Правовые проблемы
Н. А. Ондар, А. В. Бурукей
Право Тувы до возникновения государственности: историко-правовые аспекты
Ондар Николай Алдын-оолович - декан юридического факультета Тувинского государственного университета, доктор юридических наук, профессор; Бурукей Азияна Вячеславовна - аспирант заочной формы обучения кафедры гражданского права и процесса Тувинского государственного университета (е-таН: ШрЬ]'иг@ inbox.ru).
Аннотация. В данной статье исследуются вопросы исторического развития права на территории Тувы до создания ею своей государственности в 1921 г., а также влияние законодательства соседних государств, а именно Цинской империи на формирование права Тувы.
Ключевые слова: «дурум», обычай, традиции, «Уложение палаты внешних сношений».
Мыслитель Г. Болингброк говорил, что «история - это философия, которая учит нас с помощью примеров»1. Поэтому любое явление как природы, так и общества имеет свои корни, уходящие в далёкую древность. Исключением также не является и правовая система Республики Тыва, имеющая свои национальные особенности.
В своём историческом развитии племена, населявшие Туву ещё в древности, были тесно связаны с окружающим миром. Особенно велики были культурные контакты жителей горно-степных её территорий с Центральной Азией, а горно-таежных районов - с Южной Сибирью2.
1 Сафина, Г. И. Афоризмы об истории. URL: http://sgi72.izmeri.edusite.ru/p131aa1.html
2 История Тувы: В 2 т. - Т. I. - 2-е изд., перераб. и доп. /Под общ. ред. С. И. Вайнштейна, М. Х. Маннай-оола. - Новосибирск: Наука, 2001. - С. 8.
Тувинский народ с древнейших времён до начала XX века вёл кочевой образ жизни. За свою многовековую историю народы, заселявшие территорию Тувы, входили в состав тех или иных более сильных соседей. Поэтому можно утверждать, что Тува вобрала в себя черты различных этнических групп, вследствие чего такое соседство повлияло на формирование и развитие её права.
Тувинские племена в XVII и первой половине XVIII века кочевали на большой территории в горных районах Русского и Монгольского Алтая, в Западных и Восточных Саянах, в Танну-Ола и Онну-Ола. На севере тувинские племена появлялись в Минусинской котловине и в бассейне верхнего течения р. Оби. На юге их кочевья достигали верховьев р. Урунги и Черного Иртыша1. На восток они простирались от Алтая до оз. Хубсугула (Косогола), а на западе до Иртыша. Верхний Иртыш, в частности его правобережье, вплоть до впадения в него р. Бухтармы, включая Русский Западный Алтай, входил в ареал их кочевий2.
Во второй половине XVI века тувинские племена были еще относительно свободны, жили компактно и кочевали под главенством своего князя Маджака. К концу того же века они оказались под властью династии Алтын-ханов, потомков халхаских князей, господствовавших в Северной Монголии и считавших себя наследственными владетелями хотогойтов3 и тувинцев-урянхайцев.
В первые десятилетия XVII века на власть и на обложение данью тувинцев стали претендовать различные западномонгольские, или ойратские, феодалы, стремившиеся к созданию собственного государства и весьма активизировавшиеся в политической жизни восточной части Центральной Азии. В 1635 году они создали государство западных монголов, известное в истории под названием Джунгарского ханства. В процессе создания государства западные монгольские феодалы вступили в длительную и непримиримую вражду с Алтын-ханами. Такая обстановка крайне тяжело отражалась на положении тувинских племен, которые нередко переходили из рук в руки борющихся феодалов и порой оказывались даже в двойной зависимости4. Тувинские правители, в зависимости от ранга, носили на шапках знаки отличия в виде драгоценных камней различных цветов, из которых наивысшему рангу соответствовал красный камень, за ним шел синий и т. д. В обязанность тувинских правителей входил сбор натурального налога в пользу императора Китая или
1 См.: Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. - Издательство «Наука». - М., 1969. -С. 14.
2 Там же.
3 «История Тувы», - Т. I. - С. 198.
4 Потапов,Л. П. Очерки народного быта тувинцев. - Издательство «Наука». - М., 1969. - С. 15.
Н.А.Ондар, А. В.Бурукей 163
джунгарского хана1. Налог-ясак взимался пушниной: соболями, белками, лисицами, рысями. Собранную по тувинским хошунам пушнину доставляли вьючным способом в Улясутай, где жил представитель, китайского императора, и в ставку джунгарского хана на реке Или. Ведению хошунных управителей подлежал также судебный разбор бытовых дел. Виновных, особенно в воровстве, наказывали сразу же по вынесению судебного приговора2.
В древние времена тувинцы делились на роды. Роды, соединившись вместе, образовывали отдельные общины, которые управлялись старшинами, как правило, старшинами являлись шаманы. Иной власти урянхайцы над собой не знали3.
Общественные отношения у тувинцев регулировались обычаями, традициями, имеющими силу закона.
Общественные отношения строились в соответствии с нормами обычного права, традициями и культурой тувинских племён и родов. Обычаи и традиции служили основой регулирования социально-политических отношений в кочевом обществе.
В конце XVI века предки современных тувинцев именовались урянхайцами4.
Современное название тувинского народа «тыва», «тыва кижи» упоминается в летописях Суйской (581 - 618) и Танской (618 - 907) династий Кита в форме «дубо», «тубо», «тупо» применительно к некоторым племенам, обитавшим в верховьях Енисея и в окрестностях оз. Хубсугул5.
С XVII в., главным образом, в XVIII - первой половине XIX в. этноним «тувинцы» в значении самоназвания тувинского сформировавшегося этноса утвердился за всем населением Тувы6.
В раннем периоде вхождения Тувы в состав различных государств и ханств общественные отношения строились в соответствии с нормами обычного права, традициями и культурой тувинских племён и родов. Обычаи и традиции служили основой регулирования социально-политических отношений в кочевом обществе. Речь идёт о традиционных правовых нормах, объединяемых термином «тору» (на тувинском язы-
1 См.: Ондар Н. А. Указ. соч. - С. 40.
2 Ондар Н. А. Конституционное развитие Республики Тыва (история и современность). Монография. - Абакан: ГУП «Полиграфическое предприятие «Хакасия», 2009. - С. 40.
3 Сафьянов И. Г. Прошлое и настоящее сайотского народа // Сибирский архив. - 1915. -№ 1. - С. 1 - 24.
4 Ондар Н. А. Указ. соч. - С. 34.
5 Маннай-оол М. Х. Тувинцы: Происхождение и формирование этноса. - Новосибирск: Наука, 2004. - С. 3.
6 Там же. - С. 129.
ке «дурум» - «обычай, правило»). Так его трактуют средневековые и современные источники. Однако данное понятие употребляется и в более широком смысле:
Нормы обычного права, совокупность неписанных регламентаций в различных областях социальной и бытовой жизни кочевников;
обозначение власти и управления государством.
Слово «тору» многократно встречается в рунических надписях на памятниках и каменных изваяниях на территории Монголии, Тувы, Хакасии, Алтая и Средней Азии. Под термином «тору» («дурум») имелся в виду свод правил внутриулусных и межулусных отношений, который также регулировал взаимоотношения глав улусов, ханов и подданных, иерархические степени старшинства и ритуал введения в различные должности. Система обычного права, созданная и подкрепленная многовековым опытом кочевых народов, даже будучи обличенной в форму фольклорных повествований, воспринималась не только как пример своим правителям, но и как непреложный закон или правила, завещанные предками1.
Блюстителями родовых обычаев являлись пожилые и наиболее уважаемые представители рода. Исполнение их предложений и советов было обязательным для всех членов коллектива. Случалось, что в отношениях между сородичами нарушались нормы родового общежития, тогда к нарушителям применялись меры коллективного воздействия. Провинившегося били палками и изгоняли из рода, он не имел больше права показываться не только на реке, где жил его род, но и на двух соседних2.
Древние законы тувинцев, регулировавшие взаимоотношения представителей разных родов, можно охарактеризовать такой системой самоуправления, при которой все тувинцы имели одинаковые права и обязанности друг перед другом и перед обществом3.
После покорения Цинской империей Урянхайского края цинская династия ввела над покорённым урянхайским населением жестокий военно-административный режим. На тувинцев распространялись законы Китайской империи, изданные для порабощённой Монголии и Тувы под общим названием «Уложение палаты внешних сношений» (далее - Уложение). Данное уложение действовало на территории Тувы с 1818 по 1911 годы.
Упомянутым сводом законов трудящиеся тувинцы были поставлены в крепостную зависимость от династии. Уложение предусматривало зверские телесные наказания аратов. Наиболее тяжко каралось бегство из своего хошуна
1 Ондар Н. А. Указ. соч. - С. 34 - 35.
2 Там же. - С. 37.
3 Там же. - С. 38.
Н .А.Ондар, А. В.Бурукей 165
за границу, особенно в Россию1. Эти законы, разработанные правительством Цинской династии Китая, по существу превращали тувинцев в бесправных рабов. Уложение узаконило феодальную зависимость арата (трудящийся - прим. Авт.) от нойона (феодал - прим. Авт.). Оно давало последнему, практически неограниченные права над аратом, а тем самым законодательно закрепляло произвол и насилие феодалов над трудящимися. Аратам строго запрещалось жаловаться на своих господ - за подобную попытку арата наказывали ста ударами плетью или штрафами до девяти голов скота. Нойон мог убить арата и в худшем случае отделывался за это лишь небольшим штрафом. Убийство же нойона аратом наказывалось смертной казнью2. Следовательно, можно сделать вывод, что в Туве в обязательном порядке требовалось исполнение норм законов Китая.
Непосредственно самой Тувой нормативные акты, имеющие силу закона, не разрабатывались, как то делали Китай и Монголия, поскольку их законы имели высшую силу на территории подчинённого им народа. Об этом свидетельствует ряд таких документов, сохранённых в Центральном государственном архиве Республики Тыва, как Письмо Амбын-нойона о незаконных действиях чиновников Хемчик хошуна и о возвращении Урянхайцев из Алтая на Родину 1798 - 1819, Переписка Ухири-таа нойона Сунгар и с начальниками погранзастав по обследованию пограничных знаков и по установлению границ, 1798 - 1840, О переходе управления Тувы в руки китайских милитаристов, 1715 - 1912 и т. д.
Для стран Центральной Азии и Дальнего Востока 1911 год имел огромное значение. 1911 год, год Китайской революции, когда рухнул колосс на глиняных ногах - свергнута была Маньчжурская династия, долгие годы державшая в страхе подвластные народы. 1911 год освободил эти народы от вассальной зависимости Китая. В ответ на Китайскую революцию 1911 года вспыхивает революция в Монголии - из Урги, Улясутая и Кобдо изгоняются китайцы и верховная власть переходит к Богдо-гегену - «Многими Возведенному» (ноябрь 1911 - 1912 гг.). Тувинская страна в подчиненном Китаю положении также остается до 1912 г., когда революционная волна перекатывается в Урянхай, где тувинцы, образовав партизанские отряды, разгромили китайские торговые фирмы... Революция в Танну-Туве прошла бескровно, несомненно, потому, что китайцы никогда в Урянхае не имели ни вооруженной силы, ни администрации3.
С 1914 года по 1917 год Тува находилась под протекторатом России, в результате которого она окончательно была освобождена от жёсткого гнё-
1 Ондар, Н. А. Там же. - С. 44.
2 Там же. - С. 45.
3 Урянхай. Тыва дептер. Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае - Танну-Туве, урянхайцах - тувинцах, о древностях Тувы [Текст]: в 7 т. Т. 6: Танну-Тувинская Народная Республика (1921 - 1944) / составитель С. К. Шойгу. -М.: Слово / б1оуо, 2007. -С. 195.
та Китая и Монголии. Таким образом, нашла своё развитие местная власть, а вместе с ней и правовая система Тувы.
Установление протектората положило начало оказанию официальной социально-экономической помощи Туве со стороны России.
Именно на основе протектората были созданы условия для формирования первого национального государства тувинцев в Центре Азии - Тувинской Народной Республики1, которая впервые провозглашена как самостоятельное, независимое государство в Конституции Республики Танну-Тува улус 1921 г., принятой Всетувинским Учредительным Хуралом.
Подводя итоги, следует обратить внимание на огромное влияние в формировании права Тувы законодательства тех государств, под игом которых она находилась долгое время, что подтверждается также архивными документами, в том числе протоколом первого революционного съезда представителей от всех хошунов народов Танну-Тува, происходившего в местности Суг-Бажы с 13 августа 1921 г., согласно которому при принятии первой в истории Тувы Конституции возникали споры по поводу вопроса об оставлении в новом законе старых китайских норм о пытках при расследовании преступлений.
Список литературы
1. История Тувы: В 2 т. - Т. I. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. С. И. Вайнштейна, М. Х. Маннай-оола. Новосибирск: Наука, 2001.
2. Маннай-оол, М.Х. Тувинцы: Происхождение и формирование этноса. Новосибирск: Наука, 2004.
3. Ондар Н. А. Конституционное развитие Республики Тыва (история и современность). Монография. Абакан: ГУП «Полиграфическое предприятие «Хакасия», 2009.
4. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. - М.: Наука, 1969.
5. Сафьянов И. Г. Прошлое и настоящее сайотского народа // Сибирский архив. 1915. № 1.
6. Урянхай. Тыва дептер. Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае - Танну-Туве, урянхайцах - тувинцах, о древностях Тувы [Текст]: в 7 т. Т. 6: Танну-Тувинская Народная Республика (1921 - 1944) / составитель С. К. Шойгу. - М.: Слово / б1оуо, 2007.
© Ондар Н. А., Бурукей А. В., 2011
1 Ондар, Н. А. Указ. соч. - С. 52.