать местом коммуникации христиан различных конфессий и местом досуга.41

Развитие активности православных заметно также в проведении мероприятий православной молодежи. В Германии действует Православный союз молодежи Германии (Orthodoxer Jugendbund), который устраивает летние лагеря.42 Открытость по отношению к обществу и адаптация к современным условиям отражаются в использовании православными ресурсов Интернета. «Православие актуально» сообщает на своих страницах о различных сайтах Интернета, предназначенных для интересующихся православием. В немецкоязычной версии интернет-энциклопедии Википедия в начале 2006 г. открылся новый портал «Христианский Восток» (http:// de.wikipedia-org/wiki/Portal:Christlicher Orient), в котором содержится информация о православных церквях.43 Недавно был создан новый православный форум «Christlich-Orthodoxes Forum» (http://orthodoxes.forum-on.de). Кроме больших порталов, свои интернет-страницы имеют также отдельные православные общины в Гамбурге или Берлине.

заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Православие в Германии отличается от православия в России или в других странах с доминирующей православной традицией. Православная церковь в Германии — это церковь диаспоры. В ее истории особую роль играли миграционные процессы, которые приводили к ее неуклонному росту, в особенности в XX столетии. Увеличение числа православных греческой национальности,

41 Ort^t 11 (2005). S. 13.

42 ОйЬа^ 2-3 (2005). S. 26.

43 Ort^t 4 (2006). S. 18.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

составляющих большинство православных Германии, несомненно, связано с большой волной рабочих-мигрантов, приехавших в Германию в 1970-х годах. Рост числа русско-православных верующих в последнее время происходит за счет переселения на постоянное место жительства обрусевших российских немцев и членов их семей.

Церковь диаспоры, как церковь мигрантов, церковь меньшинства, призвана к культурной интеграции в общество в большей, чем другие церкви, степени. О такой интеграции свидетельствуют активное участие Православной церкви в общественной жизни и ее публичная презентация в Германии. Создание общих для всех православных церквей порталов, как и многие другие факты, свидетельствует о все большем осознании общности различных православных церквей на немецкой земле. Усиление позиций православия происходит не только за счет новых эмигрантов православного вероисповедания, но и благодаря совместной деятельности различных православных организаций.

Издательство Санкт-Птеребургского университета • Издательство Санкт-Птеребургского университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.