In the article the peculiarities of citizens and their associations' participation are analyzed in the creation of local authorities and abroad.
Key words: local self-government, municipality, bodies local self-government, local elections, local elections, native population.
KUDRYAVTSEV Valentin Victorovich - Postgraduate student of the Department of Constitutional and Administrative law, the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: val8882@rambler.ru
УДК 349.2
ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ инициативы профсоюзов В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
Мурзанов Иван Алексеевич,
аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола E-mail: ivanmurzanov@mail.ru
Статья посвящена вопросам наделения института профессиональных союзов правом законодательной инициативы на уровне субъектов Российской Федерации. Производится правовой анализ статей федеральных и региональных нормативно-правовых актов, посвящённых данной проблеме, анализируются различные точки зрения учёных о последствиях наделения профсоюзов такими полномочиями на региональном уровне. Выявляются проблемы и противоречия в реализации данного полномочия профсоюзами в РМЭ и возможные пути их решения.
Ключевые слова: профессиональный союз, правовое регулирование, законодательная инициатива, законопроект, субъект РФ.
Наличие права законодательной инициативы, закреплённое положениями как Основного закона Российской Федерации, так и нормативно правовых актов других уровней власти, является неотъемлемым признаком, характеризующим государство как демократическое. Перечень субъектов, обладающих таким правом, чётко определён и, как правило, является закрытым. На федеральном уровне субъекты права законодательной инициативы перечислены в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ [1]. На региональном уровне данный вопрос урегулирован законодателем на основе как императивного, так и диспозитивного методов. Так, ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяет обязательный перечень органов, обладающих правом законодательной инициативы, и предоставляет возможность субъекту РФ по своему усмотрению расширить данный перечень [2].
В последнее время в научной литературе наблюдается дуализм мнений по поводу вопроса о расширении круга субъектов законодательной инициативы в субъектах РФ. Одни считают, что существенное рас-
ширение круга субъектов законодательной инициативы может существенно затруднить, а в некоторых случаях даже заблокировать работу законодательных (представительных) органов [3, с. 553]. В свою очередь, их оппоненты настаивают, что меняющиеся условия жизни, экономическая ситуация, развитие науки вызывают необходимость в своевременном и адекватном законодательном регулировании конкретных аспектов меняющихся общественных отношений для защиты прав и интересов конкретных социальных групп [4, с. 3]. Более того, отмечается, что на сегодняшний день назрела необходимость в развитии новых форм гражданской активности населения [5, с. 24]. Следовательно, расширение круга субъектов законодательной инициативы может оказать существенное влияние на принимаемые законодательным (представительным) органом субъекта РФ законы, которые, как предполагается, в большей степени будут отражать мнение населения, проживающего в данном субъекте РФ, и, как следствие, более эффективно защищать их права, а также устранять коллизии и пробелы в региональном законодательстве.
В Республике Марий Эл правом законодательной инициативы в Государственном Собрании РМЭ об-
Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015
45
Конституционное, муниципальное и административное право
ладают Глава республики, депутаты Государственного Собрания, комитеты Госсобрания, Правительство Республики Марий Эл, представительные органы муниципальных образований РМЭ. Конституционный, Верховный, Арбитражный суды республики и прокурор республики обладают правом законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст.74 Конституции РМЭ)[6].
В ряде других субъектов РФ этот перечень обозначен несколько шире. Так, часть субъектов предоставляют право законодательной инициативы Главному федеральному инспектору по субъекту РФ, населению при наличии определённого количества подписей, собранных за конкретный законопроект, а также профессиональным союзам [7]. Последние, в свою очередь, включаются в данный перечень как наиболее оперативный механизм воздействия на принятие решений для обеспечения интересов наименее защищённой в социально-трудовых отношениях группы (работников).
Однако положение о включении профессиональных союзов в перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, систематически порождает среди научного сообщества сомнения по поводу его обоснованности.
Ст. 11 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» гласит: «Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы» [8]. Данное положение, как представляется, достаточно сильно ограничивает роль профессиональных союзов в законотворчестве субъекта РФ. По сути, данное положение не налагает обязанности на законодательный/представительный орган субъекта РФ рассмотреть предложение профессионального союза в порядке законопроекта. Учёт мнения профсоюза, по своей сути, не является аналогом законодательной инициативы.
Очевидно, что региональный законодатель по предмету совместного ведения РФ и его субъектов, а также в пределах своей компетенции не всегда может своевременно и оперативно обратить внимание на изменение ситуации и принять решение по регулированию социально-трудовых отношений работников и работодателей ввиду достаточно большого массива правотворческих задач, стоящих перед ним. Очевидно, что назрела необходимость в появлении на региональном уровне субъекта, способного вести мониторинг изменений социально-трудовых отношений, и своевременно реагировать на такие изменения. Такими субъектами, безусловно, могут стать профессиональные союзы, которые, как никто другой, способны
46
выразить интересы наименее защищённой в социально-трудовой сфере группы населения - работников. В таком случае изменения отношений в данной сфере могли бы быть урегулированы законодательно путём внесения профсоюзом соответствующего законопроекта в законодательный/представительный орган субъекта РФ, что позволило бы наиболее оперативно устранять возникшие в трудовых отношениях коллизии и пробелы.
Исходя из вышеизложенного, представляется возможным внести изменения в ст. 74 Конституции Республики Марий Эл, изложив её в следующей редакции:
«Право законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Марий Эл принадлежит Главе Республики Марий Эл, депутатам Государственного Собрания Республики Марий Эл,
комитетам Государственного Собрания Республики Марий Эл, Правительству Республики Марий Эл, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Государственного Собрания Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл, представительным органам муниципальных образований.
Конституционный, Верховный, Арбитражный суды Республики Марий Эл, прокурор Республики Марий Эл и профсоюзы Республики Марий Эл обладают правом законодательной инициативы по вопросам их ведения».
Литература
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти» (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2006. С. 553.
4. Карпушкин А. В. Конституционно-правовые вопросы предоставления профсоюзу права законодательной инициативы в субъекте РФ // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2010. № 2. С. 3-7.
5. Михеева Т. Н., Вавилов Н. С. Правовое закрепление форм деятельности институтов гражданского общества на муниципальном уровне // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 6. С. 24-29.
6. Конституция Республики Марий Эл от 24 июня 1995 г. (с изм.) // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 1997. № 11. Ст. 402.
7. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: закон Республики Мордовия от 13 июня 1996 г. № 22-З «» // Ведомости ГСРМ. 1996. № 11.
8. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: федеральный закон от 12 янв. 1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015
Агапова Е. В., Иванов В. А.
I. A. Murzanov
the right of legislative initiation of trade unions in the republic of mari el
The article is devoted to the issues of the need to give the right of legislative initiation to the institute of Trade Unions. Legal analysis of articles of federal and regional legal acts is produced. Different scientists' points of view about the consequences of trade unions legislative initiation is analyzed in regional level. Problems and contradictions are identified in realization of such authority by trade unions in Republic of Mari El and their possible solutions.
Key words: trade union, legal regulation, bill, legislative initiation, constituent entity.
MURZANOV Ivan Alekseevich - Postgraduate student of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Law Faculty, the Mari State University Yoshkar-Ola.
E-mail: ivanmurzanov@mail.ru
УДК 342.55
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИИ КАК ФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Агапова Екатерина Валерьевна,
магистрант Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: agapova.katerina@inbox.ru
Научный руководитель:
Иванов Виталий Алексеевич,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: prof.ivanov2014@yandex.ru
В статье автор рассматривает правовые и социальные основы публичных слушаний в различных формах местного самоуправления, описывает социально-правовую природу публичных слушаний исходя из исторического аспекта самой России.
Ключевые слова: публичные слушания, право на местное самоуправление, институт публичных слушаний, муниципально-правовые отношения, муниципальные правовые акты, предмет публичных слушаний, собрание граждан.
Публичные слушания в сфере муниципально-правовых отношений следует определять как форму осуществления населением права на местное самоуправление путем открытого, свободного и непосредственного обсуждения проектов муниципальных правовых актов по общественно значимым вопросам, проводимого органами местного самоуправления по установленной правовыми актами процедуре с целью выявления и учета мнения жителей муниципального образования, имеющего рекомендательный характер.
Социально-правовая природа публичных слушаний характеризуется прежде всего тем, что они позволяют населению участвовать в обсуждении вопросов местного значения по процедуре, имеющей нормативно-правовое закрепление и соответствующие юридические последствия. Введение публичных слушаний в законодательство о местном самоуправлении дает возможность привести учет мнения населения по вопросам местного значения в определен-
ную систему, при которой это мнение получает особый правовой статус, предусматривающий по ряду определенных законодательством вопросам обязательное проведение публичных слушаний перед окончательным принятием органами местного самоуправления соответствующих муниципальных правовых актов.
Правовую основу публичных слушаний в настоящее время составляют следующие нормативноправовые акты:
1) Конституция РФ (ст. 130 закрепляет возможность осуществления местного самоуправления путем других форм прямого волеизъявления граждан);
2) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 28);
3) законы субъектов РФ о местном самоуправлении;
Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015
47