ской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан» [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 4. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 11
References
1. Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva ot 8 marta 2015 goda № 21-FZ (The Administrative Court Procedure Code of the Russian Federation of March 8, 2015 No. 21-FZ.), Collection of legislation of the Russian Federation. 2015. No. 10. Art. 1391.
2. Federal'nyj zakon ot 31 maja 2002 goda № 63-FZ «Ob advokatskoj dejatel'nosti i advokatu-re v Rossijskoj Federacii» (Federal Law of May 31, 2002 No. 63-FZ «On Legal Practice and the Bar in the Russian Federation»), Collection of legislation of the Russian Federation. 2002. No. 23. Art. 2102.
3. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 16.07.2004 № 15-P «Po delu o proverke konstitucionnosti chasti 5 stat'i 59 Arbitrazhnogo processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svjazi s zaprosami Gosudar-stvennogo Sobranija - Kurultaja Respubliki Bashkortostan, Gubernatora Jaroslavskoj oblasti, Arbitrazhnogo suda Krasnojarskogo kraja, zhalobami rjada organizacij i grazhdan» (Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 16.07.2004 No. 15-P «On the case of check of constitutionality of part 5 of article 59 of the Arbitration Procedural Code of the Russian Federation in connection with inquiries of the State Assembly - Kurultai of the Republic of Bashkortostan, the Governor of the Yaroslavl region, Arbitration Court of Krasnoyarsk Krai, complaints of a number of organizations and citizens»), [Electronic resource] Access from legal system «ConsultantPlus».
4. Bjulleten' Verhovnogo Suda RF (Bulletin of the Supreme Court of the RB), 2007. No. 11.
Дата поступления: 25.09.2016 Received: 25.09.2016
УДК 34.096
ПРАВО НА ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ НА СКЛАДЕ ПОЛУЧАТЕЛЯ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ
СВЕТЛИЧНЫЙ Андрей Викторович
юрисконсульт ОАО «Уральский трубный завод», г. Первоуральск, Россия. E-mail: [email protected]
Дело, в рамках которого коммерческая организация оспорила незаконные действия таможенных органов по начислению пеней за нарушение сроков оформления таможенной декларации и уплаты таможенных пошлин и налогов. Таможенный орган рассчитал и начислил пени от суммы таможенных платежей и НДС организации в связи с нарушением последней срока подачи таможенной декларации и сроков уплаты таможенных платежей и НДС начиная со дня поступления товара, приобретенного организацией, на таможенную территорию РФ по дату подачи таможенной декларации, несмотря на то, что организация, во-первых, предварительно до оформления таможенной декларации внесла платежи на счет Федерального казначейства в качестве денежного залога, во-вторых, совершила действия, свидетельствующие о намерении использовать данные платежи в качестве
THE RIGHT TO TEMPORARY STORAGE OF IMPORTED GOODS IN RECIPIENT'S WAREHOUSES WITHOUT APPLICATION OF PUNITIVE SANCTIONS
SVETLICHNIY Andrey Viktorovich
In-house counsel in JSC "Urals Pipe Works", Pervouralsk, Russia. E-mail: [email protected]
The case, in the framework of which a commercial organization disputed illegal actions of customs authorities on charging penalties for violation of terms of customs paperwork and customs clearance charges and taxes. A customs authority calculated and charged a penalty from the sum of customs payments and VAT for the organization on the grounds of its violation of the last term of submission of the custom declaration and terms of customs clearance charges and VAT from the date of the goods' deliverance, bought by this organization, into the customs territory of the Russian Federation, till the date of submission of a customs declaration, neglecting the facts that the organization, firstly, made its payments on the account of the Federal Treasury in the capacity of a monetary deposit before filling a customs declaration, secondly,
денежного залога, что подтверждается оформлением таможенных расписок, и, в-третьих, поместила поступивший иностранный товар на склад получателя товаров (во временную зону таможенного контроля). Коммерческая организация отстояла свое законное право до оформления и подачи таможенной декларации помещать поступивший иностранный товар на склад получателя товаров без уплаты соответствующих таможенных сборов, установленных за хранение ввезенных товаров на складах временного хранения Таможенного органа, и применения штрафных санкций за нарушение сроков оформления и подачи таможенной декларации.
Ключевые слова: ввозимые товары, таможенная декларация, склад получателя, пени, Таможенный орган, кодекс, союз.
committed actions speaking for the intention to use these payments in the capacity of a monetary deposit, which is proved by customs receipts, thirdly, delivered the foreign goods to the recipient's warehouse (the time zone of customs control). The commercial organization vindicated its rights, in advance of filling and submission of a customs declaration, to place foreign goods into a recipient's warehouse without paying corresponding customs charges for storage of imported goods in time zone warehouses of the customs authority and applying punitive sanctions for violation of terms of filling and submission of a customs declaration.
Key words: imported goods, customs declaration, recipient's warehouse, penalties, customs authority, code, alliance.
В настоящей статье проанализировано гражданское дело, в рамках которого коммерческая организация (Завод) оспорила незаконные действия таможенных органов, а также освещены выявленные при рассмотрении спора проблемы правоприменения институтов, установленных таможенным законодательством Российской Федерации.
Таможенным органом в отношении Завода был установлен факт нарушения последним сроков оформления таможенной декларации (далее - ТД) и уплаты таможенных платежей. По утверждению Таможенного органа, ввезенный иностранный товар Заводом был предъявлен Таможенному органу после помещения во временную зону таможенного контроля Завода (склад получателя товаров). В результате установления данных фактов Таможенный орган начислил Заводу пени за нарушение срока уплаты таможенных пошлин и налогов. Таможенный орган рассчитал и начислил пени от суммы таможенных платежей и НДС Заводу в связи с нарушением последним срока подачи ТД и сроков уплаты таможенных платежей и НДС начиная со дня поступления товара, приобретенного Заводом, на таможенную территорию РФ по дату подачи таможенной декларации Заводом, несмотря на то, что Завод, во-первых, предварительно до оформления ТД внес платежи на счет Федерального казначейства в качестве денежного залога, во-вторых, совершил действия, свидетельствующие о намерении использовать данные платежи в качестве денежного залога, что подтверждается оформлением таможенных расписок, и, в-третьих, поместил поступивший иностранный товар на склад получателя товаров (Завода) (во временную зону таможенного контроля).
Таким образом, Заводу необходимо было, кроме оспаривания примененных штрафных санкций и убытков, по сути, отстоять законное право до оформления и подачи ТД помещать поступивший иностранный товар на склад получателя товаров - Завода без уплаты соответствующих таможенных сборов, установленных за хранение ввезенных товаров на складах временного хранения Таможенного органа. Стимулирующая функция примененных Таможенным органом санкций являлась очевидной.
В настоящем споре ни Заводом, ни Таможенным органом не оспаривались фактические обстоятельства дела. Свою правоту Таможенный орган отстаивал в суде, самостоятельно толкуя сложные и запутанные нормы таможенного законодательства в свою пользу.
1. Таможенное законодательство по-особенному регулирует такие институты, как залог (денежный) и авансовые платежи (Ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) [1],
ст.ст. 121, 145 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" [2]).
Особенность этих институтов заключается в том, что сам факт уплаты плательщиком денежных средств на счет Федерального казначейства не означает исполнение обязательства по уплате таможенных пошлин/налогов, либо по обеспечению их уплаты.
Например, по налоговому законодательству, регулирующему наиболее схожие с таможенным законодательством отношения, плательщик налогов считается исполнившим свою обязанность по уплате налогов/сборов с момента перечисления денежных средств в доход бюджета, в том числе и авансовых платежей (ст.ст. 204, 287, 362 "Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ [3]), в связи с чем, необходимость в таком институте, как денежный залог, отсутствует (глава 11 НК РФ).
Кроме того, по вопросу об институте денежного залога примечательными являются разъяснения Президиума ВАС в Информационном письме от 15.01.1998 N 26 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге" [4], согласно которым предмет залога не может быть определен как "денежные средства, находящиеся на банковском счете". Одним из существенных признаков договора о залоге имущества является возможность реализации предмета залога. Исходя из природы "безналичных денег", они не могут быть переданы в залог по правилам, регулирующим залог вещей. (П. 3 Письма)
Статья 73 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также ст. 121 ФЗ О таможенном регулировании в РФ устанавливают, что авансовыми платежами являются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров. Денежные средства (деньги), уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, уплатившего авансовые платежи, рассматриваются представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства (деньги) в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно ст. 145 ФЗ О таможенном регулировании в РФ денежные средства (деньги) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (денежный залог) вносятся на счет Федерального казначейства. В подтверждение внесения в кассу таможенного органа или поступления на счет Федерального казначейства денежного залога, лицу, внесшему денежный залог, выдается таможенная расписка (по установленной форме).
В нашем случае до помещения ввезенного иностранного товара на склад получателя (Завода) последним были перечислены на счет Федерального казначейства денежные средства в счет будущих таможенных платежей, а также совершены действия, свидетельствующие о намерении использовать данные платежи в качестве денежного залога, что подтверждается оформлением таможенных расписок.
Суд установил, что оформление данных таможенных расписок свидетельствует о намерении Завода использовать данные платежи в качестве денежного залога и в счет будущих таможенных пошлин, налогов, поэтому относится к совершению иных действий, свидетельствующих о намерении плательщика использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке
ст. 73 ТК Таможенного союза и ст. 121 ФЗ О таможенном регулировании в РФ, что исключает возможность применения со стороны Таможенного органа каких-либо санкций к Заводу за неуплату таможенных платежей/сборов.
2. По мнению Таможенного органа, исполнение Заводом обязанности по перечислению платежей в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, тем не менее, не лишает Таможенный орган права на применение штрафных санкций к Заводу за неуплату таможенных пошлин, налогов за ввезенный иностранный товар, поскольку Заводом нарушена процедура временного хранения ввезенного товара. Ввезенный иностранный товар до подачи Заводом таможенной декларации был помещен на склад получателя товаров, а не на склад временного хранения Таможенного органа.
Согласно ст. 127 ФЗ О таможенном регулировании в РФ таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены одновременно с подачей таможенной декларации. Ст. 185 ТК Таможенного союза устанавливает, что таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ст.ст. 167 и 168 ТК Таможенного союза временным хранением товаров является хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов, а местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Закон о таможенном регулировании в РФ (ст.ст. 198, 200) к местам временного хранения относит склады временного хранения, а также склад получателя товаров при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в достаточной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для хранения таких товаров. При выдаче разрешения на временное хранение на складе получателя товаров таможенный орган вправе потребовать предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Во исполнение указанных норм Заводом было получено разрешение Таможенного органа на временное хранение ввезенного товара на складе получателя (Завода), а также предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Однако Таможенный орган обратился к буквальному толкованию нормы ст. 185 ТК Таможенного союза, согласно которой таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, и истолковал таким образом, что Заводом должны быть уплачены таможенные пошлины, налоги в период временного хранения на складе получателя (Завода) и начислил пени за нарушение сроков подачи таможенной декларации и уплаты таможенных пошлин, налогов, тогда как хранение ввезенного иностранного товара на складе временного хранения Таможенного органа, по утверждению последнего, освободило бы плательщика от уплаты таможенных пошлин, налогов в период хранения.
Однако Суд в данном вопросе встал на сторону плательщика (Завода) и признал действия Таможенного органа по начислению пеней незаконными и пришел к выводу, что режим временного хранения ввезенного иностранного товара на складе получателя товаров (при выполнении иных обязательств плательщиком) не отличается от режима временного хранения товаров на складе Таможенного органа, оценив в совокупности изложенные обстоятельства: внесение до подачи таможенной декларации плательщиком (Заводом) платежей на счет Федерального казначейства в качестве денежного залога; совершение плательщиком действий, свидетельствующих о намерении использовать данные платежи в качестве денежного залога;
помещение с разрешения Таможенного органа ввезенного иностранного товара во временную зону таможенного контроля - на склад получателя товаров.
Библиографические ссылки
1.Таможенный кодекс Таможенного союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. Принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 13 декабря 2010 г. N 50, ст. 6615. 2.О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27.11.2010 N 311-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 ноября 2010 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 ноября 2010 г. // Рос. газ. 29 ноября 2010 г. N 269; Собр. законодательства Рос. Федерации 29 ноября 2010 г. N 48, ст. 6252; Парламент. газ. 03-09 декабря 2010 N 63.
3.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05 августа 2000 г. N 117-ФЗ. Принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июля 2000 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 2000 г.: введ. Федер. законом Рос. Федерации от 05 августа 2000 г. N 118-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 07 августа 2000 г. N 32, ст. 3341; Парламент. Газ. 10 августа 2000 г. N 151-152.
4. Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 N 26// Вестник ВАС РФ, 1998 г. N 3.
References
1.Tamozhennyj kodeks Tamozhennogo sojuza. Prilozhenie k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Tamo-zhennogo sojuza ot 27 nojabrja 2009 g. Prinjat Resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta EvrAzJeS na urovne glav gosudarstv ot 27 nojabija 2009 g. N 17 (The Customs Code of the Customs Union. Annex to the Agreement on the Customs Code of the Customs Union on November 27, 2009. Adopted by the Decision of the Interstate Council of the EurAsEC at the level of Heads of State on November 27, 2009 No. 17), Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 13 dekabrja 2010 g. N 50, st. 6615.
2.O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 27.11.2010 N 311-FZ: prinjat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 19 nojabrja 2010 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 24 nojabrja 2010 g. (On Customs Regulation in the Russian Federation: the Federal Law on November 27, 2010 N 311-FL: adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation November 19, 2010: approved by the Federation Council of the Federal Assembly November 24, 2010), The Russian gazette November 29, 2010 No. 269; Collection of the RF legislation November 29, 2010 No. 48, Art. 6252), Ros. gaz. 29 nojabrja 2010 g. N 269; Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii 29 nojabrja 2010 g. N 48, st. 6252; Parlament. gaz. 03-09 dekabrja 2010 N 63.
3.Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii. Chast' vtoraja ot 05 avgusta 2000 g. N 117-FZ. Prinjat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 19 ijulja 2000 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 ijulja 2000 g.: vved. Feder. zakonom Ros. Federacii ot 05 avgusta 2000 g. N 118-FZ ( The Tax Code of the Russian Federation. The second part on August 5, 2000 N 117-FL. Adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation July 19, 2000: approved by the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation July 26, 2000: put in force by the Federal Law of the Russian Federation on August
5. 2000 No. 118-FL), Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 07 avgusta 2000 g. N 32, st. 3341; Parlament. Gaz. 10 avgusta 2000 g. N 151-152.
4.Obzor praktiki rassmotrenija sporov, svjazannyh s primeneniem arbitrazhnymi sudami norm Gra-zhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii o zaloge: informacionnoe pis'mo Prezidiuma VAS RF ot 15.01.1998 N 26 (Review of practice of disputes relating to the application by commercial courts of rules of the Civil Code on the lien: Information Letter of the Presidium of the Supreme Arbitration Court of the RF on January 15, 1998 No. 26), Vestnik VAS RF, 1998 g. N 3.
Дата поступления: 12.09.2016 Received: 12.09.2016