Научная статья на тему 'Право и религия: теоретико-правовые аспекты взаимодействия'

Право и религия: теоретико-правовые аспекты взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18492
2160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ И ПРАВА / РЕЛИГИОЗНАЯ НОРМА / КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО / МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО / LAW / RELIGION AND LAW INTERACTION / RELIGIOUS NORM / THE CANON LAW / THE MUSLIM LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабошина Елена Владимировна

Статья посвящена изучению социальной природы религиозного права, религиозных норм, взаимодействия права и религии в разные исторические эпохи. Тесная связь права и религии присуща практически всем правовым системам. Исследуются индусское, мусульманское, каноническое право как наиболее типичные примеры переплетения религиозных и правовых норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law and religion: theoretical and law aspects of interaction

One of the basic aspects of the given work is the revealing of social nature of the religious law, religious norms, interaction of law and religion in different historical epoch. The close connection of law and religion is inherent in almost all legal systems. The Hindu law, the Muslim law and the canon law are investigated as the most typical examples of an interlacing of religious and rules of law.

Текст научной работы на тему «Право и религия: теоретико-правовые аспекты взаимодействия»

Е.В. Бабошина

ПРАВО И РЕЛИГИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Необходимость комплексного исследования взаимодействия права и религии определена тем, что, несмотря на различные цели их существования, религия и право выступают в виде ценностнонормативных систем в процессе регулирования общественных отношений.

Понимание права как регулятора общественных отношений в правовой науке является традиционным. Так, К. Савиньи утверждал: «Если мы отвлечем право от всякого особенного содержания, то получим как общее существо всякого права нормирование определенным образом совместной жизни многих» [12, с. 7]. В свою очередь, И.А. Покровский указывал, что право «имеет своей общей целью регулирование междучеловеческих отношений» [8, с. 38]. В современной юридической науке принято мнение о том, что «особое назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований» [3, с. 376]. Право, выступая универсальным регулятором общественных отношений, остается одним из инструментов государства [7, с. 68].

Регулятивное назначение права определяется потребностью внести в нормативность в общественную жизнь. Право предстает в виде нормативно регулирующей системы тогда, когда необходимо обеспечить нормативные начала в жизни общества. Таким образом, нормативность права отражает взаимозависимость причинно-следственных связей, при которых следствие корректирует причину, ее формы, ее действие [3, с. 364].

Рассматривая право как регулятор, следует признать, что его миссия в обществе заключается в утверждении нормативных начал, регулятивном правовом воздействии на общественные отношения. Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования. Одним из таких элементов является и религия в части своих ценностно-нормативных установлений.

Важнейшей проблемой права исследователи считают социальную природу религиозного права. Во всех священных книгах древних и мировых религий формулируются правила поведения, которые обладают всеми признаками юридических норм - уголовно-правовых, гражданско-правовых и процессуальных. Социальная природа таких норм определяется тем, что их исполнение обеспечивалось государственным принуждением: нарушители религиозно-правовых предписаний подвергались по решению судов смертной казни, телесным и членовредительским наказаниям, несли имущественную ответственность. Это были специфические признаки религиозного права, отличающие его от любых других систем социальной регуляции, в том числе и от религиозной системы. С другой стороны, нормы любого религиозного права тесно переплетаются с религиозными правилами и догматами священных книг; по своей социальной природе они являются юридическими нормами и относятся к правовой, а не сугубо религиозной сфере. Именно поэтому нельзя согласиться с исследователями, которые не видят неразрывной связи религиозного права с государством и рассматривают его лишь как один из структурных элементов религии. Вместе с тем большинство исследователей религиозного права, как уже отмечалось, считают, что оно остается действующим правом лишь до тех пор, пока исполнение его норм обеспечивается государственным принуждением.

Рассматривая правовую и религиозную системы, следует отметить, что каждая из них, представляет собой определенную целостность, элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Именно с таких позиций рассматривает взаимодействие религии и права В.А. Клочков, выделяя следующие существенные связи: 1) воздействие друг на друга их однородных элементов: религиозной идеологии и правосознания, церковных и светских судов, религиозных и правовых норм; 2) совместное воздействие однородных элементов обеих систем на другие социальные системы и общественную жизнь, например, религиозной и правовой идеологии - на нравственные представления, совокупное регулирование юридическими и религиозными нормами общественных отношений; 3) воздействие друг на друга неоднородных элементов религиозной и правовой систем, которое может быть непосредственным, например, регулирование юридическими нормами культового поведения и отношений, внутрицерковной деятельности, и опосредованным (влияние религиозной идеологии на формирование правовых норм через правосознание в результате восприятия правосознанием религиозных идей и представлений); 4) взаимодействие отраслей права с различными сферами религии: регулирование правовыми и религиозными нормами различных сторон церковно-государственных отношений, имущественных и иных прав конфессиональных организаций и служителей культа, узаконение церемоний культа в различных сферах государственной жизни (коронация, инаугурация президента США, религиозная присяга при занятии государственных должностей, религиозная клятва в суде и

др.); 5) взаимосвязь различных отраслей права с религией в целом (например, разная степень их секуляризации) [6, с. 97-98].

Во взаимодействии права и религии как регуляторов общественных отношений на первый план выступают правовые и религиозные нормы как наиболее активные элементы правовой и религиозной систем. Религиозные нормы обладают всеми необходимыми признаками социальных норм, которые проявляются в следующем: 1) религиозная норма выступает как образец для поведения верующих людей, как эталон определенных отношений; 2) ее предписания относятся не к конкретному индивиду, а более или менее широкому кругу людей (священнослужители, миряне) [6, с. 29].

Нормы права на ранних этапах развития «не отделялись от религиозных и были с ними тесно связаны. Древнейшие нормы права были в то же время и религиозными законами; и только потом правовые нормы отделяются от чисто религиозных» [4, с. 20]. В раннеклассовых государствах религиозные нормы закреплялись в устных преданиях, мифах, обычаях, ритуалах, обрядах. В последствии они стали содержаться в законах, указах политической власти, в богословских произведениях религиозных авторов. Для иудейской, христианской, исламской религии характерно письменное закрепление религиозных норм в виде «священных писаний» (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд) и основанных на них нормативно-правовых актов высшей политической силы. Стоит отметить, что религиозные нормы чаще всего имеют авторитарный характер, в них в большей мере выражен момент обязательности, принудительности.

Религиозные нормы отличаются от правовых тем, что имеют своей основой религиозные идеи и представления. Так, говоря об иудейском праве, профессор Э. Фальк подчеркивает, что на совершенно одинаковой основе сосуществуют и функционируют, с одной стороны, нормы, закрепляющие процедуру поклонения религиозным культам и отправления религиозных ритуалов, с другой -религиозные нормы, регламентирующие поведение евреев в частной и общественной жизни.

Однако роль религиозных норм не ограничивается регулированием внутрицерковной и межконфессиональной религиозной деятельности. Религия уже в ранних формах регулировала и светские отношения, а право на определенных этапах истории и в ряде стран получало выражение именно в религиозных догмах.

Тесная связь права и религии характерна практически для всех правовых систем народов мира. Нет ни одной системы древнего писанного права, которая не включала бы религиозные предписания и ритуальные правила. Особенно сильное влияние религия оказала на законодательство древних восточных государств: Законы Моисея, Законы Хаммурапи, Законы Ману и др. Религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные отношения. Сама правовая норма здесь, за редким исключением, имела религиозное обоснование. Правонарушение - это одновременное нарушение нормы религии и права. Взаимодействие религии и права отчетливо выражается в освящении религией, санкционируемых правом социальных институтов освящение власти и личностей царей, королей, императоров [6, с. 95].

Из древнейших правовых систем наиболее сильное влияние религии сказалось на индусском праве. Индийская цивилизация имеет исключительно религиозный характер. Как видно из приведенных примеров, в государствах, где влияние религии было особенно сильным, дифференциация социальных регуляторов происходила замедленными темпами. Даже такие характерные для классового общества нормы права оказались тесно вплетенными в единую нормативную систему с преобладающими в ней религиозными постулатами.

Нормативные системы Древней Греции и Древнего Рима также были далеко не свободны от религиозных влияний. Например, в Византии государственная власть, охраняя неприкосновенность церковного канона, стала придавать постановлениям церковной власти значение государственных законов. При Юстиниане церковные правила стали носить характер государственных. В то же время, возросло число гражданских законов, регламентировавших внешнюю жизнь церкви. Но в этих государствах отсутствовали такие завершенные религиозные доктрины, как в буддизме или исламе. Очевидно, что чем менее общество сковано религиозными доктринами, тем четче отделена правовая система от морали и религии.

Взаимовлияние права и религии достигает своего расцвета в эпоху Средневековья. Переход к феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий, поэтому в этот период получает развитие каноническое право, все более утверждаются нормы мусульманского права. Специфика этих правовых систем была в том, что они не ограничивались рамками одного государства, а распространяли свои действия на всех верующих вне зависимости от того, где они находились, и на все страны, где соответствующая религия была господствующей.

По мнению представителей исторической школы права, светское право Европы создавалось на основе освященных христианской религией обычаев и традиций. Дж. Берман считает, что христианская религия в Европе в течение V-X вв. была «единым целым с политикой, экономикой и

правом, которые и сами были едины», а до ХІ-ХІІ вв., «право не было независимым сводом правил и концепций, закрепленных в письменных текстах: оно скорее входило составной частью в общее сознание и совесть различных народов Европы» [1, с. 66].

Развитие канонического права пошло в двух направлениях: светское начало все более уходило под «крышу» государства, а церковное право сосредоточивалось на регулировании тонких внутрицерковных отношений [3, с. 391]. Закрепление светского характера государства во многих конституциях, отделение церкви от государства, школы от церкви - все больше превращают общественные церковно-государственные отношения в объект регулирования светским правом.

Другим примером конфессионального права, существующего и в современных правовых системах стран Востока, является мусульманское право. Как утверждает Р. Давид, тесно связанное с государством мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную, «божественную» природу [5, с. 394].

В отличие канонического права, которое не старалось заменить собой римское право, мусульманское право было создано в формируемой с нуля исламской общине, где права не было вообще. Поэтому мусульманское право к этому времени оказалось единственным регулятором общественных отношений. В формирующемся государстве, где реальная и духовная власть сливались полностью. Обстоятельства возникновения мусульманского права были таковы, что многочисленные племена не подчинялись никаким земным предписаниям. Это связано было с тем, что эти племена жили на догосударственном этапе.

В современной правоведческой литературе существует традиция выделения в мусульманском праве двух видов социальных норм: религиозные и правовые. Религиозные нормы шариата регулируют порядок отправления культа, активно вмешиваются во все стороны жизни людей, детально определяют религиозные обязанности мусульманина. Правовые нормы ислама предусматривают ответственность за уголовные преступления, регламентируют гражданско-правовые, брачно-семейные и некоторые другие отношения. Исполнение предписаний этих норм обеспечивается не только угрозой применения предусмотренных ими санкций, но и мерами чисто религиозного воздействия - нарушитель любого правила шариата, в том числе и правового, рассматривается как грешник, который будет наказан Аллахом.

По словам Л.С. Васильева, ислам «как религиозная доктрина и форма социальной организации всегда играл на мусульманском Востоке несколько иную роль, нежели, скажем, христианство в Европе. Никогда, даже в пору своего полного господства над людьми, в периоды самых жестоких гонений и разгула инквизиции, христианство не вытесняло полностью светской власти» [2, с. 182].

В свою очередь, Р. Шарль отмечает, что «исторически мусульманское право берет свое начало не непосредственно из Корана, оно развивается на основе практики, которая часто отходила от священной книги, а высшая степень развития священного закона совпадает с появлением мазхабов» [13, с. 28]. Более того, анализ соотношения собственно правовых норм с другими (прежде всего религиозными) правилами поведения и их взаимодействия позволяет говорить о том, что в исламской системе социально-нормативного регулирования в качестве самостоятельного имеется правовой элемент -мусульманское право в узком, юридическом смысле [10, с. 12-19]. Таким образом, мусульманское право - это единая исламская система социально-нормативного регулирования. Оно включает как собственно юридические нормы, так и религиозные, нравственные постулаты, а также обычаи.

В любом религиозном праве, в том числе в мусульманском, сочетаются не только религиозные и правовые нормы, но и соответствующие представления о мире, о боге, о человеке и т.д. Тесное переплетение их и приводит к тому, что противоправное поведение рассматривается как греховное, а юридическим нормам приписывается божественное происхождение.

По справедливому замечанию Н.Ю. Попова, тесная связь религии и права существует в условиях, когда церковь являет собой феодальную структуру и имеет соответствующую государственную основу [9, с. 95]. Именно в Средневековье право превращается в служанку теологии. Христианство, иудаизм, ислам возвышались над государством и правом. В период Нового времени право окончательно освобождается от теологии.

Стоит отметить, что тенденция в соотношении права и религии, обозначившаяся в период феодализма, находит проявление и в современном мире. Системы индусского, мусульманского права до сих пор пронизаны религиозными принципами. Правовые системы стран Западной Европы все более обособляются от религиозных догм. Однако и здесь право и религия не противостоят друг другу абсолютно, некоторые нормы права по-прежнему находят в религии нравственные опоры. Как уже отмечалось выше, религиозно-правовая регламентация общественных отношений сохраняет большое значение в мусульманских государствах. Степень ее влияния зависит, прежде всего, от уровня социально-политического развития страны. Так, наибольшим влиянием оно обладает там, где этот уровень низок, а также там, где режимы проводили в прошлом политику изоляции от внешнего мира

(Йемен, Саудовская Аравия). Следует указать на четкое различие между мусульманским правом и правом мусульманских стран [5, с. 234].

Проанализировав соотношение религии и права, представляется необходимым отметить следующее. Во-первых, соотношение права и религии имеет глубокие исторические корни. Оно различно в разных цивилизациях, мировых религиях, регионах мира. Соотношение религии и права устойчиво и неизменно в традиционных правовых системах. Оно достаточно подвижно и динамично в европейских странах христианской религии. По мере исторического развития этих стран право и религия как социальные регуляторы все более обособляются друг от друга. Но они при нормальном течении общественных процессов не противостоят друг другу, а в определенных ситуациях осуществляют взаимоподдержку.

Во-вторых, в условиях конфессионального господства религия и право не противоречат друг другу, поскольку существует тесная связь между правовой системой и господствующей религией. Дополняя друг друга, право закрепляет государственный статус религии, религия, в свою очередь, освещает существующий правопорядок. В случае прямого происхождения государственного права из государственной религии понятие греха и преступления часто совмещаются и с помощью государства решаются религиозные проблемы. В случае же использования государством определенной религии, сила и авторитет ее используются для достижения вполне мирских, светских целей [11, с. 81].

Литература

1. Берман Г арольд Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1998.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1999.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998.

4. Вундт В.О. О развитии этических воззрений. М., 1986.

5. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967.

6. Клочков В.В. Религия, государство, право. М., 1978.

7. Общая теория права / Под общ. ред. А.С. Пиколкина. 2-е изд., испр. и доп. М., 1997.

8. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.

9. Попов Н.Ю. Концепция канонического права в современной католической доктрине // Проблемы буржуазной государственности и политико-правовая идеология. М., 1990.

10. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.

11. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М., 1998.

12. Цыпин В.В. Церковное право. М., 1996.

13. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.