®
m ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ
www.volsu.ru
DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2024.1.10
UDC 342.4 LBC 67.400.1
Submitted: 19.01.2024 Accepted: 20.02.2024
THE RIGHT TO HEALTH PROTECTION IN THE CONSTITUTIONS OF THE COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES:
A COMPARATIVE LEGAL STUDY1
Polina S. Sivokoneva
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Introduction: the paper discusses the current problems of constitutional law concerning the provisions of the basic law of the CIS countries on health protection. The advantages and disadvantages of various formulations of the right to health protection are analyzed, and the question of its parties is raised. The purpose of the study is to consider the possibility of formulating a universal model of the right to health protection through the analysis of existing rights in the CIS countries. Methods: as the main one, the comparative legal method of scientific research is used to analyze and compare the constitutional provisions of the CIS countries. Results: based on the conducted research, the opinion on the possibility of identifying a universal model of the right to health protection is substantiated. The author's classification of the right to medical care is given depending on the conditions of its provision. Conclusions: despite the fundamental similarity of the provisions of the constitutions of the CIS countries, they differ in a number of parameters: parties, the completeness of powers, and the identification of additional rights. It is noted that the right to health protection is most fully represented in the Constitution of this country. However, the existing wording could be supplemented with a guarantee of medical insurance and an indication of qualified medical care.
Key words: healthcare, right to health protection, medical care, Constitution, CIS.
Citation. Sivokoneva P.S. The Right to Health Protection in the Constitutions of the Countries of the Commonwealth of Independent States: A Comparative Legal Study. Legal Concept = Pravovayaparadigma, 2024, vol. 23, no. 1, pp. 77-81. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2024.1.10
УДК 342.4 Дата поступления статьи: 19.01.2024
ББК 67.400.1 Дата принятия статьи: 20.02.2024
ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КОНСТИТУЦИЯХ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ1
Полина Сергеевна Сивоконева
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Введение: в данной статье рассматриваются актуальные проблемы конституционного права, касаю-^ щиеся положений основного закона стран Содружества Независимых Государств об охране здоровья. Анализируются преимущества и недостатки различных формулировок права на охрану здоровья, поднимается (J вопрос о его субъектном составе. Цель исследования: рассмотрение вопроса о возможности формулиро-С вания универсальной модели права на охрану здоровья посредством анализа существующих правомочий в Ц странах СНГ. Методы: в качестве основного используется сравнительно-правовой метод научного исследо-g вания для анализа и сравнения конституционных положений стран СНГ. Результаты: обосновано мнение о § возможности выделения универсальной модели права на охрану здоровья. Приводится авторская классифи-О кация права на медицинскую помощь в зависимости от условий ее оказания. Выводы: несмотря на принци-© пиальное сходство положений конституций стран СНГ, они отличаются по ряду параметров: субъектный
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ
состав, полнота правомочий, выделение дополнительных прав. Отмечается, что в Конституции нашей страны наиболее полно представлено право на охрану здоровья. Однако существующая формулировка могла бы быть дополнена гарантией медицинского страхования и указанием на квалифицированную медицинскую помощь.
Ключевые слова: здравоохранение, право на охрану здоровья, медицинская помощь, Конституция, СНГ.
Цитирование. Сивоконева П. С. Право на охрану здоровья в конституциях стран Содружества Независимых Государств: сравнительно-правовое исследование // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2024. - Т. 23, № 1. - С. 77-81. - DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2024.1.10
Введение
Вопрос о том, кто должен заботиться о здоровье населения и каким образом эта забота должна осуществляться, по-разному решается в конституциях стран СНГ. Во всех моделях государство является субъектом, обеспечивающим право на охрану здоровья, но конкретный набор обязательств, которые государство на себя принимает, различается. С целью выработки наилучшего правового механизма охраны и защиты права человека на здоровье предлагается проанализировать основные законы стран, входящих в Содружество Независимых Государств.
Содержание конституционных положений о праве на охрану здоровья в странах СНГ
Положения об охране здоровья закреплены во всех конституциях стран СНГ.
Конституция Республики Беларусь гарантирует гражданам своей страны право на охрану здоровья и бесплатное лечение за счет государственных средств в порядке, установленном законом [5].
Примечательно, что если в России право на охрану здоровья гарантируется каждому человеку [9], то в Беларуси - только гражданам. Кроме того, Конституция Республики Беларусь содержит положение о том, что граждане заботятся о сохранении собственного здоровья, то есть забота о здоровье выглядит как конституционная обязанность. В России у граждан нет обязанности заботиться о своем здоровье, но поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека.
Необходимость закрепления в Конституции РФ соответствующей обязанности активно обсуждается в научных кругах и обосно-
ванно критикуется как «инструментальное» восприятие человека [12].
Конституция Республики Узбекистан закрепляет за каждым человеком право на охрану здоровья и квалифицированное медицинское обслуживание, при этом только для граждан устанавливая гарантированный объем медицинской помощи за счет государства [8]. Указание в Основном Законе на квалифицированную помощь представляется успешным, поскольку способствует качеству предоставляемой помощи. Также в рамках этой нормы уделяется внимание развитию спорта и физической культуры как фактору, способствующему здоровому образу жизни человека.
Конституция Республики Таджикистан закрепляет право каждого человека на охрану здоровья, гарантирует предоставление бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях [7]. Основной Закон выделяет такие же, как и в Конституции Узбекистана, факторы, способствующие здоровью населения, добавляя обязанность государства по оздоровлению окружающей среды и развитию туризма.
Конституция Азербайджанской Республики гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь [2], не указывая при этом источник финансирования, то есть не упоминая бесплатное оказание помощи. При этом в Основном Законе указывается, что государство принимает необходимые меры по развитию всех видов здравоохранения, устанавливается (как и в России) ответственность должностных лиц, скрывающих факты и случаи, которые создают угрозу для жизни и здоровья людей.
Аналогично последним Конституция Республики Армения закрепляет право каждого человека на охрану здоровья [4] и содержит бланкетную отсылку на закон, в котором ус-
танавливается перечень основных бесплатных медицинских услуг и порядок их оказания.
Конституция Республики Казахстан, аналогично Конституции Республики Беларусь, гарантирует право на охрану здоровья только гражданам, имеющим право на получение бесплатной медпомощи в установленном объеме [6]. Примечательно, что в тексте закона предусмотрены виды медпомощи: платная и бесплатная, а также указаны органы, осуществляющие оказание помощи (что схоже с Конституцией России) [11].
Конституция Кыргызской Республики, помимо права на охрану здоровья, закрепляет право каждого человека на медицинское страхование, а также обязанности государства по медицинскому обслуживанию [3]. Основным Законом предусматривается наличие бесплатного и платного медицинского обеспечения, основания и порядок их предоставления.
Конституция Туркменистана гарантирует каждому право на охрану здоровья, в которое включается бесплатное пользование услугами государственных учреждений [10]. Особое внимание стоит обратить на то, что данная Конституция является единственной из конституций СНГ, где на уровне Основного Закона допускается применение нетрадиционной медицины и содержится отсылка на соответствующий закон.
В рассмотренных конституциях право на охрану здоровья сопровождалось указанием на тех, кому данное право принадлежит (людям либо гражданам).
Рассмотренные конституции в зависимости от условий оказания медицинской помощи условно можно разделить на следующие виды:
1) гарантирующие медицинскую помощь без определения объема:
а) бесплатную в государственных учреждениях без определения объема (Россия, Таджикистан, Туркменистан);
б) без указания источника финансирования (Азербайджан, Армения);
2) гарантирующие бесплатную медицинскую помощь в установленном объеме (Узбекистан);
3) отсылающие к законам с целью детализации порядка и условий предоставления
бесплатной медпомощи (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан).
Интересным является и то, какой объем прав закрепляют на конституционном уровне по сохранению и восстановлению здоровья. Большинство стран (Беларусь, Таджикистан, Армения, Казахстан, Туркменистан) гарантируют охрану здоровья, при этом Беларусь и Туркменистан включают в это право безвозмездность. Ряд стран (Россия и Азербайджан) наравне с охраной здоровья гарантируют медицинскую помощь. Кыргызстан помимо охраны здоровья закрепляет право на медицинское страхование. Совершенно иное название закреплено в Конституции Узбекистана, где на конституционном уровне гарантируется право на квалифицированное медицинское обслуживание.
Еще одним отличительным признаком являются субъекты, за которыми закрепляются вышеназванные права. Большая часть стран СНГ гарантируют право на охрану и восстановление здоровья всем людям. Несколько стран, в числе которых Беларусь и Казахстан, закрепляют право на охрану здоровья только за гражданами своей страны.
Во всех названных конституциях право, связанное с охраной здоровья, закрепляется в отдельной статье, хотя объем посвященных ему правовых положений может существенно различаться (от 20 слов в Конституции Армении до 102 слов в Конституции Кыргызстана). Это свидетельствует о значимости здоровья человека для государства, стремлении в его охране и сохранении [1]. В целях реализации данных норм во всех странах со стороны компетентных государственных органов был принят ряд нормативно-правовых документов, развивающих конституционное право.
Выводы
Приведенные результаты сравнения свидетельствуют о значительном сходстве конституционного закрепления права на охрану здоровья, обусловленном, вероятно, общей советской историей. В продолжение советской истории эти государства считали, что правильно заботиться о гражданах и обещать им бесплатную помощь. Общим правилом для
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ
постсоциалистических государств считается закрепление в конституциях, за исключением двух стран, права на бесплатную медицинскую помощь. Большинство конституций при этом отсылают к текущему законодательству, которое конкретизирует порядок получения этой помощи, поскольку недостаточно только закрепления права на охрану здоровья в конституции.
Если попытаться на основе проведенного обобщения составить модель права на охрану здоровья, наиболее полно отражающую входящие в него полномочия, то она бы имела следующую формулировку: «Каждому гарантируется право на охрану здоровья, бесплатную квалифицированную медицинскую помощь и медицинское страхование», где охрана здоровья представляет собой систему комплексных мер политического, экономического, юридического, социального, экологического, научного и медицинского характера, обязанность за осуществление которых возложена на государство в лице его органов, организаций, имеющих влияние на данную сферу и самих граждан. Кроме того, государство обязано способствовать созданию и развитию массового спорта, физической культуры и туризма».
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда N° 23-78-10175, https://rscf.ru/project/23-78-10175/.
The research was carried out at the expense of the grant of the Russian Science Foundation No. 2378-10175, https://rscf.ru/project/23-78-10175/.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Балтутите, И. В. Правовые проблемы использования искусственного интеллекта в сфере здравоохранения / И. В. Балтутите // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2022. - Т. 21, № 2. - С. 140148. - DOI: https://doi.org/10.15688/lcjvolsu.2022.2.18
2. Конституция Азербайджанской Республики // Сайт Президента Азербайджанской Республики. - URL: https://president.az/ru/pages/view/ azerbaijan/constitution
3. Конституция Кыргызской Республики // Официальный сайт Президента Кыргызской Республики. - URL: https://president.kg/ru/konstituciya
4. Конституция Республики Армения // Национальное Собрание Республики Армения. -URL: http://www.parliament. am/parliament.php? id=constitution&lang=rus
5. Конституция Республики Беларусь // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - URL: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/
6. Конституция Республики Казахстан // Официальный сайт Президента. - URL: https:// www. akorda. kz/ru/official_documents/constitution
7. Конституция Республики Таджикистан // Министерство иностранных дел Республики Таджикистан. - URL: https://www.mfa.tj/ru/main/ tadzhikistan/konstitutsiya
8. Конституция Республики Узбекистан // Правительственный портал Республики Узбекистан. - URL: https://www.gov.uz/ru/constitution/
9. Конституция Российской Федерации : (принята всенар. голосованием 12.12.1993 с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой статистики. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?docbody=&nd=102027595
10. Конституция Туркменистана // Сайт законов. - URL: https://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=31337929
11. Матыцин, Д. E. Развитие правового регулирования ключевых технологий Индустрии 4.0: цифровые токены как особые инвестиционные инструменты / Д. Е. Матыцин // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2023. - Т. 22, №> 2. - С. 109-113. -DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2023.2.14
12. Пресняков, М. В. Обязанность граждан заботиться о своем здоровье: можно ли заставить человека быть здоровым? / М. В. Пресняков // Актуальные проблемы российского права. - 2022. -Т. 17, №> 10. - С. 24-33.
REFERENCES
1. Baltutite I.V. Pravovye problemy ispolzovanija iskusstvennogo intellekta v sfere zdravoohranenija [Legal Problems of the Use of Artificial Intelligence in Healthcare]. Legal Concept = Pravovayaparadigma, 2022, vol. 21, no. 2, pp. 140-148. DOI: https://doi.org/ 10.15688/lc.jvolsu.2022.2.18
2. Konstitucija Azerbajdzhanskoj Respubliki [Constitution of the Republic of Azerbaijan]. Sajt Prezidenta Azerbajdzhanskoj Respubliki [Website of the President of the Republic of Azerbaijan]. URL: https://president.az/ru/pages/view/azerbaijan/ constitution
3. Konstitucija Kyrgyzskoj Respubliki [Constitution of the Kyrgyz Republic]. Oficialnyj
sajt Prezidenta Kyrgyzskoj Respubliki [Official Website of the President of the Kyrgyz Republic]. URL: https://president.kg/ru/konstituciya
4. Konstituciju Respubliki Armenija [Constitution of the Republic of Armenia]. Nacionalnoe Sobranie Respubliki Armenija [National Assembly of the Republic of Armenia]. URL: http://www.parliament.am/ parliament.php?id=constitution&lang=rus
5. Konstitucija Respubliki Belarus [The Constitution of the Republic of Belarus]. Nacionalnyj pravovoj Internet-portal Respubliki Belarus [National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus]. URL: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/
6. Konstitucija Respubliki Kazakhstan [Constitution of the Republic of Kazakhstan]. Oficialnyj sajt Prezidenta [Official Website of the President]. URL: https://www.akorda.kz/ru/ official_documents/constitution
7. Konstitucija Respubliki Tadzhikistan [Constitution of the Republic of Tajikistan]. Ministerstvo inostrannyh del Respubliki Tadzhikistan [Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Tajikistan]. URL: https://www.mfa.tj/ru/main/ tadzhikistan/konstitutsiya
8. Konstitucija Respubliki Uzbekistan [Constitution of the Republic of Uzbekistan]. Pravitelstvennyj portal Respubliki Uzbekistan
[Government Portal of the Republic of Uzbekistan]. URL: https: //www. gov. uz/ru/constitution/
9. Konstitucija Rossijskoj Federacii: (prinjata vsenar. golosovaniem 12.12.1993 s izm., odobr. v hode obshheros. golosovanija 01.07.2020) [The Constitution of the Russian Federation (Adopted by Popular Vote on December 12, 1993 with Amendments Approved During the All-Russian Vote on July 1, 2020)]. Oficialnyj internet-portal pravovoj statistikl [Official Internet Portal of Legal Statistics]. URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&nd=102027595
10. Konstitucija Turkmenistana [Constitution of Turkmenistan]. Sajtzakonov [Website of Laws]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31337929
11. Matycin D.E. Razvitie pravovogo regulirovaniya klyuchevyh tekhnologij Industrii 4.0: cifrovye tokeny kak osobye investicionnye instrumenty [Development of Legal Regulation of Key Technologies of Industry 4.0: Digital Tokens as Special Investment Instruments]. Legal Concept = Pravovaya paradlgma, 2023, vol. 22, no. 2, pp. 109-113. DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2023.2.14
12. Presnyakov M.V. Objazannost grazhdan zabotitsja o svoem zdorovye: mozhno li zastavit cheloveka byt zdorovym? [The Duty of Citizens to Take Care of Their Health: Is It Possible to Force a Person to Be Healthy?]. Aktualnye problemy rossljskogoprava [Actual Problems of Russian Law], 2022, vol. 17, no. 10, pp. 24-33.
Information About the Author
Polina S. Sivokoneva, Junior Researcher, Department of Constitutional and Municipal Law, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4167-4015
Информация об авторе
Полина Сергеевна Сивоконева, младший научный сотрудник кафедры конституционного и муниципального права, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4167-4015