10. Гранат Н. Л. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория государства и права: Академический курс / под ред. М. Н. Марченко. М., 2001. Т. 3.
11. Скакун О. Ф. Теория государства и права. Харьков, 2000.
12. Ильин И. А. О сущности правосознания // Собрание сочинений: в 10т. М., 1994. Т. 4.
13. Ильин И. А. Проблема современного правосознания // Собрание сочинений: статьи. Лекции. Выступления. Рецензии. (1906-1954). М., 2001.
14. Максимова И. М. Правосознание как источник правового поведения личности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005.
© 2014 г. В. А. Хажироков
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
В статье рассматриваются особенности реализации правоохранительной функции Российского государства на Северном Кавказе. Автор делает вывод о том, что в современных условиях внимание государства к религиозным и правовым традициям народов, проживающих на Юге России, может оказать существенную помощь государству в осуществлении правоохранительной деятельности в данном регионе.
Ключевые слова: правоохранительная функция государства, этнокультурные общности, религиозные традиции, нравственные ценности, правосознание.
Важнейшим направлением деятельности любого государства является охрана правопорядка, обеспечение национальной безопасности, так как именно с этой целью заключается общественный договор. Нарушение правопорядка приводит к подрыву авторитета государственной власти, ее суверенитета. Поэтому правоохранительная функция государства выступает одним из основных направлений его деятельности. Под правоохранительной функцией государства, то есть функцией по защите и охране прав и свобод граждан понимается деятельность по обеспечению неукоснительного соблюдения законности и прав человека гражданами и государственными органами. Особое место в обеспечении законности и правопорядка занимают органы внутренних дел. Правоохранительная деятельность представляет собой совокупность мер, принимаемых государством и общественными объединениями, базирующихся на принципах верховенства прав человека и законности, по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств и правонарушений, а также по предупреждению (профилактике) преступлений.
В последние годы на Юге России нарастает межэтническая и межконфессиональная напряженность, вызванная ростом национального самосознания, религиозной самоидентификации,
миграционных потоков [1, с. 14-18]. Ежегодно порядка 3/4 преступлений террористической направленности регистрируется именно в республиках Северного Кавказа [2, с. 171-181]. По словам главы Следственного комитета Российской Федерации, региональные правоохранительные органы не справляются с валом бандитизма [3]. В связи с этим руководством страны ставится задача давать жесткий отпор экстремистам, которые пытаются использовать радикальные националистические и сепаратистские лозунги, тем, кто пытается разделить наше общество и ослабить единство страны [4].
В этих условиях реализация правоохранительной функции государства предполагает учет этнических, миграционных, конфессиональных, социокультурных аспектов нарушений прав человека, угроз безопасности обществу и государству со стороны правонарушителей [5, с. 23]. Борьба с ними должна осуществляться на основе четких представлений о деятельности государственных институтов по правоохранительному контролю за преступностью, теоретико-методологических основаниях государственного принуждения, привлечении общественных организаций, граждан к реализации правоохранительной функции, взаимодействии с институтами гражданского общества в данной сфере, формах и методах предупреждения правонарушений, их пресечении. В традиционном обществе, причем
Юристъ-ПрАвов'Ьдъ, 2014, № 6 (67)
именно этот тип социума распространен в республиках Северного Кавказа, процесс реализации правоохранительной функции обладает рядом характеристик.
Например, особую общественную опасность представляет деятельность так называемых джа-маатов - военизированных криминальных этнических структур религиозно-экстремистского толка, целью которых выступает дестабилизация обстановки в Северо-Кавказском регионе путем совершения тяжких и особо тяжких преступлений (далее - джамаатов). Как указывают ученые, сложность в выявлении и раскрытии таких организованных групп и преступных сообществ заключается в том, что их устойчивость, мобильность, оперативность, как правило, основаны на этнической общности (отношениях родства, дружбы и тому подобных), что предопределяет стабильность состава и тесную взаимосвязь между их участниками [1, с. 14-18]. Очень часто обнаруживаются свидетельства того, что члены джа-маатов под руководством иностранных инструкторов проходят подготовку в лагерях, где они обучались обращению с оружием, взрывными устройствами, тактике ведения боевых действий. При этом глубоко законспирированными террористическими (религиозно-экстремистскими) группировками ведется сбор разведывательной информации, вербовка, пропаганда экстремистской идеологии с активным использованием возможностей массового распространения информации, и в частности глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет [6, с. 21-23]. Эти бандформирования совершают самые разные преступления: от вымогательств денежных средств на джихад у состоятельных граждан до посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов с целью воспрепятствования их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Прежде всего, на Северном Кавказе наблюдается угрожающий национальной безопасности рост влияния идей исламского фундаментализма, особенно среди мусульманской молодежи. Об опасности этих идей ярко свидетельствует тот факт, что часто мусульманские религиозные деятели сами являются жертвами своих же единоверцев-фундаменталистов. Радикальные течения салафитов используют недопустимые, запрещенные законом методы, способствующие разжиганию социальной и религиозной розни и ксенофобии, терроризма и экстремизма. Такие политизированные и воинственные фундаментали-
стско-исламские течения, распространившиеся на Северном Кавказе не без помощи США и Саудовской Аравии, часто называют исламистскими, подчеркивая их религиозную идентичность и вместе с тем отделяя от добропорядочных людей, исповедующих ислам. Идеи исламского фундаментализма лежат в основе политического ислама - исламизма. Западные ученые определяют радикальный исламизм как «религиозное течение, которое стремится к мировому господству и исповедует идеологию, допускающую геноцид».
В России наибольшее распространение ваххабизм получил в Дагестане и Чечне. При этом в Дагестане факт его существования впервые получил официальное подтверждение после того, как Народным собранием Республики Дагестан был принят Закон от 16 сентября 1999 года «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». Впоследствии сходные нормативные правовые акты были приняты (и довольно быстро отменены) в Ингушской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках. Для реализации правоохранительной деятельности необходимо, чтобы и на федеральном уровне ваххабизм был признан экстремистским течением.
Крайне важными являются меры по защите традиционных религиозных идей со стороны государства и религиозных конфессий [7, с. 16]. На Северном Кавказе на протяжении тысяч лет жили и мусульмане, и христиане, и иудеи. Необходимо защищать эти традиции, проводить конференции, совместные праздники и мирные акции в защиту религиозной гармонии. На пути противодействия исламскому экстремизму должны стоять не только органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, но и соответствующие религиозные организации, способные выработать собственные механизмыо-чищения своих рядов от радикально настроенных мусульман.
На сегодняшний день в России наиболее активно действуют три международные религиозные структуры (Исламская партия освобождения «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», религиозная секта «Нурджулар» и исламское миссионерское движение «Таблиги Джамаат»), деятельность ячеек которых зафиксирована в 24 регионах страны. Их незаконная деятельность напрямую связана с финансовой поддержкой из-за границы [8, с. 34-38]. Анализ оперативной обстановки в сфере противодействия экстремизму свидетельствует о том, что экстремисты не только не ограни-
чены в средствах, а более того, располагают значительными денежными суммами для организации вербовки новых членов в свои организации, проведения митингов, выпуска экстремистской литературы и тому подобного. Эксперты МВД России, занимающиеся изучением финансовой основы действующих не территории нашей страны экстремистских организаций, выделяют внутренние и внешние источники их финансирования. Если к внешним источникам можно отнести зарубежные неправительственные организации и фонды, то к внутренним - в том числе и деньги нелегальных мигрантов [9, с. 33-36].
Конфессиональное и этнокультурное многообразие России является конкурентным преимуществом, неотъемлемой частью мирового духовного наследия, необходимым элементом ее державного статуса [10, с. 10]. Российская Федерация несет ряд международных обязательств в отношении соблюдения прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, противодействия экстремизму и терроризму, что отражено в документах Организации Объединенных Наций, Совета Европы и иных международных организаций, ратифицированных Российской Федерацией (в частности, в Международнойконвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств).
В этой связи осуществление правоохранительной функции на Северном Кавказе должно сопровождаться решением целого ряда проблем. Во-первых, влияние неравного экономического положения этносов, диспропорции в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации негативно сказывается на состоянии межэтнических отношений. Во-вторых, после краха СССР с его монолитной идеологией в регионах по-прежнему отсутствует общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность). В-третьих, следует учитывать эмиграцию русского народа, дерусификацию республик Северного Кавказа, незащищенность этнокультурных потребностей русского народа. В-четвертых, трудность правоохранительной деятельности сопровождаетсяростом этнополитиче-ского и религиозно-политического радикализма и экстремизма,усилением негативного влияния миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в субъектах Российской Федерации. В-пятых, на активность террористов в России влияет внешний фактор, включающий в себя поставку оружия, финансирование, проникновение на территорию страны эмиссаров меж-
дународных террористических организаций и наемников. При этом необходимо учитывать также влияние внешнего фактора на террористическую активность в России, реальность современных террористических угроз.
Литература
1. Меркурьев В. В., Агапов П. В. Проблемы квалификации деятельности участников террористических групп и сообществ в Северо-Кавказском регионе // Российский следователь. 2013. № 20.
2. Меркурьев В. В. Преступные сообщества (преступные организации), действующие на Северном Кавказе // Оперативно-розыскные меры по борьбе с организованными группами и преступными сообществами экстремистской направленности: материалы Международной научно-практической конференции. М., 2011.
3. Глава СКП: правоохранительные органы Северного Кавказа не справляются с валом бандитизма // РИА Новости. URL: http://news.pravda.ru/ politics/28-05-2010/1033713-Bastrikin-0.
4. Путин В. В. Ситуация на Северном Кавказе должна оставаться под особым контролем // Интерфакс. URL: http://sdenceport.ru/news/Putin-situatsiya-na-Severnom-Kavkaze-dolzhna-ostavat-sya-pod-osobym-kontrolem-7990 .html.
5. Овчинников А. И. Этнокультурная экспертиза в правотворческой политике // Философия права. 2011. № 1.
6. Прокурорский надзор за исполнением законов о государственной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму. М., 2013.
7. Овчинников А. И. Базовые ценности и конституционное развитие России // Философия права. 2011. № 5.
8. Васильев Э. А., Демковец О. В., Тесиц Д. А. Характеристика каналов и источников финансирования террористических и экстремистских организаций, действующих в Российской Федерации // Особенности противодействия терроризму не современном этапе развития общества: сборник материалов круглого стола. М., 2007.
9. Смагина А. В., Сопун Д. И. Причины распространения экстремизма в России // Российский следователь. 2012. № 8.
10. Овчинников А. И. Идеалы и ценности российской государственности в правовой политике современной России // Юристъ-Правоведъ. 2012. № 1.