ПРАВОСЛАВИЕ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ РОССИЯН Н. А. Ореховская
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
В статье рассматриваются взаимодействие таких многокомпонентных факторов, как религия, культура, политика, и их воздействие на формирование массового сознания россиян. Проводится анализ роли православной веры, сложившейся под влиянием социально-исторической реальности, и ее влияния на развитие современного российского общества.
Ключевые слова: православие, политика, культура, традиции, массовое сознание.
This article deals with the interaction of such multicomponent factors as religion, culture, policy and their influence over the Russian mass consciousness formation. The analysis of the Orthodox faith role formed under the social and historical reality and its influence over the progress of modern society.
Key words: orthodoxy, policy, culture, traditions, mass consciousness.
Исторически дух россиян в значительной мере зиждется на православии, которое активно влияло на формирование массового сознания российского народа. Массовое сознание выступает как способ отражения социальной действительности, складывающейся в процессе повседневного практического бытия больших масс людей. Оно включает в себя совокупность восприятий, переживаний, представлений, понятий, возникающих под влиянием постоянных и привычных условий жизни индивидуумов, а также представляет собой донаучную форму отражения действительности. Массовое сознание фиксирует лишь внешнюю видимость вещей: оно включает в себя как рассудочные, так и эмоциональные компоненты. Массовое сознание можно сравнить с «подсознанием» общества. Но вместе с тем оно является хранилищем совокупного социокультурного исторического опыта. Массовое сознанием может играть креативную роль, то есть выступать как стабилизирующим фактором, так и деструктивным, усугубляя противоречия общества. В структуре массового со-
знания выделяют как элементы, сформированные современностью, так и элементы, отражающие специфику бытия прошлых эпох, которые связаны с характеристиками глубинных качеств менталитета.
Одним из факторов, оказывающим существенное влияние на состояние массового сознания русского народа, является христианство, поскольку становление российской нации происходило в результате его непосредственного воздействия. «В конце X века, -говорит митрополит Иоанн, - вошли в купель святого крещения племена полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей и иных славян. Вышел из купели - русский народ, в течение шести веков (с X по XVI) вдумчиво и сосредоточенно размышлявший о месте Святой Руси в мироздании...» (3, с. 11).
Любой анализ отношения к религии предполагает определение ее как системы верований и социального воздействия особого типа, а тем самым и - определенных воззрений на природу общества. Для изучения религии как фактора формирования массового сознания
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 22-26
Духовность - основа культуры 23
необходимо исследовать ее влияние на образ жизни людей, на политику государства, культурные традиции, на всю многообразную социально-политическую сферу. Известный российский религиовед И.Н. Яблоков писал: «В зависимости и роли религии в обществе религиозные отношения могут в большей или в меньшей степени "накладываться" на другие отношения. Чем большее влияние оказывает религия, тем в большей мере религиозные отношения "врастают" в политические, правовые, нравственные, семейные, племенные, национальные отношения» (8, с. 109-110).
Православие придает внутреннюю определенность менталитету массового сознания русского народа и на тысячелетие определяет душевный потенциал русской нации. Это - неиссякаемый родник, который удовлетворял духовную жажду русского народа в его непростой и часто трагической истории. Православная вера выполняет для русского менталитета роль внутреннего духовного стержня, или, говоря философским языком, духовной субстанции. Субстанция есть то, что лежит в основе менталитета того или иного народа; это непреходящее и вечное в менталитете народа, выдерживающее все изменения и невредимо проходящее через все фазы народной истории. В религиозной вере коренится причина различий и специфических особенностей исторического развития народов и цивилизаций.
Вместе с Библией русский народ получил на родном языке богатейшую литературу богословского, естественнонаучного, исторического, повествовательного содержания, фактически адекватную той, которая составляла круг чтения культурного человека в Византии. Книги приобрели на русской земле непререкаемый авторитет, были восприняты как откровение и произвели переворот в сознании людей. Любовь к книжной мудрости - специфическая черта русских святых. На многих иконах, изображающих святых, у них в руках -книга. Поэтому бессознательное почтение перед книжной мудростью входило в ментальный строй русского народа. В силу этого и со-
временный русский легко поддается воздействию средств массовой информации благодаря укорененному в народной душе почтительному и доверчивому отношению к словесной мудрости.
Благодаря православию русский народ проникся всечеловеческими христианскими ценностями, сохранив при этом самобытность и национальное своеобразие своего менталитета. Православное самоопределение связано с особенностями религиозного мирочувство-вания славянских племен, составивших в дальнейшем ядро русского народа. Вероятно, что православие, как никакая другая религия, соответствовала эмоционально-художественному строю менталитета восточнославянских племен. Несмотря на легендарный в своей основе характер, изложенный в «Повести временных лет» рассказ об «испытании вер» князем Владимиром имеет глубокий символический смысл. Послы, вернувшиеся после исследования различных вер, рассказали о красоте греческого богослужения, ангельском пении и сделали вывод, что в православной церкви Бог явно пребывает с людьми. Пышность и эстетическая театрализованность православного богослужения пленила склонных к эмоционально-художественному видению мира восточных славян.
Владимира также поразило, что православие - это религия абсолютных оценок, религия Страшного суда и вместе с тем Прощения и Спасения. В данном своем качестве православие наложилось на присущее уже нашим далеким предкам стремление к абсолютным ценностям и еще в большей степени обозначало его. Свойственное русским образно-символическое восприятие мира, максимализм и стремление достигнуть абсолюта, причем сразу, целиком, немедленно, одним усилием воли, нашло в православии благоприятную почву. Следовательно, православное самоопределение было историческим выбором в пользу религии, наиболее полно отвечавшим духовным потребностям и ментальным особенностям древнерусских людей. Хотя русский народ принял христианство в варианте, наибо-
лее близком евангельским заповедям, следует отметить, что русское православие есть национальная форма христианской религии. Всечеловеческие ценности христианства на русской почве национально окрашиваются, приобретая универсальный, неповторимый характер. Русское православие, как национальная форма христианства, отличается от православной веры в Болгарии, Сербии, Румынии, Греции и других православных странах. Процесс религиозного синтеза византийского православия и язычества растянулся в Древней Руси на несколько столетий. Результатом подобного синтеза стало совмещение и переплетение в русском менталитете разнородных духовно-религиозных ценностей христианского и славянско-языческого происхождения (4, с. 10). Из этого симбиоза выросли, подобно «дубу из желудя», национальные особенности русской духовной культуры, которые определяли характер социально-политической реальности.
Значительное влияние на формирование ментальных свойств русского народа оказала также специфика обрядовой стороны православной религиозной жизни. Православие отличается исключительно высокой оценкой важности соблюдения обряда в пробуждении религиозных чувств верующих. Религиозная обрядность является духовным лекарством, излечивающим русскую душу. Молитвы, церковное пение, горящие лампады и свечи, прекрасные иконы и фрески представляют собой священнодействия, обладающие для верующих сверхъестественной магической силой. Поэтому православная церковь с консервативным упорством держалась за обряд и не позволяла менять в нем ни одной формулы, так как спасительны именно старые формулы, а будут ли обладать такой спасительной силой новые - далеко не ясно. Православный консерватизм как нельзя лучше соответствовал потребностям сохранения ментальных ценностей традиционной по своей сути российской социально-политической реальности.
Ядром русского обрядоверия является православное богослужение, которое по свое-
му эмоциональному вдохновению представляет собой уникальное религиозное действо.
Еще В.О. Ключевский задался вопросом о коренном отличии православия от других направлений христианства и увидел его в торжестве рационализма над внутренним духовным разумом в рамках католицизма и протестантства. Русский же православный любит и верит сердцем. Сердце в религии и философии есть символ для обозначения всех чувств вообще и религиозных чувств в частности. «Из него, -пишет Б.П. Вышеславцев, - исходит любовь: сердцем или от сердца люди любят Бога и ближних . в сердце помещается такая скрытая функция сознания, как совесть» (1, с. 71). Сердце - первенство чувственно-созерцательного начала - составляет доминирующую силу православного религиозного акта и русского национального сознания.
Доминирование чувственного созерцания при восприятии христианской истины отнюдь не свидетельствует об ущербности православной веры, а наоборот, именно оно является предпосылкой глубокой религиозности русского народа. Православие не отвергает разум, но одна абстрактная мысль не может породить веру, поскольку мысль первична в науке, но отнюдь не в религии. Первичным в православии выступает любовное сердечное созерцание, на основе которого формируется волевая установка, и лишь затем происходит разумное осмысление любимого и пережитого. Поэтому для православия характерны серьезное и благоговейное отношение к церковной догматике и культу и их восприятие как абсолютных максим. Из религии дух максимализма глубоко проникает в менталитет массового сознания и повседневные дела русского народа. Русский человек склонен верить в жизненные сверхзадачи и придавать им фактически религиозный смысл.
Для русского православия XX столетие предстает временем невиданных в его истории потрясений и испытаний. Целые поколения русских людей выросли за пределами «церковной ограды». Но означает ли этот факт полную потерю русским народом православ-
Духовность - основа культуры 25
ной веры? Нам представляется, что нет, ибо православный храм является хотя и важным, но не единственным социальным институтом распространения православного духа в русском народе. Многие русские не могли регулярно посещать православную церковь, но нельзя забывать, что в советский период миллионными тиражами издавались произведения великих классиков русской литературы, творчество которых пронизано духом православной этики. Кроме того, предметом духовного потребления русских людей становились шедевры православно-русской, по своей сути, классической и народной музыки, живописи и драматургии. Поэтому полного перерыва в наследовании русским народом православных духовных ценностей никогда не было. Все это дает надежду на то, что духовное возрождение русского народа осуществится на основе более глубокого и осознанного возврата к национальным корням, а набирающая силу русская православная церковь внесет в данный процесс весомый и соответствующий ее высокой духовной миссии вклад. Чтобы противостоять религиозным деструктивным организациям в школах планируется ввести новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В 18 регионах России в режиме эксперимента данный предмет включен в программу преподавания. Главной задачей предмета, отмечает Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «Сегодня нравственный аргумент должен стать главным в нашем диалоге с обществом, с молодежью... если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала» (5, с. 16).
Конечно, по данному эксперименту на страницах печати, ТВ, радио идут бурные противостоящие дискуссии ученых, журналистов, учителей, религиозных деятелей, родителей. Если обобщить идеи одной и другой стороны, то они сводятся к следующему: целью обуче-
ния является формирование гражданина данной страны, но дети, как предполагается, будут изучать предмет согласно конфессиям -православие, ислам, буддизм, иудаизм, что будет способствовать конфессиональному и культурному противостоянию, распаду идентичности по гражданству, противостоянию малых в численном отношении наций большой. И еще, история взаимоотношений конфессий имела положительные и отрицательные, мирные и враждебные аспекты. В школьном возрасте разнотолки воспринимаются эмоционально, это будет почва для острых конфликтов. Школа из объединительницы может превратиться в свою противоположность, в школе будут учить не гордости быть «гражданином Российской Федерации», а культивировать их конфессиональные особенности. Тогда как на деле на сближение работали и работают другие предметы преподавания: история, литература, обществознание, наш общий исторический опыт. Социальная практика показывает, что в Турции к титулу «гражданин Турецкой Республики» законодательно запрещается добавлять вероисповедание и этнические особенности (курд, грек, еврей, армянин и т.д.). Так, Мустафа Кемаль Ататюрк создал турецкую нацию, ныне выходящую на видное место среди мировых технологических лидеров. Так же, например, в США и во Франции граждане государства не делятся по вероисповеданию, хотя в Соединенных Штатах 93% населения верующие различных конфессий (7, с. 13).
Другая позиция в рамках эксперимента гласит о том, что история вероучений - огромная часть человеческой культуры. Кстати, это у нас понимали даже во времена тоталитарного режима. Египетская, греческая, римская мифологии, протестантство, Крещение Руси - все это изучалось в школе без всякого намека на религиозную подоплеку. Если из мировой культуры изъять религиозную составляющую, останутся «дыры», которые не «заклеить», не «заштопать». История религии, Священное Писание, духовная живопись и музыка - неотъемлемые части общечелове-
ческой культуры. И хочется верить, что новый общеобразовательный предмет сумеет объединить детей, рассказав им, что все великие проповедники - и Моисей, и Иисус, и Мухаммед, и Будда - в разных станах и на разных языках учили людей одному и тому же: терпимости, милосердию и добру.
После вышесказанного у автора возникает вопрос: кто будет вести новый предмет? В светском государстве, ведь Россия и по Конституции, и по сути страна светская, любой предмет в школе должны вести светские учителя. Историю и культуры религии должны преподавать высокообразованные специалисты, которых еще предстоит подготовить.
Подводя итог осмыслению истоков менталитета массового сознания россиян, можно сделать вывод о том, что оно формируется под воздействием комплекса материальных (природных и социальных) и идеальных (прежде всего, религиозно-духовных) детерминант. Понимание национальной специфики этих детерминант позволяет осуществить следующий шаг в социально-философском анализе массового сознания российского общества и приступить, в соответствии с принципом единства исторического и логического, к выявлению его специфических сущностных качеств.
За тысячу с лишним лет произошло становление трех родственных славянских народов, которых объединяли общие духовные ценности, опирающиеся на православные основы. Духовно историческое единение русских, белорусов и украинцев происходило вокруг стержня под названием православная вера. Именно православие сыграло исключительно важную роль в формировании славянской цивилизации на востоке Европы. Еще совсем недавно исторические судьбы русского, белорусского и украинского народов были тесно связаны и казались неразделимы. Но Беловежский сговор лидеров трех славянских стран в декабре 1991 года привел к распаду СССР. З. Бжезинский после этого события заявил, что после разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие (2). По нашему глубокому убеждению, сегодня надежда на сохранение единого гуманитарного пространства России, Белоруссии и Украины ложится на православную церковь. Ей еще доверяют наши уже разъединенные народы. Проходящий ежегодно в Москве Всемирный Русский народный собор убедительно показывает всем, в первую очередь Западу, что православная церковь по-прежнему выполняет важную консолидирующую роль массового сознания россиян.
Примечания
1. Вышеславцев, Б. П. Значение сердца в религии / Б.П. Вышеславцев // Путь. Орган русской религиозной мысли. - М.: Информ Прогресс, 1992.
2. Годин, Ю. Зов единого пространства / Ю. Годин // Литературная газета. - 2009. - № 37. - 16-22 сентября.
3. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания / Митрополит Иоанн. - СПб.: Царское дело, 1995.
4. Митрополит Кирилл. Православие и образование / Митрополит Кирилл // Полис. - 2008. - № 2.
5. Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии. - М.: Даниловский благовестник, 2009.
6. Терентьев, Д. Деньги - к крестам / Д. Терентьев // Аргументы недели. - 2011. - № 1. - 13 января.
7. Уткин, А. У разделительной черты / А. Уткин, В. Федотова // Литературная газета. - 2010. - № 6-7.
8. Яблоков, И. Н. Социология религии / И.Н. Яблоков. - М., 1979.