УДК 340, ББК 67.1 © Г.Е. Москаленко
Г. Е. Москаленко
ПРАВО И ПРИНЦИП СВОБОДНОГО УНИВЕРСАЛИЗМА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ
П. И. НОВГОРОДЦЕВА
В статье рассматривается политико-правовая доктрина известного отечественного либерального мыслителя начала XX века - Павла Ивановича Новгородцева. В частности раскрывается идея возрожденного естественного права, общественный идеал, сформулированный как «принцип свободного универсализма», а также идея солидарности, имеющая основополагающее значение в доктрине мыслителя.
Цель работы - раскрыть сущность идеи солидарности в концепции П. И. Новгородцева, показать ее связь со сформулированной им концепцией возрожденного естественного права и принципом свободного универсализма.
Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания. При подготовке работы применялись общелогические методы, такие как: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Также применялись частнонаучные методы: хронологический, проблемный, историко-сравнительный, системно-структурный, формально-юридический и метод сравнительного правоведения.
В работе автор показывает приверженность П. И. Новгородцева к естественно-правовому подходу, в рамках которого под естественным правом понимается совокупность идеальных норм, вытекающих из природы и независящих от произвола людей. Такие нормы основаны на принципах личности, свободы, равенства, справедливости и любви. Естественное право является одним из средств достижения свободного универсализма, основанного на принципах свободных, равных и стремящихся к взаимодействию и взаимопониманию личностей. Реализация естественно правовых начал и принципа свободного универсализма способствуетразвитию общественной солидарности.При этом солидарность рассматривается как факт и как долг, выраженный в требовании нравственного сознания, основанный на признании и уважении свободы и равенства личности.
Автор статьи приходит к выводу о том, что солидарность - это сложное явление, предполагающее осознание индивидами абсолютного начала свободной и равной личности, и порождающее всеобщее уважение и взаимопомощь. Такое осознание влечет за собой практические последствия - социальные реформы. Таким образом, идея солидарности ознаменовывает переход нравственного сознания в правовое.
Ключевые слова: принцип свободного универсализма, солидарность, естественное право, П. И. Новгородцев, либерализм, право, государство, общественный идеал.
Одним из ярчайших российских мыслителей и общественных деятелей, отстаивавших идеи либерально-демократического преобразования отечественного государства, был Павел Иванович Новгородцев. Творческое наследие этого выдающегося ученого показывает нам необычайную широту его научных взглядов. Будучи профессором Московского университета и депутатом 1-й Государственной думы, он внес значительный вклад в развитие отечественной политико-правовой мысли.
Окончив юридический факультет Московского университета,П.И. Новгородцев отправился на обучение за границу, где подвергся влиянию приверженцев баденской школы неокантианства. Данный факт оказал значительное воздействие на научное мировоззрение отечественного юриста. По мнению А. Н. Медушевского, политико-правовая мысльП.И. Новгородцева во многом определялась вектором дебатов проходивших в
западноевропейской юриспруденции между представителями юридического позитивизма и
сторонниками естественно-правового подхода к праву[10, с. 628]. Выступая с критикой юридического позитивизма, либеральный правовед отстаивал идею возрожденного естественного права, с помощью которой он пытался преодолеть наметившийся кризис в юриспруденции. Осознавая недостатки теории естественного права, ученый стремился избавить ее от различных абстрактно-рационалистических заблуждений.
Подвергнув анализу позитивистскую теорию неограниченного государственного суверенитета, разработанную Дж. Остином, И. Бентамом и др., П. И. Новгородцев критиковал ее основное положение, согласно которому единственным источником права является государство. Автор полагал, что «Биль о правах» является всего лишь декларацией принципов, которые в случае необходимости английский парламент может «заморозить» или отменить в любой момент[3, с. 412]. Следствием этого, по мнению отечественного теоретика права, является то, что государственная власть не ограничивается ни законодательным путем, ни правами личности, а ограничивается лишь
равновесием сил. Все это искажает сущность права и нивелирует его значение по отношению к абсолютной ценности - человеческой личности. Такое положение заставляло Новгородцева встать на идеалистические позиции и обратиться к идее возрождения естественного права.
Под естественным правом мыслитель понимал совокупность идеальных норм, вытекающих из природы и независящих от произвола людей. Автор отмечал, что концепция естественного права двуедина: во-первых, естественное право выступает как совершенное, и в этом случае оно является доминантным по отношению к положительному праву. Во-вторых, естественное право является основой теоретического наблюдения, показывающего необходимость в установлении конкретной нормы[9]. В таком случае естественное право дополняет позитивное.
К принципам естественного права П.И. Новгородцев относил: личность, свободу, равенство, справедливость и любовь[6]. Обосновывая концепцию «возрожденного естественного права», мыслитель старался избавиться от
рационалистических противоречий классической теории естественного права, сформулированной в XVII - XVIII столетиях. Возрожденное естественное право уже не является неким абстрактным правом данным природой, оно отражает внутренние стремления личности, которые выражаются путем закрепления прав и свобод человека в законодательстве. Е.А. Фролова справедливо отмечает, что «естественное право, по теории Новгородцева, это и протест личности против властного произвола, и требование лучшего законодательства, и моральная основа для общественного строя и государства, гарантирующего права и свободу человека»[11, с. 77]. В этом проявлялась практическая сущность концепции возрожденного естественного права
П. И. Новгородцева, которая в качестве своей основной цели предполагала не подменить позитивное право, а наметить для него генеральный ориентир.
П. И. Новгородцев считал, что «Великая французская революция» оказала значительное влияние на формирование современной ему политико-правовой доктрины. Французы полагали что свобода, равенство и братство, воцарившиеся в новом государстве? навсегда устранят противоречия, все это приведет к торжеству справедливости и свободы в обществе[5, с. 6]. Однако такие ожидания оказались несбыточными. В качестве главного препятствия на пути к достижению обозначенных идеалов, отечественный правовед выделял кризис французской идеологии.
С целью выхода из кризиса идеологи прибегли к трансформации старых идей, результатом которой
стало создание нового французского политического лозунга - «солидарность». Так, Леон Буржуа отмечал: «... слово «солидарность» попадается на каждом шагу в политических речах и сочинениях. Сначала, по-видимому, его употребляли как простой вариант третьего члена республиканского девиза: братство. Оно все более заменяло его. Смысл, который придают этому слову писатели, ораторы и общественное мнение, с каждым днем выясняется полнее, глубже обширнее»[1, с. 23]. П.И. Новгородцев отмечал различность трактовок термина «солидарность»[5, с. 14], но, несмотря на это, солидарность всегда предполагала единение и согласие, которые, по мнению мыслителя, являются основой социальной жизни.
Идее солидарности П. И. Новгородцев отводил особую роль, полагая, что она существенным образом расширяет содержание права и правосознания. «Все? что соответствует общественному идеалу, все, что расширяет и освобождает жизнь данного общества, данного народа, правильно и верно. В этой идее общечеловеческой солидарности мы имеем надежный признак для того, чтобы отличить должное и недолжное в стремлениях любого поколения и любой эпохи»[8, с. 80], - отмечал отечественный юрист.
Согласно позиции А. Валицкого, Новгородцев видел в идеи солидарности сферу развития либерального представления о личности[2, с. 398]. Противостояние позитивистскому представлению о праве и расширение социальных обязанностей, в которых усматривалосьторжество нравственного начала, делали идею солидарности привлекательной для Новгородцева.
Констатируя кризис правосознания, произошедший во второй половине XIX - начале XX веков, П. И. Новгородцев отводил идее солидарности роль «спасителя», способного оказать существенную помощь в его преодолении. Основную причину кризиса правосознания мыслитель усматривал в том, что нравственное требование к праву не отвечало реалиям, основанным на учениях XVIII века. Это привело к тому, что после попыток практической реализации идей народного суверенитета, парламентаризма, всеобщего избирательного права и др., общество столкнулось с непреодолимыми трудностями, не позволяющими воплотить в жизнь политико-правовой идеал «земного рая», что имело следствием утрату веры в него.
В связи с чем в качестве источника общественного идеалаП. И. Новгородцев видел нравственно развитую личность, имеющую право на свободу и равенство. Торжество равенства, свободы и нравственности ведет к солидарности личностей, так как в понятии личности одинаково берут свое начало как притязания ее на равенство и свободу, так и ее обязанность солидарности и единства с другими. Таким образом, под общественным идеалом в
концепции мыслителя следует понимать всеобщую солидарность лиц на основе принципа равенства и свободы нравственно развитой личности, руководствующейся абсолютными идеалами добра и стремящейся к бесконечному совершенству. Такой общественный идеал, сочетающий идею равенства, свободы и всеобщности объединения в свободной солидарности всех членов общества, П.И. Новгородцев определял как принцип свободного универсализма.
Право и государство являются важными средствами реализации принципа свободного универсализма. Право обеспечивает равенство и свободу личности. Задача государства состоит в обеспечении материальной базы для реализации человеком своих субъективных прав. При этом само право и государство не должны трактоваться в качестве абсолютного идеала.
Идея свободного универсализма, по мнению мыслителя, является более значимой, нежели конкретные практические модели, так как она дает указание для движения в направлении бесконечно далекого идеала. Мыслитель полагал, что принцип свободного универсализма является главным руководством для каждой личности, для каждого поколения и для каждой эпохи. Таким образом, идеальное состояние человеческих обществ состоит во всеобщей солидарности, заменяющей противоречие и вражду, в целях создания царства разума, мира и свободы.
Согласно мнению П.И. Новгородцева, солидарность проявляется в двух аспектах: солидарность как факт и солидарность как долг. Солидарность как факт является естественным следствием жизнедеятельности людей, независимо от их желаний и обязанностей, так, автор отмечал: «Возрастающая солидарность человечества, соединяющая неразрывными узами отдаленнейшие народы, - есть явление, утверждающие себя, так сказать, само собою, в силу необходимости и без всяких к тому призывов»[5, с. 373]. Однако отечественный юрист полагал, что из факта невозможно вывести долг, по причине того, что уровень фактической солидарности не позволяет осуществить общественный прогресс в желаемом виде. «Социальный долг не есть продукт естественных соотношений, вытекающий из них, как следствие из своей причины; это требование нравственного сознания, ставящего перед собой задачи, еще не осуществленные и не осуществляющиеся простой силой вещей»[5, с. 374]-отмечал автор. Таким образом, солидарность как долг - это желаемая цель общества, выраженная в требовании нравственного сознания.
Ученый был убежден, что солидарность как итог развития свободы, равенства и справедливости влечет за собой практическое последствие -
социальные реформы. В своей работе «О праве на существование», автор писал: «Если главное бедствие тех, кто изнемогает в жизненной борьбе, есть беспомощность, проистекающая от недостатка личных сил и средств, то одним из верных путей для выхода из этого состояния беспомощности является союз лиц, сближенных общим положением и при помощи взаимной поддержки укрепляющих друг в друге чувство солидарности и сознание свободы»[7, с. 11]. Таким образом, чувство солидарности делает из человека общественное существо, которое на основе признания равенства и свободы за всеми членами общества, осознает необходимость уплаты социального долга.
Полагая, что солидарность как факт в недостаточной степени порождает чувства взаимовыручки и готовности к принятию и реализации ряда социальных реформ, П. И. Новгородцев пришел к мысли о необходимости воспитания людей в духе солидарности. «Нужна пропаганда и проповедь, нужны конгрессы и общества социального воспитания, чтобы подготовить людей к высшей справедливости, чтобы сделать из них существа общественные. Нужно, чтобы чувство солидарности проникло в сердце человека, чтобы счастливые мира пришли к этому чувству, и тогда социальный вопрос будет ближе к своему разрешению»[5, с. 380]- отмечал русский либерал. Мы приходим к выводу, что П.И. Новгородцев был сторонником планомерного и последовательного пути «водворения» долга солидарности в сознание граждан сначала путем воспитания, а потом законодательного закрепления его основ. Таким образом, мыслитель считал неприемлемой идею Леона Буржуа, согласно которой в целях развития солидарности помимо декларации прав необходимо создать декларацию обязанностей. «Утверждение справедливости не должно быть насильственным: оно предполагает, прежде всего, согласие всех на правильные условия общественной жизни»[5, с. 380], - отмечал отечественный правовед.
В то же время, П. И. Новгородцев писал: «... конкретное следствие, которое вытекает из общего принципа, есть обязательное общественное и государственное призрение лиц беспомощных и неспособных к труду, проистекает ли эта беспомощность от юного или старческого возраста, болезни или же из других источников. Поскольку забота о бедных из добровольной благотворительности превращается в законную обязанность, она приобретает юридический характер и становится под санкцию»[7, с. 12]. Таким образом, несмотря на несогласие с Буржуа о введении декларации обязанностей, считая ее не соответствующей высказанному принципу добровольности исполнения общественного долга, П.И. Новгородцев все же допускает юридическое
закрепление социальной обязанности. Однако требование данной обязанности призывает человека к его нравственным чувствам и в качестве своей главной цели ставят защиту прав, а также принципа свободы и равенства личности.
Категорический императив Иммануила Канта, согласно которому индивид должен относиться к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого исключительно как к цели, а не средству ее достижения, является, по Новгородцеву, основной максимой солидарного общества. Таким образом, идея солидарности мыслится П. И. Новгородцевым не просто как физическое объединение и взаимодействие индивидов между собой. Это более сложное явление, предполагающее осознание индивидами абсолютного начала свободной и равной личности, и порождающего всеобщее уважение и взаимопомощь. Автор писал: «Свобода, отрицающая начала общей связи и солидарности всех членов общения, приходит к самоуничтожению и разрушению основ государственной жизни»[4, с. 67]. Без солидарности общество превращается в хаос, в котором любой человек является носителем абсолютного права «на все». Однако, имея
нравственное начало, солидарность ознаменовывает прогресс, выраженный в переходе нравственного сознания в правовое. Тем самым реализуется основная задача права - охрана свободы личности.
Как видим, принцип свободного универсализма, будучи важнейшей составляющей концепции П. И. Новгородцева, базируется на равенстве, свободе и единстве нравственно развитых личностей, стремящихся к бесконечному совершенству. Главной целью реализации принципа свободного универсализма является личность. Безусловный принцип личности в перспективе приводит к идее всечеловеческой, вселенской солидарности. Солидарность при этом трактуется как естественный результат нравственного общения свободных субъектов, равных между собой в правах. Естественное право, являющееся моральной основой для формирования желаемого общественного строя, служит ориентиром для позитивного права. Реализация такого ориентира ведет к торжеству солидарности путем создания и развития социального законодательства, воплощающего право на достойное человеческое существование.
Библиографический список
1. Буржуа Л. Солидарность [Текст] / Л. Буржуа. - М.: Т-во А. А. Левенсон, 1899. - 89 с.
2. Валицкий А. Философия права русского либерализма [Текст] / А. Валицкий. - М.: Мысль, 2012. - 657 с.
3. Новгородцев П. И. Государство и право [Электронный ресурс] / П. И. Новгородцев. - Режим доступа: http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=281, свободный.
4. Новгородцев П. И. Демократия на распутьи [Текст] / П. И. Новгородцев. - Берлин: Обелиск, 1923. -
107 с.
5. Новгородцев П. И. Кризис современного правосознания [Текст] / П. И. Новгородцев. - М.: Т-во И. Н. Кушнерев и Ко, 1909. - 393 с.
6. Новгородцев П. И. О задачах современной философии права [Электронный ресурс] / П. И. Новгородцев. - Режим доступа: http://library.nlu.edu.ua/P0LN_TEXT/K0MPLEKS/KURS_1/kurs/10/31_1.htm, свободный.
7. Новгородцев П. И. О праве на существование [Текст] / П. И. Новгородцев. - СПб: Т- во М. О. Вольф, 1911. - 48 с.
8. Новгородцев П. И. Об общественном идеале [Текст] / П. И. Новгородцев. - СПб: Слово, 1921. - 386 с.
9. Новгородцев П. И. Право естественное [Электронный ресурс] / П. И. Новгородцев // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - Режим доступа: http://www.runivers.ru/bookreader/book10179/#page/426/mode/1up, свободный.
10. Российский либерализм: идеи и люди [Текст] / под ред. А. А. Кара-Мурзы. - М.: Новое издательство, 2007. - 902c.
11. Фролова Е. А. Теоретико-методологические вопросы доктрины возрожденного естественного права (П. И. Новгородцев) [Текст] / Е. А. Фролова // Кантовский сборник. - 2015. - №1. - 122 с.
References
1. Burzhua L. Solidarnost' [Solidarity] [Tekst] / L. Burzhua. - M.: T-vo A. A. Levenson, 1899. - 89 p. 2. Valitskiy A. Filosofiyapravarusskogoliberalizma [Philosophy of Russian liberalism law] [Tekst] / A. Valitskiy. - M.: Mysl', 2012. - 657 p.
3. Novgorodtsev P. I. Gosudarstvoipravo [State and law] [Elektronnyjresurs] / P. I. Novgorodtsev. - Rezhimdos-tupa: http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=281, svobodnyy.
4. Novgorodtsev P. I. Demokratiyanarasput'i [Democracy at the Crossroads] [Tekst] / P. I. Novgorodtsev. - Berlin: Obelisk, 1923. - 107 p.
5. Novgorodtsev P. I. Krizissovremennogopravosoznaniya [Crisis of modern sence of justice] [Tekst] / P. I. Novgorodtsev. - M.: T-vo I. N. Kushnerev and Co., 1909. - 393 p.
6. Novgorodtsev P. I. O zadachakhsovremennoyfilosofiiprava [About the goals of modern philosophy of law] [Elektronnyjresurs] / P. I. Novgorodtsev. - Rezhimdostupa: http://library.nlu.edu.ua/POLN_TEXT/KOMPLEKS/KURS_1/kurs/10/31_1 .htm, svobodnyy.
7. Novgorodtsev P. I. Opravenasushchestvovaniye [About the right of existence] [Tekst] / P. I. Novgorodtsev. -SPb: T-vo M. O. Vol'f, 1911. - 48 p.
8. Novgorodtsev P. I. Ob obshchestvennomideale [About the social ideal] [Tekst] / P. I. Novgorodtsev. - SPb: Slovo, 1921. - 386 p.
9. Novgorodtsev P. I. Pravoyestestvennoye [Natural law] [Elektronnyjresurs] / P. I. Novgorodtsev // Entsiklope-dicheskiyslovar' BrokgauzaiYefrona. - Rezhimdostupa: http://www.runivers.ru/bookreader/book10179/#page/426/mode/1up, svobodnyy.
10. Rossiyskiyliberalizm: ideiilyudi [Russian liberalism: ideas and people] [Tekst] / pod red. A. A. Kara-Murza. - M.: Novoyeizdatel'stvo, 2007. - 902 p.
11. Frolova E. A. Teoretiko-metodologicheskiyevoprosydoktrinyvozrozhdennogoyestestvennogoprava (P. I. Novgorodtsev) [Theretico-methodological questions of regenerate natural right doctrine (P.I. Novgorodsev)] [Tekst] / E. A. Frolova // Kantovskiysbornik. - 2015. - №1. - 122 p.
THE RIGHT AND PRINCIPLE OF FREE UNIVERSALISM IN INTERPRETATION
P. I. NOVGORODTSEV
Gleb E. Moskalenko,
adjunct, Omsk Academy of the MIA of Russia (Omsk, Russia)
Abstract.The politico-legal doctrine of the prominent Russian liberal notionalist of the beginning of XX century - Paul IvanovichNovgorodsev is considered in the article. In particular, the idea of the revival of natural law, the social ideal declared as the "principle of free universalism", as well as the idea of solidarity, which has a fundamental meaning in the doctrine of theorists, is disclosed.
The aim of the work is to disclose purpose of the idea of solidarity in the concept of P.I. Novgorodsev, to show connection to the concept of regenerate natural right and the principle of free universalism.
Methodology of the research is based on dialectical method of cognition. Such methods of logics as analyses, synthesis, induction, deduction, analogy were used during the preparation of the work. Such private-science methods as chronological, problematic, historical-comparative, formal-legal and the method of comparative jurisprudence were used as well.
In the work the author presents adherence of P.I. Novgorodsev to the natural law approach, where the natural law is a complex of ideal norms, arising from nature without people's outrage. These norms are based on the principles of personality, freedom, justice and love. The natural law is one of the means of achieving free universalism, based on the principles of free, equal and striving for interaction and understanding of people. Implementation of a natural law basics and the principle of free universalism promotes the development of social solidarity. While solidarity is considered a fact and a duty, expressed by the demand for moral consciousness, based on the recognition and respect for freedom and equality of the individual.
The author comes to conclusion that solidarity is a sophisticated phenomenon, assuming awareness by individuals of absolute basics of free and equal personality, and generating universal respect and assistance. This awareness causes practical consequences - social reforms. Thus, idea of solidarity commemorates transfer from moral consciousness to legal consciousness.
Key words: principle of free universalism, solidarity, natural law, P.I. Novgorodsev, liberalism, law, state, social
ideal
Сведения об авторе:
Москаленко Глеб Евгеньевич-адъюнкт кафедры теории и истории права и государства ФГКОУ ВО «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» (644092, г. Омск, пр. Комарова, д. 7), e-mail :glmos55 @y andex.ru.
Статья поступила в редакцию 13.02.2018 г.