М.Г. Вилова
ПРАВО НА СПРАВЕДЛИВОЕ СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
В статье рассматривается актуальная проблема воплощения идеи конституционализма в контексте обеспечения верховенства права, в т.ч. посредством расширительного толкования Конституции РФ. Основное внимание уделяется концепции международного конституционализма, выступающего в качестве ключевой гарантии права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство, составляющего основу механизма реализации прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова: справедливость, право на судебную защиту, право на справедливое судебное разбирательство, международный конституционализм.
M.G. Vilova
THE RIGHT TO A FAIR TRIAL IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL CONSTITUTIONALISM
The present study focuses on the implementation of the idea of constitutionalism in the context of the rule of law by means of a broad interpretation of Russian Constitution. The author focuses on the concept of "international constitutionalism" as a guarantee of the right to a fair trial, which can be seen as a primary source of human rights' promotion and protection. Keywords: justice, the right to a fair trial, international constitutionalism.
Конституционализм как идеальная модель создания условий для реализации, обеспечения и защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, а также демократического политического режима возможен только при обеспечении верховенства права. С.А. Авакьян связывает конституционализм с конституционной идеей, наличием нормативно-правового фундамента, достижением фактического режима, системой защиты конституционного строя и конституции1
В Конституции РФ элементы понятия «верховенства права» закреплены в ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 4 и ст. 15. Из анализа названных норм следует, что основой для российского конституционного регулирования послужили идеи позитивизма в праве, сущность которых составляет тщательный анализ действующего законодательства, его конкретных форм и предписаний, без учета вопросов о сущности права, его назначении и роли в обществе. Соответственно, при точности правовых формулировок и ориентированности на буквальное толкование конституционных норм существует риск несоответствия формы содержанию правовой нормы. Преодолению указанного риска путем обеспечения единства формы и содержания норм права призван способствовать Конституционный Суд РФ (далее - Конституционный Суд). Судебный орган конституционного контроля при реализации своих полномочий не ограничивается буквальным толкованием положений Основного Закона. Напротив, Конституционный Суд задействует различные «новые (специальные) правовые принципы»2 для определения критериев конституционности (принцип правовой определенности3), правомерности правового регулирования прав и свобод человека и гражданина
© Вилова Марина Геннадьевна, 2015
Соискатель кафедры конституционного и муниципального права юридического института ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», помощник судьи Арби-150 тражного суда Архангельской области; e-mail: mvilova@mail.ru
(принцип соразмерности (пропорциональности)4), механизма и пределов пересмотра вступивших в законную силу судебных решений (принципы правовой стабильности и правовой безопасности5), ограничения прав и свобод человека и гражданина (принцип баланса частных и публичных интересов6), ответственности граждан, должностных лиц, органов публичной власти и муниципальным органам (принцип добросовестности правореализации и недопустимости злоупотребления правом7). Помимо этого, Конституционный Суд активно использует универсальный принцип справедливости8, который текстуально не нашел своего закрепления в Конституции РФ.
Более того, о движении по пути преодоления позитивизма в конституционном регулировании свидетельствует факт использования Конституционным Судом аксиологического (ценностного) потенциала отдельных положений Конституции РФ9. Применение указанного подхода позволит в процессе толкования Конституции РФ наделить конституционные нормы новым ценностным смыслом, расширяя тем самым охранительную природу актов Конституционного Суда.
В целях придания конституционным ценностям конкретики Н.С. Бондарь предлагает разработку практической конституционно-судебной аксиологии10. По мнению автора настоящей статьи, представленная идея позволит по-новому интерпретировать отдельные положения Конституции РФ с учетом социального, экономического, культурного развития общества и государства и при обеспечении стабильности и жесткости Основного Закона. Отметим, что подобная интерпретация должна проводиться исключительно на основе принципа
В
верховенства права. т
Идеи создания практической конституционно-судебной аксиологии имеют С общие черты с концепцией Г. МакБейна о «живой» Конституции11. Основу на- | званной концепции образует идея динамического содержания Конституции, к которая подразумевает, что толкование Основного Закона должно производиться г
о
в соответствии с действующими в обществе социально-экономическими и поли- д
а
тическими реалиями непосредственно в момент применения конституционной т
в
нормы12. Особый интерес указанные идеи приобретают в свете доктрины вер- н
ховенства права А. Дайси, полагавшего, что конституционное право создается
13 р
решениями судов13. д
и
С учетом сказанного автор приходит к выводу о том, что идеи конституцио- с
к
нализма могут реализоваться только при условии обеспечения верховенства а права, одним из средств создания которого является судебный конституционный | контроль, основанный на расширительном толковании Конституции. ии
Глобальные проблемы современности (терроризм, голод, загрязнение окру- № жающей среды и др.) имеют трансграничный характер и бросают вызов не только 1
о
существующим, но и будущим поколениям. В этой связи обеспечение законности ~ и соблюдения прав и свобод личности является задачей всего международного 55 сообщества. Так, в целях создания мирового правопорядка выдвигаются идеи «конституционализации» международного права14.
Основные формы развития концепции международного конституционализма заключаются, во-первых, в установлении того, имеет ли международный правовой порядок базовые принципы конституционного строя15; во-вторых, в идее создания конституционного строя международного сообщества16. 151
Процесс «конституционализации» международного права есть динамика придания международным нормам общеобязательного характера на основе единых взаимосогласованных правил. При этом данные правила должны быть одобрены международным сообществом, что предполагает создание специальной системы гарантий их исполнения. Между тем, если общеобязательность указанных норм примут только часть стран, то конструкция международного конституционализма будет усечена. Это обусловлено отсутствием согласования названных правил другими государствами.
Представляются спорными предложения о создании абсолютно единых и общеобязательных правил, одной «конституции международного сообщества»17 для всех стран. Уместны в этой связи опасения Ш.-Л. Монтескье, который писал: «Законодатель должен сообразовываться с духом народным, если он не противоречит принципам правления, т.к. лучше всего мы делаем то, что делается нами свободно»18. И. Кант указывал, что для эффективного и долгосрочного правового обеспечения мира и свободы необходимы транснациональные институты, облеченные публичной властью над участвующими в них государствами19. В более поздних трудах он отказывается от этой идеи, предлагая только «свободный федерализм» в отсутствие общих институтов для усиления международного права как средства борьбы с неправомерным поведением государств.
Учитывая существующие полярные позиции в доктрине международного права, автор полагает, что построение единых реально действующих унифи-а цированных правил в ближайшей перспективе является трудно реализуемой ? задачей. Однако идеями международного конституционализма нельзя прене-3 брегать, поскольку принятие единой международной конституции - это лишь 2 один из вероятных путей развития данной концепции. Несмотря на то, что | перспектива создания единой конституции на международном уровне пред-| ставляется весьма призрачной, ее функции на данном этапе развития между-£ народного сообщества в состоянии выполнить (по аналогии с англо-саксонской I правовой системой) как имеющиеся международные правовые акты, так и вновь | принимаемые. На сегодняшний день лишь некоторые международные нормы ® выполняют конституционную функцию, прежде всего, в сфере обеспечения £ мира, безопасности, установления законности как между государствами, а так | и в пределах их суверенных территорий. При этом большинство названных | норм имеют декларативный характер, а их реальное соблюдение зависит от >1 воли государств.
| В целях создания единых реально действующих конституционных норм на
| международном уровне, по мнению автора, требуется последовательная разра-1 ботка понятия, принципов и структуры международного конституционализма.
I
§ Представляется, что идеи международного конституционализма, прежде всего,
со
направлены на защиту основ международного правопорядка и обеспечение эффективной реализации прав и свобод личности.
Принципы названной концепции могли бы быть разработаны кворумом заинтересованных государств, принимающих правила и саму идею создания международного конституционализма. При этом часть из них вполне могла 152 бы состоять из таких классических принципов любого провозгласившего себя
правовым государства, как верховенство права, приоритет прав и свобод личности, справедливость, равенство, разделение властей, недопустимость злоупотребления правом.
Особого внимания заслуживает принцип справедливости, полностью охватывающий социальную жизнедеятельность и являющийся ключевым при отправлении правосудия. Судебная защита перечисленных принципов требуется в целях обеспечения стабильного и устойчивого развития не только процесса конституционализации международного права, но главное - создания условий для свободного осуществления актов реализации прав человека, его безопасного существования и свободного развития, обеспечивающего состояние защищенности, гарантирования правового статуса человека и гражданина.
Процесс «конституонализации» международного права - это обновление его основных принципов, которое связывает международное право как право над государствами с конституционным правом как правом национальным. Тем самым создается единая общеобязательная система норм, обеспечиваемая мерами международного принуждения. «Только приобщаясь к общим для всех идеалам», - писал Б. Чичерин, - народ становится историческим народом»20. В то же время «идеализм возносит на высоту, иногда даже чрезмерную; напротив, реализм принижает»21.
В случае, если процесс конституционализации приобретает глобальный характер и будет касаться всей национальной системы фундаментальных прав, то конституционализация международного права может стать угрозой суверенитета государств. В целях сохранения государственного суверенитета и обеспечения
эффективной защиты прав и свобод личности представляется необходимым «кон- т
н
ституционализировать» положение п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека С и основных свобод, согласно которому каждый имеет право на справедливое | судебное разбирательство. к
Применение идей международного конституционализма к регулированию г
с
права на справедливое судебное разбирательство обусловлено тем обстоятель- д
а
ством, что именно посредством реализации данного права можно полноценно т
в
обеспечить восстановление и защиту оспариваемых или нарушенных основных н прав и свобод человека и гражданина. Ю
Реализация права на справедливое судебное разбирательство обеспечивается ид
и
посредством принципов законности, справедливости, независимости суда, со- с
к
стязательности сторон, гласности судебного разбирательства. Особое место среди а гарантий реализации названного права занимает принцип справедливости. Ка- е тегория справедливости, лежащая в основе этого принципа, во многом зависит от | правосознания, ценностных взглядов, морально-нравственной базы конкретного № правоприменителя. В связи с этим уместно привести позицию Конституционного 1
о
Суда в отношении конституционно-правового статуса судей. Так, статус судей ~ предопределен публично-правовыми целями правосудия, соответственно, феде- 55 ральный законодатель вправе предъявлять к ним как носителям судебной власти особые квалификационные и иные требования, в т.ч. морально-нравственные и нравственные, и устанавливать порядок формирования судейского корпуса, обеспечивающий отбор кандидатов, отвечающих этим требованиям22.
Между тем судьи независимы и подчиняются только Основному Закону и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). В силу того, что общепри- 153
знанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), соблюдения гарантированного ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод права заявителя на справедливое судебное разбирательство является обязанностью российской судебной системы.
В рамках международного конституционализма следует изучить и унифицировать гарантии права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство в целях придания им общеобязательной силы и глобального характера. Включение указанного права в основу международного конституционализма позволит выйти за пределы стран Совета Европы, предоставив соответствующие гарантии остальным государствам. При этом личность будет защищена от возможного произвола и дискреции конкретного правоприменителя, что обеспечит человеку свободу в реализации своих прав.
1 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000. С. 233.
2 Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М., 2011. С. 100.
3 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 2013 г. №16-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Узбекистан Б.Т. Гадаева и запросом Курганского областного суда» // Российская газета. 2013. № 151.
4 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2013 г. №15-П «По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Дубкова» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. №27, ст. 3647; Постановление Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2012 г. №26-П «По делу о проверке конституционности положения части 2 статьи 10 Федерального закона "О государственной
£ гражданской службе Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Камчатского
™ края» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. №48, ст. 6744.
g 5 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2011 г. №1616-О-О «Об отказе в принятии
~ к рассмотрению жалобы гражданки Локотковой Ирины Геннадьевны на нарушение ее конституционных
il прав частью второй статьи 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Доступ из
справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». | 6 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2012 г. №16-П «По делу о проверке кон-
ституционности положения части десятой статьи 13 Федерального закона "Об оружии" в связи с жалобами | граждан Г.В. Белокриницкого и В.Н. Тетерина» // Российская газета. 2012. №159; Постановление Конститу-
4 ционного Суда РФ от 9 июля 2012 г. № 17-П « По делу о проверке конституционности не вступившего в силу | международного договора Российской Федерации - Протокола о присоединении Российской Федерации к î Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации» // Собр. законодательства
1 Рос. Федерации. 2012. №29, ст. 4169.
2 7 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2013 г. №18-П «По делу о проверке кон-!о ституционности положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в J связи с жалобой гражданина Е.В. Крылова» // Российская газета. 2013. №157.
н 8 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 г. №19-П «По делу о проверке кон-
jl ституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1
о Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и
других и запросом Мурманской областной Думы» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. №30,
5 ч. II, ст. 4189; Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2013 г. №1129-О «Об отказе в принятии " к рассмотрению жалобы гражданина Зотьева Сергея Анатольевича на нарушение его конституционных g. прав частью первой статьи 70, частью пятой статьи 74 и пунктом "а" части третьей статьи 86 Уголовного <3 кодекса Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
| 9 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 г. №19-П «По делу о проверке кон-
о ституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1
m Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и
других и запросом Мурманской областной Думы»; Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 2013 г. №6-П «По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобами граждан Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и Д.А. Савельева» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. №13, ст. 1635.
10 См.: Бондарь НС. Указ. раб. С. 101.
11 Belz H. A Living Constitution or Fundamental Law? // American Constitutionalism in Historical Perspective. URL: http://www.constitution.org/cmt/ belz/lcfl.htm (дата обращения: 11.11.2013).
154 12 См.: Там же.
13 См.: Баренбойм П.Д. Разграничение, конвергенция или замена доктрин правового государства и верховенства права? // Законодательство и экономика. 2013. №4. С. 6.
14 Bogdandy A. Constitutionalism in International Law: Comment on a Proposal from Germany // Harvard International Law Journal. 2006. №223; AlvezA. Transnational constitutionalism: International and European perspectives / ed. by N. Tsagourias // Osgoode Hall Law Journal. 2008. №46. P. 657-664; World Constitutionalism / ed. by Dr. Anthony D'Souza and Dr. Carmo D'Souza Foreword by Dr. Marian Pinheiro, Principal V. M. Salgaocar College of Law & Dean of Faculty of Law, Goa University // Cambridge Scholars Publishing, 2007; Яхьяуи-Кривенко Е. Процессы конституционализации международного права: теории и реальность // Российский юридический журнал. 2013. № 2. С. 2-8.
15 Paulus A.L. The International Legal System as a Constitution / edited by J.L. Dunoff, J.P. Trachtman. Cambridge, 2009. P. 71.
16 Elabbers J. The Constitutionalization of International Law / edited by J. Klabbers, A. Peters, G. Ulfstein. Oxford, 2009. P. 4.
17 Яхьяуи-Кривенко Е. Указ. раб. С. 66.
18 Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М., 2011 С. 301.
19 Kant I. Perpetual Peace: A Philosophical Sketch // International Relations and Security Network. URL: http://www.isn.ethz.ch/Digital-Library/Publications/Detail/?id=125464 (дата обращения: 11.11.2013).
20 Чичерин Б. Курс государственной науки. Ч. II: Социология. М., 1896. С. 419.
21 Там же.
22 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 марта 2009 г. №6-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 8 статьи 5, пункта 6 статьи 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 23 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина В.Н. Рагозина» // Российская газета. 2009. № 58.